Изучение особенностей химически опасного объекта в оперативно тактическом отношении конспект

Обновлено: 07.07.2024

Химическая авария - авария на химически опасном объекте (ХОО), со­провождающаяся разливом или выбросом АХОВ, способным привести к гибели или заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кор­мов, сельскохозяйственных животных и растений или окружающей природной среды. Причины аварий, в большинстве случаев, связаны с нарушениями установленных норм и правил при проектировании, строительстве и реконструкции ХОО, нарушением технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов, аппаратов и реакторов, низкой трудовой и технологической дисциплины производственного процесса. Проблема промышленной безопасности значительно обострилась с появлением крупномасштабных химических производств. Основу химической промышленности составили производства непрерывного цикла. Постоянный рост производительности обусловлен значительными экономическими преимуществами крупных установок. Как следствие, возрастает содержание опасных веществ в технологических аппаратах, что сопровождается возникновением опасностей катастрофических пожаров, взрывов, токсических выбросов и других разрушительных явлений.Кроме того, безопасность производства, использования, хранения и перевозок СДЯВ в значительной степени зависит от уровня организации профилактической работы, своевременности и качества планово-предупредительных ремонтных работ, подготовленности и практических навыков персонала, системы надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты.Наличие такого количества факторов, от которых зависит безопасность функционирования ХОО, делает эту проблему крайне сложной. Как показывает анализ причин крупных аварий, сопровождаемых выбросом (утечкой) СДЯВ, на сегодня нельзя исключить возможность возникновения аварий, приводящих к поражению производственного персонала.

1. Аварии на химически опасных объектах

Предприятия, использующие в производственных процессах различные вещества, опасны для населения, проживающего рядом с ними, и окружаю­щей природной среды, поскольку на них могут возникнуть аварийные ситу­ации, при которых возможен выброс в атмосферу токсичных продуктов. Для нужд аварийно-спасательного дела используется понятие аварийно химически опасное вещество (АХОВ).Согласно ГОСТ Р 22.9.05-95 АХОВ представляет собой опасное химическое веще­ство, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти зараже­ние окружающей среды в концентрациях, поражающих живой орга­низм. По характеру воздействия на человеческий организм АХОВ подраз­деляют на шесть групп (схема 1).Крупнейшие потребители АХОВ: черная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляная кислота, ацетонциангидрин, водород фтори­стый, нитрил акриловой кислоты); целлюлозно-бумажная промыш­ленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота); машиностроительная и оборонная промышленности (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый); коммунальное хозяй­ство (хлор, аммиак); медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловой кислоты, соляная кислота); сельское хо­зяйство (аммиак, хлорпикрин, хлорциан, сернистый ангидрид). Объекты пищевой, в частности молочной, промышленности, торго­вые базы, оснащенные холодильниками, крупные потребители ам­миака, используемого в качестве хладагента. В число этих потенци­ально опасных предприятий входят и такие, на первый взгляд безо­бидные, как кондитерские фабрики, пивные заводы, мясокомбинаты, станции водоочистки, овощные базы. Тысячи тонн АХОВ ежедневно перевозят раз­личными видами транспорта, перекачивают по трубопроводам. Все названные объекты экономики химически опасны. Несмотря на все принимаемые меры по обеспечению безопасности, полностью исключить вероятность возникновения химических аварий невозможно.


Схема 1

2. Медико-тактическая характеристика очага химического поражения

Внутри зоны загрязнения возникают очаги химического поражения (ОХП) т.е. территория, в пределах которой происходит массовое загрязнение и поражение людей, животного и растительного мира.

В медико-тактическом отношении ОХП характеризуются:

1. внезапностью поражения;

2. массовостью поражений;

3. наличием комбинированных поражений;

4. загрязнением окружающей среды.

При экологической химической катастрофе применяется понятие долговременного ОХП, когда биосфера (водоисточники, планктон, почва, растения) загрязняются на длительный период и создается неблагоприятная санитарно-гигиеническая обстановка на многие месяцы или годы (мутагенные, канцерогенные, эмбриотоксические СДЯВ).

Для быстродействующего ОХП характерно:

1. одномоментное поражение большого количества людей в короткий промежуток времени;

2. преобладание тяжелых поражений и быстрое развитие интоксикации;

3. дефицит времени у медицинской службы, для изменения повседневной организации работ и приведение ее в соответствие с возникшей обстановкой;

4. необходимость оказания экстренной и эффективной МП в ОХП в сжатые сроки;

5. необходимость проведения санитарной обработки на всех ЭМЭ;

6. немедленная эвакуация пораженных из ОХП в один рейс.

Для медленнодействующего ОХП характерно:

1. постепенное проявление признаков поражения (часы);

2. необходимость выявления пораженных среди населения далеко за пределами ОХП;

3. наличие некоторого временного резерва у медицинской службы, для коррекции работы и планирования действий с учетом обстановки;

4. возможность эвакуации пораженных из ОХП в несколько рейсов, по мере их выявления.

В очаге поражения стойкими веществами, продолжительное время (более 1 часа), сохраняется опасность поражения. Она сохраняется некоторое время и после выхода из очага за счет десорбции СДЯВ с одежды или в результате контакта с зараженным транспортом, различным имуществом. Санитарные потери персонала и населения на открытой территории могут составить до 100 %. В простейших укрытиях (здания) - 50 %. При несвоевременном использовании индивидуальных средств защиты (ИСЗ) - 10 %. В укрытиях и своевременном применении ИСЗ 4-5 %. Прогнозируемые структуры санитарных потерь (СП) в ОХП могут быть различными:

1. Летальность в среднем до 35 %

2. Легкая степень поражения 25 %

3. Средняя и тяжелая степень до 40 %.

При крупных авариях на ХОО поражение СДЯВ до 60 %.

1. травматические повреждения 20-25 %,

3. комбинированные поражения 5 %.

1. Ссадины, царапины, порезы

4. Растяжение и разрывы связок

5. Повреждения мышц

Термические ожоги возникают при воздействии на кожу высокой температуры. Симптомы: интенсивные боли в пораженной области и местные признаки, определяемые площадью и глубиной повреждения. В зависимости от состояния пострадавшего различают 4 степени ожогов:

I степень - покраснение кожи и припухлость

II степень - образование пузырей на фоне покраснения

III степень - образование струпа (корки) в результате омертвения кожи

IV степень - омертвение расположенных глубже тканей и обугливание кожи (в случае воздействия пламени).

Химический ожог происходит, когда едкое вещество попадает на кожу или слизистые оболочки. При наружном химическом ожоге кожа может стать красной, обесцвеченной, влажной, белой, мягкой, пористой или воспаленной. Ткани под местом ожога отекают. Человек обычно чувствует сильнейшую боль и общую слабость, но иногда, при полном разрушении нервных окончаний, болевых ощущений не бывает. Некоторые люди испытывают трудности с дыханием или теряют сознание. Ожоги пищевода и глотки , которые могут произойти как под воздействием термических источников, так и химических, опасны дальнейшим развитием шока. Симптомы: боль и затруднение при глотании, обильное слюнотечение, рвота, возможно затруднение дыхания из-за отека тканей гортани. Химические ожоги глаз возникают в результате прямого действия на ткани глаз химических веществ, лекарственных препаратов, косметических и других средств. Симптомы: боль. Светобоязнь, слезотечение, покраснение.

3. Мероприятия и неотложная помощь при поражении АХОВ

Особенностью химически опасных аварий является высокая скорость формирования и действия поражающих факторов, что вызывает необходимость принятия оперативных мер защиты.

В связи с этим защита от СДЯВ организуется по возможности заблаговременно, а при возникновении аварий проводится в минимально возможные сроки. Защита от СДЯВ представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых в целях исключения или максимального ослабления поражения персонала и сохранения его трудоспособности.

Комплекс мероприятий по защите от СДЯВ включает:

· инженерно-технические мероприятия по хранению и использованию СДЯВ;

· подготовку сил и средств для ликвидации химически опасных аварий;

· обучение их порядку и правилам поведения в условиях возникновения аварий;

· обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

· обеспечение безопасности людей и использование ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

· повседневный химический контроль;

· прогнозирование зон возможного химического заражения;

· предупреждение (оповещение) о непосредственной угрозе поражения СДЯВ;

· временную эвакуацию из угрожаемых районов;

· химическую разведку района аварии;

· поиск и оказание медицинской помощи пострадавшим;

· локализацию и ликвидацию последствий аварии.

Объём и порядок осуществления мероприятий по защите во многом зависят от конкретной обстановки, которая может сложиться в результате химически опасной аварии, наличие времени, сил и средств для осуществления мероприятий по защите и других факторов. Население, проживающее вблизи химически опасных объектов, дол­жно знать свойства, отличительные признаки и потенциальную опас­ность АХОВ, используемых на данном объекте, способы индивидуаль­ной защиты от поражения АХОВ, уметь действовать при возникнове­нии аварии, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Для защиты органов дыхания следует надеть противогаз. При его отсутствии необходимо немедленно выйти из зоны поражения, исполь­зовав при этом в качестве защитных средств ватно-марлевые повязки, подручные изделия из ткани, смоченные водой. Если путей отхода нет, рекомендуется укрыться в помещении и загерметизировать его. При этом нужно помнить, что АХОВ тяжелее воздуха будут проникать в подваль­ные помещения и нижние этажи зданий, низины и овраги, а АХОВ легче воздуха - заполнять более высокие этажи зданий.

При движении на зараженной местности необходимо строго соблюдать следующие правила:

• двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;

• не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов;

• не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;

• не снимать средства индивидуальной защиты до распоряжения;

• при обнаружении капель АХОВ на коже, одежде, обуви, средствах индивидуаль­ной защиты удалять их тампоном из бумаги, ветоши или носовым платком; по возмож­ности зараженное место промывать водой;

• оказывать помощь пострадавшим детям, престарелым, не способным двигаться самостоятельно.

Выйдя из зоны заражения, промойте глаза и открытые участки тела водой, примите обильное теплое питье (чай, молоко и т.п.) и обратитесь за помощью к медицинскому работнику для определения степени поражения и проведения профилактических и лечебных мероприятий.Об устранении опасности химического поражения и о порядке даль­нейших действий население извещается специально уполномоченны­ми органами или милицией. Надо помнить, что при возвращении насе­ления в места постоянного проживания вход в жилые и другие помеще­ния, подвалы, а также производственные здания разрешается только после контрольной проверки на содержание АХОВ в воздухе.Химические веще­ства проникают в организм через органы дыхания, кожу, глаза, желу­дочно-кишечный тракт, поверхности ран, вызывая при этом как мест­ные, так и общие поражения. В зависимости от физического состояния химического вещества, его концентрации в окружающей и внутренней (организме) средах у человека могут быть поражены печень, почки, сердце, легкие, нервная система и головной мозг.Из большинства разнообразных признаков химического отравления наиболее характерные: появление чувства страха, общее возбуждение, эмоциональная неустойчивость, нарушение сна, раздра­жение глаз, слизистой носа и гортани, покраснение кожи, рвота, тошнота, появление неестественного, специфического запаха. Действие химических веществ наступает даже при очень малых дозах. Их разру­шающее влияние сказывается на всех людях.

Общими принципами неотложной помощи при поражениях АХОВ являются:

• прекращение дальнейшего поступления яда в организм и удаление невсосавшегося;

• ускоренное выведение из организма всосавшихся ядовитых веществ;

• восстановление и поддержание жизненно важных функций организма.

При написании данной контрольной работы были изучены возможные аварии на объектах химической промышленности, их последствия, меры защиты населения, помощь при отравлении сильно действующими ядовитыми веществами.

Необходимость предупреждения аварий на химических объектах, меры профилактики, технической учебы персонала химических предприятий. Так же современные способы оповещения, сигнализации, охраны химических объектов от возможных террористических актов.

Список используемой литературы

1. Кузьмина И.В. Радиационные поражения Учебно-методическая разработка для студентов пединститута. Саратов, 1992, Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К.

2.Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. /Р.И. Айзман, С.Г. Кривощекова, И. В. Омельченко; Ред.: Р.И.Айзман – М.: Сибирское университетское издательство, 2004.

3. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 264 с.: ил.

Начальствующий состав обязан изучить пожарную опасность технологических процессов производства, применяемых и изготавливаемых веществ и материалов, строительные конструкции зданий и сооружений системы водоснабжения и пожарной автоматики и другие особенности объектов, расположенных в районе выезда.

Сотрудники территориальных органов МЧС России обязаны изучить наиболее важные и пожароопасные объекты, расположенные в республиканских, краевых, областных центрах, на которые предусмотрен выезд по повышенным номерам вызова.

Занятия по оперативно-тактическому изучению объектов, как правило, проводят в составе группы в следующей последовательности:

изучение общих данных о противопожарном состоянии объекта;

изучение конструктивных и объемно-планировочных особенностей зданий и сооружений, пожарной опасности отдельных цехов и установок.

В ходе изучения объекта, здания или сооружения рассматриваются такие вопросы, как:

наличие стационарных установок тушения, автоматических средств обнаружения и извещения о пожаре;

характеристика системы внутреннего противопожарного водоснабжения объекта, трассировку и диаметр внутренних сетей, расположение на них пожарных кранов, емкостей приспособленных для целей пожаротушения, возможность их использования при тушении пожара;

пожарная опасность технологического процесса производства;

характеристика жилья, полуфабрикатов, готовой продукции;

наличие и характер средств связи;

организация и состояние местной пожарной охраны;

случаи пожаров на объекте, их особенности, характер развития и тушения;

информация по вопросам тушения пожаров на подобных объектах.

Изучение территории и планировки объекта проводится на местности и включает рассмотрение следующих вопросов:

внешние границы объекта;

оперативно-тактические особенности прилегающих к объекту участков, улиц, рельефа местности;

расположение въездов и выездов;

возможности преодоления ограждений на случай прокладки рукавных линий и доставки к месту пожара пожарного оборудования;

вид, характеристика, состояние и тактические возможности противопожарного водоснабжения на территории объекта, размещение пожарных гидрантов, водоемов и других источников водоснабжения;

способы повышения давления в водопроводной сети и пополнения пожарных водоемов;

целесообразные места установки пожарных автомобилей на водоисточники;

пути и способы прокладки рукавных линий к зданиям (сооружениям, установкам);

необходимость организации подачи воды в перекачку на случай пожара или подвоза ее автоцистернами;

размещение и назначение отдельных зданий, сооружений, установок на территории объекта, их внешняя характеристика (высота, разрывы, наличие стационарных пожарных лестниц, состояние и вид кровли, наличие пустот и слуховых окон, фонарей и др.);

наличие опасности распространения огня при пожаре с одного здания (сооружения, установки) на другое, способы защиты зданий, (сооружений установок) от огня;

трассировка технологических коммуникаций, транспортирующих газ, нефтепродукты и другие пожаро- и взрывоопасные вещества, порядок их отключения при возникновении опасных ситуаций.

После изучения общих вопросов по той же схеме изучаются отдельные здания, сооружения, наиболее пожароопасные цехи и участки.

Изучение характеристики зданий, сооружений, установок необходимо проводить по поточности технологического процесса производства. Если отведенное по расписанию время не позволяет изучить в полном объеме объект, то он изучается по частям, на нескольких занятиях. При отсутствии такой необходимости групповым методом изучаются основные, наиболее характерные в оперативно-тактическом отношении здания, сооружения и установки.

На данном этапе занятия с начальствующим составом необходимо изучить:

внутреннюю планировку помещений (этажей, подвалов, чердаков);

конструктивные особенности и огнестойкость стен, перегородок, перекрытий и покрытий, наличие пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях, вентиляционных систем, внутри цеховых транспортных устройств и других возможных путей распространения пожара, особенности технологических коммуникаций и электрооборудования, порядок их отключения на случай пожара или аварии;




общую характеристику технологического процесса производства, пожароопасные свойства веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе, их токсичность в нормальных условиях и при термическом разложении; особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы, размещение перекрывающих устройств и порядок приведения их в действие (к ознакомлению с этим вопросом целесообразно привлекать инженерно-технический персонал объектов);

возможность обрушения строительных конструкций и оборудования, взрывом различных веществ, сосудов под давлением, аппаратов с легковоспламеняющимися жидкостями и газами, расплавления и растекания горящих веществ и материалов;

случаи производственных аварий и способы их предупреждения, возможную обстановку и последствия пожара, аварии или взрыва, действия обслуживающего персонала, добровольных пожарных дружин и пожарных работников при ликвидации пожара, аварии или взрыва;

наличие и характеристику местных средств тушения, состояние и порядок приведения в действие стационарных установок тушения пожара, наличие, состояние и возможность использования на случай пожара местных средств связи и извещения;

пути развертывания сил и средств пожарных частей при тушении пожаров.

При оперативно-тактическом изучении объекта, здания или сооружения руководитель занятий в методическом плане предусматривает решение тактических задач (без вызова сил и средств). При этом отрабатывается правильность оценки обстановки на пожаре по его внешним признакам, определение решающего направления действий по тушению пожара, определение потребного количества сил и средств для тушения, принятие решения на развертывание сил и средств (расстановка пожарных автомобилей, определение путей и приемов прокладке рукавных линий), организация участков тушения пожара и др.

При индивидуальном изучении сам изучающий должен мысленно представить обстановку на возможном пожаре, оценить ее и определить последовательность и содержание тактических действий, ставя себя в роль РТП.

Задачи решаются в следующей последовательности:

руководитель на заранее намеченном участке объявляет начальствующему составу часть эпизода пожара. По объявленной обстановке участники занятия готовят решения на тушение пожара, после чего руководитель занятия заслушивает решения 2-3 человек, отмечает наиболее правильное решение и переходит к отработке других учебных вопросов.

В ходе решения тактических задач производятся ориентировочные расчеты потребного числа пожарных автомобилей для передачи воды в перекачку или подвозом автоцистернами, времени работы пожарных автомобилей от водоемов; определяются возможные схемы радио- и проводной связи между руководителем тушения пожара, участками тушения пожара и тылом, количеством необходимых огнетушащих веществ и т.д.

Для более глубокого изучения пожарной опасности технологических процессов производства, особенно вновь внедряемых, а также особенностей водоснабжения, энергоснабжения, сырьевых и других общеобъектовых технологических коммуникаций, систем связи и сигнализации проводят групповые занятия с привлечением в качестве преподавателей инженерно-технических работников цехов и руководителей служб объекта (главного энергетика, главного технолога, начальника цеха контрольно-измерительных приборов и т.п.).

Практическая работа № 26

Начальствующий состав обязан изучить пожарную опасность технологических процессов производства, применяемых и изготавливаемых веществ и материалов, строительные конструкции зданий и сооружений системы водоснабжения и пожарной автоматики и другие особенности объектов, расположенных в районе выезда.

Сотрудники территориальных органов МЧС России обязаны изучить наиболее важные и пожароопасные объекты, расположенные в республиканских, краевых, областных центрах, на которые предусмотрен выезд по повышенным номерам вызова.

Занятия по оперативно-тактическому изучению объектов, как правило, проводят в составе группы в следующей последовательности:

изучение общих данных о противопожарном состоянии объекта;

изучение конструктивных и объемно-планировочных особенностей зданий и сооружений, пожарной опасности отдельных цехов и установок.

В ходе изучения объекта, здания или сооружения рассматриваются такие вопросы, как:

наличие стационарных установок тушения, автоматических средств обнаружения и извещения о пожаре;

характеристика системы внутреннего противопожарного водоснабжения объекта, трассировку и диаметр внутренних сетей, расположение на них пожарных кранов, емкостей приспособленных для целей пожаротушения, возможность их использования при тушении пожара;

пожарная опасность технологического процесса производства;

характеристика жилья, полуфабрикатов, готовой продукции;

наличие и характер средств связи;

организация и состояние местной пожарной охраны;

случаи пожаров на объекте, их особенности, характер развития и тушения;

информация по вопросам тушения пожаров на подобных объектах.

Изучение территории и планировки объекта проводится на местности и включает рассмотрение следующих вопросов:

внешние границы объекта;

оперативно-тактические особенности прилегающих к объекту участков, улиц, рельефа местности;

расположение въездов и выездов;

возможности преодоления ограждений на случай прокладки рукавных линий и доставки к месту пожара пожарного оборудования;

вид, характеристика, состояние и тактические возможности противопожарного водоснабжения на территории объекта, размещение пожарных гидрантов, водоемов и других источников водоснабжения;

способы повышения давления в водопроводной сети и пополнения пожарных водоемов;

целесообразные места установки пожарных автомобилей на водоисточники;

пути и способы прокладки рукавных линий к зданиям (сооружениям, установкам);

необходимость организации подачи воды в перекачку на случай пожара или подвоза ее автоцистернами;

размещение и назначение отдельных зданий, сооружений, установок на территории объекта, их внешняя характеристика (высота, разрывы, наличие стационарных пожарных лестниц, состояние и вид кровли, наличие пустот и слуховых окон, фонарей и др.);

наличие опасности распространения огня при пожаре с одного здания (сооружения, установки) на другое, способы защиты зданий, (сооружений установок) от огня;

трассировка технологических коммуникаций, транспортирующих газ, нефтепродукты и другие пожаро- и взрывоопасные вещества, порядок их отключения при возникновении опасных ситуаций.

После изучения общих вопросов по той же схеме изучаются отдельные здания, сооружения, наиболее пожароопасные цехи и участки.

Изучение характеристики зданий, сооружений, установок необходимо проводить по поточности технологического процесса производства. Если отведенное по расписанию время не позволяет изучить в полном объеме объект, то он изучается по частям, на нескольких занятиях. При отсутствии такой необходимости групповым методом изучаются основные, наиболее характерные в оперативно-тактическом отношении здания, сооружения и установки.

На данном этапе занятия с начальствующим составом необходимо изучить:

внутреннюю планировку помещений (этажей, подвалов, чердаков);

конструктивные особенности и огнестойкость стен, перегородок, перекрытий и покрытий, наличие пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях, вентиляционных систем, внутри цеховых транспортных устройств и других возможных путей распространения пожара, особенности технологических коммуникаций и электрооборудования, порядок их отключения на случай пожара или аварии;

общую характеристику технологического процесса производства, пожароопасные свойства веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе, их токсичность в нормальных условиях и при термическом разложении; особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы, размещение перекрывающих устройств и порядок приведения их в действие (к ознакомлению с этим вопросом целесообразно привлекать инженерно-технический персонал объектов);

возможность обрушения строительных конструкций и оборудования, взрывом различных веществ, сосудов под давлением, аппаратов с легковоспламеняющимися жидкостями и газами, расплавления и растекания горящих веществ и материалов;

случаи производственных аварий и способы их предупреждения, возможную обстановку и последствия пожара, аварии или взрыва, действия обслуживающего персонала, добровольных пожарных дружин и пожарных работников при ликвидации пожара, аварии или взрыва;

наличие и характеристику местных средств тушения, состояние и порядок приведения в действие стационарных установок тушения пожара, наличие, состояние и возможность использования на случай пожара местных средств связи и извещения;

пути развертывания сил и средств пожарных частей при тушении пожаров.

При оперативно-тактическом изучении объекта, здания или сооружения руководитель занятий в методическом плане предусматривает решение тактических задач (без вызова сил и средств). При этом отрабатывается правильность оценки обстановки на пожаре по его внешним признакам, определение решающего направления действий по тушению пожара, определение потребного количества сил и средств для тушения, принятие решения на развертывание сил и средств (расстановка пожарных автомобилей, определение путей и приемов прокладке рукавных линий), организация участков тушения пожара и др.

При индивидуальном изучении сам изучающий должен мысленно представить обстановку на возможном пожаре, оценить ее и определить последовательность и содержание тактических действий, ставя себя в роль РТП.

Задачи решаются в следующей последовательности:

руководитель на заранее намеченном участке объявляет начальствующему составу часть эпизода пожара. По объявленной обстановке участники занятия готовят решения на тушение пожара, после чего руководитель занятия заслушивает решения 2-3 человек, отмечает наиболее правильное решение и переходит к отработке других учебных вопросов.

В ходе решения тактических задач производятся ориентировочные расчеты потребного числа пожарных автомобилей для передачи воды в перекачку или подвозом автоцистернами, времени работы пожарных автомобилей от водоемов; определяются возможные схемы радио- и проводной связи между руководителем тушения пожара, участками тушения пожара и тылом, количеством необходимых огнетушащих веществ и т.д.

Для более глубокого изучения пожарной опасности технологических процессов производства, особенно вновь внедряемых, а также особенностей водоснабжения, энергоснабжения, сырьевых и других общеобъектовых технологических коммуникаций, систем связи и сигнализации проводят групповые занятия с привлечением в качестве преподавателей инженерно-технических работников цехов и руководителей служб объекта (главного энергетика, главного технолога, начальника цеха контрольно-измерительных приборов и т.п.).

Читайте также: