Интерференция света дифракция света 11 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Урок в 11 классе с использованием презентации "Волновые свойства света" и кратковременного лабораторного опыта с использованием лазерной указки.

ВложениеРазмер
Конспект урока 83.5 КБ
Презентация к уроку "Дифракция света" 2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 11 классе

Обучающие: познакомить с понятием дифракции, дать теорию дифракционной решетки.

Развивающие: развивать способности анализировать увиденное, логическое мышление и творческое воображение учащихся, учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, формулировать эмпирические закономерности.

Воспитывающие : воспитывать ответственное отношение к учебе, положительное отношение к предмету физики.

Тип урока : комбинированный

  1. Актуализация знаний учащихся. Беседа с использованием презентации
  • При каком условии амплитуда колебаний частиц среды в данной точке максимальна? (Слайд 3)
  • Каково условие минимума амплитуды результирующих колебаний? (Слайд 4)
  • Какие волны дают устойчивую интерференционную картину? (Слайд 5)
  • Почему возникают радужные пятна на поверхности воды? Объясните с помощью рисунка интерференцию в тонких пленках. (Слайды 6,7,8)
  • На прошлом уроке вы наблюдали кольца Ньютона с помощью прибора, который состоит из стеклянной пластины и положенной на нее плоско-выпуклой линзы. Как Томас Юнг объяснил появление этих колец? (Слайды 9,10)

II. Изучение нового материала

1. Дифракция. Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и знания учащихся

Дифракция – это явление огибания волнами препятствия или отклонение от прямолинейного распространения волн. (Слайд 11 )

Дифракцией обладают и звуковые волны: можно услышать сигнал машины за углом дома. Звуковые волны свободно огибают препятствия.

За большими препятствиями в ясный день образуется тень, что подтверждает прямолинейность распространения света.

От точечного источника за непрозрачным предметом на экране также можно увидеть четкую тень . Тень – это место, куда не попадает свет от источника.

(Слайд14) Дифракцию света можно наблюдать, если пропускать свет через маленькое отверстие. Здесь можно увидеть нарушение закона прямолинейного распространения света: светлое пятно на экране против отверстия будет иметь б о льшие размеры, чем само отверстие. Так в 1802 году Т. Юнг поставил классический опыт по дифракции .

В непрозрачной ширме он проколол булавкой два маленьких отверстия В и С, которые освещались световым пучком, идущим из отверстия А.

В этом опыте мы видим дифракцию, т.е. отклонение от прямолинейности распространения света. Кроме этого возникшая сферическая волна от отверстия А возбудила в отверстиях В и С когерентные волны. В результате интерференции этих двух световых волн на экране появились чередующиеся темные и светлые полосы. Именно с помощью этого опыта впервые Юнгом были измерены длины волн, соответствующие световым лучам разного цвета, причём, весьма точно.

Исследование дифракции было продолжено О. Френелем, который исследовал различные случаи дифракции на опыте. В результате он выяснил, что для отчетливого наблюдения дифракции нужно либо использовать очень маленькие препятствия, либо располагать экран далеко от препятствий (Слайд15)

На рисунках показаны дифракционные картины от различных препятствий:

а – от тонкой проволоки, б – от круглого экрана. (Слайд 17 )

Вместо тени от проволочки видны светлые и темные полосы, в центре тени, образованной круглым экраном, видно светлое пятнышко, а сама тень окружена светлыми и темными концентрическими кольцами.

В 1818 году на заседании Французской академии наук известный физик

С. Пуассон усомнился в справедливости теории Френеля и обратил внимание на то, что из теории Френеля вытекают факты, явно противоречащие здравому смыслу: если за непрозрачным диском появляется светлое пятно, то при определенных размерах отверстия на экране в центре светлого пятна должно находиться темное пятнышко.

Каково же было удивление ученых, когда поставленные эксперименты доказали, что так и есть на самом деле! (Слайд 18)

Каково значение дифракции в жизни человека?

С дифракцией света приходится считаться при наблюдениях мелких предметов с помощью микроскопов: вследствие огибания предметов светом изображения получаются размытыми, другими словами явление дифракции ограничивает разрешающую способность любого оптического прибора

2. Дифракционная решетка. Теория дифракционной решетки

Увидеть четкую картину распределения максимумов и минимумов света можно с помощью дифракционной решетки, которая представляет собой совокупность большого числа очень узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками. (Слайд19) (запись в тетради)

Перед вами дифракционная решетка, у которой на каждый 1 мм =10 -3 м приходится 100 штрихов. Если ширина прозрачной щели равна а , и ширина непрозрачного промежутка b , то величина d = a + b называется периодом решетки и в нашем случае

d = l / N = 10 -5 м (записываем в тетради)

Рассмотрим рисунок, который поможет понять картину распределения максимумов и минимумов света . (Слайд20)

Imagд

рис. 1

Когда на дифракционную решетку падает пучок обычного белого света, мы увидим на экране следующую дифракционную картину. (Слайд21,22))

На этом рисунке, центральная светлая полоса - белая, а боковые полосы - цветные, в которых четкое чередование цветов от фиолетового к красному. На ближних к центральной светлой полосе краях спектра получаются фиолетовые полоски, а на дальних – красные.

Когда на дифракционную решетку падает пучок монохроматического света (Слайд24) (красный от лазерной указки, например), световые лучи, проходя через щели решетки, отклоняются из-за дифракции на различные углы. Эти волны когерентны, поэтому на экране возникнет интерференционная картина. В центре экрана (в точке О) собираются волны с разностью хода, равной нулю, поэтому там образуется интерференционный максимум (большое красное пятно), а в точках, где оптическая разность хода равна четному числу длин волн или нечетному, образуются красные максимумы и темные минимумы.

(Слайд20) На доске и в тетрадях делаем рисунок и соответствующие выводы:

Разность хода Δd = r 2 - r 1 = d sinα , и тогда

максимум интерференции будет наблюдаться, если d sinα = k λ, а

минимум интерференции, если d sinα = (2k+1) λ/2 .

В этой формуле d - период решетки, k –порядок дифракционного максимума или минимума (k = ± 1; ± 2 . ) , sinα при малых углах равен tgα = y/x , где х – расстояние от дифракционной решетки до экрана, а у - расстояние от центрального максимума до любого следующего.

3. Опытное определение длины волны красного света

Для определения длины волны нам понадобятся два штатива. Один штатив удерживает экран с листочком миллиметровой бумаги или бумаги в клетку, в лапке другого, удаленного на некоторое расстояние от первого, закреплена дифракционная решетка. Включаем красный свет в лазерной указке, направляем на дифракционную решетку, измеряем расстояния х и у до первого максимума на экране и по формуле λ = d у / х k , находим длину волны (экран нужно поставить так, чтобы свет от окна не падал на него, тогда на нем отчетливо видны максимумы и минимумы)

λ = d у / х k , λ = 10 -5 м ·0,04 м / 0,51 м = 780·10 -9 м или 780 нм

4. Наблюдение дифракции света

Учащиеся наблюдают дифракционные картины:

  • если сложить полоску капрона, то в отраженном белом свете мы увидим чередование светлых и темных полос;
  • если смотреть на яркий источник света, прищурившись, то можно обнаружить радужные цвета, так как ресницы представляют собой грубую дифракционную решетку;
  • если посмотреть на лазерный диск, то увидим разложение отраженного света в спектр (бороздки диска подобны дифракционной решетке).

III. Закрепление нового материала в форме тестирования

1. Какое из приведенных ниже выражений определяет понятие дифракция?

А. Наложение когерентных волн

Б. Разложение света в спектр при преломлении

В. Огибание волной препятствия

2. Какое из наблюдаемых явлений объясняется дифракцией?

А.Излучение света лампой накаливания

Б. Радужная окраска компакт-дисков

В. Получение изображения на киноэкране

3. Какое из наблюдаемых явлений объясняется дифракцией?

А. Радужная окраска тонких мыльных пленок

Б. Появление светлого пятна в центре тени от малого непрозрачного диска

В. Отклонение световых лучей в область геометрической тени

4. Какое условие является необходимым для наблюдения дифракционной картины?

А. Размеры препятствия много больше длины волны

Б. Размеры препятствия сравнимы с длиной волны

В. Размеры препятствия много больше амплитуды волны

5. Свет какого цвета располагается дальше всего от центра дифракционной картины?

6. Дифракционная решетка имеет 50 штрихов на миллиметр. Под каким углом виден

максимум второго порядка для света с длиной волны 400 нм?

IV. Проверка тестов

V. Подведение итогов

  • С каким волновым свойством света мы сегодня познакомились?
  • О каком оптическом приборе мы узнали?
  • Чему научились на уроке?

VI. Выставление оценок

VII. Задание на дом

§§ 70 -72 учебника, ответить на вопросы к параграфам, упр.10, задача 1

Список использованной литературы:

1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006. - 464 с.

2. Кирик Л.А. Физика – 11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: ИЛЕКСА, 2008.- 192 с.

Практика показала, что ребята лучше усваивают этот материал, работая на компьютерах, нежели используя физические приборы. В программе материал изложен красочно, наглядно и доступно. У обучающихся есть возможность рассмотреть виртуально различные варианты дифракции света: на щели, игле, круглом отверстии и шаре. Кроме того, они могут изменять размеры объектов, длину волны монохроматического света и сравнивать увиденное. Дифракционный предел разрешения исследуется на двух точечных источниках с возможностью изменения диаметров отверстий и угла зрения  .

Интерференция света рассматривается на кольцах Ньютона в монохроматическом свете. Учащиеся исследуют зависимость радиусов колец интерференционной картины от радиуса кривизны линзы.

В течение работы ребята отвечают письменно на вопросы в тетрадях, за что впоследствии им выставляется оценка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок физики в 11 классе

Тип урока: Урок –тренинг, формирования новых знаний.

Ляшко Ольга Григорьевна.

высшей квалификационной категории.

Урок - тренинг в 11 классе. Уровень стандарта

Цель: Дидактическая: формировать у учащихся представление о световые явления интерференции, дифракции, дисперсии света, определение этих явлений путем физического эксперимента. Изучить условия возникновения этих явлений и методы их наблюдения. Устанавливать зависимость образования интерференции, дифракции, дисперсии от длины световой волны и угла падения светового луча. Способствовать формированию умений применять полученные знания для объяснения оптических явлений в природе, моделировать эти явления путем постановки опытов.

Развивающая: Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и логично обосновывать свои мысли; экспериментальные умения и стремление проводить опыты. Способствовать активизации творческого мышления, расширению границ восприятия окружающего мира с помощью наблюдений. Пробуждать в них познавательный интерес, стимулировать развитие инициативы, сообразительности. Формировать умение выдвигать гипотезы, предположения и проверять их.

Воспитательная: Расширить кругозор учащихся, возбуждать интерес к изучению физики, формировать коммуникативные навыки, воспитывать у учащихся уверенность в безграничности обучения.

Ожидаемые результаты : Усвоив материал этого урока, ученики будут знать: определение интерференции, дифракции, дисперсии; виды световых явлений и причины их возникновения. объяснять: сущность интерференции, дифракции световых волн и дисперсии света. уметь: исследовать световые явления и пользоваться простейшими оптическими приборами; обосновывать роль современных представлений о природе света в физической картине мира.

Оборудование: диапроектор, экран, призма, стеклянная пластина, плоско-выпуклая линза, черную бумагу, тонкое лезвие, игла, дифракционная решётка, источник света

Тип урока : комбинированный урок получения новых знаний.

Структура урока

Этапы урока

1.Организационный. (1 мин.) Приветствие. Создание рабочего настроения. Организация рабочего места.

3.Актуализмция опорных знаний и умений учащихся. (3 мин.)

4 . Мотивация учебной деятельности учащихся . (2 мин.)

Вступительное слово учителя: Свет одно из удивительных явлений природы. Под действием света и тепла развивается и поддерживается жизнь на Земле, а возможно, и на вторых планетах Вселенной. С помощью света мы получаем большую часть информации об окружающем нас мире. Как вы уже знаете, свет - это электромагнитное излучение, которое имеет непрерывные, волновые свойства, так и дискретные, корпускулярные. Сегодня на уроке мы убедимся, что в случаях интерференции и дифракции свет проявляет волновую природу, а при дисперсии - отчетливее проявляется его корпускулярная природа, хотя при этом сохраняется и волновая.

5. Изучение нового материала (10 мин.)

Учащиеся обсуждают увиденные явления интерференции, дифракции и дисперсии, выясняют причины их возникновения, доказывают их волновую природу. Дают определение интерференции, дифракции, дисперсии. Предварительно созданнные три группы показывают презентации, делают вывод о волновой природе изученных явлений.

Организует работу в группах. Наблюдение за работой учащихся. Выполняют мини-лабораторные работы, (Приложение Б) Обсуждают наблюдения и отвечают на вопросы. Готовятся к презентации опытов и их обсуждение.

6.Овладение и осознание изученного . (5 мин.)

Цель: Визуально наблюдать явление интерференции методом колец Ньютона. Оборудование: Стеклянная пластина, плоско-выпуклая линза, источник света, прибор для наблюдения колец Ньютона.

Выполнение работы 1. На стеклянную пластинку положить плоско-выпуклую линзу.

3.наблюдаем интерференционную картину с помощью прибора для наблюдения колец Ньютона. Меняем силы давления с помощью винтов

4.Изобразить образовавшуюся картину в тетради.

Цель : Визуально наблюдать явление дифракции от узкой щели, маленького отверстия, в отраженном свете.

Оборудование : раздвижная щель, черную бумагу, игла, тонкое лезвие, птичьи перья, источник света, компакт-диск.

Выполнение работы 1. Устанавливаем между губками штангенциркуля расстояние 0,4 мм и рассматриваем через эту щель источник света.

2. С помощью тонкого лезвия или иглы сделать в черной бумаге щель или отверстие Посмотреть сквозь него или птичьи перья на точечный источник света.

3. Расположить компакт-диск горизонтально на уровне глаз. Наблюдаем дифракционный спектр.

4. Изобразить образовавшуюся картину в тетради.

5. Сделать вывод.

7.Осмысление и закрепления изученного. (4 мин.)

Слово учителя : Солнце все освещает одним и тем же белым светом, но вокруг нас мир разноцветный. Это объясняется тем, что белый свет является сложным и частично рассеивается, преломляется и поглощается телами. Белая поверхность отражает все равно лучи всех цветов. Поэтому альбомный лист, освещенный источником белого света, кажется нам белым. Зеленая трава, освещенная тем же источником, отражает лучи зеленого цвета, а другие поглощает. Красные лепестки розы отражают лучи красного цвета. желтые лепестки подсолнечника - желтого. Цвет - это музыка для глаз, но в музыкальном аккорде, если прислушаться, можно различить отдельные ноты, а, например, в желтом цвете, как бы мы не присматривались, увидеть отдельно красный и зеленый цвет невозможно. Особое значение для цветного зрения имеет составление красного, зеленого и синего цветов. При их составлении получается белый свет. На этом основаны цветное кино, телевидения, цветная фотография.

8.Контроль и коррекция полученных знаний. (5 мин.)

Учитель проверяет знания учащихся методом фронтального опроса 1 Что такое свет? 2 Какие волновые свойства присущи света? 3 Что называют интерференцией света? Приведите примеры интерференции. 4 Какие волны называют когерентными и почему именно они необходимы для наблюдения интерференции? 5 Что называют дифракцией света и где ее можно наблюдать? 6 Как можно наблюдать явление дисперсии света? 7 Чем обусловлено разложения белого цвета на цветные пучки? 8 Для чего применяют спектроскоп?

9.Исследовательско-поисковая работа . (5 мин.)

10.Рефлексия результатов . (2 мин.)

11.Интересная дополнительная информация. (2 мин.)

12. Домашнее задание . (1 мин.) Учитель записывает на доске и объясняет домашнее задание: изучить соответствующий параграф учебника, подобрать информацию о оптические явления и условия их возникновения. Записывают задание в дневник.

13. Итог урока . (1 мин.)

Учитель оповещает результаты урока, оценивает и комментирует ответы учащихся, предоставляет дополнительные баллы за активность.

1 Существование специальных приборов - интерферометров, действие которых основано на явлении интерференции. 2 Проведение точных измерений расстояний А. Майкельсон измерил скорость света в вакууме и совершил сравнения эталонного метра с длиной волны видимого света. 3Точне измерения длин световых волн и показателя преломления газов. 4 Метод просветления оптики (уменьшение интенсивности прохождения света), который используется в очках).

1.Дифракционная решётка - это совокупность большого количества очень узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками. 2. Самые лучшие качества имеют так называемые отражающие решётки - чередование участков, отражающих и рассеивающих свет. 3.С помощью дифракционных решёток с высокой точностью измеряют длину волны. 4 Ресницы человека с промежутками между ними представляют собой грубую дифракционную решетку. Если зажмурить глаза, то можно наблюдать радужные цвета.

1 Разноцветная радуга - радуга - огромный спектр солнечного света. 2 Небесные краски, или голубой блюз. 3 трехцветных природа зрения. 4 Удивительное разнообразие красок в природе. 5 Использование спектрометра.

Поисковая работа I группы :

Глория (ореол) или Броккенский привод - явление в виде разноцветных колец вокруг тени наблюдателя, которая падает на облако или туман, составленную из капель воды при наличии яркого точечного источника света. В качестве такого источника - солнце. Глория возникает благодаря дифракции света, отраженного каплями воды.

Поисковая работа II группы : Галό - оптическое явление, возникающее вследствие преломления и отражения света в ледяных кристаллах и наблюдается в атмосфере. Найпошириниша форма гало - это круг вокруг Солнца или Луны. Также это могут быть яркие цветные пятна вдоль Солнца - ненастоящие Солнца - пергелии.

Интерактивные упражнения

2 В стакан налейте немного воды. Наклоните стакан и через воду (смотрите внутрь стакана перпендикулярно ко дну) наблюдайте иглу, положенную на кусок красной бумаги. Что вы видите? Почему видно радужную полосу?

3 Возьмите детскую игрушку для образования мыльных пузырей. Окуните в мыльную воду кольцо, добейтесь образования мыльной пленки и выдуйте мыльный пузырь. Объясните ее радужною окраску. Приведите другие примеры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивающая - развитие умений по качественному и количественному описанию дифракционной картины, навыков выделения главного, изложения данного материала; развитие внимательности, навыков сравнивать и обобщать факты;

воспитательная – развитие мотивации изучения физики, используя интересные сведения; развитие коммуникативных навыков; умение слушать своих одноклассников.

Формируемые УУД:

Предметные : усвоить роль эксперимента и измерения в научном познании в теории электромагнитных волн на примере волновых свойств света.

Метапредметные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; рационально планировать свою работу, добывать недостающую информацию с помощью вопросов; находить взаимосвязь явлений и их причинную обусловленность; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : компьютер или мультимедийная установка; демонстрационные и лабораторные приборы по волновой оптике; портреты ученых на магнитной доске; прибор для измерения длины световой волны.

I. Организационный момент.

а) Фронтальный опрос

Вспомните, что называется интерференцией света.

При каких условиях наблюдается интерференция света.

Приведите примеры интерференции света (интерференция в тонких пленках, кольца Ньютона).

Где находит применение интерференция света.

б) Найдите соответствие (с помощью мультимедийной установки на экран проецируется задание).

Ребята, оцените, с каким багажом знаний вы пришли на урок. Выберите ту цифру, которая соответствует вашим знаниям по теме.

III. Изучение нового материала.

Дифракция вокруг нас

Свет хорошо знаком каждому с детства и имеет огромное значение для жизни человека. Достаточно сказать, что примерно 90% информации мы получаем с помощью зрения.

В современной физике считается общепринятым, что свет проявляет свойства как волн, так и потока частиц (фотонов). При этом обыденные, очевидные свойства света: прямолинейность распространения, отражение от зеркальной поверхности - проще объяснить и понять, пользуясь понятием о свете как о потоке частиц. Для описания этих свойств пользуются понятием световой луч и законами геометрической оптики.

Волновые свойства света не столь очевидны. В большинстве случаев нужны специальные условия для наблюдения волновых эффектов

Итак, свет может интерферировать. Это еще одно доказательство в пользу волновой природы света. Рассмотрим еще одно явление.

Опыт: В куске картона сделайте иглой отверстие и посмотрите через него на раскалённую нить электрической лампы. Что вы видите? Объясните.

Свет заходит в область тени и затем распространяется во всех направлениях.

Рис 5.28 на стр 137 – явление дифракции наблюдаем.

Рис 5.30 на стр 137 – не наблюдаем явление дифракции( существует условие дифракции)

Для механических волн – огибание припятствия.

Для световых волн – отклонение от прямолинейного распространения света.

Дифракцию можно наблюдать для любых волн: электромагнитных (в том числе световых), упругих (звуковых), волн на поверхности воды. Наиболее заметно дифракция проявляется в условиях, когда размер препятствия соизмерим с длиной волны. Именно поэтому явление дифракции нагляднее всего демонстрируется с помощью волн на поверхности воды, которые имеют размер, заметный невооруженным глазом.

Часто волны встречают на своем пути небольшие препятствия. Соотношение между длиной волны и размером препятствий определяет в основном поведение волны.

Превым наблюдал явление дифракции и интерференции в середине 17 века Гримальди, но не объяснил эти явления.

Френель построил количественную теорию дифракции.(Если свет проходит малое отверстие, то в центре темное пятно. Если малое препятствие, то в центре наблюдаем светлое пятно.)

а) наблюдение огибания волнами препятствий (наблюдение дифракции волн на поверхности воды.

Вывод: На видеофрагменте представлен опыт в волновой ванне. Видно, что плоская волна, проходя через малое отверстие, становится круговой расходящейся волной и проникает в область, закрытую препятствием, то есть огибает его. Если размер объекта (отверстия или препятствия) заметно меньше длины волны, то волна с ним не взаимодействует.

б) наблюдение нарушения закона прямолинейного распространения света.

Вывод: Неоднородность среды (поверхности препятствий) нарушает целостность фронта волны, распространяющейся от источника, вызывает отклонение от распространения волн от законов геометрической оптики, или дифракцию.

Дифракционная решетка – совокупность прозрачных и непрозрачных полос.

d – период дифракционной решетки. - - - - - - - -(d- одна прозрачная и одна непрозрачная линия).

Школьные дифракционные решетки содержат 50 или 100 штрихов на 1 мм. Современные решетки 6 тыс штрихов на 1 мм.

Теория дифракционной решетки.

Сколько штрихов, столько имеем когерентных источников света. Лучи будут интерферировать при определенном угле падения. Под углом φ к первоначальному направлению. Выберем направление, под которым наблюдается max.Рассмотрим два соседних луча.

Условие max или основная формула дифракционной решетки:

Если дифракционную решетку освещают монохроматическим светом, то наблюдают эти монохроматические светлые и черные полосы.

Если дифракционную решетку освещают белым светом, то наблюдаем дифракционный спектр.

sin φ = ; (λ и φ – увеличиваются).

Дифракционный спектр фиолетовый – красный

Дисперсионный спектр – красный – фиолетовый

Диапазон длин волн:

λ кр = 8 * 10 -7 м

Условие дифракции: Д 2 = L * λ

Д – размер препятствия,

L – расстояние, на котором наблюдается дифракция.

Значение изучения явления дифракции:

Дифракция показала границы применимости геометрической оптики.

Волновая оптика объясняет более широкий круг явлений, геометрическая оптика составляет частный случай волновой оптики.

IV. Закрепление. Решение задачи по данной теме.

Монохроматическим светом освещают дифракционную решетку, у которой 100 штрихов на 1 мм. Расстояние до экрана 2 м. Какова длина волны света, если расстояние на экране между максимумами первого порядка равно 22 см.

l = 1 мм Дифракционная решетка

λ - ? d * sin φ = k *λ ;

при малых углах sin φ = tg φ = BC / а;

sin φ = 0,11/ 2 = 0,055

λ = ( 0,01 * 10 -3 *0,055) / 1 = 55 * 10 -8 = 550 нм

Ответ: λ = 550 нм.

V. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

При подведении итогов урока можно ответить на вопросы:

Что такое дифракция света?

Каково условие возникновения дифракции света?

Что такое дифракционная решетка?

Учитель: Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне сегодня запомнилось…

Самым интересным было…

Очень трудно было…

( Оценивание учащихся не проводится, что позволяет ребятам более свободно высказывать свои суждения, а учитель получает реальную картину уровня понимания материала).

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§ 56-58, задачи А3,А4 стр 220.( учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев и др, 11 класс)

Экспериментальное задание:

Посмотрите на нить электрической лампы через птичье перо, батистовый платок или капроновую ткань. Что вы наблюдаете? Объясните.

В куске картона сделайте иглой отверстие и посмотрите через него на раскалённую нить электрической лампы. Что вы видите? Объясните.

Дополнительно:

На дифракционную решетку, имеющую 500 штрихов на каждом миллиметре, падает свет с длиной волны 450 нм. Определите наибольший порядок максимума, который дает эта решетка

Читайте также: