Художественная культура европейского средневековья освоение христианской образности конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Цель урока: составить общее представление об эпохе готического средневековья; увидеть характерные особенности эпохи в искусстве, культуре, религии и духовном мире человека; сравнить с античной культурой.
Технологическая карта урока
Возможная личностно-значимая проблема: научиться погружаться в другое время, вживаться в образ человека изучаемой эпохи, рассуждать с его точки зрения и представлять атмосферу иного времени уметь чувствовать связь эпох и поколений через предметный мир и произведения искусства.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся выявляют уровень знаний по предыдущему материалу, продолжают работу по формированию адекватных культурно-исторических понятий, создают личностный образ европейского Средневековья.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый, проблемный. Форма урока: комбинированный урок.
Развитие умений учащихся: ознакомление и анализ произведений искусства помогают реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: дают возможность увидеть, что искусство – один из путей воздействия на общественное сознание. Погружение в мир искусства способствует развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, слушателю, зрителю. Историко-культурный материал способствует формированию собственного мнения, выработке личностного отношения культурному наследию европейского Средневековья. Учащиеся воспроизводят известный историко-культурный материал, анализируют изученное, сравнивают, актуализируют знания. Развивается воображение, способности эмоционально-ценностному восприятию, креативность. Также развиваются умения анализировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать собственные знания.
Средневековье-время междоусобных войн, жизнь человека была коротка, в соответствии с этим менялась психология людей, на которую оказывала влияние религия.
На доске написан эпиграф к уроку.
Архитектура и ее особенности. Витраж и его появление. Где можем видеть готический стиль (в быту, шрифты).
На уроке идет процесс формирования у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья, о стилях искусства на примере романской и готической архитектуры. В ходе урока учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями средневековой архитектуры.
На основе полученных знаний учащиеся под руководством учителя проводят сравнительно-сопоставительный анализ романского и готического стилей.
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_kultura_epohi_srednevekovya.rar | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок искусства в 9 классе
Тема : Художественная культура Средневековья. Романский и готический стили.
- формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.
- ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;
- выявить отличительные особенности романского и готического стилей; развивать познавательную активность;
- воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.
I Организационный этап.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.
Работа в тетради .
II Изучение нового материала.
1. Постановка цели.
- Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья, будем учиться их различать.
2. Работа в тетради .
Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.
3. Словарная работа.
- Во время урока вы услышите слова – специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно, чем идет речь, я бы хотела прокомментировать эти термины .
- Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.
- Капитель – венчающая часть колонны или столба.
- Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.
- Портал – архитектурно оформленный вход в здание
- Тимпан – углубленная часть арки над входом.
- Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.
- Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.
- Фронтон – верхняя треугольная часть фасада храма
- У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.
Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.
5. Работа в тетради .
В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением
7. Слово учителя.
- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.
- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом.
- Но ведущим началом романского зодчества была стена.
- Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)
- Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.
- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).
- Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.
Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия.
- Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.
2. Работа в тетради .
Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.
В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
Главным строительным материалом оставался камень, даже архитекторов и строителей в ту пору называли каменщиками. Они собирались в артели и строили, переезжая из города в город, обмениваясь навыками и знаниями. Наверное, поэтому готическая архитектура отличается большим стилистическим единством, и в ней нет такого обилия школ, как в романской.
4. Слово учителя.
- Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.
- В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.
- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.
Нотр-Дам де Пари. 1163 г. –XIV в. Париж. Франция.
Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.
Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.
III Обобщение полученных знаний
- Синтез искусств – органичное единство, взаимосвязь различных видов искусства в рамках единого художественного произведения.
- О взаимосвязи, каких видов искусств можно сказать относительно романского и готического стилей? (архитектура, живопись, скульптура).
- Главным их них является …? (архитектура)
-Верно. Живопись и скульптура подчинены архитектуре.
На основе полученных знаний учащиеся под руководством учителя проводят сравнительно-сопоставительный анализ романского и готического стилей.
Результатом работы является сравнительная таблица
Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.
Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит их не нужно было делать толстыми и массивными
В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. За крепостной стеной замка находилось многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали входные ворота башни.
Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое здание с залом для собраний. Соборы должны были вмещать многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.
Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.
В готическом соборе стеная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.
В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали - это придавало им большую выразительность и убедительность.
Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.
Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.
- Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о стилях средневековья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по МХК "Художественная культура эпохи Античности" 10 класс
Изображения плана и самого лабиринта Кносского дворца, иллюстрации к произведениям Гомера, образцы чернофигурных и краснофигурных ваз, статуи куросов и кор, древнегреческий театр.
Конспект открытого урока по теме "Средневековый город" в 8 классе.
Культура эпохи средневековья
презентация к теме по предмету "мировая художественная культура".
Художественная культура европейского средневековья (Часть 1. Архитектура)
Учителям ИЗО и МХК.
Программа "Культура эпохи Средневековья" 6 класс
Авторская программа курса "Культура эпохи Средневековья" для учащихся 6 класса.
Христианство зародилось в I веке до н.э. в Восточных провинциях Римской империи в условиях разложения рабовладельческого строя. Первоначально была выражением бессильного протеста рабов и беднейших слоёв населения против гнёта рабовладельцев. Не видя выхода из создавшегося положения, беднота обращала взоры к небу.
Христианство зародилось в I веке до н.э. в Восточных провинциях Римской империи в условиях разложения рабовладельческого строя. Первоначально была выражением бессильного протеста рабов и беднейших слоёв населения против гнёта рабовладельцев. Не видя выхода из создавшегося положения, беднота обращала взоры к небу.
Так возник образ божественного спасителя Иисуса Христа , с именем которого связано возникновение христианства. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества. Эти догматические положения являются основными для всех христианских течений. В них заключено существо христианской веры, дающей приверженцам христианства надежду на избавление от тягот земного существования в вечной жизни, которая должна наступить после смерти.
Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет состоит из 39 книг, в еврейской традиции считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого.
Новый Завет - собрание из 27 христианских книг, написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает.
Мессия – в религии - ниспосланный Богом спаситель, долженствующий навечно установить своё царство.
Территория, на которой преимущественно проживают исповедующие христианство – это Европа и Северная Америка
Распространение христианства
- Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры.
- До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи.
- В дальнейшем— среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов.
- В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид
Десять Заповедей
1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не пожелай ничего чужого.(Не завидуй)
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом:
" Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим.
Вторая подобная ей
– возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет." (Мф.12:30-31).
И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать:
"Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф.7:12)
Христианская религия провозглашает принцип единобожия. Вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог хотя и один, однако выступает в трёх ипостасях (лицах): Бога - отца, Бога - сына и Бога - духа святого.
Основные черты христианской религии
Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Христианство
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
Православие
Протестантизм
В начале второго тысячелетия пути развития христианства на Востоке и Западе разошлись ,
образовались практически не общающиеся между собой церкви:
Восточная
и Западная.
Восточная сохранила неизменным вероучение, сформировавшееся в первом тысячелетии, и до нашего времени именуется
Православной .
Вторая, за которой закрепилось название
католической (вселенской),
в достаточной степени отклонилась от православного вероучения.
Возникшее в шестнадцатом веке, антикатолическое движение –
привело к появлению третьего направления в христианстве - протестантизма .
Коренным различием
трех христианских исповеданий является их выбор
авторитета в вопросах веры.
Православная Церковь составляется сообществом поместных Церквей
Автокефальных
С конца XX века существует 15 общепризнанных автокефальных Церквей
В настоящее время существует шесть официально автономных Церквей
Католицизм исповедуют почти во всех странах мира
Он является основной религией во многих европейских странах:
Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия и Мальта).
Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения.
Протестантизм
- Протестанти́зм (от лат.protestans— публично доказывающий) - одно из трёх главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей.
ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ПРОТЕСТАНТИЗМА
Отвержение догмата о спасающей роли церкви и настаивание на личном отношении человека и Бога
Отменен целибат (обет безбрачия)
Учение о всеобщем священстве
Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников.
Пастырская деятельность трактуется как служба, на которую уполномочивает данного человека община.
Вся церковная иерархия для дела спасения не нужна, не нужны и священники как посредники между человеком и Богом, не нужны монашеские ордена и монастыри, в которых сосредоточены огромные богатства.
Оправдание одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа
Абсолютный авторитет Священного Писания, Библии
Вероучение о предопределении
Вследствие грехопадения человек утратил способность самостоятельно совершать добро. Все его добрые дела оцениваются лишь как следствие любви к Богу, проистекающей из веры в благую весть Иисуса Христа. Спасение к нему может прийти только как результат божественного вмешательства, спасение – дар божественной благодати .
Библия, в том виде как она открывается твоему разумению и является тем важнейшим резервуаром, откуда верующий человек обретает познание Бога, те важнейшие религиозно-нравственные установки, которыми он руководствуется в своей жизни.
Каждый человек еще до своего рождения уже предопределен спастись или погибнуть. Никто не знает и не может знать своей судьбы. Имеются лишь косвенные свидетельства о том какой кому достался жребий., которые связаны с верой человека и осуществлением призвания.
Презентация на тему: " Художественная культура Средневековья V – XIII век ( до начала эпохи Возрождения )" — Транскрипт:
1 Художественная культура Средневековья V – XIII век ( до начала эпохи Возрождения )
2 Черты средневековой культуры : 1. Религиозность ( образы искусства создавались под влиянием текстов Нового Завета ) 2. Главные темы : Бог, Вселенная, духовность, красота, гармония 3. Устремление к воплощению вечных символов, божественности, нравственных идеалов
3 Черты : В католичестве ( западная церковь ) В образе Христа подчеркиваются его земные муки Дева Мария – символ красоты и материнства В православии Иисус – Вседержитель ( царь Вселенной ) Дева Мария – Царица Небесная
4 Византийское искусство ( традиции православия ) VI век
5 ( г. г ) Зодчие : Анфимий, Исидор
6 Базилика Базилика ( базилика ) ( греч. β ασιλική царский дом ) тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. греч. нефов
8 Императрица Феодора Голова Юного Христа
11 Афонский монастырь ( Халкидики )
12 Письменность Кирилл и Мефодий
13 Иконопись. Типы Богоматери : Умиление
16 Типы Иисуса Христа Пантократор
20 Художественная культура Средневековой Западной и центральной Европы Этапы : Дороманский период (5-10 век ) Романский период (11-12 век ) Готический период (12-14 век )
21 Дороманский период В данный период лишь наметились принципы средневекового искусства. Связан с правлением Карла Великого Капелла Карла Великого
22 Романский период ( период феодальной раздробленности ) Архитектура Романский период век ( период феодальной раздробленности ) Архитектура Замки феодалов Монастыри Кафедральные соборы ( массивные толстые стены, цилиндрические своды, крупные опоры, гладкие поверхности ) Франция, Германия, Италия
23 Вормский собор, 1130, Германия
24 Собор Нотр - Дам ла Гранд, Франция
25 Собор Нотр - Дам ла Гранд
26 Пизанская башня, Италия, в Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине ( у основания 4,9 м, на высоте галерей 2,48 м ). Её масса оценивается в т. м т
29 Ранняя готика 12 - начало 13 века Нотр-Дам-де-Пари Католический собор в центре Парижа Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора 35 м, длина 130 м, ширина 48 м, высота колоколен 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне 13 тонн, его языка 500 кг. В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
33 Собор в Шартре Возведение собора началось в 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи. нефа 24 октября 1260 года Людовика IX
36 Собор в Реймсе Построен в XIII веке. В строительстве нового здания собора принимали участие четыре архитектора :XIII веке с 1211: Жан д ' Орбе 1211 Жан д ' Орбе : Жан - ле - Лу Жан - ле - Лу : Гоше Реймсский Гоше Реймсский между 1255 и 1285: Бернар Суассонский Бернар Суассонский Высота собора 80 метров.
39 Святая капелла ( Сент - Шапель ) Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Построена в рекордно короткий срок с 1242 по 1248 годы, предположительно, под руководством Пьера из Монтрейля, одного из крупнейших зодчих готики. Имеет небольшие размеры : её длина 35 м, а ширина 11 м.
40 Святая капелла ( Сент - Шапель )
42 Строительство главного храма велось в два приёма в гг. по проекту Герхарда фон Риле и в годах. По окончании строительства 157- метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира. Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок т. нарочно - контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а были заострены в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания и подчеркнуть устремлённость всей конструкции ввысь к небу. Эта гигантская архитектурная конструкция должна была вызывать у людей благоговение перед Царствием небесным. пилястры конструкция
Презентация к уроку МХК 10 класс "Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности.Мир Византийской культуры".часть 3. по программе Л.А.Рапацкой
Лилия Рогудеева 14.02.2015 6743 1288 0 МХК, ИЗО, черчение, искусство / Презентации
Цель урока: Продолжить знакомить с архитектурными, живописными особенностями византийской культуры, искусства.
Читайте также:
- Эстафеты с обручем игра совушка 2 класс конспект урока
- Требования безопасности при практическом применении пожарных подразделений конспект мчс
- Энергия топлива принципы работы тепловых двигателей 8 класс конспект урока
- Конспект нод по экологии в подготовительной группе человек и его здоровье
- Конспект ткани 11 класс биология