И кормилица и вдохновительница конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве, ее составе, свойствах и охране.

сформировать представление о процессе образования почвы, о её составе и свойствах;

формировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

продолжить формирование умений работать с учебным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведённых опытов;

воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям; желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

Планируемые результаты:

формирование представления о почве и ее образовании;

ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы;

объяснить причину плодородия почв.

Метапредметные результаты:

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

представлять информацию в виде схемы; создать кластер “Состав почвы”

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

создать слайд презентации по теме урока;

находить ответы на вопросы в иллюстрации.

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в группе;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

формирование уважительного отношения к иному мнению

принятие и освоение социальной роли обучающегося

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Тип урока: урок новых знаний

Аннотация урока

Учащиеся делятся на группы, исследующие различные аспекты данного урока. Сначала дети исследуют свойства почвы (2 свойства - самостоятельно и 3 свойства совместно с учителем). Итогом работы будет кластер (или “карта ума”). Планирую, чтобы сделали совместно, все группы создали одну.

В течении урока проводится формирующее оценивание.

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей!

Введение в тему.

Какой раздел мы изучаем? (Путешествие в мир веществ)

Какие вещества мы изучили? (вода, воздух)

Что о них узнали? (их свойства, значение и охрана)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны окружающего мира.

Посмотрите на доску, прочитаем диалог школьников. Как вы продолжите слова мальчика? Куда надо сажать растения? Какова же проблема урока? (Почему растениям нужна земля?)

Посмотрите на доску: Подумайте, как написать слово “земля” в каждом предложении.

Мы видим, что у слова “земля” несколько лексических значений. Как вы думаете, какое интересует нас? (почва, потому что это тоже вещество, а мы изучаем эту тему)

Какова тема нашего урока?

Заполните первые две колонки таблицы ЗИУ (знаю - интересуюсь - узнал)

- Что вы знаете о почве?

- Что хотите узнать? Составим план урока.

С чего начнем? (дать научное определение почве) Что еще хотели бы узнать о почве?

Что мы сейчас делали? (назвали тему, определили проблему, наметили план)

Какое умение формировали? (умение организовывать свою работу)

Итак, тема нашего урока: Почва-кормилица. Слайд 4.

Мы с вами сегодня научные сотрудники. Наш класс на 45 минут станет научной лабораторией. Как и положено исследователям, все свои наблюдения и выводы будем заносить в лабораторные журналы (см. Приложение 1)

Приступим к работе, следуя составленному плану. Слайд 4

III. Изучение нового материала.

- Так, что же такое почва?

Где мы можем узнать научное значение слова “почва”? (словарь; учебник с.111)

Что такое почва? Как вы понимаете слово “плодородный”?

Ответили на первый пункт плана? (Да)

Переходим к следующему вопросу: Состав почвы.

А как узнать состав почвы? Какую работу, как ученые, мы должны проделать? (надо провести опыты)

Открываем наши лабораторные журналы. Какое 1 задание. Слайд 4 шторка

Цель этого задания? (узнать какие вещества входят в состав почвы)

Пробегите глазами лист: Сколько опытов вам предстоит провести самостоятельно?

Работая в группе, выполните опыт 1 и 2. Внимательно читайте задание, выполняйте его, делайте выводы. Не забывайте вести записи в журнале.

Помните о правилах дружной работы!

Проверка работы

Какой вывод по 1 опыту сделали?

Для чего нужен воздух в почве? (корням растений нужен воздух)

Какой вывод по 2 опыту?

Где расположились песок и глина, когда размешали почву в стакане с водой?

Посмотрите на мой стаканчик: в нем хорошо видны слои расположения глины и песка.

Продолжение опытов

Следующие опыты буду проводить я, а вы будете наблюдать и отражать выводы в своих лабораторных журналах.

Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (тигель - специальная емкость для нагрева, спиртовка, стекло).

Как вы думаете, почему опыты буду проводить я? (они опасны)

В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?

Я положила в тигель немного почвы и теперь нагрею её. Над почвой помещу стекло.

Какова цель опыта? Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на стекле.

Какой вывод сделаем? (в почве есть вода).

Зачем в почве вода?

Продолжу прокаливать почву.

Прочитайте, что будете наблюдать (Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных)

Какой вывод сделаем? (в почве имеются остатки растительных и животных организмов)

Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу стекло над огнем.

Что происходит с водой? (Вода испаряется)

Что видим на стекле? (на стекле остаются белый налет).

У вас был похожий опыт в теме “Превращение воды” На что похож налет.

Да, это минеральные соли. Предположите, зачем в почве нужны соли.

(соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Соли растворяются в воде).

Теперь вам предстоит обобщить все наблюдения.

Прочитайте задание 2. Слайд 4 шторка

Создайте “карту ума”. Как она будет называться? Работать будем на МакБуках в программе FreeMind

Работайте, не пропустите ни одного свойства. На работу 3-4 мин

Сверьте с образцом. Слайд 5

Расскажите по схеме: Что входит в состав почвы?

Какая группа хочет оценить свою работу?

Оценивание по плану:

1. В чем заключалось задание? Какая была цель?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

4. Какое умение формировали?

Посмотрим на ПЛАН урока. На какой вопрос мы ответили?

Физкультминутка для глаз (Тренажер Базарного)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Работа в группах

Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на группы. Слайд 6

Будет 4 группы ученых: геологи (КР), почвоведы (Ж), биологи (С) и экологи (З). Каждая группа изучает свой вопрос.

Разделимся в соответствии с цветом. Цвет конуса на столе и кружочка на стуле сзади должны совпадать, т.е. если на стуле желтый кружок, то вы идете к желтому конусу, красный к красному и т.д. Найдите свою группу.

Давайте подумаем, что будут изучать геологи.

Как образуется почва?

Почвоведы? Как вы понимаете значение этого слова?

Какие почвы самые плодородные?

Что может разрушить почву?

Каждая группа работает с лабораторным журналом (см. Приложение 2): там даны все инструкции. Рассмотрите таблицу. Расскажите, как будем работать. (читаем источник информации, ищем ответы на вопросы и составляем 1 слайд презентации)

Не забудьте выбрать выступающего. На работу 10 минут.

Дети изучают информацию и делают по шаблону слайд презентации в Google (доступ к документу дан заранее)

Проверка работы

Выступление каждой группы.

Геологам вопрос: какую одну из составляющих состава почвы теперь можно изменить, назвав научным словом? остатки растений и животных называется гумус или перегной)

IV. Рефлексия.

Давайте подведём итог. Слайд 7

Возвращение к таблице ЗИУ

Что вы узнали на уроке?

Если вам пока не удалось получить ответ на ваш вопрос, вы можете поискать самостоятельно дома в книгах, спросить у взрослых, в Интернете, а на следующем уроке расскажете нам о своих открытиях.

У вас на столе лежит лист оценивания. Заполните его. Внимательно читайте утверждения и ставьте галочки рядом с тем утверждением, которое вам ближе на сегодняшний момент, т.е. как вы поняли материал урока (см. Приложение 3).

Есть желающие высказаться по листу?

V. Домашнее задание.

Все материалы сегодняшнего урока будут в блоге “Наш класс”: карта ума, презентация. Вы сможете повторить материал, а по результатам листа оценивания вы определитесь над какому вопросу стоит уделить больше внимания.

По желанию: создать кроссворд с новыми научными словами

1. Исследуй состав почвы

Положи в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдай, появились пузырьки воздуха?

Размешай почву в стакане. Дай воде отстояться. Наблюдай, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана.

Опыт 3 (проводит учитель)

Положим на сковородку немного почвы и нагреем ее. Наблюдай, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.

Опыт 4 (проводит учитель)

Продолжим прокаливать почву. Наблюдай, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.

Опыт 5 (проводит учитель)

Насыплем остатки прокалённой почвы в стакан с водой. Размешаем, профильтруем воду и нальём немного на стекло. Наблюдай, что останется на стекле после испарения воды.

воспитательные: способствовать развитию бережного отношения к природе.

УУД:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, самостоятельная.

Метод обучения: проблемный, словесный, наглядный.

Оборудование: учебник, презентация, портрет Докучаева, таблицы, картинки, презентация.

Краткое описание хода урока.

I. Организационный момент. Мотивация учащихся.

II. Проверка домашнего задания (работа в группах).

III. Формулирование темы и целей урока учащимися под руководством учителя.

IV. Открытие новых знаний.(работа в группах)

V. Закрепление новых знаний

I. Организационный момент (слайд 1)

-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Мобилизация внимания на плодотворную работу.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

II.Введение в тему.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, морковок.

- О какой кладовой идёт речь?

Откуда эти богатства? (матушка земля)

- Как ещё мы её можем назвать? (кормилица)

Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)

- О чём сегодня мы будем говорить? (почва-кормилица)

-Что же предстоит нам сегодня узнать:

  • Что разрушает почву.
  • Что необходимо для сохранение почвы.
  • Как возделывают почву наши предки.
  • Почему почва- кормилица?

Посмотрите на доску и покажите смайлик, соответствующий вашим знаниям по данной теме.

Знаю всё Знаю, но не всё Хочу узнать

Отвечают на вопросы.

Выделение и формулирование познавательной цели

- Чтобы решить все эти задачи ,давайте вспомним , что такое почва? (верхний плодородный слой)

Работа в группах.

_ Вы готовили д/з в группах.

1 .Химики расскажут о составе почвы, свойстве почвы.

Посмотреть в словаре плодородие.

2 . Биологи расскажут, какие почвы самые плодородные и подготовили пословицы.

- 1 см повы образуется за 250-300 лет

-20 см образуется за 5-6 тыс . лет

-На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей

-один кубический метр российского чернозёма был выкопан и перевезён в Париж, помещён там в музей и стал образцом для всех почв мира.

-в годы Великой Отечественной войны фашисты срезали верхний слой почвы, грузили в вагоны, вывозили в Германию и там удобряли свои поля.

Мы копали огород ,шаг назад, шаг вперёд.

Дождик огород польёт, шаг газад ,шаг вперёд.

В землю зёрнышко положим(наклоны)

Быстро 3 на 2 умножим(хлопки)

Столько раз присядем.

И расцвёл наш огород(подтянуться)

- Займите свои места. Закройте глазки. Представьте темную почву. Выглянуло солнышко и озарило всё ярким цветом. Прошёл дождик, застучал по земле.(пальчики по парте).Зелёная травка потянулась вверх.(вдох, руки вверх, выдох руки вниз)

Проводит физкультминутку с показом действий

известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв. Он организовал экспедицию для изучения черноземов

Земелька чёрная ,а белый хлеб родит

Посадишь в грязь - будешь князь.

Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить без земли-кормилицы.

Осуществляют профилактику утомления

V. Работа по теме.

2.Работа в группах

Учащиеся заранее распределяют роли в группе:

ОРГАНИЗАТОР –отвечает за организацию работы команды,распределяет задания в процессе работы.

КРИТИК – человек, который будет требовать доказательности вашего решения, принимать объяснения группы.

СЕКРЕТАРЬ – записывает все задания и решения.

ДОКЛАДЧИК – оглашает для других групп решение вашей группы.

ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ – следит за тем, чтобы группа уложилась в нужное время.

- Вот вы и уточнили ваши роли на сегодняшний урок. Но это еще не всё. Как вы думаете, а как мы узнаем, как группа справилась с заданием? Как мы будем оценивать работу группы? Что нужно учитывать? (выслушиваются мнения учащихся. В результате получается контрольно- оценочный лист работы. Учитель выдаёт каждой группе данный лист).

1 группа: определи, что вредно, а что полезно почве. Распредели в 2 колонки(наклеить)

Посадка растений, образование оврагов, внесение удобрений в больших дозах, размывание водой, загрязнение промышленными отходами, сжигание опавших листьев, уничтожение насекомых.

Вывод: почву могут разрушать природные явления, деятельность людей,потерять плодородие легко,а воссоздать его трудно

2 группа : найди соответствия. Соедини стрелками подходящие по смыслу фразы.

-работа в учебнике стр.119

Вывод: для защиты почвы сажали деревья, зимой ставили снегозадержание, вывозили на поля золу и навоз, мусор собирали в кучи.

3 группа: придумай свой знак в защиту почвы. Нарисуй.

Слайды со знаками

4 группа: Разбить орудия труда на 2 группы .современные и старинные.

Мотыга, трактор, соха,борона-суковатка, комбайн,железный плуг, сеялка.

Работа в учебнике стр.120-121

Чем занимались издревле на Руси?

- Как возделывали поле наши предки?

- Какие орудия труда использовали?

- Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?

Вывод:с появлением современной техники стало работать легче, чем нашим предкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это.

а) алмаз, известняк, графит;

б) железная руда, поваренная соль. мел;

в) каменный уголь. антрацит, торф.

Работа с картой

- Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,

природного газа, торфа.

- Где добывают полезные ископаемые на территории Татарстана и какие?

Работа над новой темой

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кор-

- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

- Какого цвета почва?

- Давайте выясним, что входит в состав почвы.

Практическая работа

Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков

говорит о наличие в почве воздуха.

Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.

Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.

Опыт 4. Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался бе-

лый налёт. Это минеральные соли.

воздух соли

песок глина

Физкультминутка

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Как вы думаете , от чего зависит плодородие почвы?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от

расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите

несколько основных типов почв на стр .171 учебника. Изучением

почв занимаются - почвоведы. Сравните данные образцы почв.

Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие

почвы в нашем крае?

- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили

- Послушайте сказку о волшебной кладовой.

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна око-

- Что называют волшебной кладовой? Почему?

- Что издавна делает земля-матушка?

- Как можно назвать землю?

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.

Каша - кормилица наша (родной язык, 2 класс)

Родной язык (3 часа), 2 класс Каша – кормилица наша

Родной язык (3 часа), 2 класс Каша – кормилица наша

Родной язык (3 часа), 2 класс

Каша – кормилица наша.

Тема урока: Каша – кормилица наша

Тема урока: Каша – кормилица наша

Тема урока: Каша – кормилица наша

Бабушка достанет банку
С гречкой, рисом или манкой.
Вскипятит потом бабуля
С молоком крупу в кастрюле.
Ешьте, ешьте утром, дети,
Лучшую еду на свете!

Фразеологизмы про неприятное дело

Фразеологизмы про неприятное дело

Фразеологизмы про неприятное дело
Заварить кашу (затеять, начать хлопотливое или сложное, неприятное дело)
Каша заваривается (затевается хлопотное, неприятное или очень сложное дело; назревают непредсказуемые по результатам события)
Расхлёбывать кашу (справляться со сложным, хлопотливым или неприятным делом)

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Фразеологизмы про бестолкового человека
Каши не сваришь (невозможно договориться или сделать какое-либо дело с кем-либо)
Каша в голове (кто-либо не умеет ясно мыслить)

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Фразеологизмы про плохого оратора
Как (будто) каши в рот набрал - (будто) онемел, лишился речи)
Каша во рту (кто-либо невнятно говорит, неправильно произносит слова)

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Фразеологизмы про розги
Берёзовая каша (розги)
Дать берёзовой каши (выпороть, наказать розгами)

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Прочие фразеологизмы про кашу
Кашу маслом не испортишь (хорошего слишком много не бывает)
Мало каши ел (молод ещё и недостаточно опытен, чтобы браться за какое-либо серьёзное дело)
Кашей не корми (ничего не надо кому-либо (только бы иметь возможность осуществить, получить желаемое). Выражение сильного пристрастия, желания, устремления и т. п.)
(Сапоги) каши просят (износились, в дырах, требуют починки)
Каша из топора (о чём-либо стоящем, сделанном, несмотря на нехватку компонентов, которые входят в его состав)
С кашей съем (расправлюсь с кем-либо)

Домашнее задание Записать в тетрадь историю фразеологизма со словом "каша"

Домашнее задание Записать в тетрадь историю фразеологизма со словом

Записать в тетрадь историю фразеологизма со словом "каша"

Пословицы про кашу Каша – кормилица наша

Пословицы про кашу Каша – кормилица наша

Пословицы про кашу

Каша – кормилица наша.
Каша – второй хлеб.
Русского мужика без каши не накормишь.
Без каши и обед не обед.

Каша – это традиционная русская еда, которая на протяжении нескольких столетий является практически вторым хлебом.
Это блюдо было особенно распространено в крестьянской среде, т.к. отличалось простотой приготовления и отличным вкусом. Каши варили разные: из гречневой, манной, пшеничной, пшенной, ячневой и др. круп. Традиционно её варили в горшочке в русской печи.

Традиции, связанные с кашей. Каша издавна в народе имела символическое значение

Традиции, связанные с кашей. Каша издавна в народе имела символическое значение

Традиции, связанные с кашей.

Каша издавна в народе имела символическое значение. В старину на Руси без каши не обходились ни свадьбы, ни поминки, ни крестины.
У каждой хозяйки был особый оригинальный рецепт, который хранили в тайне.

Традиции, связанные с кашей. Когда каша немного поднималась в горшочке со стороны отверстия в печи, то это предвещало беду и неприятности

Традиции, связанные с кашей. Когда каша немного поднималась в горшочке со стороны отверстия в печи, то это предвещало беду и неприятности

Традиции, связанные с кашей.

Когда каша немного поднималась в горшочке со стороны отверстия в печи, то это предвещало беду и неприятности. А если наоборот, ближе к задней стенки печи – семью ожидало счастье и удача. Смысл приметы довольно прост: в сторону выхода из печи – значит, удача выходит из избы, а к стене – означает, ждите прибавление в доме.

Традиции, связанные с кашей. Полный горшок с кашей символизировал всегда достаток и благополучие в доме

Традиции, связанные с кашей. Полный горшок с кашей символизировал всегда достаток и благополучие в доме

Традиции, связанные с кашей.

Полный горшок с кашей символизировал всегда достаток и благополучие в доме. К горшкам всегда бережно относились и очень боялись, чтобы они не разбились, ведь это принесет в семью несчастье. Однако это поверье можно нейтрализовать, если кашей угостить домашнего духа. Проводили специальный ритуал. Треснутый горшок с кашей относили на целую ночь в дальний угол, а на рассвете, кашу отдавали птичкам или рыбкам в реке, а осколки горшка закапывали в землю.

Традиции, связанные с кашей. Кашу всегда сдабривали маслом

Традиции, связанные с кашей. Кашу всегда сдабривали маслом

Традиции, связанные с кашей.

Традиции, связанные с кашей. На застолье, в честь празднования дня рождения, всегда готовили кашу

Традиции, связанные с кашей. На застолье, в честь празднования дня рождения, всегда готовили кашу

Традиции, связанные с кашей.

На застолье, в честь празднования дня рождения, всегда готовили кашу. Прежде чем сесть за стол, над головой именинника проводили обряд. Брали пирог и обильно сдабривали его кашей, и потом разделяли над головой виновника торжества. Причем каши следовало намазать как можно больше, чтоб она текла по куску пирога. Чем ее будет больше, тем человек будет жить дольше.

Традиции, связанные с кашей. Каша являлась неотъемлемым атрибутом на крестинах

Традиции, связанные с кашей. Каша являлась неотъемлемым атрибутом на крестинах

Традиции, связанные с кашей.

Каша являлась неотъемлемым атрибутом на крестинах. Ведь было заведено гадать именно в этот день. Ложку каши необходимо бросить через плечо. Если ложка приземлится на пол объемной стороной, то скоро вас ждет прибавление в семье — у вас будет мальчик, а если другой стороной – девочка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ Михайловская СОШ

Учитель: Зыкова Н.И.

Предмет: окружающий мир. Поглазова. О.Т.

Цель для учащихся: учащиеся будут иметь представление о культуре обработки почвы, знать причины ухудшения и разрушения почвы, познакомятся со старинными способами обработки почвы и сохранения ее плодородия.

Цель для учителя: создать условия для усвоения учащимися знаний по данной теме, для развития экологического и исторического мышления, умения работать с текстом, для воспитания уважительного отношения к труду земледельцев, формирования желания сохранять чистоту и плодородие почвы.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто сегодня хорошо будет работать на уроке!

Отвечают на приветствие

Постановка целей и задач урока.

Начнем урок с разгадывания путаницы.

У вас на столах лежат конверты, в них есть буквы. Составьте из них слово и узнаете тему урока.

О чем будем говорить сегодня на уроке?

У вас на столах лежит план урока в виде таблицы. Прочитайте вопросы, на которые мы найдем ответы на уроке в первой графе таблицы. Если вы знаете ответы на эти вопросы, поставьте в следующей графе +.

На какие вопросы вы знаете ответы?

Что делать с другими вопросами?

Поставьте напротив них + в третью колонку и сформулируйте цели нашего урока.

Правильно, мы сегодня узнаем, что разрушает почву, как сохранить почву и как в далеком прошлом обрабатывали почву.

Отвечают на вопросы учителя

Называют вопросы, вызвавшие затруднения. Говорят, что нужно узнать ответы на эти вопросы.

Но, сначала проверим домашнее задание.

В чем отличие почвы от горной породы?

Самый плодородный слой почвы?

Из чего образуется гумус?

Какова роль почвы в жизни растений и животных?

Как улучшают плодородие почвы разные животные?

Отвечают на вопросы

Первичное усвоение новых знаний.

Проверим с помощью схемы.

Ответили на первый вопрос в плане урока? Значит достигли первой цели урока.

Вспомним вторую цель.

Читают самостоятельно, подчеркивают ответ в тексте.

Отвечают, записывают ответы в схему.

Первичная проверка усвоения знаний.

Попробуем рассказать по схемам о новых знаниях.

Опираясь на схематич. записи, воспроизводят учебный материал.

Продолжение первичного усвоения знаний.

Какова третья задача урока?

Рассмотрите маленькие рисунки на странице 118 выше темы. Все ли предметы вам знакомы? ( соха, лопата, серп, сноп, трактор, деревянный плуг, мотыга, овощи ).

Давайте узнаем, зачем нужны остальные предметы.

Прочитаем текст на стр. 120-121.

Рассказывают о знакомых предметах обработки почвы.

Читают по вызову учителя.

Проверка первичного усвоения.

Как возделывали поле наши предки?

Какие орудия труда использовали?

Какие из них сохранились до наших дней?

Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?

Отвечают на вопросы.

Продолжение первичного усвоения знаний.

Если позволит время, учитель может прочитать сказку-быль о том, как люди учились обрабатывать землю, какие ошибки при этом совершали, как их исправляли. (Окружающий мир. Методические рекомендации. С.201-202)

Выполним задание 49 в рабочей тетради.

Проверка проводится фронтально.

Затем выполняется задание 50 в парах, проверка фронтально.

Самостоятельно подчеркивают то, что снижает плодородие почвы.

Включение новых знаний в систему знаний.

Выполняется задание 52.

Как вы понимаете старинное слово земледелие?

Участвуете ли в очищении почвы от зимнего мусора?

Учащиеся условными знаками, словами вписывают в схематический рисунок все, что они узнали о почве на последних уроках

Добились ли мы поставленных целей?

Что еще запомнилось вам из сегодняшнего урока?

Что понравилось на уроке?

Вспомните, как вы работали на уроке, оцените свою работу на уроке в плане урока.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, комментируют свою оценку, оценки одноклассников.

Рекомендации по д/з

1) Ответить на вопросы по учебнику стр. 122, в рабочей тетради задание 51. или

2) Придумать и нарисовать знаки охраны почвы, объяснить их.

Выбирают задание по желанию.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 838 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.05.2017 683
  • DOCX 24.6 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зыкова Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: