Изображение объема на плоскости и линейная перспектива 6 класс изо конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока : сформировать понятия исторический жанр,выполнить рисунок на историческую тему.

Обучающая цель: Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.

Воспитывающая цель: Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.

Развивающая цель: Осваивать законы изобразительной грамоты.

Оборудование урока :

Для учащихся: альбом, ручка.

Для учителя: ПК, Наглядные пособия.

Структура урока :

1) Организационный этап

2) Этап изучения нового материала

3) Этап практической работы

4) Подведение итогов

Ход урока

Этап освоения новых знаний.

Слайд 1. Мы начинаем изучать линейную перспективу. Что же мы называем перспективой. Перспектива- это система отображения на плоскости глубины пространства. Перспектива бывает разная воздушная, сферическая, обратная. Мы пока изучаем линейную.

Слайд 2. Основные законы линейной перспективы:Чем дальше предмет, тем он меньше; параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте (пример прямоугольник,нарисовать на доске)

Слайд 3. Теперь давайте откроем альбомы и на обратной стороне листа запишем, определение линейной перспективы

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА – это способ представления трехмерных вещей на плоскости листа.

Сейчас точка зрения понимается как взгляд на мир, но если брать буквально, то точка зрения – это взгляд на предметы из одной неподвижной точки.

Слайд 4. Точка в которой сходятся параллельные линии называется точкой схода. Она находится на линии горизонта. Линия горизонта у нас всегда на уровне глаз.

Слайд 5Если уходящие вглубь линии перпендикулярны условной линии глаза наблюдателя, то строим мы с одной точкой схода.

Слайд 6. Если же предмет располагается по другому, то линии контуров и плоскостей будут расходиться к 2 точкам схода.

На прошлом уроке мы с вами рисовали куб и пирамиду,сейчас мы с вами изобразим такой предмет как цилиндр

1. Нарисуем две линии

2. Затем нарисуем ось нашего цилиндра.

3. Далее отметим основания нашего цилиндра

4. проводим перпендикулярные линии

Верхние и нижние грани,они будут представлять собой элипсы которые необходимо строить с учетом перспективы.

Сначала строим прямоугольник в перспективе,проводим диагонали,точка пересечения диагоналей будет центром,проходящая через нее горизонтальная линия,будет являться диаметром нашего эллипса,затем строим эллипс по точкам

Элипсы не образует углов,а принимает фому замкнутой кривой с плавным изгибом очертаний боковых контуров.

Приступаем к рисованию нижнего эллипса,он должен быть чуть больше,но не намного что бы цилиндр не казался нам выгнутым

Сегодня мы с вами будем рисовать натюрморт из геометрических тел,для начала давайте посмотрим поэтапное выполнение натюрморта.

Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких?

На уроке вам нужно решить такие задачи:

расположение композиции рисунка;

перспективное построение каждой отдельной геометрической формы;

правильная передача взаимного расположения в пространстве;

правильное изображение пропорций геометрических тел.

Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. (информация в презентации)

Итак,сейчас вы должны будете нарисовать натюрморт из геометрических тел.

Помните что в ваших натюрмортах должно быть правильное расположение композиции рисунка;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урока по изобразительному искусству

Цель: Познакомить учащихся с темой изображение объема на плоскости, расширить знания уч-ся об искусстве изображения предметов в линейной перспективе.

Предметные: ознакомятся с перспективой; научатся различать фронтальную и угловую перспективу, освоят основные правила линейной перспективы; строить в перспективе предметы; выполнять рисунок карандашом; сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи; анализировать и обобщать; определять понятия.

Метапредметные: научатся воспитывать мотивацию к учебной деятельности, развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развивать воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные языки и средства; развивать навыки овладения техникой рисования.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели

Оборудование:

- для педагога: фотослайды, методические разработки, наглядные пособия

- для учащихся: учебник, тетрадь, альбом, карандаши.

Тип занятия: комбинированный.

Деятельность уч-ся

Организация класс

Приветсвие. На ваших столах должны быть дневник, учебник, тетрадь, альбомы и карандаши.

Вводная беседа

Ребята, перед вами несколько картин. Над этой работал художник в далеком Средневековье. На картине Иисус сидит со своими апостолами за трапезой – столом, сервированным различными блюдами.

На всех картинах люди расположились вокруг стола, но почему-то изображения воспринимаются по-разному.

Что в этих произведениях вас удивляет, какую разницу вы видите в изображении?

Разные способы изображения пространства!

В разные эпохи художники по-разному воспринимали окружающий мир. В эпоху Средневековья взгляд на мир можно назвать вертикальным – от земли к небу. \\\ Видение мира изменилось, его можно назвать горизонтальным – вглубь пространства земного мира.

На протяжении веков художники вырабатывали методы изображения окружающего мира, которые затем превращались в правила. С одним из важнейших правил мы с вами сегодня познакомимся.

Слушают, анализирую произведения искусства

Отвечают на вопросы

Думаю, что кто-то уже догадался, о чем пойдет речь, и сможет вставить пропущенное слово в предложение:

Пропущенное слово – перспектива.

Итак, что же такое перспектива?

Давайте запишем

Перспектива - Вид, картина природы с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль

Есть и более сложное определение.

Перспекти́ва — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами

Перспектива – это учение о том, как передать на плоском листе бумаги окружающий мир таким, как мы его видим.

Линейная перспектива основана на соблюдении нескольких законов.

Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше.

По второму закону перспективы параллельные линии при приближении к горизонту сближаются. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте.

Третий закон

Еще одно понятие, которое нам сегодня необходимо – это точка схода, т.е. это та точка, в которой пересекаются все горизонтальные линии рисунка.

И так давайте с вами попробуем применить эти правила в нашей работе.

Отвечают на вопросы

Практическая работа

Учитель на доске показывает основы изображения предмета прямоугольной формы на плоскости, ученики параллельно работают в альбомах.

Сейчас мы с вами попробуем изобразить предмет прямоугольной формы (коробка, телевизор и т.д.) на плоскости, используя правила линейной перспективы. Я работаю на доске, вы в своих тетрадях.

Альбомный лист располагаем вертикально. И работаем в верхней части листа. В начале работы необходимо определить линию горизонта , которая неизменно лежит на уровне глаз наблюдателя (на берегу моря – это граница между небом и водой, в степи – между небом и землей). После того как мы определили линию горизонта, намечаем на этой линии точку схода. Представим, что наш прямоугольный предмет располагается с левой стороны на линии горизонта (все проговариваемые действия учитель выполняет на доске, ученики в альбомах).

А теперь представим, что предмет находится также с левой стороны, но уже ниже линии горизонта.

Предмет находится по центру ниже линии горизонта

И последняя ситуация – предмет находится справа выше линии горизонта

Итак, все ли поняли принцип изображения предмета по правилам линейной перспективы?

Если да, то продолжаем дальше.

Сейчас на второй половине вашего листа мы нарисуем комнату. Представим, что наблюдатель стоит в конце класса. С чего мы начинаем работу? (ответы учащихся)

Проводим линию горизонта и отмечаем точку схода. На линии горизонта мы рисуем прямоугольник – это будет центральная стена. Через точку схода проводим вспомогательные линии, которые будут служить основой боковых стен

Выявление конструкции предмета через соотношение простых геометрических фигур и изображение сложной формы предмета (силуэта) как соотношения простых геометрических фигур при соблюдении их пропорций.

Построение изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.

Связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира.

Глоссарий по теме:

Точка зрения предполагает взгляд на предметы из одной неподвижной точки при построении перспективного изображения. На предметы можно смотреть сверху, снизу и сбоку, меняя точку зрения.

Линейная перспектива – это способ представления трёхмерных объектов в двухмерном изображении. Рассмотрим построение перспективы: изображения вспомогательных линий сходятся в одной точке – это точка схода. Она лежит на линии горизонта – уровне наших глаз.

Если уходящие вглубь линии перпендикулярны условной линии глаз наблюдателя, то построение называется центральной линейной перспективой.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Изображения всех объектов предметного мира и окружающей природы можно построить на основе простых геометрических фигур и тел. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета – его конструкцию.

В жизни все тела объёмны, они имеют три измерения – длину, ширину и высоту. Объёмная конструкция любого предмета может быть рассмотрена как сложение геометрических тел: шара, куба, конуса, пирамиды, цилиндра.

Одним из важнейших правил изображения на плоскости объёмных предметов является перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства. Мы видим удаленные предметы меньшими, чем они есть на самом деле.

Точка зрения предполагает взгляд на предметы из одной неподвижной точки при построении перспективного изображения. При её перемене и очертания предметов на плоскости могут существенно измениться. На предметы можно смотреть сверху, снизу и сбоку, меняя точку зрения. Если смотреть на предмет прямо, так чтобы наши глаза были на середине высоты предмета, то мы увидим его плоским, то есть только одну его сторону. Во всех остальных случаях мы видим сразу три стороны предмета.

Но те стороны предмета, которые уходят в глубину, мы видим по законам линейной перспективы. Линейная перспектива – это способ представления трёхмерных объектов в двухмерном изображении. Рассмотрим построение перспективы: изображения вспомогательных линий сходятся в одной точке – это точка схода. Она лежит на линии горизонта – уровне наших глаз. Обозначая эту линию в своём рисунке, художник сразу обретает систему отсчёта. Линия горизонта может быть выше или ниже в зависимости от точки зрения.

Если уходящие вглубь линии перпендикулярны условной линии глаз наблюдателя, то построение называется центральной линейной перспективой. При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Изображение объёма на плоскости. Линейная перспектива. Урок изобразительного искусства 6 класс. Выполнила учитель ИЗО МБОУ СОШ № 30 Русакевич Инга Витальевна

Изображение объёма на плоскости. Линейная перспектива.

Урок изобразительного искусства 6 класс.

Выполнила учитель ИЗО МБОУ СОШ 30

Русакевич Инга Витальевна

Когда мы рисуем , то сталкиваемся с проблемой, как нам изобразить трехмерный пространственный мир на плоском листе бумаги. На протяжении веков художники вырабатывали методы изображения окружающего мира на плоскости, которые затем превращались в правила. С одним из них мы сегодня и познакомимся .

Когда мы рисуем , то сталкиваемся с проблемой, как нам изобразить трехмерный пространственный мир на плоском листе бумаги.

На протяжении веков художники вырабатывали методы изображения окружающего мира на плоскости, которые затем превращались в правила. С одним из них мы сегодня и познакомимся .

Перспектива - это система изображения на плоскости глубины пространства. В переводе с латинского перспектива означает ясно вижу. Эта система включает в себя способы изображения, которые позволяют создать иллюзию пространства на плоскости. Ханс Вреденан де Врис. Перспектива

Перспектива - это система изображения на плоскости глубины пространства.

В переводе с латинского перспектива означает ясно вижу.

Эта система включает в себя способы изображения, которые позволяют создать иллюзию пространства на плоскости.

Первое письменное изложение

Перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки . Она называется точка зрения .

Перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки . Она называется точка зрения .

На предмет можно смотреть сверху, снизу , сбоку , меняя точку зрения. Если смотреть на предмет прямо , то мы увидим его плоским, т.е только одну сторону. В таком случае лист бумаги покажется нам полоской. В остальных случаях мы видим сразу три стороны предмета. Но те стороны которые уходят в глубину, мы видим по закону линейной перспективы. Линейная перспектива – это способ представления трёхмерных вещей в двухмерном изображении .

На предмет можно смотреть сверху, снизу , сбоку , меняя точку зрения. Если смотреть на предмет прямо , то мы увидим его плоским, т.е только одну сторону. В таком случае лист бумаги покажется нам полоской. В остальных случаях мы видим сразу три стороны предмета. Но те стороны которые уходят в глубину, мы видим по закону линейной перспективы.

Линейная перспектива – это способ представления трёхмерных вещей в двухмерном изображении .

Рассмотрим построение перспективы: изображения параллельных линий сходятся в одной точке -- это точка схода . Она лежит на линии горизонта – уровень наших глаз.

Рассмотрим построение перспективы: изображения параллельных линий сходятся в одной точке -- это точка схода . Она лежит на линии горизонта – уровень наших глаз.

Линия горизонта хорошо видна, когда стоишь на открытом пространстве и смотришь вдаль, где небо сходится с землёй или водой.

Линия горизонта хорошо видна, когда стоишь на открытом пространстве и смотришь вдаль, где небо сходится с землёй или водой.

Если сесть на землю, то линия горизонта опустится и видимость уменьшится.

Если сесть на землю, то линия горизонта опустится и видимость уменьшится.

При подъёме на гору, линия горизонта повышается и увеличивается обозреваемое пространство

При подъёме на гору, линия горизонта повышается и увеличивается обозреваемое пространство

Линия горизонта всегда находится на уровне глаз смотрящего

Линия горизонта всегда находится на уровне глаз смотрящего

 Три основных уровня горизонта Точка зрения ниже уровня горизонта. Предметы находятся выше линии горизонта поэтому их видно снизу Точка зрения на уровне горизонта. Предметы находятся на линии горизонта . Точка зрения выше уровня горизонта. Предметы находятся ниже линии горизонта поэтому их видно сверху.

Три основных уровня горизонта

Точка зрения ниже уровня горизонта. Предметы находятся выше линии горизонта поэтому их видно снизу

Точка зрения на уровне горизонта. Предметы находятся на линии горизонта .

Точка зрения выше уровня горизонта. Предметы находятся ниже линии горизонта поэтому их видно сверху.

Если уходящие в глубь линии перпендикулярны условной линии глаз наблюдателя, то построение называется центральной линии перспективы

Если уходящие в глубь линии перпендикулярны условной линии глаз наблюдателя, то построение называется центральной линии перспективы



Две точки схода При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя.

Две точки схода

При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя.



Задание: Изобразите куб, в зависимости от его расположения относительно линии горизонта

Задание:

Изобразите куб, в зависимости от его расположения относительно линии горизонта

Читайте также: