К истокам слова почему мы так говорим конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Условия проведения игры: класс предварительно разделить на 3-4 команды.

Оборудование: игровые столы разных цветов с настольными лампами.

Как много самых разнообразных маршрутов предлагают нам сегодня туристические агентства! Наше школьное туристическое агентство "Колесо истории”предлагает совершить увлекательное путешествие в прошлое, а именно в историю языка. Вы спросите: "Зачем”? Отвечу. Еще со времен далекого прошлого в нашем языке сохранилось множество слов, выражений, употребляемых нами в различных спорах, разговорах и т. д. Но об истинном их значении и происхождении мало кто знает. Поэтому чтобы лучше знать и любить свой язык, понять его мы с вами и отправимся в те далекие времена. Итак… "Не спроста и не спустя слово молвится”— говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Почему, например, говорят…

1. "Их не разольешь водой” — о людях, которые очень дружны между собой.

Вопрос: откуда пошло это выражение?

a. По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять.

b. От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы.

c. Так говорят о команде моряков, которые вместе долго плавали на одном судне.

(Правильный ответ — вариант a).

2. Я хочу сейчас обратиться к капитанам. Пожалуйста, проследите, чтобы никто из членов ваших команд не бил баклуши.

Вопрос: что означает это выражение?

b. Громко смеяться.

c. Сидеть, нога на ногу.

(Баклуши — чурки, откалываемые от чурбана, из которых изготовляют деревянные поделки. Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким делом. Поэтому, бить баклуши — бездельничать.)

3. Для выполнения земляных работ рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал к ручкам тачки веревку, которая называлась гуж. За такую тяжелую работу люди брались в крайних случаях, из-за большой нужды, например. А взявшись за нее, не должны были жаловаться на нездоровье, слабость и т.д. Отсюда пошло выражение, означающее следующее: если взялся за какое-нибудь дело, надо его выполнять, невзирая на трудности.

Вопрос: какое это выражение?

(Взялся за гуж – не говори, что не дюж).

4. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда пошло выражение "засучив рукава”, что значит "усердно приняться за работу”.

Вопрос: как можно сказать о человеке, который, наоборот, работал плохо?

c. Спустя рукава.

(Правильный ответ – вариант b).

5. Я хочу похвалить вас за то, что вы не тяните канитель. Значение этого выражения "делать что-то очень медленно”.

Вопрос: что такое канитель?

a. Грустная песня.

b. Блюдо, на приготовление которого требуется много времени.

(В старину золотые и серебряные нити для одежды священнослужителей, офицерских эполет, для вышивки по бархату изготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить "тянуть канитель”, т. е. медлить, мешкать).

6. Вы, наверное, хорошо помните строки из песенки: "к сожаленью, день рожденья только раз в году”.

Вопрос: а захотели ли бы вы иметь дело с человеком, у которого семь пятниц на неделе? Почему?

(Так можно сказать о человеке, который часто меняет свои решения, т. е. очень ненадежный).

7. "Зарыть талант в землю”. Это выражение относится к человеку, который не желает применять свои способности на общественную пользу.

Вопрос: что такое талант?

(Талант в древней Греции был самой крупной денежной единицей. По библейскому преданию, один из древних рабовладельцев раздал своим рабам по одному таланту с тем условием, чтобы через год они вернули эти деньги вместе с прибылью, которую извлекут из данных талантов. Но один из рабов решил перехитрить своего хозяина и просто зарыл талант в землю, за что и был наказан своим хозяином).

8. Какими качествами должны обладать команды, чтобы победить? Т. е. у нас сейчас развернулась самая настоящая борьба, борьба за победу. Так и у наших предков суровые условия борьбы за существование воспитывали у человека храбрость, мужество. Робкими были дети, не столкнувшиеся еще лицом к лицу с жизнью.

Вопрос: как называли малолетнего человека древние русичи?

(Его называли ребенок, первоначально "робенок”, от слова "робкий, несмелый”).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная - познакомить учащихся с истоками слова хлеб, показать его лексическое многообразие, учить работать со словарями, с текстом.

Развивающая – развивать исследовательские, коммуникативные навыки учащихся, речь, внимание, память, творческие способности, расширять словарный запас, учить размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к хлебу, к труду людей, выращивающих хлеб; прививать интерес к слову, к русскому языку, вызвать желание узнать новое по теме урока.

I. Организационный момент.

II. Сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости. Я желаю вам успешной работы, пусть у вас всё получится. Чтобы поднять вам настроение, я хочу угостить вас конфетами.

А теперь по цвету фантиков я предлагаю вам объединиться в 3 группы.

III. Слово учителя.

- Что изучает лексикология?

- Что такое лексика?

- Как бы вы дали определение слову?

- Как называется то, что обозначает слово?

Сегодня я предлагаю вам поговорить об одном слове, которое мы произносим очень часто, каждый день, и то, что обозначает это слово, – это самое дорогое, жизненно необходимое и святое для человека, это то, без чего человек не сможет жить.

- Как вы думаете, о каком слове пойдёт речь?

Если дети затрудняются, то загадываю загадку:

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен,-

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем!

О чем я загадала загадку? (о хлебе)

На занятии мы будем говорить о самом дорогом - о хлебе.

Сегодня мы проведём занятие – исследование. Мы попробуем с вами составить биографию слова хлеб.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

— Что такое биография?

— Где мы можем узнать о жизни слова? ( в словарях)

Перед нами стоят такие задачи:

  1. Изучить историю возникновения слова ХЛЕБ
  2. Выявить лексическое значение этого слова, пользуясь разными источниками-словарями
  3. Выявить значение фразеологизмов со словом ХЛЕБ

Каждая группа получает файл с заданиями.

Задания группам.

1. Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова.

2. Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба. ( смотри приложение № 1)

  1. Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова.
  2. Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.

IV. Самостоятельная работа в группах

V. Выступление групп.

VI. Обобщение. Итог исследования.

1.Хлеб появился свыше 10 тысяч лет назад. Первый хлеб выпекали из желудей.

3. Лексическое толкование слова хлеб в словаре В.И. Даля и в словаре С. И. Ожегова совпадает.

4. Русская речь богата фразеологизмами со словом хлеб.

VII. Слово учителя.

Спасибо вам, ребята, за работу! Вы провели большую исследовательскую работу. Узнали много нового и интересного о слове хлеб. Я не случайно сказала вам в самом начале урока о том, что хлеб – это самое дорогое, необходимое для жизни человека.

Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Упавший хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно. Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.

(Из каждой группы выходит ученик, отрывает лепесток ромашки и читает на обратной стороне листка задание).

(Хлебный, хлебница, хлебник, хлебороб, хлебопек, хлебушко, похлебка, хлебозавод, хлебушек, хлеборезка, хлебоед, хлебобулочный, хлебец, хлебосольный, нахлебник и т.д.)

(Хлеб, пироги, ватрушки, пряники, печенья, вафли, торт, булочки, круассаны, рулеты и т.д.)

4 задание гостям: Приведите примеры пословиц и поговорок о хлебе.

Вспоминаем все вместе:

Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.

IX. Слово учителя.

Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гре­бень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.

Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви.

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Слава хлебу и рукам, что его растили!

X. Творческое задание группам – составление сиквейна со словом хлеб.

XI. Рефлексия

Когда я слышу слово хлеб, я…

Приложение №1

1.Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова .

2.Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба

По мнению историков и археологов, хлеб был "открыт" свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки.

Из работ археологов мы знаем, что первый хлеб был получен в лесу. Стало известно, что древнейший хлеб был из желудей. Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой готовили первые лепешки и кашу.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках, называвшихся "клибанос". Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб".

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Приведенные примеры доказывают, что фразеологизм и слово могут соотносится по своему лексическому значению как синонимы.

2 Посмотрите сценку и ответьте на вопросы (Выступление учеников)

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

-Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный как крикнет:

-Стойте. Ребята! Разгадайте – ка свои загадки!

Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулки.

3 Заменить фразеологические обороты словами синонимами:

В час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос, себе на уме, во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, грустить.

Нос : задрать нос, вешать нос, водить за нос, клевать носом…

Глаз :хлопать глазами, говорить в глаза, глазом не моргнуть.

Нога : встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног …

Голова: морочить голову, как снег на голову, голова идет кругом…

Зуб: зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку.

Хоть игоки собирай, заваривать кашу, по чайной ложке, коломенская верста, чуть свет, повесить нос, жить душа в душу, сидеть сложа руки, ни зги не видно

Воспрянуть духом, на ночь глядя, от горшка два вершка, как кошка с собакой, одним духом, расхлебывать кашу, не покладая рук

На игровом роле лежат разные предметы (камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог.) Крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка вертушки

Кузькина мать – жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные поля и высасывал молодые зерна.

Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды

Подведение итогов, награждение победителей

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Памятка для написания сочинения ЕГЭ - Задание 27. Сочинение по прочитанному тексту. Проблема текста. В своем тексте автор поднимает важную для нашего времени проблему (чего….

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 5 класса "К истокам слова. Биография слова"

Разработка открытого занятия по русскому языку

для учащихся 5 класса

Образовательная - познакомить учащихся с истоками слова хлеб, показать его лексическое многообразие, учить работать со словарями, с текстом.

Развивающая – развивать исследовательские, коммуникативные навыки учащихся, речь, внимание, память, творческие способности, расширять словарный запас, учить размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к хлебу, к труду людей, выращивающих хлеб; прививать интерес к слову, к русскому языку, вызвать желание узнать новое по теме урока.

I . Организационный момент.

II . Сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости. Я желаю вам успешной работы, пусть у вас всё получится. Чтобы поднять вам настроение, я хочу угостить вас конфетами.

А теперь по цвету фантиков я предлагаю вам объединиться в 3 группы.

III . Слово учителя.

- Что изучает лексикология?

- Что такое лексика?

- Как бы вы дали определение слову?

- Как называется то, что обозначает слово?

Сегодня я предлагаю вам поговорить об одном слове, которое мы произносим очень часто, каждый день, и то, что обозначает это слово, – это самое дорогое, жизненно необходимое и святое для человека, это то, без чего человек не сможет жить.

- Как вы думаете, о каком слове пойдёт речь?

Если дети затрудняются, то загадываю загадку:

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен,-

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем!

О чем я загадала загадку? (о хлебе)

На занятии мы будем говорить о самом дорогом - о хлебе.

Сегодня мы проведём занятие – исследование. Мы попробуем с вами составить биографию слова хлеб.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

— Что такое биография?

— Где мы можем узнать о жизни слова? ( в словарях)

Перед нами стоят такие задачи:

Изучить историю возникновения слова ХЛЕБ

Выявить лексическое значение этого слова, пользуясь разными источниками-словарями

Выявить значение фразеологизмов со словом ХЛЕБ

Каждая группа получает файл с заданиями.

1. Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова.

2. Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба. ( смотри приложение № 1)

Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова.

Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.

Дать объяснение следующим фразеологизмам: водить хлеб-соль, даром хлеб есть, отбивать хлеб, хлеб насущный.

IV . Самостоятельная работа в группах

V . Выступление групп.

VI . Обобщение. Итог исследования.

1.Хлеб появился свыше 10 тысяч лет назад. Первый хлеб выпекали из желудей .

3. Лексическое толкование слова хлеб в словаре В.И. Даля и в словаре С. И. Ожегова совпадает.

4. Русская речь богата фразеологизмами со словом хлеб.

VII . Слово учителя .

Спасибо вам, ребята, за работу! Вы провели большую исследовательскую работу. Узнали много нового и интересного о слове хлеб. Я не случайно сказала вам в самом начале урока о том, что хлеб – это самое дорогое, необходимое для жизни человека.

Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Упавший хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно. Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.

(Из каждой группы выходит ученик, отрывает лепесток ромашки и читает на обратной стороне листка задание).

(Хлебный, хлебница, хлебник, хлебороб, хлебопек, хлебушко, похлебка, хлебозавод, хлебушек, хлеборезка, хлебоед, хлебобулочный, хлебец, хлебосольный, нахлебник и т.д.)

(Хлеб, пироги, ватрушки, пряники, печенья, вафли, торт, булочки, круассаны, рулеты и т.д.)

4 задание гостям: Приведите примеры пословиц и поговорок о хлебе.

Вспоминаем все вместе:

Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.

IX . Слово учителя.

Хлеб из рук выпадет — значит, гость спе шит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать бу дешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в пер вый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гре бень и сапоги, отцу невесты — бочонок и бо рону, деду — хлебный шалашик.

Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви.

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Слава хлебу и рукам, что его растили!

X . Творческое задание группам – составление сиквейна со словом хлеб.

Когда я слышу слово хлеб, я…

1.Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова .

2.Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба

По мнению историков и археологов, хлеб был "открыт" свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки.

Из работ археологов мы знаем, что первый хлеб был получен в лесу. Стало известно, что древнейший хлеб был из желудей. Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой готовили первые лепешки и кашу.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках, называвшихся "клибанос". Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб".

Читайте также: