К д ушинский два плуга ученый медведь конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Рассматривание ржаных, пшеничных колосьев.
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
1 часть. Дети сидят полукругом, педагог загадывает загадки:
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (хлеб)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (хлеб)
Мы печём пшеничные пироги отличные!
Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора.
И другие – все, кто может, приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы, сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные в печку посадили мы.
Печка весело горит, наша мама говорит:
- Крошки, что останутся, воробью достанутся. (движения руками выполняются по тексту)
(У кого в руках колос отвечает на вопрос)
Назовите… ХЛЕБ ласково (хлебушек)
Назовите… крошки ХЛЕБА (хлебные крошки)
… вкусный и полезный квас из ХЛЕБА (хлебный квас)
… посуду для ХЛЕБА (хлебница)
… человека, который выращивает ХЛЕБ (хлебороб)
… человека, который печёт ХЛЕБ (хлебопёк)
… прибор для резания ХЛЕБА (хлеборезка)
… завод, где выпекают ХЛЕБ (хлебозавод)
5 часть. Педагог показывает изображение плуга. Вопрос:
• Кто из вас видел его? Расскажите, какой он.
• Какие машины тянут за собой плуг? (трактора)
• Когда не было машин, кто помогал человеку пахать поле? (лошади, быки, но иногда и самим людям приходилось тащить за собой плуг)
Колоски золочёные (дети поднимают руки вверх
На ветру качаются, и качаются из стороны в сторону)
На ветру качаются, низко наклоняются.
Беседа по содержанию.
1. Где были сделаны два плуга?
3. Из чего были сделаны плуги?
4. Кому достался один плуг?
5. Что было с другим?
6. Через некоторое время земляки встретились. Какой был первый плуг?
7. Почему он блестел, как серебро?
8. Что случилось со вторым?
9. Почему он покрылся ржавчиной?
10. О чем разговаривали два плуга?
Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ
… на комбайне – КОМБАЙНЁР
… пашет землю – ЗЕМЛЕПАШЕЦ
… разводит овощи – ОВОЩЕВОД
… выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ
9 часть. Педагог приглашает детей сесть полукругом и спрашивает, что означают слова:
10 часть. Итог занятия.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1) Познакомить учащихся с творчеством К.Ушинского. Учить читать и слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выявлять основную мысль текста, читать текст по ролям с элементами драматизации.
2) Развивать общеречевые навыки, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, целостное восприятие текста, внимание, память, приучать пользоваться речью. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор. Совершенствовать навыки осознанного, беглого выразительного чтения. Формировать первоначальные языковые и познавательные отношения. Совершенствовать произносительную сторону речи.
3) Воспитывать положительные качества личности, уважение к труду и людям труда, трудолюбие, потребность в труде. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за причастность к трудовым будням земляков. Воспитывать инициативность, познавательные интересы, познавательную активность, навыки сотрудничества.
Организационный момент.
-Встаньте ровно. Проверьте, всё ли готово к уроку.
-А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учёба, поэтому работать на уроке надо так, чтобы получить хорошие, прочные знания, которые пригодятся вам в вашей будущей жизни.
Учащиеся проверяет наличие школьных принадлежностей.
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
1.Труд красит, а лень портит
2.Больше дела - меньше слов.
3. Всякая работа мастера хвалит.
4.Не плюй в колодец - пригодится напиться
5.Глазам страшно, а руки сделают.
6.Баловством хлеба не добудешь.
-Какая пословица лишняя?
- О чем эти пословицы?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ?
Не плюй в колодец - пригодится напиться
Эти пословицы о труде.
Учебно – познавательная деятельность.
-Разгадайте загадку. О какой умной машине в ней идёт речь?
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет - семь плугов тащит.
- А раньше, много лет назад люди обрабатывали землю вручную при помощи плуга.
-Кто из вас может объяснить, что такое плуг?
ПЛУГ – это сельскохозяйственное орудие для вспашки и обработки земли.
Беседа о назначении обложки .
-Посмотрите на обложку этой книги (слайд 1)
-Прочитайте, как называется книга?
-Как вы думаете, в книге пойдёт речь о ваших современниках или о давних временах?
-Почему вы так считаете?
Чтение сказки учителем.
Учитель читает произведение, в умеренном темпе.
Первичный анализ сказки:
-Вам понравилась сказка?
-Авторская или народная эта сказка? Почему?
-Назовите главных героев сказки?
-Какой из них положительные, а какой отрицательный?
Чтение сказки учащимися отрывками с пересказом и работа над пониманием выразительных средств сказки:
Урок построен в соответствии с ФГОС. В основе урока положена личностно-ориентированная технолгия. задания, представленные в технологической карте способствуют развитию у детей навыка беглого чтения и формируют умение работать с текстом.
Коврина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
Урок: Литературное чтение
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. Д. Ушинского
Задачи: формировать умение воспринимать на слух содержание текста, анализировать произведение, сравнивать;
развивать творческое воображение, логическое мышление, речь;
Оборудование: портрет К. Ушинского, презентация по теме урока, листы бумаги для рисования, аудиозапись текста, иллюстрации плуга
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности
Очень важно нам, ребята,
Хорошо уметь читать.
А ещё важнее, дети,
Прочитал что – понимать!
Ну, а чтобы всё понять,
Нужно думать, рассуждать,
Быть внимательным, усердным.
И друг другу помогать!
- Что же важно для урока чтения?
2. Целеполагание
- Сегодня мы начинаем читать произведения из другой большой темы. Название темы определите сами, прочитав пословицы:
* Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
*Труд не пропадет без следа.
*Трудолюбивый за что ни возьмется – все заблестит.
- О чем говорится в пословицах? /о труде и трудолюбии/ Как звучит тема произведений следующего раздела?
- Найдите в учебнике информацию о теме урока.
- Какую цель поставим на урок?
- Реализация каких задач позволит достичь цели?
Построение высказываний по схеме
3. Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач
1. Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского (продолжение)
Слайд 2 – портрет
- Что помните о творчестве К.Ушинского?
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать, - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.
2. Первичное восприятие текста.
Слушание аудиозаписи
Работа по тексту
- К кому попал первый плуг? Что он делал?
Словарь: земледелец – человек, который работает на земле: пашет, сеет, убирает урожай. Чьи родители земледельцы? Почему?
Оборудование: книги, предметные картинки, мультимедийная установка для демонстрации слайдов.
I Психолого – педагогическая настройка.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
- Какое сейчас время года?
- Какие зимние месяца вы знаете?
- Какой месяц зимы по счету сейчас, как он называется?
- Какай день недели сегодня?
- Чему учимся на уроке чтения?
- Почему необходимо уметь читать?
Упражнение для выработки техники чтения
- Прочитать, четко проговаривая звуки в словах. Какими буквами отличаются пары слов?
Мал – мял.
Мушка – мошка.
Кошка – кашка.
II. Проверка домашнего задания.
1. Труд красит, а лень портит
2. Больше дела – меньше слов.
3. Не плюй в колодец – пригодится напиться.
4. Всякая работа мастера хвалит.
-Какая пословица лишняя? (Ответы детей)
-Над какой темой мы работаем?
Упражнение на побуждение учащихся к чтению.
Прочитайте на доске слова шепотом.
Досада, штаны, забор, гвоздь,
Замечательные, зашивать, защитного, солдатские, рассердилась, завидовали.
- Найдите слово замечательные,
прочитайте слова – соседи.
Прочитайте слово, стоящее перед словом рассердилась.
Прочитайте слово, следующее за словом зашивать, первое и последнее (Убираю плакат со словами).
Проверим, как вы внимательно читали эти слова. Я называю слово, если оно было, вы хлопаете в ладоши, если нет - не хлопаете.
Самокат, забор, солдатские, стыдно, пуговица, зацепился, рассердилась, завидовали.
- Из какого произведения мы читали слова?
Проведем тест, как вы запомнили рассказ.
Мальчика в рассказе зовут:
а) Борька б) Бобка в) Вовка.
У него были штаны:
а) солдатские б) милицейские в) лыжные.
Мальчик попросил зашить штаны:
а) бабушку б) маму в) сестру.
Подготовка к чтению по ролям.
Угадавший, кому принадлежат слова, читает за него.
- Так я ведь не умею (Бобке).
- Сумел порвать, сумей и зашить (маме).
- Разве солдатам мамы штаны зашивают (ребята).
- Проворчал Бобка и пошел во двор (автор).
Чтение по ролям.
Оценки за домашнее задание.
III Новый материал.
Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
Зубастый крокодил
Все поле избороздил.
- О чем говорится в загадках?
-Кто знает, что такое плуг?
Словарь: плуг – орудие труда, которым пашут землю.
- Для чего люди сделали плуги?
Проверка первичного восприятия. Ответы на вопрос.
- К кому попал первый плуг? Что он делал?
Словарь: земледелец – человек, который работает на земле: пашет, сеет, убирает урожай. Чьи родители земледельцы? Почему?
- Где был другой плуг в это время? Что он делал?
Словарь: лавка – магазин, купец – продавец, владелец лавки.
- Что произошло с плугом, который был у земледельца?
- Почему этот плуг так хорошо выглядел, был весел и доволен?
- Что произошло с плугом, который пролежал в лавке?
- Почему он так плохо выглядел, был скучен, невесел?
- Как вы считаете, что сделало первый плуг лучше прежнего? /труд/
- Что испортило второй плуг? /безделье/
- Сделайте вывод: почему лучше быть трудолюбивым, чем ленивым?
5. Гимнастика для глаз.
- Из чего сделаны плуги?
7. Выборочное чтение текста.
- Как прошла жизнь первого трудолюбивого плуга?
- Что в это время сделал другой плуг?
- Чем похожи плуги? /они сделаны из железа для того, чтобы пахать землю/
- Чем отличаются плуги?
- Какой плуг вам нравится больше? Почему?
- Докажите словами из текста, что труд делает лучше, а лень портит?
8.Работа с иллюстрациями.
9. Чтение по ролям.
- Определите действующих лиц сказки.
- С какой интонацией надо читать слова трудолюбивого плуга? /весело, радостно/
Читайте также: