Иммунитет конспект урока 9 класс биология

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

· сформировать представление об иммунной системе организма, истории развития иммунологии, видах и механизмах иммунного ответа;

· содействовать развитию умений выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы, анализировать полученную информацию;

· создать условия для воспитания бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и источники информации:

1. Учебное пособие Биология для 9 класса, О.Л. Борисов, А.А. Антипенко, О.Н. Рогожников, Минск, Народная асвета 2019.

2. Мультиборд с интерактивными заданиями.

3. Телефоны учащихся, для выполнения проверки домашнего задания.

5. Схемы в распечатанном виде.

6. Презентация в PowerPoint .

7. Видеоролики, вставленные в презентацию.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний

4. Определение совместной цели деятельности

5. Изучение нового материала

7. Закрепление изученного материала

9. Домашнее задание с пояснением

I . Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Разъясняется ход урока.

II . Проверка домашнего задания

Домашнее задание проверяется при помощи электронного теста, созданного в Google -формах, по ссылке.

III . Актуализация опорных знаний

Давайте с вами решим интересную задачу.

Утром в класс к учащимся зашел классный руководитель и сообщил что с сегодняшнего дня в классе карантин так как Дима Сидоров заболел ветряной оспой (ветрянкой). Из всего класса не переживали из-за этого три учащихся. Объясните почему им не страшна ветрянка и с чем это связано? (Данные учащиеся уже болели ветряной оспой и выработали к ней иммунитет, поэтому не боятся заболеть).

IV . Определение совместной цели деятельности

Давайте с вами исходя из цели занятия написанной на доске сформулируем цель нашего урока.

- Учащиеся формулируют цель урока. (Узнать про строение и значение иммунной системы, изучить виды иммунитета).

V . Изучение нового материала

Перед изучение темы давайте вспомним историю:

Не менее опасными были эпидемии человеческой оспы. В XVII в. в Европе от нее умерло около 400 тыс. человек.

В мире существует огромное количество вирусов и инфекций, которые способны уничтожить человечество, однако человеческий организм уникальная система, она способна противостоять заболеваниям благодаря иммунной системе.

Сегодня на уроке мы с вами изучим строение иммунной системы, ее значение и виды иммунитета.

Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Чужеродные вещества в биологии принято называть антигены. К ним относятся бактерии, вирусы. В ответ на попадание антигенов организм вырабатывает антитела. Существует 2 защитных барьера для любой инфекции:

1) Кожа и слизистые оболочки:

а) физически не позволяет проникнуть инфекции

б) выделяют секрет для обезвреживания инфекции (пот, слюна)

в) на коже присутствуют микроорганизмы обезвреживающие чужеродные тела.

2) Иммунная система

В иммунной системе выделяют 2 типа иммунитета в зависимости от механизма реализации защитной реакции.

Тип иммунитета

Открыл Илья Мечников.

Участвуют лейкоциты, при помощи фагоцитоза (поглощения и переваривания).

Открыл Пауль Эрлих.

Участвуют антитела в плазме крови. Для каждого антигена вырабатываются специфические антитела. Препятствуют размножению и нейтрализуют токсические вещества. Обеспечивает полную невосприимчивость ко многим заболеваниям.

Давайте с вами посмотрим видеоролики о действии иммунных клеток в ответ на чужеродное вещество.

Виды иммунитета.

Выделяют врожденный (наследственная невосприимчивость к заболеваниям других видов) и приобретенный (при повторном контакте с возбудителем, встречаемым ранее, организм способен обезвреживать его).

Факторы, влияющие на иммунитет:

1) неправильное питание

3) вредные привычки

VI . Физкультминутка

VII . Закрепление изученного материала

А теперь ребята после изучения темы, давайте закрепим наши знания. Предлагаю выполнить интерактивные задания и посмотреть насколько хорошо усвоен вами материал.

1. Кроссворд по определениям

2. Задание найди пару

VIII . Итоги урока

IX . Домашнее задание с пояснением

Выполнить задание в learningapps по поиску слов, связанных с изученной темой.

X . Рефлексия

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все понятно, желтый — встретились трудности, красный — не понял тему целиком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Иммунитет" для 9 класса.

Урок по биологии. 8 класс.

Задачи: - раскрыть сущность защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета, объяснить сущность СПИДа;

- развивать интерес обучающихся к предмету, продолжить формирование умений у школьников работать в группах, развивать логическое мышление;

- воспитание отстаивания своего мнения, добросовестности, патриотизма.

1.Организационный момент.

Цель урока. Сегодня мы с вами ребята поработаем немножко по – иному.

Для работы на уроке разделим класс на 5 экипажей по 5 человек.

Познакомимся, как наш организм борется с болезнями, как это происходит

2. Проверка знаний обучающихся.

а) Каждому экипажу дается карточка с заданиями по составу и строению крови. Ребята обсуждают в группах и дают ответы.

б) Фронтальный опрос.

- Почему существование нашего организма связано с жидкой средой?

- Что мы включаем в понятие внутренняя среда организма?

- Перечислите функции крови.

- Из чего состоит плазма крови?

- Строение крови. Показать на таблице клетки крови.

- Строение эритроцитов, их функции?

- Строение лейкоцитов, их функции?

- Что способствует свертыванию крови?

в) Упражнения предметно-ориентированного тренинга.

Исключите лишнее слово и объясните почему?

Тромбоцит, фибрин, лейкоцит, эритроцит.

Гемоглобин, фибриноген, антитела, плазма.

Кровь, вода, лимфа, тканевая жидкость.

Подберите к следующему столбиков терминов обобщающее понятие:

Подберите более узкое понятие:

Форменный элемент крови –

Внутренняя среда организма –

Что общего между парами понятий?

Лимфа - тканевая жидкость

Подберите к следующим понятиям более общее:

- анализ крови : эритроцитов – 5 млн.

лейкоцитов - 15 тыс. в 1 мм куб.

Что вы можете сказать о данном составе крови?

- анализ крови: эритроцитов - 4,5 млн.

лейкоцитов - 7 тыс. в 1 мм куб.

Есть ли отклонения в составе крови?

- Анализ крови: эритроцитов - 3,5 млн

лейкоцитов - 6 тыс. в 1 мм куб?

Что вы можете сказать о данном составе крови?

- Расположите следующие понятия в порядке: общее – менее общее – частное.

Кровь - ткань - форменный элемент крови

Гемоглобин - белок - органическое вещество

Эритроцит - клетка - форменный элемент крови.

Изучение нового материала.

а) Мотивация обучающихся на восприятие нового материала при помощи вопросов.

- Что такое фагоцитоз?

- Кто открыл явление фагоцитоза?

- Что такое инфекция? Почему человек при этом не обязательно заболеет?

Так вот мы сегодня с вами и узнаем почему это происходит. Каковы защитные свойства крови.

Самостоятельная работа обучающихся. Технология активного чтения.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста 2 и 3 абзац учебника с. 122 и на полях карандашом делайте пометки.

Беседа после прочтения текста.

- Что такое клетки – фагоциты?

- Что такое антитела? Что они делают?

- Чем вырабатываются антитела?

- На что действуют антитела?

- Чем они отличаются от фагоцитов? (специфичностью).

б) Иммунитет. Самостоятельная работа обучающихся.

- Прочитайте 4 абзац учебника.

- Что такое иммунитет?

Иммунитет - это процесс фагоцитоза и образование антител.

- Какие вы знаете виды иммунитета?

Естественный Искусственный

Врожденный Приобретенный Пассивный Активный

(после болезни) Введение Введение

сыворотки вакцины

Рассказ учителя. 1880 г. - Луи Пастер – свою теорию иммунитета, вакцину против куриной холеры.

1901 г. - Эмиль фон Беринг открыл токсин дифтерийной палочки.

1905 - Роберт Кох - возбудитель туберкулеза.

1908г. - И.И.Мечников - клеточная теория иммунитета.

Г) СПИД и его профилактика. Рассказ учителя.

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека.

Закрепление.

Грипп и СПИД вызываются вирусами. Но грипп практически излечим, а СПИД смертелен. Почему?


иммунный ответ

Иммунная система организма защищает организм от генетически чужеродного (как внешнего, так и изменённого собственного) агента. Она служит для сохранения биологической индивидуальности организма. Иммунная система состоит из специализированных клеток и органов, в которых эти клетки созревают и встречаются с чужеродными агентами. Органы иммунной системы состоят из лимфоидной ткани, поэтому зачастую их рассматривают в составе лимфатической системы. Кроме того, иммунная система тесно связана с кровеносной, т. к. большинство её клеток образуется в кроветворных тканях и некоторое время находится в кровотоке, а Т-лимфоциты (о них будет сказано далее) постоянно циркулируют то в крови, то в лимфе.

Центральную роль в иммунной системе играют лимфоциты, которые благодаря рецепторам способны реагировать с антигенами. Именно они с помощью других клеток иммунной системы обеспечивают различные формы иммунного ответа. Образовавшись в красном костном мозге, незрелые лимфоциты попадают в первичные (центральные) лимфоидные органы, (тимус (вилочковая железа) и костный мозг). В них лимфоциты подвергаются определённому отбору, и созревают только те из них, которые реагируют на чужеродные вещества (антигены), а не на нормальные ткани организма. Часть лимфоцитов завершает своё развитие в тимусе — это Т-лимфоциты (тимус-зависимые), а часть — в костном мозге (В-лимфоциты). Тимус, кроме того, координирует работу всей иммунной системы. Он состоит из двух долей и расположен за грудиной. Развитие тимуса происходит до полового созревания, после чего начинается его постепенная атрофия.

иммунная система

Созревшие лимфоциты мигрируют во вторичные (периферийные) лимфоидные органы . К этим органам относятся лимфатические узлы, селезёнка, миндалины, лимфоидные ткани кишечника и бронхов, а также скопления лимфоцитов, разбросанные во многих органах и тканях. Здесь происходит встреча лимфоцитов с антигеном и развивается иммунный ответ .

Бобовидные лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов (у человека их свыше 400, особенно многочисленны они в шейной, подмышечной и паховой областях). Лимфатические узлы фильтруют протекающую лимфу и осуществляют иммунологический контроль за её составом (любые частицы, попавшие в лимфу, задерживаются в узлах и сталкиваются с лимфоцитами).

Иммунный ответ

Антиген — вещество, воспринимающееся организмом как чужеродное и вызывающее иммунный ответ. Обычно антиген — это белок или полисахарид, расположенный на поверхности микроорганизма или в свободном виде.

иммунный ответ

Иммунологическая память — способность иммунной системы организма после первого взаимодействия с антигеном специфически отвечать на его повторное введение. При позитивной иммунологической памяти на повторное введение антигена наблюдается ускоренный и усиленный ответ. Она лежит в основе аллергии и гемолитической болезни новорождённых. При негативной иммунологической памяти иммунный ответ ослаблен или полностью отсутствует; при её нарушении могут развиваться некоторые аутоиммунные заболевания.

Аллергия (гиперчувствительность) — состояние повышенной чувствительности организма в ответ на действие определённых факторов (аллергенов); особый тип иммунологического ответа. Аллергенами (веществами, вызывающими аллергическую реакцию) могут быть различные продукты питания, лекарственные препараты, пыль, шерсть животных, пыльца растений и др., а также изменённые в результате патологических процессов собственные ткани организма. После первичного попадания аллергена в организме накапливаются специфические антитела — происходит сенсибилизация. При последующем контакте этот антиген распознается и атакуется уже имеющимися специфическими антителами с выделением активных веществ (медиаторов), вызывающих различные аллергические реакции (высыпания на коже, отёк дыхательных путей и др.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. образовательные:

-раскрыть материал о защитных свойствах организма;

-сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки;

- познакомить с видами иммунитета

2.развивающие:

-продолжить развивать логическое мышление, умение пользоваться полученными знаниями, анализировать факты.

3.воспитательные

-воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью

-обосновать что здоровый образ жизни- это залог здоровья

Тема: Иммунитет.Лимфа.

Цель: 1. образовательные:

-раскрыть материал о защитных свойствах организма;

-сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки;

- познакомить с видами иммунитета

2.развивающие:

-продолжить развивать логическое мышление, умение пользоваться полученными знаниями, анализировать факты.

3.воспитательные

-воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью

-обосновать что здоровый образ жизни- это залог здоровья

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы. карточки. портреты И.И. Мечникова, Луи Пастера, диск со слайдами, буклеты о инфекционных заболеваниях.

I Организационный часть

II. Работа над пройденном материалом

1. разноуровневый тест.

I вариант

1.Кровь – это

а) эпителиальная ткань

в) мышечная ткань

г) нервная ткань

2. Функция кровеносной системы-

а) регуляция процессов жизнедеятельности

б) накопление питательных веществ

г) перенос веществ

3.Тканевая жидкость образуется из

4. Свертывание крови происходит благодаря

а) сужению капилляров

в) разрушению лейкоцитов

г) образованию фибрина

5. Лейкоциты

а) переносят кислород

б) участвуют в свертывании крови

в) защищают организм от инфекционных заболеваний

г) переносят углекислый газ

6. При малокровии в крови уменьшается

а) кровяной плазмы

II вариант

1.Внутренного среду организма образуют:

а)кровь, лимфа,тканевая жидкость.

г) ткани образующие внутрь органы

2.В отличие от других тканей

а) не имеет клеточного строения

б) соединительная ткань

г) состоит из округлых клеток

3. Кровь не участвует в

а) регуляции температуры тела

б) накопление питательных веществ

4. Из тканевой жидкости образуются

5. Эритроциты

а) участвуют в свертывании крови

б) переносят кислород

в)защищают организм от инфекционной заболеваний

г) переносят питательные вещества

6. Лейкоциты в отличие от эритроцитов

а) имеют округлую форму

в) способны самостоятельно передвигаться

2 Работа с карточками

Ученикам раздаются карточки, где написаны анализ крови

Учащиеся должны по этим анализам судить о состоянии здоровья данного человека

Эритроциты-5 млн. Эритроциты-2 млн.

3 Решение биологических задач

а) Свертывание крови - защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свертывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для жизни людей?

б) при угаре человек погибает от удушья, несмотря на что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1 % . Почему возникает удушье?

III. Работа над новым материалом

1. Вводное слово

В наш организм постоянно попадают различными путями инородные вещества микроорганизмы, которые могут вызвать различные инфекционные заболевания. Но каждый раз мы не начинаем болеть. Почему? И какие болезни называется инфекционными?

2. Показ отрывка из к/ф об инфекционных заболеваниях.

3. Инфекционные заболевания – это заболевания . вызываемыми микроорганизмами . которые передаются от человека к человеку , от животного к человеку .

- Что относятся к микроорганизмам?

- Почему всегда не начинаем болеть?

- Вспомним сначала функции крови ( перечисление )

- Как выполняются защитная функция ?

-Кто открыл ? ( показ портрета И.И.Мечникова и схемы, показывающей механизм фагоцитоза )

Лейкоциты , способные на фагоцитоз называются фагоцитами.

В роле инородного вещества может оказаться и заноса.

(Работа по таблице, где показано как образуются гной.)

- Еще один вид лейкоцитов – это лимфоциты.

У них особая миссия.

Работа по таблице, где показано как образуются антитела.

антитела – вещества белковой природы ( иммуноглобулины ) , которые нейтрализуют вещества, вырабатываемые микроорганизмами.

а) Фагоцитоз и образования антител называется иммунитетом т.е. свойство организма защищаться от инфекционных заболеваний.

Иммунитет – защитный механизм организма.

б) Виды иммунитета. Работа по таблице.

врожденный приобретенный возникший под действием возникший под

вакцин ( активный ) действием сыворотки

в) предупредительные прививки. К каким болезням делают.

журналисты задают вопросы врачу.

- Как можно заразиться СПИДом?

- Есть ли методы диагностики СПИДа?

- Как предохранить себя от СПИДа?

- Кто болеет СПИДом?

1.На первом году жизни ребенка в его крови имеет относительно большое число лейкоцитов. По мере его роста и развития происходит их постепенное снижение. Почему?

2. На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди болели. Почему?

3. Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививку, а другие – ввести сыворотку. Кто из них прав?

4. При заболевании у больного повышается температура как защитная реакция организма. Однако при очень высокой температуре врачи прописывают лекарство, чтобы сбить ее. Как это объяснить?

Читайте также: