Искусство как универсальный способ общения 8 класс конспект

Обновлено: 09.07.2024

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".

ВложениеРазмер
urok.docx 25.82 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 600.12 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Глава3. Искусство как универсальный способ общения.

Музыкально-поэтическая символика огня.

Урок составлен: Шматко О. Н.

Технологическая карта изучения темы

Глава3. Искусство как универсальный способ общения.

Музыкально-поэтическая символика огня.

УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний

Образовательные: Познакомиться с литературными и музыкальными произведениями, воспевающими красоту огня и миф о Прометее и их авторами.

формирование нравственно- эстетических ценностей
- Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

развитие внимания учащихся
- Познавательные УУД:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Знать : Названия музыкальных и поэтических произведений, воспевающих красоту огня и миф о Прометее и авторов этих произведений

Уметь : Узнавать эти произведения и композиторов их написавших .

Личностные: Формирование нравственно –эстетических ценностей (знакомство с классическими музыкальными и литературными произведениями).

Метапредметные: формирование универсальных способностей учащихся.

История, музыка, литература.

Учебник Сергеева Г. П., Искусство . 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009.

Фонохрестоматия к учебнику

Мотивация к учебной деятельности

Прослушайте музыкальный фрагмент и скажите, какая из представленных иллюстраций соответствует характеру данного музыкального произведения .

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Проверка индивидуального домашнего задания.

Вы правильно выбрали иллюстрацию: это огонь

Как же появился огонь у людей? Как люди научились добывать огонь, что вы знаете из истории.

Древние греки считали, что огонь люди не добыли сами, а …Как он появился у людей об этом нам расскажет Ученик 1.

Отвечают на вопросы учителя.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Создаёт проблемную ситуацию .

Мы с вами вспомнили все теории появления огня у человека. А как вы думаете, огонь для человека – это добро или зло, благо или вред. прочитайте эпиграф к нашему уроку и скажите , чему будет посвящен сегодня наш разговор.

Итак, мы с вами пришли к выводу, что огонь при умелом обращении для человека – необходим и он является благом, которое в своих произведениях воспевали многие композиторы и поэты. Назовите этих людей.

Целеполагание: поэтому в конце этого урока вы узнаете, какие композиторы и поэты воспевали в своих произведениях огонь. И как называются эти произведения.

Отвечают на вопросы учителя, просматривают слайд 5.

Отвечают, что при умелом обращении огонь – это благо. Без огня человек не выживет особенно в наших российских суровых условиях (обогрев жилища, приготовление пищи).

(с опорой на портреты на доске называют некоторых из них).

Просматривают слайд 6 (Целеполагание)

Запишите тему урока.

III. Исследование (изучение) нового материала.

Проверка индивидуального домашнего задания (3 минуты)

Исследование нового материала (3 минуты).

Прослушивание музыкального произведения (3 минуты).

Физкультминутка( 2 минуты)

Исследование нового материала.(8 минут)

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Первый композитор, о котором мы сегодня поговорим – это Л. Бетховен. Что вы помните о творчестве этого композитора. Об этом нам расскажет…

Организует работу с учебником, задает вопрос, на который нужно найти ответ в учебнике.

Какое произведение Бетховен посвятил Прометею – тому, кто принес огонь людям?

Слайд 8 (вопрос). Вы будете прослушивать это произведение и находить ответ на впопрос.

Но сначала, давайте немного отдохнем, Вы подойдете к доске и вы видите, что портреты композиторов на доске никак не обозначены. Выберите на стенах класса фамилии и прикрепите к каждому портрету.

Итак, прослушайте фрагмент Музыкальной поэмы «Прометей, пока вы будете слушать, найдите в учебнике информацию об этом произведении и ответьте на следующие вопросы. Слайд 11.

2.Как композитор определил содержание поэмы?

3.Каким цветом обозначена главная тема экспозиции самим композитором ?

4.Удалось ли реализовать при жизни А. Н. Скрябина световой проект?

5.Что такое АНС, расшифруйте название и объясните, почему эта вещь так была названа?

Искусство как универсальный способ общения

Мир в зеркале искусства

Икона Владимирской Богоматери


Колизей. Рим



Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необя зательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи.

Главное — при встрече с художественным творением сопереживать .


Произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.


Роль искусства в сближении народов

Музей (греч. museion — храм, музей) — учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе.

Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Национальная картинная галерея (Дрезден, Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др.

• Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников на сайте "Искусство". Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

• Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

Музеи мира Обзор

Британский музей


Британский музей в Лондоне является одним из величайших музеев мира за всю человеческую историю. Его собрание насчитывает более тринадцати миллионов экспонатов со всех континентов, оно иллюстрирует и документирует историю культуры с самого начала цивилизации и до сегодняшних дней. Чудеса привозят в музей в Блумбсбери со всех самых потаенных уголков мира. Этот и современные шедевры и напоминания о тех народах, которые ушли в далекое прошлое: греках, ассирийцах, ацтеках, древних китайцах и индусах.


Метрополитен



Крупнейшее художественное собрание Испании образовано в 1819 на основе испанских королевских и церковных коллекций. Сейчас живописная коллекция музея насчитывает более 8600 полотен. К сожалению, из-за недостатка местa, из них выставлено менее 2000.

Первым монархом, решившим сохранить свою художественную коллекцию для наследника, был испанский король Карлос I, он же император Священной Римской империи Карл V Габсбург (1500-1558).
Это был страстный коллекционер и собиратель, обладавший тонким художественным вкусом. Его любимым художником был Тициан. Его наследник Филипп II (1527-1598) продолжил начатое.

Карл V и Филипп II старались все лучшее из подвластных им территорий привезти в Испанию. Именно им музей Прадо обязан богатыми коллекциями ранней нидерландской и итальянской живописи. В Италии скупались полотна Мантеньи и Беллини, заказывались картины Тициану, Тинторетто и Веронезе.

Художественная коллекция Прадо содержит множество шедевров во всех жанрах живописи. Музей Прадо стал одним из символов Испании, как Лувр - Франции, ансамбль египетских пирамид в Гизе — Египта или Московский Кремль — России.


С амо здание музея является шедевром мирового искусства, в его стенах хранятся картины великих художников всего мира и именно это привлекает в Мадрид большинство путешественников и любителей культуры.


Здесь можно увидеть творения рук Тициана, Рубенса, Рафаэля, а так же многих других мастеров живописи. Но самой большой коллекцией остается испанская живопись со времен XII столетия и до наших дней.

Тут кроме картин можно увидеть фрески и готику времен Ренессана, полное собрание руки Веласкеса, Мурильо, творения великого Гойи, Эль Греко и других мастеров мирового уровня, взглянуть на которые мечтают многие, а иметь в своей коллекции – самые крупные музеи мира.

Знать картины

1. Рубенс (1577-1640-фламандский художник - ныне Бельгия) Сад любви


Рубенс довольно часто писал картины не на заказ, а для себя, для украшения своего дома, выбирая при этом темы, которые волновали его самого и отвечали его душевному настрою. Это в полной мере относится к полотну "Сад любви", созданному в пору творческой зрелости и в годы душевного подъема, когда он вступил во второй брак с юной Еленой Фоурман. Последние десять лет жизни она была для художника источником вдохновения.

В одной из пар Рубенс изобразил себя с молодой женой. Талант художника ко времени создания картины раскрылся в полной мере.

В картине "Сад любви" Рубенс представил счастье возлюбленных. На цветистой полянке на фоне парка с итальянской беседкой и фонтаном гуляют элегантные молодые люди, они отчаянно флиртуют, отдыхают. Эта картина изображает встречи на открытом воздухе в подернутой слабой дымкой томной атмосфере долгого теплого летнего вечера, а женщины в своих шелковых разноцветных одеждах похожи на цветы. Рубенс, вероятно, был вдохновлен модными в то время любовными поэмами, - грациозными, чувственными, остроумными стихами, - ибо не он сам назвал картину "Сад любви", он поставил другое название - "Модные беседы". Каким бы, однако, ни было название картины, совершенно ясно, что она - вклад самого Рубенса в прославление грациозности и галантности молодого поколения и его второй жены. Идея сада, предоставленного в распоряжение счастливых молодых возлюбленных, уходит своими корнями в средневековье, отражает тщательно соблюдаемые условности придворной любви. Французские художники XVI века возродили ее в своих веселых полотнах, которые Рубенс не мог не видеть во время своих посещений Парижа и Фонтенбло. Он вдохнул новую жизнь в давнюю фантазию, которая через влияние, оказанное его картиной, вернулась во Францию в виде модного сюжета в XVIII.

2. Эль Греко (1541—1614) Испания. Мужской портрет с рукой на груди


На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль Греко (1541—1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не обычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

3. Диего Веласкес (1599-1660) Испания Менины


Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Действие, запечатленное на ней, происходит в одном из помещений дворца, превращенном в мастерскую живописца. В центре комнаты стоит маленькая белокурая принцесса Маргарита, которой одна из фрейлин подает кувшин с питьем. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. Сцена поднесения питья инфанте определяется дворцовым этикетом, строгим порядком церемонии и воспроизведена художником во всех деталях.

Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Ее можно рассматривать как портрет инфанты Маргариты, младшей дочери короля, которая была всеобщей любимицей во дворце и всегда находилась в центре всеобщего внимания. Возможно, автор хотел представить одну из дворцовых сцен с инфантой, расширяя границы обычного портретного жанра. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица, изображенные с достоверным сходством, и художник возле холста – это сам Веласкес. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.

Можно также рассматривать сюжет картины как одну из сцен повседневной дворцовой жизни или как творческий процесс создания живописного произведения. Но что изображает живописец, двойник Веласкеса, на огромном холсте? На кого направлены все взгляды присутствующих? Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Они незримо присутствуют за пределами картины, на них направлены почтительные взгляды придворных, в них, отступив от полотна, всматривается художник. Так художник расширяет сюжет картины, включая в реальное действие домысливаемый объект и самого зрителя. А сцена с инфантой становится лишь звеном в синтезе видимого и представляемого.

Среди всех действующих лиц живописец занимает довольно скромное положение, что соответствует его социальной роли, но то, что он изображен в процессе творчества, позволяет иначе взглянуть на его роль в общем замысле картины. Это благодаря ему все, изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Он – истинный господин положения, а короли, призрачное отражение которых мерцает в зеркале, не являются высшей духовной силой и вынуждены быть лишь свидетелями триумфа Творчества. Великолепное разнообразие фигур, светлых и темных, обозначенных контуром и погруженных в полумрак, находится в зависимости от света и цвета, которые не только расставляют необходимые акценты, но и все объединяют.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание данного раздела направлено на постижение учащимися коммуникативной функции искусства, возможности проникновения в мир композитора, художника, поэта, расши-рение представлений о многообразии жизни.

Сколько непонятых и никем не услышанных людей прошло по нашей Земле! Что же мешало людям понять друг друга? Нежелание услышать и принять участие или неу-мение, неспособность к общению, диалогу? Мудрецы пытались отве-тить на этот вопрос ещё в древности, но ответ не найден и по сей день. Несомненно одно — всё, что способствует взаимопониманию между людьми, имеет большую нрав-ственную ценность. Такой ценностью является и искусство, так как оно даёт нам возможность общаться с представителями разных эпох и народов, прочитывая их послания.

Искусство отражает окружающий мир, но не точно таким, каков он есть объективно, а через призму чувств, мыслей, субъективных взгля-дов художника. Таким образом, в зеркале искусства мы видим людей, природу, явления общественной жизни иногда гротескно преувеличен-ными, иногда, напротив, сглаженными, завуалированными — такими, какими их видит и хочет до нас донести художник согласно своему замыслу. На наш опыт восприятия мира накладывается опыт худож-ника, и мы становимся богаче.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к

эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности

Главное — при встрече с художественным творением сопереживать

Восприятие и анализ содержания зрительного ряда разво-рота на с. 46—47, выделение среди иллюстраций произведе-ний разных исторических периодов (искусство прошлых веков, современное искусство),

Сюрреалистические работы Рене Магритта демонстрируют нечто, скрытое от глаз зрителя, предметы предстают в своей внутренней сущности, не связанной с их названиями. Художник пытается убе-дить зрителя в том, что вещи вовсе не такие, какими кажутся. Его живопись метафорична и, несмотря на присутствующую в ней тишину, драматична.

"Во всем, что мы видим, прячется что-то другое,
мы всегда хотим увидеть то, что прячется за тем,
что мы видим, но это невозможно.
Люди очень тщательно хранят свои секреты…"
(Р. Магритт)

Р Магритт. Фальшивое зеркало.

"Моя живопись ничего не скрывает. Она вызывает ощущение волшебства, и, конечно, когда человек видит одну из моих картин, он задается вопросом "Что это значит?" А это ничего не значит, потому что волшебство само по себе ничего не значит: оно непознаваемо".

Р Магритт. Большое семейство.

"Я бы хотел, чтобы мои картины были нужны только тогда, когда люди задумываются над тем, что на них изображено".

"Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание".

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу.

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.

Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Хранилищами художественных шедевров являются музеи.

Музей— учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства,

предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе.

Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция),

Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург Санкт-Петербург

музей Прадо (Мадрид, Испания)

Национальная картинная галерея. Дрезден германия

Британский музей лондон англия

2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на осно-ве компьютерных технологий была создана

виртуальная галерея шедевров в стиле хай-тек (англ. high technology, high tech, hi-tech).

Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитек-туре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направ-лениях художественного творчества.

Изучение информации учебника, актуализация имеющихся знаний по каждой из тем (какие музеи ребята знают, каково содержание коллекций этих музеев; конкурсы, их классифи-кация, фестивали, их задачи; творческие проекты — школь-ные, телевизионные, международные и т. п

Международные конкурсы, фестивали, проекты являются важным средством коммуникации и общения.

Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей.

Новая волна, голос

Домашнее задание:Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу), разработать маршрут и записать текст экскурсии для опреде-лённого возраста.

Предложите свой вариант афиши конкурса.

Подберите материал об исполнителях и конкурсах (фестивалях, проектах).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать значение искусства как составной части духовной культуры на примере музыки. Дать понять о функции искусства в сближении народов.

План - конспект урока по искусству в 8 классе

Цель урока: Показать значение искусства как составной части духовной культуры на примере музыки.

Литературный эпиграф к уроку:

Дать понятие о функциях искусства

Создать условия для формирования мыслительных операций: сравнивать и выделять главное, обобщать, доказывать.

Формировать эмоциональное отношение к произведениям искусства.

Воспитывать учащихся в духе толерантного отношения к культуре и искусству разных народов

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 1 части),

симфония № 5 (фрагмент 1 части),

Таблички с названиями функций искусства

Тип урока: урок получения новых знаний.

I Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Учитель:- Мы много говорили о том, что искусство изображает жизнь во всех ее проявлениях: и природу, и чувства, исторические события, характер людей и т.д. Но роль искусства не только в этом, т.к. искусство выполняет еще ряд функций, без которых наша жизнь была бы неполной. Значит значение искусства более глубокое.

(Диалог учителя и учащихся, который приводит к следующим выводам):

Искусство украшает нашу жизнь (эстетическая функция): картины художников, настенные панно, украшение и оформление зданий и улиц;

Искусство дает новые знания, новые сведения из книг, из кино, из театральных спектаклей (познавательная функция);

Искусство учит поступать правильно, показывает положительных и отрицательных героев, хочется либо подражать, либо осуждать (воспитательная функция);

Искусство формирует взгляд на мир, отношение к жизни, к обществу, учит любить Родину (мировоззренческая функция);

(Если эти ответы не будут сразу получены, то учитель должен помочь, привести к этим ответам).

Учитель: - Картинами художников с мировым именем любуются во многих странах, знаменитые скульптурные композиции известны во всем мире, языком танца можно рассказать людям одной страны о жизни другого народа.

Из всех видов искусства только музыке подвластно то, что не дано другим видам искусства – воздействовать на души людей.

Чтобы сочинять музыку, нужно знать законы музыки, нотную грамоту. Для того, чтобы слушать и понимать музыку, не нужно знать язык композитора, написавшего ее. Кем бы по национальности не был композитор, он разговаривает на всем нам понятном языке души. Поэтому мы, сегодня будем говорить об интегративной функции музыки, значении которой очень велико.

Вопрос: Как вы понимаете смысл этого выражения? (ответы учащихся)

Учитель: Но говорить, что музыка сближает народы, формирует дружеские отношения между странами – это слишком мало и неполно. Мы живем в очень сложном мире, где много национальностей, людей с различным цветом кожи и разных религиозных верований, поэтому именно сегодня музыка помогает решать еще одну проблему взаимоотношений между людьми. Поэтому в течение урока рядом с названием темы должен появиться еще один вывод, который вы сделаете самостоятельно.

III. Постановка проблемы:

Всему миру известно имя чешского писателя и журналиста, неутомимого борца против фашизма Ю. Фучика, казненного гитлеровцами во время Второй мировой войны. Дневниковые записи чудом сохранились, в них он писал о том, что в фашистском застенке антифашисты поддерживали друг друга и боролись с фашизмом даже в заточении.

Что это за два такта из Бетховена? Предлагаю послушать не только два такта, а небольшой фрагмент этого произведения.

(звучит фрагмент 1-й части 5-й симфонии Л.В. Бетховена)

Чешские антифашисты вдохновлялись музыкой великого немца. И никто не задумывался в тот момент, что поддерживает дух и поднимает на борьбу музыка из Германии, народ которой воспринимался как враг, ненависть к которому считалась вполне естественной. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся)

Как вы думаете, какое значение в то время имела победа американца? (ответы учащихся)

Да, действительно, то, что не смогли сделать политики, сделал молодой талантливый американец, протянув незримо мостик дружбы и единства, мостик взаимопонимания и уважения через океан, доказав, что искусство служит делу мира на земле.

Я хотела бы вам напомнить это знаменитое произведение П.И. Чайковского.

(Звучит начало 1-й части 1-го Концерта П.И. Чайковского)

Вы, наверное, слышали, что в США очень долго существовала политика расовой дискриминации, т.е. преследование людей с другим цветом кожи. Но негры доказали, что они очень музыкальны, талантливы. Их музыкальное искусство, манера исполнения оказали влияние на музыку других народов.

Почему джаз популярен? (ответы учащихся)

(Слушание Заз)

Итак, мы подошли к концу нашего разговора, который подтвердил тему сегодняшнего урока. Музыка – язык, понятный всем. Интегративная функция музыки очень важна для взаимопонимания людей на земле. Но вернемся к началу урока и вспомним поставленный вопрос.

Какую проблему взаимоотношений помогает решать музыка? (ответы учащихся, с помощью учителя)

Почему это особенно важно в наши дни? (ответы учащихся)

Итог урока: интегративная функция искусства позволяет объединять людей на основе мира, дружбы, взаимопонимания, способствует сохранению мира на Земле (записывают в тетради).

Читайте также: