Как получается музыка мифы сказки легенды 2 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Название работы: Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Музыка - это прежде всего звуки,которые нас окружают. Это и пение птиц, и шум моря (ветра),и шелест листьев, вобщем то - что имеет звук. А рёв машин или сигнализация - это музыка? Да, это тоже музыка.

Дата добавления: 2014-06-14

Размер файла: 110.9 KB

Работу скачали: 52 чел.

red95;; Урок № 1 по предмету " Живая музыка "

( -й класс школы педпрактики ОГМА )

Тема урока : " Окружающий мир и музыка. Что такое музыка ? Сказки и легенды о музыке и музыкантах. "

1.Приветствие . ( попросить их встать, поздароваться, представиться )

2 . Что такое музыка ?

Ребята,так всё же, что ж такое музыка ?

Кстати, вы знаете как называется человек, который " создаёт " музыку ( пишет музыкальные произведения )? Композитор .

А тот кто исполняет ( играет ) его произведения ? Исполнитель .

А как называются люди которые слушают эту музыку ? Слушатели .

Ребята, а на что способна музыка ? Она может что-то нам передавать ( выражать ) ?

Давайте в этом убедимся.

Ребята, я сейчас исполню вам произведение П.И. Чайковского " Болезнь куклы " , слушаем очень внимательно.

Какое настроение этого произведения ? Название подходит этому произведению ?) . Почему ? А вы обратили внимание на то, что здесь есть звуки похожие на вздохи, стоны ( демонстрирую ) .

Так кто композитор этой пьесы ?

А я в данном случае ( когда играла ) кто ? Исполнитель.

А вы тогда кто ? Слушатели.

Ребята, а вы знаете ещё какие-то произведения Чайковского ?

Какой характер (настроение ) выражает это произведение ?( развлекательный, весёлый, танцевальный )

Название подходит этому произведению ? Удалось ли композитору передать его характер ?

А какое название придумали бы вы этому произведению ?

Хорошо, ребята,молодцы ! А вы когда – нибудь задумывались о том, как появилась музыка ?

3. Так как же музыка появилась ? По этому поводу существует очень много предположений,мифов и легенд.

Музыка появилась ещё в глубокой древности. Изначально она была создана для сопровождения ритуалов. ( Обьяснить, если нужно,что такое ритуал ) . Но музыка ведь не может существовать без музыкальных инструментов ?! Первые музыкальные инструменты были очень простые ( приметивные ) : стук камешка об камешек, стук других предметов об что-то ( то, что привело впоследствие к созданию барабана ); это раковины ( гул раковин ) . Позже появились барабаны, бубны, которые задавали ритм, из рогов и костей животных и из дерева стали делать дудочки ( предки духовых инструментов, показать рисунок флейты ) , затем на деревянную ветвь стали натягивать жилы животных ( похоже на лук ) ,что в дальнейшем привратиться в кифару,лиру ( показать картинку ) .

С музыкой и музыкантами связано очень много мифов и легенд. Люди тогда верили, что музыка - это дар богов и она способна укращать стихии, исчелять, усыплять и успокаивать. Вы наверно знаете что такое миф и скорее всего уже знакомы с мифами Древней Греции. Я зачитаю вам один из них, а вы внимательно послушайте.

Орфей и Эвридика

Певец Орфей На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.

За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву. Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.

Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.

Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.

- Нет, не могу я жить без Эвридики ! - говорил он. - Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой !

Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.

Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя - это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.

Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:

- Перевези и меня на тот берег ! Но Харон отказал:

- Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой !

- Сжалься ! - молил Орфей. - Я не хочу больше жить ! Мне тяжело одному оставаться на земле ! Я хочу увидеть мою Эвридику !

Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.

Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства - Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.

Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.

В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.

Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Только младший брат бога Смерти - бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, - даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.

Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.

Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.

Не дыша слушала песню Персефона, и слезы катились из её прекрасных глаз. Грозный Аид склонил голову на грудь и задумался. Бог Смерти опустил вниз свой сверкающий меч.

Певец замолк, и долго длилось молчание. Тогда поднял голову Аид и спросил:

- Чего ты ищешь, певец, в царстве мёртвых ? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.

Орфей сказал Аиду:

- Владыка ! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигает Смерть и уводит в твоё царство, - никто из смертных не может избежать её. Но я, живой, сам пришёл в царство мёртвых просить тебя: верни мне мою Эвридику ! Она ещё так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила. Отпусти, повелитель, её на землю ! Дай ей ещё немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом и зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Ведь всё равно после она вернётся к тебе !

Так говорил Орфей и просил Персефону:

- Заступись за меня, прекрасная царица ! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле ! Помоги мне вернуть мою Эвридику !

- Пусть будет так, как ты просишь ! - сказал Аид Орфею. - Я верну тебе Эвридику. Ты можешь увести её с собой наверх, на светлую землю. Но ты должен обещать.

- Всё, что прикажешь ! - воскликнул Орфей. - Я готов на всё, чтобы увидеть вновь мою Эвридику !

- Ты не должен видеть её, пока не выйдешь на свет, - сказал Аид. - Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на неё. Оглянешься - потеряешь её навеки !

И Аид приказал Эвридике следовать за Орфеем.

Быстро направился Орфей к выходу из царства мёртвых. Как дух, миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он безмолвно перевёз их обратно к берегу жизни. Крутая каменистая тропинка вела наверх, на землю.

Медленно поднимался в гору Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной, словно никто не шёл за ним. Только сердце его стучало:

Наконец впереди стало светлеть, близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже всё стало ясно видно вокруг.

Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика ? Идёт ли за ним ? Забыв всё на свете, остановился Орфей и оглянулся.

- Где ты, Эвридика ? Дай взглянуть на тебя ! На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо. Но лишь на мгновение. Тотчас отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке.

С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришёл на берег чёрного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого.

Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь - Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях.

5.Итог урока. Выводы.

Итак, ребята, проверим что вам запомнилось из сегоднешнего урока …

Какие произведения мы сегодня слушали ? А кто их написал ?

Скажите, пожалуйста,ребята. а кто такой музыкант ? ( Человек, который играет на музыкальном инструменте. ) Композитор - это музыкант ? Исполнитель может быть музыкантом ? А вы музыканты ?

А кто такой певец ?( Человек, который поёт ) . Правильно. значит вы и певцы, и музыканты.

Урок 1

Цель урока: познакомить детей младшего школьного возраста с легендами, былинами, сказками о музыке и музыкантах.

  • обогащение внутреннего мира ребенка музыкально-эмоциональными впечатлениями;
  • разнообразить музыкальное восприятие материала с помощью тематических картинок, фотографий;
  • выявить связи музыкального искусства с литературными первоисточниками;
  • познакомить детей со старинными инструментами: лира, свирель, пастуший рожок;
  • сравнивать музыкальный и литературный сюжет, выявляя особенности передачи эмоционального содержания с помощью различных средств выразительности;
  • проанализировать несколько литературных сюжетов и сделать общий вывод о великой силе музыки, которая способна воздействовать на людей, животных и пр.

Ход урока

Приветствие

Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с миром музыки. Давайте вспомним, что такое музыка? Когда она возникла? Где мы с вами знакомимся с музыкой? Что является символом музыки? Кто такой Апполон? Кто такие музы? Назовите, какие музы существовали и чему они покровительствовали? (вопросы по теме прошлого урока)

Слайд 1. Мир музыки. Легенды, былины и сказки о музыке и музыкантах.

Урок 1. Сегодня я вам расскажу много интересных историй: легенд, былин и сказок о музыке и музыкантах. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Ведь она передается от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека. “Музыка раскрывает нам мир фантазии, она отвечает на наше извечное, неутолимое стремление к красоте, к идеалу” - писал выдающийся дирижер XX века Леопольд Стоковский.

Слайд 2. Легенда об Орфее и Эвридике. Фотография статуи Орфея и Эвридики, Венецианский музей Коррер. Первая история которую я вам расскажу будет легенда об Орфее и Эвридике. Имя древнегреческого певца Орфея известно более двух тысяч лет. Он был как повествует легенда, сыном речного бога и музы Каллиопы. Не было равных ему в исполнении пения и игры на лире.

Слайд 3. В одном из древнегреческих мифах читаем: “. при игре Орфея птички порхали вокруг него, рыбки выпрыгивали из воды, ветры и море стихали, лев и тигр лежали мирно рядом с овцой”

Слайд 4. Прекрасная девушка Эвридика полюбила Орфея за песни и чудесный голос и стала его женой.

Слайд 5. Однажды, когда молодые люди гуляли в лесу, Эвридику ужалила змея.

Слайд 6. Смерть унесла её в подземное царство.

Слайд 7. Орфей глубоко переживал потерю любимой, он решил найти дорогу в подземное царство и вернуть ее на землю. Сделать то, что никому из смертных еще не удавалось. Но не забудем, что никто из смертных не обладал таким чудесным голосом.

Слушание музыки: К.В.Глюк. “Мелодия” из оперы “Орфей и Эвридика”

Царство мертвых, владыкой которого был бог Аид, находилось далеко-далеко на краю земли. Попасть в царство Аида можно только переплыв реку Стикс в ладье (лодке) Харона – перевозчика душ умерших, и ни один смертный не ступал в его ладью.

Слайд 8. После долгих странствий, во время которых даже деревья заслушивались пением Орфея он пришел к реке Стикс.

Слайд 9. Орфей попросил перевозчика Харона перевезти его на другую сторону реки. Харон категорически отказался: “Я перевожу только мёртвых! Вот когда ты умрёшь, не волнуйся, я к твоим услугам!”

Слайд 10. Тогда певец стал петь о любви к Эвридике и о том, как он страдает без неё. Пение Орфея было так прекрасно, что Харон заслушался, сжалился над Орфеем и перевёз его в царство мёртвых.

Слайд 11. В царстве смерти Орфея приводят в тронный зал, где восседают на троне грозный царь Аид и царица Персефона. “Как ты, живой, осмелился прийти сюда? – гневно спрашивает Аид, - Что тебе здесь нужно?”

Слайд 12. В ответ Орфей поёт песню о том, как он страдает без Эвридики и просит отпустить на землю его любимую.

Слад 13. От замечательного пения Орфея не только Персефона заплакала, но т смягчилось сердце Аида. Он надолго замирает в раздумье.

Слайд 14. Наконец, царь смерти сжалился и разрешил забрать Эвридику домой. Однако, Аид ставит перед Орфеем условие: не смотреть на свою жену пока они не выйдут на землю.

Слайд 15. Орфей покидает поземное царство. За ним следует Эвридика. Счастье, кажется так близко.

Слайд 16. Но в последний момент, перед выходом в светлый мир Орфей не выдержал и оглянулся.

Слайд 17. Эвридика возвращается в подземное царство, теперь уже навсегда. Шли годы. Погиб Орфей. Его золотая лира одиноко плыла по водам быстрой реки. Но боги не дали погибнуть лире великого певца. Они подхватили её и вознесли на небосвод. Когда по вечерам зажигаются звёзды, сияет среди них и созвездие Лиры.

Ну что, ребята, понравилась вам легенда? Что вам больше всего понравилось в ней? Что разочаровало? Давайте ответим на несколько вопросов.

Слайд 18. Вопросы. Как звали древнегреческого певца? На каком инструменте он играл? Как звали его жену? Что случилось с его женой? Куда отправился Орфей? Какое условие поставил Орфею царь Аид? Что произошло потом? Что по Легенде случилось с инструментом Орфея?

  1. Кун Н. “Мифы Древней Греции”
  2. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка, 2013. – 214 с., стр. 3-16;

Урок 2

Цель урока: познакомить детей младшего школьного возраста с легендами, былинами, сказками о музыке и музыкантах.

  • обогащение внутреннего мира ребенка музыкально-эмоциональными впечатлениями;
  • разнообразить музыкальное восприятие материала с помощью тематических картинок, фотографий;
  • выявить связи музыкального искусства с литературными первоисточниками;
  • познакомить детей со старинными инструментами: лира, свирель, пастуший рожок;
  • сравнивать музыкальный и литературный сюжет, выявляя особенности передачи эмоционального содержания с помощью различных средств выразительности;
  • проанализировать несколько литературных сюжетов и сделать общий вывод о великой силе музыки, которая способна воздействовать на людей, животных и пр.

Ход урока

Приветствие

Слайд 1 Мир музыки. Легенды, былины и сказки о музыке и музыкантах. Урок 2. Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с интересными историями о музыке и музыкантах. Вспомните, о какой легенде я рассказывала вам в прошлый раз? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось?

Слайд 2. Легенда о флейте Пана.

Слайд 3. Бог природы, лесов и пастбищ был Пан. По преданию, он родился с козлиными ножками, и мать, взглянув на младенца, в ужасе обратилась в бегство.

Слайд 4. Однажды Пан повстречал прекрасную Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга обратилась к реке, чтобы та её спрятала.

Слайд 5. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту - музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель.

Слушание музыки. В. Туркин. Свирель Ре мажор.

Слайд 6. Фотография статуи Бога Пана и его ученика Дафниса. Римский Национальный музей.

Слайд 7. Бог Любви Лель. Это персонаж из древних русских сказаний. Также русский писатель А.Н.Островский использовал этот персонаж в своей сказке “Снегурочка”. В дальнейшем уже композитор вдохновленный сюжетом сказки А.Н.Островского написал оперу “Снегурочка”. Юный пастушок Лель пас стадо и играл на пастушьем рожке. На Руси считался покровителем всех влюбленных, как древнегреческий Амур.

Слайд 8. Юный пастух Лель ходил по лесам и лугам с певучей дудочкой-свирелью. Садился Лель на пригорке под березкой и начинал играть на свирели. Летний ветерок переставал шелестеть в траве и листьях, не хотел мешать ласковым мелодиям. Собиралось вокруг Леля стадо, слетелись птицы, выходили из лесов дикие звери - все слушали волшебную дудочку.

Слайд 9. Былина о Садко

Слайд 10. Садко — герой былин Великого Новгорода. Он был бедным гусляром, который играл для князей и бояр. Однажды он стал часто играть на гуслях на берегу Ильмень-озера, чем завоевал расположение водяного царя.

Слайд 11. И царь решил помочь Садко, посоветовал ему поспорить с новгородскими купцами о том, что в озере живет рыба “золотые перья”

Слайд 12. Садко последовал совету царя и выиграл спор, стал торговать и разбогател. Во время одного из плаваний Садко пришлось даже прыгнуть в воду, чтобы задобрить морского царя, иначе корабли никак не плыли дальше. Морской царь пожелал послушать, как герой играет на гуслях .

Слайд 13. За прекрасные песни и игру на гуслях Водяной царь разрешает женится Садко на одной из его дочерей. Видеофрагмент. Песня Садко из к/ф “Садко”. М., “Мосфильм”, 1952г. (гиперссылка)

- Я могу спасти город и уничтожить крыс, - твёрдо заявил он бургомистру. - Сколько Вы заплатите за это?

- Если сможете уничтожить крыс, - воскликнул бургомистр, - то мы дадим Вам столько золота, сколько Вы сможете унести. Горожане, присутствовавшие при разговоре, громкими криками подтвердили слова бургомистра.

Как музыкант спас город от крыс?

Слайд 15. Молодой человек достал из кармана серебряную флейту и заиграл. На необыкновенно красивые звуки стали собираться крысы. Флейтист, играя, уходил из города, а крысы шли за ним. Он зашёл в реку и утопил всех, оказавшихся такими музыкальными, грызунов.

На этом закончилась счастливая история спасения города?

Оказывается, нет. Когда крысолов-дудочник вернулся за обещанной оплатой, то получил отказ. - Если каждый будет получать кучу золота за игру на флейте, это будет слишком накладно для города, - заявил бургомистр под одобрительные возгласы всё тех же горожан. Молодой человек ушёл, затаив обиду.

Что придумал музыкант, чтобы наказать бургомистра горожан за их жадность?

Слайд 16. Через несколько дней он снова в том же ярком костюме появился в городе. На этот раз, когда “крысолов” достал флейту и заиграл, стали собираться заворожённые его игрой дети. Флейтист уходил из города и дети, 130 мальчиков и девочек, уходили за ним. Больше никто детей не видел. По одной версии, молодой человек увёл их в ущелье в горах, по другой, дети перешли горы и обосновались в Трансильвании, сегодняшней Румынии.

Слайд 17. Вопросы. Кто такой Бог Пан? Из чего Пан сделал свирель? Кто такой Бог любви Лель? На каком инструменте играл Садко? Кого покорил своей игрой Садко? Расскажите историю сказки о Крысолове. Чем закончилась сказка? Какая легенда вам понравилась больше всего? Почему? В чем великая сила музыки?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока для учащихся 5 классов

Цель урока: сформировать способность устанавливать аналогии между музыкой и литературой, учитывая специфику каждого из искусств.

- образовательная: познакомить учащихся с сюжетами и персонажами мифов и сказок, связанных с музыкой.

- развивающая: развить умение сравнивать, сопоставлять, находить общее в художественных явлениях.

- воспитательная: воспитывать культуру речи.

Материалы к уроку: аудиозаписи, портреты композиторов, иллюстрации к мифам.

Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный центр.

I . Организационный момент.

- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Как сказка – мир. Сказания народа,

Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,

Как эта древняя могучая природа,

- Скажите, как звучала музыка, которую мы с вами сейчас прослушали? (Она звучала волшебно, необыкновенно красиво. Когда слушаешь её, кажется, будто попадаешь в сказку).

- Да, это действительно так. Мы не случайно начали урок с прекрасной музыки Чайковского, этого замечательного композитора-сказочника. Сегодня мы отправимся в далёкое музыкальное путешествие во времени.

III . Работа по теме урока.

1. Музыка в мифах, сказках и преданиях.

Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.

Из глубины веков пришли к нам античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступление тепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки – девять сестёр, девять дочерей владыки богов – Зевса. Их звали музами жизни – богинями пения. Они покровительствовали искусствам и наукам. Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами, актерами, музыкантами и учёными.

Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон.

Демонстрация иллюстраций к мифам.

Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей.

- Ребята, как вы думаете, каково значение мифов, сказок и преданий?

(Мифы, сказки, предания – вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы, живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живет своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни).

2. Слушание музыкального произведения.

- Что вы можете сказать о прослушанном произведении, какого характера данная пьеса? (Музыка звучит спокойно, умиротворённо, сказочно, волшебно, в ней не было никаких волнений, напряжений).

- Верно, музыка передаёт состояние полного спокойствия, сказочной красоты. В музыке отсутствует драматическое напряжение, образ волшебного озера носит созерцательный характер. Это и является одним из редких примеров музыкального произведения, в котором нет кульминации и напряжённости.

- В конце пьесы образ постепенно исчезает, звучность затихает, озеро погружается в безмолвие.

3. Смысловое своеобразие музыки.

- Не только образы различных народных преданий, но сюжеты и персонажи всех мировых мифологий по-своему воплотились в музыке, придав ей огромное смысловое своеобразие. Существуют такие мифы, которые рассказывают о появлении музыкальных инструментов.

Вспомним некоторые из них.

Учащийся читает подготовленный материал.

Однажды, как повествует легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. Она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу реки Ладон, но Сиринга обратилась к реке с мольбой, чтобы та укрыла её в тростнике. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

- Из панциря черепахи смастерил лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов. Флейту изобрела богиня мудрости и справедливой войны Афина.

Именно так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.

Таким образом, подражая звучанию мифологических музыкальных инструментов, композиторы искали новые сочетания, тембры, вводили в произведения голоса птиц, шум ветра и другие звуки природы. Всё это создавало необыкновенную художественную достоверность, наполняемость живыми звуками и образами.

4. Образы в музыке.

- Ребята, прослушайте фрагмент из фортепианной пьесы Мориса Равеля – французского композитора ХХ века. Я не буду говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его сами.

- Как вы думаете, на что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный органный композитор?

Заслушиваются ответы детей, делаются выводы.

Это значит, что в музыке живёт всё многообразие литературы: фольклор и мифология, поэзия, драма и многое другое.

Мы знаем многие литературные жанры, которые также являются и музыкальными жанрами – это прежде всего стихотворные жанры, такие как – элегии и оды, баллады и гимны, песни и романсы. Всё это обогатило музыку новыми интонациями.

Литературные образы прочно вошли в оперы и балеты.

5. Вокально-хоровая работа

- Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной песней композитора

IV . Итог урока

- Наверное, без влияния слова было бы совсем другими строение музыкального произведения, музыкальной речи, ставшее более выразительным в содружестве с поэзией. Связь эта продолжается по сей день и будет существовать всегда, несмотря на то, что музыка и литература приобрели на сегодняшний день независимость, которые способны каждая по-своему завоёвывать мир, но они порой встречаются вновь и приводят к новым открытиям и берут друг у друга только самое лучшее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : закрепление знаний детей о музыкальной сказке, ее образах через слушание музыки. Создавать хорошее, радостное настроение.

Задачи : Учить эмоционально, выразительно исполнять песни, самостоятельно продумывая их исполнительский план в процессе двигательной импровизации;

развивать умения перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности. воспитывать исполнительскую культуру.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за богатство музыкального наследия;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие этических чувств, чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический результат с практической деятельностью;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения и др

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников;

- развитие вокально-хоровых навыков;

- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к музыкальному искусству;

- пробуждение познавательного интереса к классике, стремление совершенствовать свой музыкальный вкус.

Оборудование: картинки с детскими музыкальными инструментами, картинка с изображением теремка, карточки для “Музыкальной копилки”, маски с изображением зверей, цветы настроения

Музыкальный ряд:

На нашей замечательной планете

Мечтают взрослые и дети

Попасть в страну, страну чудес,

Где сказочных зверушек полный лес.

Где белка песенки поёт

И золотой орех грызет,

Где гуси-лебеди летят

И братика украсть хотят,

Где на поляне теремок,

стоит не низок, не высок.

Я вас обрадую, ребята,

Что повезло сегодня нам.

Нас сказка ждет, нас ждут герои,

мы вместе побываем там

Вы любите сказки? Я их тоже очень люблю. Так что не будем терять времени, а какие русские народные сказки вы знаете?

Очем мы сегодня будем с вами говорить и какая тема урока будет у нас вы попробуйте догадаться сами.

Послушайте внимательно загадку и догадайтесь, в какой сказке мы с вами сейчас окажемся.

На поляночке лесной

Стоял домик расписной

Всех зверушек спрятать мог

Что за домик ? ( теремок)

А что такое теремок? Как вы думаете?

ΙΙ.Основная часть.

1.Введение в тему.

Тема сегодняшнего урока “Музыка и сказка” и мы совершим путешествие в сказку. Проблема нашего урока будет -можно ли спеть сказку? А в конце урока попробуем ответить на этот вопрос.

-Кто же помнит, как начинается сказка?

Дети рассказывают начало сказки.

Пение начинается с запева, проходит по фразам, с соблюдением последовательности разучивания песни. Обращаем внимание на дикцию.

На окошко теремка прикрепляется фигурка мухи.

-О чем эта песня?

-Какой характер песни?

Песня исполняется по фразам (метод музыкального эха)

А сейчас попробуем эту песню спеть с движениями в хороводе. Дети выходят, образуют хоровод.

-А тем временем к нашему теремку еще кто-то приближается.

-Мышка и лягушка - большие затейницы, мастерицы придумывать игры, забавы, загадывать загадки. Следующее задание будет не простое, а музыкальное.

5. Музыкальные загадки

Повторите за мной названия незнакомых музыкальных инструментов (труба, рояль, скрипка).

-Сколько всего на доске музыкальных инструментов?

-Назовите знакомые вам инструменты.

-Назовите те инструменты, на которые я буду указывать (труба, барабан, скрипка).

-Назовите инструмент первый по счету; последний; инструмент, который стоит между пятым и седьмым.

-Какой инструмент находится за гитарой? Какой инструмент стоит перед баяном?

Учитель исполняет музыкальную загадку про гармошку. Дети отгадывают.

Ну-ка кнопки нажимай

И тихонько подпевай.

Растяни меха немножко

И сыграй нам на … (гармошке)

-А как звучит эта гармошка, мы с вами сейчас послушаем.

Анализируют прослушанную музыку.

-Каков характер музыки? Почему вы решили, что музыка танцевальная? Чем она отличается от песни? Какое настроение вызывает у вас это произведение?

(Быстрый темп, танцевальный ритм)

Что особенного вы услышали в этой музыке, только ли гармошка исполняет эти наигрыши?

Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.

Солнечная, печальная, нежная, ласковая, мягкая, добрая, спокойная, грозная, тревожная, таинственная, волшебная, стремительн ая , колючая, сердитая, веселая, задорная, озорная, героическая и т. д .

К теремку возвращается заяц.

-Вспомните, какую песню про веселого зайца-музыканта вы учили?

-На каких инструментах играл заяц? (На скрипке, на балалайке, на барабане).

-А теперь исполним эту песню, но будем не просто петь, а показывать

движениями игру зайца-музыканта.

Исполнение песни. Двигательная импровизация детей - имитация игры на скрипке, барабане, балалайке.

-В теремке появляется лиса. С ее появлением дети повторяют ритм.

К теремку приближается волк. А тем временем в теремке образовался оркестр и все звери играют на музыкальных инструментах.

Заканчивают сказку дети самостоятельно, устно рассказывая, чем закончилась эта история.

А предлагаю собрать новый теремок в виде пазла и посадить клумбу у нашего теремка

( выбрать и посадить тот цветок, который близок вашему настроению на уроке)

ΙΙΙ. Заключительная часть.

Вот мы и побывали в сказке. А помогла нам совершить это путешествие… музыка. Так может ли говорить музыка? И о чем она может говорить? (Ответы детей). Верно. Музыка – настоящая волшебница, она без слов может передать настроение героя, рассказать о его переживаниях, нарисовать портреты людей, животных, сказочных персонажей, изобразить картины природы. А чтобы понять музыкальный язык, нужно уметь не просто сл У шать, но и сл Ы шать его. И еще мы можем заметить, что сказку можно не только рассказать устно, но и передать ее музыкальным языком, то есть спеть. А как называются сказки, которые можно петь, об этом мы будем говорить на следующих уроках.

-С каким новым музыкальным инструментом вы сегодня познакомились?

-Какую сказку мы сегодня вместе с вами рассказали с помощью музыки?

- Я узнал… Мне понравилось… Я запомнил….

Подведение итога . Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! дети выходят из класса под музыку)

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской республики

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных песен.

На уроке решались следующие задачи:

- Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

- Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

- Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие колыбельных песен.

- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

- подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;

- подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок музыки 2 класс

"Песня матери - главная песня в мире;
начало всех человеческих песен".
Расул Гамзатов

Дидактическая цель : сформировать представление о колыбельности под средством инструментальной и вокальной музыки.

Планируемые результаты: Личностные УДД: понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы

Предметные УУД: уметь сравнивать музыкальные характеристики, формирование интереса к музыкальным занятиям и , позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности

Метапредметные: познавательные УУД : осуществлять поиск необходимой информации; формирование умения анализировать музыкальное произведение;

коммуникативные УУД: у мение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, уметь строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве;

регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности

- компьютер, проектор, экран, куклы, коляски игрушечные, ложки, колокольчики, бубен, файлы; музыкальный центр.

- презентация к уроку;

- Добрый день мои дорогие дети!

- Я очень рада встрече с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Итак, назовите музыкальное произведение, под звуки которого вы вошли в класс.

- Кто композитор этого марша?( П.И.Чайковский)

- А что объединяет все марши? ( Четкий шаг, ровный пульс)

2. Введение в тему урока ( Тема закрыта, на доске открыты сказочные герои)

- Ребята, кто пришёл к нам в гости на урок? (сказочные герои)

- А где живут сказочные герои? (в сказке)

- Вы любите слушать сказки?

-Какие сказки вы знаете?

- Попробуйте сами назвать тему нашего урока.?( предположения детей о сказках)

3. Основная часть :

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством П.И. Чайковского и

С.С. Прокофьева, ощутим все многообразие музыки, связанное с миром их детских впечатлений и переживаний.

- Когда композитор Петр Ильич Чайковский был маленьким, его воспитывала няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге, Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

- В сказках происходят разные чудесные события.

- Подберите с помощью средств музыкальной выразительности слова-характеристики (на партах слова-характеристики)

Мелодия - отрывисто, плавно, (поступенная).

Динамика – усиливая, затихая, громко

Темп – быстро, медленно, (умеренно)

Интонация – спокойно, взволнованно, грубо, ласково

- Итак, у нас получились 3 столбика. О чем это говорит? (У нас получилась трех частная форма)

-А какую особенность имеет трёхчастная форма? (1 и 3 части повторяются)

- А теперь давайте попробуем изобразить эту форму с помощью различных знаков ( букв, цифр, геометрических фигур).

-Какой инструмент нарисовал сказку? (фортепиано) (выбор из разных музыкальных инструментов в картинках на магнитах, крепят на доску)

-Добрые или злые сказочные герои в ней встретились?

-Закроем глаза, сосредоточимся, прислушаемся.

-Какие события происходят?

(Повторное слушание) в1части например, злая вьюга ходит, воет, во 2 части она ненадолго успокаивается, но потом усиливается и в 3 части – снова злится.

- Чем же закончилась сказка? (вьюга прекратилась) Значит, добро победило зло.

Звучит знакомая мелодия песни.

- Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной.

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро.

- Какой характер произведения? (спокойный, грустный)

Почему композитор использовал такие музыкальные краски? Вы заметили, что сказка начинается не сразу? Вероятно мальчик увидел свою няню сидящей за вязаньем и попросил рассказать сказку…Музыка звучит как бы вполголоса. Тянется нить из клубка, плетется узор, начинается неспешный рассказ. Только на несколько секунд-тактов отрывается няня от своего вязанья (видимо в сказке что-то страшное произошло), переводит дыхание и ведет сказочку прежним говорком к мирному, спокойному концу.

- Девочки, покажите мягкими движениями рук интонации музыкальной пьесы?

- Пропойте слова, которыми можно передать содержание.

- Вы словно убаюкивали любимую куклу.

Знакомство с колыбельной.

- Заглянем в учебник на странице 32 и найдем информацию о колыбельных.

-Давайте поиграем с куклами. Споем им колыбельные (девочки по желанию поют по куплету и качают куклу).

- Как звучит колыбельная? ( тихо, неторопливо, спокойно, напевно)

- Почему? (потому что ночью тихо, чтобы ребёнок спокойно мог уснуть)

- Давайте попробуем исполнить 1 куплет так, чтобы малыш уснул.

- Ребята, посмотрите, у меня есть волшебная коробка с музыкальными предметами. Может быть, они помогут нам передать содержание колыбельной? (каждый ребёнок выбирает, пробует играть, объясняет на что это похоже: файл – снег (пошуршать), колокольчик – звёзды, льдинки (позвенеть 1 раз), ложки – нет, это звонко, бубен – нет, слишком шумно для колыбельной, барабан – нет, слишком громко и тревожно.

Исполнение под аккомпанемент выбранных предметов (1к.– файл и колокольчики по одному по очереди. 2к. – только колокольчики)

- А вам, когда вы были маленькие, пели колыбельные? А кто? (мама)

- А почему, именно, мамы поют колыбельные?

-Каким чувствам учит малыша мамина колыбельная? (добро, любовь, забота, ласка.)

-Мама передает малышу тепло и нежность, ласково поглаживая малыша.

Вспомните наши песни о маме. Они нежные, трогательные, передающие искреннюю любовь к самому дорогому человеку. Давайте подарим одну из них нашим гостям.

29 ноября в последнее воскресенье ноября в России отмечался праздник. Кто знает, какой? (День матери).

-Вы не забыли поздравить своих мам. Спойте им эту замечательную детскую песню.

А сейчас, прочитайте слова поэта Расула Гамзатова и запомните их.

- Подводим итог нашего урока. Что нового вы узнали сегодня?

- Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Чему каждый из вас научился?

- Как вы считаете, а чему ещё вам стоит поучиться?

- Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями.

- Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. (Оценивание. Поощрение активных детей оценкой, комментарии к каждой оценке. Пожелание проявлять большую активность другим учащимся).

- Дома мальчики нарисуют то, что услышали в музыкальных сказочных произведениях, а девочки сочинят колыбельную песню для своей куклы.

Выбирают знак-символ, соответствующий позиции ученика, крепят его на общий лист рефлексии и высказываются)

Читайте также: