Индустриализация в ссср конспект урока 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, форсирование, трудовой героизм, стахановское движение, социалистическое соревнование.

Средства обучения: учебник, видеоматериалы “Первые пятилетки”, раздаточный материал “Источники получения средств для индустриализации”, “Итоги социалистического соревнования”

Ход урока

Вводное слово учителя

Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в начале 20 века. Т.к. Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача -догнать страны 1 эшелона, т.е перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т.е. отрасли тяжелой промышленности.

И хотя уже в начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность, темпы роста самые высокие в мире- до 8% в год. Но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала 1 мировой, а затем гражданской войнами. Уже к 1925 году страна была поднята из руин, был восстановлен довоенный уровень производства благодаря успехам нэпа. Но мы не должны забывать, что это был уровень 1913 г. За это время страны Запада шагнули далеко вперед, и мы в очередной раз власть столкнулась с необходимостью индустриализации.

В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача “Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их”.

Работа с документом №1. “Причины и цели индустриализации”

  1. Какие причины делали индустриализацию необходимой?
  2. Каковы объективные цели индустриализации?

Для проведения индустриализации в любой стране нужны источники финансирования.

Работа с текстом учебника. Параграф 23, стр. 170.

  1. Назовите источники финансирования индустриализации для западных стран.
  2. По ходу изучения темы выделите и запишите источники индустриализации в СССР.

Итак, в 1925г. на 14 съезде партии была обозначена необходимость индустриализации, а в 1927г. разразился хлебозаготовительный кризис, вызвавший новую волну разногласий в руководстве партии и государства. На этот раз разногласия между И. Сталиным и Н. Бухариным по вопросу причины кризиса и путях его преодоления.

  1. Вспомните точки зрения И.Сталина и Н.Бухарина по этим вопросам.

Итак, И.Сталин предлагает начать форсированную индустриализацию.

Мы познакомимся с ходом форсированной индустриализации и первыми пятилетками.

Разработка первой пятилетки шла с 1927 года, а с 1 октября 1928 года официально началось его выполнение. Но конкретные задания еще не были утверждены. Официально были разработаны 2 варианта первой пятилетки: основной (реально осуществимый) и оптимальный (может быть выполнен только при крайне благоприятных условиях)

Работа со статистическими материалами.

В 1929 году И.Сталин выдвинул лозунг “Пятилетку в 4 года!” и официально было объявлено, что первая пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца. Хотя реальные достижения отставали от плана, но тем не менее они впечатляли.

  1. Как можно охарактеризовать психологию строителей пятилеток?

Но успехи достигались не только благодаря энергии и энтузиазму, широко применялся подневольный труд.

Итак, победоносно заявив о досрочном выполнении первой пятилетки, Сталин признал, что теперь нет необходимости подхлестывать страну, можно снизить темпы промышленного строительства. На 17 съезде партии разработан план второй пятилетки, который предусматривал снижение темпов прироста промышленности с 30% до 17%.

В годы 2 пятилетки появился новый источник ресурсов для проведения форсированной индустриализации: увеличение нормы выработки.

Просмотр фрагмента фильма о первых пятилетках

  1. Назовите новый источник ресурсов?
  2. Назовите причины стахановского движения?
  3. Перечислите источники социалистической индустриализации.
  4. Назовите социальные последствия индустриализации (положительные и отрицательные)

Первые пятилетки – время больших надежд и великих страданий. До сих пор неоднозначное отношение к социалистической индустриализации.

Форсированная индустриализация привела к господству административно-командной системы в экономике, произошло огосударствление промышленности. Централизованное управление в долгосрочной перспективе предопределило крайне низкие темпы экономического развития и низкое материальное благосостояние советских людей.

Документ

Причины и цели индустриализации

1. К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. По производству промышленной продукции на душу населения СССР отставал от передовых стран Запада в 5-30 раз.

2. Сталин говорил “мы отстали от передовых стран на 50-100лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут”.

3. На пленуме ЦК ВКП (б) в 1928 году отмечалось “ Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства”

4. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.

В 1927 году в Варшаве был убит советский полномочный представитель Войков.

В 1927 году Франция потребовала отозвать советского посла Раковского.

Все эти разрозненные события советское государство расценило как заговор “империалистических держав” против СССР, целью которого является война.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока в 9 классе

школы-интерната № 5 г. Саратова.

Учитель: Тюрина Н.Н.

Дать учащимся представления о проведении индустриализации в стране.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать навыки самостоятельной работы с учебником, добиваться от учащихся умения давать оценку историческому деятелю, развивать умения анализировать, обобщать исторический материал.

Воспитательные: воспитывать гордость и уважение к трудовому народу, показать на примерах, что труд развивает ум, дисциплинирует, украшает жизнь человека.

Индустриализация в СССР; подъем промышленности; пятилетний план; стахановское движение.

Основные термины и понятия.

Индустриализация, займ, пятилетка, комсомольская путевка, шахтер.

Оборудование и материалы.

2.Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

-какую тему изучали на предыдущем уроке?

-из-за чего появились разногласия и споры в партии большевиков?

-почему И.В. Сталин расправлялся со своими соратниками и друзьями?

-почему люди старались угодить И.В. Сталину?

-объясните, что такое культ личности.

3.Актуализация знаний, объявление новой темы.

В 1920-е годы СССР значительно отставал в своем экономическом развитии от большинства ведущих стран мира. Нужно было превратить СССР в промышленно развитую державу с крепким сельским хозяйством.

4.Изучение нового материала.

Во времена нэпа жизнь людей немного улучшилась. Но промышленность в стране не развивалась. СССР надо было превратить в промышленно-развитую державу. Делать это надо было в очень короткий срок и под жестким контролем государства. В конце 20-годов нэп был свернут. В стране началась индустриализация.

Словарная работа: индустриализация. (страница 125).

Цели индустриализации. Опорная карточка.

Для проведения индустриализации нужны были огромные средства. Поэтому правительство приняло решение увеличить добычу и продажу за границу угля, нефти, золота, леса. Был увеличен и экспорт хлеба, сахара, масла. Хотя этих продуктов населению страны не хватало.

Кроме того, был объявлен сбор денег у населения на строительство крупнейших промышленных предприятий. Такой сбор средств назывался займом.

Словарная работа. (страница 125).

Было принято решение в короткий срок примерно в течение 10 лет догнать промышленно-развитые государства мира. Для этого правительство начало планировать развитие промышленности и всего народного хозяйства страны. Государственные планы составлялись на каждые 5 лет. Такие планы назывались пятилеткой.

Словарная работа. Запись в тетради.

Миллионы людей самоотверженно трудились на стройках первых пятилеток. Комсомол формировал бригады строителей из комсомольцев. Комсомольцы приезжали на стройки заводов и электростанций по комсомольским направлениям. Такие направления назывались путевками.

Словарная работа. Запись в тетради.

За короткий срок было построено 1500 новых промышленных предприятий.

Работа с картой.

Вся страна превратилась в сплошную стройку. К концу 30-х годов 20 века СССР превратился в мощную индустриальную державу.

Наша страна обогнала в развитии промышленности некоторые европейские страны. Весь мир был поражен темпами промышленного строительства и трудовыми подвигами советских людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок истории "Индустриализация в СССР", 9-й класс

Цель: Сформировать у обучающихся представление о сущности процесса индустриализации в СССР.

Основные задачи урока

Образовательные:

Познакомить с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР;

Выявить истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

Развивающие: Совершенствовать навыки работы с документами, видео- и аудиоинформацией, умение анализировать исторические события, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям, чувства гордости за достижения нашей страны.

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентации, документы, статистические материалы.

I. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса по следующим вопросам:

1.Какой период отечественной истории мы проходим?
2. Какие события этого периода вам известны?
3. Что заставило советскую власть перейти к НЭПу?
4. Почему к 1925 г. НЭП себя исчерпал?

5. Зачем государству необходима крупная тяжелая промышленность?

Запись термина. Индустриализация – процесс создания крупной тяжелой промышленности. Слайд 2.

Рассмотрение двух крайних мнений. Слайд 3. Индустриализация – это экономическая катастрофа с неоправданными жертвами и Индустриализация – это экономическое чудо, великие достижения и путь к прогрессу.

Учащиеся приходят к выводу о невозможности и преждевременности оценки разных точек зрения. Ученики составляют план урока, т.е. рассмотрения таких необходимых знаний об индустриализации, как – цели, методы, приеы, участники, итоги.

Какие цели могли быть у индустриализации.. Слайд 4.

Документ 1. Выделить 4 цели индустриализации. Работа с документом: “Причины и цели индустриализации”

Рассмотрим способы проведения индустриализации. Велись обширные дискуссии, но можно выделить две крайние точки зрения. Посмотрим инсценировку разговора противоборствующих сторон. Слайд 5.

Выступают два ученика с подготовленным диалогом.

Бухарин: Я представляю сторонников Бухарина. НЭП надо продолжить. Сначала надо поднять село, затем легкую промышленность. Потом, постепенно, перестроим тяжелую крупную промышленность.

Сталин – Нам нужны максимально быстрые темпы. Мы отстали от Европы на 50-100 лет, и должны пройти этот путь за 10 лет. Иначе нас сомнут.

Бухарин – Мы предлагаем сбалансированное развитие. Темпы должны быть умеренные и посильные

Далее происходит обсуждение. Ученики высказывают свое мнение о точках зрения сторон.

В 1927 году Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.

В 1927 году в Варшаве был убит советский представитель.

В 1927 году Франция потребовала отозвать советского посла.

Вопросы к тексту:

Как данные события могли повлиять на дискуссии в конце 20-х гг.

Почему победила точка зрения Сталина.

Форсированная индустриализация могла состояться только в условиях плановой экономики. Учащиеся вспоминают, что в плановой экономике собственность, ресурсы и возможность строить и реализовывать планы может только ГОСУДАРСТВО!!

Просмотр видеофрагмента 1. Делается вывод о необходимости огромных финансов. Начинается высказывание версий о средствах проведения индустриализации. Слайд 6.

Учитель напоминает о бесплатном труде заключенных и вводит новый термин ГУЛАГ. Слайд 7.

Следует рассказ учителя о методах изьятия хлеба, сопротивлении крестьян и репрессиях. Подчеркивается бескомпромиссность Советской власти, ее твердом намерении выполнить план и собрать запланированное количество хлеба. Взамен государство планировало поставлять в деревню трактора и комбайны.

Голод 1932-1933 гг.

Вопрос – эти события являются основой для какой из двух точек зрения? Чудо или катастрофа? Неоправданные жертвы –это?? Катастрофа это??

Посмотрим на ту Цель, которая оправдывала , по мнению властей, средства?

Видеофрагмент 2 . Готовим ответ на вопросы – Оборудование первой пятилетки? Какие темпы? Отношение участников к событиям? Как готовились специалисты?

Ученики отвечают на вопросы.

Каковы были итоги пятилетки? Изучение данных таблиц. Документ 3. Ученики делают три вывода.

Учитель спрашивает – в основу какой точки зрения легли данные таблиц? Что имеется в виду под прогрессом, под достижениями? Есть ли основания говорить о Чуде экономики?

Следует дискуссия об аргументах каждой точки зрения. Ученики приходят к мнению о том, что каждая точка зрения имеет под собой основания.

Заключительная беседа – Какой останется в вашем представлении пятилетка?? Какая из точек зрения вам ближе или какая у вас сформировалась точка зрения?

Рефлексия. О каком событии мы узнали? Цели? Точки зрения? Почему победила точка зрения Сталина?? Итоги и оценка успешности первой пятилетки. Домашнее задание – выписать достижения и противоречия индустриализации в СССР.

19 декабря 1927 г.

… Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР, служат гарантией возможности развития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сельского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации хозяйства. Поэтому особое внимание должно быть обращено на скорейшее осуществление плана электрификации, развитие черной и цветной металлургии, в особенности в части качественных металлов, развитие химических производств, в особенности в, части производства искусственных удобрений, дальнейшее развертывание добычи угля, нефти и торфа, общего и сельскохозяйственного машиностроения, судостроения, электропромышленности, золото-платиновой промышленности.

Промышленность, производящая предметы потребления, должна довести количество и качество своей продукции до такого предела, чтобы было обеспечено.. повышение .. нормы потребления трудящихся. В области новых производств должны быть развиты или поставлены заново: производство оборудования для металлургии, топливной и текстильной промышленности, авто-, авиа- и тракторостроение, производство искусственного волокна, добыча редких элементов, производство алюминия, ферро-марганца, цинка, связанного азота, калия, производство оборудования кинопромышленности и радиоустановок, добыча радия и т. д.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов IIK ч. II. М., 1954.

Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции

Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий

1918–1927 (за 9 лет)

1-я пятилетка (1928–1932)

2-я пятилетка (1933–1937)

Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории "Индустриализация в СССР" 9 класс

Познакомить с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР;

Выявить истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, форсирование, трудовой героизм, стахановское движение, социалистическое соревнование.

Средства обучения: учебник, видеоматериалы “Первые пятилетки”, раздаточный материал “Источники получения средств для индустриализации”, “Итоги социалистического соревнования”

Вводное слово учителя

Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в начале 20 века. Т.к. Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача -догнать страны 1 эшелона, т.е перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т.е. отрасли тяжелой промышленности.

И хотя уже в начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность, темпы роста самые высокие в мире- до 8% в год. Но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала 1 мировой, а затем гражданской войнами. Уже к 1925 году страна была поднята из руин, был восстановлен довоенный уровень производства благодаря успехам нэпа. Но мы не должны забывать, что это был уровень 1913 г. За это время страны Запада шагнули далеко вперед, и мы в очередной раз власть столкнулась с необходимостью индустриализации.

В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача “Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их”.

Работа с документом №1. “Причины и цели индустриализации”

Какие причины делали индустриализацию необходимой?

Каковы объективные цели индустриализации?

Для проведения индустриализации в любой стране нужны источники финансирования.

Работа с текстом учебника. Параграф 23, стр. 170.

Назовите источники финансирования индустриализации для западных стран.

По ходу изучения темы выделите и запишите источники индустриализации в СССР.

Итак, в 1925г. на 14 съезде партии была обозначена необходимость индустриализации, а в 1927г. разразился хлебозаготовительный кризис, вызвавший новую волну разногласий в руководстве партии и государства. На этот раз разногласия между И. Сталиным и Н. Бухариным по вопросу причины кризиса и путях его преодоления.

Вспомните точки зрения И.Сталина и Н.Бухарина по этим вопросам.

Итак, И.Сталин предлагает начать форсированную индустриализацию.

Мы познакомимся с ходом форсированной индустриализации и первыми пятилетками.

Разработка первой пятилетки шла с 1927 года, а с 1 октября 1928 года официально началось его выполнение. Но конкретные задания еще не были утверждены. Официально были разработаны 2 варианта первой пятилетки: основной (реально осуществимый) и оптимальный (может быть выполнен только при крайне благоприятных условиях)

Работа со статистическими материалами.

В 1929 году И.Сталин выдвинул лозунг “Пятилетку в 4 года!” и официально было объявлено, что первая пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца. Хотя реальные достижения отставали от плана, но тем не менее они впечатляли.

Как можно охарактеризовать психологию строителей пятилеток?

Но успехи достигались не только благодаря энергии и энтузиазму, широко применялся подневольный труд.

Итак, победоносно заявив о досрочном выполнении первой пятилетки, Сталин признал, что теперь нет необходимости подхлестывать страну, можно снизить темпы промышленного строительства. На 17 съезде партии разработан план второй пятилетки, который предусматривал снижение темпов прироста промышленности с 30% до 17%.

В годы 2 пятилетки появился новый источник ресурсов для проведения форсированной индустриализации: увеличение нормы выработки.

Просмотр фрагмента фильма о первых пятилетках

Назовите новый источник ресурсов?

Назовите причины стахановского движения?

Перечислите источники социалистической индустриализации.

Назовите социальные последствия индустриализации (положительные и отрицательные)

Первые пятилетки – время больших надежд и великих страданий. До сих пор неоднозначное отношение к социалистической индустриализации.

Форсированная индустриализация привела к господству административно-командной системы в экономике, произошло огосударствление промышленности. Централизованное управление в долгосрочной перспективе предопределило крайне низкие темпы экономического развития и низкое материальное благосостояние советских людей.

Читайте также: