Как оформить конспект по биологии 5 класс рабочая тетрадь

Обновлено: 08.07.2024

У каждого из нас живет светлое и нежное чувство любви к тому милому уголку Земли, где он родился, вырос, сделал первые шаги начал познавать азбуку жизни. Любовь к родине, земле, на которой человек родился и вырос, стремление сберечь, украсить и защитить её — нет ничего сильнее и благороднее, прекраснее этих чувств. Они всегда конкретны, в том смысле, что имеют свои истоки. Материальны и зримы, ибо истоки гордости за свою Отчизну уходят в седую глубину веков.

Работая над этими вопросами, я выяснила, что большую обучающую и воспитывающую роль имеет тетрадь. Мне хочется поделиться небольшим опытом, накопленным в течение нескольких лет.

Чтобы начать работу в тетради необходимо усвоить несколько основных требований.

1. Рабочая тетрадь должна быть общей (желательно в клетку).

3. В тетради строго запрещается делать другие записи, не относящиеся к предмету.

4. Тетрадь должна стать для учащегося своеобразной творческой лабораторией. Это конечная цель, как для учителя, так и для учащегося.

5. Работа в тетради начинается с пятого класса поэтапно.

  • Фронтальная работа (учитель — ученики).
  • Фронтальная работа с элементами самостоятельной работы учителя по заданию учителя.
  • Фронтальная работа с элементами творческой работы учащихся.
  • Самостоятельное оформление краткой записи основных вопросов.
  • Индивидуальная работа сильных учащихся.
  • Графическое изображение текста по отдельным вопросам темы.
  • Графическое изображение по общим биологическим понятиям.

Графическое изображение лекционного материала. В тетради могут проводиться следующие работы:

  • работа по изучению одного или нескольких небольших вопросов в теме.
  • работа по нахождению различных материалов народного творчества, народной мудрости, народных советов. (загадки, пословицы, авторские стихи, бабушкины рецепты, полезные советы и т.д.).
  • основные советы относящиеся к теме урока (лунный, весеннее- осенний календарь, первая помощь, лечение лекарственными травами, вопросы дизайна и т.д.).
  • творческие работы учащихся с привлечением родственников (рисунки, поделки, составление кроссвордов, рефератов, шарад, головоломок, сочинений, стихов и т.д.).

Тетради проверяются один раз в четверть, и выставляется оценка — за ведение тетради в специальную графу классного журнала. Основным моментом при работе является свободное ориентирование в ней учащимся. Для этого предлагается система условных обозначений.

Условные обозначения в тетради.


Пример начальной страницы блока с сеткой внизу

В низу «Титульного листа оставляется четыре клетки для сетки контроля и учета знания учащегося учителем и родителями. По моему убеждению на каждом этапе обучения ребенок должен знать и видеть свои результаты, а так как зрительное восприятие оказывает наибольший эффект, то это и рассчитано на:

  • учащегося — возможность самому видеть свои недочеты, пробелы в знаниях.
  • учителя — отражение качества обучения данного конкретного вопроса в теме (практической, лабораторной, самостоятельной, творческой работах).
  • родителей — наглядность, более глубокое знакомство с успехами своего ребенка или в оказании посильной помощи в конкретном случае.

Далее идут графы в которых указывается, что необходимо сделать, чтобы получить итоговую оценку по теме учащемуся. Нужно сразу отметить основные важные вопросы темы, влияющие на итоговую оценку.

Варианты сетки учета и контроля знаний в 6-11 классах

Кроме того, учителю необходимо учитывать не только работы проверяющие знания по теме, но и:

  • знания биологических терминов (терминологический диктант).
  • творческие работы ребят.
  • эстетическое оформление работ.
  • работа с родственниками связанные с поисковой деятельностью (краеведение, фольклор).
  • глубокий анализ дополнительной литературы (полезные советы, знаете ли вы, что. оказывается, это надо знать, житейские мудрости, дела житейские и т.д.).

Проводя эту работу необходимо четко уяснить все основные требования. Все это в комплексе требует от учителя и учащихся большой кропотливой работы по усвоению учебного материала. Поэтому первый этап включает в себя знания следующих параметров.

  • все основные требования к ведению и оформлению рабочей тетради.
  • методику работы с инструктивной карточкой.
  • методику разгадывания кроссворда составленных учителем.
  • основные вопросы, предложенные в сетке учета и контроля ЗУН.
  • быстро ориентироваться в своей тетради с помощью условных обозначений.
  • правильно, своевременно, осмысленно и аккуратно переносить все в тетрадь во время объяснения учителя.
  • разгадывать и составлять кроссворды.
  • работать с дополнительной литературой.
  • осмысленно перерабатывать получаемую информацию и записывать в виде графического изображения.
  • работать по своей системе знаков для дальнейшего воспроизведения информации.

Тетрадь, в которой учащиеся выполняют письменные и графические работы, содержит в себе много информации. По ней можно судить о деятельности ученика и учителя на уроках и в домашних условиях. Объем и разносторонность знаний, умений применять знания на практике. Тетрадь отражает некоторые черты характера её владельца — опрятность, аккуратность, исполнительность, бережливость и другие качества ребенка. В то же время по тетради можно узнать методы и приемы, используемые учителем в процессе обучения. Это — виды и объемы знаний, предлагаемых им на уроках и на дом, а так же качество их проверки. Недаром тетрадь ученика используется в первую очередь при контроле за его учебной работой родителями и становится объектом пристального изучения при инспекторской проверке работы преподавателя.

Тетради будут выполнять обучающую и воспитывающую функции при условии, если учитель систематически проверяет. Естественно, что проверка тетрадей требует дополнительного времени на уроках и во внеурочное время и соответственно увеличивает нагрузку преподавателя. Но, несмотря на эти трудности, следует помнить, что без контроля за ведением тетрадей нет смысла их заводить, т.к. бесконтрольности у учащихся снижается усидчивость и утрачивается чувство ответственности. Избежать перегрузки и повысить эффективность этой работы можно, если использовать определенные приёмы проверки тетрадей — выборочный просмотр тетрадей до урока.

Контроль за выполнением домашнего задания можно доверить самим учащимся. Обход учащихся по рядам с целью проверки выполнения работы. Следует приучать учащихся к тому, что при выставлении отметки за устный ответ учитывается и состояние тетради. Беглый просмотр тетрадей необходимо проводить на всех этапах урока. Более тщательную проверку проводят после уроков с таким расчетом, чтобы у каждого ученика тетрадь была подвергнута контролю один раз в месяц.

При оценке тетради на ряду с биологическими ошибками учитываются также стилистические и грамматические. Кроме того контролируют чистоту и аккуратность записей в тетрадях. Отметки за ведение тетрадей обязательно выставляются в классный журнал и учитываются при подведении итогов за полугодие и год.

Это приучает к добросовестному ведению тетрадей, осознанному отношению к учебной работе. При проверке ошибки не исправляются, а лишь ручкой с красной пастой с помощью условных обозначений (одна черточка, две, галочка и т.д.) показывает, что в данной строчке есть ошибка. Отметка, выставляемая за ведение тетради, должна быть объективной. Такая отметка имеет воспитательное значение лишь в том случае, если к проверке и оценке знаний и умений относится не шаблонно и объявлять оценку вовремя.

Таким образом, ведение тетрадей должно стать неотъемлемой частью работы как учителя, так и учеников. Учебные тетради — это важное средство организации и активизации познавательной деятельности, они формируют умение самостоятельной работы, помогают более прочному и глубокому усвоению учебного материала, вырабатывают трудолюбие и ответственность.

В заключение несколько примеров страниц из рабочей тетради ученицы 9 класса Павловой Ирины (1997—1998 учебный год).

Разработано с использованием УМК В.В. Пасечник Биология 5-6 класс, а также методического пособия учебнику В.В. Пасечника Биология 5 класс бактерии, грибы, растения, изд.: Дрофа, 2019г.

Тема урока: Биология — наука о живой природе. УРОК № 1

Виды деятельности: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи.

Интеллектуальные: анализ, оценивание, классификация, обобщение.

Информационные: умение извлекать информацию из текста учебника, применять.

Организационные: умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку.

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Межпредметные связи : География, физика , химия, анатомия, физиология

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Для оформления отчета по выполнению лабораторной работы по биологии существуют определенные рекомендации. Как правило, их выполняют в обычных тетрадях в клеточку, производя запись о проделанной работе по алгоритму: дата, номер работы, тема, цели, оборудование, ход работы, результаты, выводы, результаты проверки. Наряду с обычными тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые изданы как сопровождение соответствующей линии учебников. Однако, в тетрадях на печатной основе, полный алгоритм не прописан, а рукописное оформление по шаблону занимает у определенной категории учеников много времени. В связи с этим, у меня возникла потребность скомпоновать тетрадь для лабораторных и практических работ для печатного варианта согласно КТП рабочей программы начиная с даты проведения работы, заканчивая выводами и оценкой результата.

Таким образом, при разработке тетрадей для лабораторных и практических работ на печатной основе для 5 класса за основу взята информация линии УМК Пасечника, календарно-тематическое планирование из рабочей программы МОУ Сынковской СОШ, требования к оформлению лабораторных и практических работ.

Занятия конспектированием стали популярны при изучении начал дисциплин в средней школе. Особенно актуальна такая работа для предметов естественнонаучного цикла. Учителя нередко задают в классе задачи на составление краткой записи объяснения материала, а на дом - конспектирование параграфов учебника, информации из справочников, практикумов. Например, конспекты по биологии за 5 класс - одна из важнейших практик, взятых на вооружение педагогами многих школ, общеобразовательных и специализированных. Чем качественнее будет проведена работа, тем выше будет ее результат, и тем полезнее станет итог. А именно - ребенок научится выделять в материале главное, анализировать, систематизировать его, формулировать короткие и емкие, точные определения, быстро их фиксировать в понятном, удобном для дальнейшего использования формате.

Неоспоримая польза конспектирования уроков

Полезность, которую несут конспекты по биологии 5 класс, сложно переоценить. Среди основных преимуществ такой работы и ее результата:

  • формирование умения грамотной работы с информацией;
  • отработка навыков логического анализа, сравнения, систематизации данных;
  • желание и необходимость внимательного прочтения большого количества научных источников по дисциплине;
  • представление изученного в удобной для применения форме, чтобы впоследствии изучать, повторять по конспектам материал курса.

Для тех, кто увлечен наукой всерьез, можно предложить составлять краткие записи по темам не только того учебника, по которому предмет изучается в школе, но и по другим учебным пособиям, программам, УМК.

Основы грамотного составления конспектов

Сложностью для многих пятиклассников является сама работа по составлению краткой записи. Далеко не все умеют качественно работать с книгой или конспектировать лекцию за педагогом. Научиться грамотно формулировать конспекты по биологии 5 класс поможет обширная коллекция таких материалов, представленная на портале еуроки. Здесь собраны работы по всем программам и УМК, по которым предмет изучается в 5-м классе. Работая с этим источником, дети:

  • смогут увидеть и запомнить, как верно и четко, в рамках регламентов Стандартов образования, конспектировать сведения;
  • научатся работать с информационно-справочными источниками;
  • запомнят большой объем данных, поскольку в конспектах они представлены в максимально удобном для восприятия и памяти, наглядном и сжатом виде.

Чтобы конспектирование приносило максимальную пользу пятиклассникам, следует подходить к такой работе предельно внимательно. Например, уделять минимум час в день работе с источниками, не допускать долгих, сверх 15 дней, перерывов в ней, стремиться не просто воспользоваться готовым решением, но и запомнить его, впоследствии - самостоятельно воспроизвести конспект по той или иной теме, параграфу, разделу курса дисциплины за пятый класс.

Читайте также: