Изучение и значение родословной шежере как традиции народов башкортостана конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Данный материал подходит для проведения внеклассного мероприятия. В нём имеется: готовый сценарий: слова учителя, ведущих, так же слова для учеников (а именно стихи), песни, викторина, объяснение темы, интересный ход мероприятия (должны быть включены выступления о родословной).

Содержимое публикации

воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них,

организация совместной работы с родителями по созданию своей родословной,

развитие познавательной активности, мышления, творческого воображения,

обратить внимание учащихся на многонациональность поколений и историю проживания их в республике,

Основные понятия: семья, род, родословная.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная система.

Автор работы: Павлова Анна Александровна,

учитель начальных классов

Ход занятия:

Разгадывание ребуса

(детях, внуках, правнуках, праправнуках) любого человека из данного рода. Считалось, что каждый человек должен был знать историю своего рода, помнить имена своих предков до седьмого поколения.
Шежере писались в нескольких формах в виде таблиц, описаний истории каждого поколения.

В настоящее время учёными республики обнаружено около 200 шежере различных башкирских родов и племён. Самые ранние из них были написаны ещё в 15 – 16 веках. Наиболее поздние относятся к концу 19 началу 20 столетий.
Шежере содержит самые разнообразные и интересные исторические сведения о различных периодах жизни башкир. Они, как и устные сочинения сэсэнов, написаны сочным, образным языком. В некоторые из них включены сюжеты из башкирских эпических сказаний, легенд и преданий. Некоторые шежере имеют стихотворную форму. Поэтому памятники такого рода имеют сегодня огромную ценность для учёных. К ним обращаются в своих исследованиях историки, литературоведы, языковеды, этнографы. А отдельные тексты шежере можно рассматривать как произведения современных писателей на историческую тему.

1 ведущий: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

2 ведущий: В семейном кругу мы растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.

3 ведущий: Семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Наши дети тоже думали над вопросом “Что такое счастливая семья?”. Вот их мнения по этому поводу (с использованием интерактивной доски).

1 ведущий: Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости свой род.

- А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? (Ответы родителей)

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.

Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало бы дружный смех?
И как они женились?

Какие испытания им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?

И, если всё узнаешь ты.
Изучишь древний род,-
Полюбишь родину свою,
Полюбишь свой народ!

2 ведущий: Человек растёт и задумывается над вопросом: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” издавна одной из традиций народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Сейчас мы услышим рассказы семей о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться. (Родители и дети защищают свои творческие работы – 6 семей).

3 ведущий: Ребята, так вы поняли, что означает слово “семья”? (Да) А без кого семья - не семья? (Ответы детей). Правильно без мамы, мамочки, мамули – хранительницы очага, продолжательницы человеческого рода.

- Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Каждый человек от рождения до конца своей жизни несёт в своих устах и сознании образ матери, мамы, бабушки. Мама для каждого из нас – святыня. Женский образ воспевают в стихах, песнях. Надо всю жизнь относиться нежно, ласково, с уважением и заботиться о матери, бабушке. Дети! Любите своих матерей!

Песня “Мамочка милая, мамочка моя”.

Мамы и своих дочек приучают вести хозяйство, встречать гостей. Держать дом в чистоте.

2 ведущий: Ребята, без кого ещё семья – не семья? (Ответы детей). Конечно же, какой наш дом без папы! Правда, ребята?

Кто починит табуретку,
На машине подвезет?
Кто научит пилить доски
И защитит всю семью?
Мы с папой решили уборкой заняться
“Мой друг! – сказал папа – Пора приучаться”
“Идея прекрасна” - мама сказала
И тотчас из дома она убежала.

Бабушка и дедушка помогают нам своими мудрыми советами. Бабушка всегда вкусно готовит, вяжет носки варежки, учит лечиться народными средствами. А дедушка поможет и кормушку сделать, и скворечник. Он многое знает и умеет.

Ведущий 1: А сейчас ученица 1 класса расскажет стихотворение на татарском языке о своей мечте.

“Хыялым”
Мин уземне бу доньяда
Бахетле диеп саныйм.
Ти шулай да бар минем бер
Бик зур зангэр хыялым.
Нэни генэ, матур гына
Булсын иде туганым.
Уйнарга да, укырга да
Ойрэтер идем аны!

II. Основная часть.
1) Выступления учащихся о своей семье по родословной.

Ведущий 3: А сейчас мы проведём небольшую викторину, с помощью которой узнаем: хорошо ли вы знаете своих родственников.
1. А есть ли в вашей семье семейные реликвии?
2. От кого они перешли к вам?
3. Есть ли интересные истории из жизни семьи?
4. Как зовут вашу любимую тётю?
5. Как зовут вашего любимого дядю?
6. Напишите телефон тёти или дяди. Вдруг вам понадобится их помощь.
7. Сколько у вас двоюродных братьев и сестёр?
8. Кто из них самый младший?
9. Кто из них самый старший?

1 ведущий: Какие все молодцы!Дорогие ребята, дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей родины и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.

3 ведущий: Мы надеемся, что у вас получится. Спасибо всем большое за участие!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Шежере – наша родословная.

Развивать речь, внимание, учить анализировать, делать выводы.

Воспитывать уважение и бережное отношение к истории своего народа.

Прививать любовь к родному краю.

Материалы и оборудование:

Ход урока:

Проверка выполнения домашнего задания .

1. Отчёт руководителей групп.

2. Чтение стихотворений собственного сочинения .

Постановка учебной задачи.

-Кто помогал вам в сочинении стихотворений?

-Как зовут ваших родителей?

-Как зовут вашу прабабушку и вашего прадедушку?

-Откуда они родом? Не знаешь? Очень жаль.

-Объясните, что оно означает?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Решение учебной задачи.

В древние времена башкиры жили племенами. Одно племя

состояло из нескольких родов. Каждое племя и род имели своё название. Наиболее древними были племена Бурзян, Юрматы, Катай, Табын.

Составление шежере данного племени.

- Посмотрите на схему и скажите, что необычного вы в ней заметили?

(Дети замечают, что в схеме только мужские имена.)

Внимательно послушайте выступление и ответьте на вопрос: -Как башкиры относились к своей родословной?

В шежере включались только члены рода по мужской линии. По родословной можно было узнать о своих предках: отце, деде и прадеде. Наиболее точно и подробно простые башкиры должны были знать имена своих предков до седьмого колена.

В настоящее время нередко встречаются старики, которые знают свою родословную до 10-12 поколения.

В древние времена у юноши, который приходил свататься к девушке, в первую очередь спрашивали его родословную. Если он не знал свою родословную до седьмого колена, его считали безродным и поэтому отказывали ему.

4. - Послушайте следующее выступление и проверьте свои предположения.

Потеря шежере считалась большим позором и истолковывалась как забвение памяти отцов. Шежере очень строго охранялась, редко кому показывалась и за пределами рода о нёй никому не было известно.

Оценивание №1.

В 15 – 16 веках шежере стали громоздкими, и чтобы их не искажать, их стали записывать.

-Представьте себе, что у вас появилась возможность написать шежере своей семьи. Как бы вы это сделали?

формы шежере

стихотворная таблица, схема

прозаическая смешанная

Проговаривание схемы вслух.

Проговаривание схемы друг другу.

Проговаривание схемы про себя.

Оценивание №2.

6. В одних шежере просто перечислялись имена, в других случаях оно дополнялось сведениями о каком-либо человеке или же состояло из подробного описания истории каждого поколения.

- Как вы думаете, какую информацию, читая шежере, мы можем для себя почерпнуть?

1.Коллективное составление схемы.

2.Проговаривание друг другу.

3.Проговаривание про себя.

значение шежере

историческое языковое

(факты, события) (язык народов)

литературное этническое

(сказки, легенды) (обычаи, обряды)

Оценивание №3.

– Но и сегодня люди не забывают о своей родословной. В одной из газет была напечатана статья о том, как один человек решил составить свою родословную. Послушайте.

Чтение статьи из газеты.

- На доске записана пословица. Прочитайте и подумайте, что она означает?

Человек как дерево, которое не может цвести и плодоносить без корней.

Оценивание №4.

- Может статься, у вас нет возможности глубоко исследовать свою родословную. Судьбы у всех разные. Иногда человек рано остаётся без родителей, у кого-то отец покинул семью или уехал в другой город. Но если вы остались один на свете, всё равно вы часть Чудесного Дерева. И, может быть, вы станете родоначальником мощной и славной ветви, и ваши внуки будут хвастаться таким предком.

Развивать речь, внимание, учить анализировать, делать выводы.

Воспитывать уважение и бережное отношение к истории своего народа.

Материалы и оборудование:

Проверка выполнения домашнего задания.

1. Отчёт руководителей групп.

2. Чтение стихотворений собственного сочинения.

Постановка учебной задачи.

-Кто помогал вам в сочинении стихотворений?

-Как зовут ваших родителей?

-Как зовут вашу прабабушку и вашего прадедушку?

-Откуда они родом? Не знаешь? Очень жаль.

-Объясните, что оно означает?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

состояло из нескольких родов. Каждое племя и род имели своё название. Наиболее древними были племена Бурзян, Юрматы, Катай, Табын.

Составление шежере данного племени.

- Посмотрите на схему и скажите, что необычного вы в ней заметили?

В шежере включались только члены рода по мужской линии. По родословной можно было узнать о своих предках: отце, деде и прадеде. Наиболее точно и подробно простые башкиры должны были знать имена своих предков до седьмого колена.

В настоящее время нередко встречаются старики, которые знают свою родословную до 10-12 поколения.

В древние времена у юноши, который приходил свататься к девушке, в первую очередь спрашивали его родословную. Если он не знал свою родословную до седьмого колена, его считали безродным и поэтому отказывали ему.

4. - Послушайте следующее выступление и проверьте свои предположения.

Потеря шежере считалась большим позором и истолковывалась как забвение памяти отцов. Шежере очень строго охранялась, редко кому показывалась и за пределами рода о нёй никому не было известно.

-Представьте себе, что у вас появилась возможность написать шежере своей семьи. Как бы вы это сделали?

стихотворная таблица, схема

Проговаривание схемы вслух.

Проговаривание схемы друг другу.

6. В одних шежере просто перечислялись имена, в других случаях оно дополнялось сведениями о каком-либо человеке или же состояло из подробного описания истории каждого поколения.

- Как вы думаете, какую информацию, читая шежере, мы можем для себя почерпнуть?

1.Коллективное составление схемы.

2.Проговаривание друг другу.

3.Проговаривание про себя.

(факты, события) (язык народов)

(сказки, легенды) (обычаи, обряды)

Чтение статьи из газеты.

- На доске записана пословица. Прочитайте и подумайте, что она означает?

Человек как дерево, которое не может цвести и плодоносить без корней.

- Может статься, у вас нет возможности глубоко исследовать свою родословную. Судьбы у всех разные. Иногда человек рано остаётся без родителей, у кого-то отец покинул семью или уехал в другой город. Но если вы остались один на свете, всё равно вы часть Чудесного Дерева. И, может быть, вы станете родоначальником мощной и славной ветви, и ваши внуки будут хвастаться таким предком.


Содержимое разработки

Подготовка в теме. Что обязательно имеет каждый человек на Земле? Что отличает его от других? ( Фамилия и имя)

Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы. На стебельке травы сидела стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что это он делает? Ведь здесь не огород и не цветник. Прошло несколько дней. Человек опять пошел на кладбище . Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.

- Человек, – не утерпела стрекоза, – что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?

- Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. – Это – его могила.

- А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза – Что такое могила?

Человек объяснил, но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:

- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все. О чем ты рассказываешь?

- Для этого надо быть Человеком, - ответил он.

Существует день, когда все живые люди посещают могилу родных. Очень красиво поступают те люди, которые чтят память о своих умерших предках. А чтобы знать и не забывать о своих предках, надо писать шежере.

Постройте схемы на доске .

Итак, шежере - это родословное рода. Сейчас мы вместе будем строить схему на доске. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье.

Читайте также: