Грехнев мир пушкинской лирики конспект
Обновлено: 06.07.2024
А. Б. РОГАЧЕВСКИЙ
Пушкин и мировая культура
Баранов В. И. Пушкин и его судьба в восприятии советских поэтов
Орлов С. А. Пушкин в Шотландии (Фрагмент статьи)
Чеснова Л. А. Пушкин и песни Болдинского края
Морохин В. Н. Пушкинские сказочные сюжеты в современном бытовании (На материале южных районов Горьковской области)
Малышкина Л. М. Рукописный сборник стихотворений Пушкина
Г[рехнев] В. [А.], К[раснов] Г. [В.] Пушкин и история европейской культуры в трудах М. П. Алексеева (К 80-летию академика Михаила Павловича Алексеева)
Поэтика Пушкина и проблемы изучения текста
Грехнев В. А. Лирический сюжет в поэзии Пушкина
Пушкин и русская литература
Фортунатов Н. М. Толстой о пушкинских традициях в прозе Чехова
Михайлова Н. И. Болдинские повести Пушкина и пародии Сенковского
Поэтика Пушкина и проблемы изучения текста
Сидяков Л. С. Болдинская лирика как этап в эволюции пушкинской лирики на рубеже 1830-х годов
Грехнев В. А. Дружеское послание пушкинской поры как жанр
Егоров Б. Ф. О жанрах литературно-критических статей Пушкина
Михайлова Н. И. Пушкин-прозаик и риторика его времени
Альтман М. С. У истоков творчества Пушкина (Штрихи и заметки)
Пушкин в Нижегородском крае
Корепова К. Е. Пушкинские записи свадебных песен и нижегородская обрядовая традиция
Белоус Т. И. Русские народные песни в записи А. С. Пушкина и проблемы атрибуции фольклорных текстов
Борисова Н. А. Деревня Львовка как часть болдинского владения Пушкиных
Малышкина Л. М. Об усадебном комплексе болдинского имения
Поэтика Пушкина и проблемы изучения текста
Савченко Т. Т. О композиции цикла 1836 года А. С. Пушкина
Пушкин и мировая литература
Вольперт Л. И. Пушкин и Стендаль (К проблеме творческого поведения писателя)
Филатов Н. Ф. Болдинский памятник пушкинской поры
Поэтика Пушкина и проблемы изучения текста
Меднис Н. Е. Художественный образ и литературная модель (По произведениям Пушкина 30-х годов)
Пушкин и русская литература
Билинкис Я. С. О границах и безграничности в искусстве (Пушкин и последующее развитие русской прозы: тенденции процесса)
Михайлова Н. И. В. Л. Пушкин и литературный быт Москвы первой трети XIX века
Стенник Ю. В. Радищев в идейно-политических исканиях Пушкина 1830-х годов
Инжеватов И. К. А. С. Пушкин и мордовский эпос
Филатов Н. Ф. Пушкинские места Нижнего Новгорода
Творчество А. С. Пушкина периода Болдинской осени
Краснов Г. В. Болдинские чтения 1969—1980: некоторые итоги
Сидяков Л. С. Творчество Болдинской осени в художественной эволюции Пушкина рубежа 1830-х годов
Чудаков А. П. К поэтике пушкинской прозы
Маркович В. М. О мифологическом подтексте сна Татьяны
Грехнев В. А. Пушкин и элегическая поэтика времени
Викторович В. А. К поэтике сюжетного эксперимента: Пушкин и Достоевский
Левина Ю. И. Межевые планы Болдина (Из истории некоторых экспонатов Болдинского музея-заповедника А. С. Пушкина
Творчество Пушкина: Жанры, литературная традиция
Грехнев В. А. Жанровый объект и лирический субъект в элегиях Пушкина
Асоян А. А. Сатирические эпиграммы Пушкина
Саламова Л. Б. А. С. Пушкин и его бессарабский друг
Асланова Г. Д. Онегинская тема в экспозиции Государственного музея А. С. Пушкина
Прозаические жанры в творчестве Пушкина
Кириллюк З. В. Историческая личность в прозе Пушкина и его современников
Поэтические жанры в творчестве Пушкина
Худошина Э. И. К вопросу о стиховом эпосе Пушкина как целостной системе
Грехнев В. А. О жанре антологической пьесы в лирике А. С. Пушкина
Михайлова Н. И. Публицистика Пушкина-Косичкина и ораторская традиция
Пушкинское творчество как процесс
Тархова Н. А. Народная война в творчестве А. С. Пушкина 1820-х годов (К истории замысла о Пугачеве)
Хаев Е. С. Идиллические мотивы в произведениях Пушкина рубежа 1820—1830-х годов
Листов В. С. К истолкованию пушкинского автографа с десятью темами
Мясоедова Н. Е. Болдинские полемические заметки 1830 года и пушкинский замысел автобиографии
Николаева Е. Г. Пушкин и Полежаев (К проблеме литературного влияния)
Попова Н. И. Предметный мир интерьера в восприятии Пушкина
Альми И. Л. О некоторых особенностях литературного характера в пушкинском повествовании
Пушкин и жанровые традиции
Москвичева Г. В. Элегия А. С. Пушкина и жанровая традиция
Тархова Н. А. Пушкин и Чехов: О преемственности драматургических принципов
Есипова О. Пушкин в пьесе М. Булгакова
Творчество Пушкина: Жанры, поэтика, литературные традиции
Грехнев В. А. О лирических финалах Пушкина
Фомичев С. А. Лирические циклы в творческой эволюции Пушкина
Филатов Н. Ф. Пушкины и Болдино в первой половине XVII века
Кошелев В. А. Пушкин и Батюшков: К проблеме литературного влияния
Иконникова Т. А. Две лицейские школы: Пушкин и Кюхельбекер
Слинина Э. В. Воспоминание в лирике А. С. Пушкина (1826—1836)
Тамарченко Н. Д. Сюжет сна Татьяны и его источники
Творческий замысел и вопросы интерпретации
Рогов К. Ю. Кишиневский замысел об Игроке
Алешкевич А. А. К истории замысла болдинских полемических заметок 1830 года
Букалов А. М. Два персонажа из романа о царском арапе
Слобожанинова Л. М. Пушкин в жизни и творчестве Бажова
Смирнов А. А. Утверждение романтического идеала в лирике А. С. Пушкина 1820-х годов
Давыдова Т. Т. Жизненные истоки художественного в эпическом произведении (Автор и герой в прозе А. С. Пушкина)
Стиль монографии В. Грехнева делает ее чтение напряженным, иногда трудным, главное лее – увлекательным. Хотя в ее тексте порой и встречаются длинноты и повторы (например, рассуждения о природе разочарования у Баратынского, Жуковского и Пушкина на стр. 140 и 145), книга вполне завершена – как внутренне, содержательно, так и внешне, композиционно-стилистически.
Обладающая ярко выраженной энергией интеллектуального воздействия на читателей, которым дороги и близки творения Пушкина, монография В. Грехнева – несомненный вклад и в пушкинистику, и в разработку исторической поэтики лирических жанров.
ДРУЖЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ КАК ЖАНР
Прости балладник мой,
Белёва нежный житель!
Анакреон под дуломаном.
Поэт, рубака, весельчак!
Ты с лирой, саблей иль стаканом
Разно не попадешь впросак!
Носи любви и Марсу дани!
Со славой крепок твой союз:
В день брани ты – любитель брани!
В день мира ты – любимец муз!
Душа, двойным огнем согрета
К тебе не может охладеть;
На пламенной груди поэта
Георгия приятно зреть
Воинским соблазняясь примером
Когда б Парнас давал кресты
И Аполлона кавалером
Давно конечно был бы ты.
(П. А. Вяземский К партизану-поэту)
С кем милая и друг.
Тот в угол свой забвенный
Всю прелесть уместил.
Фернейскнй злой крикун,
Поэт, в поэтах первый
Ты здесь, лихой шалун,
Ты здесь, лентяй беспечный,
В порядок встали тут…
Порядок, однако, необычен:
На полке за Вольтером
Вергилий, Тасс с Гомером
Все вместе предстоят…
С Державиным потом
Ум говорит одно, а вздорщица свое.
Хочу ль сказать, к кому был Феб
из русских ласков.
Державин рвется в стих, а втащится
В стихах моих не раз, ее благодаря,
Трус Марсом прослывет. Катоном —
И словом, как меня в мороз и жар не мечет,
А рифма, надо мной ругаясь, мне перечит.
С досады, наконец, и выбившись из сил
Даю зарок не знать ни перьев, ни чернил
Но только кровь во мне, спокоившись,
И неуспешный лов за рифмой ум покинет,
Нежданная, ко мне является Она,
И мной владеет вновь парнасский сатана…
…Еще же есть и то, что ты, мой друг,
Предмет свой забываешь!
В довершение всего перед судом критики предстает собственное послание Жуковского и оказывается, что
…связи в нем не видно,
И видно, что спешил поэт!
Нет в мыслях полноты и нет соединенья,
А кое-где есть повторенья!
Подпишитесь на рассылку!
После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.
7. Томашевский Б. Пушкин. Кн. 1: (1813–1824). М.; Л., 1956.
8. Грехнев В. А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985.
9. Грехнев В. А. Болдинская лирика А. С. Пушкина. Горький, 1977.
10. Гинзбург Л. Я. О лирике. 2-е изд., доп. Л., 1974.
11. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина. М., 1980.
13. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941.
15. Скатов Н. Н. Русский гений. М., 1987.
16. Смирнов А. А. Тенденции романтического универсализма в лирике А. С. Пушкина второй половины 1820-х годов // Болдинские чтения. Горький, 1990.
17. Сидяков Л. С. Изменения в системе лирики Пушкина 1820–1830-х годов // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 10. Л., 1982.
18. Маймин Г. А. О русском романтизме. М., 1975.
20. Непомнящий В. С. Двадцать строк // Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983.
Чтобы уяснить место лирики Пушкина в романтическом движении, необходимо сопоставить ее не только с лирикой предшественников и современников, но и поэтов последующей поры. И прежде всего – с поэтическим творчеством Лермонтова, центральным явлением нового этапа русского романтизма – романтизма 1830-х гг. Если пушкинская лирика наиболее полно и ярко воплощает сам процесс становления романтического сознания, то лермонтовская – означает своего рода предел, которого достигает романтизм в русской поэзии.
В историю литературы Лермонтов вошел как преемник и продолжатель Пушкина. Действительно, его прямая ориентация на достижения и художественный опыт великого предшественника очевидна. Исследователи не раз отмечали настойчивые и многообразные обращения Лермонтова к пушкинским текстам (явные и скрытые цитаты, реминисценции, словесно-образные заимствования, сюжетно-тематические параллели и т. п.); воздействие эстетических принципов Пушкина на художественную систему Лермонтова; наконец, общность самого типа их стремительной творческой эволюции: от юношеского байронизма к созданию обобщенно-типического характера героя времени и далее – к запечатлению картин народной жизни, образов простых людей.
Читайте также: