Художественный язык конструктивных искусств 7 класс презентация конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

1 Урок ИЗО класс. Архитектура и дизайн Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

2 Архитектура и дизайн вместе с живописью, скульптурой и графикой составляют единую семью пространственных искусств.

4 Все пространственные искусства расширяют наше понимание и видение прекрасного. Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства т.е. искусства художественной постройки (конструкция - от лат. constructio - составление, построение).

5 Постройка и вещь сопровождают человека с начала зарождения общества. Человек менял среду, создавая различные предметы, а они, в свою очередь, влияли на него. (Как?)

6 Жилище первобытных людей

7 Монументальная архитектура древнего Египта (1500 лет до н.э.)

8 Древнерусские храмы Церковь Ризоположения 1485г.Храм Покрова на Нерли 1165г.

9 Эйфелева башня в Париже 1889г.

10 Современные постройки Сиднейский оперный театр 1973г.

13 Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала.

14 Дизайн (художественное конструирование) как искусство сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей (в конце 19- начале 20 вв.)

15 Основной сферой работы дизайнера является создание вещи серийного, массового производства, сделанной промышленным способом (в отличии от декоративно-прикладного искусства, где вещь делается руками).

17 Вещь – инструмент изменения жизни. Вещь – показатель интеллектуального, художественного и материально – технического развития общества.

Презентация "Основы композиции в конструктивных искусствах" выполнена по первой главе учебника изобразительного искусства "Дизайн и архитектура в жизни человека" для 7 класса СОШ по программе Б.М. Неменского.

Презентация охватывает все разделы первой главы и рассматривает такие темы и понятия, как:

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции (включает симметрию, асимметрию, динамическое равновесие, движение и статику, ритм).
  2. Прямые линии и организация пространства.
  3. Цвет - элемент композиционного творчества.

Некоторые слайды презентации дают возможность демонстрации примера выполнения заданий.

ВложениеРазмер
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе 1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Основы композиции в конструктивных искусствах Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

В дизайне и архитектуре КОМПОЗИЦИЯ – это конструирование объектов, т.е соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости ГАРМОНИЯ – это согласованность и упорядоченность всех элементов, с оставляющих целое

Достижение гармоничного расположение элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ Суметь уравновесить массы белого и чёрного значит решить важнейшую композиционную задачу

Симметрия Такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси, называется симметрией, а сама композиция – симметричной

Асимметрия и динамическое равновесие

Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля, называется фронтальной

Динамика и статика. Ритм Статичная композиция Динамичная композиция Усиление движения Противостояние движению, его остановка

Композиция, в которой прямоугольники расположены под углом к краям поля и как бы уходят в глубину пространства, называется глубинной А В С

Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность – это РИТМ

Добавлением новых элементов можно замкнуть движение в пространстве листа или как бы разомкнуть рамки поля, открыть его. Первую композицию можно определить как замкнутую, закрытую, а вторую – как открытую, или разомкнутую

Казимир Малевич Супрематические композиции

Прямые линии и организация пространства

Цвет – элемент композиционного творчества

Хроматические цвета Ахроматические цвета

Тёплая цветовая гамма Холодная цветовая гамма

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Искусство 2 урок. Основы композиции в конструктивных искусствах

На этом уроке школьники познакомятся с понятием "композиция" и научатся создавать глубинную и фронтальную композицию.


Основы композиции в конструктивных искусствах - проверочные карточки, 8 класс

Основы композиции в конструктивных искусствах - проверочные карточки, 8 класс.

Интерактивный кроссворд "Основы композиции в конструктивных искусствах", итоговый тест для 7 класса за 1 четверть

Интерактивный кроссворд - итоговая проверочная работа для 7 класса за 1 четверть По горизонтали:1.Композиции, в которых прямоугольники расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубину .


Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

1.Что такое декоративно-прикладное искусство? 2.Назови виды декоративно-прикладного искусства нашего региона? 3.Какие виды тебе больше нравятся? 4. Какие особенности и традиции Ро.


Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средст­вами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного иск.



Презентация к уроку "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства"

Презентация "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства" для урока по технологии в 5 классе "Основы композиции и законы восприятия цвета при создании изд.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах

научить строить глубинную и фронтальную композицию на плоскости, познакомить с приемами передачи движения и статики в композиции.

развивать умение создавать гармонию в изображаемом, зрительное равновесие;

формировать навыки работы с художественным материалом;

воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира.

Организационный момент. Проверка домашнего задания

Работа по теме урока

- Какие два понятия мы можем выделить из данной темы? (ответы)

-Дайте определения данным понятиям. Какие виды искусства вы отнесли бы к конструктивным?

К конструктивным искусствам относятся архитектура и дизайн. Это искусства художественной постройки. Они создают и организуют пространственно-предметную среду нашей жизни, но при этом ничего не изображают. Это не изобразительные виды искусства, но это искусства выразительной формы.

В архитектуре и дизайне композиция — это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое.

3.Основная часть. Знакомство с новым материалом.

Гармония — согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое.

Достижение гармонии — это основная композиционная задача художника.

В конструктивных искусствах гармония определяет облик.

Как вид искусства сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей в конце XIX — начале XX века.

Б) Педагогический показ учителя с элементами поисковой работы.

Так.вот создание целого из частей –композиция.

Существуют ли законы композиции? И да, и нет. Проверим на примерах

(на 3 листах бумаги изображены прямоугольники разного размера. Ученикам нужно определить, где создана гармония)

Древние рассматривали мира как хаос. И главной задачей художника видели внесение в него порядка. Даже если на белом поле один прямоугольник, человек старался расположить его …. в центре листа

Центровая композиция — один из типов симметричного композиционного построения изображения.

Симметричная композиция — композиция, на которой изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси. Симметричная композиция абсолютная, здесь гармония и покой. Статика.

Доказано, что наши глаза симметричную композицию запоминают быстро. Но так же быстро ее забывают.

в) построение симметричного изображения с использованием 2, 3 фигур

На этих композициях, где черное пополам с белым — наибольшая гармония. Симметрия снимает зрительное напряжение, но какой ценой? Ценой исчезновения изобразительного конфликта. Композиция превратилась в орнамент.

Достичь гармонии можно и исходя из композиционных принципов асимметрии.

hello_html_14730739.jpg
hello_html_m4e0fcf64.jpg

Взгляните на эти композиции. Скажите, чем они различаются?

д) приемы передачи движения и статики на плоскости

Слайд 5

Даже простейшие сочетания прямоугольников дают основу для понимания изобразительной выразительности и движения в композиции. Что можно сказать про прямоугольник, расположенный на белом поле листа (рис1). Казалось бы, лежит себе и лежит. Но если сравнить его с рис. 2, то увидим, что первый рисунок выглядит статично и менее интересно, а второй динамичнее. Далее, увеличиваем движение (рис3). А как приостановить движение? (предположения учеников) рис 4.

Не менее, чем форма композиционных элементов, важен характер их расположения. Это можно сравнить с музыкой, где есть и звук и тишина. То же самое можно изобразить на плоскости.

Давайте рассмотрим следующие варианты композиции.

Слайд 3 Слайд 4

hello_html_m1f1da6c2.jpg
hello_html_1d23ef2f.jpg

Фронтальная композиция — композиция, в которой фигуры расположены параллельно краям поля.

Глубинная композиция — композиция, в которой фигуры расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубину пространства.

Подумайте, какие фигуры будет сложно использовать во фронтальной композиции? Почему? (треугольники, многоугольники, овалы и круги).

4. Практическая работа

hello_html_126ba616.jpg
hello_html_m1ee3eebd.jpg

Делим лист на чести. В ОДНОЙ из точек пересечения располагаем главную, в нашем случае большую фигуру. Все противоположные фигуры будут меньше, создается движение.

Давайте рассмотрим некоторые композиции известных художников. Супрематизм Малевича.

hello_html_3e17ef00.jpg

-Где расположен основной объект?

-В какую сторону направлено движение, как художник передает его при помощи фигур?

-Какая здесь используется композиция: симметричная, ассиметричная, фронтальная, глубинная?

Выполните свою композицию из линий и фигур.

5Анализ работ

Соответствие видам композиции (правильность выполнения, использование уместных геометрических фигур, творческая составляющая)

5Домашнее задание

Познакомиться с творчеством К.Малевича, посмотреть в интернет источнике несколько картин этого художника.

6 Итог урока.

а) повторение терминов, изученных на уроке (композиция, гармония, глубинная и фронтальная композиция);

б) Подумайте, может ли композиция, выполненная из простых геометрических фигур стать произведением искусства?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЗАНЯТИЕ № 10.

Тема. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Цель. Развитие пространственно-образного мышления у обучающихся в процессе конструирования архитектурных элементов.

Образовательные. Формирование умений и навыков моделирования и макетирования архитектурных объектов в объёме.

Развивающие. Развивать творческие способности, содействовать формированию художественного вкуса, пространственного мышления, изобразительных способностей.

Воспитательные. Воспитать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов.

Оборудование. Компьютер, презентация к уроку, макеты посуды, архитектурных сооружений, открыток , образец макета улицы, толковый словарь, учебник, цветная бумага, ножницы, клей, на листе А1 эскиз улицы.

Тип урока. Комбинированный.

Оформление класса . На доске записана тема урока и прикреплен лист А1 с эскизом улицы (без зданий, деревьев, предметов и т.д.). На учительском столе размещены макеты различных предметов из различных материалов (чашка и блюдце из картона, светильник из пластмассового стаканчика, улица с домом и деревьями из пенопласта и др.)

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Ответы учащихся: конструктор, лего, отдельные детали и т.д.

Ответы учащихся: основу любого здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов.

- Можно ли сказать, что вещи – это конструктивное искусство?

Ответы учащихся: можно, так как любую вещь тоже можно представить состоящей из конструктивных элементов (конуса, куба, шара, цилиндра).

Учитель.

А теперь посмотрите на макеты, которые стоят у меня на столе. (Показывает чашку и блюдце из картона, светильник из пластмассового стаканчика, улицу с домом и деревьями из пенопласта и др.).

- Зачем архитектор или дизайнер делает сначала макеты будущих зданий или вещей?

Ответы учащихся.

Вывод. Прежде чем сделать что-то в натуральную величину, необходимо изготовить макет (маленькую копию), чтобы проверить, какие материалы лучше подобрать, как расположить детали, какая конструкция будет лучшей и т.д.

Учитель.

А где вы сталкивались в жизни с макетированием?

Ответы учащихся. Самолетики из бумаги, на уроках труда изготавливали маленькие коробочки, шкатулочки, шили маленькие изделия, делали открытки и т.д.

Вывод. Учащиеся делают вывод, что макетирование им будет в жизни необходимо.

Постановка цели урока.

Учитель. Ребята, исходя из вышесказанного, давайте сформулируем цель нашего урока. Чему мы должны сегодня научиться?

Ответы учащихся.

Учитель. Помогает учащимся формулировать цели урока. Записывает на доске (или в устной форме).

- С профессией архитектора.

-Осознать необходимость первоначального изготовления макета.

-Научиться выполнять простейшие макеты зданий, вещей, предметов.

3. Изучение нового материала.

Архитектор – это специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий.

Архитекторы и строители ответственны за то, где и насколько удобно мы живем. Они создают красивые дома, и при этом строят их экономно и долговечно. Профессия архитектора предполагает системный подход к строительству, чувство прекрасного и глубокое знание быта людей.

Что делают архитекторы? Они занимаются проектированием зданий (их фасадов и внутренних помещений), разработкой проектной документации и иногда расчетом надежности конструкций. Основная задача специалистов — сконструировать надежное здание и учесть все пожелания заказчика.

Помимо зданий, они проектируют сады, жилые кварталы, производственные постройки (порты, заводы), транспортные магистрали (метрополитен, дороги, мосты, фуникулеры) и многое другое.

Профессия архитектора подходит тем людям, которые обладают хорошим пространственным мышлением, любят рисовать, являются творческими натурами.

Просмотр презентации.

Толковый словарь Ожегова. Макет - модель, предварительный образец.

Тема. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Цель. Развитие пространственно-образного мышления у обучающихся в процессе конструирования архитектурных элементов.

Образовательные. Формирование умений и навыков моделирования и макетирования архитектурных объектов в объёме.

Развивающие. Развивать творческие способности, содействовать формированию художественного вкуса, пространственного мышления, изобразительных способностей.

Воспитательные. Воспитать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов.

Оборудование. Компьютер, презентация к уроку, макеты посуды, архитектурных сооружений, открыток , образец макета улицы, толковый словарь, учебник, цветная бумага, ножницы, клей, на листе А1 эскиз улицы.

Тип урока. Комбинированный.

Оформление класса. На доске записана тема урока и прикреплен лист А1 с эскизом улицы (без зданий, деревьев, предметов и т.д.). На учительском столе размещены макеты различных предметов из различных материалов (чашка и блюдце из картона, светильник из пластмассового стаканчика, улица с домом и деревьями из пенопласта и др.)

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Ответы учащихся: конструктор, лего, отдельные детали и т.д.

Ответы учащихся: основу любого здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов.

- Можно ли сказать, что вещи – это конструктивное искусство?

Ответы учащихся: можно, так как любую вещь тоже можно представить состоящей из конструктивных элементов (конуса, куба, шара, цилиндра).

А теперь посмотрите на макеты, которые стоят у меня на столе. (Показывает чашку и блюдце из картона, светильник из пластмассового стаканчика, улицу с домом и деревьями из пенопласта и др.).

- Зачем архитектор или дизайнер делает сначала макеты будущих зданий или вещей?

Вывод. Прежде чем сделать что-то в натуральную величину, необходимо изготовить макет (маленькую копию), чтобы проверить, какие материалы лучше подобрать, как расположить детали, какая конструкция будет лучшей и т.д.

А где вы сталкивались в жизни с макетированием?

Ответы учащихся. Самолетики из бумаги, на уроках труда изготавливали маленькие коробочки, шкатулочки, шили маленькие изделия, делали открытки и т.д.

Вывод. Учащиеся делают вывод, что макетирование им будет в жизни необходимо.

Постановка цели урока.

Учитель. Ребята, исходя из вышесказанного, давайте сформулируем цель нашего урока. Чему мы должны сегодня научиться?

Учитель. Помогает учащимся формулировать цели урока. Записывает на доске (или в устной форме).

- С профессией архитектора.

-Осознать необходимость первоначального изготовления макета.

-Научиться выполнять простейшие макеты зданий, вещей, предметов.

3. Изучение нового материала.

Архитектор – это специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий.

Архитекторы и строители ответственны за то, где и насколько удобно мы живем. Они создают красивые дома, и при этом строят их экономно и долговечно. Профессия архитектора предполагает системный подход к строительству, чувство прекрасного и глубокое знание быта людей.

Что делают архитекторы? Они занимаются проектированием зданий (их фасадов и внутренних помещений), разработкой проектной документации и иногда расчетом надежности конструкций. Основная задача специалистов — сконструировать надежное здание и учесть все пожелания заказчика.

Помимо зданий, они проектируют сады, жилые кварталы, производственные постройки (порты, заводы), транспортные магистрали (метрополитен, дороги, мосты, фуникулеры) и многое другое.

Профессия архитектора подходит тем людям, которые обладают хорошим пространственным мышлением, любят рисовать, являются творческими натурами.

Толковый словарь Ожегова. Макет - модель, предварительный образец.

Читайте также: