Искусство в поисках новой картины мира 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

находившаяся в 40 км на юге от столицы, пок а ремонтировался дом, в котором они жи ли.

Его отец был известным мастером по золочению. В 1 760 году семь я переезжает в

Сарагосу и здесь юноша был от дан в мастерск ую художника Лу сана - и - Мартинеса. Через

несколько лет , замешанный в драке, он вынуж ден бежать из Сарагосы. В 1766 год у Гойя

попадает в М адрид. Здесь он знакоми тся с ра ботами придворных художников,

совершенствует своё мастерство и даже участ вует в конкурсах мадридской Академи и

художеств, надея сь быть прин ятым в Короле вскую Академи ю изящных искусств Сан -

Фернандо. Его картина была отвер гнута, и он отправилс я в Италию. Оказывается в Риме,

где знакомится с живопи сью итальянских мастеров. Однако, являясь нату рой

авантюрной, вновь попадает в не приятную ист орию: ночью про бирается в женский

монастырь, что бы похитить возл юбленную; засти гнутый на месте п ресту пления, он

король Испании Фердинанд VII, сестра Карла IV М ария Хосефа Карм ела, неизвестная

женщина,Мар ия Изабелла, супруга Карла IV к оролеваМария - Лу иза Пармская , Франци ско

де Паула де Бурбон , король Карл IV, е го брат А нтонио Паскуаль, Кар тола Жоакина (вид на

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока искусства в 8 классе на тему "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное". Присутствует упор на музыку.

Тип урока: Урок расширения знаний

Цель урока: развитие представлений о глубоких взаимосвязях науки и искусства

Задачи урока:

1. Получение знаний о научном и художественном знании

2. Развитие умения выявить характерные особенности стиля в искусстве.

3. Углубление знаний о музыкальных терминах, жанрах музыки, творчестве различных композиторов.

4. Формирование умения самостоятельно определять собственное отношение к произведениям искусства;

5. Развитие умения связывать открытия мира науки с открытиями мира искусства.

Методы: словесные, наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод анализа, метод обобщения, метод сравнения

Организационный этап.

У.: Добрый день, ребята! На прошлых уроках мы начинали погружаться в многообразие мира искусства, и говорили о нескольких важных вещах, без которых искусство не может существовать. Вспомним, что же такое искусство?

Д.: Искусство – это часть духовной жизни человека, воплощенные в действительность художественные образы, отражение мыслей и чувств человека.

У.: Верно. Без чего не может существовать искусство, прежде всего?

Д.: Без творца, без зрителя, слушателя.

У.: Да, поскольку произведения искусства призваны устанавливать связь между художником и зрителем. С помощью чего устанавливается эта связь?

Д.: При помощи языка искусства.

У.: Что такое язык?

Д.: Язык – особая система символов, при помощи которых автор отражает свое отношение к действительности, запечатлевает окружающий мир.

У.: Вспомним также два важных понятия, существующих в мире искусства. Это стиль и образ. Что это такое?

Д.: Стиль - означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

Образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

У.: Вы верно вспомнили понятия, молодцы! На сегодняшнем уроке мы поговорим о…науке. Да, именно о ней, ведь наука, как это ни странно, напрямую связана с искусством. В чем эта связь состоит – вы поймете в конце урока.

Этап получения и освоения новых знаний, размышления на тему урока. Выделение связи науки и искусства, знакомство с новыми художественными образами, с проявлением знания научного и знания художественного.

Методы: словесные, наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод анализа, метод сравнения

У.: Итак, ребята, поговорим о науке. Что мы знаем о ней? Какие области науки вам известны?

Д.: Бывает наука о живых организмах, о законах физики, химия, астрономия…

У.: Запишем верное определение, что такое наука.

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

Вы вспомнили достаточно много наук. Но, казалось бы, причем здесь искусство? Подумаем, как связаны две эти разные, казалось бы, области.

Размышления и предположения учеников.

У.: Наука и искусство – верные помощники человека в постижении окружающей действительности. Наука, как и искусство, познает мир, но цели у них немного разные.

Наука изучает объективное, а искусство субъективное. Но, тем не менее, оба понятия отражают познание мира, его многообразия.

Наука – строга и точна, а в искусстве каждый творец создает свое произведение так, как видится ему.

Как вы думаете, ребята, что наука дала искусству?

Д.: Возможно, новые способы доносить до зрителей и слушателей произведения искусства, новые возможности в постижении окружающего мира.

У.: Можете привести примеры?

Д.: К примеру, появилась фотография, новые способы рисования для художников, новые музыкальные и иные инструменты.

У.: Замечательно! Вот мы и разобрались во взаимосвязи науки и искусства. Но не стоит забывать еще и о том, что существует знание научное и знание художественное. Как вы думаете, в чем разница?

Предположения учеников.

У.: Запишем два определения:

Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития.

Художественное знание - образное знание о действительности, представляющее ее во всей полноте и многообразии ее характеристик и являющееся альтернативой понятийно-логическому постижению действительности.

Запись определений в тетради.

Ребята, а как вы думаете, могли ли композиторы быть связаны с наукой?

Предположения учеников.

У.: Такие личности есть: например, А.П. Бородин был по профессии химиком, а музыка для него была лишь хобби. Но есть также и личность, композитор, в музыке которого многие находят идеал, образец для подражания. Это музыка В.А. Моцарта.

К какой эпохе мы отнесем эту музыку, вспомните?

Д.: Эпоха классицизма.

У.: В чем особенности той эпохи?

Д.: Основной особенностью эпохи было обращение к искусству античности, к древним сюжетам.

У.: А также существовали строгие формы для искусства, музыки, архитектуры. У Моцарта было множество симфоний, и одну из них, самую популярную, мы сегодня вспомним.

Сейчас послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и музыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?

Прослушивание музыки с дальнейшим обсуждением материала.

Этап обобщения знаний.

Методы: словесные, метод анализа.

У.: Ребята, наш урок подходит к завершению. Что нового вы узнали? В чем разница между научным и художественным знанием, чем они похожи? Можем ли мы говорить о том, что наука соперничает с искусством?

Рефлексия на тему урока.

У.: Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Видновский художественно-технический лицей

12 ноября 2015 год

Конспект интегрированного урока истории, МХК, информатики

(урок-конференция с использованием

коммуникационных технологий (скайп-трансляция))

Интанкина Екатерина Сергеевна

учитель истории и обществознания,

Родионова Нина Владимировна

Иванова Ирина Викторовна

г. Воскресенск - г. Видное

Тип учебного занятия: Урок формирования новых знаний (и зучение и первичное закрепление нового материала).

Вид урока: интегрированный урок истории, МХК, информатики

Форма урока : учебная конференция с использованием КТ (скайп-трансляция)

Структура урока включает в себя следующие этапы:

- введение новых знаний;

- закрепления и систематизации знаний;

- определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

- подведения итогов обучения и рефлексия.

Задачи урока:

- определить общекультурный контекст эпохи;

- рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства

- познакомить учащихся с культурой 19 века;

-выявить основные направления в культуре 19 века;

- познакомиться с представителями живописи и музыки и их произведениями и шедеврами 19 века;

Развивающие:

- развивать умение находить нужный материал;

- развивать умение работы в группе;

- продолжить формирование умения взаимооценки учащихся на ответы одноклассников;

- учить анализировать тексты и выделять логические части в прочитанном тексте;

- развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме;

- продолжить формирование умений самооценки, взаимооценки знаний, учебных умений и навыков

- активизировать мыслительную деятельность;

- развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами;

- продолжить развитие навыков работы с программными средствами обучения ( Microsoft Power Point ).

Воспитательные:

- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры

- способствовать воспитанию чувства прекрасного ;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию;

- способствовать воспитанию культуры речи и поведения.

Создать условия для понимания того, что индустриальная эпоха - время новаторских поисков художественных средств выразительности, с помощью которых деятели искусства стремились запечатлеть новую картину мира; что их открытия помогли человечеству по-новому посмотреть на мир, природу человека.

Наглядность: портреты художников, портреты композиторов, репродукции картин живописи.

Понятия: изобразительное искусство, живопись, музыка, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, опера, камерная музыка, симфоническая музыка.

Деятели искусства :

Франcиско Гойя “Портрет королевской семьи Карлоса IV”, “Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 г.”;

Теодор Жерико “Плот “Медузы”;

Эжен Делакруа “Свобода, ведущая народ”, “Резня на Хиосе”;

Оноре Домье “Улица Транснонен”, “Дон Кихот”, “Дон Кихот и Санчо Панса”

Гюстав Курбе “Дробильщики камней”, “Веяльщицы”;

Жан Милле “Собирательницы колосьев”;

Эдуард Мане “Портрет Золя”, “Завтрак на траве”;

Клод Моне “Впечатление. Восход солнца”, “Руанские соборы”;

Камиль Писсарро “Бульвар Монмартр в Париже”;

Огюст Ренуар “Девушка с веером”;

Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”;

Поль Сезанн “Натюрморты”;

Винсент Ван Гог “Едоки картофеля”; “Красные виноградники в Арле”, “Подсолнухи”, “Ирисы”, “Розовые розы” .

Франц Шуберт “Лесной царь”;

Фридерик Шопен “Революционный этюд”;

Джузеппе Верди “Реголето”, “Травиата”, “Отелло”, “Трубадур”;

Жорж Бизе “Кармен”;

Клод Дебюсси “Ноктюрны”;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, веб-камера, дидактический материал (дополнительный материал по теме, репродукции картин и портреты деятелей искусства).

Дороги, ведущие к искусству, полны терний,

но на них удаётся срывать прекрасные цветы…

(Амандина Аврора Люсиль Дюпен)

Организационный момент

Подготовка учащихся к основному этапу работы

Этап усвоения новых знаний и способов действий (работа в группах, обмен знаниями с учащимися другой школы) – скайп-конференция.

В поисках собственного пути

Этап первичной проверки понимания изученного (Мозговой штурм)

Этап обобщения и систематизации знаний

Этап информации о домашнем задании

VII. Этап подведения итогов и рефлексия

Организационный момент

Готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения

? -Что должен иметь каждый ученик?( Т – тетрадь

У - учебник

Д - дневник)

?-Все готовы трудиться?

Запись темы и плана урока в тетрадь.

Учащиеся разделены на 4 группы. Использованы элементы групповой работы.

II. Подготовка учащихся к основному этапу работы

С оздать условия для мотивации учения, используя опорные знания и личный опыт учащихся, дополнительный материал (опережающее домашнее задание) для понимания цели учебного занятия.

Учитель знакомит с направлениями искусства XIX века.

Каждой группе дается название и форма работы.

Группа КОМПОЗИТОРОВ (учащиеся 9 класса МАОУ ВХТЛ)

Группа ПРОГРАММИСТОВ (учащиеся 9 класса МАОУ ВХТЛ)

Распределение ролей для работы в группе:

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу в группах. Обмен опытом, знаниями с учащимися другой школы, используя коммуникационные технологии (скайп-трансляция).

Деятельность учителя:

На предыдущих уроках мы говорили, что XIX век-это время перемен, становление индустриальной эпохи. Научно-технический прогресс изменил жизнь людей, а соответственно не мог оказать влияния на мир культуры. Сегодня на уроке мы окунемся с вами в мир живописи и музыки XIX века ,познакомимся с выдающимися художниками данной эпохи, попытаемся рассмотреть их картины, познакомимся с выдающимися композиторами и попытаемся проникнуть в мир их музыки.

Формулировка проблемного вопроса : Доказать, что в индустриальную эпоху появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера искусства рисовали новую картину мира.

Организация работы по изучению основных вопросов темы.

Коррекция работы групп.

Деятельность учащихся

Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос:

Анализ произведения искусства с опорой на алгоритм: Приложение 1

Как можно анализировать произведения живописи?”.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место это произведение занимает в его творчестве?

2. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

3. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.

5. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.

6. Каковы ваши личные впечатления от произведений живописи?

Начинается видео трансляция с учащимися 9 класса МАОУ Видновского художественно-технического лицея.

Работа в группах:

Группа ЭКСКУРСОВОДОВ изобразительное искусство романтизма

Рассказать от имени экскурсовода о творчестве Франсиско Гойи, Эжена Делакруа, Теодора Жерико и их произведениях.

Дополнительный материал смотрите в Приложении 2.

Группа ЭКСПЕРТОВ - ИСКУССТВОВЕДОВ изобразительного искусства реализма

Рассмотреть и охарактеризовать творчество и картины художников данного направления живописи (Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан Милле)

Дополнительный материал смотрите в Приложении 3.

Приготовить рассказ от имени художников о себе и своем творчестве в эпоху импрессионизма (Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсаро, Эдгар Дега).

Дополнительный материал смотрите в Приложении 4.

Группа ПОСЕТИТЕЛЕЙ ВЫСТАВКИ изобразительного искусства эпохи постимпрессионизма

Делятся впечатлениями об увиденных картинах художников этого периода (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог).

Ответы учащихся сопровождаются просмотром презентации, подготовленной к уроку. Содержание презентации: Тема урока, портреты художников XIX века и репродукции их картин.

Дополнительный материал смотрите в Приложении 5.

Группа КОМПОЗИТОРОВ

Готовят рассказ о себе и своем творчестве. (Ференц Лист, Фредерик Шопен, Франц Шуберт, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси)

Дополнительный материал смотрите в Приложении 6.

Группа ПРОГРАММИСТОВ

Готовит презентацию по теме на основе услышанного и заранее подготовленного материала (фотографии репродукций картин и портретов художников и композиторов)

По окончании рассказа учащихся каждой группы трансляция видео-конференции прекращается.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

установить правильность и осознанность изученного материала;

выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала через фронтальный опрос (мозговой штурм).

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

1. Романтизм – это (Романтизм – это и дейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. )

2. Какое направление в живописи обозначает глубокое отражение действительности? (Реализм)

V. Этап обобщения и систематизации знаний

Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.

Учащиеся на этом этапе урока выступают с итогами выполненной работы.

Просмотр презентации, подготовленной группой программистов.

VI. Этап информации о домашнем задании

Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задания:

1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина . Новая история 1800–1900, §6, 7-8 “Художественная литература”, “Искусство XIX века в поисках новой картины мира”.

2. Творческое задание по группам:

Б)“Кот в мешке”-II презентация по теме “Кинематограф XIX века”.

В)“Кот в мешке”-III презентация по теме “Художественная литература XIX века”

Г)“Кот в мешке”- IV – газету по теме “Художественная литература XIX века”

VII. Этап подведения итогов и рефлексия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.

Деятельность учителя:

Подведение итогов учебного занятия.

Характеристика работы класса

Деятельность учащихся:

Оценивают свою работу, работу группы и подводят итоги урока:

Я (работа на уроке)

Мы (работа группы)

Дело (выполнены цели урока)

Анализ произведения искусства с опорой на алгоритм:

Как можно анализировать произведения живописи?”.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место это произведение занимает в его творчестве?

2. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

3. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.

5. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.

6. Каковы ваши личные впечатления от произведений живописи?

(ЭКСКУРСОВОДЫ)

Каков же человек романтического поколения? Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов. Он совершает героические поступки способные вдохновить окружающих. Романтиков привлекали исторические события, в которых они черпали сюжеты для многих своих произведений.

1. Ярким представителем направления романтизма в живописи был испанский художник Франсиско Гойя (1746-1828). Он владел всеми жанрами живописи. У него были картины на религиозные сюжеты, придворные портреты.

Слева направо: Дон Карлос Старший, будущий король Испании Фердинанд VII, сестра Карлоса IV Мария Хосефа Кармела, неизвестная женщина, Мария Изабелла, супруга Карлоса IV королева Мария-Луиза Пармская, Франциско де Паула де Бурбон, король Карлос IV, его брат Антонио Паскуаль, Картола Жоакина (видна только часть головы), Людовик I с супругой Марией Луизой, на руках их сын — Карл II, будущий герцог Пармский. На заднем плане в тени Гойя изобразил самого себя. Волшебные, сверкающие краски не в силах скрыть чванства, глупости, нравственного и умственного убожества персонажей.

Наслаждаться славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая — падения с лошади.

Великая французская революция и последовавшая за ней захватнические походы Наолеона, жестокие политические репрессии и казни, бесконечные смены правительств 1830 года с особой остротой поставили вопрос о роли народа и личности в истории.

(ЭКСПЕРТЫ –ИСКУССТВОВЕДЫ)

Реализм направление в искусстве направления второй половины XIX века. Понятие реализм латинское realis - обозначает глубокое отражение действительности. К средине XIX века реализм становится ведущим и наиболее влиятельным направлением искусства. Какие новые задачи ставило теперь искусство?

1. Выдающийся мастер литографии (разновидность графики печатной формы для которой является поверхность камня) французский художник Оноре Домье будучи человеком ненавидящим всякое угнетение и насилие всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Начал своё творчество как карикатурист, делал сатирические рисунки для журнала. Его литографии мгновенно раскупались, они были известны всем.

Домье – карикатурист был хорошо известен публике, а вот о том, что он занимается живописью, знали не многие. В небольшой мастерской художника скопились холсты. Особое место принадлежит картинам о Дон Кихоте. Рыцарь без страха и упрека, скитающийся в поисках добра и справедливости, привлекал Домье силой духа. За смешной внешностью и нелепыми поступками различается благородство, величие и сострадание к людям.

Художник сумел очень точно передать тяжесть труда крестьян, их нищету и смирение. Однако работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило Милле временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта.

(ХУДОЖНИКИ ИМПРЕССИОНИСТЫ)

Конец XIX начало XX века- время перемен. Научно-технический прогресс и политические катаклизмы обусловили серьезные изменения в искусстве, определили новые и оригинальные пути развития. Искусство XIX века воспринимается как отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. Появляются смелые новации, эксперименты, неограниченные какими-то ни было рамками и условностями. Художник стал раскрепощен и свободен в своем творчестве. Он ориентировался на собственный вкус и пристрастия.

Импрессионизм- французское слово impression переводится как впечатление.

Уточенный пейзажист, влюбленный в пригороды Парижа, Моне был страстно увлечен водной стихией.

Картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находилась в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после написания картина хранилась в собрании Дюран - Рюэля в Париже.

Конспект урока :

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока :"Искусство XIX в. в поисках новой картины мира", 8 кл. Цели: продолжить знакомство учащихся с культурой 19 века; выявить основные направления в культуре 19 века; познакомиться с представителями живописи и музыки 19 века; развивать умение находить нужный материал; конспектировать; воспитывать чувство прекрасного Оборудование: компьютер, презентация

Читайте также: