Художественное творчество и народные ремесла конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Дети под русскую народную музыку входят в группу, где их встречает воспитатель в русском народном костюме. Воспитатель приглашает детей осмотреть мини выставку.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки.
И Павловские все в цветах платки
Синь озер голубых, белые снега,
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку, всяк и млад и стар.
- Ребята, а вы любите сказки? Какие волшебные сказки вы знаете? (ответы детей). Сегодня пришла пора познакомить вас с еще одной поучительной сказкой.
Сказка в гости приходи с нами дружбу заводи.

Кто знает, чем прославились городецкие мастера?
Ответы детей: Городецкие мастера расписывают деревянные изделия разными красками. Это посуда, прялки, мебель.
А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.

Чем же так знамениты гжельские мастера?
Ответы детей: Гжельские мастера делают из белой глины посуду и игрушки и расписывают их голубовато – синей краской.

Увидев это рассердился Кощей и задумал, чтобы исчезли с земли мастера и мастерицы и память о их мастерстве, стерлась из памяти поколений. А как исчезнут мастера и рукодельницы, вот тогда уйдут с земли красота и радость. Такое страшное заклятье наложил Кощей.
Чтобы не сбылось заклятье Кощея надо нам ребята мастеров поискать, да научиться у них делу. А поможет нам в этом волшебный ручеек. Встанем в круг для превращения и произнесем волшебные слова:
Мой волшебный ручеек, Много знаешь ты дорог. Быстро весело беги, К мастерам нас приведи.

(Достает , записку - Мастера, просят помощи у детей, если мы распишем эти заготовки, или белье , как называли раньше, то снимим заклятие кощея) Ребята, посмотрите какие здесь изделия (тарелки, плошки, и ковши уточки).
1. Почему хохлому называют Золотая хохлома? (основной фон росписи – золотой, получается путем обжига в печи и серебристой краски)
2. Откуда мастера хохломской росписи брали свои узоры? (из природы, собирали гербарии, сами придумывали сказочные узоры)
3. Как вы думаете, почему художники так старательно и красиво расписывали изделия? (чтобы радость людям приносить, показать красоту родной природы)
4. Какой главный элемент в хохломской росписи? (травка)
5. Назовите еще элементы хохломской росписи? (ягодка, листок, веточка, капелька и т.д.)
6. Как называется ведущая линия в орнаменте? (криуль)
7. Конечный процесс росписи? (покрытие лаком и обжиг в печи)
8. Назовите основные цвета хохломской росписи? (золотой, красный, черный, зеленый).
- Сегодня вы будете художниками по хохломской росписи. На доске вывешены элементы росписи, а какой узор наносить – вы придумаете сами. Напоминаю, что вначале я рекомендую простым карандашом нанести узор, а затем красками расписать его. Давайте правильно возьмем кисточку тремя пальцами (показать), как рекомендуют хохломские художники, где кончик кисточки смотрит вверх. Все элементы выполняются кисточкой движением на . (себя). В воздухе нанесем узор травку, криуль, ягоды.
На столах лежат ватные палочки, ими хорошо наносить мелкие ягодки, они ложатся ровно и красиво. Не забудьте использовать палитру, чтобы на кисточке не было лишней краски. А теперь приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии.
Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. (Поспешишь — людей насмешишь. Наскоро делать — переделывать.)

Итог занятия:
Посмотрите на свои работы и скажите все ли у вас получилось что вы задумали и с чем возникли трудности.
Посмотрите, как красиво,
Сделано здесь всё на диво!
И не кем-нибудь, детьми!
Глаз порой не отвести!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с историей вышивания, расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий.

Развить интерес к различным видам вышивки. Воспитать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус. Привить девушкам чувство стиля, заинтересовать в оформлении быта

План конспект урока по технологии (девушки). 8 класс

Тема урока: Художественное творчество и народные ремёсла.

Цель урока: Познакомить учащихся с историей вышивания, расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий.

Развить интерес к различным видам вышивки. Воспитать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус.

Оборудование: Изделия учащихся выполненные в технике - вышивка крестом, компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран, канва, иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

Методические задачи урока: Использование разнообразных форм и методов урока от элементов школьной лекции до серьёзной работы в Интернет.

1. Организационный момент урока:

Проверка готовности учащихся к уроку.

Объявление целей урока.

2. Повторение пройденного материала.

Кратковременная контрольная работа. (7 минут) Работа выполняется по двум вариантам: первый вариант для учащихся с низким уровнем развития(Романова Е., Нигматулина А., Жаркова К., Кирилина К.). Второй вариант для учениц усваивающих образовательную программу по технологии на “4 – 5”.

Перечислите виды рукоделия, которые вам известны.

Инструменты и приспособления, необходимые для вышивки.

Какие пословицы или поговорки вы знаете о труде.

Виды народных промыслов. Примеры.

Что является основным источником вдохновения народных умельцев?

Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы.

3. Изучение нового материала:

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шёлка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 4 – 5 векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком – сырцом, волосом, золотыми нитями.

В Англии с 13 века известна богатая вышивка золотом, серебром и шёлком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений.

С конца 13 – начала 14 века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами.

В России вышивка также имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоёв городского и сельского населения. Более скромны были вышивки в народном быту.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнамента, расположенных в виде прямых полос, подчёркивающих край одежды. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов, калужская цветная перевить, орловские бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с двумя видами вышивок –это гладь и крест.

Выступления Савченко Екатерины(Вышивка гладью), Петровой Юлии (Вышивка крестом).

Наши занятия часто стали проходить в компьютерном классе, на наших уроках мы знакомимся с различными материалами по технологии с применением ЦОРов.

Сегодня на уроке нашим помощником станет сеть Интернет, именно эта сеть предоставляет наиболее широкие возможности для поиска и обмена информацией: в ней можно найти сведения по всем областям человеческих знаний. И мы сейчас запросим информацию о вышивке и перейдём к практической части нашего урока.

4. Практическая работа.

Сейчас мы разделимся на группы, и каждая группа будет выполнять свои задания (деление класса на четыре группы по уровню обученности).

Во время работы учащихся в сети Интернет делается пауза, и проводиться гимнастика для глаз.

Вращение зрачков по кругу (4 -6 раз).

В течение одной минуты часто моргать.

Три секунды сильно зажмурить глаза, три секунды широко открыть глаза.

Смотрим на кончик носа (3секунды), потом в даль (3секунды).

В течении 1 минуты пальцами вокруг глаз делать вращательные движения.

5. Подведение итогов урока.

1. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Когда, освоив эти виды вышивок, вы сможете украсить свой дом оригинальными, эксклюзивными вещами, доставив радость себе и своим близким.

2. Выставление оценок за урок с комментариями.

6. Домашнее задание. На следующий урок нужно принести: нитки мулине 3 – 4 цветов, пяльцы, иглу, ножницы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить учащихся с историей вышивания; расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий, орнаментальных мотивах и других узорах, материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами в зависимости от ее вида.

Оборудование: образцы изделий с различными видами вышивок; ножницы нескольких размеров, пяльца, канва, ткань, образцы ткани различных переплетений, нитки (мулине, шелковые, ирис), иглы, мультимедиа.

I. Организация урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

- Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка впитала в себя традиции многовекового накопления мастерства. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым видом вышивки – свободное вышивкой, ее историей, научитесь правильно подбирать материалы и инструменты для вышивки художественной гладью.

III. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

а) Из истории вышивки .

Возникновение вышивания, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другии материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI -V векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вы шив кой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI-XVII веках во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

С конца XIII - начала XIV века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотное шитье.

В России вышивка также имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, одежды и обувь знатных скифов, изготовленные в VI-III веках до нашей эры. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежды скифов и сарматов, живших здесь в I—III веках, украшенные вышивкой шерстяными, шелковыми, золотыми и серебряными нитями.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимиром Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных мпдов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессия. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением. В XIX - начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.

На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Вышивки народов Поволжья - марийская, мордовская, чувашская - отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненными в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде. В национальной одежде нашли отражение занятия и ремесленничество наших предков и общение их с другими народами. Эта одежда помогла представить социальное и личное состояние человека, его возраст, этетический вкус. У казанских татар в декоративно-прикладном искусстве цветочно-растительный орнамент занимает важное место. Изобилие и разнообразие растительного мира вдохновляло наших мастеров в их творчестве.

В вышивке в форме любимого народом цветочно-растительного орнамента предстал весь многообразный мир чувств и настроений человека. Самые распространенные композиции – ленточная (бордюрная) и геральдическая в виде букета, изменяющиеся и переходящие друг в другша в одной декоративной плоскости, а также круговая, розетчатая, шахматная, сетчатая и буквенная. Нельзя не видеть среди множества мотивов татарской вышивки “булгарский” пласт в виде древних трилистников, лотосовидных, пальметт, многочисленных розеток, вьюнков, спиралей, используемых в традиционных бордюрных обрамлениях. Цветочные мотивы нанизываются на простую, довольно крупную ветвь, воплощающую значение “древа жизни”

б) Виды вышивки .

Для народной вышивки наиболее характерны счетные швы, выполняемые по счету нитей ткани, а также свободные. При выполнении свободной вышивки мастерица рисует на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, дополняя ее другими видами швов. Такую вышивку называют художественной.

Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила двусторонняя широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками.

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров.

Верхошов - односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом.

Двусторонняя гладь с настилом выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой. Одной из разновидностей этой техники является белая гладь.

Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра.

2. Рассматривание изделий, представляющих разные виды вышивок.

hello_html_294fbae3.jpg

Задание 1. Определить вид вышивки (счетная, свободная).
Задание 2. Определить мотивы узоров: геометрический, меандровый, растительный, животный, человекообразный.
Задание 3. Определить вид вышивки (гладь односторонняя, двусторонняя, одноцветная и многоцветная и т.д.)

3. Материалы, инструменты, приспособления для вышивки гладью.

Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, хлопчатобумажные и смешанные ткани и нитки разных сортов.

Для вышивки гладью по свободно нанесенному контуру узора годятся все ткани, имеющие гладкую, однотонную поверхность.

В зависимости от назначения изготавливаемого изделия, техники исполнения подбирают необходимую ткань. Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно; для панно и ковриков - рогожку, бортовку, сукно, драп. Для нарядных платьев и блузок лучше использовать тонкие ткани - батист, шелк, тонкую шерсть.

Нитки, применяемые при вышивке гладью, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету.

Для вышивания на батисте, маркизете, крепдешине используют мулине в одну нить или шелковые нитки. Мулине в две-три нити используются в вышивках по рогожке, полотну. Шерстью в одну или несколько ниток и шелком, в зависимости от толщины ткани и узора, можно вышивать на шерстяных тканях. Для вышивания крупных изделий применяют мулине в пасму (6 ниток), ирис, штапельные, шерстяные и синтетические нитки. Если вышивать нитками из искусственного шелка и синтетическими, то они распушиваются, придают вышивке бархатистый вид. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее при вышивании должна быть не более 50 см, причем шерстяной - не более 40 см. Подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении, так как электрический свет искажает их цвет. Необходимо проверить нитки на линяемость - крепость окраски. Для этого нитку нужно опустить в горячую воду, слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски, все нитки нужно намылить и залить крутым кипятком на 15 минут. Затем выполоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Можно также прокипятить нитки в водно-уксусном растворе (одна столовая ложка на стакан воды) в течение 5 минут.

Иглы бывают разной длины и толщины - от № 1 до № 12.

Тонкие иглы (№ 2-3) подбирают для вышивания на тонких тканях, средние (№ 3-5) на льняных тканях. Для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, синтетическими нитками берут иглы № 6-12. Толстую ткань будет легче шить, если смазать иглу мылом. Правильность подбора иглы можно проверить, проколов ткань. Если на ткани не останется больших отверстий в местах прокола, то игла подобрана правильно.

Ножницы должны быть нескольких размеров с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми концами. Необходимы большие ножницы для раскроя ткани, средних размеров - для обработки краев изделия и разрезания ниток, маленькие с загнутыми концами - для обрезания рабочих ниток, надрезывания нитей в ткани.

Пяльцы - специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы. Для небольших изделий удобны круглые пяльцы диаметром 15-20 см. Для вышивания картин подойдут пяльцы квадратной или прямоугольной формы. К таким пяльцам ткань пришивают.

Наперсток предохраняет средний палец правой руки от проколов иглой, помогает делать четкие проколы плотной ткани. Он может быть металлическим, пластмассовым и должен быть подобран по размеру.

Калька применяется для перевода рисунков с оригинала.

Копировальную бумагу лучше выбирать цветную. Она меньше пачкает ткань. Черную также можно использовать, если предварительно стереть с нее часть поверхностного слоя краски или взять бумагу уже бывшую в употреблении.

Карандаши простые должны быть твердо-мягкими (ТМ), остро заточенными.

4. Зарисовка узоров.

В традициях, созданных многими поколениями народных мастеров, вырабатывались и способы перенесения узоров на ткань.

В старину копировали узоры свободных вышивок прямо с вышитых изделий, прикладывая их к оконному стеклу и обводя на полотне для вышивания контуры углем. Переносили их также с помощью свинца, алюминия, мыла, мела и намачивания. Под натянутую на пяльцы светлую ткань, вышивальщица подкладывала вышитый предмет и терла ткань тыльной стороной алюминиевой ложки, куском свинца, а если это была темная ткань, то куском мыла, воска или мела. В результате трения образовывался слегка заметный контур рисунка, который обводили карандашом, углем или прошивали цветной ниткой. Для перевода рисунка методом намачивания подготовленную для вышивания ткань смачивали и накладывали на вышитую. Мокрая ткань плотно прилегла к вышивке, рельефно обрисовывая контур узора, который затем прометывался.

В наше время существует несколько способов перевода рисунка на бумагу.

Рабочий рисунок свободного контура переводят с оригинала с помощью прозрачной бумаги (кальки), которую накладывают на готовый узор, закрепляют по углам и обводят контуры рисунка карандашом. Рисунок с готового изделия переводят с помощью стекла, положенного на вышивку, поверх которого кладут прозрачного бумагу и обводят контуры. Рисунок с вышивки на непрозрачную бумагу переводят с помощью алюминиевой ложки или кусочка копировальной бумаги, потерев поверх бумаги по вышитому рисунку. Обозначившиеся на бумаге темные линии затем обводят карандашом.

Для того чтобы изменять размеры рисунков-узоров, сначала готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок.

5. Нанесение рисунка на ткань.

В зависимости от цвета ткани и фактуры, техники вышивания, характера и размещения рисунка на изделии существует несколько способов его нанесения (перевода) на ткань.

Самый простой способ перевода рисунка на ткань - при помощи копировальной бумаги. На выглаженную ткань к местам будущей вышивки накладываем бумагу (желтую - для темных тканей, зеленую, красную - для светлых). Остро отточенным карандашом аккуратно обводим контуры рисунка.

На тонкие, прозрачные ткани узор можно перенести с помощью стекла, под которым стоит лампа. Для этого на стекло кладут узор, а сверху ткань и скрепляют их булавками. Включают свет и обводят контуры рисунка мягким острым карандашом.

IV. Инструктаж по охране труда.

Учитель проводит инструктаж учащихся по инструкциям.

V. Практическая работа.

Задание 1. Выполнить увеличение рисунка для вышивания до размера 12 х 12 см.

hello_html_1c3ad983.jpg

hello_html_bf42a9e.jpg

hello_html_247cb65c.jpg

hello_html_m4760b413.jpg

Задание 2. Подобрать иглы для каждого вида предложенных тканей: батист, ситец, шелк, шерстяная ткань разной толщины; капрон и т. д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Исходное положение - стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руки опираются о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.

Исходное положение - стоя. Поднять левую (правую) ногу. Раз-гибать и сгибать (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение вы-полняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

Исходное положение - стоя, поднять левую (прямую) ногу. Вы-полнить круговые движения стопой.

VI. Подведение итогов урока.

Что называется вышивкой?

Назовите виды вышивки.

Какие мотивы узоров используются при вышивании?

Сегодня на уроке вы познакомились с видом вышивки – художественная гладь. Это один из самых сложных и интересных видов вышивания, который требует от вышивальщицы не только совершенного освоения приемов, но и умения подбирать цветовую гамму, фантазии и хорошего вкуса. Освоив этот вид вышивки, вы сможете украсить свой дом оригинальными, эксклюзивными вещами, доставив радость себе и своим близким.

Выставление оценок.

Домашнее задание: учебник, §11,12 с.34 -38. Принести на следующий урок нитки 3 - 4 цветов, пяльцы, иглы.

Используемая литература:

Технология. 8 класс (для девочек): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Үзебез чигәбез (түбәтәй һәм калфак). Вышиваем сами (бисером). – Казань: ТаРИХ, 2003.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создание единого, коллективного представления о народном творчестве (искусстве). Познакомить учащихся с историей прикладного искусства.

Тип урока: получения новых знаний

У ребят: картон, нитки, клей, ножницы, бобовые, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты:

Предметные –Учащиеся познакомятся с историей прикладного искусства. Научатся последовательности выполнения работы.

Метапредметные (УУД): регулятивные - Уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу.

Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом -слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе ; познавательные - проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну ,любви к Родине.

Организационный этап (самоопределение к деятельности).

Включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же не капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Отчего же сделалась радостней жизнь? от того, что мы с вами поздоровались.

Учитель: Все расселись по местам.

Никому не тесно?

Актуализация знаний и умений учащихся.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.

2.1. Учитель ставит задачу:

Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел. Отправляясь в путь, мы разделимся на несколько команд. Для сопутствия успеха путешествия команде, необходимо обладать определенными качествами. Какими?

У нас команды состоят из самых сильных, смелых, отважных, умных и благородных. В каждой команде должен быть руководитель – мастер, а остальные члены команды – подмастерья.

Учитель организует работу на выполнение задания.

Цель: познакомиться с видами ремесла.

На ваших столах находятся задания с вопросами, ответы которые вы должны найти.

Задание 1: Сложи картинку и назови вид ремесла. (резьба по дереву, вышивка, вязание, скульптура)

Задание 2: Какие виды ремесел есть в нашем Крыму? (гончарное искусство, лозоплетение, вышивка (кружевоплетение), тряпичная кукла)

Задание 3:Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)

Задание 4: Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются)

Этап постановки целей и задачи урока (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа: развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа;

- воспитать любовь к русской культуре и традициям.

Вся наша земля – это земля мастеров.

Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна ткали полотна и изготавливали кружева. Все делалось руками.

3.1. Учитель организует определение основного вопроса урока.

-демонстрирует виды рукоделия на доске.

И так, продолжаем урок-путешествие и отправляемся в путь. Вот и вошли мы в город. Дома этого города носят свои названия.

Задание каждой команде: найти слово, которое обозначает название ремесла.

(на столах карточки - составить слово )

Выкавши, плетекружевоние, ниевяза, письрос по девуре, письрос по иткан, ткачествоковро

Вышивка, Кружевоплетение, Вязание, Роспись по дереву, Роспись по ткани, Ковроткачество.

Учитель просит сделать вывод:

Теперь вы должны догадаться, как называется город, если дома носят такие названия? (ответ учащихся - город мастеров)

Учитель: Правильно ребята. В городе мастеров нам предстоит познакомиться с различными мастерами своего дела.

Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

Учитель просит выдвинуть предположение о цели урока. Фиксирует на доске цель урока.

Девочки, сформулируйте цель нашего урока:

К своему ответу добавьте действие

( ответы учащихся - познакомиться с видами декоративно-прикладного творчества; иметь представление о народном творчестве)

Ученик: Художественные ремесла.

Виды декоративно-прикладного творчества.

Учитель: действительно, тема урока – Художественные ремесла. Виды декоративно-прикладного творчества.

Учитель: Молодцы! Запишем тему урока.

Цели этапа: развивать у учащихся творческое воображение видов ДПИ, увлечь, заинтересовать народным творчеством.

4.1. Учитель проводит вводную беседу по актуализации жизненного опыта, позволяющую ознакомиться с видами ДПИ и иметь представление о народном творчестве.

- сопровождает беседу презентацией.

Девочки, чтобы добиться цели, давайте вернемся в город мастеров.

Чтобы попасть в эти дома, нам необходимо открыть двери. Но она откроется тому, кто сможет первым ее открыть.

Учащиеся рассматривают слайды, отвечают на вопросы.

С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися, входе которой задаются вопросы .

Девочки, есть ли у вас дома изделия с вышивкой? У кого есть поднимите руки.

Кроме одежды, какие изделия можно украсить вышивкой?

4.2Учитель организует работу по распознанию видов ДПИ

– продолжает слайд-шоу

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ

Какими инструменты используют при вязании спицами и крючком?

РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

Задание командам: установить соответствие в основных видах росписи.

РОСПИСЬ ПО ТКАНИ

Задание командам: распознать технику выполнения. (батик)

КОВРОТКАЧЕСТВО

Вот и познакомились с видами ДПИ.

-Что объединяют все виды ДПИ? (

все виды ДПИ объединяют художественные и практические свойства.

Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение.

Слово декоративный произошло от латинского dekorare – украшать.

-Какой вид вам больше всего понравился?

Этап проверки понимания урока.

Цель этапа: понять учебную задачу и стремление к выполнению. Искать подходящие способы достижения цели урока.

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

После ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть.

Как вы думаете, легко ли ее выполнить?

Для того, чтобы выполнить данную работу, обратимся к технологической карте.

Выберите необходимые инструменты. (ножницы, клей)

Правила техники безопасности.

1.Девочки, с какими инструментами будете работать?

Ученик: ножницами.

Мы будем работать с опасными предметами. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая, режущими предметами?

Ученик: ответы детей.

Этап практической работы.

Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.
Понятие "оберега" знакомо нам с детских лет.
Обереги можно разделить на несколько категорий: защита от так называемых "внешних воздействий" - от болезней, сглаза, нечистой силы и т.д., оберег "на удачу" и обереги-символы, имеющие глубокий философский смысл.
Известны обереги с самых древних времён. Ещё в каменном веке, чтобы уберечь человека от болезни, шаман выбивал на небольшом, гладком камушке несколько окружностей, одна внутри другой, таким образом пытаясь "огородить" от возможного недуга. Этот камушек помещали в мешочек из кожи и носили на шее.
В древнем Египте самыми популярными оберегами были жук-скарабей, являвшийся символом воскрешения после смерти, так называемый "глаз Гора. Интересно, что похожий по форме и значению символ был и у древних Майа и у скандинавов и символизировал бессмертие).

И сейчас, частенько, направляясь в гости к друзьям, мы несём им в подарок изготовленного из дерюжки и соломы, или маленький веничек, символизирующий "дом - полная чаша" и отгоняющий зло, или даже простенькое с виду, льняное полотеничко для кухни. И не всегда задумываемся, что таким образом хотим пожелать им ещё большего счастья и благополучия. Мир вашему дому!

Обереги для дома предназначались для защиты обитателей дома от злых сил, нечистых духов, а также для привлечения в своё жилище доброго домового или дружбы с тем, кто живет в доме. Каждый элемент на обереге несёт своё значение.

Что означают традиционно расположенные на оберегах составляющие:
злаки и бобовые — символ достатка, сытости и физической силы;
мак — исполнение желаний;
пшено — от сглаза;
чеснок — от нечистой силы;
рябина и шиповник — женская красота и молодость;
семечки тыквы — плодородие;
семечки подсолнуха — здоровье детей и энергия солнца;
лавровый лист — слава и успех;
кукуруза — продолжение рода, сплоченность семьи;
орехи и желуди — продление молодости;
шишка — трудолюбие и достижение успеха;
мешковина — изобилие и благосостояние;
выпечка — богатство в доме;
фасоль — зарождение новой жизни;
переплетение — знакомства и дружба;
яйцо — продолжение рода;
метла вниз — выметает сор из дома;
метла вверх — к деньгам.

Металлическая изогнутая пластина по форме конского копыта вывешивается над дверью и окнами в качестве оберега, защищающего от напастей и привлекающего благодать. Подкова, как символ счастья и удачи, имеет не такие уж и глубокие корни. Появлению металлических подков, предназначенных для защиты копыт лошадей от повреждений и износа. Металлические варианты подковы, вид которых знаком большинству современных людей, начали использоваться лишь только в Средние века.

Многие народы верят, что подкова способна защитить от нечистой силы, а также избежать неприятностей: у моряков прибитая к мачте подкова оберегала корабль от бурь, в жилых домах подкова над камином или печью защищала от проникновения злых духов.

Символизм подковы связан со своеобразной формой изделия, которая напоминает силуэт чаши и ассоциируется с женским Чревом. Вывешивая на стенах дома подкову, люди привлекают тем самым защиту богинь материнской женственности, которые оберегают не только семью и домашний очаг, но и весь род.

Теперь, зная значения, вы можете собственноручно создать свой личный оберег для дома!

Ход выполнения изделия.

Картонную основу в виде подковы нужно оплести нитями, наклеить бобовые и злаки, можно даже сделать аппликацию из разных лоскутков ткани.

(выполняют работу под музыку)

Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, давайте вернемся к теме и цели урока.

Как вы думаете, наша цель достигнута?

-Чему научились на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что больше всего вам понравилось?

-А все ли виды ДПИ мы рассмотрели? Какие вы знаете еще?

-Какие виды вы уже умеете выполнять?

-Какому виду вы хотели бы научиться делать?

Сегодняшний урок, был значим для вас?

Скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?

8 этап Заключительный этап.

Учитель: Ребята, огромное вам спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием. Путешествие прошло отлично. Мы вспомнили с вами все народные промыслы. Повторили слова, которые узнали на уроке.

Читайте также: