Как устроен мир 3 класс окружающий мир конспект

Обновлено: 06.07.2024

в) небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля.

2. К живой природе относятся:

а) грибы и микробы, растения, животные, человек;

б) Солнце, Земля, небо, облака, дождь, снег;

в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками.

3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а) они передвигаются, растут, умирают;

б) они говорят, бегают, прыгают, растут, умирают;

в) они дышат, питаются, растут, размножаются.

4. Что такое окружающая среда?

а) Это все то, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем;

б) это все то, что нас окружает в природе;

в) это совокупность живой и неживой природы.

5. Что такое экология?

а) наука об окружающей среде;

б) наука, которая изучает неживую природу;

в) наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей средой, о Земле и о законах, по которым мы должны жить.

6. Что объединяет этих животных: дронт, морская корова, странствующий голубь?

а) спасены человеком;

б) стали редкими;

в) уничтожены человеком.

7. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

8. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают фермы, пасеки, птицефабрики;

б) создают заповедники, ботанические сады;

в) создают бульвары и скверы.

10. Что такое заповедники?

а) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;

б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;

в) это участки земли, где выращивают редкие растения всего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значения природы для человека; расширить представления учащихся о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую приносит растительный и животный мир человеку, о необходимости охраны окружающей среды; обучения формулированию выводов и обобщений.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность; совершенствовать речевые умения.

Воспитательные: воспитывает бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки; объекты живой и неживой природы; картинки с изображениями машины, реки, дождя, солнца, лисы, розы, березы, дома, книги, телевизора.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Прозвенел звонок на урок. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.

– Скажите, с какой целью вы пришли сегодня на урок?

– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Знаний.

Учитель читает стихотворение:

Есть просто храм, Он свят в любое время суток,

Есть храм науки. Открыт для нас в жару и стынь,

С лесами, тянущими руки Не оскверни ее святынь.

Навстречу солнцу и ветрам. (А. Смирнов.)

–Какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О природе.)

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. Будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, рассказывать о явлениях и объектах природы. Познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы в жизни человека.

III. Изучение нового материала.

–Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор.

– Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека.

Учитель убирает картинки с изображениями рукотворных объектов.

– Прочитайте названия оставшихся объектов природы. (Река, дождь, солнце, роза, лиса).

– На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.)

– По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (Все, что дышит, питается, размножается, растет.)

– А какие условия необходимы на Земле для жизни? (Воздух, свет, тепло, вода.)

Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камушки, песок, глину, комнатные растения.

– Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера:

– Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа, или ор-ганизмы, живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)

– Посмотрите на доску (демонстрирует картинки). Как красива живая природа!

– Как можно разделить живую природу? (На группы.)

– А как называются группы в живой природе? (Царства.)

– В природе все живое ученые-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов и царство бактерий.

– Но все-таки они отличаются друг от друга. Чем же растения отличаются от животных? (У них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят.)

Демонстрирует схему:


– Придумайте и назовите объекты данных царств. (Ответы учащихся.)

– Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? (Ответы учащихся.)

–Крошечные организмы существуют везде и всюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только с помощью микроскопа – увеличительного прибора, с которым вы будете работать в 5 классе.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель называет слово; если оно обозначает объект живой природы, то дети прыгают на месте, если называется объект неживой природы, – выполняют приседания.

– К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.)

– Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса – пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится всем, живущим на нашей планете. Почему? (Ответы учащихся.) Сделайте вывод: природа – это источник чего? (Делают вывод.)

На доске схема:


1. Природа – источник воздуха, пищи, воды.

2. Представьте, мы пришли в лес и любуемся его растительным и животным миром. Какие чувства у вас возникают? (Он нам нравится.) Значит, природа – это источник красоты.

3. Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища – все это залог здоровья.

4. Придя в лес, вы увидели надломленную ветку дерева. Как поступите? (Подвяжу ветку.) После отдыха в лесу у вас остались пустые коробки из-под сока, банки, пакеты. Что вы сделаете? (Возьму с собой, чтобы выбросить в мусорные баки.) Такое отношение к природе – доброе, отзывчивое. Значит, природа – это источник чего. (Доброты.)

5. Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. Значит, природа – источник познания.

6. Природа также является источником материалов для хозяйственной деятельности.

– Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода, которые необходимы для жизни растений, животных, человека.


Все, что окружает нас вокруг – леса, горы, моря, реки, воздух, солнце, животные и растения – это природа: к ней не относится лишь то, что сделано руками человека. В свою очередь, природа может живой и неживой. Все части окружающего мира неразрывно связаны между собой. Давайте подробнее узнаем, как устроен мир и природа.


Неживая природа

Мы живем в мире природы, благодаря которой стало возможным существование всего живого на нашей планете. Изначально на Земле зародилась неживая природа. К ее объектам относятся горы, вода, земля, воздух, небесные тела.

Из гор был сформирован слой почвы, а под воздействием солнечной энергии и тепла сначала в воде, а затем и на земле зародилась первая жизнь. Это были микробы и простейшие микроорганизмы, которые в ходе эволюции научились дышать, питаться и размножаться на суше.

Объекты неживой природы обладают следующими свойствами:

  • Могут находиться в различных состояниях: твердом, жидком или газообразном. В твердом состоянии они отличаются высокой прочностью (камень, песок, гора, земля), в жидком состоянии не имеют определенной формы (вода, облако, туман, капля), в газообразном состоянии представляют собой пар и воздух.
  • Не нуждаются в питании, дыхании и размножении. Они могут менять свой размер или форму, но не самостоятельно, а только под внешним воздействием.
  • Объекты неживой природы не могут рождаться и умирать. Они появляются и уже никуда не исчезают, а только переходят из одного состояния в другое.
  • Не могут самостоятельно передвигаться.

Живая природа

Объекты живой природы – люди, животные, растения, микробы. Они разительно отличаются от неживого мира. К их особенностям относят:

  • Способность дышать и питаться.
  • Живые организмы рождаются, развиваются в течение всей жизни, после чего умирают. Зарождение жизни человека или животного начинается с формирования эмбриона, а растение развивается из крошечного семени.

В природе существует большое количество способов размножения. Растения могут производить себе подобных с помощью семян, спор, частей своего тела (клубней, луковиц, корневищ, побегов). Животные откладывают яйца или рождают уже живых детенышей.

  • Жизненный цикл любого живого организма проходит несколько стадий: рождение – развитие – размножение – смерть.

Примечательно, что живая и неживая природа не могут существовать отдельно друг от друга – в нашем мире все взаимосвязано. Например, растения – объекты живой природы – не могут существовать без солнечного света, воздуха и воды. Они могут образовывать питательные вещества при помощи углекислого газа, который содержится в воздухе, и только на свету. Размножение растений происходит благодаря ветру, который разносит по земле семена. И это только один пример неразрывной связи живой и неживой природы, а их существует бесчисленное множество.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 3 класса "Как устроен мир"

Мониторинг(входной) по окружающему миру по теме:

А1. Что составляет природу?

Все, что нас окружает и не сделано руками человека.

Растения и животные.

Все, что двигается

А2. К телам неживой природы относятся.

Бактерии, воздух, рыбы, камни.

Планеты, вода, грибы, насекомые.

Луна, камни, ручей, небо.

Птицы, горы, деревья, человек.

А3. Назови царства живой природы.

Грибы, животные, растения, бактерии.

Звери, люди, рыбы, млекопитающие.

Насекомые, микробы, грибы, растения.

Бактерии, птицы, рыбы, растения.

А4. Гражданином какой страны ты являешься?

А5. Назови символы государства.

Президент, гимн, народ.

Флаг, семья, герб.

Гимн, салют, Москва.

А6. Отметь то, что помешает развитию растений.

А7. Отметь группу животных, занесенных в Красную книгу.

Утка, лебедь, журавль.

Бурый медведь, лисица, рысь.

Лягушка серая, ящерица, жаба.

Орел-беркут, фламинго, уссурийский тигр.

А8. Увидев в общественном транспорте оставленные без присмотра вещи, надо

Отнести вещи водителю.

Выбросить вещи на улицу.

Сказать об этом водителю.

Достать и рассмотреть вещи.

А9. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

Горбатый, бледный, хилый, низкий.

Стройный, сильный, ловкий, статный.

Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий.

А10. Экология – это наука…

О строении человека.

О связях между живыми существами и окружающей их средой.

Часть В включает три задания ( В1-В3 ). Каждое требует вашего ответа в виде слова или слов в единственном или во множественном числе именительного падежа, которые вы впишите в бланк ответа №1.

В1. Какой цвет на государственном флаге России символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество?

В2. Что называют кладовой информации?

В3. Человек в отличие от животных – существо…

Мониторинг(входной) по окружающему миру по теме:

А1. Почему нужно изучать окружающий мир?

Чтобы приносить радость родителям

Чтобы хорошо учиться.

Чтобы знать, как правильно использовать природу и охранять ее.

Чтобы не потеряться.

А2. К телам живой природы относятся…

Вода, деревья, дождь, человек.

Птицы, рыбы, звери, насекомые.

Трава, солнце, роса, животные.

Песок, человек, камни, цветы.

А3. Назови царства живой природы.

Грибы, звери, люди, насекомые.

Животные, бактерии, птицы, микробы.

Человек, растения, молекулы, рыбы.

Растения, животные, грибы, бактерии.

А4. Назови символы государства.

Флаг, герб, президент.

Москва, гимн, государство.

Флаг, семья, гимн.

А5. Назови главу нашего государства.

А6. Малая часть общества – это…

А7. Каждый народ имеет национальные…

Песни, танцы, гимн.

Территорию, границу, костюм.

Язык, костюм, песни.

Танцы, флаг, сказки.

А8. Назови государственный язык нашей страны.

А9. В каком порядке ( сверху вниз ) расположены полосы на государственном флаге России?

Белая, красная, синяя.

Белая, синяя, красная.

Красная, синяя, белая.

Синяя, красная, белая.

А10. Как называется книга, где собраны сведения о редких и исчезающих видах растений и животных?

Часть В включает три задания ( В1-В3 ). Каждое требует вашего ответа в виде слова или слов в единственном или во множественном числе именительного падежа, которые вы впишите в бланк ответа №1.

В1. Какой цвет на государственном флаге России символизирует мир, чистоту, непорочность, совершенство?

В2. Наука о связях между существами и окружающей их средой, называется…

В3. Найди лишнее.

Живые существа, в отличие от предметов неживой природы рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, размножаются, умирают.

Пояснительная записка к входному мониторингу

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. 3 класс: Тесты.Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2011;

Сучкова С.В., Мурашкина И.А. Окружающий мир. Итоговая аттестация в начальной школе. – Саратов: Лицей, 2010

в соответствии с Федеральным стандартом начального образования и направлены на совершенствование методов оценки и контроля знаний учащихся по данному предмету.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме.

Учащиеся 3 класса должны знать:

как устроена природа;

что представляет собой внутренний мир человека;

что такое общество;

что изучает наука экология.

Данный мониторинг решает задачи:

формирование общеучебных умений и навыков учащихся 3 класса;

корректировка знаний учащихся учителем;

уведомление родителей об уровне знаний детей по предмету;

создание ситуации объективной и независимой оценки качества знаний учащихся.

Задания мониторинга составлены так, что при ответах детям приходится применять не только знания по данной теме, но и умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Мониторинг состоит из двух частей: части А и части В.

Вопросы части А контролируют знания детей по изученному разделу. Правильный ответ части А оценивается в 1 балл.

Часть В включает 3 задания (В1-В3). Каждое требует ответа в виде слова или слов в единственном или во множественном числе именительного падежа, которое нужно вписать в бланк ответа №1. Правильный ответ части В оценивается в 2 балла.

Мониторинг включает в себя 13 заданий.

А1. Что составляет природу? В1. Символы государства.

А2. Живая и неживая природа В2. Экология.

А3. Царства природы. В3. Как устроена природа.

А4. Символы государства

А5. Общество, семья

А6. Красная книга

А9. Страна, в которой ты живешь.

А10. Человек – часть природы.

Высокие результаты (успешность выполнения отдельных заданий достигает 80-100%) продемонстрированы при выполнении, как стандартных заданий, так и заданий повышенной сложности.

Несмотря на достаточно высокие результаты третьеклассников, можно отметить и некоторые трудности в обучении, предупреждение и устранение которых будет способствовать дальнейшему повышению результативности обучения.

Булатовой Л.А., учителю начальных классов:

проводить коррекционную работу по западающим темам;

включать в систему уроков задания по проблемным темам;

предоставить учащимся больше информации о символике России, о бережном отношении к природе;

осуществлять регулярный контроль результатов проводимой работы;

включить в промежуточный мониторинг задания по западающим темам и выполнить сравнительный анализ с целью выявления динамики.

Зам. директора по УВР Н.В. Башканова

Ознакомлена: Л.А. Булатова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №23 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

качества знаний по окружающему миру

диагностической тестовой работы по окружающему миру

Тесты содержат по 13 заданий, разделенных на две части.

Часть А – задания А1-А10, предусматривают выбор ответа из четырех предложенных.

Часть В – задания В1-В3, требуют краткой записи.

Отбор и распределение заданий

Задания теста составлены на материале следующих блоков содержания: значение природы для людей, человек – часть природы, государство и общество, мир глазами эколога, как быть защитником природы.

Распределение заданий диагностической работы по основным блокам содержания

Как устроена природа

Структура итоговой работы

Как устроена природа

Знания учащихся о живой и неживой природе

Как устроена природа

Знания учащихся о живой и неживой природе

Как устроена природа

Знания учащихся о живой и неживой природе

Человек и общество

Представление школьников о семье, государстве, символах страны

Человек и общество

Представление школьников о семье, государстве, символах страны

Человек и общество

Представление школьников о семье, государстве, символах страны

Человек и общество

Представление школьников о семье, государстве, символах страны

Человек и общество

Представление школьников о семье, государстве, символах страны

Человек и общество

Представление школьников о семье, государстве, символах страны

Знания учащихся о больших и малых ранах природы

Представление школьников о гражданственности

Представление детей о том, как правильно использовать природу и охранять ее.

Как устроена природа

Знания учащихся об отличии человека от животного

Предлагается два варианта работы, одинаковых по содержанию, уровню сложности и порядку следования заданий.

Организация и проведение контрольной работы

Выполнение контрольной работы организует учитель.

Затем следует короткий инструктаж учителя, ориентированный на то, чтобы обратить внимание детей на количество заданий, на необходимость распределения времени при выполнении данных заданий, на время выполнения всей работы.

Инструкция для учащихся.

КАК ВЫПОЛНЯЮТСЯ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

по окружающему миру

Для работы тебе нужно иметь ручку и лист для черновых записей.

Внимательно читай каждое задание и ответы к нему.

Выбери правильный ответ. Пожалуйста, обрати внимание на то, что правильный ответ только один. Поэтому ты можешь выбрать только один вариант ответа. Если ты отметишь два ответа, задание будет считаться не выполненным. Исправления и зачеркивания в клеточках части А не допускаются.

Определив правильный ответ в заданиях А1-А10, поставь в соответствующее окошко крестик (Х), в заданиях В1-В3 запиши краткий ответ.

Не надо долго размышлять над заданием. Если не удается его выполнить за две-три минуты, переходи к следующему заданию. Если останется время, ты сможешь вернуться к заданию, вызвавшему затруднения.

Когда выполнишь все задания теста, проверь работу.

Запомни! Писать нужно только ручкой.

Оценка выполнения заданий и работы в целом.

Критерии выполнения заданий

Выбран верный ответ

Задание выполнено верно

Максимальное количество баллов по всем заданиям 16 .

Средний показатель уровня обученности учащихся 3 класса по темам

Анализ результатов выполнения каждого задания теста позволяет выявить типичные (у целого класса), однотипные (у группы обучающихся) и индивидуальные (у каждого ученика) пробелы в усвоении определенной темы курса русского языка средней общеобразовательной школы.

График выполнения заданий теста по окружающему миру по теме

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВХОДНОГО МОНИТОРИНГА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Сроки проведения: с 10 декабря 2012г. по 28 декабря 2012г.

Всего обучающихся в 3 классе – 20 человек.

Количество учащихся, принявших участие во входном мониторинге – 20 человек.

Тест имеет следующую структуру

По итогам входного мониторинга по окружающему миру в 3 классе выявлено, что в целом 75% учащихся справились с работой на оптимальном и допустимом уровне и лишь 15% -на критическом. Выполнивших работу на недопустимом уровне (менее 50% заданий от общего числа) 10% учащихся.

Кол-во учащихся, выполнивших работу

Кол-во обучающихся, результат которых – не менее 50% правильно выполненных заданий от общего числа

выполнивших тест на оптимальном уровне

выполнивших тест на допустимом уровне

на критическом уровне

выполнивших тест на

Кол-во обучающихся, результат которых – более 2/3 правильно выполненных заданий от общего числа

Читайте также: