Источники географической информации конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели : Познакомить с современными методами географических исследований и источниками географической информации; познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

. Учебно- воспитательные задачи:

1 познакомить с разнообразием методов географических исследований, выделить современные методы; познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

. познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

2. формировать умение применять необходимые методы для получения информации.

3. продолжать формировать умение работать с картами атласа, текстом учебника и таблицами Приложения.

Методы обучения: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся,
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, задания, компьютер, проектор, электронная презентация.

начало урока, проверка студентов по списку . Студент готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь.

Тетрадь, учебник, атлас.

Готовность к уроку

-Какова цель урока?

Записываем тему и цель урока: Введение. Источники географической информации

Цели : Познакомить с современными методами географических исследований и источниками географической информации; познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы

Коммуникативна УУД -, точно и полно выражать свои мысли

личностная- УУД определять общие для всех правила поведения ;

Предметная –правильно определять цель урока

Умение высказать свою точку зрения

Что изучает экономическая и социальная география мира? Какие науки сочетает в себе экономическая и социальная география экономическая и социальная география

Высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы

Коммуникативная –личностная точно и полно выражать свои мысли

Умение высказать свою точку зрения

Изучение нового материала:1-й этап

1 География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

Поскольку она связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией, она широко использует географические, экономические, социальные методы исследования.

Нельзя рассматривать хозяйство без людей- основной производительной силой, поэтому экономическая география породнилась с социальной географией.

Любая страна, любой народ вносит вклад в мировую экономику, культуру. Поэтому знания о других странах имеет познавательное и практическое значение

Предметом экономической географии стало изучение хозяйства стран и регионов мира.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

1.Владеть географическими знаниями для решения глобальных проблем человечества,

2Уметь наблюдать за географическими объектами, процессами и явлениями, их изменения в результате природных и антропогенных воздействии,

3.Уметь использовать карты для получения новых географических знаний,

4.Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

География является важнейшим компонентом любой профессии. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, кругозора в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.

Запись в тетрадь:

Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

ЛичностныеУУД определять общие для всех правила поведения ;

Коммуникативные слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний

Умение слушать и вести конспект урока

2. Методы географических исследований.

В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны? Научный метод— способ, приемы достижения цели, образ действия.

Метод описания- (Как применяется этот метод в географии, что вы описывали?-рельеф., реки) Картографический метод – ведущий метод в географии . Почему, карта, как сказал Н Н Баранский, второй язык географии? Какие функции выполняет карта ( источника информации, средства обучения, метода обучения). Он основан на получении информации с помощью карт: описывать географические объекты, сравнивать разные карты для получения подробной информации и т.д.

Сравнительно –географический метод- На чем основан этот метод?(на выделении сходства и различии, что вы сравнивали на уроках географии?)

Статистические методы (на что опирается этот метод?- Опирается- на демографическую, статистическую и экономическую статистику)– обработка цифровых данных и их сопоставление и анализ.

Математический . Почему называют математизация географии- Потому что помогает решать вопросы классификации, типологизации, районирования).

Метод математико –географического моделирования – заключается в построении моделей различных географических процессов и объектов .

Аэрокосмический метод – метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро- или космические снимки и дешифрование полученных изображении..

Космическое земледелие – Как применяется этот метод? (изучение природных и антропогенных процессов, происходящих на Земле)

Геоинформационные методы, получившие наиболее распространение в картографии. Суть этого метод ? (заключается в информационно- картографическом моделировании природных и общественных геосистем на основе географических знаний и цифровых баз данных)

Задание: Найдите в тексте учебника (с.5-6) Заполните таблицу : « Какие методы традиционные, а какие новые методы исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии на тему "Источники географической информации. Карта." Цели: познакомить учащихся с разнообразием источников географической информации; расширить знания о роли географической карты в жизни людей; научить группировать карты по различным признакам; совершенствовать умения понимать, читать и знать карту.

Тема: Источники географической информации . Карта.

Открытия новых знаний.

Познакомить учащихся с разнообразием источников географической информации; расширить знания о роли географической карты в жизни людей; научить группировать карты по различным признакам; совершенствовать умения понимать., читать и знать карту..

Образовательные ресурсы

Учебник, атлас, физические карта мира.

1. Источник географических знаний.

2. Классификация географических карт.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Основные понятия

Карты по охвату территории, по содержанию, по масштабу.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Сформировать практические умения пользоваться географической картой, сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, сравнивать глобус и карту для выявления искажений в изображении объектов, применять географическую карту в повседневной жизни.

Познавательные: определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонента культуры

I. Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Актуализация знаний.

1. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан)

3. Кто из русских землепроходцев первым вышел к Тихому океану? (Иван Москвитин)

4. Как сейчас называется о. Грумант (Шпицберген)

5. Кто первым обогнул с юга Африку и открыл морской путь в Индию? (Васко да Гама)

7. Кто из русских землепроходцев первым проплыл по проливу между Евразией и Америкой? (Семён Дежнёв)

III. Изучение нового материала.

Существуют и другие источники географических знаний: аэрофотоснимки, космические снимки, фильмы, коллекции полезных ископаемых, образцы почв, гербарии, географическая литература, художественная литература, средства массовой информации.

В процессе учебы вы встретитесь с большим разнообразием карт, поэтому вам необходимо знать назначение и основные особенности карт.


- Овладение навыком использования компаса, работой с компасом при ориентировании на местности.

- Воспитание интереса к географии не только как к науке, но и как к источнику знаний и умений, необходимых в жизни.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Конспект урока по географии на тему Источники географической информации

4. Задаёт вопросы:

1. Зачем ставили камни-указатели?

2. Почему потерпевшие кораблекрушение не спаслись?

3. Как правильно найти дорогу дальше?

4. Что необходимо знать и уметь, чтобы не ошибиться?

5. Подводит обучающихся к формулировке темы урока.

1. - Отвечают на вопросы

Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Формирование умения давать характеристики

2. Актуализация знаний.

Вспоминаем, то что мы уже знаем из начальной школы

1. Как называется прибор, помогающий найти нужное направление, сориентироваться?

1 Отвечают на вопрос (компас, навигатор)

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Ориентирование

ФИО Гузачева Елена Александровна

Место работы: МКОУ СОШ с. Кипцы Екатериновского района Саратовской области

Должность: учитель

Предмет: география

Класс: 5

Цель урока: Способствовать формированию географического умения –ориентирования на местности;

Задачи:

Формировать представление об азимуте, научить учащихся находить азимут и ориентироваться на местности;

Формирование ценности безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;

Овладение навыком использования компаса , работой с компасом при ориентировании на местности.

Воспитание интереса к географии не только как к науке, но и как к источнику знаний и умений, необходимых в жизни.

Тип урока: Открытия новых знаний

Формы работы учащихся: Работа с текстом и рисунками, индивидуальная и групповая.

Необходимое оборудование: Мультимедиопроектор, компьютер, компас, карта Евразии

Структура и ход урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Мотивация к деятельности на уроке

1.Обращает внимание уч-ся на карту Крыма

2.Выводит слайд на экран с изображением придорожных камней.см приложен 3.Зачитывает текст :

В Крыму есть посёлок, до недавнего времени называвшийся Никита (ныне — Ботаническое, там, где знаменитый сад

Здешние места действительно были опасными, и это подтверждается анналами и данными археологии. Существует запись о том, что в I веке н.э. римский корабль с военным контингентом потерпел крушение на подступах к Южному Крыму. С других кораблей заметили, что люди спаслись, добрались до берега, но больше их никто не видел. Иллюстрации.

Зачем ставили камни-указатели?

Почему потерпевшие кораблекрушение не спаслись?

Как правильно найти дорогу дальше?

Что необходимо знать и уметь, чтобы не ошибиться?

Подводит обучающихся к формулировке темы урока.

1.Обучающиеся слушают текст

2. Отвечают на вопросы учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-описывать способы изображения, применяемые на картах.

Оборудование: рисунок 7, с. 18 учебника; карты атласа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

2.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)

3.Имя ученого, составившего карту, где Индийский океан показан как озеро? (Птолемей) 4.Кто возглавлял экспедицию, отправившуюся из Испании в 1492 г. на запад в поисках новых земель? (Х. Колумб)

5.Древнегреческий ученый, который дал название науке географии.(Эратосфен) 6.Создатель первой карты мира.(Эратосфен)

7.Ученый, открывший широтную зональность. (Геродот)

8.Какой мореплаватель первый достиг берегов Индии, обогнув Африку? (Васко да Гама) 9.Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля- шар? (Ф. Магеллан) 10.Мореплаватель, открывший восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею? (Дж. Кук)

ПI. Изучение нового материала.

1. Карта (от греч. - лист) - уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, в той или иной картографической проекции и масштабе, то есть построенное по математическому закону. Значение карт исключительно велико.

Что такое? (родовое слово)

С помощью условных знаков

Карта

3. Работа с атласом.

1) Составление плана работы с любой картой.

План характеристики карты

План записывается в тетради и на доске.

  1. Прочитай название карты.
  2. Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
  3. При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.

2) Характеристика карт атласа.

  • Физическая карта мира.
  • Природные зоны Австралии и Новой Зеландии.
  • Самый большой материк Земли - Евразия.
  • Самый маленький материк - Австралия.
  • Самая северная точка суши расположена на материке Евразия. Это мыс Челюскин (77°43' с. ш.).
  • Самая южная точка - Южный полюс в Антарктиде.
  • Самая большая средняя высота материка над уровнем моря - в Антарктиде с шельфовыми ледниками - 2040 м.
  • Средняя высота суши над уровнем Мирового океана - 875 м.
  • Средняя глубина Мирового океана - 3800 м.
  • Наибольшая глубина Мирового океана - Марианский желоб - 11022 м.
  • Самая высока точка Земли - г. Джомолунгма (Эверест) 8848 м.
  • Самая низкая точка - побережье Мертвого моря, лежащего на 405 м ниже уровня моря.
  • Самый холодный материк - Антарктида.
  • Самый жаркий материк - Африка.

Деление карт на группы

1. -по охвату территории

Карты мировых карты материков, карты государств.

полушарии океанов их частей

мелкомасштабные среднемасштабные крупномасштабные

Анализ различных карт атласа.

Практическая работа №1

Тема: Чтение и анализ карт атласа

Описать карту по плану в атласе:

2Охват территории изображения

4 Какая по содержанию

5 О чем можно узнать из карты (не менее 5 объектов)

IV Домашнее задание: § 3, с. 20, задание 4 к § 3; уметь показывать

Дата проведения _________________ География 7 Урок 3

Тема: Источники географических знаний.

Карты материков и океанов.

Цели: -определять роль карт в науке и жизни людей;

-называть основные группы карт и их свойства;

-объединить особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания;

- показать значение картографического метода исследования;

-формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам;

-описывать способы изображения, применяемые на картах.

Оборудование: рисунок 7, с. 18 учебника; карты атласа.

I. Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

2.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)

3.Имя ученого, составившего карту, где Индийский океан показан как озеро? (Птолемей) 4.Кто возглавлял экспедицию, отправившуюся из Испании в 1492 г. на запад в поисках новых земель? (Х. Колумб)

5.Древнегреческий ученый, который дал название науке географии.(Эратосфен) 6.Создатель первой карты мира.(Эратосфен)

7.Ученый, открывший широтную зональность. (Геродот)

8.Какой мореплаватель первый достиг берегов Индии, обогнув Африку? (Васко да Гама) 9.Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля- шар? (Ф. Магеллан) 10.Мореплаватель, открывший восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею? (Дж. Кук)

ПI. Изучение нового материала.

1. Карта (от греч. - лист) - уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, в той или иной картографической проекции и масштабе, то есть построенное по математическому закону. Значение карт исключительно велико.

Что такое? (родовое слово)

С помощью условных знаков

Карта

Анализ рисунка 7 на с. 18.

3. Работа с атласом.

1) Составление плана работы с любой картой.

План характеристики карты

План записывается в тетради и на доске.

Прочитай название карты.

Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?

При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.

2) Характеристика карт атласа.

Физическая карта мира.

Природные зоны Австралии и Новой Зеландии.

Самый большой материк Земли - Евразия.

Самый маленький материк - Австралия.

Самая северная точка суши расположена на материке Евразия. Это мыс Челюскин (77°43' с. ш.).

Самая южная точка - Южный полюс в Антарктиде.

Самая большая средняя высота материка над уровнем моря - в Антарктиде с шельфовыми ледниками - 2040 м.

Средняя высота суши над уровнем Мирового океана - 875 м.

Средняя глубина Мирового океана - 3800 м.

Наибольшая глубина Мирового океана - Марианский желоб - 11022 м.

Самая высока точка Земли - г. Джомолунгма (Эверест) 8848 м.

Самая низкая точка - побережье Мертвого моря, лежащего на 405 м ниже уровня моря.

Читайте также: