Используя конспект урока напишите три критерия выделения социальных групп

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока обществознания 6 класс на тему

Цель урока : формирование представления обучающихся о видах социальных групп и их значимости.

Познавательные: усвоение учащимися понятий о социальной структуре общества, формирование системы знаний о социальных группах, видах групп, признаков семьи как малой группы и социального института.

Развивающие: получение умений сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации. Умение формулировать понятия, работать с разнообразными источниками знаний, конспектирования, критического сопоставления источников. Умение организовать самостоятельную познавательную деятельность.

Воспитательные: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.

Тип урока: изучение новых знаний

Оборудование: учебник, тетрадь, ответы и знания учащихся.

Организационный момент: Здравствуйте, присаживайтесь.

Актуализация: На прошлом уроке мы говорили с вами о конфликтах в межличностные отношениях, расскажите пожалуйста, какие существуют методы решения межличностных конфликтов?

Постановка цели и задач урока:

Почему люли в древности не могли жить в одиночку и объединялись в группы? Какие группы объединения людей вы знаете? Что даёт человеку вхождение в группу? О чём будем сегодня говорить? Что хотите узнать о группах?

Изучение нового материала:

Социальная группа – это объединение людей, выделяемая по определённому признаку. Только представьте, что численность групп на Земле превышает численность людей. Всё потому что человек одновременно может входить в разные социальные группы. Участником каких групп являетесь вы?

Каждый день вы приходите в школу и учитесь в определённом классе. У вас есть права и обязанности, которые нужно знать и выполнять.

Другой группой выступают спортивные секции, кружки, студии, которые также вы можете посещать.

Вы живёте в многонациональной стране, население которой также характеризуется как как группа и отличается от других народов своей культурой и традициям.

Социальная группа – устойчивые объединения людей, которые имеют общие отличительные признаки.

Группы по численности: малая (2 – 3 человека), средняя (до 1000 человек), большая (более 1000).

По характеру взаимодействия: первичная (межличностное взаимодействие), вторичная (формально-деловой характер)

По факту существования: номинальная (искусственно созданная), реальная (создана по реальным признакам).

По способу организации: формальная (в рамках организаций), неформальная (возникает на базе личных интересов)

По социальному положению: этническая, территориальная, демографическая, профессиональная, конфессиональная (религиозная).

Какие правила могут действовать в группе?

Что бывает, когда нарушают правила? (санкция – мера воздействия)

Проверка понимания новых знаний:

Действительно, это верное утверждение. Ведь человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Задание 1. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа.

1. Светлана и Максим зарегистрировали брак.

2. Семилетнего Костю записали в 1-й класс.

3. Олимпийская сборная России успешно выступила на зимней Олимпиаде.

4. Маша пригласила подруг на день рождения.

Ответ: Маша пригласила подруг на день рождения.

Впишите вид социальной группы.

Социальные группы

Критерии по социальному положению

1) Мусульмане

Конфессиональная

3) Новгородцы

Территориальная

Профессиональная

Демографическая

Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали? Сможете ли вы назвать социальные группы, к которым относитесь?

Тест на тему

______________________________________________________________________________________

1. Семья — это особая группа, которая

1) ставит перед собой профессиональные задачи
2) удовлетворяет потребности людей в познавательной дея­тельности
3) является примером малой группы
4) никогда не применяет негативные санкции (наказания)

2. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Человек, который берет на себя руководство группой, — это

1) лидер 2) друг 3) выскочка 4) личность

3. В каком из приведённых примеров речь идёт о санкциях?

1) Классный руководитель пригласила родителей на роди­тельское собрание.
2) Шестиклассники стали участниками школьного фести­валя искусств.
3) На контрольной работе по математике не было ни одной тройки, и учитель математики сказал, что ребята мо­лодцы.
4) Накануне Нового года принято готовить подарки близ­ким людям.

4. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: форменная одежда, правила, ритуалы, __________.

1) клубы 2) кружки 3) деятельность 4) традиции

5. Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные терми­ны: горожане, филателисты, рабочие, мужчины, китайцы.

1) толпа 2) народ 3) группа 4) класс

Тест на тему

______________________________________________________________________________________

1. Семья — это особая группа, которая

1) ставит перед собой профессиональные задачи
2) удовлетворяет потребности людей в познавательной дея­тельности
3) является примером малой группы
4) никогда не применяет негативные санкции (наказания)

2. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Человек, который берет на себя руководство группой, — это

1) лидер 2) друг 3) выскочка 4) личность

3. В каком из приведённых примеров речь идёт о санкциях?

1) Классный руководитель пригласила родителей на роди­тельское собрание.
2) Шестиклассники стали участниками школьного фести­валя искусств.
3) На контрольной работе по математике не было ни одной тройки, и учитель математики сказал, что ребята мо­лодцы.
4) Накануне Нового года принято готовить подарки близ­ким людям.

4. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: форменная одежда, правила, ритуалы, __________.

1) клубы 2) кружки 3) деятельность 4) традиции

5. Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные терми­ны: горожане, филателисты, рабочие, мужчины, китайцы.

1) толпа 2) народ 3) группа 4) класс

Тест на тему

______________________________________________________________________________________

1. Семья — это особая группа, которая

1) ставит перед собой профессиональные задачи
2) удовлетворяет потребности людей в познавательной дея­тельности
3) является примером малой группы
4) никогда не применяет негативные санкции (наказания)

2. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Человек, который берет на себя руководство группой, — это

1) лидер 2) друг 3) выскочка 4) личность

3. В каком из приведённых примеров речь идёт о санкциях?

1) Классный руководитель пригласила родителей на роди­тельское собрание.
2) Шестиклассники стали участниками школьного фести­валя искусств.
3) На контрольной работе по математике не было ни одной тройки, и учитель математики сказал, что ребята мо­лодцы.
4) Накануне Нового года принято готовить подарки близ­ким людям.

4. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: форменная одежда, правила, ритуалы, __________.

1) клубы 2) кружки 3) деятельность 4) традиции

5. Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные терми­ны: горожане, филателисты, рабочие, мужчины, китайцы.


Задания Д26 C4 № 42296

Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) этническая принадлежность. Пример: В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.

2) конфессиональная принадлежность. Пример: В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.

3) территориальная принадлежность. Пример: В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.

Большинство заданий, направленных на проверку знаний по названным содержательным элементам, не вызывает особых затруднений при выполнении. Во многом это связано с тем, что рассматриваемые здесь понятия наполнены содержанием, известным не только по урокам обществоведения, но и из личного социального опыта. Каждый человек имеет определенный социальный статус, он связан множеством невидимых нитей с другими людьми, представителями разных социальных групп. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений.

Социологическая наука – это логически стройная и обоснованная система достоверного знания об обществе в целом. Поэтому для правильного ответа на экзаменационные вопросы одного социального опыта явно недостаточно, необходимо владеть основами научных знаний об обществе.

Как уже отмечалось, часть учащихся в своих ответах подменяет научное знание явлений и процессов житейскими представлениями о них. Применительно к социальной сфере это прежде всего касается следующих вопросов: многообразие критериев выделения социальных групп; социальная стратификация и социальное неравенство; виды социальной мобильности; социальные нормы и отклонения в поведении.

Социальные группы: по каким критериям их выделяют?

Напомним, что социальной группой называют любую совокупность людей, выделенную на основе общего социально значимого критерия.

Демографический критерий. Распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные) и др.

Этнический критерий. Он определяет принадлежность человека к этносу (племени, народности, нации).

Расовый критерий. Единство происхождения и области расселения, общность наследственных физических особенностей позволяют выделить три основные (большие) группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы.

Поселенческий критерий предполагает выделение социальных групп в зависимости от места жительства (горожане, сельские жители и т. п.).

В зависимости от рода трудовой деятельности, требующего определенной подготовки и являющегося обычно источником существования, выделяют социальные группы по профессиональному критерию (врачи, учителя, архитекторы, инженеры и т. п.).

По уровню образования выделяют группы тех, кто имеет, например, начальное, неполное среднее, среднее или высшее образование и т. п.

По своей величине, численности, а также характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на малые и большие.

Человек, как известно, может состоять сразу в нескольких группах. Это могут быть, например, семья, школьный класс или трудовой коллектив, компания сверстников и т. п.

Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?

Большинство заданий, направленных на проверку знаний по названным содержательным элементам, не вызывает особых затруднений при выполнении. Во многом это связано с тем, что рассматриваемые здесь понятия наполнены содержанием, известным не только по урокам обществоведения, но и из личного социального опыта. Каждый человек имеет определенный социальный статус, он связан множеством невидимых нитей с другими людьми, представителями разных социальных групп. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений.

Социологическая наука – это логически стройная и обоснованная система достоверного знания об обществе в целом. Поэтому для правильного ответа на экзаменационные вопросы одного социального опыта явно недостаточно, необходимо владеть основами научных знаний об обществе.

Как уже отмечалось, часть учащихся в своих ответах подменяет научное знание явлений и процессов житейскими представлениями о них. Применительно к социальной сфере это прежде всего касается следующих вопросов: многообразие критериев выделения социальных групп; социальная стратификация и социальное неравенство; виды социальной мобильности; социальные нормы и отклонения в поведении.




Социальные группы: по каким критериям их выделяют?

Напомним, что социальной группой называют любую совокупность людей, выделенную на основе общего социально значимого критерия.

Демографический критерий. Распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные) и др.

Этнический критерий. Он определяет принадлежность человека к этносу (племени, народности, нации).

Расовый критерий. Единство происхождения и области расселения, общность наследственных физических особенностей позволяют выделить три основные (большие) группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы.

Поселенческий критерий предполагает выделение социальных групп в зависимости от места жительства (горожане, сельские жители и т. п.).

В зависимости от рода трудовой деятельности, требующего определенной подготовки и являющегося обычно источником существования, выделяют социальные группы по профессиональному критерию (врачи, учителя, архитекторы, инженеры и т. п.).

По уровню образования выделяют группы тех, кто имеет, например, начальное, неполное среднее, среднее или высшее образование и т. п.

По своей величине, численности, а также характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на малые и большие.

Человек, как известно, может состоять сразу в нескольких группах. Это могут быть, например, семья, школьный класс или трудовой коллектив, компания сверстников и т. п.

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022 запись закреплена

Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

DELETED

Владимир Алексеев

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
1) По доходам(богатые,бедные)
2)Политическая власть(полит лидеры,подчинённые)
3)По пристижу профессии(директор,учитель)

Катя Питецкая


Катя Питецкая

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
Уровень дохода (богатые и бедные)
Власть (депутат и обычный человек)
Престижность профессии (инженер и дворник :D)

Оля Петрушкова

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
1) территориальный
Например, горожане и сельские жители
2)политический
Например, либералы, консерваторы, коммунисты
3) этнический
Например, русские, украинцы, немцы

Кристина Рындина

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
Численность:
Семья является малой соц группой, тк состоит из родителей и детей
Факт существования:
Горожане являются реальной соц группой
Характер взаимодействия:
Друзья являются первичной соц группой

Влад Чумиченков

1. По уровню политической власти (депутат обладает большими политическими полномочиями в отличие от гражданина);
2. По уровню образования (люди, окончившие ВУЗ, и люди, окончившие колледж);
3. По уровню экономического состояния (богатые и средние).

Урок по обществознанию по теме "Социальные группы" содержит как теортетический материал, так и практический с использованием рзаданий в формате ЕГЭ различной степени сложности задания А, Задания В, задания С.

ВложениеРазмер
urok_sotsialnye_gruppy.rar 22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка у рока по обществознанию в 10 классе

Социальные группы и их классификация

Автор : Бабошина Елена Владимировна

1) Представить общую типологию социальных групп

2) Изучить особенности социальных групп , на примере семьи как малой социальной группы

- усвоение учащимися понятий о социальной структуре общества. ,

- формирование системы знаний о социальных группах, видах групп, признаков семьи как малой группы и социального института.

Развивающая - способствовать формированию:

-мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов

-информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний, конспектирования, критического сопоставления источников

-организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

- формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.

- формированию исследовательских умений учащихся.

По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала,

По ведущему методу - Практикум в сочетании с эвристической беседой.

По характеру деятельности - Проблемный, исследовательский урок

4. Оборудование урока:

- раздаточный материал (задания в формате ЕГЭ различной степени сложности задания А, Задания В, задания С.)

- презентация, выполненная в программе Power Point,

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала по плану:

1.Социальная группа. Формирование социальных групп

2. Виды социальных групп

3.Семья как социальный институт и малая группа

1. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

Итак, Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: Доход Власть Образование Возраст Раса Профессия Место жительства

Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп

2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Основания
классификации групп

По количеству участников

семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы

трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета

этносы, конфессии, программисты

По характеру отношений и связей

политическая партия, трудовой коллектив

По месту жительства

горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы

В зависимости от пола и возраста

мужчины, женщины, дети, старики, молодежь

По этнической принадлежности

русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы

По уровню дохода

богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода)

По характеру и роду занятий

программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари

По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.

Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение

Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и во зникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

Назовите характерные признаки формальных и неформальных групп.

Приведите собственные примеры формальных и неформальных групп

Вводится понятие маргинальность .

Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

Лица без определённого места жительства.

Приведите три примера, раскрывающих проявления положительной стороны маргинальности.

3. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА.

Семья - это основанное на браке или родстве объединение людей, общественный механизм воспроизводства человека Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью

Поскольку семья получает моральную и правовую санкцию, общественную и государственную поддержку, она выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как о социальном институте, то интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.

III. Закрепление изученного может проводиться как в форме фронтального опроса, применяя задания уровня А или В СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ .

( или в виде теоретических вопросов в формате ЕГЭ

III. Домашнее задание

2. С1-4. Работа с текстом Автор Э. Гидденс . Проанализируйте текс и ответьте на вопросы к нему.

Задания уровня А

А1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением 2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией 4) социальным поведением

А2. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава 2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения 4) родственными отношениями

A3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними — это:

1) характер общества 2) политика общества

3) структура общества 4) социальная мобильность

А4. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества 2) наиболее бедных членов общества

3) деклассированные элементы 4) пограничные слои и группы

А5. Племена и народности — это:

1) исторические типы общества 2) социальные страты

3) этнические общности 4) социальные группы

А6. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4) молодежь

А7. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой политической активностью 2) общностью быта

3) общими увлечениями 4) профессиональными интересами

А8. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны 2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии 4) рабочих страны

А 9.К малой социальной группе относится (ятся):

1)Интеллигенция 2) преподаватели

3) выпускники школ 4)семья

А 10.Молодежь как социальную группу отличает:

1)общность быта 2)общность социального происхождения

3)социально-психологические особенности, 4) единство политических взглядов

А11.Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

1)род, 2)сословие, 3)семья, 4)элита

А12.Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Признаки, какой общности проявляются в этом примере?

1)Демографической, 2)территориальной, 3) этносоциальной, 4)конфессиональной

А13.Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным (ой):

1)институтом, 2)структурой,3)средой, 4)группой

А14. Семья относится к социологическому понятию:

1)институт, 2) престиж, 3)статус, 4)мобильность

А15. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на формальные и неформальные.

В. Формальные группы имеют четко определенную структуру.

1.верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А16.Верны ли следующие суждения о современной семье?

А. В современном обществе преобладает патриархальный тип семьи.

Б. В ряде стран увеличивается число свободных семейных союзов.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Задания уровня В

В2. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная . — это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и

В3. Установите соответствие.

В 4.Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

Задания уровня С.

1.. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп

1) демографический критерий (возраст, пол, состояние в браке, семейное положение);

2) этнический критерий (принадлежность человека к определенному этносу (народность, нация, национальность);

3) расовый критерий (принадлежность к расе – монголоидная, негроидная, европеоидная);

4) поселенческий критерий (по месту жительства);

5) профессиональный критерий (по трудовой деятельности).

2. Приведите три примера, раскрывающих проявления положительной стороны маргинальности .

1) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни;

2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) отсутствие жестко очерченных норм и связей, характерное для маргиналов, способствует повышению социальной активности индивида и др.

5.Текст. Автор Э. Гидденс — современный английский социолог.

Большинство из нас принадлежит множеству групп (включая, например, семьи, в которых мы родились), а также разнообразным организациям гораздо большего размера — таким, как школы, колледжи и фирмы. Группы и организации управляют нашими жизнями, и системы власти, существующие в них, ограничивают и непосредственно влияют на наше поведение.

Понятие социальной группы следует отличать от двух других близких понятий — агрегата и социальной категории. Социальная группа — это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приводит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в отдельное целое с некими общими социальными характеристиками. Члены группы ожидают друг от друга определенных форм поведения, не требующихся от нечленов. Группы могут быть разного размера, от интимных, таких, как семья, до больших коллективов, таких, как спортивные клубы. Агрегат (социальная совокупность) есть набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом. Пассажиры в аэропорту, зрители в кино, студенты, ожидающие в очереди записи на курс обучения, — все это примеры агрегатов. Используя высказывание Ирвинга Гоффмана, агрегаты — скопления людей, находящихся в нефокусированном взаимодействии друг с другом. Конечно, внутри агрегатов обычно можно обнаружить различные виды групповых отношений.

Социальная категория является статистической группировкой — в рамках классификации людей объединяют вместе на основе конкретных характеристик, таких, как определенный уровень дохода или профессиональное положение. Люди из одной социальной категории не взаимодействуют друг с другом и не собраны в одном месте; они не обязательно придают особое значение тем общим характеристикам, согласно которым их объединяют.

Первичные и вторичные группы

Вопросы и задания.

1) Какова, по мнению автора, роль группы и организаций в жизни человека?

2) Что автор называет социальной группой? Что автор называет агрегатом?

3) Чем социальная группа отличается от социальной категории? Чем различаются социальная группа и агрегат?

Читайте также: