Художественное мастерство романа обломов конспект урока

Обновлено: 18.05.2024

Продолжаем работу над романом И. А. Гончарова “Обломов” - произведением, которое “обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой”. Публикация романа началась в январе 1859 г. и стала долгожданным событием.

В качестве мотивации к постановке основного вопроса урока используется инсценировка диалога критиков. (Подготовлена заранее).

Автор: Зимой 1859 г. в редакции журнала “Отечественные записки” литераторы делились впечатлениями о новом романе И. А. Гончарова “Обломов”.

1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица.

2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приемы изображения, секрет которых доступен не каждому.

(Ученики – “критики” проходят на свои места).

Учитель предлагает учащимся сформулировать вопрос, над которым размышляли критики (данный вопрос и будет основным вопросом урока).

  1. В чем секрет мастерства Гончарова писателя?
  2. Какие художественные приемы использует Гончаров в романе “Обломов”?

По вопросу учащиеся определяют и записывают тему урока.

Тема. Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе “Обломов”

Учитель: - Можно ли слова критиков использовать в качестве эпиграфа к уроку? Почему? (они выражают основную мысль…)

Учащиеся проводят групповую исследовательскую работу – анализ эпизодов – с целью поиска ответа на вопрос урока.

II. Исследование.

  1. Прочитать и озаглавить эпизод.
  2. Найти художественный прием.
  3. Дать определение художественного приема (по словарю литературоведа).
  4. Объяснить роль художественного приема в создании образа.
  5. Сформулировать вывод (ответ на вопрос урока).
  6. Подготовить отчет (защиту своей работы).

В классе работает экспертная группа (по своему плану), которая сможет оценить правильность и полноту выводов групп и аргументировать оценку (экспертной группе выдается задание, рабочий лист и текст “Художественное мастерство И. А. Гончарова” - Приложение 1).

  1. Прочитать текст “Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе “Обломов””.
  2. Выделить приемы художественного изображения.
  3. Объяснить роль художественных приемов в создании образов.
  4. Ответить на вопрос урока.
  5. Заполнить таблицу.
  6. Оценить правильность выводов групп.
  7. Подготовить аргументированную оценку.

Рабочий лист экспертной группы.

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе “Обломов”.

Каждая группа работает над определенным художественным приемом и эпизодом.

В группы даны карточки с названием художественного приема, указанием границ эпизода и тематическими вопросами, для анализа роли художественного приема в данном эпизоде.

Группа 1

Пейзаж как средство раскрытия образа героя.

Часть I, глава 9.

Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”.

  1. Каково состояние природы в Обломовке?
  2. Какие художественные средства передают это состояние?
  3. Установите связь между “мирным уголком” и характером и образом жизни Обломова.
  4. Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?

Группа 2

Художественная деталь и ее роль в романе.

Часть II, глава 1.

  1. Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?
  2. Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?
  3. При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?
  4. Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?

Группа 3

Речевая характеристика героя.

Часть II, глава 4.

  1. Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни?
  2. Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя?
  3. Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом?
  4. Какие качества героя отражает речевая характеристика?

Группа 4

Сквозной мотив еды и его роль в романе.

Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого-либо образа.

(Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды).

Часть I, глава 9.

  1. Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?
  2. Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы?
  3. Есть ли место еде в мечтах Обломова?
  4. Какую черту Обломова усиливает мотив еды?

Группа 5 – экспертная

Экспертная группа заполняет свой рабочий лист, работая с текстом “Художественное мастерство Гончарова в романе “Обломов””.

Группы заполняют таблицы в тетради и оформляют записи на листах. На доске общая таблица для групп. При исследовании распределяются роли для отчета.

Прописывается на лист заголовок эпизода, роль художественного приема и вывод группы.

III. Отчет групп.

Группы помещают оформленные результаты исследования в таблицу на доске и отчитываются по плану (у доски). Начало ответа: С целью поиска художественных приемов мы проанализировали эпизод, который озаглавили:…

Эпизоды анализируются по вопросам.

На доске таблица.

“Описание природы Обломовки”

“Халат Ильи Ильича”

“Речь Обломова об идеале жизни”

“Главная забота в Обломовке”

  1. Учащиеся слушают, записывают информацию кратко в таблицу в тетради.
  2. Экспертная группа оценивает, внося отметки в свой рабочий лист.
  3. Задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).

IV. Оценка экспертной группы. Проверка выводов группы.

Экспертная группа рассказывает о результатах своей работы по тексту и представляет аргументированную оценку отчетов групп: отмечает полноту, правильность выводов, дополняет ответы.

Учащиеся знакомятся с экспертным листом.

Лист экспертной группы, по сути, повторяет таблицу на доске.

V. Обобщение. Итог урока. Ответ на вопрос.

Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся?

Обратить внимание учащихся, что связывание выводов групп представляет характеристику Обломова посредствам художественных приемов.

VI. Применение. Творческое задание.

Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору.

Группа1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату ..)

Группа 2. Хвала еде.

Группа 3. Репортаж с места событий (из Обломовки).

(Группы выступают 8 – 10 мин.)

Домашнее задание. Учитель: - Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.

VII. Рефлексия.

  1. Какие виды работы были полезными и почему?
  2. В чем испытали затруднения?

Ответы учащихся анализируются учителем, учитываются при планировании дальнейшей работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс 22.10.2015г.

обобщить материал, известный по предыдущим урокам, о художественных особенностях

определить своеобразие стиля и языка произведения;

формировать умение анализировать текст и делать выводы.

I. Слово учителя

Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:

жизнь-суета (гости Обломова);

Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);

Жизнь Андрея Штольца.

– Главный герой Обломов сталкивается со всеми типами жизненных философий. К какому типу можно отнести жизнь Обломова?
Главный вопрос романа – философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров?

– Художник только тогда создаёт правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта .
Приведите примеры описания быта героев.

а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1)
б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9)
в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1)
Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности.
Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его. Описание быта дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встаёт обломовская Русь. Взглянув на обломовщину объективно, Гончаров сумел обнажить её социальную никчёмность и растлевающее влияние на человека.

– Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Найдите в тексте примеры внутренних монологов.

– К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Приведите примеры пейзажей в романе. С помощью каких художественных средств автору удаётся передать состояние природы? Каковы функции пейзажа в романе?

1) Часть первая, глава 9: в описании патриархальной деревенской обстановки чувствуется влюблённость Гончарова в красоту русской природы, в её мягкие тона и краски (ср.: величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания автора).
2) Часть вторая, глава 9: восприятие Ольгой природы во время любви к Обломову: всё отвечает её настроению.
3) Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина.
Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы.
4) Часть третья, глава 12: но вот у Обломова произошёл разрыв с Ольгой, которым он потрясён. И природа как бы оттеняет его внутреннее состояние. Вот так же холодным снегом засыпано счастье Обломова.
Часть четвёртая, глава 1: этот мотив снега связывает третью и четвёртую части романа.
Т.о., пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев.

– Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа.

– Что рассказывает няня маленькому Илюше? С какими героями он ассоциируется? (часть первая, глава 9).

Подготовленный учащийся сообщает:

Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности (А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина «Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5–9 кл./ под. ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. – С. 46.)

– Исходя из этого термина-определения, проследите за речью главных героев романа. Указывает ли их речь на то, о чём говорится в определении?

Анализ 1, 8 глав первой части.

– Почему же именно эту арию Гончаров вводит в роман?

– Какая связь между оперой В. Беллини и теми отношениями, которые связывали Обломова и Ольгу?

– Итак, какой же план урока можно составить? О каких художественных особенностях романа И. А. Гончарова шла беседа?

IV. Заключительное слово учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения: урок — исследование, проходящее в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Работает группа экспертов вместе с преподавателем.

Ход урока

I. Задания по группам

— С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы? достигают ли образности эти картины?

— Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образ жизни? На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи?

— Итак, к какому выводу вы пришли? (см. тему). Закончите ваш ответ наиболее яркой цитатой.

— Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?

— Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры?

— Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?

Работу можно выполнить, составив следующую таблицу:

Найти в тексте романа

Обломов

Штольц

Урок 5. Художественное мастерство Гончарова

Форма проведения: урок — исследование, проходящее в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Работает группа экспертов вместе с преподавателем.

I. Задания по группам

— С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы? достигают ли образности эти картины?

— Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образ жизни? На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи?

— Итак, к какому выводу вы пришли? (см. тему). Закончите ваш ответ наиболее яркой цитатой.

— Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?

— Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры?

— Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?

Работу можно выполнить, составив следующую таблицу:

Найти в тексте романа

— Использует ли автор при описании быта героев мелкие детали? Какую роль играют эти художественные детали? (например, халат Ильи Ильича)?

— Подробны ли описания интерьеров? Подтвердите ваши рассуждения цитатами.

— Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев?

— Какое внимание уделяет бытовым подробностям автор?

— Указывает ли речь героев на то, о чем говорится в определении? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста.

— К какому общему выводу вы пришли?

— Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?

— Только ли физическое насыщение несет в себе еда?

— Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах?

— Сравните отношение к еде Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны. Ответ подтвердите цитатами.

Творческое задание для всех групп.

Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Развивающая: формирование вдумчивого читателя, совершенствование навыков анализа, исследовательских навыков, развитие образного мышления.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей, совершенствование работы в группах, навыков делового общения.

Пояснительная записка.

Развивающая: формирование вдумчивого читателя, совершенствование навыков анализа, исследовательских навыков, развитие образного мышления.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей, совершенствование работы в группах, навыков делового общения.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Методы исследования: исключение, опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, карточки-задания, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Используемые исследовательские методы

На что особо обратили внимание при просмотре?

Определите тему урока. Какова цель урока?

Выдвижение гипотезы. Какую роль может играть художественная деталь?

Зачитывают определение из словаря Ожегова. Проводят опрос у присутствующих.

Работа в группах.

Необходимо поработать с художественной деталью (халат, ветка сирени, книга, пыль, Casta Diva):

-выявить с помощью словаря этимологию слова,

-выписать цитаты, где упоминается деталь,

-опросить присутствующих, с чем ассоциируется предмет,

-сделать вывод: какова роль художественной детали.

Работа в группах

Анализ, наблюдение, опрос, обобщение, сравнение

Заслушивание результатов работы групп.

Книга характеризует не только бытовую сторону жизни, но и связь с внешним миром, интеллектуальную работу или ее отсутствие. Чтение книги требует напряжения, труда мысли. Во время общения Обломова с Ольгой Ильинской возрождается его интерес к общественной жизни, но, оказавшись оторванным от Ольги, он перестает читать. Ольга особенно замечает отношение своего возлюбленного к книге, видит в этом предзнаменование печального конца их любовной истории.

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым. Обломов поднял ее и явился с сиренью на следующее свидание. Сирень является для героев поэтичным символом их чувства. После разрыва воспоминание о ветке сирени становится для героя мучительным укором. В эпилоге упоминание о ветках сирени, посаженных дружеской рукой, заставляет задуматься о глубинной общности таких противоположных натур, как Штольц и Обломов, Обломов и Ольга, показывает отношение автора к герою.

Представляют результаты работы, делают краткую запись в тетрадях.

Комментируя искусство художественной детали, критики предлагают такую классификацию: сюжетные, описательные и психологические детали. Оцените с этой точки зрения детали у Гончарова. (Сюжетные– письма, книги; описательные – пыль, халат; психологические – сирень.)

Вернемся к гипотезе. Смогли мы ее подтвердить.

Вывод: Детали Гончарова не единичные, а повторяющиеся подробности. Поэтому рассматриваемый объект наполняется глубоким содержанием. Отбор деталей позволяет художнику повернуть предмет нужной стороной, раскрыть глубинную сущность характера героя, подсказать дальнейшую логику развития характера. Одна только деталь через возникающие ассоциации способна воспроизвести весь предмет в его целостности. Деталь у Гончарова становится символом, обобщением, лейтмотивом.

Ответы учащихся, формулируют выводы.

- Идеальное будущее Земли – это “мир”, который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира – тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР

Федор ГРИГОРЬЕВ, профессор Новосибирского ГУ

-Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

Читайте также: