Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

К сожалению, хозяйственная деятельность человека оказывает отрицательное влияние на окружающую среду, в том числе и на воду рек, озер и морей. Здесь можно выделить два вида вреда:

Многочисленные промышленные предприятия выбрасывают в воду отходы, которые разносятся течением на значительные расстояния. Этот фактор отрицательно влияет не только на чистоту питьевой воды, но и на состояние водной флоры и фауны.

Истощение рек и озер наблюдается, когда проводится мелиорация (орошение земель). Искусственный полив нужен для выращивания многих культур в засушливых регионах, особенно много воды уходит на орошение рисовых и хлопковых полей. Ярким примером истощения водных запасов служит Аральское озеро (в народе его называют морем), расположенное в Средней Азии.

Особенно опасно для человечества уменьшение количества пресной воды. Ведь только ее могут пить люди и наземные животные.

2. Какие воды суши человек: а) начал использовать очень давно; б) в наибольшей степени использует сейчас; в) будет использовать в будущем? Почему?

Воды суши делятся на две больших категории — надземные и подземные. Человек использует сейчас и в будет использовать их в будущем.

К надземным относятся реки, озера, ручьи, пруды, болота.

Человек с давних пор использует главным образом воду рек и озер. Сфера применения: с/х; промышленность; производство электроэнергии; бытовые нужды;

Подземные воды – это грунтовые и артезианские горизонты воды.

Человек использует в основном артезианские (они чище).

Сфера применения: с/х; бытовые нужды; медицина (минеральные подземные воды содержат много солей и газов и, как правило, обладают целебными свойствами).

Вопросы и задания после параграфа

1. Где и как человек использует воды суши?

С древних времен человек селился около воды, так как вода является одной из основных компонентов необходимых для жизнедеятельности людей. Помимо применения воды для личных нужд человека, вода широко используется и в хозяйственной области. В сельском хозяйстве: животноводство и земледелие. В различных отраслях промышленности. Также для отдыха, проведения досуга и многих видах спорта.

2. В чем выражаются изменения поверхностных вод под влиянием хозяйственной деятельности?

При современной степени развития хозяйственной деятельности людей она оказывает существенное влияние на состояние источников водоснабжения.

Природные воды используются комплексно, то есть не только для водоснабжения, но и для многих других целей: орошения, гидроэнергетики, водного транспорта, лесосплава и др. При этом может осуществляться отбор воды из источника (водоснабжение, орошение) или только использование водоема без отбора воды (водный транспорт, лесосплав).

Изменение естественного гидрологического режима рек при устройстве плотин и водохранилищ в значительной мере сказывается на качестве речной воды и на сезонных колебаниях ее качества.

Существенным видом влияния хозяйственной деятельности людей на природные водоемы является сброс в них сточных вод городов и промышленных предприятий, а также смыв с сельскохозяйственных полей удобрений, ядохимикатов, пестицидов и т. п.

Количество сточных вод, сбрасываемых в водоемы, с каждым годом увеличивается и приводит к сильному их загрязнению и ухудшению качеств воды (особенно санитарных качеств).

В силу сложившейся обстановки в настоящее время многие реки в населенных и промышленно развитых районах уже в значительной степени загрязнены производственными стоками. Основными загрязнителями воды являются предприятия нефтеперерабатывающей, бумажно-целлюлозной, металлургической и ряда отраслей химической промышленности.

3. Поверхностные и подземные воды каких материков особенно интенсивно используют люди?

Евразия, Северная Америка, Австралия, Африка.

4. На каких материках есть горное оледенение? На каких – покровное оледенение?

Покровное оледенение на 2 материках: Гренландия и Антарктида.

Горное — на всех остальных.

5. На каких материках человек внес изменения в распределение вод суши?

Человек внёс изменения в распределении вод суши на материках: Австралия, Евразия, Америка.

Полезны, так как: снижает риск наводнения, затопления домов, хозяйств; улучшаются условия для работы речного транспорта; создаются гидроэлектростанции для выработки электроэнергии без загрязнения среды; разводятся ценные породы рыб; улучшается качество воды в реке, так как водохранилище работает как огромный отстойник.

Вредны, так как: на мой взгляд они вредны, потому что они нарушают естественный природный баланс; есть вероятность разрыва дамб, что принесет вред природе.

7. Надо ли осушать болота?

В современном мире осушение болот стало привычным явлением. Человечество стремится увеличить площадь плодородных земель и получить отличное торфяное топливо. С уверенностью можно говорить, что человечеству немедленно нужно прекратить это делать. Многие уникальные виды животных и болотных растений пропадают навсегда. Уничтожаются запасы питьевой воды. Режим питания рек нарушен, что способствует их исчезновению.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 17. Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности

Цели урока: раскрыть роль воды в жизни и хозяйственной деятельности людей; познакомить с изменениями количества и качества вод суши; расширить знания об искусственных водных объектах на материках.

Средства обучения: физическая карта мира атласа, учебные картины, слайды, видеофильмы по теме.

Основные представления и понятия: количество и качество воды, орошение, обводнение, канал, водохранилище.

Межпредметные связи: великие цивилизации Древнего мира (история); источники загрязнения вод (природоведение, естествознание).

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Вода в жизни людей в разные исторические периоды

Беседа. Актуализация опорных знаний, личный опыт учащихся.

Рассказ учителя. Изменение качества и количества воды под влиянием хозяйственной деятельности, примеры изменения вод суши на материках.

2. Воздействие человека на воды суши

Рассказ учителя. Перераспределение вод между бассейнами, переброска вод, каналы, создание водохранилищ.

Практическая работа. На физической карте мира и картах материков в атласе найти крупнейшие водохранилища и каналы.

3. Изменение природы озер и болот под влиянием человека

Беседа. Какие изменения происходят в природе озер под влиянием хозяйственной деятельности? Пользу или вред приносит осушение болот?

Закрепление изученного

Какие изменения в количестве и качестве потребляемой воды произошли во времени?

В каких климатических поясах человек проводит орошение, в каких – осушение земель?

На каких материках построены каналы, какие реки и озера они соединяют?

На каких реках человек создал большие водохранилища? С какой целью они созданы?

Пользу или вред наносят природе водохранилища?

Какие из вод суши подверглись под воздействием человека особенно большим изменениям? Почему?

расширить зна ния об иску сственных в одных объекта х на материка х.

Средства обу чения: физическ ая карта мира атл аса, у чебные карт ины, слайды,

Основные п редставления и понятия: к оличество и ка чество в оды, орошение,

Межпредметны е связи: вел икие цивил изации Д ревнего мир а (история);

источники заг рязнения в од (прир одоведение, есте ствозна ние).

План у рока ( методы, приемы, ф ормы у чебной деятельн ости)

1. Вода в жизн и людей в разные истор ические пер иоды

Беседа. Акту ализация опорны х знаний, личный опыт у чащихся.

Рассказ учителя. И зменение каче ства и коли чества воды п од влияние м

хозяйственно й деятель ности, примеры измен ения вод су ши на мате риках.

Рассказ учителя. П ерерас пределение в од между бассейнами , переброска во д,

Практическая работа. Н а физической карте мира и картах м атериков в атласе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой. Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).

Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана. Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии.

Роль океана в жизни Земли? Учебник стр. 73-74. Рабочая тетрадь, урок 16, стр. 39, 1

Роль океана в жизни Земли? Учебник стр. 73-74. Рабочая тетрадь, урок 16, стр. 39, 1

Свойства вод океана. Рабочая тетрадь, урок 16, стр. 39, 1

  • Соленость– количество граммов соли, содержащееся в 1 литре воды (промилле)
  • Средняя соленость Мирового океана составляет35‰
  • От чего зависит соленость вод в океане?

экватор – 34

тропики – 35,8

Средиземное - 39

умеренные - 33

Атлантический – 35,5

Индийский – 34,8

Северный Ледовитый - 32

Красное - 42

Баренцево – 35

Карское - 10

Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода) Типы водных масс Температура Экваториальные Тропические Соленость высокая Умеренные Прозрачность низкая высокая Арктические высокая меняется по сезонам высокая низкая низкая высокая низкая средняя средняя

Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода)

Типы водных масс

Температура

Экваториальные

Тропические

Прозрачность

Арктические

меняется по сезонам

Океанические течения. Учебник стр.76-77. Причины образования течений. Рабочая тетрадь, урок 16, стр. 39, 6,7.

Океанические течения. Учебник стр.76-77. Причины образования течений. Рабочая тетрадь, урок 16, стр. 39, 6,7.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Учебник стр. 78

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Учебник стр. 78

Закрепление В связи с чем и как изменяется температура с глубиной? - Почему Мировой океан называют “кладовой”? - Что означает соленость 37‰? Сравни ее со средней соленостью океана. - Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?

Закрепление

  • В связи с чем и как изменяется температура с глубиной?
  • - Почему Мировой океан называют “кладовой”?
  • - Что означает соленость 37‰? Сравни ее со средней соленостью океана.
  • - Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?

Помогал другим.

Безразлично

Понял материал.

Узнал больше, чем знал.

Не понял материал.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Базовый уровень: Параграф 15, заполнить рабочая тетрадь, урок 16.
  • Повышенный уровень: Школа географа - страноведа, учебник стр. 79

Воды суши. Закономерности их питания и режима Урок 18 7 класс

Воды суши. Закономерности их питания и режима

Рабочая тетрадь Урок 17, стр.41. /работа в группах/ Каков состав вод суши. Заполните схему. Воды суши Болота Реки Озёра Подземные воды Ледники

Рабочая тетрадь Урок 17, стр.41. /работа в группах/

Подземные воды

Подземные воды

Подземные воды

Реки. Задание 4,стр.41, рабочая тетрадь

- Что такое река?

-Как питаются реки?

-Что такое режим рек, от чего он зависит?

-От чего зависит характер течения реки?

Практическая работа 1 Заполните схему: Зональные типы рек. Климатический пояс 1.Экваториальный Реки Амазонка, Конго, Ориноко Режим реки 2 Питание реки В течение всего года 3 Дождевое 4 5 6 7

Практическая работа 1

Климатический пояс

Амазонка, Конго, Ориноко

Питание реки

В течение всего года

Озёра - Что такое озеро? -Какие условия необходимы для образования озёр? Вулканическое Ледниковое озеро озеро Озеро в прогибе Карстовое озеро Озёра в тундре Озеро в разломе

- Что такое озеро?

-Какие условия необходимы для образования озёр?

Вулканическое

Озеро в прогибе

Карстовое озеро

Озёра в тундре

Озеро в разломе

Болота

Закрепление Какие закономерности характерны для размещения грунтовых вод? Докажите, что ледники могут формироваться во всех климатических поясах. Покажите примеры ледников на карте. В каких особенностях рек проявляется зональность? В каких климатических поясах реки имеют, в основном, дождевое питание? Как это отражается на их режиме и годовом стоке? Назовите самые большие реки в каждом климатическом поясе. Чем обусловлены закономерности размещение озер на материках? На каких материках есть все виды поверхностных вод? Какой материк беден поверхностными водами? Какой особенно богат? Почему? Какие условия способствуют распространению болот? На каких материках много болот?

Какие закономерности характерны для размещения грунтовых вод?

Докажите, что ледники могут формироваться во всех климатических поясах. Покажите примеры ледников на карте.

В каких особенностях рек проявляется зональность?

В каких климатических поясах реки имеют, в основном, дождевое питание? Как это отражается на их режиме и годовом стоке? Назовите самые большие реки в каждом климатическом поясе.

Чем обусловлены закономерности размещение озер на материках?

На каких материках есть все виды поверхностных вод? Какой материк беден поверхностными водами? Какой особенно богат? Почему?

Какие условия способствуют распространению болот? На каких материках много болот?


Материал направлен на систематизацию знаний об особенностях размещения и использования водных ресурсов России, оценивание природно-ресурсного потенциала и проблем качества воды и водных катастроф.

Описание разработки

Цель: Систематизация знаний об особенностях размещения и использования водных ресурсов России, оценивание природно - ресурсного потенциала и проблем качества воды и водных катастроф.

Задачи.

1. Оценить значение водных ресурсов, определить цель использования человеком водных ресурсов.

2. Оценить обеспеченность водными ресурсами разных территорий России.

3. Указать не менее 3 проблем связанных с ресурсами речного стока.

4. Обсудить проблемы связанные с использованием водных ресурсов, предложить пути охраны и рационального использования водных ресурсов.

5. Подготовить и обсудить презентации о стихийных природных бедствиях связанных с водой и их влиянием на жизнь населения России.

6. Продолжить формирование познавательной активности через использование технологии перспективно - опережающего обучения.

Оборудование, наглядные пособия: физическая карта России, атлас, учебник, ММК.

Оформление кабинета. По периметру кабинета развешены цитаты известных людей о воде и ее значении в жизни человека.

Тип урока: комбинированный урок

Метод проведения: Объяснительно - иллюстративный, ТРКМ, опережающее обучение, межпредметные связи.

ХОД УРОКА

- проверка списочного состава учащихся

- настрой учащихся на работу

- тема, цель, план проведения занятия

- выдача домашнего задания

2. Актуализация знаний (7 - 10 минут)

Методы обучения: ТРКМ составление кластера

На доске карточки с названием объектов гидросферы:

Океаны: Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан;

Моря: Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно - Сибирское море, Чукотское море, Черное море, Балтийское море, Азовское море, Берингово море, Охотское море, Японское море;

Проливы: Карские Ворота, Татарский пролив, Керченский пролив.

Реки: Обь, Иртыш, Амур, Лена, Енисей, Волга, Оленёк, Колыма, Дон, Печора, Индигирка, Северная Двина;

Озёра: Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Псковско - Чудское

презентация к уроку по географии Водные ресурсы. Особая роль внутренних вод в жизни и хозяйственной деятельности

Кластер составляется по нескольким критериям.

1. Распределить объекты по принадлежности: Мировой океан – воды суши; 2 ученика

2. Океаны – моря, принадлежащие бассейну данного океана; 3 ученика

3. Океаны - моря – реки бассейна океана.

3. Первичное усвоение новых знаний. (20 - 25 мин)

Методы обучения: беседа; рассказ; ИКТ, опережающее задание

1. Использование воды человеком. Водные ресурсы.

Вспомнить, что называется ресурсом. Виды ресурсов, которые знают учащиеся.

Вопрос: Как Вы считаете, какие объекты гидросферы относятся к ресурсам.

Водные ресурсы – воды суши пригодные для использования в деятельности человека.

Для человека наиболее доступны поверхностные воды.

Человек за сутки потребляет продуктов, на выращивание и производство которых, затрачено примерно 15000 - 20000 литров воды.

В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300 - 500 л воды на человека.

Подумайте, где человек использует воду? Учащиеся перечисляют сферы жизни, где используется вода. Учитель параллельно размещает на доске фото с изображением разных видов деятельности человека, связанных с использованием воды.

Выступление учеников: Использование воды в сельском хозяйстве, в промышленности.

Учащиеся получают опережающее задание, изучают информацию и готовят презентации по данному вопросу.

Весь материал – смотрите архив.


-75%

Читайте также: