Христианская средневековая цивилизация в европе конспект урока

Обновлено: 19.07.2024

С V века христианство становится единственно признанной религией Римской империи.

Католическая церковь была построена по иерархическому принципу. Во главе — папа римский; затем — архиепископы, епископы, аббаты, священники, монахи. Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла католическая церковь в Европе.

Земли Римской области и Равеннского экзархата (наместничество) были объединены в Папское государство (VIII в.). Во время феодальной раздробленности церковь была единственной сплоченной организацией (XI—XIII вв.).

Церковь была крупнейшим земельным собственником. С земель, принадлежавших ей, церковь собирала десятину — налог в виде десятой части денежных и натуральных доходов крестьянского двора.

Римско-католическая церковь торговала должностями епископов и аббатов (до XI в.). Продавала индульгенции — грамоты, освобождавшие преступников от груза от угрызений совести, от наказаний, обещавших прощение грехов.

В годы правления папы Григория VII в католической церкви были проведены реформы (XI в.):

  • запрещены браки священникам (целибат — обет безбрачия);
  • запрещена покупка церковных должностей (симония);
  • новый порядок выбор папа — право выбора принадлежало кардиналам.

церковь в средние века

Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе. Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией.

Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти.

Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых.

Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.

Презентация на тему: " "Христианская средневековая цивилизация в Европе" Схема-конспект." — Транскрипт:

1 "Христианская средневековая цивилизация в Европе" Схема-конспект

2 Географическая среда Экономика Политическое устройство Социальная структура Законодательство Философия Церковь, религия Литература и Искусство Быт людей Ценности Образ жизни Дух народа Цивилизация Цивилизация - общественная система, которая состоит из компонентов, взаимодействующих друг с другом:

3 ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – Географическая среда? – Назовите современные европейские страны. – Что мы можем сказать об этих странах сегодня?

4 Развитые государства. Рыночная экономика. Правовые государства. Демократические государства. ВЫВОД: Свой опыт они черпали в прошлом. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - Хронологические рамки?

5 – III век существовало огромное государство…………………………., включающее европейские, азиатские и даже африканские земли. В IV веке оно вступает в полосу кризиса. Экономический кризис: рабы не заинтересованы в результатах своего труда. Политический: борьба за власть, частая смена императоров. Легионы возводят на трон императоров. Духовный: богатство приводит к развращению, порокам. + На границах империи появляются германские племена (варвары). Он усилили натиск на империю. В IV в. десятки варварских племен двинулись вглубь империи. Это массовое движение, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название –……………………………………………… Вставьте пропущенные слова и запишите текст

6 В 395г. империя разделилась. В 476г. Западная Римская империя пала. Упадок городов. Разрушены здания, утеряны ремесла, запустели римские дороги. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства. Итог - Началось СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В Европе.

7 Но АНТИЧНОСТЬ не прошла бесследно: Гибель античной цивилизации не означала полной утраты исторического наследия. От Римской империи сохранилось: Система налогообложения Элементы государственного аппарата Идея империи Централизованная власть Нормы римского права Средневековые города появились на месте старых построек Римские постройки – образец для подражания (колонны, арки, купол, каменная кладка, цемент) Изучение латинского языка (в средние века документы, церковные службы, исторические хроники, обучение в монастырских школах и университетах)

8 Раннее Средневековье. 1. Главное занятие – сельское хозяйство. 2. Главная ценность – земля. Общественный строй – феодализм. Феод – земля за службу, феодал – собственник земли, зависимые крестьяне на них работают. 3. Господин (сеньор) жаловал наследственное земельное владение вассалу за военную службу. Возникла феодальная лестница: Бог Король Герцоги и графы Бароны Рыцари

11 Феодальная раздробленность - это закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель.

16 Христианская цивилизация. Христианская церковь была создана учениками и последователями Иисуса Христа в период расцвета Римской империи. В IV в. Господствующей религией стало христианство. Христианская церковь превратилась в значимую политическую и экономическую силу. В XI веке в Европе утвердилась католическая церковь. (1054г. – раздел). Церковь была крупным землевладельцем. Имела иерархическую систему: Папа Римский Кардиналы Епископы Священники и монахи Правители европейских государств нуждались в поддержке папы, обладавшим большим влиянием на верующих.

19 Домашнее задание Выучить тему. Дать характеристику средневековой христианской Европейской цивилизации.

Конспект урока по теме "Средневековые цивилизации Европы" по истории 10 класс. Данный урок возможно также успешно провести и в 6 классах в ходе курса Всеобщей истории.

Содержимое разработки

Класс: 10 И (успешно использовано и в 6 классе в курсе Всеобщей истории)

Тип урока: комбинированный;

Формы и метод обучения: фронтальный, объяснительно-иллюстративный метод, эвристическая беседа.

Литература для учителя:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 351 с.: ил. карт.

Историко культурный стандарт.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Литература для учащихся:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -351 с.: ил. карт.

Педагогическая цель урока: создание необходимых условий для приобретения учащимися знаний о Средневековой Европе, познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: вызвать интерес к событиям истории Средневековой Европы и сохранить мотивацию по изучению истории.

Предметные: овладение целостным представлением о начальном периоде становления западноевропейской цивилизации ; разобраться в основных терминах и выяснить, что представляет Средние века;

Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, уметь грамотно аргументировать свои ответы.

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма организации

Формы контроля

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, показывают готовность к уроку

- Добрый день, ребята, сегодня нам предстоит изучить тему “Средневековой цивилизации Европы”. Для этого нам необходимо выяснить, что тако средневековье и его этапах, его особенности для будущих европейских стран. Средневековье расположилось между двумя великолепными периодами: между Античностью и между эпохой Западно-Европейского Возрождения.

Ученики слушают учителя и записывают тему урока.

Устный опрос учителем

3. подготовка учащихся к восприятию темы

В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет разобраться в основных прецессах, протекавших в IV – XV вв. и выяснить ее значение для дальнейшего развития Европы. Учитель рассказывает о последнем императоре Западной Римской империи и о последних событиях падения великой империи, давшей толчок, называемый Средними веками. Одоакр совершил переворот , сняв порфиру с малолетнего императора Рима.

-Когда произошло падение Западной Римкой Империи?

- Кто был последним императором?

Ученики внимательно слушают рассказ учителя.

- последний император Западной Римской империи – Ромул Августул.

4.Изучение нового материала

- Давайте перенесемся в далекую Флоренцию, где по улице бродил мрачный Микеланджело Буонароти и встретил жизнерадостного Рафаэля Санти, окруженного молодыми людьми. Первый спросил второго: Почему ты так весел? А почему ты так мрачен как палач? Оказалось, что Буанароти и Да Винчи получили одно задание: расписать две стены здания городской сеньории, а наблюдать за ними поручили Макиавелли. Микеланджело и Леонардо да Винчи ревновали друг друга: Кто более генеален? Кто более талантлив? Это трудно оценить, эта история о великом времени. Это время выброса духовности, выброса гениальности. Этот период называется Возрождением, когда люди жили в период расцвета, в золотое время – люди решили заняться изучением истории той самой эпохи Античности. Стали возрождать все то, что было в культуре Древней Греции и Рима, той архитектуры, литературы и науки.

Затем учитель представляет вниманию класса учебный фильм, просит учеников внимательно посмотреть фильм и записать периоды Средневековья.

Вопросы к классу по фильму:

Назовите хронологическую дату Средневековья V - XV вв.

Когда произошел расцвет культурного Возрождения?

Дайте определение Средневековью?

На какие 3 периода делится эпоха Средневековья?

Когда пала Западная Римская Империя?

Какие существуют точки зрения о конце Средневековья (какова датировка)?

Докажите, что Средние века это время культурного упадка? Дайте характеристику Средневековья.

Когда начинается Новое время, по мнению людей XV - XVI вв.?

Каков социальный состав Средневековых городов?

Где еще существовало Средневековье?

Когда наступает Расцвет Средневековья?

Откуда мы знаем о Средневековье?

Что такое исторические источники?

Какие виды исторических источников существуют?

Назовите один из самых известных изобразительных источников?

Какова длина ковра?

Что изображено на ковре?

Что такое вещественные источники?

Назовите не менее 3-х таких источников?

Какое сокровище хранится в Британском музее?

Где была найдена эта ладья?

Что было найдено в ладье?

К какому веку относится найденное погребение?

Где проводились подводные раскопки поселения?

Назовите основные виды деятельности средневекового населения?

Какие можно назвать вспомогательные исторические источники?

После опроса по фильму учитель рассказал о переходе к Средневековью.

- В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей.

Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.

Далее учитель раскрыл основные понятия и дал характеристику серьориального строя, с помощью слайдов наглядной презентации:

- В XI - XII вв. землевладелец имел свой домен, земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. Что такое домен?

Учитель подводит детей к выводу, что главной ценностью считалась земля. Докажите, что это было так на самом деле?

Учитель раскрыл особенности и понятие “феодальной лестницы”.

1)Как вы понимаете понятие “феодальной лестницы”?

2)Что такое вассалитет?

-По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока. Велико было политическое и экономическое значение городов.

Задание классу: с помощью учебника пункта №5 §9 назвать, каково было политическое и экономическое значение средневекового города.

3)Что такое бюргерства?

В XI - XIII вв. городское население развернуло борьбу з освобождение от всех форм зависимость, так, начали создаваться коммуны, фактически это были города-государства.

4)Что такое средневековая коммуна? Где они располагались?

Ученики слушают рассказ и сами стараются сформулировать опредение терминов Возрождение, Средневековье.

Античность – греко-римская древность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Великое переселение народов — условное название этнических перемещений в Европе в IV–VII веках, главным образом с периферии Римской империи.

Варвары – люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре.

Вандалы – древнегерманский союз племён, обретший известность в эпоху Великого переселения народов. В 455 году разграбили Рим, поэтому именем вандалов с конца XIX века стали называть людей, умышленно уничтожающих культурные и материальные ценности

Демократия – это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Римское право – это правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э.

Теоретический материал для углубленного изучения:

На протяжении столетий Рим был свидетелем того, как цари, консулы и императоры триумфально шествовали по его улицам, празднуя победу над вражескими армиями. Награбленное богатство свозилось в Рим и демонстрировалось во время триумфальных процессий римской армии. Однажды во время одного из триумфов, организованных первым царем Рима, над городом кружились двенадцать стервятников. Жрец предсказал, что победные триумфы будут продолжаться в течение двенадцати столетий, а по истечении этого срока настанет время поражений. К 400 году прошло 1150 из предсказанных 1200 лет. Исполнилось ли зловещее предсказание жреца? Начиная со II века н. э. могущество Римской империи пошло на убыль – постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. Так проявлялся экономический кризис, охвативший империю.

Большое значение в закате царства отводится Великому переселению народов (IV–VII веков). В этот период вышедшие из Китая гунны двинулись на запад. Они начали теснить племена, населявшие территории на их пути, вынуждая жителей сниматься с мест и переходить на территорию Римской Империи. Самыми воинственными и многочисленными в то время являлись племена германских вандалов и готов. Римляне давно сталкивались с ними и отражали их нападения. С конца 4 столетия продвижение германских племен стало принимать характер нашествия, которому противостоять было труднее и труднее. После смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную со столицей в Равенне. В 455 г. Рим был взят и разграблен племенами вандалов, после нашествия которых империя уже не оправилась.

В 476 г. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего императора Ромула Августула. Знаки императорского достоинства – диадему, плащ и скипетр – Одоакр отослал в Константинополь.

Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов, сближения и примирения европейских народов. Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями.

Влияние античности трудно переоценить. Латинский язык становится не только языком католицизма, но и языком всей Западной культуры. Активно используется римское право, пробуждается интерес к философии (особенно Аристотеля), литературе, архитектуре, прикладному искусству, образованию, риторике. Не меньшим было влияние варварских народов на Средневековье.

Так, например, германцы сыграли важнейшую роль в формировании политической карты средневековой Европы. В ходе завоевания ими территории Западной Римской империи образовались мощные союзы племен – готы, франки, англы, саксы, лангобарды, вандалы. Память о них сохранилась в современных названиях; Франция, Англия, Саксония, Ломбардия, Андалузия. Слившись с местным населением, германцы оставили в наследство новым народам – французам, испанцам, итальянцам и др. – личные имена, политические и правовые институты.

В середине IV в. христианство стало господствующей религией в империи. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но и превратило ее в основу формирования единой европейской цивилизации. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках. Подчас только деятелям церкви удавалось усмирить нрав диких варварских вождей.

К концу V в. н. э. античная цивилизация себя исчерпала. Рим пал, не выстояв под натиском варварских племен.

Однако античная культура не ушла в небытие. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизация.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

  1. Расположите события в хронологическом порядке:
  • разделение Римской империи на Восточную и Западную
  • битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях
  • смерть Цезаря
  • Восстание Спартака

Правильный ответ:

  1. восстание Спартака
  2. смерть Цезаря
  3. раздел Римской империи на Восточную и Западную
  4. битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях

Разбор задания:

Восстание Спартака произошло в 74 г. до н. э. Следующим событием из списка является заговор и убийство Цезаря. Раздел Римской империи на Восточную и Западную относится к 395 г. Битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях, закончившаяся поражением последних, состоялась в 451 г.

Читайте также: