Как ухаживать за комнатными растениями 1 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями, правилами ухода за комнатными растениями, провести практическую работу – посадить отпрыски хлорофитума в грунт.

Планируемые результаты: освоят правила ухода за комнатными растениями, научаться отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать достижения, научаться докладывать.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, заранее приготовить отпрыски хлорофитума с корнями 2-3см, картинки комнатных растений, слова карточки: с названиями растений для взаимопроверки, видами размножений растений, условиями ухода за растениями; книги “Зеленая аптека РБ”, “Растения Республики Башкортостан”).

(Класс разделить на 4 группы и посадить по группам)

I. Организационный момент.

Дети, вам тепло? (Да)

В классе светло? (Да)

Прозвенел уже звонок (Да)

Уже закончился урок? (Нет)

Только начался урок? (Да)

Хотите учиться? (Да)

Значит, можно всем садиться!

II. Мотивационно-целевой этап. Звучит музыка “Вальс цветов”

Послушайте музыку и ответьте на вопрос:

- Какую картину вы представили прослушав музыку? (Ответы детей)

- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке? (О цветах)

- А где мы видим цветы? (В саду, на клумбе, в цветниках и т.д.)

- Вспомните на какие группы ученые разделили все растения? (Растения, которые растут на улице и на растения комнатные)

- Какова роль растений в жизни человека? (Очищение воздуха, эстетическая – радуют нас своей красотой, есть и лекарственные растения)

- Лекарственные травы также собирают и на территории Башкортостана (показ книг “Зеленая аптека РБ”, “Растения Республики Башкортостан”)

- А чем же отличаются комнатные растения от растений на улице? (Условиями жизни)

- А какие же условия необходимы комнатным растениям? (Вода, тепло, солнечный свет, почва – показ слайда 1)

- А почему же иногда и комнатные растения выглядят не лучшим образом? (Потому, что и за ними нужно правильно ухаживать). Слайд 2


1 - Кто догадался, какая же тема урока сегодня? (Как ухаживать за комнатными растениями). Слайд 3


III. Работа по теме урока.

- На сегодняшнем уроке мы научимся ухаживать за комнатными растениями и так же посадим наши отпрыски хлорофитума в грунт.

- Но прежде вспомним названия комнатных растений которые мы изучили на прошлом уроке. (Работа в парах по карточкам). Слайд 4 показать для взаимопроверки.


- А какие комнатные растения есть у вас дома? (Выступление Анаид и Ани, рассказывают о герани и спацифиллуме). Слайд 5 фото с данными растениями.


- Как нужно ухаживать за комнатными растениями? (Слайд 6, 7)



  • Полив.
  • Рыхление почвы.
  • Опрыскивание.
  • Удаление пыли с листьев.
  • Достаточное освещение.
  • Пересадка.
  • Подкормка.
  • Обрезка.

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
Вверх и полетел
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.

- Почему бабочку сравнивают с цветком? (Она яркая, красивая похожа на цветок).

V. Практическая работа.

Роль растений очень важна. Сегодня мы посадим комнатное растение – хлорофитум в грунт, это растение ценно потому, что оно очень хорошо очищает воздух. Чистый воздух - залог здоровья, проблема очищения воздуха мировая проблема, даже 2013 год - объявлен годом окружающей среды, чтобы люди задумались об экологии. Мы с вами поможем очистить воздух нашей комнаты. Вместе посадим отпрыски хлорофитума в землю. Комнатные растения бывают самые различные, по форме листьев, по цвету, по запаху и также по способам размножения. Хлорофитум размножается отпрысками. Все комнатные растения размножаются способами. Слайд 8


  • Стеблевыми черенками.
  • Листовыми черенками.
  • Луковицами.
  • Делением куста.
  • Отпрысками.

Исследовательская работа по теме “Размножение хлорофитума отпрысками”.

(Слайды 9, 10, 11, 12)





  • Познакомились с учителем биологии и побывали в кабинете биологии.
  • Сорвали отпрыски комнатного растения – хлорофитума.
  • Поместили отпрыски растения в воду 30 сентября.
  • Стали наблюдать за растениями. Первые корни зафиксировали 3 октября.
  • На сегодняшний день растения имеют корни от 2 до 4 см и готовы к посадке в грунт.
  • Вывод: таким образом мы познакомились с комнатным растением – хлорофитумом, узнали о размножении растения, провели исследовательскую работу, научились ухаживать за комнатными растениями.

- А сейчас мы все вместе посадим наши растения в землю. (Организованно по группам посадить хлорофитум в землю. К в перчатках, распределить заранее роль каждого: 1 – держит растение, 2 – помогает посадить, 3 – закапывает, 4 – поливает)

VI. Работа в тетради.

- Откройте рабочие тетради и приклейте фотографию хлорофитума.

VII. Рефлексивно-оценочный этап. (Слайд 13)

- Оцените свою работу на уроке?

- Сложно ли ухаживать за комнатными растениями, что нужно для этого?

VIII. Подведение итога урока. (Слайд 14)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие задания вам больше всего понравились?


1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: 1 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; изд-во “Просвещение”. – М.: Просвещение, 2012.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: 1 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: методическое пособие с поурочными разработками / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Способствовать обогащению преджставлений о многообразии мира растений.

Как ухаживать за комнатными растениями.

Цели:

способствовать обогащению представлений о многообразии мира растений;

познакомить учащихся с наиболее распространёнными комнатными растениями

расширить представление о значении комнатных растений в жизни человека;

формировать понятие и практические умения о правилах ухода за ними;

развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы;

способствовать формированию умение выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, фантазии;

способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию комнатным растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни;

воспитывать чувство ответственности, формирование умения общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

Организационный момент.

- Дети вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

- Только начался урок? (Да!)

- Хотите учиться? (Да!)

- Значит, можно всем садиться!

Звучит музыка, на слайдах комнатные растения.

Актуализация знаний. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О комнатных растениях) - А зачем человеку нужны комнатные растения? - Какие названия комнатных растений в классе вы запомнили? - Про какое растение узнали дома и хотите поделиться с нами? (Учитель заслушивает рассказы детей у доски)

Постановка учебной задачи.

- Какое сейчас время года? Что происходит с растениями?

- Почему растения в природе желтеют, сбрасывают листву, увядают, а комнатные растения круглый год стоят зеленые? (( Растения находятся в помещении, а в помещении тепло. За ними ухаживает человек.)

- Замечали ли вы, что иногда комнатные растения выглядят не лучшим образом: листочки засыхают, растение выглядит увядшим? Отчего же это происходит? (Человек забыл полить растение. Он не умеет ухаживать за растениями.)

- А как вы думаете, нам надо это знать?

- Так что же надо делать, чтобы комнатные растения нас радовали? На этот вопрос мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.

- Сейчас я предложу вам пробное действие. Вы должны приложить все усилия для его выполнения, чтобы каждый понял, чего он еще не знает, чему он должен научиться. Перед вами лежат листочки с картинками. Вы должны соединить с цветком те предметы, которые необходимы для ухода за комнатными растениями. (1-2 минуты)




















Выявление причины затруднения. Выход из затруднения.

- Кто не смог выполнить задание, поднимите руки.

- Кто выполнил задание? (Один ученик рассказывает, что он соединил).

- Кто выполнил по-другому?

- Кто уверен, что выполнил задание верно? Как вы можете обосновать?

Учитель берет несколько работ, вывешивает на доску.

- Какое задание вы должны были сделать? Почему разные ответы? Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как правильно ухаживать за комнатными растениями.)

- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать и научиться ухаживать за комнатными растениями.)

- Обратимся к модели-аппликации, она сегодня послужит нам эталоном.

Проблемное объяснение нового знания.




- Что означают эти символы?

-В первую очередь растениям необходимы свет и вода. Родина большинства комнатных растений – южные страны, и поэтому им особенно важно хорошее освещение и тепло. Для полива используют воду комнатной температуры.



- В нашем эталоне есть еще символ


- Кроме воды и света растениям необходим воздух. Для лучшего доступа воздуха необходимо рыхлить почву. Это делают специальной палочкой или грабельками для комнатных растений.

- Почему в нашем эталоне есть такой символ?

Большинство комнатных растений хорошо развиваются при температуре 13-23° С и плохо переносят перепады температур.


- Кто знает этот символ? Для чего он нужен?

- Многие растения нуждаются в дополнительном увлажнении воздуха. Для этого используют опрыскиватель.

- А для чего нужны ножницы?

- Засохшие, сломанные или пораженные вредителями или болезнями листья и побеги срезают ножницами с закругленными концами.


- И последний символ. Для чего он нужен?

- Влажную салфетку используют для удаления пыли, которая препятствует нормальному росту, а также портит внешний вид.

- Как вы думаете, что теперь надо сделать? (Научиться пользоваться новыми знаниями.)

Первичное закрепление. Практическая работа.

- Посмотрите на рисунки в учебнике с. 35. На каком из этих рисунков растения поливают правильно?

- Чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась и не вытекала, землю в горшках следует рыхлить. (1-2 ученика пробуют порыхлить землю в горшочках.)

- Любят цветы и водные процедуры. Листья можно протереть влажной тряпочкой. (1-2 ученика протирают листья.)

- Учитель демонстрирует опрыскивание с помощью опрыскивателя-рассеивателя.

- Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, другие – нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике – поближе к солнышку, другие стоят подальше от окна, так как не любят много солнечного света.

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вывод для себя сделали?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели?

- Оцените свою работу на уроке.

- Прикрепите синий цветочек – если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало.

- Желтый цветочек – если вы добыли новое знание с помощью работы класса.

- Красный – если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по окружающего мира

Учитель: Цибизова П.А.

Методист: Лебедева С.А.

Студентка: гр. 741 Старостина А.С.

Оборудование: конспект, презентация

Цель и задачи урока:

познакомить с условиями жизни растений;

расширять представления о жизни и росте растений;

показать основные приёмы ухода за комнатными растениями;

воспитывать бережное отношение к растениям

самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

определять правильность выполнения заданий;

самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

ориентироваться в учебнике, определять область своего незнания, планировать свою работу по изучению нового;

извлекать информацию, представленную в форме текста, иллюстрации и т.д.;

анализировать, делать выводы.

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

сотрудничать с учителем и одноклассниками.

осмысление личностного смысла учения, понимать позицию другого.

Организационный момент:

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел уже звонок.

Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Александра Сергеевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Проверьте готовность к уроку, посмотрите готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки.

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку.

Актуализация

Проверим домашнее задание, которое вам задавали. Откройте свои рабочие тетради на стр. 25 №2, 3.

Определение темы урока:

Как вы думаете какая тема урока?

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать –и- мачехи, нарциссами…

-Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, -возражает ей Лето.- Цветы у тебя правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван – чай, гвоздики, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвел вереск, повела багряным рукавом. Тут зацвел вереск, цикорий, хризантемы..

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад….

Люди сад вырастили. Здесь цветы круглый год самые красивые, зеленые - хвалится Зима.

О каком зимнем саде идет речь?

Какими цветами хвалится зима?

Вспомните, какие комнатные растения вы знаете?

Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по – прежнему остались зелеными и даже цветут?

Кактус, фиалка, Драцена, Пальма, Молочай, Бегония, Папоротник.

Потому, что они находятся в тепле и за ними ухаживают.

Мы будем говорить о комнатных растениях и о том как за ними ухаживать.

Постановка целей и задач урока:

Ребята, а что необходимо для роста растений? Почему растения в природе желтеют, сбрасывают листву, увядают, а комнатные растения круглый год стоят зеленые?

- А что значит УХАЖИВАТЬ за комнатными растениями?

Как вы думаете, чему сегодня на уроке мы научимся?

Вода, свет, почва

Растения находятся в помещении, а в помещении тепло. За ними ухаживает человек. Поливать, рыхлить, пересаживать.

Изучение нового материала

Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник КРАСОТЫ. Нередко цветы, которые все лето украшали помещение, с наступлением зимы начинают вянуть, листья у них темнеют и опадают. Дело в том, что условия стали менее благоприятными, меньше света, батареи сушат воздух, и земля в горшках сохнет быстрее. Поэтому растениям требуется помощь человека.

А сейчас встаем из-за парт и немного отдохнем.

Включаю видеофизминутку.

Практическая деятельность учащихся:

Откройте учебник на стр. 34, рассмотрите иллюстрации цветов.

Ребята, сравните растения на верхних и нижних рисунках. Как вы думаете почему завяли растения? А какие условия необходимы для комнатных растений? А кто из вас ухаживает за растениями дома? Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Для того, чтобы помочь растению, нужно знать нехитрые правила. Какие правила знаете вы?

Правила ухода за комнатными растениями:

1.Поливай растения водой комнатной температуры. Вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливай вечером, зимой – утром.

2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растениям.

3.Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями лучше опрыскивать.

4.Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков.

Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой, наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от сквозняков.

Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а летом - ее перегревание.

Давайте сейчас внимательно рассмотрим фотографию на стр.35 учебника:

Этой фотографии около ста лет.

Что изображено на фотографии?

Ребята, давайте вспомним какое значение имеют комнатные растения в жизни человека?

- Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным цветением удивительно красивых цветков.

Для того чтобы ухаживать за растениями, нам нужны специальные инструменты. Давайте посмотрим в учебнике, какие это инструменты. Скажите мне какие инструменты мы используем для комнатных растений?

1 инструмент – лейка. Для чего она нужна?

2 инструмент – лопатка.

3 – Инструмент для рыхления.

Итак, ребята мы узнали сегодня, что нужно ухаживать за комнатными растениями, мы узнали какие инструменты для этого нам понадобятся. Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

… Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Открывают учебник, сравнивают растения. Потому что за ними не ухаживали. Нужно поливать, рыхлить, протирать листочки.

План занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.
2. Практическая работа. Инструктаж.


I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята и гости, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

II. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
1. Переход к теме занятия. Чтение стихотворения педагогом.
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, а потом подумайте о чём идёт речь.
В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,

В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (автор Нищева Наталия)
– Молодцы, мы поговорим с вами о комнатных растениях (Слайд1).

2. Рассказ педагога.
– Самый первый вопрос, который у нас возникает, почему растения называются комнатными? (Предположения детей)
– Комнатными растениями называются такие растения, которые пригодны для выращивания в жилище.

В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами. Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность.

Где мы можем найти нужное растение в данное время? (Заказать, купить в магазине, вырастить самому). А раньше люди путешественники привозили растения из экспедиций. Селекционеры выводили новые сорта растений, устойчивых в нужных условиях.

3. Какие растения вы знаете?
– Какие названия растений вы знаете?
– Роза, ромашка, алоэ…
– Что нужно растениям для того чтобы они хорошо росли?
– Вода, земля…
– Правильно, ребята. Растениям необходим свет, вода, грунт (Слайд3).

Все растения нуждаются в уходе. Одним растениям нужно много света, они называются светолюбивыми, соответственно те растения, которые лучше переносят тень, называются тенелюбивые. Также и с водой: существуют влаголюбивые и засухоустойчивые растения (Слайд 4,5).

Давайте сейчас я прочитаю сказку, вы слушайте внимательно и запоминайте способы ухода за растениями.
(Сказка о комнатных растениях)

– Итак, как Маша ухаживала за растениями? (поливала, протирала пыль)

5. Продолжение рассказа педагога с элементами беседы.
Существуют два основных способа размножения растений: семенное размножение и вегетативное размножение (Слайд 6).

При семенном размножении вся информация о будущем растении заключена в семени - небольшой коробочке с твердым покрытием, которое защищает информацию и содержит в себе запас питательных веществ. Семя может долгое время ожидать благоприятных условий для развития, а затем быстро начинает развиваться.

Второй способ размножения растений - вегетативное размножение. Здесь новое растение образуется от части старого. Бывает достаточно срезать побег или ветку, чтобы получить новое растение. К вегетативному размножению относится размножение клубнями, луковицами, черенками (частями стебля, листа, корня).
(Видео о способах размножения растений)

6. Вывод.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.

- Что-то мы устали, разомнемся, ребята? (да)

Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Пальчиковая гимнастика Подсолнух
У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

2. Практическая работа. Инструктаж.
Составим алгоритм посадки комнатного растения (раздаются карточки, дети составляют в нужном порядке) (Слайд 7, Приложение 2).
- Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами проведем черенкование толстянки и посадим черенки в землю.

Инструктаж: правила работы садовыми инструментами и инвентарём (Слайд 8).
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место.
Ребята черенкуют, рассаживают черенки по стаканчикам.

Читайте также: