Художественный образ в архитектуре 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Какие разные чувства способны пробуждать в человеке архитектурные
сооружения! Одни вызывают восторг и удивление, другие – умиротворение и
покой, третьи поражают смелостью и дерзостью архитектурных решений.
Архитектура с такой силой воздействовать на человека, что никаких сомнений не
возникает по поводу её принадлежности к видам искусства.
Что необходимо для создания художественного образа в архитектуре?
1. Фантазия, творческое воображение художника, умение в знакомом
увидеть то, что способно вызвать у зрителя ответные чувства.

Глядя на здание терминала в аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке,
воздвигнутое в 1962 г. по проекту американского архитектора Эро Сааринена (19101961), не перестаёшь удивляться образности мышления автора. Здание,
напоминающее гигантскую птицу с раскрытыми крыльями, по замыслу
архитектора должно было стать символом полёта.
Терминал в аэропорту имени Дж. Кеннеди ,
1962 г. в Нью-Йорке
(архитектор Эро Сааринен)

3. Единство внешней и внутренней формы – важнейшее средство создания
архитектурного образа. Правда, возникло оно не сразу.
Архитектурные ансамбли Древнего Египта и Древней Греции были рассчитаны на
восприятие снаружи, их внутреннему пространству отводилось подчинённое
значение.
Храм Хатшепсут. Это величественное
строение расположено в основании
отвесных скал Дейр эль-Бахри. Его называли
в древности, — Джесер Джесеру, или
Священнейший из священных. На его
строительство ушло девять лет — с 1482
по 1473 год до нашей эры.
Афинский акрополь, реконструкция
Лео фон Кленце 1846 года (над
акрополем возвышается статуя
Афины Промахос)

В эпоху Византийской империи огромное значение придавалось как внешнему, так и
внутреннему облику здания. Храм Святой Софии в Константинополе, поражал
великолепием внешнего и внутреннего мира
Собор Святой Софии. 532-537 гг.
Стамбул, Турция

Однако в истории архитектуры были времена, когда по внешнему облику здания было
невозможно угадать характер его интерьера. Когда в XVII в. во Франции возводили
королевский дворец в Версале, пригороде Парижа, меньше всего заботились о
единстве форм. Строгий внешний облик дворца не соответствовал пышному
убранству торжественных интерьеров. Так сложилось, что внутренняя часть здания
(интерьер) оказалась наиболее чувствительной и податливой к изменению вкусов
моды.

4. Особенность художественного образа в архитектуре во многом определяет
его связь с окружающей природой. Начиная с сооружений каменного века,
архитектура стремилась быть в гармонии с природой.
На Востоке (в Китае, Индии, Японии) архитектурные сооружения не просто
вписывались в природный ландшафт, а органично с ним сливались в тщательно
продуманный единый ансамбль. Секрет необычайного впечатления, которое
производит китайская архитектура, заключается в умении зодчих найти для неё
наиболее живописное и в то же время естественное положение.
Замок Химэдзи (Замок белой цапли). Япония
Пещерный комплекс Аджанта. Индия

Нередко архитектурный облик здания заранее предопределён природными и
климатическими условиями. Так, на юге Индии, где часто идут дожди и особенно
много пышной растительности, появился тип храма, убранство которого заставляет
вспомнить увитые лианами деревья, загадочные цветы и непроходимые джунгли.
Природные условия определяют характер фундамента, покрытий, формы окон,
особенности планировки. Например, двускатные крыши в китайском и японском
зодчестве делались для того, чтобы на них не задерживались дождь и снег. Это
позволяло уберечь здание от лишней влаги.
Храм Ченна Кесава в Белуре. XII век.
Штат Майсур, Индия.

Простейший ритм – это чередование одинаковых элементов с равными
интервалами. Но он может характеризовать нарастание или убывание их числа,
размеров, форм. Ритм, основанный на регулярности интервалов, является
признаком упорядоченности и гармонии; он позволяет избежать монотонности и
однообразия в архитектурном облике зданий. Так, ритмическая повторяемость
колонн собора Святого Петра в Риме или Казанского собора в Санкт-Петербурге
создаёт иллюзию непрерывного движения, придаёт особый динамизм каждому из
этих ансамблей.
Андрей Никифорович Воронихин.
Казанский собор. 1801- 1811 гг.
Санкт-Петербург

Здание Казанского собора, возведённое Андреем Никифоровичем Воронихиным
(1759-1814), стало одним из главных украшений города благодаря колоннаде из 144
колонн, расположенных в четыре ряда. Их мерный и сдержанный ритм по обеим
сторонам здания замыкают широкие проезды в виде триумфальных арок.
Андрей Никифорович Воронихин
– русский архитектор и
живописец, представитель
классицизма, один из
основоположников русского
ампира.
Андрей Никифорович Воронихин.
Казанский собор. 1801- 1811 гг.
Санкт-Петербург

Одним из важнейших элементов азбуки архитектуры является симметрия одинаковое расположение равных частей по отношению к оси здания.
Благодаря симметрии архитектурная композиция приобретает строгую
упорядоченность, уравновешенность форм и объемов. Особая роль симметрии как
признака красоты и гармонии была понята человеком ещё в древнейшие времена. С
тех пор симметрия всегда присутствует в величайших творениях архитектуры.
Знаменитый мавзолей Тадж-Махал в Индии, окружённый четырьмя минаретами и
увенчанный пятью куполами, симметричен по отношению к главной оси здания,
проходящей через большой центральный купол. Все части архитектурного
ансамбля, расположенные по обе стороны к данной плоскости, равно удалены от
неё. Эффект симметрии усиливает прямоугольный водоём, в котором зеркально
отражаются элементы архитектурного ансамбля, а также зелёные насаждения и
общая планировка территории вокруг здания.

Однако не только симметрия определяет красоту здания. Нередко особый колорит и
неповторимый облик ему придаёт асимметрия. Так, например, асимметрия
афинского храма Эрехтейон или некоторых современных сооружений сообщает
композиции динамичность, гибкость и подвижность форм. Заметим также, что
никогда ещё не удавалось уложить в строгую симметричную форму такое
многофункциональное сооружение, как город.
Храм Эрехтейон Афинского акрополя.
На северной стороне Акрополя недалеко от Парфенона находится древнегреческий
храм Эрехтейон. Этот выдающийся памятник по праву считается жемчужиной
древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин. Он был
построен в 421-406 годах до н.э. и посвящён целой плеяде богов.

Хор — в раннехристианских храмах пространство перед главным престолом, где
помещался хор певчих; позднее в западноевропейских странах хором стала
называться вся восточная часть церковного здания, до апсиды.

Неф, или кора́бль — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с
одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его
от соседних нефов.

Нюанс как один из элементов архитектуры сближает несхожие элементы формы,
сглаживает различия между ними, делает незаметными, постепенными переходы от
одних форм к другим. (Нюанс – отношение, при котором сходство выражено сильнее,
чем
различие.
Признаки
сходства
связывают
ритмический
ряд.)
Контраст, в отличие от нюанса, представляет собой соотношение резко
противоположных признаков (высокое и низкое, горизонтальное и вертикальное и
т.д.). Контраст позволяет избежать монотонности, привлекает внимание к
определенным формам здания. Как скучен был бы, например бесконечный ряд
одинаковых вертикальных членений главного фасада здания Адмиралтейства в
Санкт-Петербурге (зодчий А. Д. Захаров), если бы не симметрично расположенные
контрастные портики!
Контраст, асимметрия,
симметрия, нюанс

Важнейшим средством художественной выразительности в архитектуре является
светотеневая и цветовая моделировка, особенно усиливающая эмоциональное
восприятие произведения.
Свет, проходящий через оконные проёмы или купол, преломляется на опорных
конструкциях и подчёркивает основные линии архитектурного сооружения.
Значительных высот светотеневой моделировки достигло в архитектуре барокко. При
сооружении дворцов и храмов всегда учитывалась их освещённость, имеющая
символический, Божественный смысл. Сложная игра солнечных бликов на фасадах и
в интерьерах зданий оказывала огромное эмоциональное воздействие на зрителей.
Не меньшее значение имела окраска архитектурных сооружений. Так, например,
фасады греческих зданий, окрашенные в яркие цвета, чётко выделялись на фоне
пышной растительности. Архитектура готики широко использовала витражи,
переливающиеся всеми цветами радуги.

При возведении храмов в Древней Греции хорошо понимали, что их масштаб должен
во много раз превышать пропорции человеческой фигуры. Так, сооружая Парфенон,
зодчий Иктин, повторив в нём основные пропорции человеческого тела, увеличил их
в10 раз!
Парфенон в Афинах, панорама Акрополя

Архитектура тяготеет к ансамблю, т.е. соединению нескольких зданий или
сооружений в целостную композицию с общим художественным замыслом,
который учитывает уже существующее архитектурное и природное окружение.
Такой ансамбль можно рассматривать как высшую форму проявления
художественного творчества в архитектуре.
Архитектурный ансамбль
московского Кремля

Каким же образом достигается объединение нескольких сооружений в общий
архитектурный ансамбль? В основе его лежит идея динамического равновесия,
которая проявляется во взаимодействии архитектурного сооружения со стоящими
рядом зданиями. Не меньшее значение имеет их органичная и разумная
вписанность в окружающее пространство. Нередко бывает, что объединять
приходится здания, построенные в разное время разными архитекторами.
В истории мирового зодчества можно привести немало примеров, когда
архитектурный ансамбль формировался на протяжении нескольких десятилетий.
Иногда его оформление затягивалось на столетия. Таковы ансамбли Красной
площади в Москве, Святого Марка в Венеции, площадь Согласия в Париже,
Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Площадь Святого
Марка с базиликой,
работы Каналетто,
1730 г. Музей Фогга,
Гарвардский
университет, США

Замечательным мастером архитектурного ансамбля был русский зодчий Карл
Иванович Росси (1775-1849). Он создал ряд монументальных архитектурных
ансамблей, во многом определивших облик центра Санкт-Петербурга.
Среди них – дворцово-парковый комплекс на Елагином
острове, ансамбль площади Искусств со зданием
Русского музея, ансамбль Дворцовой площади со
знаменитой
аркой
Главного
штаба,
ансамбль
Театральной площади со зданием Александринского
театра, здание Сената и Синода, определившие облик
Сенатской площади. Главной идеей архитектора стало
прославление победы России в Отечественной войне
1812 г.
Карл Иванович Росси
К. И. Росси. Михайловский дворец
1819-1825 гг. Санкт-Петербург.
Ныне это здание Государственного
Русского музея.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Художественный образ – стиль – язык

Образовательная:

сформировать представления уч-ся о художественном образе, стиле и языке искусства

совершенствовать навыки работы с различными историческими источниками (текстовыми, иллюстративными, аудиоматериалами);

Развивающая:

развитие способности анализировать музыкальные произведения искусства с целью определения образов, в них заложенных

Воспитательная:

воспитание толерантного отношения к культурологическим предпочтениям окружающих

совершенствовать навыки работы в группе.

Личностные результаты:

понимание культурного многообразия мира, сущности художественного образа, стиля и языка искусства

уважение культуры различных исторических эпох

Метапредметные результаты:

развитие способности разрешать проблемные ситуации

формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности

развитие навыков работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.

Предметные результаты:

умение систематизировать уже полученные знания

умение и готовность применять полученные знания.

Место урока в системе уроков данного раздела

Межпредметные связи

CD. Комплекс уроков искусства. 8 класс

Средства обучения

Мультимедиа презентация Power Point, компьютер, проектор, аудиозапись

1. Опрос домашнего задания (фронтальный устный и индивидуальный письменный)

Объяснить понятие искусство

Назвать признаки и виды искусства

2. Организация домашнего задания

3. Информационный блок

3.1. Проблемный вопрос

3.2. Прослушивание музыкального произведения

3.3. Анализ иллюстраций учебника

3.4. Комментированное чтение

4. Заключительный этап. Возвращение к проблемному вопросу.

Формы работы

Приемы обучения

беседа с фрагментами проблемной ситуации, работа с учебным текстом, работа с иллюстрациями, решение творческих задач, работа с видеорядом, прослушивание музыкальных произведений

Домашнее задание

составить словарь темы

стиль (понятие, виды)

язык (понятие, язык различных видав искусства)

подготовить презентацию по темам

КОНСПЕКТ УРОКА

Деятельность

УУД учащихся

Опрос домашнего задания

Организация опроса домашнего задания по плану

1) объяснить понятие искусство, назвать признаки искусства

является результатом искусной и мастерской деятельности человека

существует в художественных образах

отражает и формирует определенные ценности и идеалы

выражает определенные эмоции

отражает связь исторических эпох

является носителем информации

2) назвать виды искусства:

пространственные или пластические виды искусств - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.

временные или динамические виды искусств – музыка и литература

пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, театральное искусство, киноискусство.

объяснять понятие искусство

называть признаки искусства

рассказывать об истории создания музыкального произведения

представлять презентации по заданной проблеме

Организация домашнего задания

составить словарь темы (стр.10-13)

стиль (понятие, виды)

язык (понятие, язык различных видав искусства)

подготовить презентацию по темам

самостоятельно формулировать значение понятий

характеризовать виды стилей в искусстве и виды языка в жанрах искусства

представлять презентации по заданной проблеме

Информационный блок

Проблемный вопрос

С какой целью человек изучает произведения прошлого?

Мнение учителя: современникам проще понять прошлое через произведения искусства, т.к. в них содержатся определенные образы - обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженному языком искусства

сформулировать собственное мнение по поставленной проблеме

Прослушивание музыкального произведения

Предложить аудиозаписи

высказывать собственную точку зрения о восприятии образов музыкального произведения

Анализ иллюстраций

Образы возникают в представлении не только слушателей музыкальных произведений, но и у поклонников живописи и скульптуры

Диего Веласкес. Менины
(Семья Филиппа IV)

Пабло Пикассо. Менины по Веласкесу

прослушать информацию и высказать мнение о том, какая часть информации поразила воображение

комментированное чтение информации со слайда

Заключительный этап урока

Возвратиться к проблемному вопросу

С какой целью человек изучает произведения прошлого?

сформулировать собственное мнение по поставленной проблеме

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА

Фаюмские портреты

— созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 70-е годы XIX века, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV вв.).

На сегодня известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.

Впервые погребальные портреты были описаны в 1615 году итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара-Мемфис. Он привёз два из них в Европу, сегодня они находятся в коллекции Государственного художественного собрания Дрездена. Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в. До настоящего времени не сохранилось информации, откуда родом были первые находки: возможно, это были опять Саккара или Фивы. Благодаря Леону де Лаборде в 1827 году в Европе появились два новых погребальных портрета, якобы найденных в Мемфисе, один из которых хранится сегодня в Лувре, а другой — в Британском музее.

Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 году Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет. Погребальные портреты находились в центре внимания лондонской выставки. Позднее Питри продолжил раскопки на том же месте, но столкнулся с конкуренцией со стороны немецких и египетских торговцев произведениями искусства. Зимой 1910—1911 годах Петри во время раскопок обнаружил ещё 70 погребальных портретов, находившихся, однако, в плохом состоянии. Находки Петри являются, за немногим исключением, до сегодняшнего дня единственным примером систематического подхода в раскопках погребальных портретов и последующего опубликования результатов этих находок. Хотя эти публикации с сегодняшней точки зрения оставляют много открытых вопросов, они всё же являются самым важным источником изучения обстоятельств обнаружения погребальных портретов. В 1892 году немецкий археолог фон Кауфман открыл так называемую Гробницу Алины, в которой находились некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов.

Хотя многие из этих изображений были найдены в оазисе Файюм (Hawara называемая также Арсиноя или Крокодилополь), однако портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях, включая некрополи в Мемфисе (Саккара), Филадельфии (Er-Rubayat и 'Kerke'), Антиноополе, Панополе (Ахмим), Марина Эль-Аламейне, Фивах и Эль-Хибе (Анкиронополь). Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.

Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр,сосна, ель, кипарис, дуб).

Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладать восковая темпера. А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

О.Роден. Граждане Кале

После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил 5ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.

Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. Этот монумент должен был выразить обуревавшие французов эмоции — и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан. Но муниципалитет не находил достаточно средств, чтобы заказать памятник именитому скульптору. В 1884 году, когда Франция пыталась свыкнуться с мыслью о поражении во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену.

Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того, до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько превышающими человеческий рост).

Малявин Филипп. Вихрь

1906, холст, масло, 223 х 410

Диего Веласкес. Менины (Семья Филиппа IV)

Портрет Филиппа и его супруги Марианны — отражение в зеркале, висящем на дальней стене ателье

Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, так же как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Взгляд девочки, как впрочем, и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Придворные дамы по обе стороны от принцессы выбраны из самых известных аристократических семей. То, что фрейлина слева низко присела, является не любезным жестом, а придворным этикетом. Только присев, придворным разрешалось подавать кушанья членам королевской семьи, не говоря о том, что такой чести удостаивали только избранных.

Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Пабло Пикассо. Менины по Веласкесу

Художник подошел к исследованию картину с философской точки зрения: каждый образ рассмотрен, как минимум, с двух сторон, сторон добра и зла. Собака может быть как черным колючим волком, так и белым невинным существом. Первым персонажем справа является мальчик Николасито, который может олицетворять детство и непосредственность и, в то же время, являться символом агрессии.

И в первом, и во втором варианте обыгрывается один и тот же треугольник и красный цвет. Фрейлина, подающая стакан, Мария Агустина Сармьенто, вобрала в своем образе детскую наивную трогательность, перерастающую в злобу. Финальным образом является зеленый треугольник – символ смерти, в который переходит лицо маленькой девочки, перед этим преобразившееся в белую гипсовую маску.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ —специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника.

Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздаётся воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя.

В архитектуре художественный образ имеет большое значение. Прежде всего это архитектурный облик какого-то конкретного здания, будь то жилой дом, площадь, храм, мост, школа, офисное здание, театр, музей или еще какое-то учреждение.

Художественный образ в архитектуре каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Одна из целей архитектуры как вида искусства — вызывать определенный эмоциональный настрой, оказывать впечатление. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и отчужденными от внешнего мира и, наоборот, привлекательными, светлыми, легкими, оптимистичными по своему характеру. Архитектура влияет на наше настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в нас чувство приподнятости или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение.

Однако главнейшим для мастера при создании художественного образа в архитектуре является все-таки учитывание функциональности здания (то, для чего оно, собственно, построено).

Архитектура — та область приложения человеческого мастерства, которая связана одновременно и с наукой, и с искусством.

У каждого архитектора, как и у каждого художника, свой метод работы. Тем не менее, чтобы спроектировать здание, любой архитектор четко должен представлять себе, каким целям оно служит, сколько в нем будет помещений и какого размера. Какими материалами он располагает и, если это не плановая постройка, каким должно быть место его возведения.

Фасады, планы и разрезы зданий играют огромную роль для создания художественного образа в архитектуре.

Каждый архитектор начинает свою работу с того, что интересуется, как были построены здания того же типа, анализирует источник. Так, например, архитектор из Италии Аристотель Фиораванти, приглашённый для строительства Успенского собора в Кремле, изучил образцы Новгородской и Владимиро-Суздальской школ, создав новый проект, ставший образцом для последующих архитекторов.

Если говорить о художественном образе в архитекторе, об эстетической функции архитектуры как вида искусства. Следует отметить, что в различные эпохи у мастеров и наблюдателей были различные вкусы и представления о красоте. Античная архитектура была совершенно чужда египетской, средневековая — античной, архитектура эпохи Возрождения — средневековой и т. п. Тем не менее взгляд современного человека может найти эстетику при виде зданий каждой из конкретных эпох.

Восприятие художественного образа в архитектуре во многом зависит от настроения самого наблюдателя, от личных вкусов, идей и ориентиров мастера, а также от времени создания того или иного здания.

Необходимо отметить, что вкусы, художественные критерии в оценке произведений искусств никогда не пребывали в состоянии покоя. Они все время изменялись. То, что нравилось египтянам, было совершенно чуждо грекам. Античное искусство и архитектура завершили свое развитие в IV—V веках н. э., на смену им пришел иной стиль, пришли совершенно иные художественные идеалы. Но и средневековому искусству был положен исторический предел. Следующая эпоха, эпоха Возрождения, отмела средневековые традиции и, стремясь создать новое искусство, стала вдохновляться культурой античной древности. То, что убеждало в архитектуре людей XIX века, не может быть безоговорочно принято в нашей современности. У нас свои представления о красоте, о прекрасном в искусстве и в архитектуре. Художественная сторона архитектуры все время претерпевала изменения, иногда очень сильные, радикальные. Менялись композиционные принципы, принципы построения и оформления фасадов, по-разному понимались и вопросы, связанные с планировкой городов, с ансамблевой застройкой.

Отсюда вывод, что художественная сторона архитектуры является так же, как функциональная и конструктивная ее стороны, исторической, изменяемой во времени категорией. Сколько бы мы не рассмотрели зданий разных эпох, создаваемых разными народами, все они заметно отличаются друг от друга, иногда не имея в своем облике ничего общего. В подобных случаях говорят, что здания принадлежат различным стилям.

ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ

- эмоционально - чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категория эстетической оценки результатов дизайнерского творчества.

Образ в дизайне существенно отличается от аналогичного понятия в других видах искусства, поскольку дизайн, с одной стороны, гораздо теснее их привязан к прагматическому содержанию результатов своей деятельности, с другой — внешне не претендует на реализацию духовных целей художественного творчества. Тем не менее выразительность и значимость Образа в дизайне по ряду причин выдвигает его в ранг концептуально значимых явлений культуры.

Система Образов в дизайне четко делится на три группы, отражающие природу их представления зрителю : цветографическую ( сходную по средствам с живописью и рисунком в изобразительном искусстве ), объемно - пластическую ( аналогичную скульптурному творчеству ) и пространственную — воспроизводящую возможности архитектурной организации нашего окружения. Соответственно усложнению палитры средств каждого последующего вида дизайна возрастает потенциал его образного восприятия.

Особенности восприятия ( потребления ) во многом определяют специфику свойств Образов в дизайне. Среди них :

Виды искусства и их классификация

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

Художественный образ в архитектуре

№ слайда 1

Художественный образ в архитектуре

Специфика Художественного образ в архитектуре. Выражение основной идеи своего вр

№ слайда 2

Специфика Художественного образ в архитектуре. Выражение основной идеи своего времени. Архитектурный образ — это лицо, общий облик здания, в котором должно выражаться назначение, содержание последнего. Образ каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Архитектура может и должна оказывать воздействие на человека. Совершенно справедливы слова Гегеля, что архитектура — окаменевшая музыка. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и, наоборот, привлекательными, светлыми, оптимистичными по своему характеру.

Архитектура влияет на наше настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в

№ слайда 3

Архитектура влияет на наше настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в нас чувство приподнятости или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение. В современном мире в эпоху бурного технического развития появились такие архитектурные стили как модерн и хай-тек. Им свойственна смелость решений, многообразие материалов и яркость идей. Хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом.

Воздействие на чувства и поведение человека. В архитектурном произведении большу

№ слайда 4

Воздействие на чувства и поведение человека. В архитектурном произведении большую роль играет его эмоциональное воздействие на человека. Существует много выдающихся архитектурных сооружений, где символический художественный образ является основополагающим. К этой категории общественных зданий прежде всего относятся культовые сооружения, постройки репрезентативно-мемориального характера и другие уникальные общественные здания, несущие определенную идеологическую нагрузку.

Окружая нас всюду и постоянно, архитектура является могучим средством воспитател

№ слайда 5

Окружая нас всюду и постоянно, архитектура является могучим средством воспитательного воздействия. Целесообразно построенные, выразительные здания, хорошо спланированный, красивый город активно влияют на людей, способствуют их успешной, плодотворной работе, помогают им отдыхать, влияет на наше настроение, или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение. На человека влияет и замкнутость помещения, высота оконных проемов, свет.

Средства и приемы создания художественного образа.Основные средства создания худ

№ слайда 6

Средства и приемы создания художественного образа.Основные средства создания художественного образа в архитектуре - формирование пространства и архитектоника. При создании объемно-пространственной композиции используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приемами обработки поверхности здания. Целостная художественно-выразительная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство.

Площадь согласия в Париже.

№ слайда 7

Площадь согласия в Париже.

На площадь Согласия нетрудно попасть с любой из соседних улиц, которые буквально

№ слайда 8

На площадь Согласия нетрудно попасть с любой из соседних улиц, которые буквально впадают в нее, будто реки в море, и достаточно просто следовать их естественному течению, чтобы оказаться в конце концов на ее открытом пространстве.Собственная история площади началась во время правления Людовика XV. В 1748 г. закончилась война за австрийское наследство. Парижане, обрадованные установлением мира, решили воздвигнуть конную статую короля. Парижский прево с магистрами даже заказали ее скульптору Бушардону. Но вместе с этим возникла задача устройства для памятника поистине королевского окружения.Сначала дело не заладилось, несмотря на активное участие в конкурсе многих архитекторов. Историки приводят самые разные причины, склоняясь к той или иной в зависимости от отношения к главной исторической фигуре, то есть к Людовику XV. Одни утверждают, что он не увидел ничего адекватного его собственным представлениям о королевском величии. Другие считают, что король попросту был прижимист, а казна пуста, потому он не хотел тратить деньги на дорогостоящие проекты.

Но в конце концов король лично выбрал для своей статуи место – за пределами тогд

№ слайда 9

Но в конце концов король лично выбрал для своей статуи место – за пределами тогдашнего Парижа, где земля была недорога и строительство можно было вести, так сказать, с чистого листа. Работа была поручена Первому королевскому архитектору и президенту Академии архитектуры Анжу Жаку Габриэлю. Надо отдать должное Габриэлю – он блестяще справился с непростой задачей и создал уникальную площадь, не имевшую в то время аналогов не только в Париже, но и во всем мире. До тех пор городские площади оформлялись замкнутыми, закрывались застройкой по периметру, и архитектурное единство обеспечивалось единообразием, ритмом или гармонией этой застройки. Анж Жак Габриэль умудрился создать ансамбль четырехугольной площади, которая с трех сторон открыта! На восток открывается сад Тюильри, с юга протекает Сена, а на запад уходит перспектива Елисейских Полей. Это необычное решение превратило площадь фактически в шедевр ландшафтного дизайна, а не архитектуры зданий, что весьма неожиданно для центра огромного, плотно застроенного города.

В 1775 г. работы были завершены и Париж обрел красивейшую из своих площадей. В X

№ слайда 10

В 1775 г. работы были завершены и Париж обрел красивейшую из своих площадей. В XIX веке площадь Согласия подверглась некоторой перестройке под руководством архитектора Итторфа. Был засыпан ров вдоль сада Тюильри, облюбованный проститутками. У въезда на Елисейские Поля установили еще одну пару конных статуй, зеркально к тем, что стоят у входа в сад Тюильри.

На смену павильонам по углам площади пришли статуи в честь восьми крупнейших фра

№ слайда 11

На смену павильонам по углам площади пришли статуи в честь восьми крупнейших французских городов: Страсбурга, Лилля, Руана, Бреста, Нанта, Бордо, Марселя и Лиона. Позже, в то время когда Страсбург принадлежал Германии, лицо его статуи было скрыто черной траурной вуалью.

Обелиск был в 1829 г. подарен французскому правительству египетским вице-королем

№ слайда 12

Обелиск был в 1829 г. подарен французскому правительству египетским вице-королем Мехметом Али. В 1840 г. он был торжественно установлен в центре площади, которая с тех пор обрела окончательный вид.

Фонари, которые украшают площадь, изготовлены по чертежам того же Итторфа. Их фо

№ слайда 13

Фонари, которые украшают площадь, изготовлены по чертежам того же Итторфа. Их форма одновременно и символична, и утилитарна. За основу взята идея ростральной колонны, знакомой каждому россиянину по Стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Фонтаны, украшающие площадь, появились тоже благодаря Итторфу. Они напоминают ри

№ слайда 14

Фонтаны, украшающие площадь, появились тоже благодаря Итторфу. Они напоминают римские на площади Св. Петра и тоже призваны славить военно-морские успехи державы.

Площадь Согласия стала первой парижской площадью, выполняющей роль крупного тран

№ слайда 15

Храмовое зодчество Японии. Киото - с 794 - до 1868 года - этот город оставался с

№ слайда 16

Храмовое зодчество Японии. Киото - с 794 - до 1868 года - этот город оставался столицей Японии, культурным и духовным центром страны, местом постоянной резиденции императоров. В современном Киото сохранилось более двух тысяч храмов и пагод.Императорский дворец

Наиболее широко представлены в Японии буддийские храмы, составляющие целые компл

№ слайда 17

Наиболее широко представлены в Японии буддийские храмы, составляющие целые комплексы.Храм производит огромное впечатление архитектурными формами, богатой резьбой, яркой многоцветностью разнообразных материалов – красными лакированными колоннами, голубой черепицей, позолотой металлических деталей.

Храм Киомицу (храм чистой воды) Храм посвященный богини милосердия Каннон. Много

№ слайда 18

Храм Киомицу (храм чистой воды) Храм посвященный богини милосердия Каннон. Многоярусный комплекс здания самого храма подобен кораблю. Храм был основан в 1633 году. Территория храма представляет собой большой парк с аллеями японской декоративной сакуры и клена.

Храм сокровищ Востока. Построенный в 1236 году и восстановленный после пожара в

№ слайда 19

Храм сокровищ Востока. Построенный в 1236 году и восстановленный после пожара в 15 веке Тофукудзи, помимо пологих холмов, речки, изящного мостика и замечательной архитектуры, славен ещё и прекрасно подобранной коллекцией традиционной живописи.

Архитектура XX века. Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительны

№ слайда 20

Архитектура XX века. Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции из них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей.

Пришел стиль модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций

№ слайда 21

Пришел стиль модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. Мировая война приостановила развитие модерна, но технический уровень архитектуры продолжал повышаться. Подъем строительства начался с 1924 г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации

. Развитие архитектуры в послевоенное время осуществлялось под лозунгом «новой а

№ слайда 22

В СССР в послевоенное время в архитектуре существовала одна глобальная проблема

№ слайда 23

В СССР в послевоенное время в архитектуре существовала одна глобальная проблема обеспечения жителей жильем, общественными зданиями, учреждениями культуры в быстрорастущих городах и строительство новых городов. Ускорение в решении этих задач привело к стандартизации, однообразию в жилищном строительстве, к появлению скучных и одинаковых улиц, даже городов.Архитектура зависит от географических и природно-климатических условий.

Читайте также: