Используя конспект урока найдите и выделите цветом три черты свойственные истине

Обновлено: 05.07.2024

1) знаком с содержанием ст 1 и части 4 ст 15 конституции 2) б (одной конституции мало что бы права и свободы соблюдались) 3) в (в юридической практике на конституцию ссылаются как правило, если нечего сказать по существу или нету подходящего нормативного акта)

Основною ознакою федеральної держави є поділ суверенітет між двома рівнями (федеральним і суб'єктів федерації), що передбачає, зокрема існування двох систем державної влади та іння, кожна з яких діє у визначених межах. характерною рисою федеральної держави є те, що поряд з федеральною конституцією, органами влади та законодавством свої конституції, закони, свою систему законодавчих, виконавчих та судових органів мають суб'єкти федерації. характерне конституційно установлене розмежування компетенцій між федерацією у цілому та її суб'єктами. до відання федерації, як правило, належать найважливіші питання державного життя: зовнішня політика, оборона країни, фінанси, оподаткування, організація федеральних органів, розв'язання конфліктів між суб'єктами федерації. компетенція суб'єктів федерації у цілому ширша, але вона зводиться переважно до питань, що не потребують однакового регулювання. до них віднесені організація органів місцевого самоврядування, громадський порядок, охорона довкілля, встановлення місцевих податків та ін.централізована унітарна держава характеризується тим, що іння на всіх суб-національних (нижчих загальнодержавного) територіальних рівнях здійснюється адміністрацією, що призначається вищим органом виконавчої влади. децентралізована унітарна держава характеризується тим, що місцеві органи формуються незалежно від центральних органів влади (обираються населенням і т. п.) та користуються значними повноваженнями у вирішенні місцевих питань. відносно децентралізована унітарна держава характеризуються поєднанням прямого державного іння на місцях із місцевим самоврядуванням: на вищому (область) та середньому (район) субнаціональних територіальних рівнях одночасно функціонують органи виконавчої влади загальної компетенції та органи місцевого самоврядування.

Роль местного как основы становления гражданского общества, а следовательно и демократизации всей общественной жизни велика. местное призвано обеспечить эффективное, демократичное в местных сообществах, превратить местные территориальные коллективы в основные субъекты решения своих проблем. двойственная, по-своему уникальная природа местного проявляется в том, что оно одновременно является и институтом гражданского общества, и формой осуществления публичной власти.

Выберите верные суждения о функциях коммуникативной деятельности в научном познании.

коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических, мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов

коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных

коммуникативная деятельность в познании не существует

коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обществознание 10 класс

Тема урока: Истина и ее критерии

ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев;

развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

I. Организационный момент

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину? Послушайте древнюю притчу.

Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.

Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.

Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.

И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

- Как вы поняли смысл притчи?

- Согласны ли вы с теми выводами, которые делает автор притчи? Почему?

- Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

1. Свойства истины.

2. Критерии истины.

4. Истина и заблуждение.

II. Новый материал

Проблема истины - вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Исследуем понятие истины. Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

1. Свойства истины.

- Итак, как же трактовали данное понятие мыслители? Какие свойства она имеет? Какие формы принимает?

(По ходу объяснения учителя на доске формируется схема.)

hello_html_m258e0675.jpg

hello_html_6a783780.jpg

2. Критерии истины

Философы по-разному определяли критерии истины. По ходу моего рассказа запишите в тетради те критерии истины, которые они выдвигали.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. В своей крайней форме это направление выражалось в сенсуализме - философском течении, согласно которому ощущения являются единственным источником и обоснованием знания.

Рационалисты полагали, что критерием истины является разум.

Конвенционалистские теории исходят из того, что истина является результатом соглашения.

Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то знание, которое способствует решению практических задач, т. е. признание практики универсальным критерием истины.

- Охарактеризуйте сущность каждого из критериев?

- Какие сильные и слабые стороны вы видите в представленных воззрениях?

- Достижимо ли такое знание?

- Прокомментируйте следующую притчу.

Однажды Мастер сказал своим ученикам:

- В мире нет абсолютной истины.

Один из учеников спросил:

- А эта истина абсолютна?

- Конечно же, нет, - улыбнулся Мастер.

- Приведите примеры из математики , когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем.

Поэтому большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше знание.

На пути к этой цели мы получаем относительные истины.

- Что их объединяет?

- Какие различия вы видите?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать закон соотношения этих двух категорий. Объясните свой выбор.

4. Истина и заблуждение.

- Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

- Работая с последним пунктом § 22, исследуйте проблему соотношения истины и заблуждений, выпишите в свои тетради истоки человеческих заблуждений.

Истоки человеческих заблуждений:

• Э. Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.

• Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям.

• Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения.

• Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.


Философы до сих пор ведут беседы на тему истины. Некоторые утверждают, что у такого понятия не может быть критериев, но такой подход не поможет сдать ЕГЭ по обществознанию. Поэтому давайте узнаем, что считается основным критерием истины.

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие истины

Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

Истина — это объективное знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

Есть и другие определения истины:

  • соответствие знаний действительности;
  • то, что подтверждено опытом;
  • соглашение, конвенция;
  • свойство самосогласованности знаний;
  • польза полученных знаний для практики.

Виды истины

Истина едина, но в ней можно выделить абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Критерии истины

Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав.

предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном российском обществе;

метапредметные

1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности

Право, литература, история

учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

усвоения новых знаний

Организационный момент

Приветствие, учитель настраивает детей на положительное сотрудничество.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку.

Учитель заполняет классный журнал и тетрадь приёма-передачи.

Мотивационно-целевой этап

Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.

Нет! — сказала Королева. — Пусть выносят приговор! А виновен он или нет — потом разберемся!

Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!

Молчать! — крикнула Королева, багровея.

И не думаю, — ответила Алиса.

Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.

Вопросы к классу

Как вы думаете, права ли Королева?

Какие права гражданина были ею нарушены?

Проверка домашнего задания

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

Формальные социальные нормы:

а) умываться и чистить зубы по утрам;

б) платить за проезд в общественном транспорте;

в) уступить место пожилому человеку;

г) здороваться со старшими;

д) помочь инвалиду перейти дорогу;

е) убрать мусор, оставшийся после пикника.

Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое

Правила или образцы действий, одобряемые обществом

Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих

Совокупность действий, установленных ритуалами

Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

Вопросы к классу

Соблюдение каких правил поведения считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?

Какие качества человека ценились больше всего?

- Есть ли сходство между описанными в тексте нормами поведения и современными требованиями?

В чем оно проявляется?

(Проверка выполнения заданий.)

Предположите, о чем мы будем говорить.

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

Права и свободы человека и Гражданина.

Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Права ребенка и их защита.

Нет прав без обязанностей.

Введение в новый материал

Какие ассоциации у вас возникают при этих словах?

Почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности?

Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и свобод человека.

Работа по теме уроков

Права и свободы человека и гражданина

Существует и такое понимание свободы и прав человека:

что хочу, то и ворочу;

долой любые законы и порядки — да здравствует свобода;

Но свобода человека не означает вседозволенности.

Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова - подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны подрывать репутацию других граждан.

Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.

(Проверка выполнения задания.)

Следовательно, права, свободы и обязанности человека связаны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина.

В современной политологии выделяют три основных поколения прав человека (по времени их возникновения и кругу распространения).

К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.

Второе поколение — социальные и экономические права — появились в XIX - начале XX в. Они связаны с развитием цивилизации и усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.

Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) - состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.);

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.).

Задание: работая с материалом на с. 18, 19 учебника, заполните таблицу.

(Во время выполнения задания составляется таблица.)

Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина

Всеобщность и естественность

Все люди рождаются свободными и равными. Сам факт рождения человека наделяет его правами

Права человека нельзя утратить. Их нельзя отнять, они не покупаются и не продаются. Человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права. Государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы гражданина

Каждый человек обладает всей совокупностью прав

Равенство всех перед законом

Государство наделяет всех своих граждан в равной мере правами, свободами и обязанностями без исключения для кого бы то ни было, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и т. д.

Не нужны никакие дополнительные процедуры, с помощью которых можно было бы реализовать свои права. Государственные органы власти, иные субъекты обязаны соблюдать права человека, если они упомянуты в Конституции РФ или в тех международно-правовых документах, которые подписало Российское государство

Гарантированность и государственная защита

В случае нарушения прав человека можно прибегнуть к правовой защите (обратиться в суд). В РФ созданы специальные институты для защиты прав человека (Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка и др.)

- Как вы думаете, на чем основаны права человека?

Задание: составьте словесный портрет человека с достоинством. Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство? Приведите примеры из жизни, в которых подчеркивалась бы значимость этого качества для конкретного человека.

(Проверка выполнения задания.)

Человеческое достоинство — это свобода выбора и проявления своего внутреннего мира, уважение и самоуважение человека. Унижение и потеря достоинства личности означают утрату внутренних ценностей, неуважение к ним. Цивилизованное общество развивалось, стремительно, шагая к равноправию всех, и с течением времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.

Достойное поведение человека определяется положительными чертами характера, которые были привиты родителями в процессе воспитания, или развиты окружением (искренность, храбрость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, терпение, настойчивость, независимость, благодарность, сильная воля и т. д.).

Читайте также: