Историческая личность на страницах произведений древней руси конспект 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 8 классе.

Тема урока. Исторические личности в русском фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века

Оформление : иллюстрации, использованные на предыдущих уроках.

Оборудование : распечатка с заданиями; желательно сделать таким образом, чтобы учащиеся могли записывать ответы на этих листах для экономии времени, тогда они смогут выполнить больший объём работы.

I. Объявление темы и цели урока.

II. Тестирование.

Предлагаются варианты тестовых заданий, они включают в себя задания на знание текстов прочитанных произведений, на знание истории и теории литературы, на умение применять полученные знания в новых условиях. По своему усмотрению учитель может сформировать текст тестов, разделить на варианты.

1. Вставьте пропущенные слова в определения.

● Летопись – историческое __ повествование _______, которое велось по годам.

● Предание – рассказ, повествующий о ярких ___ событиях, историях___ и показывающий их с неожиданной стороны.

● Жития имели религиозно-___ назидательный, поучительный ___ смысл.

● В ____ воинских ____ повестях рассказывается о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами, воинских подвигах.

● В состав летописей входили и древний договор, и жизнеописание святого, и мудрое __ поучение___ .

● Древнерусская литература почти не допускала вымысла, строго следовала фактам. Задача древнерусского автора – ___ передать истину____.

2. Соедините отрывок и название жанра этого произведения.

● И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего…

● И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и едва убили его…

● На следующее утро приехали печенеги и привезли своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему. И пришел к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разорвал кожу руками…

● Как орёт в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да помётывает,

А пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у неё да шелковые…

● Помяните же и меня, прегрешного, написавшего всё то, что я слышал о вас, не ведая – писали о вас другие, сведущие более меня, или нет. Хотя и грешен я, и невежда, но на Божию благодать и на щедроты его уповая и на ваши молитвы к Христу надеясь, работал я над трудом своим…

● Под славным городом под Полтавой

Подымалась Полтавская баталья.

Запалит шведская сила

Из большого снаряда – из пушки;

Запалит московская сила

Из мелкого ружья – из мушкета.

Не крупен чеснок рассыпался –

Смешалась шведская сила…

3. Соедините героя известного вам произведения и название жанра этого произведения.

● Князь Александр Невский

● Царь Иван Васильевич

4. Узнайте историческую личность, назовите произведение.

2) ____ – разумный монарх, он правит по просьбе народа, призвавшего его в трудный момент жизни Новгорода. Он готов примириться с Вадимом Храбрым даже после мятежа.

6) – Потемкин, послушай, как ты служил своему государю Александру Николаевичу, послужи так и мне. Я тебе прибавлю чин. Дам награды. Ты будешь мой первый любимец… Потёмкин, я прикажу тебя расстрелять или повесить…

7) Возговорит православный царь:

«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!

Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,

8) Понесло-то его ко Стекольному государству,

Что к тому ли шведскому королевству,

Не купчинушка по городу гуляет,

Что никто-то купчину не узнает,

Узнавал его только гетман земли шведской…

9) Главное же: у него является своё . Не потому набожен, что среди набожных живёт. Он впереди других. Его ведёт призвание. Никто не принуждает к аскетизму – он становится аскетом и постится среды, пятницы, ест хлеб, пьёт воду, и всегда он тихий, молчаливый, в обхождении ласковый, но с некоторой печатью. Одет скромно. Если же бедняка встретит, отдаёт последнее…

5. Определите жанр.

Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены ниже. (Задание можно усложнить, если добавить требование доказать своё мнение, опираясь на знание особенностей каждого жанра.) Укажите те произведения, которые относятся к древнерусской литературе.

1) Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, –

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою.

2) Спустя некоторое время отошёл от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол митрополии Российской. (Исторический очерк.)

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. (Басня.)

4) Вот в светлице стол накрыт

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Упадёт с дверей запор;

Сядет он за твой прибор

5) Любишь кататься, люби и саночки возить. (Пословица.)

6) За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает словно пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо:

Это диво, так уж диво.

(Авторская сказка.)

7) Спереди пятачок,

На спинке щетинка.

8) Как на Волге, да на Камышинке,

Казаки живут, люди вольные,

У казаков был атаманушка,

Ермаком звали Тимофеичем.

Не злата труба вострубила им,

Не она громко взговорила речь –

Взговорил Ермак Тимофеевич…

(Народная песня.)

9) В год 6420 (912). …И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого поставил кормить, решив никогда на него не садиться. (Летопись.)

6. Магический прямоугольник.

(Марфа, Владимир, Батый, Олег, Рюрик, Александр, Евпатий, Сергий.)

7. Прочитайте отрывок из неизвестного вам произведения. Определите его жанр, докажите свое мнение.

1) Блаженный князь Пётр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наёмниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напасти избавляли. (Житие.)

2) В год 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собой множество варяг, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, тиверцов, известных как толмачи: этих всех называли греки Великая Скифь. И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду; греки же замкнули Суд ( залив Золотой Рог близ Константинополя ), а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много греков убил в окрестностях города, и разбил множество палат, и церкви пожёг. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других мучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги… (Летопись.)

8. Соотнесите приведённые примеры из прочитанных вами произведений с различными способами характеристики героев, реальных исторических личностей.

● Сведения о герое со стороны

● Характеристика, данная другими героями

● Поступки героя, ярко его характеризующие

● Я, жалкий и многогрешный, недалёкий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра…

● И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа… сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона…

● Как никто-то не знает, не ведает,

Что куда-то наш царь собирается.

Чистым серебром кораблики изнаполнил,

Красным золотом судёнышки изукрасил…

● Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резцов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти…

● И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сёк ими…

9. О каком произведении идёт речь?

1) В этом произведении можно увидеть характерное соединение трагических сцен со сценами комическими. Исследователи считают, что это произведение является переработкой патриотической пьесы неизвестного автора, которая широко исполнялась в Болгарии в период борьбы за освобождение, когда её там могли увидеть, запомнить и перенять русские солдаты.

III. Письменные ответы.

Выберите среди предложенных заданий одно, дайте развернутый письменный ответ.

2) Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царём.

И спустился он с горы высоки,

И подъехал он к богатырям ко святорусским –

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,

И приехали они ко силушке татарскоей,

Припустили коней богатырскиих,

Стали бить-то силушку татарскую.

Притоптали тут всю силушку великую…

3) Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Задание : составьте подробный план рассказа о герое произведения – исторической личности.


Древнерусской литературе принадлежит значительное место в культурном наследии России. Система нравственных ценностей, взгляд на мир, человека, художественное своеобразие, сформировавшиеся в этот период, питали и определяли развитие последующей русской культуры и литературы. Не зная древнерусской литературы, очень трудно до конца понять глубину творчества многих отечественных писателей.

В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского государства с XI по XVIII век. В произведениях содержится бесценный исторический материал: мы узнаём о событиях, происходивших в прошлом, о выдающихся государственных деятелях, у нас возникает живое представление о простых людях самых разных сословий, живших в той далёкой эпохе.

Древнерусская литература возникла в XI веке после принятия христианства как литература духовная, религиозная. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к религиозной мудрости. Истории о вымышленных происшествиях не привлекали внимание древнерусских книжников. Они рассказывали о том, что, по их представлениям, реально произошло. Древнерусская литература почти не допускала вымысла и строго следовала факту. Задача древнерусского автора – передать истину.

Однако древнерусская литература не являлась литературой исторической в настоящем смысле этого слова. В ней всё (в том числе и образ героя) создавалось по канону – определённым правилам и образцам, поэтому часто образ исторического деятеля был далёк от реальности. В различных произведениях образ идеального князя был неизменным: благочестие, смелость, милосердие, справедливость являлись его обязательными качествами. Стремление создать идеальный образ не давало возможности воспроизвести реальные черты исторической личности и конкретные исторические события.

Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, образ автора достаточно условен. Древнерусские авторы не стремились к созданию индивидуального, оригинального стиля, являющегося достоинством современных авторов. Они редко указывали в произведениях своё имя, считая себя не творцами, а исполнителями Божьей воли. Понятие авторства появилось в литературе Древней Руси лишь в XVII веке.

Методические приемы: лекция учителя; составление тезисного плана.

Эпиграф:

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

- Каковы временные рамки древнерусской литературы?

- Каковы особенности древнерусской литературы?

- Какими качествами должен был, согласно канону, обладать герой древнерусской литературы?

- Когда в древнерусской литературе появилось понятие авторства?

- Почему в древнерусской литературе не было принято подписывать имя автора?

II. Лекция учителя

Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

Составители летописей считали себя не авторами, а лишь регистраторами происходящих событий. Поэтому они крайне редко упоминают о себе. Чаще всего летописцами были ученые монахи.

Изготовление летописи было не только многотрудным, но и дорогим делом. До появления бумаги летописи писали на пергаменте - специально выделанной тонкой коже. Листы не редко украшались затейливыми вставками, а иногда и яркими миниатюрами.

Самый первый древнерусский памятник указать невозможно. Начало древнерусской литературы, связано с принятием христианства на Руси, с церковным богослужением и проповедничеством. Круг первых потребителей литературы - знатные слушатели, собиравшиеся в главном храме города. Эти слушатели были хорошо образованны, они не чета остальным древнерусским горожанам, а тем более сельским жителям.

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далеких событий, увидеть, что и как происходило, ощутить аромат времени.

Ни прочие славянские литературы, ни литература европейского запада не создала ничего равноценного нашей летописи. Летописи отражали живой интерес русского человека к своему историческому прошлому.

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.

ВложениеРазмер
konspekt_po_literature_8kl._drevnerusskaya_literatura.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

- Докажите, что предания являются неотъемлемой частью УНТ, одним из его жанров.

ПРЕДАНИЕ - жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации.

- В каких ещё жанрах УНТ ведётся разговор об исторических событиях, героями которых стали русские богатыри? (Былины)

Логичным продолжением в развитии фольклора стал период древнерусского искусства, древнерусской литературы. Сегодня мы попытаемся убедиться, что это цельный самостоятельный период в развитии русской культуры и литературы.

( Запись темы и эпиграфа)

Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья.

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.

Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды".

Ключевые моменты, с помощью которых можно охарактеризовать древнерусскую литературу:

истоки древнерусской литературы (устное народное творчество);

ее связь с мировой художественной культурой (Библия, культура Византии);

ее традиции в литературе Нового времени (эстафета мудрости, передаваемая из поколения в поколение);

жанры (под запись)

- поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях,

- повесть – рассказ о важных исторических событиях,

- слово – образец торжественного красноречия,

- хождение – рассказ о далёких путешествиях,

- житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Специфические черты древнерусской литературы (под запись):

В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Ей присущи следующие специфические черты:

Нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла , литература основана на факте , героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица .

2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы

(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.

3 Церковный характер произведения:

Основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи , менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские.

5 Анонимичность древнерусской литературы:

Авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины:

1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты)

2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность - божий дар.

Произведения переписывались , добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.

7 В древнерусской литературе

Церковный жанр главный, до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских).. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.

8 Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.

Главная задача писателя прославление русской земли .

9 Символизм (Лихачев).


Лихачев выделяет периоды:

период середина 12 века - первая треть 13 века . Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты - местные темы . Время начавшийся феодальной раздробленности.

1 и 2 периоды - это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма (СМИ)

период конец 13 - начало 14 века . Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время - в литературе господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками , отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особенности времени.

период конец 14 - первая половина 15 века . Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий).

период Середина 16 века . Главная особенность - господство публицистического стиля : время борьбы дворянства и боярства.

период 17 век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей ( появляется авторство, театр, поэзия ).

Этот приём называется м етафора , что подтверждает художественную ценность произведения. Знание его пригодиться вам при сдаче ЕГЭ по русскому языку. (Запись в тетрадь)

Метафора - переносное значение слова, когда нечто уподобляется другому, может быть использовано и

сходство и контраст.

2) вопрос № 2 с.26 (вверху).

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Какие темы привлекали авторов древнерусской литературы?

3. Найти и выписать эпитеты в прочитанном отрывке (с.19 – 20).

4. Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? Почему?

5. Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе.

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в.

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска.


Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области.


Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛЕТОПИСИ

№ слайда 1

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛЕТОПИСИ

ЛЕТОПИСИ – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемо

№ слайда 2

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к

№ слайда 3

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к XIV в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377 году. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (середина XV века).

Повесть временных лет « Повѣсть временныхъ лѣт черноризца Федосьєва манастыря Пе

№ слайда 5

14 лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных ле

№ слайда 6

АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ. Зодчие Киево-Печерской Лавры в Киеве

№ слайда 7

АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ. Зодчие Киево-Печерской Лавры в Киеве

Киево-Печерская Лавра в Киеве Церковь над пещерамиНадвратная церковь

№ слайда 8

Киево-Печерская Лавра в Киеве Церковь над пещерамиНадвратная церковь

Киево-Печерская Лавра

№ слайда 9

Киево-Печерская Лавра Здание Синода

№ слайда 10

Киево-Печерская Лавра Здание Синода

Киево-Печерская ЛавраГлавный храм

№ слайда 11

Киево-Печерская ЛавраГлавный храм


№ слайда 12

Киево-Печерская ЛавраАлтарь храма

№ слайда 13

Киево-Печерская ЛавраАлтарь храма

Киево-Печерская ЛавраАлтарь и свод храма

№ слайда 14

Киево-Печерская ЛавраАлтарь и свод храма

Илья Гущин (Муромец)

№ слайда 16

Илья Гущин (Муромец)

Преподобный ИЛИЯ МУРОМЕЦ Для людей немощных, инвалидов былинный богатырь служит

№ слайда 17

Преподобный ИЛИЯ МУРОМЕЦ Для людей немощных, инвалидов былинный богатырь служит символом стойкости в преодолении болезни, - говорит дьякон Игорь Бакшеев. - Илья Муромец тридцать лет не мог ходить, ноги его не слушались. Однажды пришли к Муромцу три странника. "Утомились, - говорят, - мы с дороги, принеси нам водицы испить". "Не могу, - отвечает Илья, - вот уже 33 года, как я не хожу". Но старцы настояли. И произошло чудо - молодец встал на ноги. Исцелившись, пришёл богатырь к князю киевскому и стал защищать русскую землю от завоевателей, а когда истощилась в нём богатырская сила, ушёл в Киево-Печерский монастырь. В монастыре он стал совершать духовные подвиги. Илья Муромец проводил дни и ночи в молитвах.

Икона Преподнобного Илии Муромца

№ слайда 18

Икона Преподнобного Илии Муромца

Преподобный Илия Муромец, Печерский Скончался Илия Муромец около 1188 года, прим

№ слайда 19

Киево-Печерская Лавра Священномученик Владимир,митрополит Киевский и Галицкий.Мо

№ слайда 20

Киево-Печерская Лавра Священномученик Владимир,митрополит Киевский и Галицкий.Мощи преподобного Илии Муромца

Св.Успенская Киево-Печерская Лавра Ближние пещерыПреподобный Нестор- летописец П

№ слайда 21

Св.Успенская Киево-Печерская Лавра Ближние пещерыПреподобный Нестор- летописец Печерский

Мощи преподобного Нестора -Летописца.

№ слайда 22

Мощи преподобного Нестора -Летописца.

9 ноября – День памяти Преподобного Нестора-летописца

№ слайда 23

9 ноября – День памяти Преподобного Нестора-летописца

Интернет-ресурсы 1. http://www.kiev-orthodox.org2. www.rudata.ru3.http://www.rey

№ слайда 24

Читайте также: