Историческая правда и художественный вымысел в повести капитанская дочка конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Конспект интегрированного урока (литература – история) в 8 классе.

Учащиеся должны уметь: работать с текстом художественного произведения; использовать цитаты для аргументации своей точки зрения, анализировать материал из различных источников и выбирать главное; вести дискуссию.

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая правда", "художественный вымысел"; выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения; показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

- закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой по теме;

- развитие умения обобщать и анализировать материал из разных источников;

- обучение ведению дискуссии, умению выслушивать различные точки зрения и доказывать свою.

Задача: подготовить исследовательскую информацию для ведения дискуссии по следующим вопросам:

1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок злободневен?

Записывают в тетради тему урока и эпиграф.

Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте.

2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами.

Переносят в тетради таблицу. Готовят её к заполнению.

Ученик: Эй, пошел, ямщик. – Нет мочи;

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги замело;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.

Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

Учитель литературы: Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/

Учитель литературы: Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем?

Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

Учитель литературы: В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

(Работа с картой. Рассказ учителя истории о продвижении восставших)

Далее в течение всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Литераторы:. Дети отвечают на поставленные вопросы.

Литераторы : Работают с текстом, отвечая на вопрос.

Обобщение полученных данных/ показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

Учитель литературы: Я думаю, что после всего, что мы узнали о нашем главном герое, ваше мнение о нём будет близко к высказываниям о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры:

1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект интегрированного урока (литература – история) в 8 классе.

Учащиеся должны уметь : работать с текстом художественного произведения; использовать цитаты для аргументации своей точки зрения, анализировать материал из различных источников и выбирать главное; вести дискуссию.

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая правда", "художественный вымысел"; выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения; показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

- закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой по теме;

- развитие умения обобщать и анализировать материал из разных источников;

- обучение ведению дискуссии, умению выслушивать различные точки зрения и доказывать свою.

Задача: подготовить исследовательскую информацию для ведения дискуссии по следующим вопросам:

Образ Е.Пугачева в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.

История бунта в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках (Данный вопрос обсуждается в течение всего урока).

1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок злободневен?

Записывают в тетради тему урока и эпиграф.

Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте.

2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами.

Переносят в тетради таблицу. Готовят её к заполнению.

Ученик: Эй, пошел, ямщик. – Нет мочи;

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги замело;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

3.Анализ исторического и литературного материала / на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.

Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

Учитель литературы: Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II , Пётр- III /

Учитель литературы: Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем?

Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

Учитель литературы: В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III . Но интересно узнать, почему он это делал?

Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

(Работа с картой. Рассказ учителя истории о продвижении восставших)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап.

Приветствие учащихся.

Мотивация учебной деятельности.

- О какой повести идет речь? (Просмотр видеофрагмента).

Просматривают видеофрагмент, называют произведение Пушкина.

Записывают в тетради тему урока и эпиграф.

Эпиграф к уроку:

Формулируют цель и задачи урока.

Этап актуализации опорных знаний.

Заполнение рабочей карты урока – сведения о Пугачеве и пугачёвском восстании.

- Обращение к истории для Пушкина не случайно, он считал историческое прошлое ключом к пониманию настоящего. В основу повести положено крестьянское восстание 1773- 1774 гг. под предводительством донского казака Емельяна Пугачева.

Работа в группе.

Операционно-деятельный этап

Изучение нового материала.

- Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Словарь литературоведческих терминов:

- Историческая проза (повесть, роман) – прозаические произведения, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдаленного времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности

- Прототип (прообраз, первообраз, источник) – историческая или современная личность, послужившая основой для образа в искусстве (литературе).

- Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте. В центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века. Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II , Пётр- III . Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Работа в группе.

Просматривают видеофрагмент, делают записи в рабочей карте урока.

Заполняют таблицу.

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II , Петр III

Прототипы: Шванвич (Швабрин), Башарин (Гринев)

Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

Крестьянское восстание: взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников.

Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II .

Высказывают свои предположения о названии повести.

Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока.

- Пушкин решил обратиться к прошлому, потому что … оно помогает понять настоящее.

- В современной ему России поэт видит … то же бесправное положение закрепощенного народа, что и в эпоху Пугачева.

- Несмотря на симпатию к Пугачеву (увидим ее в повести) и сочувствие к страдающему народу, поэт видит выход в реформах, отмене крепостного права.

Работа в группах.

Продолжают фразы урока, дают ответ на проблемный вопрос.

Домашнее задание

Работа в группах. Составление постера о герое.

- материальное и социальное положение;

- по каким законам живёт;

- отношения с людьми;

1 группа – Маша Миронова

2 группа – Петр Гринев

3 группа – Швабрин

4 группа – Пугачев


Сведения о Пугачеве и пугачёвском восстании.

Причины обращения Пушкина к истории



Заполнение таблицы.

Историческая правда

Художественный вымысел

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ.

Общественная обстановка 1830-х годов характеризовалась растущим напряжением. Победа общеевропейской реакции, начавшаяся разгромом испанской революции 1820 г. и завершившаяся пушечными залпами на Сенатской площади (1825 г.), оказалась недолговечной. В 1830 году Европа вступила в новую фазу революций. По России прокатилась волна народных беспорядков. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно напряженный характер. Стремясь разглядеть в прошлом те исторические силы, которым предстоит сыграть решающую роль в будущем, Пушкин видел три таинственных образа, загадочное поведение которых могло определить грядущую судьбу России: самодержавную власть, высшие возможности которой казались воплощенными в Петре; просвещенное дворянство, размышляя о котором надо было решить, исчерпало ли оно свои исторические возможности на Сенатской площади или способно заполнить еще одну страницу в истории России; и народ, образ которого все больше принимал черты Пугачева. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х годов.

В 1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: “Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов…разных рукописей, указов, донесений и прочее. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой … Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения” (А.С. Пушкин “Об истории Пугачевского бунта”).

А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам, где проходило восстание: “Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал. Записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону” (8 сентября 1833)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период царствования Екатерины 2. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр 3 (супруг Екатерины 2, убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 г. появился человек, который назвал себя Петром 3 (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен. 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января казнен в Москве.

Для нас сейчас все это – давняя история. Но во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий – из числа и дворян. И простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде, “заступнике”.

На сей раз строки Пушкина-историка: “Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавою пору, которую – так выразительно – прозвал он “пугачёвщиною” (“История Пугачёва”).

“Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. “ Грех сказать, – говорила мне 80-летняя казачка, – на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал”.

“Расскажи мне, – говорил я Д. Пьянову, – как Пугачёв был у тебя посаженым отцом?

– Он для тебя Пугачёв, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович” (“Замечания о бунте”).

Опять что-то непонятное – то у Пушкина “страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ “посаженого отца”. В чём же здесь дело? Действительно, ситуация на первый взгляд странная и удивительная. В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв – злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в повести – яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с её щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью.

Как же соотносятся историческая правда и вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О Е. ПУГАЧЕВЕ

Высказывания о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры:

Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания?

А вот мнение одного из историков, современника Пушкина:

Каково мнение историка о Пугачеве?

Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва?

Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался?

Именно Пугачёв определяет, вольно или невольно, судьбу действующих лиц произведения. Именно Емельян Пугачёв изображён главным героем. Пугачёв впервые появляется в повести Пушкина “Капитанская дочка” при романтических обстоятельствах, “в мутном кружеве метели”, второй раз он предстаёт уже “государем”. Автор создаёт образ Емельяна Пугачёва постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету.

Вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображён не злодеем и извергом, но человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и острый ум. Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями. Изображая сцены расправы, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия.

Так с помощью построения произведения, переплетения его сюжетных линий ставятся важнейшие для творчества Пушкина 1830-х годов проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести. В произведении ставятся проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Пушкина интересует проблема: что происходит, когда история сталкивается с личной жизнью человека; возможно ли в жестокой борьбе противоположных сил сохранить доброту и человечность, честь и достоинство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсе литературы за 8 класс основой является взаимосвязь литературы и истории. Именно поэтому важную роль в преподавании курса литературы играют интегрированные уроки. Учащиеся должны четко представлять, в какое время творил писатель, какому историческому событию или персонажу посвящены его произведения.

Данный урок продолжает цикл интегрированных уроков, когда через знакомство с историей ученики четче воспринимают художественное произведение.

При разработке урока был использован метод групповой деятельности учащихся, выступающих в роли докладчиков. Использование на данном уроке ИКТ в виде работы со слайдами (презентация) позволяет, приходя к конкретным выводам по каждому вопросу, наглядно видеть их, переносить в тетрадь, учит формулировать выводы в виде тезисов, выбирать в потоке информации главное.

Смена деятельности учащихся, использование слайдов с таблицами, схемами, тезисами, портретами и иллюстрациями позволяет наглядно представить весь проговариваемый материал.

Самостоятельно, с помощью учителя ставя цель в начале урока, учащиеся делают выводы в его конце и получают домашнее задание с использованием ИКТ.

8 класс, литература

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в романе

обучающая: научить сопоставлять события истории и художественное произведение; проследить отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию; повторить стили - реализм

развивающая: развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста;

воспитывающая: воспитать чувство уважения к истории.

коррекционная: коррекция внимания

Оборудование: ноутбук, телевизор, потрет Пушкина, иллюстрации Пугачевского

восстания; презентация, учебник литературы, тетрадь.

Тип урока: интегрированный

Технологии: использование презентации, работа со слайдами

В курсе литературы за 8 класс основой является взаимосвязь литературы и истории. Именно поэтому важную роль в преподавании курса литературы играют интегрированные уроки. Учащиеся должны четко представлять, в какое время творил писатель, какому историческому событию или персонажу посвящены его произведения.

Данный урок продолжает цикл интегрированных уроков, когда через знакомство с историей ученики четче воспринимают художественное произведение.

При разработке урока был использован метод групповой деятельности учащихся, выступающих в роли докладчиков. Использование на данном уроке ИКТ в виде работы со слайдами (презентация) позволяет, приходя к конкретным выводам по каждому вопросу, наглядно видеть их, переносить в тетрадь, учит формулировать выводы в виде тезисов, выбирать в потоке информации главное.

Смена деятельности учащихся, использование слайдов с таблицами, схемами, тезисами, портретами и иллюстрациями позволяет наглядно представить весь проговариваемый материал.

Самостоятельно, с помощью учителя ставя цель в начале урока, учащиеся делают выводы в его конце и получают домашнее задание с использованием ИКТ.

Приветствие, организационный момент.

Подготовка к восприятию нового материала- опрос опережающего задания:При подготовке к уроку вы работали в группах, у каждой группы было свое задание. Итак, давайте послушаем ваши выступления. Задача для всех слушающих – из всей информации выделить самое главное и сформулировать тезисы к выступлению.

5. Четвертая и пятая группы зачитывают отрывки указанных произведений, где описан образ Пугачева. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности образов.

6. Шестая и седьмая группы зачитывают отрывки указанных произведений, где дано описание крепости. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности описаний.

7. Учитель предлагает сравнить образ Пугачева в произведении и истории. Для этого появляется следующий слайд, подготовленный учителем. Ребята читают цитаты из повести и истории, делают вывод о характере Пугачева, его судьбе.

8. Учащиеся вместе с учителем проговаривают поставленные в начале урока цели и делают выводы по уроку, опираясь на наводящие вопросы учителя. Выводы в виде тезисов появляются на слайде. Ребята переносят их в тетрадь и акцентируют внимание на том, что поставленная и записанная ими цель в начале урока была выполнена.

Учитель подводит итоги, выставляет оценки, комментируя их и опираясь на оценку выступлений классном.

Читайте также: