И а бродский мой народ конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока: Поэзия Иосифа Бродского.
Тип урока : изучение нового материала.
Вид урока : урок -лекция с элементами исследования.
Цели урока:
-познакомить учащихся с художественным миром поэта;
-сформировать представление о своеобразии миропонимания И.Бродского;
-развитие умений анализировать поэтический текст.
Оборудование к уроку: портрет И.Бродского, стихи Бродского , схема анализа стихотворения.

Оценить 1625 0

Тема урока: Поэзия Иосифа Бродского.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : урок -лекция с элементами исследования.

-познакомить учащихся с художественным миром поэта;

-сформировать представление о своеобразии миропонимания И.Бродского;

-развитие умений анализировать поэтический текст.

Оборудование к уроку.

Портрет И.Бродского, стихи Бродского , схема анализа стихотворения.

1.Организационный момент.

2.Лекция учителя.

Родился Иосиф Бродский( 1940-1996) на Выборгской стороне в семье военного фотокорреспондента. Имя получил в честь Иосифа Сталина. Отец Бродского служил на флоте, затем работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах, мать Бродского была бухгалтером. Раннее детство Иосифа Бродского пришлось на годы войны, блокады, затем — послевоенной бедности и тесноты. В 1942 году после блокадной зимы мать с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец.

Через полтора года наказание было отменено под давлением мировой общественности (в частности, после обращения к советскому правительству Жана-Поля Сартра и ряда других зарубежных писателей). В сентябре 1965 года Бродский по рекомендации Чуковского и Бориса Вахтина был принят в профгруппу писателей при Ленинградском отделении Союза писателей СССР, что позволило в дальнейшем избежать обвинения в тунеядстве. Бродский начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств.

12 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР ленинградской милиции и поставили перед выбором: эмиграция или тюрьмы и психбольницы. 4 июня Иосиф Бродский был вынужден покинуть родину. Он уезжает в США, где получает признание и нормальные условия для литературной работы. Бродский начал работать в должности приглашённого профессора на кафедре славистики Мичиганского университета в г. Энн-Арбор: преподавал историю русской литературы, русской поэзии XX века, теорию стиха. В 1981 году переехал в Нью-Йорк. Не окончивший даже школы Бродский работал в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском.

В 1990 году Бродский женился на русско-итальянской переводчице Марии Соццани. С их общей дочерью он говорил по-английски.

Умер Иосиф Бродский от инфарктa в ночь на 28 января 1996 года в Нью-Йорке. Похоронен в одном из любимейших городов — Венеции — на кладбище острова Сан-Микеле.

На стихи И. А. Бродского писали песни Евгений Клячкин, Александр Мирзаян, Александр Васильев, Светлана Сурганова, Диана Арбенина, Петр Мамонов и другие авторы.

Почему в России так часто преследовали поэтов? Вспомним Пушкина и Лермонтова, Гумилева и Цветаеву, Мандельштама и Ахматову, Пастернака, Высоцкого, Галича. Писание стихов для большого поэта иногда превращалось в смертельно опасные занятия. Чего больше всего боялись вожди, цари, правители всех рангов и мастей: крамольных стихов или самого поэта со своим кодексом чести, совести свободы?

3. Чтение и анализ стихотворений:

“Я входил вместо дикого зверя в клетку”

Я входил вместо дикого зверя в клетку,

выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,

жил у моря, играл в рулетку,

обедал черт знает с кем во фраке.

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,

надевал на себя что сызнова входит в моду,

сеял рожь, покрывал черной толью гумна

и не пил только сухую воду.

Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,

жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;

перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность.

Вопросы и задания:

1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения
2. Тема, идея, композиция стихотворения
3. Основной мотив стихотворения
4. Основное настроение стихотворения
5. Средства выразительности и изобразительности в произведении
6. Наличие поэтических обобщений
7. Ваше впечатление от стихотворения
(Более 25 лет назад в Ленинграде судили юношу. Приговорили к лишению свободы с высылкой на 5 лет. За что судили? А за тунеядство. Юноша считал себя поэтом, писал стихи, которые не печатали. Но суд это работой не признавал. Итак, 13 марта 1964 года. Был внесен приговор.

Перу “тунеядца” к этому времени уже принадлежало около 100 стихотворений и 4 поэмы.

Рано утром 4 июня 1972 года, собираясь в аэропорт “Пулково”, будущий пятый в русской литературе Нобелевский лауреат написал письмо, которое, как всегда бывало в таких случаях, осталось без ответа.

“Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой… Я хочу просить дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе, хотя в качестве, в котором я до сих пор и выступал… Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого живет, а не клятвы с трибуны”

4. Работа с текстом.

“Читать Бродского – значит обрекать себя на тяжкий труд”, - так считают американские литературоведы Петр Вайль и Александр Генис, бывшие наши соотечественники. Сейчас мы попробуем сами стать экспертами и проанализируем отдельные, на ваш взгляд, самые необычные стихи поэта.

Мы с вами должны решить сегодня, почему Бродский был не принят на Родине официальными кругами. В чем дело? Для этого работаем таким образом: слушаем стихи, пробуем сформировать о чем это стихотворение и попробовать выделить особенности стихотворений Бродского.

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Твой фасад темно-синий

я впотьмах не найду,

между выцветших линий

на асфальт упаду.

И душа, неустанно

поспешая во тьму,

промелькнет над мостами

в петроградском дыму,

и апрельская морось,

под затылком снежок,

и услышу я голос:

-- До свиданья, дружок.

И увижу две жизни

далеко за рекой,

к равнодушной отчизне

из непрожитых лет,

выбегая на остров,

машут мальчику вслед.

Я обнял эти плечи и взглянул

на то, что оказалось за спиною,

и увидал, что выдвинутый стул

сливался с освещенною стеною.

Был в лампочке повышенный накал,

невыгодный для мебели истертой,

и потому диван в углу сверкал

коричневою кожей, словно желтой.

Стол пустовал. Поблескивал паркет.

Темнела печка. В раме запыленной

застыл пейзаж. И лишь один буфет

казался мне тогда одушевленным.

Но мотылек по комнате кружил,

и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.

И если призрак здесь когда-то жил,

то он покинул этот дом. Покинул.

5.Вопросы и задания

-Какие темы затрагивает Бродский в своих стихах?

(Тема любви, жизни и смерти, о назначении поэта и его судьбе, о времени, о природе, глубокие философски проблемы).

-У каких русских поэтов вы уже встречались с этими темами?

(Пушкин, Лермонтов, Цветаева, Ахматова) Не зря в интервью Бродский не раз подчеркивал, что своими учителями он считает Кантемира, Державина, Баратынского Александра Сергеевича, Вяземского. В 20 веке – Ахматову, Пастернака, Заболоцкого, Клюева. Из последнего поколения - Слуцкого. Темами творчества Бродского являются вечные темы, общечеловеческие.

С видом на море (отрывок)

Когда так много позади всего,
В особенности горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно и глубже.
Это превосходство – не слишком радостное.
Но уж если чувствовать сиротство,
То лучше в тех местах, чей вид волнует, нежели язвит.

Октябрь 1969г. Коктебель.

В деревне Бог.

В деревне Бог живет не по углам,
Как думают насмешники, а всюду.
Он освещает кровлю и посуду.
И честно двери делит пополам.
В деревне он в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу.
Он изгороди ставит, выдает
Девицу за лесничего, и в шутку,
Устраивает вечный недолет
Объездчику, стреляющего в утку.
Возможность же все это наблюдать,
К осеннему, прислушиваться свисту,
Единственная, в общем, благодать,
Доступная в деревне атеисту.

Я родился и вырос в балтийских болотах,
Подле серых цинковых волн,
Всегда набегавших по две,
И отсюда – все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
Вьющийся между ними, как мокрый волос,
Если вьется вообще. Облокотясь на локоть,
Раковина ушная в них различает не рокот,
Но хлопки полотна, ставен, ладоней, чайник,
Кипящий на керосине, максимум – крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши.
Сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
Глаз не посетует на недостаток эха.

Рождественский романс.
Плывет в тоске необъяснимой
Среди кирпичного надсада
Ночной кораблик
Из Александровского сада,
Ночной фонарик нелюдимый
На розу желтую похожий
Над головой своих любимых,
У ног прохожих.

- В чем своеобразие стиха И.Бродского? Как изменился его стих от ранних к более поздним произведениям?

Бродский – поэт самобытный. Как всякое выдающееся явление, Бродский-одиночка, феномен. Но при этом представитель целого культурного пласта, который существует в России. Ломая привычные штампы, Бродский создавал свой поэтический язык, который не сочетался с общепринятыми стилистическими нормами. Поэт сравнивает свою деятельность со строительством Вавилонской башни- башни слов, которая никогда не будет достроена.

“ Поскольку существует русский язык, время от времени будет происходить замечательное. Это свойство нашего языка. Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное общеобразовательное учреждение

Манычская средняя школа

Зерноградского района Ростовской области

«Жизнь и творчество

Учитель русского языка и литературы: Белецкая Т.А.

Цель урока: дать краткий обзор поэзии И.Бродского; познакомить с основами его поэтики.

Оборудование урока: портреты Иосифа Бродского разных лет, возможно прослушивание некоторых стихотворений в авторском исполнении.

Методические приемы: лекция учителя, доклады учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Вид урока: лекция с элементами исследования.

22 октября 1987 года Шведская академия объявила имя очередного лауреата Нобелевской премии по литературе. Им стал живущий в США поэт Иосиф Бродский, пятый вслед за Иваном Буниным(1933), Борисом Пастернаком(1958),Михаилом Шолоховым(1965)и Александром Солженицыным(1970) в ряду отмеченных этой премией русских художников слова. Иосиф Бродский - одаренный ленинградский поэт. Характерной особенностью поэзии Бродского является ориентация не только на русскую, но и на англоязычную традицию. Именно поэтому в своей Нобелевской лекции он назвал учителями, наряду с Мандельштамом, Цветаевой и Ахматовой, Роберта Фроста и Уистиана Одена: «Я назвал лишь пятерых - тех, чье творчество и чьи судьбы мне дороги хотя бы уже потому , что, не будь их, как человек и как писатель я бы стоил немногого: во всяком случае, я бы не стоял бы сегодня здесь..

Слово учителя

Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн,

всегда набегавших по две,

И отсюда - все рифмы, отсюда тот блеклый голос,

Вьющийся между нами, как мокрый волос,

Если вьется вообще. Облокотитесь на локоть,

Раковина - в них различит не рокот

Но хлопки полотна, ставен ладоней, чайник, кипящий на керосине

Максимум - крик чаек.

В этих плоских краях то и хранит от фальши сердце,

Что скрыться негде и видно дольше.

Это только для звука пространство всегда помеха:

Глаз не посетует на недостаток эха.

Это трудное время. Мы должны пережить,

перегнать эти годы,

с каждым новым страданьем забывая

былые невзгоды

и встречая, как новость, эти раны

и боль поминутно,

беспокойно вступая в туманное новое утро.

Слово учителя:

Несмотря на кажущуюся удовлетворенность жизнью (новые стихи, переводы, чтение лекций в американских университетах, профессорская должность), Бродский во многих своих поэтических откровениях говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце.

Чтение стихотворения одним из учеников:

Я входил вместо дикого зверя в клетку,

выжигал свой срок и кликуху

гвоздем в бараке,

жил у моря, играл в рулетку,

обедал черт знает с кем во фраке.

С высоты ледника я озирал полмира,

Трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, которая меня вскормила.

Из забывших меня можно составить

Я слонялся в степях, помнящих вопли

надевал на себя что сызнова входит

сеял рожь, покрывал черной толью гумна

и не пил только сухую воду.

Я вступил в свои сны вороненый

зрачок конвоя,

жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

позволял своим связкам все звуки,

перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что сказать

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь

благодарность .

(«Я входил вместо дикого зверя

Современное литературоведение стремится определить эволюцию творчества И. Бродского. М. Лотман видит такие этапы его творчества, как ранний и зрелый. Граница между ними приходится на 1965 – 1968 гг. Стихи раннего И. Бродского простоты по форме, мелодичны, светлы и очищающие воздействуют на читателя.

Когда снег заметает море и скрип сосны

оставляет в воздухе след глубже,

чем санный полоз,

До какой синевы могут дойти глаза?

до какой тишины

может упасть безучастный голос?

Пропадая без вести из виду, мир вовсе

сводит счёты с лицом,

как заложником Мамелюка.

… так моллюск фосфоресцирует

на океанском дне,

так молчанье е себя вбирает

всю скорость звука,

так довольно спички, чтобы

разжечь плиту,

так стенные часы, сердцебиенью вторя,

остановившись по эту,

продолжают идти по ту

сторону моря.

Другой мечтает жить в глуши,

бродить в полях и всё такое.

Он утверждает: цель в покое

и в равновесии души.

А я скажу, что это - вздор.

Пошёл он с этой целью к чёрту!

Когда вблизи кровавят морду,

Куда девать спокойный взор?

И даже если не вблизи,

а вдалеке? И даже если

сидишь в тепле в удобном кресле,

а кто – нибудь сидит в грязи!

Для зрелой поэзии И. Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания, многословие. Для русской поэзии стихотворения его необычно длинны. А. Блок считал оптимальным объёмом стихотворения 12 – 16 строк, т.е. 3- 4 четверостишия, у Бродского же стихи порой достигают 200 и более строк. Бродский признает в мире две силы: слово и смерти. Для того, чтобы слово жило, необходим безостановочный поток слов. Он и станет преградой смерти. Литературоведы отмечают в поэзии И. Бродского парадоксальное соединение эксперимента и традиционности.

Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах зрелого поэта, лауреата Нобелевской премии.

Чтение стихотворения одним из учеников:

Снег идёт, оставляя весь мир

в меньшинстве.

В эту пору – разгул Пинкертонам,

и себя настигаешь в любом естестве

по небрежности оттиска в оном.

За такие открытья не требую мзды;

тишина по всему околотку.

Сколько света набилось

в осколок звезды,

на ночь глядя! Как беженцев в лодку.

Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,

отщепенец, стервец, вне закона.

За душой, как ни шарь, ни черта.

пар клубами, как профиль дракона.

Помолись лучше вслух,

как второй Назорей,

за бредущих с дарами в обеих

половинках земли самозваных царей

и за всех детей в колыбелях.

(«Снег идёт, оставляя

И. Бродского часто спрашивали, не хочет ли он вернуться на Родину? Ответ на этот вопрос содержится в данных строчках:

«Теперь уж и взаправду – навсегда

Ведь если может человек вернуться на место преступления, то туда,

Ведь в другом стихотворении поэт обязательно мечтал вернуться:

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Твой фасад темно – синий

я впотьмах не найду,

между выцветших лилий

на асфальт упаду.

И душа, неустанно

поспешая во тьму,

промелькнет над мостами

в петроградском дыму,

и апрельская морось,

под затылком снежок,

и услышу я голос:

до свиданья, дружок.

И увижу две жизни

далеко за рекой,

к равнодушной отчизне

из непрожитых лет,

выбегая на остров,

машут мальчику вслед. ( слайд 8)

Все исследователи творчества Бродского отмечали у него большое количество скрытых ссылок на великих предшественников ( от Державина и Пушкина до Хлебникова и Пастернака), следование за Ахмадулиной и Мандельштамом; его стихи – это насыщенный раствор, из которого постоянно выпадают кристаллы книжной культуры.

Вывод урока:

Бродский – поэт самобытный. Как всякое выдающееся явление, Бродский-одиночка, феномен. Но при этом представитель целого культурного пласта, который существует в России. Ломая привычные штампы, Бродский создавал свой поэтический язык, который не сочетался с общепринятыми стилистическими нормами. Поэт сравнивает свою деятельность со строительством Вавилонской башни- башни слов, которая никогда не будет достроена.

Важно: Презентация содержит объёмный материал, поэтому считаю целесообразным брать два урока вместе, чтобы не нарушить целостность восприятия. Можно взять для урока отдельно часть презентации, например Коноша и Бродский, и осветить этот период жизни и творчества поэта более подробно. Презентация обязательна.

Тип урока:урок комплексного применения знаний, выработки умений применять их в новых учебных условиях.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством и судьбой И.Бродского, осветить период его творчества в северной ссылке; помочь осознать и почувствовать глубокий лиризм и трагизм лирики поэта;
  • воспитывать чуткость и внимательность к поэтическому слову, чувство патриотизма на примере жизни Бродского и чувство гордости за достижения русской литературы 20 века и свою малую Родину.
  • продолжать обучать навыкам выразительного чтения, развивать речевую культуру, эстетический подход к оценке поэтического творчества.

Методы обучения: биографический; диалоговые методики; творческий; объяснение; метод оценки событий, явлений.

Оборудование урока: книжная выставка (сборники поэта, газетные и журнальные статьи), аудио- и видеозаписи; мультимедиа, распечатка стихотворений.

Эпиграфы к уроку:

Ход урока

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, а урок-встреча с человеком, который взял наш Коношский район, не побоюсь сказать этого слова, в бессмертие. В далёкие 60-е годы, очень трудные для людей решительных и смелых, имеющих своё мнение, так как стране не нужны были инакомыслящие, в наш район в ссылку по абсурдной статье за тунеядство был выслан Иосиф Бродский, в будущем Нобелевский лауреат в области литературы. Он прожил сложную, полную горестей и лишений жизнь на пути к мировой славе. Мы так мало знаем о нём. И сегодня у нас с Вами задача не только осмыслить поэзию Бродского, потому что о ней можно говорить бесконечно, а увидеть, каким человеком был Великий поэт, попытаться войти в его мир, открыть страницу его поэзии. Но прежде…

Вопрос: Какие ассоциации вызывает у вас это имя, что вы знаете об этом человеке?

Ответы учащихся.

2 кадр. Не очень много. Тогда разрешите представиться – Бродский.

3 кадр.

Вопрос: прочитайте эпиграфы к уроку, как вы их понимаете?

Ответ: первый эпиграф говорит о жизненном выборе поэта, а второй о творческом.

3 кадр. Итак…

Вы хотели бы встретиться с Бродским?
Извольте. Он здесь. Сделайте только шаг.

5-6 кадры. Краткие сведения о Бродском.

Ребята, что вас здесь заинтересовало?

Я думаю, что учащиеся спросят о премиях и наградах (Приложение 1).

7-11 кадр. Юные годы Иосифа Бродского.

8 кадр. Родители поэта.

Казалось бы, что мы можем ждать от школьника-старшеклассника? Юный Иосиф Бродский совершил поступок, который резко изменил всю его жизнь: он бросил школу – с ее постылыми убогими учителями, с ненавистным ему классом, в котором он оказался не по собственному выбору.

Отныне управлять течением своей жизни будет только он сам.

Чрезвычайно ранняя самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Он быстро сменит много профессий, пока не поймет – его истинное поприще – изящная словесность. И с этого пути он уже не свернет никогда.

10 кадр.

Анна Ахматова высоко оценила талант юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит никакой группировке, не связан с диссидентством.

Несколько раз, начиная с 1959 года, Бродский подвергался допросам в КГБ

Историческая справка. 4 мая 1961 года в СССР появился указ о борьбе с тунеядством. Согласно этому указу, лица, не работавшие более 4 месяцев в году, и жившие на нетрудовые средства, подлежали Уголовной ответственности. Самим громким процессом, связанным со статьей о тунеядстве, стал суд над Иосифом Бродским.

В советском государстве поэтическое творчество фактически не признавалось работой. И абсурдность обвинений в адрес Бродского лишь должна была указать творческой интеллигенции на ее место и припугнуть тех, кто желал высказывать свое особое мнение. Бродский стал самой известной, но не первой и не последней жертвой статьи о тунеядстве.

Статья о тунеядстве просуществовала без малого 30 лет. В апреле 1991 года закон "О занятости населения" отменил уголовную ответственность за тунеядство и легализовал безработицу.

12 кадр. Суд и ссылка И.Бродского. (Приложение 2. Из зала заседания суда).

Вопрос: Как вы понимаете слова А.Ахматовой?

Ответы: *** Я думаю, что ответы ребят будут пока краткими, поэтому ставлю перед ними задачу.

Задача: Сейчас мы более подробно познакомимся с норенским периодом в жизни и творчестве И.Бродского, в тетрадях делайте необходимые записи, чтобы более полно ответить вопрос о понимании и значении пророческих слов Анны Ахматовой.

13-22 кадр. Краеведческий материал. Слово учителя.

Вопрос: Какие образы связаны с воспоминанием поэта о любимой?(Небо, улицы Ленинграда, Нева).

Вопрос: Какие свои ощущения в этих стихотворениях хочет донести до нас Бродский? С кем он себя сравнивает? Как понимаете это сравнение?

«Когда я вставал с рассветом и рано утром, часов в шесть, шел за нарядом в правление, то понимал, что в этот же самый час по всей, что называется, великой земле русской происходит то же самое: народ идет на работу. И я по праву ощущал свою принадлежность к этому народу. И это было колоссальное ощущение!".

Мой народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час зажимающий зёрна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти…

23 кадр.

В 1965 г., под давлением мировой общественности, решением Верховного суда РСФСР срок высылки сокращен до фактически отбытого (1 год, 5 месяцев).

Норенская для поэта – это один из шагов к мировой славе.

24-25 кадр. Ленинград Бродского. Прощание с Ленинградом. Первые публикации.

Вернувшийся досрочно из ссылки, Бродский попытался активно включиться в литературный процесс. Он упорно и напряженно учился на образцах, осваивал новые ритмы и строфику, чрезвычайно продуктивно работал творчески, писал оригинальные стихи, переводил, читал стихи и переводы на литературных вечерах. Оказии и творческие командировки вели его из Ленинграда в Москву, Палангу, Ялту, Гурзуф.

Бродский подготовил книгу английской поэзии. Но оказалось, что для её выхода есть одно непреодолимое препятствие-имя переводчика. В советском Союзе его не печатали, издаваться он мог только на Западе. Но он не хотел уезжать, хотя в Америку звали читать лекции. 24 мая, в день рождения, в его доме собралось множество людей, было море цветов. Иосиф делал вид, что ничего не происходит, но ясно было, что это – прощание.

Вопрос: Грустное, полное крика тоски стихотворение. Что теряет поэт, покидающий Родину?

Это обращение поэта к власти: «Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому.

Далее весь урок – это презентация.

27-28 кадр. О Ленинграде. (З.Pаздолина -Ни страны,ни погоста не.flv)

29–31 кадр. Эмиграция. Путь к мировой славе. Личная жизнь.

35-36 кадр. Нобелевская премия.

22 октября 1987 года Шведская академия объявила имя очередного Нобелевского лауреата по литературе. Им стал Иосиф Бродский. Он пятый русский писатель после И. Бунина (1933), Б. Пастернака (1958), М. Шолохова (1965) и А. Солженицина (1970), удостоившийся этой высокой награды. Бродский стал одним из самых молодых нобелевских лауреатов по литературе.

37-38 кадр. Последние годы жизни. Слово учителя.

Вслед за все растущей популярностью растет осознание значения, влияние поэтики Бродского. Он привнес в русскую поэзию выразительные качества английской, классической латинской поэзии.

Поэт Иосиф Бродский скоропостижно скончался в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992 году, в Петербурге — сын (родился в 1967 году). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские поэты.

39-42 кадр. Венеция Бродского.

Иосиф прекрасный с прекрасной Марией
Венчались Венецией ультрамариновой,
Чтоб после вернуться, скреплёнными браком:
Марии – с ребёнком, Иосифу – прахом.
Васильевский остров, Васильевский остров
Его не дождётся, всё было так просто:
Балтийская прорва, холодная просинь,
Увенчанный славой изгнанник Иосиф.
Осталось: в пустыне своей человечьей
Он нервен и весел, красив и сердечен.
Останется: в мире навечном, незримы
Поют его песни ему серафимы.
О. Кучкина.

43-44 кадр. Значение личности и творчества Бродского Иосифа Александровича.

Вопрос: Мы с Вами познакомились с Иосифом Александровичем, каким сейчас у вас вырисовывается образ поэта?

Перед нами предстал образ щедрого и заботливого, внимательного человека, прекрасного собеседника, образ глубокого, тонкого, виртуозного, целеустремлённого профессионала, талантливого рассказчика, обладающего артистической и этической свободой, одинокого создателя своего мира.

Иосифа Бродского нередко называют последним поэтом Серебряного века, хотя, возможно, он вообще последний большой русский поэт ушедшего столетия. Понятие Серебряный век относится не столько ко времени, сколько к уровню культуры. Бродский был человеком высочайшей культуры, в совершенстве овладел несколькими языками, великолепно знал мировую поэзию, был знаком с лучшими поэтами своего времени. Следуя своим предшественникам, великим поэтам века Золотого, он сумел создать свою поэзию, идущую из самой глубины сознания, свой образный язык. Он любил свою Родину и свой народ, гордился его силой и восхищался мужеством.

Портрет И.Бр одского, стихи Б родского , схема а нализа сти хотворения.

Родился Иосиф Бр одский( 1 940 -1996) на Выборгско й стороне в семье

военного фоток орреспондента. Имя полу чил в честь Иосифа Ст алина. Отец

Бродского слу жил на флоте, затем работал фотографом и жу рналистом в

нескольких лен инградских газета х, мать Б родского была бу хгалтером.

Раннее детство И осифа Бро дского при шлось на годы войн ы, блокады, затем

— послевоенно й бедности и тес ноты. В 1942 г оду после бл окадной зим ы

В 1955 году , закончив семь класс ов и начав в осьмой, И осиф Бродский б росил

было связано к ак с про блемами в школе, так и с желанием Бродского

финансово под держать семью . Безу спешно пытался посту пить в школу

подводников. В 16 лет з агорелся идеей с тать врачом, меся ц работал

помощником прозектор а в морге при областно й больнице, анатомировал

трупы, но в к онце концов отказался от мед ицинской карье ры. Кроме т ого, в

течение пяти лет после у хода из школы Бродски й работал и стопником в

котельной, матр осом на маяке, ра бочим в пяти геологическ их экспедиц иях. В

то же время он очень мног о, но хаотич но читал — в перву ю очередь поэзию,

философску ю и религиозну ю литературу, начал изучать английский и

польский язык и, переводить п ольских п оэтов. Начал писать стихи 1956—

1957 годах. О дним из решающ их толчк ов стало знакомство с поэзией Бориса

Читайте также: