Художественное своеобразие пьес островского конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

1 урок - "Колумб Замоскоречья". Архив включает презентацию и видеоролик, который можно посмотреть чуть ниже.

Перед просмотром биографического ролика предлагаются вопросы:

Изучение драмы А. Н. Островского "Гроза"

Этот урок знакомит с жителями города Калинова: Диким, Кабановой, Тихоном, Борисом, Варварой, Кудряшом, даёт представление о социальном конфликте драмы. Презентация включает ролик "История сознания "Грозы".

На данном уроке рассматривается внутренний конфликт Катерины. В архиве вы найдёте индивидуальные карточки к уроку и презентацию.

Познакомьтесь с групповой работой на уроке литературы в 10 классе по драме "Гроза". Каждая группа должна была подготовить ответ, опираясь на вопросы, рассказать об одном из действующих лиц пьесы.

Презентация включает несколько аудио-файлов: 3 монолога Катерины, финал трагедии. Это урок-практикум, на котором анализируется содержание монологов Катерины. Слайды содержат аудио и вопросы к ним. По ходу урока выделяются качества характера героини. Также на уроке используется исследовательские метод, наблюдения над текстом, эвристическая беседа.

Тесты

Сочинение ученицы

Предлагаю вашему вниманию сочинение ученицы, когда-то лет 10 назад опубликованное в каком-то журнале. Я его переписала и с тех пор давала учащимся для рецензии.

"Катерина - отнюдь не луч света в тёмном царсте. Почему? Потому что "лучи света" не гуляют тёмной ночью от своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа. Настоящий "луч света" выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.

Катерина - избалованная, ленивая женщина. Мама никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В общем, жила девушка как у Христа за пазухой. И вдруг её выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт. Вы представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она говорит человеку всё, что думает о нём. И говорит в глаза. В наше время она была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха - портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил. А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с Кабанихой трудно. А уж что касается "луча света в тёмном царстве", то он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что самоубийца - человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра. Добролюбов говорит, что смерть Катерины - это протест против нравов "тёмного царства". Таких протестующих на свете много. Но ни один из них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала: "Ну и слава Богу, от стыда избавились". Мир пополнился ещё одной сплетней. Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо молится. А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?

Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.

Я думаю, что Островский не ставил своей целью разоблачение таких "тихих омутов", как Катерина и подобных святош. Его целью было вывести на чистую воду жителей "тёмного царства" и их нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса "Гроза" - история истинно несчастной любви.

*Стилистика и орфография истоника сохранены.

Юлия Викторовна (Sunday, 29 September 2013 20:49)

Спасибо преогромное! Хочется самой научиться создавать такие фильмы. Но не владею такими знаниями. Спасибо ещё раз.

Спасибо, Инесса Николаевна! Экономите наше время, добрый ангел литературы!
Попробую использовать Вашу презентацию по "Грозе" на уроке.

Наталья (Monday, 09 December 2013 17:27)

Спасибо за ваш труд. Замечательные уроки, которые будут вспоминаться учениками и через много лет!

наталья (Thursday, 20 August 2015 17:05)

Уважаемая Инесса Николаевна, здравствуйте. Это очень интересный ход - дать ученикам сочинение для рецензии. И сочинение очень "подходящее". Мне вот очень захотелось воспользоваться этим материалом, но у меня возник вопрос: а стоит ли для написания рецензии дать какой-либо план? Вы как поступаете? заранее спасибо.

Перова Инесса Николаевна (Thursday, 20 August 2015 18:27)

Я не даю план к этой работе, он сковывает свободу выражения. Обязательно знакомимся с рецензией как видом работы, объясняю отличие рецензии от отзыва. Потом просто можно дать установочный вопрос: "Что бы вы поставили за это сочинение? Согласны ли вы с позицией ученицы? Свою позицию аргументируйте". Вот, пожалуй, и всё.
По моему мнению, надо больше давать свободы ученикам, давать нестандартные темы сочинений, которые нельзя нигде скачать. Вот по "Герою нашего времени", кажется, по совету Долининой даю такие темы: "Печорин считает, что "счастье - это насыщенная гордость". Согласны ли вы с ним? А что для вас счастье?" Или: "Из двух друзей всегда один раб другого, по мнению героя. Согласны ли вы с ним? Что такое настоящая дружба?" Эти темы интересны ребятам, заставляют их думать, выражать свои мысли.

наталья (Friday, 21 August 2015 11:53)

Спасибо, Инесса Николаевна. Мне Ваш подход близок, я рада, что не одинока во мнении, что "надо больше давать свободы ученикам, давать нестандартные темы сочинений, которые нельзя нигде скачать". Я считаю, что такой подход не только развивает учеников, но и говорит о серьезной работе учителя, его уверенности в себе как профессионале. Всего Вам доброго, Инесса Николаевна! И еще раз спасибо за интересный материал.

Перова Инесса Николаевна (Friday, 21 August 2015 11:58)

Спасибо! И Вам удачи и счастливого начала учебного года!

Светлана Владимировна (Sunday, 20 September 2015 07:02)

Вот это подход к уроку литературы! Браво.

Татьяна Викторовна (Sunday, 13 December 2015 06:12)

Огромное спасибо Вам за интересный материал. Он позволит сделать урок более насыщенным, запоминающимся. Творческих успехов Вам.

Ольг Анатольевна (Saturday, 23 September 2017 20:14)

Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное Вам спасибо за материалы к урокам, за Вашу человеческую и методическую щедрость. Вы профессионал, и дай Вам сил.

Татьяна Петровна (Monday, 03 September 2018 19:25)

Спасибо! Вы просто кладезь мудрости! Успехов Вам, талантливых и понимающих учеников!

Анастасия Юрьевна Сальникова (Tuesday, 16 October 2018 16:17)

Инесса Николаевна, не устаю восхищаться вашими уроками. творческих Вам побед! Спасибо за опыт.

Галина (Wednesday, 25 November 2020 16:22)

Очень благодарна Вам, Инесса Николаевна! Своим трудом Вы облегчаете работу по подготовке к урокам другим педагогам. Вы настоящий профессионал!

About | Sitemap
© Перова И. Н., 2009-2021. Публикация материалов с сайта разрешена только при наличии активной ссылки на главную страницу.

Планируемые результаты образования

Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства (для характеристики творчества А. Н. Островского).

Предметные: владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.

• раскрыть значение Островского в создании русской национальной драматургии и театра;

На первом уроке мы выяснили, какая масштабная задача стояла перед русской культурой в середине XIX века: создать национальную драматургию, вывести на сцену современную российскую действительность во всём разнообразии её проявлений.

♦ Какой вклад внёс А. Н. Островский в решение этой насущнейшей задачи?

Рассказ учителя, тезисы которого должны быть записаны классом, может сопровождаться краткими выступлениями учеников, выполнявших индивидуальные задания.

3. Островский не останавливается на создании бытовых зарисовок, ярких картин из жизни той или иной среды. Каждый раз он обнаруживает в частной ситуации проявления закономерных процессов, происходящих в русской жизни, показывает конфликты общенационального масштаба.

4. Островский перенёс в сферу драматургии достижения реалистической прозы XIX века. Развивая традиции Фонвизина, Гоголя, Грибоедова, он сделал драму средством исследования социальных типов и порождающих их обстоятельств. Благодаря Островскому русский театр стал по преимуществу театром реалистическим.

7. Островский своим творчеством, влиянием, а порой и прямым участием подготовил целую плеяду драматургов, развивавших его творческие принципы в своих произведениях.

8. Островский во многом предопределил самобытность русской драматургии художественным своеобразием своих пьес.

Обобщить наблюдения о поэтике пьес Островского — задача следующего этапа урока.

Работая с учебником под руководством учителя, десятиклассники должны выбрать, лаконично сформулировать и записать эти черты, стараясь подобрать примеры:

• смешение жанровых характеристик, соседство высокого и низкого, трагедийного и комического. (Ругань Дикого и толки об упавшей с неба Литве непосредственно предшествуют трагическому признанию Катерины.)

Поможем ученикам осознать главную мысль статьи, поставив вопрос:

♦ Ради чего нарушает Островский законы классической драмы?

Стремление наиболее правдиво и полно изобразить реальную жизнь,

Завершить работу можно обсуждением темы:

♦ Почему пьесы А. Н. Островского и сейчас не сходят с театральных подмостков?

Пусть, отвечая на этот вопрос, ребята поделятся собственными впечатлениями, расскажут, что их самих увлекло, задело в прочитанных или увиденных в театре произведениях.

Завершить работу над сочинением.

Темы творческих работ

4. Рецензия на постановку одной из пьес А. Н. Островского (или на фильм-экранизацию).

Выполните речеведческий разбор текста по плану, указанному в учебнике русского языка. Отметьте в монологе Кулигина особенности лексики и фразеологии, ярко характеризующие этого героя драмы.

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.

Используя предложенный в учебнике план, напишите рецензию на самостоятельно прочитанную вами пьесу А. Н. Островского.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования РТ

Методическая разработка

урока по литературе

План-конспект урока

Предмет: Литература.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма занятия: Урок-лекция с элементами беседы

Оборудование:

- доска, мел, рабочие тетради

1. Образовательные:

- Способствовать формированию представлений о личности драматурга и особенностях его творчества

- Способствовать обобщению и расширению знаний о драматургическом произведении (драме)

- Способствовать умению анализировать драматургическое произведение

2. Развивающие:

- Способствовать развитию навыков применения теоретических знаний в оценке литературных явлений.

- Способствовать развитию творческой, мыслительной и познавательной деятельности студентов.

- Способствовать развитию культуры речи, внимания, памяти, логического мышления, умению аргументировать ответ и выражать свою позицию

3. Воспитательные:

- Способствовать воспитанию интереса к драматургическому творчеству и искусству слова

- Способствовать воспитанию ответственности за качество и результат выполняемой работы на уроке.

- Формирование навыков работы в коллективе.

- Способствовать формированию и развитию мировоззренческих, нравственных и эстетических качеств личности.

Практические задачи

- Познакомить с личностью и духовным миром А.Н. Островского

- Закрепить и расширить полученные студентами знания об особенностях произведения для постановки на сцене

- Сформировать глубину и оперативность мышления.

- Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, эстетический вкус и творческие способности.

Методическая организация урока:

- методы контроля (устный фронтальный, устный индивидуальный);

- методы активного обучения (проблемная лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с источником, анализ литературного произведения, составление таблицы).

- словесные методы (рассказ, беседа)

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент , включающий:

• постановку цели , которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока ( что должно быть сделано учащимися , чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной )

• определение целей и задач , которых учитель хочет достичь на данном этапе урока ;

организации работы учащихся на начальном этапе урока , настроя учеников на учебную деятельность , предмет и тему урока ( с учетом реальных особенностей класса , с которым работает педагог )

Организационный момент.

Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы и хорошего настроения, способствующего повышению интереса к предметам.

1) Приветствие, проверка готовности к уроку

3) Начальная мотивация учебной деятельности.

Но Замоскворечье примечательно ещё и потому, что здесь проживало преимущественно купеческое сословье – чрезвычайно замкнутое и закрытое, но именно этим необыкновенно притягательное. Оно таило в себе потрясающие характеры и драматические перипетии судьбы. А что может быть интереснее для будущего писателя?

- Вы уже догадались, о ком идёт речь? ( Ответ: об А.Н. Островском).

Студенты подготавливаются к работе (записывают тему)

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

• определение целей , которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока ( какой результат должен быть достигнут учащимися );

• определение целей и задач , которых учитель хочет достичь на данном этапе урока ;

• описание методов , способствующих решению поставленных целей и задач ;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока ;

• определение возможных действий педагога в случае ,

если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей ;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса , с которым работает педагог ;

• описание методов мотивирования

( стимулирования ) учебной активности учащихся в ходе опроса ;

Актуализация знаний.

Преподаватель акцентирует внимание студентов на теоретических аспектах, оказывает помощь при затруднениях в формулировке понятий.

Преподаватель: Сейчас вы послушаете рассказ о жизни писателя, а затем ответите на следующие вопросы:

- Чему посвятил А.Н. Островский творчество?

- Откуда он брал сюжеты и характеры для своих произведений?

Студенты слушают и отвечают на вопросы. ( Ответ: 1) Всё своё творчество А.Н. Островский посвятил театру, он писал исключительно пьесы, т.е. это писатель-драматург. 2) Во время работы в совестном и коммерческом суде он познакомился с разными типами характеров, а также с захватывающими историями из жизни купеческих семей.)

- Чтобы понять это совсем не простое произведение, вспомним, чем отличается драматургическое произведение от других литературных произведений? ( Ответ : Драматургическое произведение предназначено для постановки на театральной сцене и состоит оно из диалогов, монологов и ремарок автора).

- Что же является движущей силой произведения, если здесь нет описаний, рассуждений, оценок автора? ( Ответ: Конфликт).

- Что называется конфликтом? ( Ответ: Столкновение противоборствующих сил).

- Что помогает раскрыть конфликт? ( Ответ: построение, композиция произведения и персонажи, которые составляют образную систему).

Преподаватель: Всё это и будет предметом нашего внимания на сегодняшнем уроке.

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством А.Н.Островского; особенностями драматургии Островского.

в) воспитывать интерес к драматургическому искусству, творчеству Островского; любовь к театру.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, иллюстрационно-объяснительный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: портрет А.Н.Островского, словарь литературоведческих терминов, эпиграф, тексты произведений.

3. Опрос д/з по хронологии жизни и творчества на знание отдельных фактов биографии (2 ученика работают у доски, учитель называет по пять основных дат из биографии драматурга, которые учащиеся записывают и комментируют).

4. Личность Островского в воспоминаниях современников.

- Каким предстает Островский из воспоминаний современников? (учащиеся делают выводы и обобщения, пользуясь отзывами).

- Итак, о чем это произведение?

Островский – мастер речевой характеристики. Он наделяет своих героев речью, которая ясно раскрывает их психологию, взгляды на жизнь, идеалы.

- Послушаем беседу дочери богатого купца Большова (Липочки) со свахой Устиньей Наумовной.

7. Инсценирование эпизода из пьесы.

Всего несколько реплик и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц.

- Какими предстают герои? ( учащиеся делают выводы о том, как речь героев раскрывает духовный мир и жизненные идеалы героинь)

8. Работа с текстом произведений.

9. Толкование значения названий пьес. Своеобразие драматургии Островского.

- Как эти названия характеризуют стиль драматургии Островского?

- Какими они предстают?

( 4-е действие, 11-е явление)

Лариса умирает дважды: когда перестает верить в любовь после предательства Паратова и во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.

12. Творческая работа.

Задание: написать эссе по прочитанным произведениям Островского на тему:

- Какие актуальные и современные проблемы вы видите в пьесах Островского.

13. Вывод: Что изучили на уроке? Какие мысли и чувства возникли в ходе работы по творчеству драматурга?

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Цель: познакомить учащихся с творческой историей пьесы; выявить художественные особенности конфликта и жанра произведения.

Оргмомент. Самостоятельная работа (одно из заданий по выбору преподавателя):

- перечислите особенности театра Островского.

- перечислите основные периоды творчества драматурга. Дайте им краткую характеристику.

II. Вступительное слово.

III. История создания произведения.

1. 1856 год – по инициативе Морского министерства была организована литературная экспедиция с целью изучения быта жителей Волги. Включение в число участников Островского. Вынужденное прерывание путешествия. 1857 год – продолжение экспедиции: Ярославль, Углич, Кострома.

- Как вы думаете, почему появилась эта версия? (История семьи Кабановых была типичной для провинциальных городов Росиии).

3. 25 сентября 1860 года правление Российской академии наук присудило пьесе Большую Уваровскую премию. Учёный мир России довольно быстро подтвердил высокие достоинства произведения.

IV. Беседа по первому восприятию произведения.

- Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось? Почему?

- Что является содержанием пьесы? Отказ от идеализации купечества, патриархального быта.

- С чем это связано? Произведение во второй половине 1850-х годов, когда драматург отходит от поэтизации купеческого уклада жизни, осознавая все острейшие социальные проблемы общества.

V. Идейно-художественное своеобразие произведения.

1. Смысл названия пьесы.

- Как вы поняли смысл названия пьесы?

- Как вы думаете, каково значение образа грозы в пьесе? Это и образ душевного переживания, и образ страха: наказания, греха, родительского авторитета, людского суда.

2. Тема произведения.

- Попробуйте определить тему пьесы. Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между угнетателями и угнетёнными, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Общая тема произведения влечёт за собой ряд частных тем:

рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества;

излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания героев, писатель с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства;

отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорого, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;

наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

3. Конфликт произведения.

- Дайте определение понятию конфликт в литературном произведении.

- Из-за чего возникла конфликтная ситуация в пьесе? В результате попытки личности жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь омертвелым догмам.

Какой конфликт составляет основу сюжета пьесы? Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности (конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой).

Основной конфликт произведения объединяет все остальные конфликты. Попробуйте выделить их:

- конфликт Кулигина с Диким и Кабанихой;

- конфликт Кудряша с Диким;

- конфликт Бориса с Диким;

- конфликт Варвары с Кабанихой;

- конфликт Тихона с Кабанихой.

Действие 1 – социально-бытовой фон конфликта; неизбежность, предчувствие конфликта.

Действие 3 – свобода, обретённая Катериной, - шаг к трагической гибели героини;

Действие 4 – душевное смятение Катерины – следствие свободы, обретённой ею;

Действие 5 – самоубийство Катерины как вызов самодурству.

4. Особенности жанра произведения.

Впервые в своём творчестве Островский привёл драматургический конфликт к трагической развязке.

- Вспомнить определения драмы, трагедии.

Трагедия - действие развивается в трагедийном ключе, конфликт между героями приводит к трагическим последствиям, масштабность образов героев, символико-мифологические ассоциации.

Драма – широкая распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в произведении событий.



VI. Итог.

Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста; предмет изображения, те факты и явления жизни, которые запечатлел в своем произведении писатель.

Конфликт – столкновение, противостояние, воплощённое в сюжете произведения.

Сюжет – развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях.

Драма – пьеса с острым конфликтом, который не возвышен, приземлён, обычен и так или иначе разрешён.

Трагедия – пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, чьё разрешение чаще всего завершается гибелью героя.

Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Островского и учебника, которым пользуется та или иная группа)

Читайте также: