Грехнев мир пушкинской лирики конспект

Обновлено: 06.07.2024

А. Б. РОГАЧЕВСКИЙ

Пушкин и мировая культура

Баранов В. И. Пушкин и его судьба в восприятии советских поэтов

Орлов С. А. Пушкин в Шотландии (Фрагмент статьи)

Чеснова Л. А. Пушкин и песни Болдинского края

Морохин В. Н. Пушкинские сказочные сюжеты в современном бытовании (На материале южных районов Горьковской области)

Малышкина Л. М. Рукописный сборник стихотворений Пушкина

Г[рехнев] В. [А.], К[раснов] Г. [В.] Пушкин и история европейской культуры в трудах М. П. Алексеева (К 80-летию академика Михаила Павловича Алексеева)

Поэтика Пушкина и проблемы изучения текста

Грехнев В. А. Лирический сюжет в поэзии Пушкина

Пушкин и русская литература

Фортунатов Н. М. Толстой о пушкинских традициях в прозе Чехова

Михайлова Н. И. Болдинские повести Пушкина и пародии Сенковского

Поэтика Пушкина и проблемы изучения текста

Сидяков Л. С. Болдинская лирика как этап в эволюции пушкинской лирики на рубеже 1830-х годов

Грехнев В. А. Дружеское послание пушкинской поры как жанр

Егоров Б. Ф. О жанрах литературно-критических статей Пушкина

Михайлова Н. И. Пушкин-прозаик и риторика его времени

Альтман М. С. У истоков творчества Пушкина (Штрихи и заметки)

Пушкин в Нижегородском крае

Корепова К. Е. Пушкинские записи свадебных песен и нижегородская обрядовая традиция

Белоус Т. И. Русские народные песни в записи А. С. Пушкина и проблемы атрибуции фольклорных текстов

Борисова Н. А. Деревня Львовка как часть болдинского владения Пушкиных

Малышкина Л. М. Об усадебном комплексе болдинского имения

Поэтика Пушкина и проблемы изучения текста

Савченко Т. Т. О композиции цикла 1836 года А. С. Пушкина

Пушкин и мировая литература

Вольперт Л. И. Пушкин и Стендаль (К проблеме творческого поведения писателя)

Филатов Н. Ф. Болдинский памятник пушкинской поры

Поэтика Пушкина и проблемы изучения текста

Меднис Н. Е. Художественный образ и литературная модель (По произведениям Пушкина 30-х годов)

Пушкин и русская литература

Билинкис Я. С. О границах и безграничности в искусстве (Пушкин и последующее развитие русской прозы: тенденции процесса)

Михайлова Н. И. В. Л. Пушкин и литературный быт Москвы первой трети XIX века

Стенник Ю. В. Радищев в идейно-политических исканиях Пушкина 1830-х годов

Инжеватов И. К. А. С. Пушкин и мордовский эпос

Филатов Н. Ф. Пушкинские места Нижнего Новгорода

Творчество А. С. Пушкина периода Болдинской осени

Краснов Г. В. Болдинские чтения 1969—1980: некоторые итоги

Сидяков Л. С. Творчество Болдинской осени в художественной эволюции Пушкина рубежа 1830-х годов

Чудаков А. П. К поэтике пушкинской прозы

Маркович В. М. О мифологическом подтексте сна Татьяны

Грехнев В. А. Пушкин и элегическая поэтика времени

Викторович В. А. К поэтике сюжетного эксперимента: Пушкин и Достоевский

Левина Ю. И. Межевые планы Болдина (Из истории некоторых экспонатов Болдинского музея-заповедника А. С. Пушкина

Творчество Пушкина: Жанры, литературная традиция

Грехнев В. А. Жанровый объект и лирический субъект в элегиях Пушкина

Асоян А. А. Сатирические эпиграммы Пушкина

Саламова Л. Б. А. С. Пушкин и его бессарабский друг

Асланова Г. Д. Онегинская тема в экспозиции Государственного музея А. С. Пушкина

Прозаические жанры в творчестве Пушкина

Кириллюк З. В. Историческая личность в прозе Пушкина и его современников

Поэтические жанры в творчестве Пушкина

Худошина Э. И. К вопросу о стиховом эпосе Пушкина как целостной системе

Грехнев В. А. О жанре антологической пьесы в лирике А. С. Пушкина

Михайлова Н. И. Публицистика Пушкина-Косичкина и ораторская традиция

Пушкинское творчество как процесс

Тархова Н. А. Народная война в творчестве А. С. Пушкина 1820-х годов (К истории замысла о Пугачеве)

Хаев Е. С. Идиллические мотивы в произведениях Пушкина рубежа 1820—1830-х годов

Листов В. С. К истолкованию пушкинского автографа с десятью темами

Мясоедова Н. Е. Болдинские полемические заметки 1830 года и пушкинский замысел автобиографии

Николаева Е. Г. Пушкин и Полежаев (К проблеме литературного влияния)

Попова Н. И. Предметный мир интерьера в восприятии Пушкина

Альми И. Л. О некоторых особенностях литературного характера в пушкинском повествовании

Пушкин и жанровые традиции

Москвичева Г. В. Элегия А. С. Пушкина и жанровая традиция

Тархова Н. А. Пушкин и Чехов: О преемственности драматургических принципов

Есипова О. Пушкин в пьесе М. Булгакова

Творчество Пушкина: Жанры, поэтика, литературные традиции

Грехнев В. А. О лирических финалах Пушкина

Фомичев С. А. Лирические циклы в творческой эволюции Пушкина

Филатов Н. Ф. Пушкины и Болдино в первой половине XVII века

Кошелев В. А. Пушкин и Батюшков: К проблеме литературного влияния

Иконникова Т. А. Две лицейские школы: Пушкин и Кюхельбекер

Слинина Э. В. Воспоминание в лирике А. С. Пушкина (1826—1836)

Тамарченко Н. Д. Сюжет сна Татьяны и его источники

Творческий замысел и вопросы интерпретации

Рогов К. Ю. Кишиневский замысел об Игроке

Алешкевич А. А. К истории замысла болдинских полемических заметок 1830 года

Букалов А. М. Два персонажа из романа о царском арапе

Слобожанинова Л. М. Пушкин в жизни и творчестве Бажова

Смирнов А. А. Утверждение романтического идеала в лирике А. С. Пушкина 1820-х годов

Давыдова Т. Т. Жизненные истоки художественного в эпическом произведении (Автор и герой в прозе А. С. Пушкина)

Стиль монографии В. Грехнева делает ее чтение напряженным, иногда трудным, главное лее – увлекательным. Хотя в ее тексте порой и встречаются длинноты и повторы (например, рассуждения о природе разочарования у Баратынского, Жуковского и Пушкина на стр. 140 и 145), книга вполне завершена – как внутренне, содержательно, так и внешне, композиционно-стилистически.

Обладающая ярко выраженной энергией интеллектуального воздействия на читателей, которым дороги и близки творения Пушкина, монография В. Грехнева – несомненный вклад и в пушкинистику, и в разработку исторической поэтики лирических жанров.

В. А. Грехнев

ДРУЖЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ КАК ЖАНР

Прости балладник мой,

Белёва нежный житель!

Анакреон под дуломаном.

Поэт, рубака, весельчак!

Ты с лирой, саблей иль стаканом

Разно не попадешь впросак!

Носи любви и Марсу дани!

Со славой крепок твой союз:

В день брани ты – любитель брани!

В день мира ты – любимец муз!

Душа, двойным огнем согрета

К тебе не может охладеть;

На пламенной груди поэта

Георгия приятно зреть

Воинским соблазняясь примером

Когда б Парнас давал кресты

И Аполлона кавалером

Давно конечно был бы ты.

(П. А. Вяземский К партизану-поэту)

С кем милая и друг.

Тот в угол свой забвенный

Всю прелесть уместил.

Фернейскнй злой крикун,

Поэт, в поэтах первый

Ты здесь, лихой шалун,

Ты здесь, лентяй беспечный,

В порядок встали тут…

Порядок, однако, необычен:

На полке за Вольтером

Вергилий, Тасс с Гомером

Все вместе предстоят…

С Державиным потом

Ум говорит одно, а вздорщица свое.

Хочу ль сказать, к кому был Феб

из русских ласков.

Державин рвется в стих, а втащится

В стихах моих не раз, ее благодаря,

Трус Марсом прослывет. Катоном —

И словом, как меня в мороз и жар не мечет,

А рифма, надо мной ругаясь, мне перечит.

С досады, наконец, и выбившись из сил

Даю зарок не знать ни перьев, ни чернил

Но только кровь во мне, спокоившись,

И неуспешный лов за рифмой ум покинет,

Нежданная, ко мне является Она,

И мной владеет вновь парнасский сатана…

…Еще же есть и то, что ты, мой друг,

Предмет свой забываешь!

В довершение всего перед судом критики предстает собственное послание Жуковского и оказывается, что

…связи в нем не видно,

И видно, что спешил поэт!

Нет в мыслях полноты и нет соединенья,

А кое-где есть повторенья!

Подпишитесь на рассылку!

После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

7. Томашевский Б. Пушкин. Кн. 1: (1813–1824). М.; Л., 1956.

8. Грехнев В. А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985.

9. Грехнев В. А. Болдинская лирика А. С. Пушкина. Горький, 1977.

10. Гинзбург Л. Я. О лирике. 2-е изд., доп. Л., 1974.

11. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина. М., 1980.

13. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941.

15. Скатов Н. Н. Русский гений. М., 1987.

16. Смирнов А. А. Тенденции романтического универсализма в лирике А. С. Пушкина второй половины 1820-х годов // Болдинские чтения. Горький, 1990.

17. Сидяков Л. С. Изменения в системе лирики Пушкина 1820–1830-х годов // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 10. Л., 1982.

18. Маймин Г. А. О русском романтизме. М., 1975.

20. Непомнящий В. С. Двадцать строк // Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983.

Чтобы уяснить место лирики Пушкина в романтическом движении, необходимо сопоставить ее не только с лирикой предшественников и современников, но и поэтов последующей поры. И прежде всего – с поэтическим творчеством Лермонтова, центральным явлением нового этапа русского романтизма – романтизма 1830-х гг. Если пушкинская лирика наиболее полно и ярко воплощает сам процесс становления романтического сознания, то лермонтовская – означает своего рода предел, которого достигает романтизм в русской поэзии.

В историю литературы Лермонтов вошел как преемник и продолжатель Пушкина. Действительно, его прямая ориентация на достижения и художественный опыт великого предшественника очевидна. Исследователи не раз отмечали настойчивые и многообразные обращения Лермонтова к пушкинским текстам (явные и скрытые цитаты, реминисценции, словесно-образные заимствования, сюжетно-тематические параллели и т. п.); воздействие эстетических принципов Пушкина на художественную систему Лермонтова; наконец, общность самого типа их стремительной творческой эволюции: от юношеского байронизма к созданию обобщенно-типического характера героя времени и далее – к запечатлению картин народной жизни, образов простых людей.

Читайте также: