Имена в малых жанрах фольклора в пословицах поговорках загадках прибаутках 1 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Малые жанры фольклора

Песни, которыми убаюкивают ребенка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить)– короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают движения ребенка, действия, в которых он участвует в первые месяцы жизни Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить)– короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают движения ребенка, действия, в которых он участвует в первые месяцы жизни

Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка

Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок

Приговорка – стихотворное обращение к живым существам

Закличка – обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Скороговорка – фраза (чаще стихотворная), в которой специально собраны труднопроизносимые слова

Считалка – произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры

Белка прыгала, скакала, А на ветку не попала, А попала в царский дом, Где сидели за столом Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. А ты кто такой? Говори поскорей, Не задерживай честных И добрых людей.

МОУ "ШКОЛА №9 Г. ТОРЕЗА ДНР"1 класс

Алиночка Птицына

Алиночка Птицына запись закреплена

18.11.21
2. Русский родной язык
Тема: Имена в малых жанрах фольклора.
Цель: на примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.
Задания
1. Ребята, посмотрите видео и вы узнаете откуда появилась привычка давать имена людям.
2. Найдите информацию о своём имени. Что оно обозначает?
3.А следующее задание будет творческим. Нарисуйте на альбомном листе первую букву своего имени, как вы себе её представляете, проявите фантазию. Предлагаю картинки для примера, как может быть нарисована буква.
Сделайте фото (ребенок держит рисунок в руках) и добавить фото в комментарии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель начальных классов МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой Татари.

Описание презентации по отдельным слайдам:

учитель начальных классов МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой Татари.

учитель начальных классов МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой Татаринова Валентина Александровна Выполнила:

 !



! Обращаясь к человеку, мы называем его по имени. При обращении к взрослому.

! Обращаясь к человеку, мы называем его по имени. При обращении к взрослому мы произносим его имя и отчество.


Объясни, почему можно решить, что только одна девочка покупала пряничек. Как.

Объясни, почему можно решить, что только одна девочка покупала пряничек. Как будет звучать имя девочки, когда она вырастет? Как тебя называют ласково в семье? Как будет звучать твоё имя, когда ты вырастешь?

 !

Послушай две колыбельные песенки. Найди имя мальчика, которое по-разному в ни.

Послушай две колыбельные песенки. Найди имя мальчика, которое по-разному в них звучит. Как ещё можно звать мальчика с таким именем? Как будет звучать его полное имя?

Послушай колыбельную песенку. Её поют мальчику или девочке? Расскажи. Какие с.

Послушай колыбельную песенку. Её поют мальчику или девочке? Расскажи. Какие слова помогли тебе об этом догадаться.

Расскажи, как ещё можно ласково называть девочку с таким именем? Назови её по.

Расскажи, как ещё можно ласково называть девочку с таким именем? Назови её полное имя. Могут ли Шурой звать мальчика? Как будет звучать его полное имя? Шура Шура Шура Александра Александр Шурочка Саша Сашенька

Андрюша Миша Серёжа Вася Света Надя Катя Оля Светлана Надежда Екатерина Ольга.

Андрюша Миша Серёжа Вася Света Надя Катя Оля Светлана Надежда Екатерина Ольга Андрей Михаил Сергей Василий Назовите полные имена этих ребят.

Мудрость в пословицах Как ты понимаешь эти выражения? Хороша дочь Аннушка, к.

Мудрость в пословицах Как ты понимаешь эти выражения? Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка. Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку. Не хвастай, Настя: немного напряла, да и то потеряла. Какие имена тебе встретились? Назови их полную форму.

 Толковый словарь в картинках Прясть - Скручивая волокна, превращать в нити.

Толковый словарь в картинках Прясть - Скручивая волокна, превращать в нити.



Василиса - Вася Елена Илья Иван Лена Илья Ваня Варвара Варя

Василиса - Вася Елена Илья Иван Лена Илья Ваня Варвара Варя


Как зовут папу-медведя и маму-медведицу? Почему к их имени добавлено ещё одн.

Как зовут папу-медведя и маму-медведицу? Почему к их имени добавлено ещё одно слово? Что такое отчество? От какого имени оно образуется?

Отчество человек получает по имени отца. Например, если отца зовут Иван, то.

Отчество человек получает по имени отца. Например, если отца зовут Иван, то у его детей отчества будут Иванович, Ивановна. А если отца зовут Пётр, то у его детей отчества будут Петрович, Петровна. ! Узнай, какое отчество у тебя и у членов твоей семьи. Задание для любознательных!

Из истории языка В этимологических словарях в интересной и доступной форме по.

Из истории языка В этимологических словарях в интересной и доступной форме подробно описаны истории возникновения слов в русском языке, изложены факты из истории их использования. Секреты и тайны слов исторические содержат в себе словари этимологические.

 Из истории языка

Из истории языка

Образуйте отчества от имён Сергей Сергеевич Сергеевна Борисович Борисовна Бор.

Образуйте отчества от имён Сергей Сергеевич Сергеевна Борисович Борисовна Борис Ильич Ильинична Илья Михаил Михайлович Михайловна

Определи имя отца, если ребёнка зовут… Ирина Юрьевна Владислав Андреевич Андр.

Определи имя отца, если ребёнка зовут… Ирина Юрьевна Владислав Андреевич Андрей Юрий Фёдор Василий Никита Николай Александр Фёдорович Анна Васильевна Андрей Никитич Елизавета Николаевна

 МОЛОДЦЫ!

ОЦЕНИ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ НА УРОКЕ

ОЦЕНИ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ НА УРОКЕ

 Завершить показ

Интернет-источники: Фон, картинки, учитель, доска, сканированные страницы уче.

Интернет-источники: Фон, картинки, учитель, доска, сканированные страницы учебного пособия Подготовила : учитель начальных классов МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой Татаринова Валентина Александровна Александрова Ольга Макаровна Вербицкая Людмила Алексеевна Богданов Сергей Игоревич Казакова Елена Ивановна Кузнецова Марина Ивановна Петленко Лидия Владимировна Романова Владислава Юрьевна Авторы: Завершить показ

Краткое описание документа:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Автор (фамилия, имя, отчество полностью)загружаемого материла

Татаринова Валентина Александровна

2.Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой, учитель начальных классов

Русский родной язык

6.Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Дидактический материал –презентация

7.УМК, авторы образовательной программы

8.Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: познакомить учащихся со значением имён в жизни людей, в малых жанрах фольклора (в пословицах , в поговорках ,в загадках ,в прибаутках, колыбельных песнях, сказках. )

Объяснить учащимся: зачем люди пользуются именами.

Познакомить с разным звучанием имении их отличительными особенностями(краткое имя, полное имя, ласковое обращение).

Познакомить с исторической справкой происхождения слов : отчество , отечество, отчизна.

Воспитывать в детях уважение к родителям , к Родине.

Прививать любовь к родному русскому языку.

9.Среда, редактор, в котором выполнен продукт

10.Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Разработка ориентирована на использование на предметных уроках по родному русскому языку в 1 классе.

11.Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам – переход на следующий слайд.

12.Список используемых источников

Интернет-источники :фон презентации, картинки книга,учитель.

Сканированные страницы учебного пособия

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 673 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.02.2020 15421
  • PPTX 25.1 мбайт
  • 6337 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Татаринова Валентина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование: загадки, карточки для индивидуальной и работы в паре, презентация.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Проверьте свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку. На парте у вас должны быть: рабочий лист и пенал, клей.

- Наш урок как всегда я хотела бы начать с речевой разминки.

2. Трубочка, рыбка, улыбка, крик, лошадка.

3.Скороговорка три сороки …

4. Кра кричит ворона …

- Для чего нам нужна речевая разминка?

- Какую речь приятно слушать?

Проверяют готовность к уроку.

Проводят речевую разминку.

Этап актуализации знаний

- Для того, чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке родного языка и литературного чтения на родном языке, я предлагаю вам отгадать ребус.

- О чём пойдет речь на уроке? (Об именах)

- Прочитайте тему урока на с. 23 учебника.

Зачем людям имена

- Попробуйте предположить, чему вы научитесь и что узнаете?

Дети разгадывают ребус.

Совместно с учителем составляют план работы. Делают вывод об актуальности изучаемой темы урока.

Этап открытий новых знаний

Беседа с наводящими вопросами

- Зачем нужны имена?

- Когда человеку даётся имя?

- Кто даёт ему это имя?

- Какие имена есть у членов вашей семьи?

- Знает ли каждый из вас, почему носите такое имя?

Когда появляется на свет человек, то родители хотят видеть своего сына или дочь сильными, красивыми, воспитанными, и дают имена.

- Считается, что имена существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить.

Когда-то очень давно на Руси у человека было два имени.

Существовала такая традиция: новорожденному давали имя, которое было настоящим, – его знали родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза, смерти.

- Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

Имя человеку важно и нужно. Обращаясь к нему, мы называем его по имени. А при обращении ко взрослому, мы произносим его имя и отчество.

- А как вас называют ласково в семье? И как будет звучать твоё имя, когда ты вырастишь?

- В родном языке есть краткая и полная форма имени.

Игра

- Запишите в тетрадь краткое и полное своё имя.

- Как зовут ваших родителей сейчас и как звали их в детстве?

- Ко взрослым и незнакомым людям принято обращаться не просто по имени, а по имени и отчеству.

Читайте также: