Игротерапия для детей с овз занятия конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: способствовать успешной социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе проведения мероприятия
Задачи:
1. Развивать эстетический вкус, творческие способности.
2. Развивать речь, внимание, память, творческое мышление, чувство коллективизма.
3. Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Оценить 428 0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Речевая игротерапия

(для детей – инвалидов и детей с ОВЗ)

Подготовила:

Юртаева Татьяна Леонидовна

Дети входят в зал под весёлую музыку.

Ведущая 1: И снова наш уютный зал

Друзей на праздник к нам собрал

Как много лиц знакомых здесь

И всех гостей не перечесть!

Ведущая 2: Мы рады вам! Сердца свои

Вы к нам на праздник принесли-

Тепло, добро, улыбки, смех

Пусть музыка звучит для всех!

Ведущая 2: Давайте друг другу улыбнемся, от наших улыбок сразу станет светлее и веселее. А отправимся сегодня мы с вами в страну Красивой речи.

Незнайка: Я очень хочу стать умным и научиться правильно говорить и писать, но я ничего не знаю, ни одной скороговорки.

Ведущая 1: Незнайка, мы с трудом тебя понимаем, ты говоришь быстро и неразборчиво. Ребята, поможем Незнайке? Мы возьмём тебя в страну Красивой речи. Пошли с нами вместе.

Ведущая 2:Ребята, подскажите Незнайке , что нужно делать, чтобы научиться правильно говорить?

Дети:Делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать слова большим ротиком, учить стихи.

Незнайка : Где же я этому научусь? Что же мне делать?

Ведущая 1: Не печалься! Мы с ребятишками тебе поможем, и родители не откажутся. Они тоже дома занимаются со своими детьми и многому научились.

Незнайка : Ой, как здорово! Что нужно делать?

Ведущая 1: А начнем мы с того, что разомнем свои пальчики

Родители и Незнайка выполняют вместе с ними):

Кусается сильно кошка-глупышка,

Думает, что это не палец, а мышка.

Но я же играю с тобою, малыш!

Незнайка: Ой, как все интересно!

Ведущая 2: Вот и хорошо! Тогда со следующим заданием вы, наверняка, справитесь.

Родитель и ребенок получают тарелочку, в которой насыпан вперемешку рис и горох. Необходимо быстрее всех выбрать все горошины и сложить их в стаканчик.

У меня все получилось! А какие послушные пальчики у наших ребят!

Ведущая 1: Теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения: Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок

Ведущая 2: Язычок гулять выходит,

Ведущая 1: Кто же тут, а кто же там?

Ведущая 2: Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот:

Ведущая 1: На качелях оказался,

Ведущая 2: Догадаться, кто бы мог?

Ведущая 1: Любит он покушать сладко.

Незнайка: Как же можно запомнить все эти упражнения?

Ведущая 2: Нужно повторять эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь.

Незнайка: Неужели и родители, и дети уже запомнили все эти упражнения?

Уже так хочется подвигаться и потанцевать! А дава йте устроим большой хоровод

Незнайка: Мне так все интересно! А еще что нужно делать, чтобы научиться выговаривать все звуки?

Ведущая 1: Нужно научиться слышать звуки. Ребята, какие вы звуки знаете?

Ведущая 2: П редлагаю устроить соревнование между родителями и детьми: кто больше назовет слов, которые начинаются на звуки А и У? Посмотрим, чья звуковая башня окажется выше.

(Дети и родители на каждое названное слово ставят кубик)

Ведущая 1: Вот, ребята, мы с вами и преодолели все препятствия и очутились в Стране Красивой речи.

Незнайка: Да, нелегкое это дело научиться красиво и правильно разговаривать!

Ведущая 2: Еще, чтобы правильно научиться говорить, нужно учить скороговорки. Мы сейчас предложим родителям проговорить скороговорки. И не просто проговорить, а с Су-Джоком.
Родители берут лепестки ромашки со скороговоркой, катают орешек между ладонями и проговаривают скороговорки:

По бревну бобры бредут.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Филипп к печке прилип.

Наш Полкан попал в капкан.

Сыпь в суп всех круп.

Водовоз вез воду из водопровода.

Вор у вора веревку своровал.

Фотограф Пров готовил плов.

Паук под потолком, платок под колпаком.

Палку толкал лапкой Полкан.

Ежу на ужин мышонок нужен.

Жутко жуку жить на суку.

Рыжая лошадь ржала во ржи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Под музыку появляется Фея Страны Красивой речи.

Фея:Ребята, как долго я вас ждала и как рада вас видеть в своей Стране Красивой речи . Я знаю, на вашем пути повстречался Незнайка , которому вы помогли и справились со всеми испытаниями. А в моей Волшебной стране много сюрпризов. Итак, начинаем.

Фея:Для начала, нам нужно посадить травку. Её я предлагаю вам сделать из ладошек зеленого цвета, ведь зеленый цвет – это цвет природы, цвет самой жизни. Наши ладошки будут тянуться вверх, и поддерживать наши цветы.

(из цветной самоклеющейся бумаги обводим и вырезаем ладошки)

Фея: А на этой зеленой травке (ладошки) будут расти волшебные цветы, которые мы сейчас создадим. Пусть они будут разноцветными, веселыми, как символ радости и добра.

(из гуаши и пробок изготавливаем цветы (тычками))

Фея: А теперь давайте все вместе создадим волшебную клумбу.

(наклеиваем на ватман ладошки(травку), цветы и солнышко)

Фея: Молодцы, ребята! Молодцы у нас и родители! Они очень старались, помогают своим детям преодолевать трудности при закреплении звуков, отлично справляются с домашними заданиями, активно участвуют во всех мероприятиях, поддерживают нас во всех начинаниях. За это вам огромное спасибо!

(вручение подарков)

Незнайка: Вот и закончился наш праздник. Спасибо всем за участие! До встречи!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Песочная игротерапия в работе с детьми

с ограниченными возможностями

Келеушева Изабелла Гагиковна

1 квалификационная категория

Функции и принципы работы………………………………………………….6-8

Этапы проведения занятия……………………………………………………9-13

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Выстраивая коррекционную работу с детьми с ОВЗ достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Актуальность

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

4. Снижение психофизического напряжения.

5. Актуализация эмоций.

Образовательные:

1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

3. Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

Игротерапия выполняет следующие функции:

1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети.Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

нарушения тонких движений;

проблемы зрительно-пространственной координации.

Таким образом,при проведении коррекционныхзанятий,возникла необходимость включения следующих упражнений:

упражнений для глаз;

упражнений на развитие познавательных процессов.

Общие условия организации песочной терапии

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

· наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

· обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);

· жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);

· деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

· объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);

· транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);

· объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);

· естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);

· фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

2. Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…).

3. Словесные методы

4. Наглядные методы

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение моста, строительство домов).

Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

В процессе работы мною былииспользованы сказки, которые получили свое отражение в песочной игротерапии.

Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.

Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:

3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для вхожденияих в игровое пространство.

4.Возникновение конфликта и трудностей.Детям предлагается разрешить конфликт и помочь героям сказки.

5. Выполнение заданий и специальных упражнений.

6. Подведение итогов.

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы с ОВЗ

Цель : дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно- логическое мышление, пространственное воображение, речь).

- развитие процессов саморегуляции;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

- формирование творческого потенциала ребенка;

- тренировать мелкую моторику рук;

- формировать установку на положительное отношение к себе;

- снижение тревожности и психофизического напряжения.

Оборудование: ёмкость с песком, игрушки животных, одноразовые трубочкидля коктейля, игрушечные змейки, лейки с водой.

Количество участников: 4 ребенка старшего дошкольного возраста.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Психолог: Добрый день ребята, сегодня я хочу пригласить Вас в волшебную песочную страну, и показать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал

Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком:

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

(Цель: настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах)

Психолог: В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.

Психолог: Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он? ( Сухой, сыпучий, теплый и др.)

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Психолог: В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства.

Психолог показывает, как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.

Рефлексия занятия:

Психолог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты .

По результатам проведенной работы в рамках песочной игротерапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:

1.Повысилась мотивация детей к занятиям.

2.Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.

3. Повысилась самооценка детей.

4.Снизилсяуровень проявления тревожности.

5.Ребенок стал увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

Список литературы:

1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.

2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.

3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 4 2005г.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.

7. Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду.; № 4 2006г.

9. К логопеду или в песочницу. «Обруч № .; № 5 2005г.

13. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с ОВЗ

Номер

занятия

Название занятия

Цель: знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

Цель : Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Цель : Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

Цель : развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.

Цель : развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

Цель : Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.

Цель : Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Цель : Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

Цель : Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

(Аналогично играм с сухим песком)

(Аналогично играм с сухим песком)

Цель : Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

Цель : закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.

Цель : Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.

Цель : Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

Цель: Повышение самооценки ребёнка.

Цель: учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.

Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

Цель: развивать зрительную память, воображение.

Цель: развивать образное мышление,воображение.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.

Одним из основных средств реабилитации детей-инвалидов является игротерапия. Через игротерапию осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения, снятия проблем, неврозов, замкнутости. Общение и занятия по игротерапии способствуют диагностике ранних психологических затруднений и их болезненной коррекции.

Целесообразность использования игротерапии в организации восстановительного периода по улучшению самочувствия детей со сходными медико-психологическими показаниями обусловлена тем, что игра остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения, существует единство психологической природы игры и общения и в игре ребенок может свободно выражать себя.

Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в личную связь с взрослым – психологом, педагогом, родителями, опекуном. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности и воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она необходима для коррекционно-развивающего взаимодействия взрослого наставника с детьми и помогает формированию доверительных отношений психологов, психотерапевтов, педагогов с родителями. В связи с этим и осуществляется разработка и внедрение специфических методов игротерапии, направленных на установление позитивно-эмоционального отношения ребенка к взрослому, развитие контактов и взаимоотношений детей между собой для преодоления замкнутости, низкой самооценки, необщительности и фо-бических реакций.Игротерапия способствует установлению тесного терапевтического контакта взрослых наставников с родителями каждого ребенка в самых различных формах – от просвещения и консультирования до тренинга родительских групп.

В условных обстоятельствах игра моделирует действительность, дает возможность ребенку переживать ощущение удачи, успеха, помогает раскрыть свои физические, умственные и интелектуальные способности. В обстановке игры проявляется личность ребенка. Наиболее удачным видом игровой терапии является куклотерапия. Ее образность, наглядность и материальность позволяют ребенку глубже вливаться в игровую ситуацию.

Перед началом игры проводится беседа с ребенком, родителями, выслушиваются жалобы и выясняются особенности характера ребенка, условия жизни. Затем готовится сценарий игры с участием кукол. Форма участия может быть разной: ребенок-зритель, ребенок-участник, свободная игра детей без направлений и подсказки, педагоги и воспитатели как партнеры в игре, придумывание детьми собственных игр.

Игровая психотерапия направлена на реабилитацию, разностороннее развитие и обогащение личности ребенка. Наличие куклы в игре создает особую ситуацию для развития фантазии ребенка. Применение куклотерапии позволяет соединять игровую деятельность с решением взрослых межличностных проблем, переоценкой сложившейся системы ценностей. Использование кукол, игровых подходов позволяет произвести регрессию возраста и избавится от отклонений в развитии.

В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл, где ребенок свободно может выражать свой социальный опыт подавленный или ограниченный социальным контролем. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить функции игротерапии:

  • недирективную игротерапию;
  • директивную игротерапию.
  • индивидуальную игротерапию;
  • групповую игротерапию.
  • игротерапию с неструктурированным материалом;
  • игротерапию со структурированным материалом.

Почему возникла идея создания игротеки?

1. Информационный голод при использовании игрового материала.

2. Не богатый выбор и дороговизна игр и игрового материала.

3. Граммотное и профессиональное консультирование родителей и детей при подборе игр соответствующих возрастному развитию детей.

В игротеке собрано большое количество удачных( с точки зрения развития ребенка) и уникальных игр, привезенных из разных уголков россии.

Многие игры привлекают интерес ребенка только первое время, есть так называемый момент насыщения, после чего ребенок больше не возвращается к игре, и игра только занимает место в Вашем доме.

Постоянная возможность обновления игровых впечатлений у ребенка будит его интерес и желание к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Несколько взятых напрокат игр в игротеке замечательно заменят ребенку купленную новую игру в магазине и всегда будет интересна ему.

В игротеке представлены следующие игровые направления:

Это – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, театр кукол, кукольный кружок, агрессивные. Строительные и познавательные игры, конкурсы, игры для детей раннего возраста (1-3), развивающие игры, досуговые игры,- настольные игры, познавательные игры, викторины, игры на развитие кругозора, детское творчество, спортивные игры

турниры, игры - арттерапии, игры-танцы, игры-театрализации. Особое место занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающей в себе подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента – музыку, слово и импровизацию. В результате создается эмоционально-положительная среда для релаксации детей.

Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.

Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на вашу семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние самих родителей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у детей.

Практические приемы игротерапии

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:

- обеспечить эмоциональную разрядку;

- снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

- уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;

- улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

- освоить групповые правила поведения;

- наладить контакт между родителями и детьми;

- развить ловкость и координацию движений.

Существует множество разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия и другие, эффективность уже давно доказана и сегодня мы предлагаем их родителям

Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.

Игра имеет исключительное значение для профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалоге общения взрослого и ребенка через принятие, отражение и пониманию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным:

- определение конкретных целей своих поступков;

- выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей;

- предвидение конечного результата своих действий и поступков;

- принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки;

- отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения и формирование ребенка как личности.

Автор: Кущенко Лариса Юрьевна

Организация: МБДОУ ЦРР - детский сад № 7 Солнышко

Населенный пункт: Московская область, город Луховицы

Цель: формировать интерес к совместной деятельности.

Задачи:

- Учить выбирать предметы определённого цвета (согласно инструкции), размера.

- Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, понимать и выполнять простую инструкцию.

- Учить согласовывать движения с текстом.

Развивать понимание речи:

- учить находить и соотносить части тела у котёнка и у себя согласно инструкции;

Развивать активную подражательность речевой деятельности: учить подражать звукам животных.

Развивать внимание, память, зрительные и тактильные ощущения, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие.

Способствовать объединению детей в группу.

Формировать навыки социального взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми.

Воспитывать навыки продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

Формировать положительно - эмоциональный настрой.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Доставлять ребёнку радость, удовлетворение от работы.

Используемые технологии : здоровьесберегающая, игровая, личностно – ориентированная.

Ход занятия.

Организационный момент.

(слова и музыка М. Картушиной) [3].

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

Топ-топ-топ! - Топают ногами.

Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Привет! - Машут рукой.

Сюрпризный момент.

(Воспитатель приносит 2 корзинки).

Принесла я вам лукошко.

В нём сидит большая кошка.

Шёрстка очень гладкая,

Кошка очень мягкая.

Вот глазки глядят,

Вот ушки торчат,

Вот с усами ротик,

Вот пушистый хвостик,

Вот четыре лапки,

А на них царапки.

(по ходу чтения стихотворения воспитатель спрашивает детей: Ира, покажи, где глазки у кошки? А где у тебя глазки? Ярослав, покажи, где ушки? Это ушки? (добиваться утвердительного звука, жеста) и т.д.).

- Давайте покажем, как ходит кошка. Она идёт тихо, не слышно. Идите все за мной.

Вам покажем мы немножко, (Дети тихо идут на цыпочках)

Еле слышно: топ-топ-топ, (звукоподражают)

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

- А кошка не одна пришла. Посмотрите, в маленькой корзинке спят котята. Давайте посмотрим, только тихо, чтобы котяток не разбудить (воспитатель снимает платок с корзинки, корзина пустая). – Где же котята? Оля, где котята? Нет котят? (добиваться ответного жеста, звукоподражания). -Убежали котята. Давайте их поищем.

- Кто это? Это котята? (добиваться утвердительного звука, жеста). Какие котята? Котята маленькие. Покажите, какие они маленькие (дети жестом показывают).

- Посмотрите, какая кошка? Кошка большая? Покажите, какая кошка большая? (дети жестом показывают).

- Как котята маму зовут?

Котенок мамочку зовет:

Дети ритмично соединяют од ноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:

Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:

- Мур - мур - мур, мур - мур - мур.

Ритмично поглаживают ладо нью одной руки тыльную сторону другой.

Свернется маленьким клубком:

- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.

Ритмично потирают кулачок о кулачок.

Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

И нитку быстро размотает.

Делают ритмичные круговые движения указательных паль цев вокруг друг друга.

- Котята очень любят играть с клубочками. Играли и рассыпали все клубочки. Давайте поможем их собрать: жёлтые клубочки в жёлтую коробку, зелёные клубочки – в зелёную.

- Молодцы, правильно разложили все клубочки по коробкам.

- Ой, а кто это пищит? (звучит аудиозапись голоса мышки). – Правильно, это мышка (показ игрушки – мышки).

Котята мышку увидали

И за мышкой побежали.

Котята идут, песенку поют:

- Как котята поют песенку? (дети звукоподражают голосам котят)

Мяу – мяу, мышку я поймаю.

Котята проголодались – давайте их покормим (силуэтное изображение котят на деревянной прищепке с двух сторон; нажимаем – кормим (рыбкой).

Продуктивная деятельность.

Котята наигрались и очень устали. Давайте сделаем для них коврики, чтобы они могли отдохнуть (дети выполняют работу из ниток).

До свидания, до свидания, до свидания, друзья!

Всем ладошкой на прощанье мы помашем, ты и я.

Рефлексия.

- Кто приходил к нам сегодня в гости? (дети показывают). – Ярослав, покажи, где кошка? Ирина, покажи, где котята? Какая кошка? Какие котята? (показывают жестом). Правильно, к нам приходила кошка с котятами. Кошка большая, а котята маленькие. Мы помогли котятам собрать клубочки. Кира, покажи, где жёлтые клубочки? Денис, покажи, где зелёные? Покормили котят рыбкой. Сделали для котят красивые пушистые коврики.

(Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть с кошкой и котятами).

Читайте также: