История в символах и знаках конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

1 История России в знаках и символах.

2 Ход урока. Знаки и символы. Геральдика. Знаки и символы. Геральдика. Деньги. Их возникновение. Деньги в разные времена. Деньги. Их возникновение. Деньги в разные времена. Части монеты. Современные деньги. Части монеты. Современные деньги. Герб. Возникновение герба. Современный герб России. Герб. Возникновение герба. Современный герб России. Флаг. Возникновение флага. Современный флаг. Флаг. Возникновение флага. Современный флаг.

5 ДРЕВНИЕ ДЕНЬГИ Не всегда деньги имели вид монеты. Раньше человек пользовался для расчетов теми предметами, которые представляли для него ценность: ракушки- каури, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны

6 В Древнюю Русь слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. В Древнюю Русь слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.

7 Куны – шкурки куницы.

8 Ногаты – часть шкурки, лапки животного (мелкая единица).

9 Резаны – обрезки серебряных монет. При торговле на вес служили как мелкие гирьки.

10 РУБЛЬ. На первых порах в Киевской Руси наряду с монетой собственной чеканки были деньги восточного производства, а также и соседних европейских стран. Но уже тогда появляется рубль (отрубленный кусок серебра) На первых порах в Киевской Руси наряду с монетой собственной чеканки были деньги восточного производства, а также и соседних европейских стран. Но уже тогда появляется рубль (отрубленный кусок серебра) Гривна – слиток меньших размеров. Гривна – слиток меньших размеров. 1 гривна=20 ногат=25 кун 50 резанов 1 гривна=20 ногат=25 кун 50 резанов

11 Цены средневековой Руси: Взрослый пленник – 1 резан Взрослый пленник – 1 резан Малолетний пленник – 1 ногата Малолетний пленник – 1 ногата Кобыла, вол и корова – 3 гривны Кобыла, вол и корова – 3 гривны

12 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА Во время объединения Руси меняется денежная система. Исчезают куны и резаны, их заменяют рубль, полтина (полрубля), гривна, алтын, деньга. Чеканили только мелкую монету – деньгу. А рубли, гривны и алтыны употребляли как счетные единицы. Во время объединения Руси меняется денежная система. Исчезают куны и резаны, их заменяют рубль, полтина (полрубля), гривна, алтын, деньга. Чеканили только мелкую монету – деньгу. А рубли, гривны и алтыны употребляли как счетные единицы.

13 СООТНОШЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ЕДИНИЦ 1 рубль – 200 денег 1 рубль – 200 денег 1 гривна – 20 денег 1 гривна – 20 денег 1 алтын – 6 денег 1 алтын – 6 денег

14 ПОЯВЛЕНИЕ КОПЕЙКИ. В XVI веке появилась копейка, названная так по изображению на ней всадника с копьем. В XVI веке появилась копейка, названная так по изображению на ней всадника с копьем. 1 копейка = 2 деньги 1 копейка = 2 деньги

16 БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ. Металлическая монета создавала немало неудобств, особенно при расчетах и перевозках. Доставить такие тяжести за сотни и тысячи верст было хлопотно. Бумажные деньги появились в XVIII веке. Металлическая монета создавала немало неудобств, особенно при расчетах и перевозках. Доставить такие тяжести за сотни и тысячи верст было хлопотно. Бумажные деньги появились в XVIII веке. Носили наименование Носили наименование ассигнаций.

17 СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЬГИ. Сейчас в обращении находятся бумажные деньги достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000 рублей и металлические – 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, рублей. Сейчас в обращении находятся бумажные деньги достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000 рублей и металлические – 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, рублей. Металлические деньги из драгоценных металлов выпускаются редко, в обращение не поступают. Металлические деньги из драгоценных металлов выпускаются редко, в обращение не поступают.

18 ГЕРБ. Первые ремесленники метили свои изделия, чтобы люди знали имя того или иного мастера. Первые ремесленники метили свои изделия, чтобы люди знали имя того или иного мастера. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях. Каждый город, государство должны были отличаться друг от друга. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях. Каждый город, государство должны были отличаться друг от друга.

19 ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ГЕРБОВ. Каждый элемент имеет определенное значение. Каждый элемент имеет определенное значение. Основа герба – щит (треугольный, овальный, квадратный с округлениями внизу, четырехугольный с заострением внизу, фигурный, вырезной). Основа герба – щит (треугольный, овальный, квадратный с округлениями внизу, четырехугольный с заострением внизу, фигурный, вырезной). Ограниченное число цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Ограниченное число цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Ограниченные металлы: золото и серебро. Ограниченные металлы: золото и серебро. Из мехов в гербах употреблялись горностаевый (черные хвостики на белом поле) и беличий (чередующиеся белые и черные языки, обращенные в разные стороны). Из мехов в гербах употреблялись горностаевый (черные хвостики на белом поле) и беличий (чередующиеся белые и черные языки, обращенные в разные стороны).

20 ГЕРБЫ РУССКИХ ГОРОДОВ. В XVIII веке гербы получают многие русские города. В XVIII веке гербы получают многие русские города. По требованиям русской геральдики, герб должен был отражать историю города, его географическое положение, экономику, традиции. По требованиям русской геральдики, герб должен был отражать историю города, его географическое положение, экономику, традиции году вышел указ, утвердивший 88 городских гербов году вышел указ, утвердивший 88 городских гербов.

22 ГЕРБЫ ГОРОДОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: БОБРОВ РОССОШЬ

26 РОССИЙСКИЙ ГЕРБ Во времена царствования великого князя Ивана III на российском гербе появился двуглавый орёл. Откуда же прилетела птица сия? Двуглавый орел прилетел из Константинополя.

27 Воцарившись в качестве российского герба, двуглавый орел зажил жизнью, характерной почти для любой государственной регалии. На протяжении веков и он сам, и детали, его окружавшие, не раз и не два менялись. Воцарившись в качестве российского герба, двуглавый орел зажил жизнью, характерной почти для любой государственной регалии. На протяжении веков и он сам, и детали, его окружавшие, не раз и не два менялись.

29 ЧТО ТАКОЕ ФЛАГ. Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Считается, что люди, которые несут или вывешивают какой-либо флаг, таким образом показывают свою принадлежность к какой-либо стране или организации. Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Считается, что люди, которые несут или вывешивают какой-либо флаг, таким образом показывают свою принадлежность к какой-либо стране или организации.

30 Сама идея флага возникла в очень древние времена. Древние охотники и воины хотели издалека узнавать и друзей, и врагов, чтобы заранее быть готовыми к бою или дружеской беседе. Опознавательными знаками в таких случаях могли служить прикрепленные к древку копья перья или звериные шкуры – это и были первые флаги. Сама идея флага возникла в очень древние времена. Древние охотники и воины хотели издалека узнавать и друзей, и врагов, чтобы заранее быть готовыми к бою или дружеской беседе. Опознавательными знаками в таких случаях могли служить прикрепленные к древку копья перья или звериные шкуры – это и были первые флаги.

31 Белая, синяя, красная – так чередуются полосы на государственном флаге России. Такое сочетание цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича – отца Петра I. Выбор цветов для флага связан с тем, что они имелись в Российском гербе. Белая, синяя, красная – так чередуются полосы на государственном флаге России. Такое сочетание цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича – отца Петра I. Выбор цветов для флага связан с тем, что они имелись в Российском гербе.

32 Как и многие другие символы царской России, в 1917 году трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды. Как и многие другие символы царской России, в 1917 году трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды. В 1991 году бело-сине- красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны. В 1991 году бело-сине- красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны.

33 ОБОБЩЕНИЕ. Что мы относим к знакам и символам? Что мы относим к знакам и символам? Откуда пришло слово монета? Откуда пришло слово монета? Какие деньги были в Древней Руси? Какие деньги были в Древней Руси? Как выглядит современный герб России? Как выглядит современный герб России? Что означает каждый цвет государственного флага? Что означает каждый цвет государственного флага?

34 Цели проекта Знакомить учащихся с основными символами России и их возникновением. Знакомить учащихся с основными символами России и их возникновением. Активизировать знания детей по ранее изученным темам. Активизировать знания детей по ранее изученным темам. Рекомендую использовать на уроке истории в 3 классе начальной школы.

35 Составила учитель начальных классов МОУ Хреновская СШ 1 Лукьянова Надежда Николаевна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

: Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, расширять кругозор.

Учитель начальных классов

Урок знаний в 3 классе.

Цель: Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, расширять кругозор.

Способствовать сплочению детского коллектива, закреплять умение работать в парах (группах).

Развивать творческие способности учащихся.

Ход мероприятия.

Сегодня – 1 сентября. С праздником вас, ребята! С Днем знаний! Это празд­ник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, кото­рого он не касается.
Прошли веселые каникулы и мы снова собрались в нашем классе. За лето вы хорошо отдохнули, подросли, окрепли и очень сильно отличаетесь от тех малышей, которые впервые переступили порог нашей школы только сегод­ня. Будьте же им примером во всем: в учебе, спорте, по­ведении.

Урок знаний 1 сентября 2012года – объявлен указом нашего президента уроком истории. ( термин записать на доске).Мы совершим увлекательное путешествие в прошлое и сможем узнать много интересного о далеких и недавних событиях в жизни людей.

1. Учитель: Вовочка часто на переменах обижал девочек.

-Тебе не стыдно? – спросила учительница.

-А они сами больно дерутся! – оправдывается тот.

- Но ведь ты же должен быть рыцарем!

-А у рыцарей были доспехи, - ответил Вовочка, - им так не доставалось.

-Действительно, доспехи рыцарю нужны были для защиты (показ рисунка). Но рыцари были вежливыми, смекалистыми, ловкими и доброжелательными. Каждый рыцарь должен иметь при себе герб, который означал кто его хозяин, чем известны его предки, какими качествами он обладает. Сегодня мы должны составить свой герб, герб своего класса.

а)Сегодня нашим проводником в мир символов и знаков будет наука – геральдика. Это наука, которая занимается составлением и чтением гербов. (термин записать на доске).

- Что изображено на гербе нашего города Кондрово?

б)Гербы различаются расцветкой и рисунком. Каждый элемент на гербе имеет определенное значение.

Гербы создавались по четким правилам. Нарушение их считалось позором. Форма щита была различной. (Показать рисунок).

Согласно правилам, использовались ограниченные цвета.

Черный цвет – земля, холод, печаль.

Голубой – воздух, небо, чистота мыслей.

Красный – огонь, тепло, смелость, мужество.

Зеленый – трава, изобилие, надежда.

Желтый – богатство, силу, верность.

Белый – белизна, чистота.

Выполнение задания в парах: Используя штриховку, закрасьте гербы .

в) на гербах использовали символы (животные и растения) : орел, лев, лев, кошка, змея, медведь, собака, журавль, дуб.
Выполнение задания: Нарисовать любой символ на гербе.

Каждое государство имеет свои символы, которые олицетворяют его независимость.

Первыми гербами российского государства были всадник с копьем и двуглавый орел. Изображение всадника появилось во времена борьбы Руси с монголо – татарским игом. Змей это образ врага. Позже этот образ станет символом Москвы. Это образ Святого Георгия Победоносца, которого почитал Юрий Долгорукий основатель Москвы.

Двуглавый орел появился на гербе позже при правлении Ивана 3. Из Византии был привезен герб двуглавый орел. Византия была повержена после войны с турками и Россия переняла у Византии шапку Мономаха, скипетр и державу, и герб с изображением орла. Иван 3 не расстался со старинным гербом Московского княжества и изображение Святого Георгия Победоносца было помещено на грудь Орла.

За время долгой жизни русский герб изменялся: появилась третья корона над головами Орла, потом Орел получил в свои когти символы царской власти Скипетр и Державу. Три короны первоначально считались символом Святой Троицы, а позднее символом трех братских славянских народов – русского, украинского, белорусского.

4.Задание для любознательных.

1.Краткое изречение, важная часть герба. (Девиз)

2.Наука о составлении и чтении гербов ( Геральдика)

3.Защита рыцарей в бою (Доспехи).

4.Геометрическая фигура, на которой помещались гербовые фигуры. Могла служить защитой в бою. (Щит).

5.Соревнование рыцарей в силе и мастерстве (Турнир).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока: История символов России.

Развивать познавательный интерес к отечественной истории.

Воспитывать патриотические чувства и активную гражданскую позицию.

Основные понятия: геральдика, герб, флаг (знамя), гимн.

Оборудование урока: изображения российских флага, герба (фото или презентация), музыкальная запись гимна Российской Федерации, слова текста гимна.

Беседа с классом.

-Дети, как называется государство, в котором мы живем?

- А какие другие государства вы знаете?

Что отличает одно государство от другого?

Постепенно выходят на тему урока. Записывают тему урока. О чем мы должны узнать на уроке? Формулируются цели урока вместе с учащимися.

Любое государство имеет свои государственные символы - герб, флаг и гимн. Каждый из символов России имеет свою историю. Как же появились эти символы?

Это был отличительный знак рыцарей. Он служил для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей. Специальные люди – герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Какой формы наш современный герб?

б) Слово учителя: Наше государство не сразу стало таким сильным и единым. В период феодальной раздробленности в XII-XII веках каждое княжество имело свой герб. И когда государство стало единым, централизованным стали необходимы новые символы. Рассмотрите печать Ивана III, что на ней изображено? (фото)

Считается что гербы возникли в нашей стране давно. Сначала отличительными знаками русских князей были печати, которые впоследствии приняли значение герба. На них встречались изображения святых покровителей князя, изображения львов, олицетворяющих силу, вооруженных конных всадников, которые позже превратились в образ святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея (дракона). Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) – символ защиты Родины (страны) от врагов. (Учащиеся записывают в тетради)

Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины – Москвы.

г) Учитель: Итак, что же символизировал всадник, поражающий змея? Что изображено на другой стороне печати?

Двуглавый орел стал символом русского государства более 500 лет назад.

Двуглавый орел был символом многих государств средневековья (монета монголов Золотой Орды). Двуглавый орел был заимствован нами из герба Священной Римской империи.

Страна не стояла на месте, она изменялась, изменялись и ее символы, являясь знаками царской власти и государства. При Иване грозном знаками царской власти были три предмета: шапка Мономаха, скипетр и держава (фото).

При следующих царях, например, при Александре Михайловиче Романове Орел был окружен гербами присоединенных к Русскому государству земель.

В XIX в. в страну был приглашен известный специалист по геральдике Бернгард Кене. Под его руководством были составлены проекты Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи .

В XXв. произошло событие, которое коренным образом повлияло на будущее России. После революции возникла необходимость в новых символах нового государства. Проектов было много. У союзных республик были свои гербы отражающие характерные особенности территорий, занятий республик входящих в состав союза.

Рассмотрите герб СССР(1922г.). Что на нем изображено? (Щит заменен земным шаром, пролетарский девиз повторен на лентах, обвивающих колосья, по числу входящих в союз республик)

В начале 90-х годов XXв. Советский Союз распался. В 1991 году наша страна вернула себе имя Россия и Правительством России было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. Восстановление двуглавого орла как традиционного государственного символа России вызывало немало споров и возражений. Несмотря на это вновь государственным символом стал двуглавый орел.

Итак, Что же изображено на гербе РФ?

Какой он формы? Откуда появилось изображение Георгия Победоносца? Как называется наука, изучающая гербы?

Другой не менее важный символ государства – флаг.

значении цветов российского флага – белый- чистота, мир, правда, добро,

- синий – вера, верность,

- красный – огонь, смелость, честность, красота )

(Презентация флагов)

22 августа 1991 года – день российского флага.

Назовите гимны нашей страны в той последовательности, как они существовали.

Подведение итогов урока.

а) О каких символах государства мы говорили?

Что нового вы узнали о государственных символах?

Как вы думаете, почему когда звучит гимн государства, когда поднимают государственный флаг мы встаем?

Зачем нужно знать символы своей страны?

Где мы можем видеть наши герб и флаг?

Где и когда может звучать гимн страны?

Как мы должны относиться к символам России?

Б) Разгадывание кроссворда.

Имя всадника, поразившего змея, изображенного на гос.символе? (Георгий)

2. Цвета современного флага. (Триколор)

4. Символ страны , состоящий из древка и полотнища. Синоним знамени. ( Стяг)

6. Наука о гербах (геральдика).

Эмблема государства, города, рода на документах, печатях, монетах. (Герб)

3.Документ (основной закон) нашей страны, фиксирующий символы герб, флаг, гимн как государственные. (Конституция)

5. Торжественное музыкальное произведение со словами или без слов-символ государства. (Гимн)

7. Предмет княжеской власти, на котором впервые были изображены символы – Георгий Победоносец и двуглавый орел. ( Печать).

hello_html_m1bafe12c.jpg

Учащиеся берут на выбор один из листочков, лежащих на парте и прикрепляют его магнитиком к доске. Красный листочек – на уроке было сложно, желтый листочек – было относительно легко, но иногда испытывал затруднения, зеленый листочек – было легко и интересно.


Материал на украинском языке. Презентация представлена на украинском языке и познакомит детей с геральдикой, даст возможность ознакомится с принципами составления гербов.

Описание разработки

Материал на украинском языке.

Герб – відмітний історичний знак

• Наука, що вивчає герби називають геральдикою

• Кожна держава має герб

Презентация по истории на тему История в символах и знаках

Робота з підручником

• Опрацювати текст, стор 30 прочитати про державний герб України

Читайте также: