Использование рек конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Показывать на карте крупные реки и каналы.Коррекционно – развивающие:

Корректировать психические и моторные функции.Развитие монологической речи учащихся, умения рассказывать.Воспитательные:

Прививать интерес к предметуТип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуально-дифференцированный

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Обеспечить нормальную обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

Готовность классного помещения

Мотивирование учащихся к изучению

Быстро мобилизоваться, сосредоточиться.

Включиться в деловой ритм

II.Актуализация знаний учащихся.

КВЗЭ: закрепление раннее изученного материала, обобщить и привести знания обучающихся в систему

Подпиши, под какими цифрами обозначены части реки. Дай определение словам, Показ слова, дети на схеме реки показывают

Индивид. задания стр55 №2

Географ. диктант стр.53 №6, №1,№7

III.Подготовка учащихся к активному усвоению

Учебно-воспит. задача этапа: Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

2. Сегодня на уроке нам предстоит решить важнейшие Задачи: научиться рассказывать как люди используют реки. Объяснять значение слов – канал, ГЭС

Приготовились? Начинаем работу.

Подвести детей к теме урока:

Что вы знаете об использовании рек человеком?

Назовите реки, которые протекают в

Как люди используют реки

Чтение темы урока на доске: использование рек людьми

IV. Этап работы над новым материалом

Учебно-воспитательная задача этапа:

обеспечение усвоения нового материала

Отгадай загадку. Я реке и друг, и брат. Для людей трудиться рад. Я машинами построен,

Сократить пути могу. И от засухи, как воин, Лес и поле берегу

Вводная беседа с рассказом.

Люди всегда стремились селиться около рек по их берегам. Как вы думаете, почему?

Как люди используют воду из рек? Какое еще значение имеют реки в жизни?

По берегам рек и с их дна добывают песок, на реках построены электростанции, плотины, которые образуют большие искусственные моря — водохранилища.

Каналы.Вы в жизни, в кино, по телевизору видите, что по реке бесчисленной вереницей идут суда: пассажирские корабли, баржи с грузами. Дело в том, что перевозки грузов по реке намного дешевле, чем поездом или автомобилем. Судите сами: один большой вагон берет 60 тонн груза, в поезде примерно 40 вагонов — 40x60 = 2.400 т.

Одна баржа берет 10.000 — 12.000 т, т. е. заменяет 4 — 5 поездов с грузом или 200 вагонов.

Но не всегда реки текут туда, куда нам надо перевезти груз.

Иногда 2 реки текут недалеко друг от друга, но попасть из одной реки в другую не могут.

Приходится перегружать груз с корабля в вагоны. Перевезти к другой реке и там снова перегружать на корабли. Это долго и дорого. Люди нашли выход — они стали прокапывать между реками каналы — искусственные реки — и по ним корабли могут из одной реки попасть в другую.

В России сооружено много каналов — самые большие из них: Волго-Донской — соединил Дон с Волгой. Веломоро-Балтийский — соединил Белое и Балтийское моря, Волго-Балтийский — соединил р. Волгу с Балтийским морем, им. Москвы — соединил р. Волгу с рекой Москвой. Многие города, расположенные на берегах рек, получили возможность выхода в моря — так как г. Куйбышев (Самара) стала портомшяти морей — по реке Волге и каналам из Куйбышева на корабле можно проехать или провезти грузы в Балтийское, Белое, Черное, Азовское моря, а по ним — во многие страны мира, и вести с ними торговлю

Работа у доски – составление схемы

Работа в тетради

Зарисовать схему стр52 учебника

Отвечают на вопрос

Беседуют, думают, обсуждают, делают выводы

(Для питья, полива).

(Для судоходства, для рыболовства, для сплава леса, зимние дороги для автомобилей, места отдыха).

Итог.Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят

нас рыбой, дают нам электроэнергию и песок, служат местами отдыха, но человек пока неразумно использует реки: загрязняет их, уродует ;дно и берега, плотины электростанций нарушают жизнь реки и рыб в ней, реки мелеют и исчезают. Человек должен научиться разумно использовать реки.

Пользуясь рассказом учителя, текстом учебника коллективное заполнение схемы

Выписывают в тетрадь значение воды на Земле.

Дифференцированный подход работа по тетради стр.56 -57

1 группа – самостоятельное выполнение задания. Зарисовать схему

Рассмотри рисунки. Объясни и допиши предложения.

ГЭС — гидроэлектростанция. Гидро —________________________________________.

Чтобы построить ГЭС, нужно реку ____________________________________ плотиной.

Плотина уровень воды, вода разливается и образует____________

Вода из водохранилища по трубам __________________________________________ плотины и ____________________________________ турбины. А турбины вращают генераторы-машины, которые ________________________________________________________________

2,3 группа – стр.53 рамочка и схема.

Рассмотри схему. Допиши предложение.

Люди используют воду для- ___________________________________________________________

2. Напиши определение каналов и дополни предложения.

Самые маленькие каналы называют

Большие каналы используют для

3. Что означает слово оросить? Придумай с ним предложения.

V. Этап закрепления изученного материала

УВЗЭ: -закрепить и осмыслить новый уч. материал, закрепить, -умение находить ответы на вопросы по тексту учебника, развивать логическое мышление.

УВЗЭ : развивать абст

чтение текста учебника стр.51-53

Стр.53 Для любознательных

Показ и рассказ по схемам о строении колодца и водопровода

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Как люди используют реки?

Что такое каналы, зачем их строят?

Расскажите по схеме об использовании рек.

Чтение по учебнику выборочно

отвечают на вопросы

Реки имеют большое хозяйственное значение. По рекам сплавляют грузы и перевозят пассажиров. Воду рек используют для бытовых и хозяйственных нужд. В реках ловят рыбу. На берегах рек располагаются базы отдыха.

• В Москве среди других музеев есть Музей воды. Он находится на берегу Москвы-реки. Посетителям музея рассказывают о том, какой путь проделывает вода из рек и водохранилищ в наши дома, о том, как очищают воду от вредных примесей. В музее можно увидеть макеты старинного и современных водопроводов

VI. Подведение итогов урока

УВЗЭ Проанализировать работу класса

Итог урока. Сегодня на уроке мы узнали. Мы научились

Какое задание было самым интересным (сложным, легким)? Как справился (самооценка, оценка класса)?

Что нового узнали на уроке? Что понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке

Индивидуальная оценка урока каждым участником.

Учащиеся проводят самооценку своей работы

VII. Этап информации о домашнем задании

Уметь показывать на макете части вулкана.

Рассказывать о значении воды на Земле, использовании воды человеком

Учащиеся запоминают домашнее задание и задают вопросы по его выполнению

О проблемах рек в настоящее время:

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

По дидактическим целям урок относится к комбинированному. Задачи: обучающие - систематизировать знания о стороении реки, типах речных систем, закрепить умения находить реки на карте и правильно показывать; познакомить с устройством гидроэлектростанции; выявить представления о том, как человек использует воду; воспитательные - формировать бережное отношение к воде и электричеству, воспитывать чувства доброты, коллективизма; коррекционные - развитие монологической и диалогической речи. Для выполнения поставленных задач, с учетом психофизических особенностей детей, активизации мыслительной деятельности использовались формы обучения индивидуальные, групповые, методы - словесные, наглядные.

Тема: "Как люди используют реки"

обучающие - систематизировать знания о строении реки, типах речных систем; закрепить умения находить реки на карте и правильно их показывать; познакомить учащихся с устройством гидроэлектростанции; выявить представления о том, как человек использует воду;

воспитательные - формировать чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки;

коррекционные — развивать монологическую речь, последовательность мышления, памяти.

Опять побежала (река).

Учитель указывает цель повторения - как образуются реки, куда текут, части реки.

Задание 1- у доски, по схеме, рассказать о строении реки.

Задание 4 (групповое) - нарисуй схему реки по описанию:

Физминутка - учащиеся получают разрезные картинки; задание - собрать, прочитать, что получилось и показать пантомиму (родник, озеро).

Учитель: «С давних времен люди селились около рек. По берегам они строили села, города. Как вы думаете почему?

(учащиеся включаются в беседу; при затруднении, учитель просит открыть рабочую тетрадь с.37., схема 1)

Учитель: «Широко и вольно течет река по равнине, а горная мчится с ревом и грохотом. Много у таких рек силы. Вот люди и используют эту силу.

На реках строят гидроэлектростанции (условный знак показать).

Работа в тетрадях, запись темы урока.

Рабочая тетрадь с.37, задание 2"Составь рассказ по опорным словам"

Учитель: "Ребята, что означает слово гидроэлектростанция?"

Работа с учебником, с.52, первый абзац, прочитать, найти значение слова "гидро".

Учитель: "Как устроена ГЭС?"

(Учитель сопровождает рассказ обустройстве ГЭС схемой на доске. Учащиеся чертят схему в тетрадях).

«Чтобы построить гидроэлектростанцию реку перегораживают плотиной. Плотина поднимает уровень реки. Вода разливается и образуется водохранилище (большой водоем). В плотине сооружают рыбоход, чтобы пропускать рыбу. Для прохождения судов в обход плотины строят судоходный канал.

Вода поднялась в реке, и ищет выхода и попадает в отверстие плотины, а там стоят огромные турбины (большие колеса с лопастями).

Вода по трубам падает с высоты и приводит в движение турбины.

Турбины вращают генераторы - машины, которые вырабатывают электрический ток (отметить. что электричество следует экономить в школе, дома).

Учитель: « Есть в нашей стране места, где мало выпадает дождей, а лучи солнца сильно иссушают землю - это пустыни. Солнца много, а воды мало. Без воды нельзя получить урожай".

Что решили люди?

IV. Закрепление материала.

- Рабочая тетрадь, с. 39,задание №6 "Заполни перфокарту".

- На магнитной доске распределить правильно части гидроэлектростанции (учащиеся должны карточки "здание гидроэлектростанции", "водохранилище", "турбина", генератор" прикрепить на схеме "Гидроэлектростанция" и прокомментировать свои действия).

- Беседа "Как дети и взрослые дома и в школе экономят электроэнергию?".

V. Подведение итогов урока.

Выставление отметок за работу на уроке.

Домашнее задание: сильная группа - прочитать текст в учебнике, стр. 51-52, ответить на вопросы; слабая группа - пользуясь схемой "Использование рек" учебник с.52, рассказать о том, как человек использует реки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок географии 2 четверть, 6 класс

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕК ЛЮДЬМИ.

Образовательные:

Давать определения - орошение, ГЭС, водохранилище, канал. Рассказывать по схеме об использовании рек

Показывать на карте крупные реки и каналы.

Коррекционно – развивающие:

Корректировать психические и моторные функции.

Развитие монологической речи учащихся, умения рассказывать.

Воспитательные:

Прививать интерес к предмету

Тип урока : изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуально-дифференцированный

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I .Организационный момент

Обеспечить нормальную обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

Готовность классного помещения

Мотивирование учащихся к изучению

Быстро мобилизоваться, сосредоточиться.

Включиться в деловой ритм

II . Актуализация знаний учащихся.

КВЗЭ: закрепление раннее изученного материала, обобщить и привести знания обучающихся в систему

Подпиши, под какими цифрами обозначены части реки. Дай определение словам, Показ слова, дети на схеме реки показывают

hello_html_79b5d2b4.jpg

Индивид. задания стр55 №2

Географ. диктант стр.53 №6, №1,№7

III .Подготовка учащихся к активному усвоению

знаний. (2 мин)

Учебно-воспит. задача этапа: Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

2. Сегодня на уроке нам предстоит решить важнейшие Задачи: научиться рассказывать как люди используют реки. Объяснять значение слов – канал, ГЭС

Приготовились? Начинаем работу.

Подвести детей к теме урока:

Что вы знаете об использовании рек человеком?

Назовите реки, которые протекают в

Как люди используют реки

Чтение темы урока на доске: использование рек людьми

IV . Этап работы над новым материалом

Учебно-воспитательная задача этапа:

обеспечение усвоения нового материала

Отгадай загадку. Я реке и друг, и брат. Для людей трудиться рад. Я машинами построен,

Сократить пути могу. И от засухи, как воин, Лес и поле берегу

Вводная беседа с рассказом.

Люди всегда стремились селиться около рек по их берегам. Как вы думаете, почему?

Как люди используют воду из рек? Какое еще значение имеют реки в жизни?

По берегам рек и с их дна добывают песок, на реках построены электростанции, плотины, которые образуют большие искусственные моря — водохранилища.

Каналы . Вы в жизни, в кино, по телевизору видите, что по реке бесчисленной вереницей идут суда: пассажирские корабли, баржи с грузами. Дело в том, что перевозки грузов по реке намного дешевле, чем поездом или автомобилем. Судите сами: один большой вагон берет 60 тонн груза, в поезде примерно 40 вагонов — 40x60 = 2.400 т.

Одна баржа берет 10.000 — 12.000 т, т. е. заменяет 4 — 5 поездов с грузом или 200 вагонов.

Но не всегда реки текут туда, куда нам надо перевезти груз.

Иногда 2 реки текут недалеко друг от друга, но попасть из одной реки в другую не могут.

Приходится перегружать груз с корабля в вагоны. Перевезти к другой реке и там снова перегружать на корабли. Это долго и дорого. Люди нашли выход — они стали прокапывать между реками каналы — искусственные реки — и по ним корабли могут из одной реки попасть в другую.

В России сооружено много каналов — самые большие из них: Волго-Донской — соединил Дон с Волгой. Веломоро-Балтийский — соединил Белое и Балтийское моря, Волго-Балтийский — соединил р. Волгу с Балтийским морем, им. Москвы — соединил р. Волгу с рекой Москвой. Многие города, расположенные на берегах рек, получили возможность выхода в моря — так как г. Куйбышев (Самара) стала портомшяти морей — по реке Волге и каналам из Куйбышева на корабле можно проехать или провезти грузы в Балтийское, Белое, Черное, Азовское моря, а по ним — во многие страны мира, и вести с ними торговлю

Работа у доски – составление схемы

hello_html_m5a2a9f25.jpg

Работа в тетради

Зарисовать схему стр52 учебника

Отвечают на вопрос

Беседуют, думают, обсуждают, делают выводы

(Для питья, полива).

(Для судоходства, для рыболовства, для сплава леса, зимние дороги для автомобилей, места отдыха).

Итог. Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят

нас рыбой, дают нам электроэнергию и песок, служат местами отдыха, но человек пока неразумно использует реки: загрязняет их, уродует ;дно и берега, плотины электростанций нарушают жизнь реки и рыб в ней, реки мелеют и исчезают. Человек должен научиться разумно использовать реки.

Пользуясь рассказом учителя, текстом учебника коллективное заполнение схемы

Выписывают в тетрадь значение воды на Земле.

Дифференцированный подход работа по тетради стр.56 -57

1 группа самостоятельное выполнение задания. Зарисовать схему

Рассмотри рисунки. Объясни и допиши предложения.

hello_html_4f07e648.jpg

ГЭС — гидроэлектростанция. Гидро —________________________________________.

Чтобы построить ГЭС, нужно реку ____________________________________ плотиной.

Плотина уровень воды, вода разливается и обра зует____________

Вода из водохранилища по трубам __________________________________________ плотины и ____________________________________ турбины. А турбины вращают генераторы-машины, которые ________________________________________________________________

hello_html_76708107.jpg

2,3 группа – стр.53 рамочка и схема.

Рассмотри схему. Допиши предложение.

Люди используют воду для- ___________________________________________________________

2 . Напиши определение каналов и дополни предложения.

Каналы — это

Самые маленькие каналы называют

Большие каналы используют для

3. Что означает слово оросить ? Придумай с ним предложения.

V . Этап закрепления изученного материала

УВЗЭ: -закрепить и осмыслить новый уч. материал, закрепить, -умение находить ответы на вопросы по тексту учебника, развивать логическое мышление.

УВЗЭ : развивать абст

чтение текста учебника стр.51-53

Стр.53 Для любознательных

Показ и рассказ по схемам о строении колодца и водопровода

Закрепление материала

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Как люди используют реки?

Что такое каналы, зачем их строят?

Расскажите по схеме об использовании рек.

Чтение по учебнику выборочно

отвечают на вопросы

Реки имеют большое хозяйственное значение. По рекам сплавляют грузы и перевозят пассажиров. Воду рек используют для бытовых и хозяйственных нужд. В реках ловят рыбу. На берегах рек располагаются базы отдыха.

• В Москве среди других музеев есть Музей воды. Он находится на берегу Москвы-реки. Посетителям музея рассказывают о том, какой путь проделывает вода из рек и водохранилищ в наши дома, о том, как очищают воду от вредных примесей. В музее можно увидеть макеты старинного и современных водопроводов

VI . Подведение итогов урока

УВЗЭ Проанализировать работу класса

Итог урока. Сегодня на уроке мы узнали. Мы научились

Какое задание было самым интересным (сложным, легким)? Как справился (самооценка, оценка класса)?

Что нового узнали на уроке? Что понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке

Индивидуальная оценка урока каждым участником.

Учащиеся проводят самооценку своей работы

VII . Этап информации о домашнем задании

Уметь показывать на макете части вулкана.

Рассказывать о значении воды на Земле, использовании воды человеком

Учащиеся запоминают домашнее задание и задают вопросы по его выполнению

Рассказ учителя.

О проблемах рек в настоящее время:

Очистка дна рек, добыча песка — уничтожает места кормежки рыб, места икромета, распугивает рыбу.

Раньше старались лес рубить по берегам рек и вблизи них, чтобы удобнее было сплавлять бревна, но вырубка леса у рек вызывает их обмеление, т. к. весной снег на открытых местах быстро тает уходит вешней водой — летом в реку мало поступает воды.

Многие люди бросают мусор по берегам рек и в сами реки — можно часто видеть замусоренные берега — битое стекло, банки и прочее. Во многих реках воду нельзя пить неочищенной, даже нельзя купаться. Какой же выход?

Строить очистные сооружения для промышленных стоков — сбросов и очищенную воду использовать .вновь, не сбрасывая в реку. Отказаться от перевозок грузов по реке, хотя это дешевле перевозок по железной дороге.

Найти новые источники электроэнергии. Может, научиться использовать солнечную энергию, энергию ветра и тогда разрушить плотины. Освободится много залитых лугов, где мы сможем снова пасти скот и косить сено, а это мясо, молоко, масло, сыр и др.

Лес рубить вдали от рек и перевозить железной дорогой, а если по реке, то только связанным в плоты (меньше потерь). Беречь красоту рек и природу по ее берегам.

Реки имеют большое хозяйственное значение (рис. 53). По рекам перевозят пассажиров и грузы, сплавляют лес, в реках ловят рыбу (рис. 54). Речную воду используют для хозяйственных нужд, орошения* полей.

hello_html_1383aa25.jpg

Рис. 54. Лов рыбы на Волге

hello_html_mcb68eab.jpg

Рис. 55. ГЭС на Волге

Современная промышленность не может обходиться без воды. Все крупные фабрики и заводы используют воду. Часто загрязнённая промышленными отходами вода сливается в реки. Использованную воду надо очищать, для этого строят очистные сооружения.

В тех местах, где выпадает очень мало дождей, строят каналы для орошения земли. Каналы* — это искусственные реки. Их воду используют для полива растений. Крупные каналы используют не только для орошения засушливых земель, но и для судоходства. Каналы могут соединять реки (рис. 56).

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Географии "Как люди используют реки"

Учитель географии Асташов А.Н.

Тема: Как люди используют реки.

Цели : познакомить учащихся с использованием рек, их значением, с охраной воды, объяснить необходимость бережного отношения к воде, развивать и совершенствовать навыки работы с картой, воспитывать любознательность.

Оборудование: физическая карта, атлас, рабочие тетради.

Словарная работа: гидроэлектростанция.

II .Проверка домашнего задание.

- При выполнении домашнего задания вы узнали как на карте обозначаются реки, скажите как? (синими жилками)

- Ребята, покажите в своих атласах реки. (Показывают и называют Обь)

- Кто на карте покажет Обь?

- Если вы посмотрите в свои атласы, то увидите, что многие города стоят на берегах рек. Назовите их.

Д. Барнаул, Новосибирск.

У. Как выдумаете, почему люди старались селиться у рек?

Д. Людям легче прожить, ловили рыбу, готовили пищу, мылись.

6.Охрана воды от загрязнений.

У. Реки имеют большое значение для людей. Кто из вас был на речном вокзале? Что там видели?

Д Корабли перевозят людей и грузы.

У. Правильно, по рекам перевозят пассажиров и грузы. Значит чем они являются?

У. Правильно. Когда мы приходим домой, поворачиваем кран – из него течет вода. Как вы думаете, откуда к нам в квартиру течет вода?

У. А как мы используем воду дома?

Д. Стираем, готовим, моемся.

У. Посмотрите на план и скажите: К какому пункту относится такое использование воды?

Д. Бытовые нужды.

У. Молодцы! А на дачах вы были? (Да)

У. Для того, чтобы там все росло. Что нужно делать?

У. Молодцы! Для того, чтобы собирать большие урожаи, люди с помощью машин поливают поля. Как вы думаете, такое использование воды относится к какому пункту?

У. У нас в классе горит свет, как вы думаете откуда он?

Д. Гидроэлектростанции вырабатывают свет.

У. Правильно, гидроэлектростанция – новое слово, проговорим его вместе.

У. Гидроэлектростанция вырабатывает электрический ток, для этого реку перегораживают плотиной, вода с высоты падает и приводит в движение электрический ток, он по проводам поступает в города и села.

Ребята, на какой пункт плана мы ответили?

У. Летом, когда жарко, куда люди могут поехать охладиться?

У. Правильно, на реках находятся зоны отдыха: пляжи, санатории, лагеря отдыха для детей.

На какой пункт мы ответили?

У. Если мы зачерпнем стакан воды в Оби, чистая там будет вода?

У.А если мы выпьем эту воду, что с нами будет?

У. Какой вывод нужно сделать? Воду нужно беречь, не загрязнять. На какой пункт плана мы ответили?

Читайте также: