История в именах и названиях конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Основные понятия : столица, город, слобода, топонимика .

Развитие УУД :

Понимать, что по географическим названиям можно изучать историю;

Рассказывать о вспомогательных исторических дисциплинах;

Объяснить происхождение отдельных географических названий;

Выполнять различные упражнения в знании географических названий;

Подготовить рассказ о происхождение географического названия;

1. Изучение нового материала.

На этот вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет – в городе Кургане, второй – в поселке Восточный города Кургана, третий – в поселке Смолино Курганской области, четвертый – на улице Советской, пятый – в деревне Шмаково.

Каждый укажет конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Таким образом, у каждого населенного пункта есть свое название. Оказывается, по названиям населенного пункта тоже можно изучать историю ( тема урока ).

У истории есть наука-помощница, которая занимается изучение географических названий. Она называется топонимика ( наука о географических названиях ).

Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как появляются эти названия и как по ним можно изучать историю.

Представьте себе на мгновение, что все названия географических объектов исчезли с карты, из нашей жизни. Что тогда произойдет? Человек не сможет определить, где находится. Остановится транспорт, не сможет работать почта, телеграф.

Однако у названий есть и другая ценность. Они могут рассказать нам много интересного о жизни наших предков: когда и как заселялась территория, как осваивали землю. Чем занимались, какая была природа. Есть названия, которые рассказывают о торговле, культурных связях. У каждого есть соя история, соя судьба.

Мы познакомились с названием городов Руси. Городом в Древней Руси называли укрепленное место ( город – град ). А как называется главный город нашего государства? Столица – главный город государства – Москва .

На крутом берегу реки Москвы, хорошо укрытый непроходимыми лесами от неприятеля, возник поселок. Владельцем здешних мест был сын киевского князя Владимира Мономаха – Юрий, получивший прозвище Долгорукий за свое стремление к объединению земель вокруг Москвы.

Топонимика – наука о географических названиях. Но не только названия городов помогают людям глубже изучать историю. Много интересного смогут рассказать нам сохранившиеся названия улиц столицы.

Задание : Определите, кто на какой улице живет.

О каких занятиях древней Москвы идет речь в этом стихотворении?

Слобода – местность, в которой проживают люди, занимающиеся ремеслом (гончары, кожевенники, кузнецы).

Мы должны бережно сохранять старые названия площадей, улиц, переулков. Они являются напоминаем о нашей богатой истории, связующим звеном с нашими предками.

Названия, как и дома, требуют постоянной заботы. С течением времени они ветшают, забываются. Иногда люди сами губят памятники старины, разрушают улицы и города, переименовывают их. Сохраняйте и дома, и улицы, и города! Не забывайте, что это наша история.

2. Закрепление изученного.

Объясните, откуда, по вашему мнению, произошли эти названия: Мясницкая улица, Кузнецкий мост, улица Солянка, Конюшенный переулок, Пушечная улица, Гончарный переулок, Поварская улица, деревня Горелова, поселок Каменка, село Медвежье, поселок Щучье, город Курган .

3. Домашнее задание : повторить все записи в тетради.

* Подготовить рассказ о географическом названии.

Откуда взялись географические названия?

Знаете ли вы, как появились названия населенных пунктов? Некоторые получали название по именам их основателей. Например: первый дом, построенный крестьянином Семеном, мог положить начало деревне, которая впоследствии так и называлась – Семеновка.

А как называлась деревня, первым поселенцем которой был крестьянин по имени Василий? Иван?

Есть названия, в основу которого положены признаки самого объекта, его величина, форма. Например: деревня Верхняя, улица Дуговая, Кривоколенный переулок.

Приведи примеры названий, которые произошли от слов: низко, высоко, прямо, косо.

Многие названия связаны с географическим положением населенного пункта. Например: село Заречное называется так, потому что находится за рекой.

Как будет называться деревня, находящаяся на болоте? В лесу? Приведите свои примеры.

Как города и села называли.

Названия древних городов часто связаны с именами их основателей: Кий ( Киев ), Черниго ( Чернигов ), Ярослав ( Ярославль ), Владимир ( Владимир ), Дмитрий ( Дмитров ).

Во многих случаях названия городов связаны с именами рек, на которых они стоят. Так, реки Москва и Воронеж дали названия городам, на берегах которых они расположены – Москва и Воронеж .

По реке Иркут стали называть город Иркутск . Такое же происхождение названий и многих других городов, например Курск (ручей Кур), Сестрорецк (река Сестра), Ужгород (река Уж), Томск (река Томь), Волгоград (на Волге), Днепропетровск (на Днепре).

Распространенным было название городов по занятиям жителей.

Так, поселения древних солеваров стали называть Солигалич и Соликамск . А вот поселение изготовителей кольчуг (брони) получило имя Бронницы .

Многие села и деревни, на первый взгляд, носят несколько странные названия: деревни Грязь и Липки, сёла Дубровка и Пруды. Но так их назвали по особенностям местности, где они расположены. Видимо, в деревне Грязь в дождливое время было ни пройти ни проехать. Деревне Липки дали название посаженные когда-то здесь молодые липовые деревца. Село Дубровка в давние времена, вероятно, располагалось в дубровой роще. А село Пруды славилось своими большими чистыми водоёмами.

Наша древняя столица ( отрывок ) .

Кузнецы куют таганы На Рыбачьей на слободке,

Кузнецы для печи банной Рыбаки спускают лодки

Отливают медный чан. На простор Москвы-реки.

Старый пекарь на Басманной Топоры на бойнях точат

А в Калашном переулке В Сыромятнях кожи мочат

Для бояр и для царя В быстрой яузской воде.

Выпекают пекаря И уже на кровлях мглистых,

Калачи, баранки, булки. Словно черные дрозды,

Откуда взялись географические названия?

Знаете ли вы, как появились названия населенных пунктов? Некоторые получали название по именам их основателей. Например: первый дом, построенный крестьянином Семеном, мог положить начало деревне, которая впоследствии так и называлась – Семеновка.

А как называлась деревня, первым поселенцем которой был крестьянин по имени Василий? Иван?

Есть названия, в основу которого положены признаки самого объекта, его величина, форма. Например: деревня Верхняя, улица Дуговая, Кривоколенный переулок.

Приведи примеры названий, которые произошли от слов: низко, высоко, прямо, косо.

Многие названия связаны с географическим положением населенного пункта. Например: село Заречное называется так, потому что находится за рекой.

Как будет называться деревня, находящаяся на болоте? В лесу? Приведите свои примеры.

Как города и села называли.

Названия древних городов часто связаны с именами их основателей: Кий ( Киев ), Черниго ( Чернигов ), Ярослав ( Ярославль ), Владимир ( Владимир ), Дмитрий ( Дмитров ).

Во многих случаях названия городов связаны с именами рек, на которых они стоят. Так, реки Москва и Воронеж дали названия городам, на берегах которых они расположены – Москва и Воронеж .

По реке Иркут стали называть город Иркутск . Такое же происхождение названий и многих других городов, например Курск (ручей Кур), Сестрорецк (река Сестра), Ужгород (река Уж), Томск (река Томь), Волгоград (на Волге), Днепропетровск (на Днепре).

Распространенным было название городов по занятиям жителей.

Так, поселения древних солеваров стали называть Солигалич и Соликамск . А вот поселение изготовителей кольчуг (брони) получило имя Бронницы .

Многие села и деревни, на первый взгляд, носят несколько странные названия: деревни Грязь и Липки, сёла Дубровка и Пруды. Но так их назвали по особенностям местности, где они расположены. Видимо, в деревне Грязь в дождливое время было ни пройти ни проехать. Деревне Липки дали название посаженные когда-то здесь молодые липовые деревца. Село Дубровка в давние времена, вероятно, располагалось в дубровой роще. А село Пруды славилось своими большими чистыми водоёмами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

5 класс, история Отечества

1. Ознакомить обучающих с тем фактором, что географические названия могут отображать исторические события.

3. Воспитать познавательный интерес и патриотические чувства у обучающихся.

4. Развивать память и мышление.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, карта, учебник.

1. Организационные моменты.

2. Проверка домашнего задания: (использование раздаточного материала).

Задание на соответствие – сопоставьте вспомогательную историческую дисциплину с ее родом деятельности:

Что изучает

1. Изучает правила составления гербов и их толкование.

2. Изучает печати.

3. Изучает монеты, историю их чеканки и обращения

Задание на установление герба определенного города с его эскизом:

Город / Область

А.

1. Герб Донецкой области

Б.

2. Современный герб г. Ясиноватой

В.

3. Герб Бахмута 1811 год

Г.

4. Герб г. Донецка советского периода (1969 г.)

Д.

5. Герб Мариуполя 1811 год

Объясните изображение герба своей семьи, который вам необходимо было придумать дома.

Укажите название сторон монеты:

4. Работа по теме:

План урока:

1. Название моего города, поселка, села. Топонимика.

2. Название улиц.

hello_html_m260378ce.jpg

1. Название моего города, поселка, села. Топонимика.

Каждый человек в своей жизни постоянно встречается с географическими названиями. Каждое название несет в себе определенную информацию, собирает и исследует которую специальная наука топонимика.

Все названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение случайно, просто так. А, значит, объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное название.

Здесь появились и сохранились до наших дней немало названий, отразивших историю заселения региона разными народами. Так, на юге и югозападе края встречаются названия сел, созвучные с крымскими - Ялта, Урзуф, Улаклы, Мангуш. Это произошло потому, что переселившиеся в конце XVIII века в приазовские степи из Крыма греки, принесли на нашу землю и свои топонимы.

Оставили свой след в названиях края сербы, хорваты и черногорцы, переселившиеся сюда в XVIII веке (г. Славяносербск, пос. Штеровка и др.). Древние племена торков сохранилась в названиях города Краматорска, села Торское, рек — Казенный Торец, Кривой Торец и др.

А вот название города Макеевки имеет совсем другое происхождение: оно возникло от мужского имени Мокей, принадлежащего, как считают историки, основателю слободы, ставшей началом будущего города.

По именам или фамилиям людей, имеющим отношение к населенному пункту, названы г. Горловка (в честь горного инженера П. Н. Горлова), пос.Седово (в честь полярного исследователя Г. Я. Седова), Докучаевск (в честь ученого-почвоведа В. В. Докучаева) и другие.

Много топонимов Донбасса связано с разработками полезных ископаемых – Углегорск, Угледар, Гранитное, Соледар или с преобладающими в данной местности профессиями – Шахтерск, Горняк.

2. Название улиц.

Многие жители городов и сел, любящие свою малую родину и небезразличные к её жизни, знают названия родных улиц и переулков, но не всем известно откуда появились эти названия, а они возникли далеко не случайно.

Настоящим творцом названий улиц был человек, который по характерным деталям и отличительным признакам каждой улицы подбирал для неё имя.

Чаще всего улицы называют по месту их расположения, формам рельефа местности и преобладающей растительности: Лесная, Луговая, Набережная, Вишневая. В каждом городе есть улицы, название которых отображает главный род деятельности её жителей: проспект Металлургов, бульвар Строителей, улица Заводская; связанные с другими городами - Московская, Сочинская, Одесская; географическим положением улиц, по дорогам, ведущим из города в другие населенные пункты – Макеевское шоссе, ул. Харьковская.

Немало топонимов получили свое название в честь важных событий в жизни страны (проспект Освобождения Донбасса, бульвар Победы); выдающихся земляков, прославивших родной край (улицы имени Анатолия Соловьяненко, Владимира Дегтярева, Ивана Ткаченко, Паши Ангелиной) и просто известных личностей: революционных деятелей, ученых, политиков, участников войн, представителей культуры и искусства (улицы Шекспира, Постышева, генерала Ватутина, Менделеева, Гагарина).

В Донбассе в каждом городе и поселке есть улицы Ленина, Артёма, Кирова, Стаханова, Советская, Октябрьская, характеризующие советский период жизни страны и края. Радуют слух и улицы стали с красивыми и благозвучными названиями: Фиалковая, Творческая, Ботаническая.

Еще одной наукой, помогающей нам глубже проникнуть в тайны истории, является ономастика – наука, изучающая собственные имена.

Ономастика – наука, изучающая собственные имена и их происхождение.

Ономастика даёт ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций, часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях.

Разделы ономастики связаны с разными категориями собственных имен. О географических названиях (топонимах), которые изучает топонимика, вам уже известно. Названия народов и племен - этнонимы изучает этнонимика, личные имена (антропонимы) - антропонимика, имена божеств (теонимы) теонимика, названия небесных тел (космонимы или астронимы) космонимика или аронимика, клички животных (зоонимы) зоонимика и т. д.

5. Закрепление изученного материала:

Укажите правильный вариант ответа:

А) наука, изучающая и особенности быта, нравов, культуры различных народов в прошлом и настоящем;

Б) наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, .современное состояние, написание и произношение;

В) собственные имена и клички животных.

Назовите принципы, которые используют, когда называют те или иные географические объекты.

6. Подведение итогов урока:

7. Домашнее задание: Прочитать С. 60 – 65, выучить конспект, ознакомится с названиями городов ДНР на карте.

Расширение знаний об именах людей, их значении и употреблении.

Задачи:

•Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.

•Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

•Формировать у детей элементарные представления о правах.

•Помочь детям в познании и принятии собственного имени.

•Дать детям представление о происхождении имён, их значении, принадлежности к полу, национальности.

•Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

•Развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

•Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

•Дать представлении о значении имён, их значении, принадлежности к полу, национальности.

•Стимулировать речевую активность; способствовать развитию умения формулировать вопросы и отвечать на них.

•Упражнять в словообразовании: уменьшительно-ласкательной формы существительных, отчеств от имен собственных, притяжательных прилагательных от существительных;

•Развивать логическое мышление; коммуникативные качества.

•Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим, чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме; ноутбук; глобус; воздушный шар.

Ход.

Организационный момент

- Добрый день, дети! Вы прекрасней всех на свете!

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в необычное путешествие. (Слайд №1)

Педагог показывает глобус: - Что это такое? (Глобус.)

Для чего нам нужен глобус? (Чтобы рассматривать мир.)

- Глобус – это маленькая модель земного шара. (Слайд № 2) Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)

- Чем отличаются новорожденные дети, которые только родились?(Рассуждения детей.)

- Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой? (Нет.)

- У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Я загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

- А у вас есть имя? (Ответы детей.)

- Дети, что такое имя?

Это особенное слово - собственное название каждого человека.

- Кто дал вам имя? (Родители)

- Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

- А когда дают ребенку имя?(Когда рождается.)

(Когда ребёнок рождается.)

- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. (Слайд № 3)

Лишь появится ребенок,

И дышать начнет едва.

У него уже с пеленок,

- Значит, какое есть у вас право? (Право на имя.)

- Вот об этом праве мы сегодня поговорим.

Может ли человек жить без имени? (Нет.)

- Почему? (Ответы детей.)

- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то, - это имя.

Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах.

- Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Рассуждения детей.) Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

- У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Рассуждения детей.)

- У вас у всех есть имя. А для чего оно вам? (Ответы детей.)

- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен? ((Рассуждения детей.)

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно, нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

- Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.

Дети называют себя полными именами.

- Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? (Да.)

Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

Солнечный клубок мы размотали,

Тянется к нам солнечная нить.

Хорошо, что можно,

Хорошо, что можно

Каждому по солнцу подарить!

Каждому по солнцу подарить!

- Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.

Физкультминутка.

Как живешь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

(Например: Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Педагог называет имена детей группы, дети продолжают.

- Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован? (Слайды № 4, № 5, № 6, № 7, №8, №9) (Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот)

- Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

- А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:

В чистом поле пыль поднимается

Илья Муромец, сын Иванович

К Соловью приближается.

Назовите имя богатыря? (Илья.)

- На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя? (Слайд). (Кот.)

- Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество.)

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь -

Всюду Таня, Таня, Таня!

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек? (По фамилии.)

- Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

- Когда рождается ребенок, мама и папа придумывают своему малышу красивое и звучное имя, и оно живет с человеком всю его жизнь.

- О чем нам может рассказать имя человека? Что мы можем узнать о человеке, даже не видя его, а только зная его имя?

• Мальчик или девочка (Юля - Юра).

• Мужчина или женщина.

Бывают одинаковые женские и мужские имена, например: Валентин и Валентина, Александр и Александра, Валерий и Валерия, Антон и Атонина, Василий и Василиса. У них только разные окончания.

• Национальность.

Так, имя Светлана - русское, а Фархат - не русское. У человека любой национальности в любой стране мира есть имя. На разных языках имена звучат по-разному.

Например, русское имя Иван по-английски звучит Джон, по-немецки Иоганн, по-итальянски Джованни, по-французски Жан, по-испански Хуан, по-польски Ян.

• Имена бывают современные и старинные.

- У каждого человека есть имя, у иного и не одно, а несколько. Имена могут быть древними и совсем новыми. По имени можно сказать, откуда человек родом, в каких традициях воспитан и даже – о чём мечтали его родители.

Древнерусские имена представляют для нас огромный интерес. Они раскрывают богатство народного языка, показывали широту фантазии, наблюдательность русского человека, его доброту и общительность.

Древнерусские имена делились на две группы: внутрисемейные и уличные. Внутрисемейное имя давалось ребёнку сразу после рождения, а уличное имя человек получал уже во взрослом состоянии. Уличные личные имена учёные называют ещё прозвищами.

Часто ребёнка называли по порядку и времени рождения. Угадайте, какой по счёту или в какой день недели родился ребёнок, которого назвали: Первуша, Вторышка, Третьяк, Пятунька, Девятко, Субботка, Мороз и другие. (Дети угадывают.)

Иногда встречались имена, характеризующие обстоятельства рождения ребёнка: Ждан, Важен, Нечайко и др; внешний вид, физический облик или черты характера поведения ребёнка: Беляк, Ушак, Худяк, Сухой, Гневаш, Мямля, Молчанка, Злобко, Суетка, Рычка.

Часто родители называли детей охранными именами, отпугивающие злые силы: Кощей, Ненаги, Неудача, Неустрой, Грязка.

Иногда дети носили имена, восходящие к названиям животных, рыб, птиц, растений: Медведь, Орёл, Волк, Конь, Селезень.

Древнерусские имена не исчезли из русского языка бесследно. Они стали массовыми основами русских фамилий.

- А какие имена дают родители современным детям? (Ответы детей.)

Сейчас родители часто называют детей именами любимых героев сериалов и даже мультфильмов, выбирая им необычные имена.

- В нашей стране помимо собственно имени, есть еще отчество и фамилия.

Все эти три слова пишутся с большой буквы. Как вы думаете почему? (Дети отвечают.)

-Назовите свое полное имя, отчество и фамилию. (Дети отвечают.)

Педагог называет имя, дети отчество.

У Ивана - Иванович, у Петра - Петрович, у Ильи - Ильич и т. д.

- Дети, мы говорили, что имя рождается вместе с рождением человека.

Скажите, а если человек умирает, исчезает ли вместе с ним его имя? (Ответы детей.)

- Нет. Оно остается в памяти других людей.

Было бы хорошо, если бы вы помнили имена своих родственников - не только бабушек и дедушек, но и прабабушек, прадедушек, т. е. знали свою родословную.

- Мы помним имена великих людей: поэтов, музыкантов, ученых, спортсменов, героев, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.

- Какого известного человека вы знаете, например, с именем Илья, Юрий, Петр, Александр?

Дети.

Илья Муромец - русский богатырь. (Слайд № 10)

Юрий Гагарин - первый космонавт. (Слайд № 11)

Петр Ильич Чайковский - русский композитор. (Слайд № 12)

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. (Слайд № 13)

Для игры понадобится простыня или покрывало.

Ведущий находит себе помощника для проведения игры. Группа делится на 2 подгруппы. Они располагаются напротив друг друга. Ведущий с помощником держат покрывало между группами таким образом, чтобы подгруппы не видели друг друга. В тишине каждая подгруппа выбирает по одному игроку. Они должны подкрасться к покрывалу и сесть на корточки к нему лицом. По сигналу ведущие быстро опускают простыню. Каждый участник должен как можно быстрее назвать имя игрока, находящегося напротив. Первый назвавший имя соперника имеет право забрать с собой игрока в свою команду.

Вариант. Ребята садятся спиной друг к другу. Ведущий описывает внешность одного из игроков. Другой должен назвать имя описываемого человека. И наоборот.

Итог занятия. Рефлексия.

- Наше занятие заканчивается. Скажите, с чем мы сегодня познакомились? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? (Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.)

Что нового вы узнали об именах? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на занятии? (Дети отвечают.)

Всем спасибо. Занятие окончено.

Использованные источники:

Игры на знакомство. – Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2003, № 8. С 68 –71.

Титовская Н. Н. Путешествие в историю имён. – Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник для библиотек и школ. 2005, №3. С 61 – 63.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

формировать положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

устанавливать соответствие полученного результата поставленнойцели;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге сучителем.

Познавательные УУД:

учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ вустной форме;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную вразных формах;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устнойречи;

слушать и понимать речь других;

договариваться при совместном решении задачи (работа в группе);

учиться уважительно относиться к позиции одноклассников

3. Предметные:

расширить географические знания учащихся;

познакомить с названиями древних русских городов и историей их возникновения;

познакомить с новыми именами.

I. Организационный момент(учащиеся предварительно разделены на 4 группы, входят в класс, готовятся к уроку. )

Словно птицы – лебеди

Суздаль и Ростов.

На широкой Волге

Тверь и Кострома,

Крепость на реке.

Новгород на Волхове,

Здесь дружины храбрые

В бой вели князья,

Конного и пешего

Из Ельца - матрёшки,

А из Тулы - пряники.

К солнышку лицом –

Для России стали

Учитель:Ребята, как Вы думаете, чему будет посвящен наш урок?(Старинным городам)

Учитель:Мы будем говорить о городах, о происхождении названий городов, входящих в Золотое кольцо России. Какую цель поставим перед собой?(Узнать о происхождении названий городов)

II. Актуализация ранее изученного:

Фронтальный опрос:

Учитель:Как мы узнаём о прошлом: как жили и одевались люди, какие были обычаи, где жили? (Читаем книги, энциклопедии, смотрим передачи, путешествуем)

Учитель: Как называется наука, которая изучает прошлое человеческого общества? (История)

Учитель:А нужна ли вам история? (Да, каждый человек должен знать историю своей страны, своего города)

Учитель: А знаете ли Вы, как называется наука, изучающая названия городов?(Нет)

III. Изучение нового материала:

- Сегодня мы познакомимся с новыми терминами, которые помогут нам получить новые знания.В тетрадь для теоретических сведений вклейте термины дома.

Топо́ним (от др.-греч. τόπος — место + ὄνομα — имя, название) —название природного объекта на Земле или объекта, созданного человеком на Земле. Топонимы изучаются наукой топонимикой.Среди топонимов выделяют различные классы.

Ойконимы-названия населенных мест, которые делятся на

Астионимы-названия городов.

Комонимы-названия сельских поселений.

Учитель: А отправимся мы в путешествие на транспортном средстве

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином!(Автобус).

(Каждой группе на стол ставится макет автобуса)

Учитель:Правильно, это автобус. Да не простой, а волшебный. На нём мы будем колесить по дорогам нашей большой замечательной страны и побываем в древних русских городах и узнаем, почему их так назвали. Гидом по Золотому кольцу России будет Людмила Ивановна, учитель географии. Вы с ней часто путешествуете!

Гид:Давайте посмотрим на физическую карту России. Мы живём на юге нашей страны.

Кто покажет на карте столицу нашей Родины?(учащийся показывает)Мы в Москве. А кто уже был в Москве? Какие впечатления испытали, что вам запомнилось? (ответы детей) Кто из Вас знает, какие городавходят в Золотое кольцо России?

Гид:Золото́е кольцо́ Росси́и — туристский маршрут, проходящий по древним городам Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центры народных ремёсел.Начинаем путешествие из столицы нашей Родины. А каково происхождение названия этого города? Почему город получил название Москва? Нам об этом расскажет Матвей.

Свистун Матвей:Название города происходит от названия одноименной реки - Москвы. В свою очередь доподлинно неизвестно, откуда произошло название реки. Сейчас наиболее популярная версия о балтийском либо славянском происхождении слова "Москва". Оно значило "сырой", "жидкий", "мокрый".

Гид: Итак, начинаем путешествие по Золотому кольцу(видеофрагмент- Татьяна Жога)

Учитель: Попутешествовали, а теперь отдохнем.

Ф и з м и н у т к а

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

Учитель: Ребята, давайте попробуем предположить: как получали города свои названия?(Ответы детей)

Читайте также: