Кайдалова е в ландшафтная архитектура конспект лекций учебное пособие

Обновлено: 07.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.


3
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………….3
ВВЕДЕНИЕ………………………….………………………………………………5
Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА………….…..…. 7
1.1 РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ……………………….……..7 1.1.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА……………. ….…7
Египет (IV – I тыс. до н.э.)……….………………………………………..…7
Двуречье, Ассиро-вавилонская культура (VIII – VI вв. до н.э.)………. …8
Древняя Греция (XII – I вв. до н.э.)……………………..……………..…. 9
Древний Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)……………………………………11 1.1.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА……. 12
Европейское средневековье (VI – ХV вв.)……………. ………. 12
Арабская Испания (VII – ХIV вв.)…………………….……. …….13
Россия допетровского периода (до ХVIII в.)……………….………. ……14
Итальянское Возрождение и барокко (ХV – ХVII вв.).……………. ……15
Французский Ренессанс, барокко и классицизм (XVI–XVII вв)…..…. 18
Русское барокко (XVIII в.)…………….……………..………….…….……19 1.2 ПЕЙЗАЖНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ……….…………………….23 1.2.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА……………. 23
Китай……………….…………………………………………. …………….23
Япония………………………………………………………………..………24 1.2.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА……….…..27
Европейский романтизм и классицизм (XVIII – начало XX в.)………….27
Русский классицизм (XIX в.)…………………………………………..…. 31 1.3 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО СССР………………..………………….33 1.4 СОВРЕМЕННОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО…….35 1.5 САДЫ И ПАРКИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА….……………………………39
Раздел II ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ………………..41
2.1 ПОНЯТИЕ О ЛАНДШАФТЕ.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ……..……………………..41 2.2 ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛАНДШАФТНЫХ ОБЪЕКТОВ……….45


4 2.2.1 ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ…..45
Городские многофункциональные парки……………………………..…. 45
Специализированные сады и парки……………………………………..….46
Загородные зоны массового отдыха………………………………………..50 2.2.2 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………….51
Сады при общественных зданиях……………………..……………………51
Сады в жилой застройке…………………………………………………….54
Сады на искусственных основаниях……………………………………….55
Скверы. Бульвары. Пешеходные зоны. Набережные……………………..57
Питомники. Кладбища. Защитно-мелиоративные насаждения…………..61
Плоскостные сооружения в ландшафте……………………………………63 2.3 ПРЕДПРОЕКТНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ И
ЛАНДШАФТНЫЙ АНАЛИЗ……………………………………..………….65
Комплексное обследование территории (полевые работы)………..……..65
Анализ объемно-пространственной структуры……………………………66
Предпроектная оценка территории…………………………………………67
Ландшафтный анализ территории………………………………………….68 2.4 ВЫЯВЛЕНИЕ, АНАЛИЗ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ
ЛАНДШАФТОВ………………………………………………………………68
Выявление и анализ исторических ландшафтов…………………………..68
Восстановление исторических ландшафтов……………………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………. 73


5
ВВЕДЕНИЕ
В современном понимании архитектура является деятельностью по организации пространственной среды для жизнедеятельности человека. Среда, формируемая архитектором, может быть качественно разной. Прежде всего – это среда, представленная зданиями и сооружениями. Они принадлежат собственно архитектуре. Другой разновидностью среды, формируемой средствами архитектуры, является среда открытых пространств, незамкнутых внутри ограждающих конструкций. К ним относятся улицы, площади, внутриквартальные пространства, сады, парки, скверы, бульвары, набережные и т.п. Формированием открытых пространств занимается ландшафтная архитектура.
Схема 1. Формирование архитектурной среды
Архитектурная среда
Среда замкнутых пространств
архитектура
Среда открытых пространств
ландшафтная архитектура
Специфика ландшафтной архитектуры как искусства:
- ландшафтная архитектура оперирует живыми материалами, изменяющимися во времени и пространстве;
- воспринимается под воздействием пространственно-временных эффектов;
- объекты воспринимаются в движении, впечатление создается во времени;
- оказывает комплексное воздействие на органы чувств;
- основой является пространственная композиция.
Основные направления ландшафтного проектирования:
- городские парки с преобладанием антропогенных компонентов;
- специальные парки с преобладанием природных компонентов;
- рекреационные объекты;
- система озеленения города (площади, скверы, бульвары, набережные, пешеходные зоны, сады при общественных зданиях и в жилой застройке);


6
- сады на искусственных основаниях;
- рекультивация отработанных территорий;
- питомники, кладбища, защитно-мелиоративные насаждения;
- частные сады;
- интерьеры с активным использованием природных компонентов;
- реставрация, реконструкция и консервация памятников садово-паркового искусства.
Ландшафтное мышление наряду с градостроительным и объемно- пространственным должно стать необходимым условием архитектурного творчества. Работая над проектом, архитектор должен не только представлять себе поставленную перед ним задачу и знать, как эту задачу выполнить, но и иметь четкое представление о своей профессии, ее содержании и историческом развитии. Основываясь на богатом опыте прошлого, владея всем арсеналом композиционных и технических приемов, выработанных предыдущими поколениями, можно уверенно двигаться вперед.
Исторический опыт ландшафтного проектирования
Эволюция ландшафтного искусства насчитывает несколько тысячелетий.
Ландшафтная архитектура развивалась в одном потоке со всеми видами материальной и художественной культуры. Она обладала своей спецификой в условиях каждого социального строя и приспосабливалась к местным природным условиям. При этом сформировалось два основных стилевых направления – регулярное и пейзажное.
Регулярное стилевое направление характеризуется:
- геометрической сеткой плана;
- архитектурно обработанным рельефом;
- подчеркнутым доминированием главного здания;
- четкими контурами водоемов;
- рядовыми посадками кустарников и деревьев, их стрижкой.
Пейзажное стилевое направление отличается:
- свободной сеткой плана;


7
- извилистыми дорогами;
- естественным рельефом;
- свободными контурами водоемов, лужаек и др. элементов;
- свободно растущей растительностью и живописными формами крон.
Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА
1.1 РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1.1.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ЕГИПЕТ (IV – I тыс. до н.э.)
Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тыс. до н.э. За три тысячелетия его существования вместе с развитием градостроительства и архитектуры формировалось и садовое искусство.
Сады создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельных людей. Вместе со священными рощами и озелененными улицами, они составляли зеленое оформление городов.
Улицы городов были прямыми и узкими, плотно застроенными. Нередко на крышах домов высаживали пальмы и другие растения. Но были в столицах
Египта и улицы шириной 40-60 м, предназначенные для религиозных процессий. Они обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку; при подходе к храму их украшали фигурами сфинксов.
Сады в Египте были трех типов: сады при храмах; сады при дворцах; сады при жилых домах. Древнеегипетскому саду присуще слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.
Геометрическая сетка планов городов определила характер египетского сада. Он сформировался как регулярный, с четко выраженной главной осью.
Композиционные особенности Древнеегипетских садов:
- регулярный план с осевым симметричным построением композиции;
- формирование замкнутых пространств;
- наличие водоемов как неотъемлемой, иногда главной, части сада;
- использование ритма как композиционного приема;


8
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.
Основные элементы сада: пруды; аллеи; виноградники; цветочные клумбы; открытые павильоны; перголы (горизонтальные решетчатые конструкции, увитые растениями).
Наиболее древними из известных нам Египетских садов были сады при
храмах Ментухотепов (2160-2000 г. до н.э.) и парк царицы Хатшепсут (1520-
1500 г. до н.э.)
Особого размаха строительство садов достигло в период расцвета древней столицы – Фивы. В Фивах строили роскошные виллы,окруженные садами и прудами.
ДВУРЕЧЬЕ, Ассиро-вавилонская культура (VIII – VI вв. до н.э.)
Города Двуречья имели прямоугольную в плане форму и были окружены крепостными стенами. В архитектурных композициях применялось поперечное развертывание пространства. Из-за частых затоплений выработался прием строительства на искусственных платформах. По этому принципу сооружались храмы - зиккураты. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую, платформ. Верхняя платформа завершалась храмом.
Выступающие части платформ озеленяли.
Этот тип храмовой постройки привел к созданию висячих садов, которые древние греки называли одним из чудес света. Висячие сады Семирамидыбыли расположены в Вавилоне, в Южном дворце на берегу Евфрата. Они были построены около VIII в. до н.э. и расширены царем Навуходоносором II в VI в. до н.э. Учеными были сделаны гипотетические варианты садов.
Парки Двуречья отличались большими размерами и необыкновенной роскошью. Естественные насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки.При общей регулярности плана сады были поделены на симметричные четырехугольники, но посадки располагались свободно. Парки были украшены большим количеством павильонов. Влияние зиккуратов


9 сказалось на создании искусственных насыпных холмов в парках, верх которых украшался беседкой.
Имеются скупые сведения об обширном парке царя Саргона
II, окружавшем дворец в Дур-Шарукине (VIII в. до н.э.). Там произрастали деревья, вывезенные из других стран.
В Двуречье применялись определенные ландшафтные приемы:
- многоуровневая система озеленения (сады на искусственных террасах);
- искусственные насыпные холмы и террасы, украшенные беседками;
- первые коллекции растительности (прообраз ботанических садов);
Композиционные особенности садов и парков Двуречья:
- регулярная система паркостроения (наличие искусственных террас, осевое построение, органичное включение в регулярную сетку плана города);
- отсутствие основной продольной оси;
- асимметричная композиция при общей регулярности;
- отсутствие планировочно-пространственных центров;
- замкнутое пространство сада.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (XII–I вв. до н.э.)
Историю древнегреческой культуры принято делить на четыре эпохи: гомеровскую (XII – VIII вв. до н.э.), архаическую (VII – VI вв. до н.э.), классическую (V - IV вв. до н.э.) и эллинистическую (III – I вв. до н.э.).
Природные и социально-политические особенности этой страны обусловили появление широкого типологического ряда оригинальных архитектурных и ландшафтных объектов.
Сады и парки
Частновладельческие сады существовали на всем протяжении рассмат- риваемой культуры;
Священные рощи – этот тип сложился в Х–VI вв. до н.э. в виде парка, украшенного малыми архитектурными формами и спланированного по определенной системе. Характерными элементами священной рощи были
нимфея (грот), алтарь для жертвоприношений и ипподром.


10
Типы общественных садов классического периода:
- герооны, посаженные в честь выдающихся людей;
- философские сады для занятий наукой и спортом под открытым небом;
- сады для отдыха и развлечений (появились в период эллинизма);
- общественные сады на городских площадях (начало создания -V в. до н.э.).
Композиционные особенности садов и парков Древней Греции:
- регулярная система паркостроения;
- асимметричная композиция;
- террасирование рельефа;
- создание искусственных водных систем (фонтанов, гротов, бассейнов);
- применение малых архитектурных форм и скульптуры;
- пространство сада не замкнуто.
Элементы греческого сада: гроты; крытые дорожки – перголы; скульптура, приспособленная к фону зелени; фонтаны в виде статуй.
Открытые городские пространства
В культуре классической Греции веками сохранялся навык видеть объекты по отдельности, не замечая соседства и игнорируя фон. Сдвиг представлений произошел к концу II в. до н.э. Зодчие стали охватывать периметр центральных площадей длинными портиками. Такие колоннады идеально упорядочили пространство (площадь в Милете).
Плоскостные сооружения
Театры и одейоны. В греческой культуре большое распространение получили зрелищные сооружения. Они достигали огромных размеров и вмещали все население полиса, при этом отличались исключительной акустикой и оптикой. Греческие театры обладали идеальной связью со свободно обозреваемым ландшафтом и строились на естественном падении рельефа
(театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре).
Стадионы с трибунами для зрителей, вырубленными в скале или возведенными на искусственной подсыпке.


11
Ипподромы, предназначавшиеся для соревнования колесниц, имели в плане овал, обсаженный рядами деревьев.
ДРЕВНИЙ РИМ (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)
История Древнего Рима выделяет три периода: эпоха царей (VIII – VI вв. до н.э.), республика (VI - I вв до н.э.), империя (I - V вв до н.э.).
В римской архитектуре сконцентрировались грандиозность и мону- ментальность в сочетании с рациональной конструкцией и планировкой.
Сады и парки
К I в н.э. сформировались следующие типы садов:
- священные рощи;
- городские частновладельческие сады или сады-перистили – небольшие, подчиняющиеся планировке дома (дом Веттиев, дом Фавна);
- городские общественные сады при общественных сооружениях (Марсово
поле в Риме);
- сады при виллах и дворцах – хозяйственные, увеселительные, фруктуарии
(вилла Тускум).
Специфические приемы садово-паркового искусства Древнего Рима:
- применение мелиорации и гидротехнических сооружений;
- активное террасирование склонов.
Характерные черты садово-паркового искусства Древнего Рима:
- регулярная система паркостроения;
- совершенствование приемов античной Греции и создание своих;
- создание новых типов сада (перистили, ипподромы, сады при виллах);
- отсутствие композиционного единства сада;
- подчеркивание основной оси центрального сооружения;
- расположение лестниц, не подчеркивающих композиционных осей.
Элементы Римского сада:
- террасы, окаймленные балюстрадами и соединяющиеся лестницами;


12
- цветниковый партерксистос (партер – декоративная композиция на горизонтальной плоскости, решенная как открытое пространство, оформленное газоном, цветником, водоемом, скульптурой);
- стадий или ипподром – полукруг деревьев, окаймляющий квадратную клумбу (греческий элемент утратил свое назначение как место состязаний);
- термы, купальни, гроты, фонтаны и бассейны;
- парковая скульптура.
Открытые городские пространства
Планировка многочисленных римских городов восходит к устройству военного лагеря и имеет прямоугольную сетку кварталов. Главные улицы кардо и декуманус, достигающие 20-30 м в ширину, образуют характерный крест.
Около перекрестка располагается основное общественное пространство – форум. В больших городах они по обеим сторонам обстраивались мощными колоннадами. В этом случае улица, как и площадь, становится торжественным, архитектурно оформленным общественным пространством. Кроме того, римляне подняли на новый качественный уровень благоустройство. Они отделили проезжую часть от тротуара, разработали особый тип мощения улиц
(улица Колонн в Пальмире).
Большой вклад в развитие системы организации открытых городских пространств сделан зодчими Древнего Рима. В течение двух веков был сделан комплекс форумов: форум Романум,
Юлия Цезаря, Августа, Нервы, Траяна.
Древнеримские зодчие показали, что любой признак исходной ситуации можно превратить в достоинство новой целостной композиции.
1.1.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА
ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (VI – ХV вв.)
В конце IV в. эпоха античности уступила место феодализму. Наступило время войн и формирования европейских государств. Историю архитектуры средневековья делят на три периода: раннесредневековый (IV - IX вв.), романский (X - XII вв.) и готический (XII -XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражалась на паркостроении, поскольку садово-


13 парковое искусство, требующее мирной обстановки для своего существования, приостанавливает свое развитие. Небольшие регулярные сады и рощи утилитарного характера выращивали при монастырях и замках, т.е. на относительно защищенных территориях (сад монастыря под Краковом).
Типология ландшафтных объектов:
- внутримонастырские сады (клуатры);
- примонастырские утилитарные и декоративные сады;
- призамковые утилитарные и декоративные сады;
- увеселительные рощи.
Характерные черты и элементы садов европейского средневековья:
- геометричность планировки;
- рядовые посадки и стрижка деревьев;
- применение таких элементов, как лабиринт и дерновая скамья;
- феодальный тип синтеза искусств.

В конспекте лекций освещены вопросы истории ландшафтного искусства, а так же современные тенденции и направления развития ландшафтной архитектуры в России и за рубежом. Рассмотрены социальноэкологические факторы ландшафтного проектирования и типология современных ландшафтных объектов. Дается понятие о предпроектной оценке территории и ландшафтном анализе. Затрагиваются вопросы восстановления исторических ландшафтов.

Составитель: Кайдалова Е.В.

(С) Нижегородский государственный архитектурностроительный университет, 2003

Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА………….…..…. 7

1.1 РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ……………………….……..7

1.1.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА……………. ….…7

Двуречье, Ассиро-вавилонская культура (VIII – VI вв. до н.э.)………. …8

Древняя Греция (XII – I вв. до н.э.)……………………..……………..…. 9 Древний Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)……………………………………11

1.1.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА……. 12

Европейское средневековье (VI – ХV вв.)……………. ………. 12

Арабская Испания (VII – ХIV вв.)…………………….……. …….13

Россия допетровского периода (до ХVIII в.)……………….………. ……14 Итальянское Возрождение и барокко (ХV – ХVII вв.).……………. ……15 Французский Ренессанс, барокко и классицизм (XVI – XVII вв)…..…. 18

1.2 ПЕЙЗАЖНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ……….…………………….23

1.2.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА……………. 23

1.2.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА……….…..27

Европейский романтизм и классицизм (XVIII – начало XX в.)………….27

Русский классицизм (XIX в.)…………………………………………..…. 31

1.3 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО СССР………………..………………….33

1.4 СОВРЕМЕННОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО…….35

1.5 САДЫ И ПАРКИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА….……………………………39

Раздел II ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ………………..41

2.1 ПОНЯТИЕ О ЛАНДШАФТЕ.

2.2 ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛАНДШАФТНЫХ ОБЪЕКТОВ……….45

2.2.1 ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ…..45

Городские многофункциональные парки……………………………..…. 45 Специализированные сады и парки……………………………………..….46 Загородные зоны массового отдыха………………………………………..50

2.2.2 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………….51

Сады при общественных зданиях……………………..……………………51

Сады на искусственных основаниях……………………………………….55 Скверы. Бульвары. Пешеходные зоны. Набережные……………………..57 Питомники. Кладбища. Защитно-мелиоративные насаждения…………..61 Плоскостные сооружения в ландшафте……………………………………63

2.3 ПРЕДПРОЕКТНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ И ЛАНДШАФТНЫЙ АНАЛИЗ……………………………………..………….65

Комплексное обследование территории (полевые работы)………..……..65 Анализ объемно-пространственной структуры……………………………66 Предпроектная оценка территории…………………………………………67 Ландшафтный анализ территории………………………………………….68

2.4 ВЫЯВЛЕНИЕ, АНАЛИЗ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛАНДШАФТОВ………………………………………………………………68

Выявление и анализ исторических ландшафтов…………………………..68 Восстановление исторических ландшафтов……………………………….69

В современном понимании архитектура является деятельностью по организации пространственной среды для жизнедеятельности человека. Среда,

формируемая архитектором, может быть качественно разной. Прежде всего – это среда, представленная зданиями и сооружениями. Они принадлежат собственно архитектуре. Другой разновидностью среды, формируемой средствами архитектуры, является среда открытых пространств, незамкнутых внутри ограждающих конструкций. К ним относятся улицы, площади,

внутриквартальные пространства, сады, парки, скверы, бульвары, набережные и т.п. Формированием открытых пространств занимается ландшафтная архитектура.

Схема 1. Формирование архитектурной среды

Среда замкнутых пространств

Среда открытых пространств

Специфика ландшафтной архитектуры как искусства:

- ландшафтная архитектура оперирует живыми материалами,

изменяющимися во времени и пространстве;

- воспринимается под воздействием пространственно-временных эффектов;

- объекты воспринимаются в движении, впечатление создается во времени;

- оказывает комплексное воздействие на органы чувств;

- основой является пространственная композиция.

Основные направления ландшафтного проектирования:

- городские парки с преобладанием антропогенных компонентов;

- специальные парки с преобладанием природных компонентов;

- система озеленения города (площади, скверы, бульвары, набережные,

пешеходные зоны, сады при общественных зданиях и в жилой застройке);

- сады на искусственных основаниях;

- рекультивация отработанных территорий;

- питомники, кладбища, защитно-мелиоративные насаждения;

- интерьеры с активным использованием природных компонентов;

- реставрация, реконструкция и консервация памятников садово-паркового искусства.

Ландшафтное мышление наряду с градостроительным и объемно-

пространственным должно стать необходимым условием архитектурного творчества. Работая над проектом, архитектор должен не только представлять себе поставленную перед ним задачу и знать, как эту задачу выполнить, но и иметь четкое представление о своей профессии, ее содержании и историческом развитии. Основываясь на богатом опыте прошлого, владея всем арсеналом композиционных и технических приемов, выработанных предыдущими поколениями, можно уверенно двигаться вперед.

Исторический опыт ландшафтного проектирования

Эволюция ландшафтного искусства насчитывает несколько тысячелетий.

Ландшафтная архитектура развивалась в одном потоке со всеми видами материальной и художественной культуры. Она обладала своей спецификой в условиях каждого социального строя и приспосабливалась к местным природным условиям. При этом сформировалось два основных стилевых направления – регулярное и пейзажное .

Регулярное стилевое направление характеризуется:

- геометрической сеткой плана;

- архитектурно обработанным рельефом;

- подчеркнутым доминированием главного здания;

- четкими контурами водоемов;

- рядовыми посадками кустарников и деревьев, их стрижкой.

Пейзажное стилевое направление отличается:

- свободной сеткой плана;

- свободными контурами водоемов, лужаек и др. элементов;

- свободно растущей растительностью и живописными формами крон.

Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА

1.1 РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1.1.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ЕГИПЕТ (IV – I тыс. до н.э.)

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV

тыс. до н.э. За три тысячелетия его существования вместе с развитием градостроительства и архитектуры формировалось и садовое искусство.

Сады создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельных людей. Вместе со священными рощами и озелененными улицами, они составляли зеленое оформление городов.

Улицы городов были прямыми и узкими, плотно застроенными. Нередко на крышах домов высаживали пальмы и другие растения. Но были в столицах Египта и улицы шириной 40-60 м, предназначенные для религиозных процессий. Они обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку; при подходе к храму их украшали фигурами сфинксов.

Сады в Египте были трех типов: сады при храмах; сады при дворцах;

сады при жилых домах. Древнеегипетскому саду присуще слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Геометрическая сетка планов городов определила характер египетского сада. Он сформировался как регулярный, с четко выраженной главной осью.

Композиционные особенности Древнеегипетских садов:

- регулярный план с осевым симметричным построением композиции;

- формирование замкнутых пространств;

- наличие водоемов как неотъемлемой, иногда главной, части сада;

- использование ритма как композиционного приема;

- применение аллейных и рядовых посадок;

- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Основные элементы сада: пруды; аллеи; виноградники; цветочные клумбы; открытые павильоны; перголы (горизонтальные решетчатые конструкции, увитые растениями).

Наиболее древними из известных нам Египетских садов были сады при храмах Ментухотепов (2160-2000 г. до н.э.) и парк царицы Хатшепсут (1520-

Особого размаха строительство садов достигло в период расцвета древней столицы – Фивы. В Фивах строили роскошные виллы , окруженные садами и прудами.

ДВУРЕЧЬЕ, Ассиро-вавилонская культура (VIII – VI вв. до н.э.)

Города Двуречья имели прямоугольную в плане форму и были окружены крепостными стенами. В архитектурных композициях применялось поперечное развертывание пространства. Из-за частых затоплений выработался прием строительства на искусственных платформах. По этому принципу сооружались храмы - зиккураты. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую, платформ. Верхняя платформа завершалась храмом.

Выступающие части платформ озеленяли.

Этот тип храмовой постройки привел к созданию висячих садов, которые древние греки называли одним из чудес света. Висячие сады Семирамиды были расположены в Вавилоне, в Южном дворце на берегу Евфрата. Они были построены около VIII в. до н.э. и расширены царем Навуходоносором II в VI в.

до н.э. Учеными были сделаны гипотетические варианты садов.

Парки Двуречья отличались большими размерами и необыкновенной роскошью. Естественные насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки. При общей регулярности плана сады были поделены на симметричные четырехугольники, но посадки располагались свободно. Парки были украшены большим количеством павильонов. Влияние зиккуратов

сказалось на создании искусственных насыпных холмов в парках, верх которых украшался беседкой.

Имеются скупые сведения об обширном парке царя Саргона

II , окружавшем дворец в Дур-Шарукине (VIII в. до н.э.). Там произрастали деревья, вывезенные из других стран.

В Двуречье применялись определенные ландшафтные приемы:

- многоуровневая система озеленения (сады на искусственных террасах);

- искусственные насыпные холмы и террасы, украшенные беседками;

- первые коллекции растительности (прообраз ботанических садов);

Композиционные особенности садов и парков Двуречья:

- регулярная система паркостроения (наличие искусственных террас,

осевое построение, органичное включение в регулярную сетку плана города);

- отсутствие основной продольной оси;

- асимметричная композиция при общей регулярности;

- отсутствие планировочно-пространственных центров;

- замкнутое пространство сада.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (XII–I вв. до н.э.)

Историю древнегреческой культуры принято делить на четыре эпохи:

гомеровскую (XII – VIII вв. до н.э.), архаическую (VII – VI вв. до н.э.),

классическую (V - IV вв. до н.э.) и эллинистическую (III – I вв. до н.э.).

Природные и социально-политические особенности этой страны обусловили появление широкого типологического ряда оригинальных архитектурных и ландшафтных объектов.

Частновладельческие сады существовали на всем протяжении рассмат-

Священные рощи – этот тип сложился в Х–VI вв. до н.э. в виде парка,

украшенного малыми архитектурными формами и спланированного по определенной системе. Характерными элементами священной рощи были

нимфея ( грот ), алтарь для жертвоприношений и ипподром .

Типы общественных садов классического периода:

- герооны, посаженные в честь выдающихся людей;

- философские сады для занятий наукой и спортом под открытым небом;

- сады для отдыха и развлечений (появились в период эллинизма);

- общественные сады на городских площадях (начало создания -V в. до н.э.).

Композиционные особенности садов и парков Древней Греции:

- регулярная система паркостроения;

- создание искусственных водных систем (фонтанов, гротов, бассейнов);

- применение малых архитектурных форм и скульптуры;

- пространство сада не замкнуто.

Элементы греческого сада: гроты; крытые дорожки – перголы;

скульптура, приспособленная к фону зелени; фонтаны в виде статуй.

Открытые городские пространства

В культуре классической Греции веками сохранялся навык видеть объекты по отдельности, не замечая соседства и игнорируя фон. Сдвиг представлений произошел к концу II в. до н.э. Зодчие стали охватывать периметр центральных площадей длинными портиками. Такие колоннады идеально упорядочили пространство (площадь в Милете) .

Театры и одейоны. В греческой культуре большое распространение получили зрелищные сооружения . Они достигали огромных размеров и вмещали все население полиса, при этом отличались исключительной акустикой и оптикой. Греческие театры обладали идеальной связью со свободно обозреваемым ландшафтом и строились на естественном падении рельефа (театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре) .

Стадионы с трибунами для зрителей, вырубленными в скале или возведенными на искусственной подсыпке.

Апробировано в ходе чтения бакалаврам направления подготовки 07.03.01 Архитектура. Даны представления о ландшафтных основах архитектурного творчества: приведены основные понятия и определения, показаны современные тенденции в ландшафтной архитектуре, в том числе на градостроительном уровне. Освещены вопросы предпроектной оценки и ландшафтного анализа территории. Основное внимание уделено типологическому аспекту, методике и нормам ландшафтного проектирования. Отображен весь широкий спектр современных ландшафтных объектов. Затрагиваются проблемы восстановления утраченных и исторических ландшафтов. В основу положен метод комплексного анализа ландшафтных объектов во взаимосвязи с архитектурой, градостроительством и дизайном архитектурной среды. Рассматриваются социальные, градостроительные, экологические, природно-климатические, инженерные, экономические, и др. факторы, влияющие на формирование ландшафтных объектов различных типов. Цель освоения дисциплины – формирование профессиональных знаний и умений в области ландшафтной архитектуры. Предназначено обучающимся по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура для самостоятельной подготовки к лекционным занятиям по дисциплине Ландшафтная архитектура.

Информация о DOI

Кайдалова Е.В. Ландшафтная архитектура. Конспект лекций

Ландшафтные основы архитектурного творчества.
Введение в дисциплину. Основные понятия и определения.
Современные тенденции в ландшафтной архитектуре.
Понятие о ландшафтах. Система озеленения города. Экологический каркас города.
Основные вопросы предпроектного архитектурно-ландшафтного анализа.
Типология современных ландшафтных объектов методика и основные нормы проектирования.
Основные объекты ландшафтного проектирования.
Многофункциональные парки.
Специализированные парки.
Детские и аттракционные парки.
Спортивные и Олимпийские парки.
Мемориальные парки.
Выставочные и этнографические парки, парки-музеи.
Зоологические парки и ботанические сады.

Загородные зоны массового отдыха.
Охраняемые ландшафты.
Специальные объекты ландшафтного проектирования.
Сады в жилой застройке.
Сад микрорайона.
Благоустройство дворов.

Озеленение общественных городских территорий.
Сады при общественных зданиях.
Скверы.
Бульвары.
Набережные.
Пешеходные улицы, площади, зоны.

Сады на искусственных основаниях.
Сады на крышах.
Сады над подземными сооружениями.
Зеленые кровли.
Сады на платформах.
Зимние сады и оранжереи.
Вертикальные сады и зеленые фасады.

Питомники, кладбища, защитные насаждения.
Плоскостные сооружения в ландшафте.
Рекультивация нарушенных ландшафтов.
Реставрация и реконструкция ландшафтных объектов.

Предпроектные и предваряющие реконструкцию и реставрацию ландшафтных объектов работы.
Выявление и анализ исторических ландшафтов.
Консервация ландшафтных объектов.

Реконструкция ландшафтных объектов.
Научная реставрация ландшафтных объектов.
Заключение.
Литература.

Читайте также: