К д ушинский два плуга ученый медведь конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Рассматривание ржаных, пшеничных колосьев.

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

1 часть. Дети сидят полукругом, педагог загадывает загадки:

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (хлеб)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

Мы печём пшеничные пироги отличные!

Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора.

И другие – все, кто может, приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы, сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные в печку посадили мы.

Печка весело горит, наша мама говорит:

- Крошки, что останутся, воробью достанутся. (движения руками выполняются по тексту)

(У кого в руках колос отвечает на вопрос)

Назовите… ХЛЕБ ласково (хлебушек)

Назовите… крошки ХЛЕБА (хлебные крошки)

… вкусный и полезный квас из ХЛЕБА (хлебный квас)

… посуду для ХЛЕБА (хлебница)

… человека, который выращивает ХЛЕБ (хлебороб)

… человека, который печёт ХЛЕБ (хлебопёк)

… прибор для резания ХЛЕБА (хлеборезка)

… завод, где выпекают ХЛЕБ (хлебозавод)

5 часть. Педагог показывает изображение плуга. Вопрос:

• Кто из вас видел его? Расскажите, какой он.

• Какие машины тянут за собой плуг? (трактора)

• Когда не было машин, кто помогал человеку пахать поле? (лошади, быки, но иногда и самим людям приходилось тащить за собой плуг)

Колоски золочёные (дети поднимают руки вверх

На ветру качаются, и качаются из стороны в сторону)

На ветру качаются, низко наклоняются.

Беседа по содержанию.

1. Где были сделаны два плуга?

3. Из чего были сделаны плуги?

4. Кому достался один плуг?

5. Что было с другим?

6. Через некоторое время земляки встретились. Какой был первый плуг?

7. Почему он блестел, как серебро?

8. Что случилось со вторым?

9. Почему он покрылся ржавчиной?

10. О чем разговаривали два плуга?

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ

… на комбайне – КОМБАЙНЁР

… пашет землю – ЗЕМЛЕПАШЕЦ

… разводит овощи – ОВОЩЕВОД

… выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ

9 часть. Педагог приглашает детей сесть полукругом и спрашивает, что означают слова:

10 часть. Итог занятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1) Познакомить учащихся с творчеством К.Ушинского. Учить читать и слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выявлять основную мысль текста, читать текст по ролям с элементами драматизации.

2) Развивать общеречевые навыки, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, целостное восприятие текста, внимание, память, приучать пользоваться речью. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор. Совершенствовать навыки осознанного, беглого выразительного чтения. Формировать первоначальные языковые и познавательные отношения. Совершенствовать произносительную сторону речи.

3) Воспитывать положительные качества личности, уважение к труду и людям труда, трудолюбие, потребность в труде. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за причастность к трудовым будням земляков. Воспитывать инициативность, познавательные интересы, познавательную активность, навыки сотрудничества.

Организационный момент.

-Встаньте ровно. Проверьте, всё ли готово к уроку.

-А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учёба, поэтому работать на уроке надо так, чтобы получить хорошие, прочные знания, которые пригодятся вам в вашей будущей жизни.

Учащиеся проверяет наличие школьных принадлежностей.

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

1.Труд красит, а лень портит

2.Больше дела - меньше слов.
3. Всякая работа мастера хвалит.

4.Не плюй в колодец - пригодится напиться
5.Глазам страшно, а руки сделают.
6.Баловством хлеба не добудешь.

-Какая пословица лишняя?

- О чем эти пословицы?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ?

Не плюй в колодец - пригодится напиться

Эти пословицы о труде.

Учебно – познавательная деятельность.

-Разгадайте загадку. О какой умной машине в ней идёт речь?

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет - семь плугов тащит.

- А раньше, много лет назад люди обрабатывали землю вручную при помощи плуга.

-Кто из вас может объяснить, что такое плуг?

ПЛУГ – это сельскохозяйственное орудие для вспашки и обработки земли.

Беседа о назначении обложки .

-Посмотрите на обложку этой книги (слайд 1)

-Прочитайте, как называется книга?

-Как вы думаете, в книге пойдёт речь о ваших современниках или о давних временах?

-Почему вы так считаете?

Чтение сказки учителем.

Учитель читает произведение, в умеренном темпе.

Первичный анализ сказки:

-Вам понравилась сказка?

-Авторская или народная эта сказка? Почему?

-Назовите главных героев сказки?

-Какой из них положительные, а какой отрицательный?

Чтение сказки учащимися отрывками с пересказом и работа над пониманием выразительных средств сказки:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с ФГОС. В основе урока положена личностно-ориентированная технолгия. задания, представленные в технологической карте способствуют развитию у детей навыка беглого чтения и формируют умение работать с текстом.

Коврина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

Урок: Литературное чтение

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. Д. Ушинского

Задачи: формировать умение воспринимать на слух содержание текста, анализировать произведение, сравнивать;

развивать творческое воображение, логическое мышление, речь;

Оборудование: портрет К. Ушинского, презентация по теме урока, листы бумаги для рисования, аудиозапись текста, иллюстрации плуга

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

Очень важно нам, ребята,

Хорошо уметь читать.

А ещё важнее, дети,

Прочитал что – понимать!

Ну, а чтобы всё понять,

Нужно думать, рассуждать,

Быть внимательным, усердным.

И друг другу помогать!

- Что же важно для урока чтения?

2. Целеполагание

- Сегодня мы начинаем читать произведения из другой большой темы. Название темы определите сами, прочитав пословицы:

* Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

*Труд не пропадет без следа.

*Трудолюбивый за что ни возьмется – все заблестит.

- О чем говорится в пословицах? /о труде и трудолюбии/ Как звучит тема произведений следующего раздела?

- Найдите в учебнике информацию о теме урока.

- Какую цель поставим на урок?

- Реализация каких задач позволит достичь цели?

Построение высказываний по схеме

3. Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач

1. Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского (продолжение)

Слайд 2 – портрет

- Что помните о творчестве К.Ушинского?

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать, - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.

2. Первичное восприятие текста.

Слушание аудиозаписи

Работа по тексту

- К кому попал первый плуг? Что он делал?

Словарь: земледелец – человек, который работает на земле: пашет, сеет, убирает урожай. Чьи родители земледельцы? Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: книги, предметные картинки, мультимедийная установка для демонстрации слайдов.

I Психолого – педагогическая настройка.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

- Какое сейчас время года?

- Какие зимние месяца вы знаете?

- Какой месяц зимы по счету сейчас, как он называется?

- Какай день недели сегодня?

- Чему учимся на уроке чтения?

- Почему необходимо уметь читать?

Упражнение для выработки техники чтения

- Прочитать, четко проговаривая звуки в словах. Какими буквами отличаются пары слов?

Мал – мял.

Мушка – мошка.

Кошка – кашка.

II. Проверка домашнего задания.

1. Труд красит, а лень портит

2. Больше дела – меньше слов.

3. Не плюй в колодец – пригодится напиться.
4. Всякая работа мастера хвалит.

-Какая пословица лишняя? (Ответы детей)

-Над какой темой мы работаем?

Упражнение на побуждение учащихся к чтению.

Прочитайте на доске слова шепотом.

Досада, штаны, забор, гвоздь,

Замечательные, зашивать, защитного, солдатские, рассердилась, завидовали.

- Найдите слово замечательные,

прочитайте слова – соседи.

Прочитайте слово, стоящее перед словом рассердилась.

Прочитайте слово, следующее за словом зашивать, первое и последнее (Убираю плакат со словами).

Проверим, как вы внимательно читали эти слова. Я называю слово, если оно было, вы хлопаете в ладоши, если нет - не хлопаете.

Самокат, забор, солдатские, стыдно, пуговица, зацепился, рассердилась, завидовали.

- Из какого произведения мы читали слова?

Проведем тест, как вы запомнили рассказ.

Мальчика в рассказе зовут:

а) Борька б) Бобка в) Вовка.

У него были штаны:

а) солдатские б) милицейские в) лыжные.

Мальчик попросил зашить штаны:

а) бабушку б) маму в) сестру.

Подготовка к чтению по ролям.

Угадавший, кому принадлежат слова, читает за него.

- Так я ведь не умею (Бобке).

- Сумел порвать, сумей и зашить (маме).

- Разве солдатам мамы штаны зашивают (ребята).

- Проворчал Бобка и пошел во двор (автор).

Чтение по ролям.

Оценки за домашнее задание.

III Новый материал.

Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет.

Зубастый крокодил
Все поле избороздил.

- О чем говорится в загадках?

-Кто знает, что такое плуг?

Словарь: плуг – орудие труда, которым пашут землю.

- Для чего люди сделали плуги?

Проверка первичного восприятия. Ответы на вопрос.

- К кому попал первый плуг? Что он делал?

Словарь: земледелец – человек, который работает на земле: пашет, сеет, убирает урожай. Чьи родители земледельцы? Почему?

- Где был другой плуг в это время? Что он делал?

Словарь: лавка – магазин, купец – продавец, владелец лавки.

- Что произошло с плугом, который был у земледельца?

- Почему этот плуг так хорошо выглядел, был весел и доволен?

- Что произошло с плугом, который пролежал в лавке?

- Почему он так плохо выглядел, был скучен, невесел?

- Как вы считаете, что сделало первый плуг лучше прежнего? /труд/

- Что испортило второй плуг? /безделье/

- Сделайте вывод: почему лучше быть трудолюбивым, чем ленивым?

5. Гимнастика для глаз.

- Из чего сделаны плуги?

7. Выборочное чтение текста.

- Как прошла жизнь первого трудолюбивого плуга?

- Что в это время сделал другой плуг?

- Чем похожи плуги? /они сделаны из железа для того, чтобы пахать землю/

- Чем отличаются плуги?

- Какой плуг вам нравится больше? Почему?

- Докажите словами из текста, что труд делает лучше, а лень портит?

8.Работа с иллюстрациями.

9. Чтение по ролям.

- Определите действующих лиц сказки.

- С какой интонацией надо читать слова трудолюбивого плуга? /весело, радостно/

Читайте также: