Интервалы и трезвучия 3 класс конспект урока по музыке

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Конструкт урока музыки

Разработчик:

Насонова И.А. _____________

Квашнина М.П. ____________

Камышлов, 2017 г.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: усвоение знаний об основах нотной грамоты: интервалы.

Предметные:

Узнавание интервалов в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора;

Формирование умений использовать знаково ­ символические средства, для решения задач.

Метапредметные:

Познавательные:

Развитие умения внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, анализировать и делать выводы;

Развитие умения осуществлять поиск и выделять необходимой информации необходимой для усвоения новых знаний.

Регулятивные:

Формирование умения самостоятельно определять и формулировать тему и цель деятельности;

Развитие умения следовать учебным действиям;

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

Развитие умений формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Формирование основ музыкально культуры.

КУМО: фортепиано, изображение нотного стана на доске, электронная презентация, фрагменты песен.

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

Методы и приемы

Организационно-мотивационный этап

Напомню, меня зовут Алёна Владимировна. Я рада снова видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке музыки нас ожидает много нового и интересного.

развитие мотивов учебной деятельности

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.

Метод, направленный на развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке

Актуализация знаний

Ребята, а что вы изучали на прошлом уроке?

А что такое музыкальный канон? Кто мне ответит?

А все ребята поняли, что такое музыкальный канон?

Чем отличается мажор от минор?

Музыкальный (канон)

Это песня, исполняемая особым образом. Все участники его поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает (первым)

Мажор-веселая, а минор грустная

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные : строит рассуждение, аргументировать свой ответ.

Словесный метод (беседа)

Метод музыкального обобщения (активизация музыкального, жизненного опыта)

Постановка цели урока

Ребята, а что такое интервалы.

Вы, наверное, слышали это слово и раньше.

Каждое расстояние (интервал) между нотами имеет свое название, и сегодня мы познакомимся с ними.

Верно. Значит, какая тема нашего урока?

Попробуем сформулировать задачи сегодняшнего урока.

Затруднение

Затруднение

Интервалы и трезвучие

Познакомимся с названиями интервалов и где они располагаются

Регулятивные: формирование умения самостоятельно определять и формулировать тему и цель деятельности

Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (демонстрация презентация)

Открытие нового знания

Вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями! Познакомимся с новыми музыкальными понятиями, которые очень нам пригодятся.

Давайте дадим понятие

Ребята, а кто мне скажет, что такое интервал?

А в музыке как вы думаете, что это такое?

Ноты не хотят нас пропускать, просят ответить на их вопросы. Ответим?

Ноты снова задают нам вопрос.

Как называются интервалы?

Они дают нам их название. У каждого из них есть имя. Но имена у них необычные – звучат загадочно, пришли они к нам из древнего языка – латыни. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

Как вы считаете, что значат и имена?

Прима соответствует цифре 1, секунда 2,

Сможете далее сказать?

Ноты дают нам подсказку: Запомните ребята! В интервале всего 2 звука

Прима – это два одинаковых звука – как два одинаковых человечка живут на одной ноте и звучать они, так и поют одинаково. Секунда – живут близко и переговариваются так. Терция – живут через ноту друг от друга 1 на 1, а во 2 на 3, (до ми).

Кто может продолжить?

Квинта – человечки живут далеко в 4 нотах друг от друга 1 на 1, а 2 на 4 ноте (до фа). Секста – человечки живут еще дальше в 5 нотах друг от друга 1 на 1, а 2 на 5 ноте (до соль). Септима – человечки живут еще дальше в 6 нотах друг от друга 1 на 1, а 2 на 6 ноте (до ля), а октава – самый широкий интервал, 1 на 1, а 2 на 7 (до си).

Давайте запишем графически, как они обозначаются

Ноты пропускают нас. И отправляют нам послание.

Если ноты ходят парами,

Их называют интервалами,

И сейчас мы по – порядку вам их

С удовольствием споём.

Узнавание примы, секунду и т.д.

Проигрывание

С помощью интервалов можно спеть песни. Они всегда звучат первыми. В каждой песне есть два первых звука. Давайте их вспомним. Я начну петь песню а вы скажете что за песня и какой интервал ее начинает петь.

Проигрывание интервалов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сольфеджио, 3 класс

Методическая цель: показать коллегам разнообразные формы деятельности на уроке сольфеджио и продемонстрировать умения и навыки учащихся.

Образовательная цель урока: дать навыки осмысленной работы, интонирования и слухового анализа изученных интервалов и аккордов.

Вид урока — смешанный, представляющий собой сочетание нескольких видов совместной деятельности педагога и учащихся: беседа, совместное пение, работа по таблицам, работа в тетрадях и с раздаточным материалом, слуховой анализ.

Ход урока:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с применением компьютерных технологий, игр-тренажеров и мобильных приложений по предмету сольфеджио в ДШИ и ДМШ. Это урок комплексного применения полученных знаний и умений средствами инновационных ресурсов.

Урок сольфеджио в 3 классе

ДШИ№7 город Набережные Челны, преподаватель Лотфуллина Л.Р.

Форма урока с применением компьютерных технологий, игр-тренажеров и мобильных приложений по предмету сольфеджио, по типу – урок комплексного применения полученных знаний и умений.

Цель урока: практическое применение полученных знаний и умений средствами инновационных технологий.

2. Развитие творческой самостоятельности. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитание коммуникативных навыков работы в группах. Пробудить интерес к урокам сольфеджио, применяя современные средства обучения.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, экран, планшеты, смартфоны (личные детей), доска, план урока, рабочие тетради Калининой Г.Ф раздаточный материал (карточки с интервалами, нотный материал).

Организационный момент

Это урок комплексного применения полученных знаний и умений и закрепление практических навыков с помощью современных технологий.

Цель урока: практическое применение полученных знаний и умений средствами инновационных технологий.

2. Развитие творческой самостоятельности. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитание коммуникативных навыков работы в группах. Пробудить интерес к урокам сольфеджио, применяя современные средства обучения.

Какие интервалы прозвучали во вступлении к песне?

Небольшой кусочек который мы с вами спели с названием нот прозвучал с повторением мелодии первого голоса, как такое пение называется?

Опрос учащихся. Закрепление теоретических знаний по теме интервалы. Мозговой штурм

Например: расстояние между этажами, от дома до школы.. .и т.д.

А что же такое интервал в музыке?

Правильно, любая мелодия – это цепочка из интервалов. Если посмотреть на любое музыкальное произведение, то можно увидеть, что весь музыкальный материал состоит из интервалов

Это любые два звука, прозвучавшие одновременно или последовательно

Ребята, приготовьте ваши планшеты или смартфоны с приложением Perfect Рiano, открываем клавиатуру с 1 октавой. Данное приложение имеет полную клавиатуру клавиш фортепиано. Несколько режимов использования – для одного исполнителя, в нескольких октавах, для двоих исполнителей лицом к лицу, а также аккордовый режим.

настраивают свои планшеты


(ученики поют песню со словами и играют на планшетах, один ученик играет в аккордовом режиме).

Раз интервал – это расстояние, то любое расстояние измеряется. Чем же мы измеряем расстояние между звуками интервалов? Правильно и по количеству ступеней между звуками каждый интервал получил свое название это числительные на латинском языке. Чтобы их назвать мы должны разгадать кроссворд. (Кроссворд на слайде через гиперссылку). Кто хочет пойти и отвечать за компьютером?

Это расстояние измеряется количеством ступеней.

(Ученики по одному отвечают все на 8 вопросов.)

Итак, мы с вами знаем, что два звука интервала могут звучать как последовательно, так и одновременно. Как же они называются? Правильно. Сыграйте сейчас любые интервалы гармонически и мелодически.

Мелодические и гармонические.

Практические задания. Работа в группе.

Гармонические интервалы. Определить и построить интервал. Пользуясь приложением Interval Cards Theory, вы сейчас определите интервалы и построите их. Делимся на две группы. Первая группа будет строить интервалы, вторая определять, какой интервал написан. Посмотрим, сколько очков вы наберете, и кто сделает все без ошибок.

работают на планшетах в приложении IntervalCardsTheory

Межпредметные связи с уроком специальности.

Скажите, пожалуйста, а интервалы мы встречаем только на уроках сольфеджио? Где еще, на каких предметах вы слышите и даже исполняете интервалы?

Молодцы ребята. Сейчас мы с вами послушаем два произведения, и вы ответите на вопрос, какие интервалы вы услышали в этих пьесах – гармонические или мелодические?

На уроках специальности, хора, оркестра, слушания музыки, на уроках музыки в общеобразовательной школе.

В первой пьесе звучат мелодические интервалы, во второй гармонические.

Межпредметные связи с уроком слушание музыки.

по составу исполнителей мы можем назвать коллективы музыкантов. Как такие коллективы называются? Первый коллектив из 4 человек, и второй из 5 человек.

Квартет и Квинтет.

А теперь определите на слух состав исполнителей.

Слушаем, играем интервалы от ноты ДО. Смотрим на экран, и повторяем.

в обозначении интервалов появились буквы? Что они означают? И почему мы стали играть черные клавиши?

дети играют все простые интервалы от ч1до ч8

потому что это чистые, большие и малые интервалы

Ребята, почему интервалы стали так называть,

с чем это связано? Это связано с качественной стороной интервалов. Правильно, расстояние между двумя звуками измеряется полутонами.

интервалы кроме количества ступеней измеряются еще и количеством тонов и полутонов.

Посмотрите на слайд - написаны слова Консонанс и Диссонанс. Что они означают?

Какие интервалы мы называем консонансами?

Сыграйте консонансы и диссонансы от любых нот.

Консонансы - звучат слитно, благозвучно.

Диссонансы - звучат резко, напряженно.

Сольфеджирование с аккомпанементом педагога на фортепиано и планшетах.

Во втором классе мы с вами учили песенки (Т.Ошурковой), в которых звучат интонации изучаемых интервалов. Это своеобразные правила, которые быстро ложатся на слух и легко запоминаются.

Сольфеджирование с аккомпанементом самих учеников

играют мелодию песни на планшетах и поют, учитель играет аккомпанемент один

ученик аккомпанирует вступление,заключение

все ученики поют песни (глядя на экран) со словами и по нотам, можно по фразам спеть поочередно всем.

дети выполняют упражнения

Самостоятельная работа

Сыграть все интервалы от ноты Ля вверх и вниз. Спеть на два голоса – нижний поет ноту Ля, верхний строит интервалы вверх. Верхний голос поет Ля, нижний строит интервалы вниз.

работают по 2 ученика

Овладение новым приложением для записи нот - Ensemble Composer

Самостоятельная работа. Написание мелодии второго голоса. Дописать нижний голос в приложение Ensemble Composer –нотный редактор. Песня в ля миноре 8 тактов


Определить тональность. Спеть мелодию с дирижированием. Послушать записанную мелодию в приложении Ensemble Composer. Написать ноты нижнего голоса вместо ступеней в приложении Ensemble Composer. Послушать полученную запись в приложении. Спеть тему второго голоса. Педагог играет верхний. Спеть на два голоса.

на планшетах уже записана мелодия в приложении Ensemble Composer, ученики записывают нижний голос. Работают по одному или по двое.

слушают полученные записи, исполняют запись второго голоса

Пение Канона. Канон - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.

Канон Ars longa, vita brevis ("Искусство вечно, жизнь коротка") 1816 года - один из трех, написанных Бетховеном на слова этой популярной латинской поговорки.

Это, так называемый, канон-загадка. Бетховен обычно использовал, т.н. "строгий канон", т.е. второй голос (и последующие - если голосов предусматривалось больше двух) в точности повторял первый. Загадочность такого канона состояла в том, что каждый из исполнителей должен был угадать момент своего вступления, т.к. в нотах был выписан только один голос.

все поют канон поочередно вступая

Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно….

Я научился…Мне захотелось…Я попробую…У меня получилось…

Теперь я могу…(спасибо вам за работу, ответы, оценки за урок (объявляется каждому ученику)


Цель: Сформировать знания о характерных интервалах и интервалах в тональности.

Задачи:

- дать понятие термина характерный интервал и интервал в тональности, закрепить понятия консонанс, диссонанс, лад, тональность.

- развить музыкальные способности, зрительную и слуховую память.

- воспитать музыкальный вкус и любовь к музыке.

Ход урока:

- Фронтальный опрос. Так как наша тема тесно связанна с предыдущими, необходимо вспомнить и закрепить наши знания. Предыдущая наша тема – интервалы.

- Как вы понимаете понятие интервал?

- На какие группы делятся интервалы?

- Какие интервалы относятся к консонирующим?

- Какие интервалы относятся к диссонирующим?

А теперь обратим внимания на сигнальные карты, на ваших столах. Во время музыкальной иллюстрации, вам нужно поднять одну из них. Консонанс – зелёная карточка, диссонанс – красная карточка (звучит несколько музыкальных примеров с применением различных интервалов).

Но так как наша тема соединяет в себе несколько тем вместе, необходимо так же вспомнить о ладе и тональности.

- как вы понимаете понятие - тональность?

- как вы понимаете определение – лад?

- какие лады вы знаете?

В следующей композиции вам необходимо определить лад (мажор или минор). Проигрывается музыкальная композиция, студенты показывают с помощью сигнальных карт, мажор это или минор, и отвечают какой вид мажора или минора прозвучал.

- Тестирование. В течении 2 - 3 минут. Взаимопроверка. (Карточки с ответами передаются соседу по парте, на мультимедийной доске правильные ответы по заданиям).

II Изложение новых знаний.

А теперь поговорим о интервалах в тональности и характерных интервалах. Что они из себя представляют и как их определить.

а) В отличии от простых интервалов, интервалы в тональности, строятся непосредственно в заданной тональности. (слайды и разбор построения на доске)

б) Характерные интервалы. Характерными интервалами, называются увеличенные или уменьшенные интервалы, образовавшиеся в следствии повышения или понижения ступени лада в гармоническом миноре или гармоническом мажоре. А именно: ув2, ум7, ув4, ум5 (слайды и разбор построения на доске).

в) Обращения характерных интервалов. Как и простые интервалы, характерные интервалы имеют определённые принципы и правила, по которым происходит их обращение (слайды и разбор построения на доске).

- Слуховой анализ с использованием характерных интервалов.

Конспект урока по музыке по теме Интервалы в тональности и характерные интервалы

III Подведение итога, рефлексия.

- В следствии чего образуются характерные интервалы?

- Как могут называться тритоны в тональности?

- Как отличить ув4 от ум5?

- Будете ли вы пользоваться полученными знаниями на индивидуальных занятиях?

Читайте также: