Испано нидерландская война конспект

Обновлено: 06.07.2024

- Сегодня мы будем говорить о Нидерландах – особой стране, распложенной на побережье Северного моря по нижнему течению рек Шельды, Мааса и Рейна.

-( сл. 4) В XVI веке 17 нидерландских провинций включали в себя ещё и современную Бельгию, часть Франции, Люксембург и Голландию.

- ( сл. 5) Это была самая густонаселённая страна Европы: на небольшой территории находилось 300 городов и 6500 деревень. Жители этой страны были свободолюбивы, трудолюбивы, упорны и выносливы.

- ( сл. 6) Когда-то ещё в 12 веке море затопило низкие участки суши. В результате упорного труда нидерландцы создали систему дамб, плотин, каналов и отогнали воду обратно в море. Поэтому многие города и деревни, пашни и луга располагались в польдерах – землях, находившихся ниже уровня моря.

- ( сл. 7) Это страна была богата. Процветанию способствовало не только выгодное географическое положение, но и развитие ремесленного и мануфактурного производства. 1) в стране добывался каменный уголь, выплавлялся металл

2) на вервях Антверпена и Гааги строились самые современные суда.

3) сукно и полотно славилось по всему миру

4) население северных провинций занималось рыболовством и судоходством;

5) занимались сельским хозяйством

- Однако непрерывная борьба с морем стоила больших денег и вынуждала залезать в долги. Если рассчитываться было нечем, то землю приходилось продавать богатым горожанам, которые сдавали её в аренду.

- XVI век в Нидерландах в промышленности и сельском хозяйстве развивалось капиталистическое предпринимательство, шло становление капитализма.

-( сл. 8) В то время Нидерланды находились под властью Испании. Для Карла V страна представляла большую ценность, т.к. поставляла в казну 2 млн. золотых монет. Император сохранил даже старую систему государственного устройства: каждая провинция имела свои провинциальные штаты, а крупные города – своё самоуправление. Для решения общих вопросов представители провинций съезжались на Генеральные штаты, во главе которого стоял королевский наместник – штатгальтер.

(сл. 9) - РЕВОЛЮЦИЯ – процесс, в ходе которого происходят коренные изменения, ломаются старые порядки.

( сл .10) – Во второй половине правления Карла V стало назревать сильное недовольство зависимостью от Испании. Бесконечные войны разоряли страну,

Движение за Реформацию церкви не могло обойти стороной и это государство, где уже имелись богатая буржуазия и зажиточные горожане, заинтересованные в дешёвой церкви. Наиболее популярным среди населения стал кальвинизм. Католический король не мог мириться с распространением ереси, он издал ряд постановлений, запрещающих читать и распространять идеи Лютера и Кальвина.

( сл. 11) В 1525 году Карл V учредил в Нидерландах суд инквизиции, по приговору которой было казнено 100 тыс. человек. Многие каливинисты и лютеране спасались бегством в протестантские страны – Англию и Германию.

( сл. 12) - Ещё безжалостнее оказалось правление Филиппа II, который относился к этой стране так же, как и к колониям в Новом Свете Ему нужны были не только деньги, но и полное господство католической церкви.

( сл. 13) 1) Филипп II запретил торговлю с Англией и испанскими колониями

2) На вывозимую из Испании шерсть ввёл большую пошлину, и поступление сырья в Нидерланды уменьшилось вдвое.

( сл. 14) 4) В 1563 году испанская инквизиция приговорила к сожжению на костре всех жителей Нидерландов как неисправимых еретиков.

5) Разрешил ордену иезуитов обосноваться в Нидерландах, что ещё больше оскорбило протестантов.

(сл. 15) - Недовольство политикой Габсбургов выражалось как в восстаниях бедняков, так и в распространении протестантских вероучениях. С конца 50-х годов усиливается распространение кальвинизма, особенно в экономически развитых городах, где его опорой были богатые горожане.

- Недовольство испанским правлением возрастало и у нидерландской знати, и у дворян. Король отстранил знать от управления страной, а мелкое дворянство перестал призывать в армию. Возникло опасение, что все хорошие должности займут испанцы. Дворяне объединились в союз, который возглавил принц Оранский, граф Эгмонт и адмирал Горн.

- Каковы их требования?

1) вывести испанские войска с территории их государства

2) созвать Генеральные штаты

3) отменить законы против еретиков

( сл. 16- 17) - Иконоборческое движение.

- Переговоры с властями ник чему не привели, и в стране вспыхнуло народное движение. В 1566г. на севере страны по призыву своих проповедников протестанты:

1) стали захватывать католические церкви;

2) уничтожать иконы, скульптуры святых;

3) Захваченные деньги шли на создание вооружённых отрядов

4) изгоняли католических священников и испанских чиновников

5) освобождали из тюрем кальвинистов, уничтожали документы, где были записаны их долги по налогам

Состав участников мятежа:

2) наёмные рабочие

3) часть крестьян

4) богатое купечество и дворянство.

- Позднее дворяне и богатые горожане стали отходить от восстания, т.к. низы требовали разделить имущество богачей.

- Так началась освободительная война Нидерландов против чужеземного гнёта и католической церкви, которая будет длиться 40 лет.

2) работа по учебнику:

Стр. 134 – 135 ( сл. 18 – 20 )

3) самостоятельная работа учащихся:

Стр. 135 – 136 – Лесные и морские гёзы

- Кто такие гёзы? ( сл. 21)

- Какую борьбу они вели? ( уходили в лес и вели партизанскую войну)

- Кто такие морские гёзы?

4) рассказ учителя:

Испано – нидерландская война

- ( сл. 22) С 1572 года между Нидерландами и Испанией началась настоящая война, руководителем освободительного движения стал принц Вильгельм Оранский ( 1533 – 1584 гг.) . Считал себя кальвинистом, был осторожным и хорошим политиком. Оранский пытался достичь компромисса с испанской короной, но потерпел неудачу.

Первоначально Альба не придавал значение успехам морских гёзов. В апреле 1572 года они захватили порт Бриль на одном из островов Зеландии, и это стало началом всеобщего восстания в северных провинциях. На борьбу поднялись и другие провинции. Летом гёзы собрались на Генеральные штаты и назначили Оранского правителем северных провинций.

- Тогда осенью 1572 года Альба начал широкое наступление против восставших провинций. Полгода шла осада города Харлем. Когда всё же испанцы взяли его, они уничтожили весь гарнизон, а на жителей наложили большую контрибуцию.

- Филипп II был недоволен Альбой, и в 1573 году отозвал его. Сменившие Альбу наместники указывали королю на необходимость уступить, но Филипп Стоял на своём

- Что же он предпринял? ( стр. 136 – последний абзац – с. 137)

5) работа по учебнику: ( сл. 24)

( сл. 25) - итоги революции

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание: параграф 15, вопросы, записи.


Слайд 1


Слайд 2

Сегодня на уроке: • Выяснить причины. Задачи и характер Нидерландской революции; • Выяснить, каковы итоги данной революции для развития Нидерландов; • Развивать умение работать с историческими источниками;


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

Природные условия: Низовые земли. XIIв. Затоплены участки суши. Население стало строить дамбы, плотины, откачивать воду, таким образом, отвоёвывать сушу. Появились польдеры- земли, лежащие ниже уровня моря.


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Противоречия обостряются: Карл V. При нём стало назревать сильное недовольство зависимостью от Испании. Бесконечные войны разоряли страну, Движение за Реформацию церкви не могло обойти стороной и это государство. Им запрещалось читать и распространять идеи Лютера и Кальвина.


Слайд 11

Противоречия обостряются: В 1525 году Карл V учредил в Нидерландах суд инквизиции, по приговору которой было казнено 100 тыс. человек. Многие каливинисты и лютеране спасались бегством в протестантские страны – Англию и Германию.


Слайд 12

Противоречия обостряются: Филипп II. Ещё безжалостнее оказалось правление Филиппа II, который относился к этой стране так же, как и к колониям в Новом Свете Ему нужны были не только деньги, но и полное господство католической церкви.


Слайд 13

Противоречия обостряются: 1) Филипп II запретил торговлю с Англией и испанскими колониями 2) На вывозимую из Испании шерсть ввёл большую пошлину, и поступление сырья в Нидерланды уменьшилось вдвое.


Слайд 14

Противоречия обостряются: 4) В 1563 году испанская инквизиция приговорила к сожжению на костре всех жителей Нидерландов как неисправимых еретиков. 5) Разрешил ордену иезуитов обосноваться в Нидерландах, что ещё больше оскорбило протестантов.


Слайд 15

Противоречия обостряются: Недовольство политикой Габсбургов выражалось как в восстаниях бедняков, так и в распространении протестантских вероучениях.

Нидерланды — маленькая страна, где и проживало всего 3 млн человек, расположена на побережье Северного моря. Семнадцать нидерландских провинций в XVI в. включали современную Бельгию, часть Франции, Люксембург и Голландию. Это была самая густонаселённая страна Европы: на небольшой территории находилось 300 городов и 6500 деревень. Страна была богата. Процветанию Нидерландов способствовало географическое положение, а также развитие ремесленного и мануфактурного производства, В стране добывался каменный уголь, выплавлялся металл, на верфях Антверпена и Гааги строились самые современные быстроходные суда. Голландское полотно и сукно (шерсть для его производства ввозилась из Испании) славились по всему миру.

В XVI в. в Нидерландах в промышленности и сельском хозяйстве развивалось капиталистическое предпринимательство. В то время Нидерланды находились под властью Испании. Для испанского короля Карла V страна представляла большую ценность: она давала в императорскую казну 2 млн золотых монет ежегодно (в 4 раза больше, чем колонии в Новом Свете). Сохранилась старая система государственного устройства Нидерландов — каждая провинция имела свои провинциальные штаты, а крупные города — своё самоуправление. Для решения общих вопросов представители провинций съезжались на Генеральные штаты, но во главе всего управления стоял королевский наместник — штатгальтер.

Противоречия обостряются.

Во второй половине правления Карла V в Нидерландах стало назревать сильное недовольство зависимостью от Испании. Охватившее всю Европу движение за реформацию церкви не могло обойти стороной Нидерланды. Наиболее популярным среди населения стал кальвинизм. В 1525 г. Карл V учредил в Нидерландах суд инквизиции, по приговору которого было казнено 100 тыс. человек.

Ещё безжалостнее оказалось правление Филиппа II (1556—1598). Королю нужны были только деньги и полное господство католической веры. Он запретил торговлю с Англией и с испанскими колониями, ввел большую пошлину.

Иконоборческое движение.

Переговоры с властями ни к чему не привели, и в стране вспыхнуло народное движение. В 1566 г. на севере страны по призыву своих проповедников протестанты стали захватывать католические храмы, уничтожать иконы, скульптуры святых, предметы культа. За несколько месяцев иконоборцы разгромили 5,5 тыс. церквей и монастырей. Мятежники повсюду изгоняли католических священников и испанских чиновников. Так началась освободительная война Нидерландов против чужеземного гнёта и католической церкви, которая будет длиться более 40 лет.

Время террора.

В августе 1567 г. армия Альбы вступила в Брюссель. Испанские гарнизоны расположились во всех крупных городах страны и обращались с населением, как с индейцами в испанских колониях в Новом Свете. Конфискаций оказалось недостаточно, и тогда Альба задумал ввести в Нидерландах испанскую систему налогов, которая должна была узаконить ограбление страны.

Лесные и морские гёзы.

Гёзами, т. е. нищими, испанцы презрительно называли нидерландских дворян за их скромную одежду (соответствующую требованиям кальвинизма). Со временем так стали называть себя все борцы против испанского гнёта. Рыбаки и матросы северных провинций Нидерландов стали морскими гёзами. Лесные гёзы скрывались в лесу.

Испано-нидерландская война.

С 1572 г. между Нидерландами и Испанией началась настоящая война, руководителем освободительного движения стал принц Вильгельм Оранский (1533—1584). В апреле 1572 г. морские гёзы захватили порт Бриль на одном из островов Зеландии, и это стало началом всеобщего восстания в северных провинциях. Собравшиеся летом того же года Генеральные штаты признали Вильгельма Оранского правителем северных провинций.

Филипп II был недоволен Альбой, поскольку военные действия слишком затянулись, и в 1573 г. он отозвал его. Испанские наёмники стали грабить страну. Они захватили Антверпен и учинили там жестокую бойню. Было убито 7 тыс. человек и сожжено более 500 домов.

Протестантов на юге было немного, а католическое дворянство Филипп II сумел привлечь на свою сторону пенсиями и должностями. В 1579 г. южные провинции объединились и выразили готовность подчиниться испанскому королю.

Рождение республики.

В том же 1579 г. семь провинций Северных Нидерландов заключили в г. Утрехте унию — военно-политический союз против Испании. В 1581 г. Генеральные штаты северных провинций объявили о низложении Филиппа II. Ещё через несколько лет семь провинций провозглашают создание Республики Соединённых провинций, где кальвинизм стал государственной религией. Новое государство стали называть также Голландией — по названию самой большой северной провинции.

Освободительная война в Нидерландах

В 1609 г. Испания вынуждена была заключить перемирие с Республикой Соединённых провинций. В результате национально-освободительной войны против испанского владычества на севере Нидерландов образовалось независимое государство с республиканской формой правления. К власти в Республике Соединённых провинций (Голландии) пришли люди, занимавшиеся капиталистическим предпринимательством, — купцы, владельцы мануфактур и новые дворяне. В стране была достигнута свобода вероисповедания. Тем самым были уничтожены препятствия для духовного и экономического развития общества.

Это привело к тому, что в середине XVII в. флот Голландии почти вдвое превосходил флоты Англии и Франции, вместе взятые.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели : выяснить причины, ход, и последствия освободительной войны в Нидерландах

Планируемые результаты:

Научатся определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.

Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

 определить географическое и экономико-политическое положение Нидерландов в XVI- первой пол. XVII вв.

 выяснить, как проходил процесс Реформации в Нидерландах;

 узнаем причины, цели и итог испано–нидерландской войны;

 объяснить значение новых слов: штатгальтер, иконоборцы, гёз, уния, республика.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационный момент

Актуализация знаний

Сегодня на уроке: (слайд 2)

определим географическое и экономико-политическое положение Нидерландов в XVI - первой пол. XVII вв.

выясним, как проходил процесс Реформации в Нидерландах;

Узнаем причины, цели и итог испано–нидерландской войны ;

объясним значение новых слов: штатгальтер, иконоборцы, гёз, уния, республика.

Проблемный вопрос урока: (слайд 3)

Почему авторы учебника поместили эту тему не в раздел, где рассказывается о Реформации в Европе, а в раздел о ранних буржуазных революциях. Согласны ли Вы с этим?

План урока: (слайд 4)

Географическое и экономико – политическое положение Нидерландов.

Реформация в Нидерландах.

Испано – нидерландская война.

Изучение нового материала

Географическое и экономико – политическое положение Нидерландов.

Уч.: Нидерланды – государство на северо – западе Европы, омываемое Северным морем и входившая в XVI - начале XVII в. в состав владений испанский Габсбургов. (слайд 5)

- Посмотрите на карту и скажите, какие земли входили в состав империи Габсбургов, помимо Нидерландов? (герцогство Милан, кор. обеих Сицилий, кор.Сардиния, Австрия, Чехия, Венгрия и т.д.)

- Учитывая географическое положение, каковы были основные занятия жителей Нидерландов? (морская торговля, рыболовство)

- Кроме этого, развивалось с\х и промышленность. Посмотрите на карту и скажите, какие наиболее крупные порты в Нидерландах? (Антверпен, Амстердам, Гаага и т.д.) (слайд 6)

- Этот регион давал Габсбургам средств в несколько раз больше, чем все их заокеанские владения. Поэтому он находился на особом положении. Каждая провинция Нидерландов имела собственные штаты. Для решения проблем, касавших всех провинций Нидерландов, собирались Генеральные штаты. Во главе администрации стоял назначаемый королём штатгальтер. (слайд 7)

Запись в тетрадь: Штатгальтер – королевский наместник, который стоял во главе администрации.

Реформация в Нидерландах.

Во второй половине XVI в. возникли из-за религиозных мотивов противоречия между Нидерландами и Испанией. Многие жители Нидерландов приняли кальвинизм. Карл V , воспринимая себя в качестве основного защитника католической веры, учредил в 1525 г. инквизиционный суд, который приговорил многих протестантов к смерти. После его смерти, дело продолжил сын Филипп II . Население при правлении Филиппа II оказалось в бедственном положении. Почему? (работают с учебником стр.)

- испанское правительство запретило торговать с протестантской Англией и испанскими колониями;

- резко поднялись налоги.

Уч.: В итоге недовольство политикой Филиппа II росло.

- Как вы думаете, как он решил усмирить Нидерланды? ( ввел на её территорию войска)

-К чему это привело? (к народному восстанию)

Запись в тетрадь: 1566 г. – народное движение, принявшее иконоборческое движение.

Иконоборчество – религиозное движение, направленное на уничтожение предметов культа (икон, храмов, скульптур святых и т.д.) (слайд 8)

Уч.: Филипп II на подавление восстания направил сурового и беспощадного герцога Алюбу:

- введены гарнизоны в городах Нидерландов;

- смертные приговоры, около 8 тыс.;

-поощрялось доносительство, т.к. доносчик получал часть казненного;

-повышен налог с продаж. (слайд 9)

Уч.: Тысячи людей бежали из страны, многие уходили в леса, среди низ обедневшие дворяне, их прозвали гёзы. (слайд 10)

Запись в тетрадь: Гёзы (нищие) — в период Нидерландской революции XVI в. прозвище нидерландских дворян, вставших в оппозицию к испанскому правительству.

Испано – нидерландская война.

Уч.: В 1572 году началась война между Нидерландами и Испанией.

Запись в тетрадь: 1572 г. – начало войны между Нидерландами и Испанией.

Национально – освободительная борьба.

Борьба против феодальных порядков.

Борьба против католической церкви. (слайд 11)

- Война шла с переменным успехом. Многие были не довольны политикой Испании и в 1579 г. – семь провинций Северных Нидерландов заключили в г. Утрехте унию – военно – политический союз против Испании.

1581 г. – Генеральные штаты Северных провинций объявили о низложении Филиппа II .

Ещё через несколько лет семь провинций провозглашают создание Республики Соединенных провинций. Новое государство стали называть Голландией, в честь самой большой северной провинции.

1609 г. – перемирие Испании с Республикой Соединённых провинций. (слайд 12)

Нидерланды добились независимости;

Форма правления – республиканская (форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом (президент, парламент);

Религия кальвинизм. (слайд 13-14)

Проблемный вопрос: Почему авторы учебника поместили эту тему не в раздел, где рассказывается о Реформации в Европе, а в раздел о ранних буржуазных революциях. Согласны ли Вы с этим?(национально – освободительная борьба в Нидерландах являются революцией, т.к. движение велось не только за реформацию церкви, н и имело своей целью и уничтожение национального гнёта и всех препятствий, которые мешали развитию свободной духовной и экономической жизни. (слайд 15)

Закрепление:

Дайте определения следующим терминам: штатгальтер, иконоборцы, гёз, уния, республика?

Когда началось народное восстание? (1566 г)

В каком году началась испано0нидерландская война? (1572 г.)

А когда закончилась? (1609 г.)

Домашнее задание: Параграф 15, термины (учим), вопросы (слайд 16)

Список использованных печатных источников:

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История Нового времени. — М.: Просвещение, 2013

Юдовская А.Ю. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А.Ю. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, Т.В. Коваль. – М.: Просвещение, 2013.

Соловьев К.А. Поурочные разработки по всеобщей истории. 7 класс. – М.: ВАКО, 2013.

Активные ссылки на использованные изображения ( URL – адреса):

Изображение иконоборчества:

Изображение герцога Альбы:

Изображение гёзов:

Изображение Вильгельм Оранского:

Школьники понимают, что различия в традиц и ях, обычаях, религии, экономических интересах Испании и Нидерландов стали причиной бор ь бы последних за Реформацию и создание нез а висимого национального государства; это дв и жение явилось национально-освободительной революцией.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Проблемный или частично поисковый метод.

  • Выделите причины освобод и тельной борьбы Нидерландов против Испании и запишите их в тетради.

Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: рассужд е ние (о причинах противоречий между Ниде р ландами и Испанией), сюжетный повествов а тельный рассказ (о борьбе жителей Нидерландов с Испанией), персонификация (В. Оранский, Филипп II, Альба), эвристическая беседа (об итогах революции и ее значении), организация работы учащихся с документом, обучение р е шению проблемно-познавательных заданий. На уроке используются внутрикурсовые связи (§ 11—14) и межкурсовые связи с историей Отечества (Петровская эпоха).

Развитие умений учащихся:

Учатся выделять главное, применять ранее п о лученные знания для изучения нового матер и ала, работать с документами и текстом учебн и ка, решать проблемы, участвовать в дискуссии, составлять характеристику исторического де я теля, использовать знания, полученные в р е зультате чтения художественной литературы.

Основные понятия и термины:

Штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.

Источники информации: школьные и внешкольные:

  • О чем будем говорить на уроке?
  • Что такое революция?

Работа по карте

  1. Территорию каких современных государств занимали Нидерланды?

( Голландия, Бельгия, Люксембург, часть Франции)

  1. Какие земли входили в состав империи Габсбургов, помимо Нидерландов?

( Испания, Австрия, Чехия, Венгрия, Королевство обеих Сицилий, Миланское герцогство, Силезия, Американские колонии)

  1. Кого из представителей династии Габсбургов вы знаете?

( Император Священной Римской империи Карл V, король Испании Филипп II.)

  1. Учитывая географическое положение, каковы были основные занятия жителей Нидерландов?

( занимались морской торговлей, рыболовством)

Нидерланды – это был плотно заселённый регион. На сравнительно небольшой территории находилось более 300 городов и 6500 деревень. Этот регион давал Габсбургам средств в несколько раз больше, чем все их заокеанские владения. Поэтому он находилось на особом положении. Каждая провинция Нидерландов имела собственные штаты. Для решения проблем, касавшихся всех провинций Нидерландов, собирались Генеральные штаты. Во главе же администрации стоял назначаемый королём штатгальтер.

Запись в тетрадь:

Штатгальтер – (наместник)- должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление на какой-либо территории.

Противоречия между Нидерландами и Карлом V возникли из-за религиозных мотивов. Многие жители Нидерландов приняли кальвинизм. Карл V, воспринимая себя в качестве основного защитника католической веры, учредил в 1525 г. в провинциях инквизиционный суд, который приговорил многих протестантов к смерти.

Сын Карла V Филипп II еще с большим рвением принялся укреплять основы католической веры в Нидерландах. Именно при Филиппе II активизировалась работа инквизиционных судилищ, иезуитам было разрешено начать свою деятельность в этом регионе. Испанское правительство запретила торговать с ближайшим соседом, протестантской Англией, и в то же время повысило цены на собственную шерсть – важнейшее сырьё для нидерландских предпринимателей. Кроме того, были резко подняты налоги. В итоге недовольство политикой Филиппа II неуклонно росло.

  • Как вы думаете, как Филипп II решил усмирить Нидерланды?

(Он ввел на территорию Нидерландов войска)

Недовольных возглавили дворяне: принц Оранский, граф Эгмонт и адмирал Горн. Они просили короля вывести войска, упразднить инквизиционный суд и созвать Генеральные штаты.

Филипп II пошел на крайние средства. На подавление восстания был

  • Почему эта система налогообложения привела к столь печальным последствиям для Нидерландов? (Нидерланды были регионом чрезвычайно развитой торговли, перепродажа была обычным явлением, поэтому установление такого налога грозило многократным повышением цен.)

Политика герцога Альбы привела к всеобщему возмущению населения и

Фактическому началу партизанской войны. На суше действовали лесные гёзы, а на море – морские. И те, и другие наносили урон испанским войскам.

В 1572 г. война уже приняла открытую форму.

Запись в тетрадь:

1572 г. – испано-нидерландская война.

Лидером повстанцев принц Вильгельм Оранский. Знаковым событием стал захват в 1572 г порта Бриль морскими гёзами. Это стало сигналом для восстания во всех Нидерландах. Летом 1572 г. Вильгельм Оранский был провозглашен Генеральными Штатами правителем Голландии и Зеландии. Однако это вовсе не означало победы восставших. Герцог Альба со всей энергией приступил к подавлению мятежа. Ему удалось нанести Вильгельму Оранскому несколько поражений.

Работа с документом

Прочитайте текст исторического источника и ответьте, чем было вызвано нечеловечески жестокое отношение испанцев к жителям страны во время испано-нидерландской войны.

Письмо герцога Альбы Филиппу II.

«Пусть ваше величество разуверится в мнении, что добротой можно что-нибудь сделать с этим народом…

Ваше величество, можете быть уверенны, что ни один человек на свете не желает больше моего идти путем милосердия, несмотря на мою собственную ненависть к еретикам и изменникам.

Тем не менее, в 1573 г. Альба был отозван: Филипп II был недоволен, что окончательной победы все не было и не было. Испанские солдаты, подолгу не получая жалованья, приступили к грабежу местного населения. Так. Был нещадно ограблен Антверпен. Число жертв среди населения достигло 7 тыс. человек. Насилие со стороны испанцев порождало ответное насилие.

  • Как Филипп II мог решить проблему взаимоотношения с нидерландскими провинциями, помимо насилия? (Он теми или иными способами мог бы привлечь аристократию Нидерландов на свою сторону.)

Отчасти Филипп II так и поступил. Ему в 1579 г. удалось добиться признания своей власти от южных провинций Нидерландов.

Работа с учебником

Прочитать с 136-138 учебника (Рождение республики)

  • Какое значение для Голландии имела победа над Испанией?

Северные провинции Нидерландов в 1579 г. объявили о создании Утрехтской унии. По сути дела речь шла о создании независимого государства.

Запись в тетради:

1579г. – образование Утрехтской унии.

В 1581 г. Генеральные штаты объявили о низложении Филиппа II. Главой (штатгальтером) нового государственного образования стал Вильгельм Оранский. А в 1588 г. было объявлено о возникновении Республики Соединённых провинций, которую чаще всего стали называть Голландией.

Запись в тетради:

1588 г. – образование Голландии.

В 1609 г. Испания была вынуждена подписать перемирие с Голландией. Испания признала её независимость, а так же согласилась закрыть для морской торговли Антверпен.

- Как вы думаете, почему? (Антверпен был основным конкурентом Амстердама)

Государственной религией Голландии стал кальвинизм, форма правления – республиканская. Голландия чрезвычайно быстро развивалась XVII в. У нее был огромный флот, многочисленные колонии. Амстердам был финансовым и торговым центром всей Европы.

Слайд 16. В последней части урока подводятся итоги национально-осв о бодительной борьбы жителей Нидерландов против Испании. Г о воря о том, что революция способствовала превращению Голла н дии в самую экономически развитую страну в Европе, учитель рассказывает:

В начале XVII в. Голландия наряду с Англией стала ведущей страной в области производства и торговли. Одна за другой росли мануфактуры, а голландские сукна и голландское полотно считались лучшими в Евр о пе, их покупали и в России.

В республике установилась свобода вероисповедания. Хотя госуда р ственной религией стал протестантизм, католиков не притесняли. Св о бодой вероисповедания пользовались также и евреи. В XVII в. Голла н дия стала прибежищем для европейских эмигрантов, вынужденных бежать из своих стран за проявление свободомыслия.

  1. Закрепление. Проверяется выполнение познавательного задания
  • Выделите причины освобод и тельной борьбы Нидерландов против Испании и запишите их в тетради.
  1. Высокие налоги в испанскую казну мешали развитию капитализма и торговли.
  2. Жестокое подавление протестантского движения.
  3. Ликвидация самоуправления и передача власти испанским королевским чиновникам.

Учащиеся отмечают, что национально-освободительная борьба в Нидерландах является р е волюцией, так как движение велось не только за реформацию церкви, но имело своей целью и уничтожение национального гн е та и всех препятствий, которые мешали развитию свободной д у ховной и экономической жизни. К власти пришли люди, занима в шиеся капиталистическим предпринимательством, это уничтожало старые традиционные отношения.

В Средние века Нидерланды являлись мирным и процветающим государством Европы. Внешне никто не мог предположить, что внутри страны назревает революция или другое кризисное событие. Но, несмотря на это, предпосылки освободительной войны в Нидерландах появились уже в первой половине XVI века. При этом не все было однозначно, как казалось многим, в том числе соседним странам.

Освободительная война в нидерландах

Развитие Нидерландов в начале XVI века

Развитие Нидерландов в начале XVI века

Нидерланды — государство, расположенное на берегу Северного моря в месте пересечения европейских торговых путей. В XVI веке на территории страны располагалось 17 провинций, объединенных в один великий союз. Среди наиболее известных единиц на карте можно отметить графства Голландия, Зеландия, Артуа, сеньории Мехельн, Фрисландия, Оверэйссел и епископство Утрехтское.

В начале XVI века территория, на которой располагались провинции, находилась под руководством испанских Габсбургов. Но их власть не была основной, поскольку устройство было иное. Испанский правитель имел несколько наместников, главным из них был генеральный штатгальтер, во время службы которого действовали рычаги власти в виде советов. Их обязанности кратко представлены в таблице.

Совет Особенности и обязанности
Государственный Решал вопросы, связанные с безопасностью объединенных провинций, назначал на высшие посты, а также занимался регулированием отношений и решением противоречий между членами союза и центральными органами власти
Экономический Контролировал поступающие налоги и производство монет
Тайный Вел законодательную документацию: разрабатывал, внедрял и видоизменял государственные законы

Дополнительно существовали сословно-представительные органы во главе с Генеральными штатами. Им подчинялись второстепенные и провинциальные штаты, которые занимались тем, что устанавливали налоги.

Статус Нидерландов как страны был достаточно высок в экономическом отношении. Все государственные единицы, входящие в состав страны, разделялись на три основные группы:

Самый крупный город Нидерландов того времени — Антверпен

  1. Провинции, занимающиеся преимущественно сельским хозяйством (Гельдерн, Люксембург, Артуа). Они были самыми бедными единицами.
  2. Промышленная группа, в которую входили провинции среднего звена (Голландия и Зеландия).
  3. Центральная промышленная группа (Фландрия и Брабант).

Самый крупный город Нидерландов того времени — Антверпен. Не только в своей стране, но и в Европе и даже во всем мире он считался первым городом в отношении экономического развития.

На протяжении всей истории своего существования Антверпен размещал на своей территории крупнейшие банкирские дома Вельзеров, Гримальди и Фуггеров. В городских мануфактурах производилось мыло, изделия из стекла, сукно.

Причины борьбы

Карл V был родом из Фландрии, что вызывало особый почет у жителей Нидерландов. Возможно, отчасти именно этот повод стал причиной того, что нидерландцы так долго терпели все происходящее.

Трон был принят Филиппом II, сыном Карла V

В 1556 году сменился руководитель страны — трон был принят Филиппом II, сыном Карла V, который стал королем не только Нидерландов, но и Испании. Местом рождения Филиппа II хоть и значилась Фландрия, но вырос он в Испании и высказывал не самые лестные речи об отцовской родине. Именно со смены власти и начали появляться предпосылки войны за независимость Нидерландов. Ситуация в провинциях накалялась с каждым годом, но Филипп не спешил предпринимать какие-либо меры.

Новый король преследовал единственную цель — подчинить себе страну, сделав из нее обычную колонию. Для начала он значительно увеличил войска в провинциях, затем распределил политическую, экономическую и судебную власть между своими приближенными лицами. В итоге был взять контроль над всеми органами управления в стране.

Еретики начали уничтожаться еще более жестоко. Епископам поручалось самостоятельно совершать инквизиционные суды, а исполнение законов относительно наказания протестантов сильно ужесточилось.

Филипп II вел войну с Францией, а для того, чтобы обеспечить войска всем необходимым, использовал ресурсы Нидерландов. В скором времени король официально заявил о государственном банкротстве, отказавшись от выплаты долгов другим странам, которые, конечно же, понесли большие убытки.

Страна погрузилась в настоящий хаос: разрушались мануфактуры, люди бедствовали и голодали, а война против протестантов только ожесточалась. Из-за этого нидерландцы были вынуждены поднять восстание, чтобы хоть как-то наладить свой быт. Появилось новое течение — кальвинизм, которое быстро получило в стране распространение.

Отъезд короля

 Маргарита Пармская и ее советник кардинал Гранвель

Осознав напряженность обстановки, Филипп II уехал из Нидерландов, а права на управление страной передал своей незаконнорожденной сестре Маргарите Пармской и ее советнику кардиналу Гранвелу. Однако политика новой власти тоже не устроила народ, и он добился ее свержения.

Иконоборческое восстание

Освободительное движение Нидерландов против Испании началось с Иконоборческого восстания, произошедшего в августе 1566 года. Протестанты громили церкви, монастыри, сжигали иконы и разбивали статуи. Так они выражали свое мнение против политики правителей-католиков.

Бо́льшую часть участников протестантского движения составили ремесленники и молодежь, чуть позднее восстание увеличилось в масштабах за счет присоединения классов дворян и буржуазии. Но состоятельные повстанцы быстро изменили свою позицию, когда более бедные участники движения начали требовать от правительства перераспределения материальных благ.

Иконоборческое восстание

Всего за неделю во время восстания было разгромлено почти 6 тысяч храмов и монастырей, разруха постигла 12 провинций. Такие последствия впечатлили Маргариту Пармскую, поэтому она решила уступить повстанцам, что означало их безоговорочную победу. Правительница отменила законы против еретиков и разрешила кальвинистские богослужения. Дворянское сословие, которое возглавили граф Эгмонт и адмирал Горн, пошло на союз с католиками.

Но хоть повстанцы получили то, что хотели, восстание не было окончено. Время от времени, вплоть до 1567 года, в разных провинциях вспыхивали очаги борьбы. Филипп II уже вооружал армию и разрабатывал план для подавления повстанческих отрядов.

Освободительное движение

В 1567 году был назначен новый штатгальтер — герцог Альба, который получил приказ от Филиппа II о необходимости экстренного подавления мятежа. Поскольку герцог фанатично относился к любым поручениям, он принял все возможные и невозможные меры и в Нидерландах:

Для жителей Нидерландов наступили страшные времена: жесткие условия существования и невыносимая нищета заставляли людей идти на воровство и другие низкие поступки, многие стремились сбежать из страны.

 Вильгельм Оранский

Накаленная обстановка породила начало освободительной войны в Нидерландах. Огромное количество людей присоединилось к движению, революционерам удалось получить контроль над положением в стране. Их не останавливали даже кровавые методы борьбы с мятежниками герцога Альбы. На помощь правительству прибыл Вильгельм Оранский, который позднее стал штатгальтером Голландии и Зеландии.

Долгие 6 лет шли бои нидерландского народа с испанским правительством. Герцог Альба потратил на военные действия огромные средства, за что был снят с должности и переведен опять в Испанию.

Против Испании многие провинции объединились в один общий союз, который вступил в силу после заключения Утрехтской унии в 1579 году. Его участники приняли собственные законы и принуждали испанцев подчиняться введенному положению. Было разработано четыре принципа:

  • человек имеет право на свободный выбор вероисповедания;
  • система налогов едина для всех;
  • государственные вопросы решаются совместно всеми провинциями;
  • основное значение в союзе принадлежит Голландии — самой крупной провинции.

Результаты войны

В 1584 году Нидерланды официально признаны республикой

Филипп II был свергнут, что стало ключевым моментом в завершении войны. Еще много лет потребовалось на развитие и восстановление земель от страшной разрухи. Главным итогом испано-нидерландской войны было то, что в 1584 году Нидерланды официально признаны республикой, а их правителем стал сын принца Оранского Мориц. Новое название страны — Республика Соединенных провинций.

Вплоть до 1609 года Испания не признавала независимость новой республики, что периодически вызывало очаги военных действий. Но после обретения полной независимости Соединенные провинции начали активное восстановление городов, получив право на торговлю с испанскими колониальными землями.

Читайте также: