Использование электронных таблиц при решении задач конспект урока 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

825

825

0,35

Анализируя полученные сводные данные можно сделать вывод о том, что наибольший риск увеличения затрат и уменьшение прибыли получили при увеличении уровня условно-постоянных затрат. Повышение цены привело к снижению точки безубыточного ведения хозяйства, что, безусловно, выгодно, но есть риск уменьшения объема продаж при слишком завышенной цене.

Заключение

В этой работе мне удалось создать информационную модель решения простой экономической задачи, которая показала использование такой информационной технологии как электронная таблица.

В нашей стране сейчас много внимания уделяется развитию бизнеса и предпринимательства. И, кто знает, может и я свяжу свою жизнь с экономикой, стану предпринимателем, бухгалтером или менеджером. Овладевая знаниями в школе, мы уже сейчас должны понимать суть выполняемой работы на той или иной должности и меру ответственности перед людьми и предприятием. Я убедилась при выполнении этой работы, насколько необходимо успешному бизнесмену знать возможности информационных технологий и уметь применять их в своей деятельности.

Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. Для учащихся.- М: Просвещение, 1994.-128с.

Информатика. 7-8 класс /Под ред. Н.В. Макаровой. — СПб: Питер Ком, 1999. — 368 с. (Раздел 6. Прикладная среда — табличный процессор, с. 238­303.)

Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб, для среди, учеб, заведений. — М.: Просвещение, 1993.

Леонтьев В.П. Новейшая Энциклопедия персонального компьютера 2003.- М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2003. - 920с.

Резник С.Д., Бобров В.А. Управление семейной экономикой.- Пенза: Экономика, 2003 .-440с.

Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика: уч. по базовому курсу. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. (Глава 8. Табличные вычисления на компьютере, с. 163-176.)

Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ, 2001. — 464 с. (Глава 12. Технология обработки числовых данных в электронных таблицах, с. 311-328.)


Старт в науке

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 20 Класс 11 Дата______

Тема: Использование электронных таблиц при решении задач

обучающие: научить применять современное программное обеспечение при решении профессиональных задач; систематизировать знания учащихся по данной теме; закрепить знания по теме Э. Т. Excel;

развивающие: научить использовать знания, полученные на уроках информатики, в профессиональной деятельности; развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике; развивать познавательную деятельность учащихся, развивать умение анализировать происходящие изменения в решении задач; развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект; развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели; развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности; развитие коммуникационной компетентности у учащихся; формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом;

воспитательные: воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать; профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности; подвести обучающихся к пониманию того, что от знаний, полученных на теории, зависит качество выполняемых работ на практике; воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности; развивать культуру общения, воспитывать внимание, сообразительность, находчивость.

Тип урока – комбинированный.

Метод: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: информатика, математика, экономика.

Организационный момент (1 мин)

На предыдущих занятиях мы узнали основные информационные единицы электронной таблицы, типы и форматы данных, используемых в Excel, основные функций, используемых при записи формул, а так же общие правила подготовки электронной таблицы.

Сегодня цель нашего урока: учится правильно вводить формулы и применять функции, развивать умение применять полученные знания для решения задач из различных предметных областей, показать, что вы умеете работать и коллективно, помогая при необходимости друг другу, и самостоятельно. Давайте пожелаем, друг другу успешной работы. Я думаю, у нас всё получится.

Сегодняшний наш урок пройдет под девизом. А каким? Это вы узнаете, выполнив следующее задание.

Итак, девиз нашего урока: Компьютер решает, а человек думает

Актуализация, обобщение и систематизация знаний. (2 мин)

Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel ?

(Мы научились выполнять вычислительные операции при помощи формул, составляли много различных таблиц.)

Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS Excel ? ( Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология. )

Таким образом, можно сделать вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.

Разминка. (5 мин.)

Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач прикладного характера. Давайте для начала вспомним основные понятия ЭТ.

Графическое представление числовой информации, содержащейся в таблице.

Блок ячеек таблицы.

Основной структурный элемент таблицы.

Переменная величина, значение которой зависит от значений других величин.

Цель: применение табличного процессора Excel в решении различных задач.

1. Краткий инструктаж по ТБ

  • Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
  • Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
  • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
  • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
  • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
  • В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя или лаборанта.

Сегодня мы с вами рассмотрим применение мастера диаграмм для решения некоторых задач по физике, экономике, экологии ….

Но прежде вспомним и повторим некоторые вопросы, которые нам помогут в работе, это тест и работа с учебником.

2. Тест по теме с взаимопроверкой + стр. 94 (учебник) – записать по правилу формулы: 3, 5, 7 (Приложение 1)

Ответы отражены на доске: 1б, 2д, 3д, 4в, 5в, 6г, 7б, 8а. 9д, 10а, 11б

взаимопроверка с соседом (оценка 14-12 – “5”; 11-10 – “4”)

3. Фронтальный опрос

  • Вспомним, для чего нужна эта программа? (для создания таблиц, графиков и диаграмм.)
  • Как вы понимаете термин “деловая графика”? (под этим термином обычно понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные)
  • Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?
  • (с помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.)
  • При помощью какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel? (с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм).
  • Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? (ввести знак “=”, затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.)
  • Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки, курсор должен принять вид маленького черного крестикаи протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне)

АЛГОРИТМ построения диаграммы и графиков:

(НА ДОСКЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ, ПОСТРОИТЬ ЦЕПОЧКУ) (Приложение 2)

вставка – диаграмма – вид диаграммы – далее – диапазон - название, легенда, подписи данных – отдельный (имеющийся) лист – готово

5. Разбор и объяснение задания по практической части

Учитель: Тема урока “Применение табличного процессора Excel для графического решения различных задач”.

Мы с вами уже знаем, что с помощью программы Excel можно строить практически любые графики и диаграммы. Воспользуемся этими знаниями для решения ряда различных задач графическим методом. Будьте внимательны, продумайте и составьте таблицу данных. Построить графики, диаграммы. Сохранить документы Рабочий стол/11 класс.

Сегодня я предлагаю вам несколько типов задач на выбор, есть задания полегче и посложнее, соответственно и оценка зависит от этого. Рядом с каждой задачей стоят баллы. Вы можете выбрать 2 – 3 задачи и выполнить их. А из баллов составляется ваша оценка. (Приложение 3)

Тест в виде презентации “Кто хочет стать отличником”, включающий в себя общие вопросы по информатике. (Приложение4)

- Удобно ли применять деловую графику в экономике, физике, математике, ….?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок формирует представление о вычислениях в электронных таблицах. Знакомит учащихся с общими сведениями об управлении листами рабочей книги. Учит использовать формулы, имеющие ссылки на ячейки другого листа рабочей книги, пользоваться фильтром для отбора данных по определённому условию.



за активную работу в научной лаборатории

Выражаю уверенность, что в вашем лице Россия

учитель информатики
МБОУ Пешковской СОШ

Благодарственное письмо

(ОКЛАД – ПЕНС. НАЛОГ - 400)*12%

=(С4 - E4 -400)*12/100

МБОУ Пешковская СОШ Азовского района.



Урок информатики 11 класс

Тема: «Применение электронных таблиц

Сформировать умение ввода формулы в ячейки электронных таблиц,

способствовать развитию коммуникативной компетентности.

Задачи урока

Умение использовать готовые прикладные компьютерные программы: табличные процессоры.

Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.

Анализировать данные с помощью электронных таблиц.

Познакомить с общими сведениями об управлении листами рабочей книги. Научить использовать формулы, имеющие ссылки на ячейки другого листа рабочей книги, пользоваться фильтром для отбора данных по определённому условию.

Метапредметные:

Развивать умения логически рассуждать, делать выводы.

Способствовать развитию устной речи.

Развивать владение основами самоконтроля, самооценки.

Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Способствовать профессиональной ориентации и подготовке к будущей трудовой деятельности

Формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ технологий

I этап.

Цель нашей работы: Закрепить имеющиеся у вас навыки в оформлении электронных таблиц, ввода формул в ячейки таблицы, создание диаграмм и получить практические навыки в решении конкретных задач, используя электронные таблицы.

Наша лаборатория оснащена новейшим оборудованием:
11 компьютеров с процессорами Intel Pentium G 840 - 2.80 ГГц, Intel Core i 3 2100 T - 2.5 ГГц. Компьютеры удовлетворяют гигиеническим и эргономическим требованиям, имеются специальные устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе.

Вы все занимаете должности младших научных сотрудников нашей лаборатории.

Я, Биба Светлана Александровна, заведующая и руководитель данной темы. Чтобы приступить к исследовательской деятельности, определим задачи: Сегодня вам предлагается выполнить следующую работу. Составить ведомость расчета заработной платы. Конечно, схема расчета упрощена и несколько отличается от реального расчета заработной платы, но позволяет познакомиться с некоторыми важными процедурами.

Построить диаграмму на основе готовой таблицы, и поместить ее на новом листе рабочей книги.

Создать ведомость на получение детских пособий.

Создать ведомость на получение заработной платы за определенный месяц.

При составлении последних двух ведомостей мы научимся составлять формулы, имеющие ссылки на ячейки другого листа рабочей книги. И пользоваться фильтром для отбора данных по определенному условию.

II этап.

Проведём производственную разминку.

Таблица является оптимальной формой организации данных, связанных с вычислениями. Перечислите основные элементы электронных таблиц.

Какие действия могут выполняться над этими элементами? Как осуществляется ввод данных в ячейки таблицы?

Нажатие ENTER фиксирует данные, какие способы существуют еще?

Какие данные могут вводиться в ячейку таблицы?

Какие правила ввода формулы вы можете назвать?

Поскольку при вводе формулы используются ссылки на ячейки, давайте вспомним, какие два основных типа ссылок используется в электронных таблицах?

Теперь определим формулы, которые нам понадобятся при заполнении ведомости расчета заработной платы. Сначала рассчитаем величину профсоюзного, пенсионного и подоходного налога: профсоюзный 1% от оклада, пенсионный 1% от оклада. Какую формулу введем в ячейку Д4 и Е4 ?

(примерный вид формулы:

=$С4*1% или =$С4*0,01 или =$С4*1/100)

Распространите ее вниз, потянув за маркер выделения, а затем вправо на один столбец, таким образом заполним столбцы для вычисления профсоюзного и пенсионного налога.

Подоходный налог подсчитываем по формуле: (оклад – пенсионный налог –400)*12%, где 400 рублей сумма не облагаемая налогом.

(примерный вид формулы:

=(С4-Е4-400)*12% или =(С4-Е4-400)*0,12 или =(С4-Е4-400)*12/100)

Распространим ее вниз.

Для вычисления суммы к выдаче применим формулу: оклад – налоги

(примерный вид формулы: =С4-Д4-Е4- F 4)

Определив этапы решения задачи. Младшим научным сотрудникам я предлагаю занять рабочие места за компьютерами.

III этап

Выполнение задания

IV этап

Сейчас мы с вами создадим ведомость на получение детских пособий. При составлении ведомости мы будем использовать ссылки на ячейки другого листа рабочей книги.

Проверьте полученную формулу, распространите ее вниз.

Проверьте правильность написания формулы и распространите формулу вниз.

Таким образом, вы создали рабочую книгу, состоящую из четырех листов, ею можно пользоваться для начисления зарплаты, распечатывать ведомость из месяца в месяц. Самое главное, что между листами установлена связь и при увольнении работника или приема на работу нового сотрудника, данный документ легко редактируется.

V этап

Переходим к оформлению научной работы:

Выполните необходимые элементы форматирования.

Младший научный сотрудник сидящий за первым компьютером распечатает свою работу.

Желаю, чтобы выбранная вами профессия приносила только радость и удовлетворение. От меня примите благодарность за сегодняшнюю работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок – закрепление изученного.

Вид: урок – практикум.

Технология: проблемно- исследовательская.

Цели урока:

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще – интеллектуальный характер.
  2. Развитие у школьников теоретического и творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  3. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.

Задачи урока:

  1. Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  2. Учебная: изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
  3. Развивающая: развитие логического мышления, расширение кругозора.

Тип урока: урок – закрепление изученного.

Вид: урок – практикум.

Технология: проблемно- исследовательская.

Цели урока:

Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще – интеллектуальный характер.

Развитие у школьников теоретического и творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.

Задачи урока:

Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Учебная: изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.

Развивающая: развитие логического мышления, расширение кругозора.

Ход урока

Фронтальный опрос:

Мы продолжаем с вами работать в электронных таблицах, продолжаем строить графики известных функций и сегодня разработаем алгоритм для графического решения системы уравнения и познакомимся также с построением поверхностей. Сначала давайте вспомним с вами об изученных ранее возможностях программы Excel.

В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

В электронной таблице ячейкой называют:

1) горизонтальную строку;

2) вертикальный столбец;

3) курсор-рамку на экране;

4) пересечение строки и столбца.

В электронной таблице невозможно удалить:

4) содержание ячейки.

Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

Строка формул используется в табличном процессоре для отображения:

1) заголовка окна документа;

2) адреса текущей строки;

3) адреса текущей ячейки;

4) содержимого текущей ячейки.

Среди приведенных ниже записей формулой для электронной таблицы является:

Какая из формул записана без ошибок?

Укажите ячейку, адрес которой является относительным:

Укажите ячейку, адрес которой является абсолютным:

Укажите ячейку, в адресе которой не допускается изменение имени столбца:

Укажите ячейку, в адресе которой не допускается изменение номера строки:


В ячейку D2 введена формула. Что появится в этой ячейке в результате вычислений?


В ячейке А1 электронной таблицы записана формула. Какой вид приобретет формула, после того, как ячейку А1 скопируют в ячейку В1?



В ячейке С2 записана формула. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку С2 скопируют в ячейку В1?


Задание 4

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек А1:А4. Укажите получившуюся диаграмму.



Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул. В какие ячейки нельзя скопировать формулу из ячейки С2?

При каких значениях А3 в ячейке С5, где записана формула

=ЕСЛИ(И(А33);1;0) отобразится число 1?



В ячейку Е4 введена формула. Что появится в этой ячейке в результате вычислений?


Задание 8

Дана таблица в режиме отображения формул. Содержимое ячейки С2 было скопировано в ячейки С3, С4 и D2. Затем содержимое С2 было очищено. Какая формула была в ячейке С2 раньше?



Дана таблица в режиме отображения формул. Какие значения будут высвечиваться в ячейках D4, Е5, Е3 и С5 в режиме отображения значений, если в них будет скопировано содержимое ячейки С3?

Изложение нового материала

На прошлом занятии вы узнали, что с помощью табличного процессора Excel можно строить практически любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим способом. Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений:



Из курса математики известно, что ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Это метод нахождения корней называется графическим.

Как решить данную систему уравнений графически?

Алгоритм построения параболы, которая представлена первым уравнением этой системы, мы с вами составили на предыдущем уроке. Поэтому сегодня нам надо построить в одной с параболой системе координат прямую, дополнив наши таблицы.

В какой системе координат были построены графики?

Как вы думаете, можно ли в Excel построить данные поверхности?




Оказывается можно это сделать, в чем вы убедитесь, сделав третье задание.

Задание 1

Решите графически систему уравнений:


Ключ к заданию:



Порядок выполнения работы:

Выделить блок А6 : В31;

Вызвать мастер диаграмм;

Указать местоположение графика;

Выбрать тип диаграммы – точечная.

Задание 2

Постройте графики функций:

Задание 3


Построение поверхностей

В четвертом столбце таблицы приведена формула, записываемая в ячейке В2, которая затем копируется в остальные ячейки диапазона значений функции.

Читайте также: