Гражданское общество в период индустриального развития конспект урока 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Общественное объединение -некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1 Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 240 – 247.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

3.Боголюбов Л. Н. , Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень – М.: Просвещение, 2018. – С. 190 – 200.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государство является основным институтом политической системы общества. Человечество давно задумывалось над вопросом, как подчинить государство праву. Такое государство сегодня называют правовым. Понятие правовое государство ввел Иммануил Кант. Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Верховенство права означает подчинение закону всех граждан, должностных лиц, организаций и самого государства. Законы в правовом государстве должны быть правовыми, то есть гуманными, справедливыми, закреплять естественные, неотъемлемые права каждого человека.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод человека – еще один признак правового государства. Он предполагает, что все права и свободы человека должны быть не только провозглашены, но и гарантированы самим государством.

Установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства. Ответственность государства в том, что оно обязуется гарантировать соблюдение прав человека, а ответственность личности в том, чтобы пользоваться своими правами в пределах, установленных законом, и строго исполнять свои обязанности.

Принцип разделения властей означает независимость , строгое разграничение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Для того, чтобы воспрепятствовать сосредоточению власти в руках одного органа, существует специальная система сдержек и противовесов. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя. При тоталитарном режиме сконцентрированная в одних руках государственная власть не терпит в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. Конституция РФ, объявив разделение властей одной из основ конституционного строя, конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. К примеру, Государственная Дума может выразить правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать президенту отрешением от должности, а президент, со своей стороны, может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием.

Признаки гражданского общества

  • Самодеятельность и инициатива граждан
  • Высокий уровень политической культуры
  • Ответственность граждан за происходящее в стране
  • Признание ценности прав и свобод личности

В социальной сфере – это семья, общества по интересам, профессиональные союзы, национальные общества и другие. В экономической сфере люди объединяются главным образом для удовлетворения материальных потребностей. В этой подсистеме создаются различные производственные, торговые и другие организации, например союзы предпринимателей, фермеров, частные банки и другие. В духовной сфере люди объединяются в различные объединения для удовлетворения потребностей в образовании, творчестве, религии. Например, к институтам гражданского общества в этой сфере относятся церковь, союзы писателей, композиторов, негосударственные СМИ и так далее. В политической сфере, удовлетворяющей потребности людей в участии управлением государства, действуют такие институты, как органы местного самоуправления, партии, общественно-политические объединения.

Какие же задачи выполняет гражданское общество?

  1. Способствует социализации граждан, обладая независимыми от государства средствами и санкциями, заставляющими человека исполнять социальные нормы;
  2. Защищает интересы граждан от незаконного вмешательства государства;
  3. Способствует гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Важным институтом развитого гражданского общества являются общественные объединения -некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Они могут создаваться в виде общественных организаций, общественных движений, политических партий, общественных фондов. Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

  1. Стремление не к завоеванию политической власти (в отличие от политической партии), а к воздействию на власть; стремление заставить ее выполнить свои требования;
  2. Не имеет строгой организационной структуры;
  3. Идеологическая пестрота: не требует идеологического единения участников;
  4. Имеет очень широкую социальную базу (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, конфессиональных и других групп).

Выделяют следующие типы общественных движений:

  1. По отношению к существующему строю: консервативные; реформаторские; революционные.
  2. По демографическому признаку: женские, студенческие и другие.
  3. По масштабам: международные; национальные; региональные.
  4. По методам: легальные, нелегальные;
  5. По целям: этнополитические; экологические; антивоенные и другие.

Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была насыщенной и счастливой.

Примеры и разбор решения заданий

  1. Найдите в приведенном списке элементы, характеризующие гражданское общество

Варианты ответа:

1) политические партии;

4) министерство образования.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Автор: Сербен Л.К.

Место проведения :г .Холмск, МОУ №9, 11 класс Б

Дата проведения:
Пояснительная записка.

"В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" (Б.Н.Чичерин)?
Задачи урока:
Обеспечение понимания ключевых понятий темы;
развитие мыслительной деятельности учащихся, критического мышления;
формирование гражданской и коммуникативной культуры, социальных компетентностей учащихся.


Основные понятия темы:
Гражданское общество;
Гражданин;
Гражданская активность;
Государство;
Общественные организации;
Демократия;

I. Организационная часть урока ( 1 мин).

2. Мотивация: (На экране фото видных деятелей культуры, граждан спешащих по своим делам, пенсионеров гуляющих в парке, молодых мам с детьми, военных)

Учитель: Ребята , кто или что изображено на экране?

Что естественно ждать нормальному человеку от общества, в котором он живёт?

Ответы учеников: ( Порядка. Материального благополучия, а точнее условий, при которых это благополучие возможно. Реальной свободы. Определённого уровня культуры. Уважение к себе за лояльность, честный труд, исполнение долга).

Учитель: Кто или что могут обеспечить данные ожидания? ( Ответы учеников)

Так какая тема сегодняшнего урока? Развитие гражданского общества

Вы правы, все то о чем мечтает человек, изображенный на нашем экране, рано или поздно обеспечивается гражданским обществом. Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живём? Что такое гражданское общество, каковы его признаки, этапы формирования? Какие проблемы оно решает, и каковы его перспективы развития? Об этих сложных, но крайне важных для вас, молодых людей вопросах мы поговорим

Как высчитаете, какая проблема характерна для сегодняшнего общества России?

Определение проблемы урока : Есть ли в России гражданское общество?

Учитель: работаем в парах и в 4-х группах.

Гражданское общество - система обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению; система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных - индивидуальных или коллективных - интересов и потребностей.

Гражданское общество - сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество - непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Гражданское общество - многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократического правового государства.

Гражданское общество-это сфера самовыражения свободных граждан в форме добровольно созданных организаций, огражденных законами от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Учитель:
Выделите единую основу для всех данных понятий;общие признаки гражданского общества.

( негосударственные объединения, независимые от государств).

Учитель: выделите общие для ГО признаки, основные черты.

Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.)

На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Однако все были едины в одном: гражданское общество не возникает по мановению волшебной палочки, оно возникает на определенном этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации. Процесс его формирования являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией

Вы в группах готовили домашнее задание: принципы формирования гражданского общества, признаки, его структуру и функции. Давайте дадим ответы на эти вопросы.

1гр. Принципы: частная собственность на средства произв.одства; индивидуальная свобода и самостоятельность личности; справедливость законов и неукоснительность их выполнения; свобода формирования общественного мнения; народный суверенитет, верховенство и полновластие народа; осведомленность граждан о деятельности государства и общества.

Учитель: какие выводы сделаете из этой схемы?

Ученики: возникновения гражданского общества обусловлено признанием права индивидуальной , личной свободы каждого человека, которая находит своё отражение в соответствующих принципах.

Учитель:— кроме принципов есть еще предпосылки, - какими они могут быть?

Ученики: предпосылки - экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;

Социальные: большой удельный вес среднего класса;

Политико-правовые: политический плюрализм; юридическое равенство граждан; обеспечение прав и их защита;

Культурные: обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.

Учитель: Какие функции ГО?

Ученики: 3)гр. Функции гражданского общества:

--реализация гражданами своих интересов;

---защита гражданами своих прав;

---участие в социализации и воспитании граждан;

---содействие гуманистическому развитию всей политической системы.

Учитель: 4) А какова структура ГО? Предлагаю изучить её на основе структуры гражданского общества нашего города.

Выступление учащихся 4 группы.

Спикер 4 группы.

политические партии, общественно-полит организации, благотворительные фонды, АО, союзы предпринимателей, кооперативы, спортивные общества, независимые СМИ, органы местного самоуправления, церковь, семья.

Учитель: одним из составляющих структуры ГО являются муниципалитеты—органы местного самоуправления. Обратимся к Конституции РФ, чтобы определить их основные принципы и полномочия в структуре гражданского общества. Ст. 12 Конституции РФ; гл 8 ст. 130,ст.131.1 ,ст. 132 .1

(Ученики работают со ст. Конституции)

2)во- вторых, принцип использования многообразия форм в процессе осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции местное самоуправление осуществляется как непосредственно, путем участия населения в референдумах, выборах, собраниях, так и через выборные и др. органы местного самоуправления.

4) принцип невмешательства и недопустимости подмены деятельности органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Учитель: сделаем выводы:

Ученики делают выводы: таким образом, мы видим, что местное самоуправление -это форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии, гражданского общества. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными).

Учитель: давайте ознакомимся с тем кругом вопросов, которые решали наши местные органы самоуправление в лице администрации Холмского городского округа за 2 последние месяца.(2 группа провела анализ их работы)

2группа представляет презентацию- 6 слайдов.

Спикер 2 группы.

Вывод: за последний месяц Холмский муниципалитет решал вопросы организации ярмарок для обеспечения жителей города продукцией с/х выращенной в районе, оперативно решались возникшие чрезвычайные ситуации по потере жилья и имущества во время пожара пос. Правда.

Идет реконструкция выселенного аварийного дома по ул. Советская5, заменена мемориальная доска на памятнике воинов – освободителей на ст. Николайчук. Построена спортивная площадка в сош№6.

Вывод учащихся:Таким образом, мы видим как граждане в рамках закона, а также в собственных интересах самостоятельно управляют значительной частью общественных дел социальной, экономической и культурной сфер города.

Учитель: Вернемся к проблеме урока: есть ли в России гражданское общество?

В ходе наших дебатов я попрошу заполнить таблицу, где отметьте аргументы в пользу гражданского общества и аргументы, которые говорят о его несостоятельности, чтобы после обсуждения определить свою позицию в решении проблемы.

1.Спикер 1 группы:

Нам стало интересно, что думает интернет сообщество по вопросу есть ли гражданское общество в России? Мы проанализировали обсуждение блогерами данной темы и вот самые интересные на наш взгляд мнения.

Нету, и пока нету предпосылок для его создания. Не только со стороны государства,но также и общество ещё не готово вступить в гражданское общество. Не хватает нам гражданской активности.

Вот такой имеем пессимистический ответ интернет - сообщества, на вопрос ли есть ли гражданское общество в России?

Ученик : а как видят проблему наши сограждане?

Мы провели опрос среди 30 респондентов нашего 3 микрорайона в возрасте от 16 до 50 лет.

Вопросы:1.Знаете ли вы что такое гражданское общество?

а) знаю ; б) слышал, но не знаю; в) ничего не знаю

ответили-11 ответили12 ответили-7

2.Сформировалось ли гражданское общество в России:

ответили - 7 ответили- 20 ответили-3

3.Участвовали (уете) ли вы сами в работе общественных объединений?

Ответили- 4 ответили-26

4)Желали бы вы, чтобы проблемы, которые возникают в жизни Холмского городского округа, разрешались быстро и качественно?

Вывод: холмчане имеют представление о гражданском обществе, но не могут с уверенностью ответить на вопрос: сложилось ли оно в России. Однако, 35 % уверены, что оно есть, 100% респондентов желают быстрого и качественного решения проблем жизнедеятельности города. А в основном и интернет сообщество и наши респонденты сомневаются о наличии гражданского общества в России.

Учитель: Так есть ли гражданское общество в России?

Предлагаю обсудить этот вопрос.

Поэтому есть все условия для развития гражданского общества - может чуть – чуть не хватает инициативы самих индивидов.

2 .Я не согласен с данной позицией. О какой свободе СМИ мы говорим, когда у нас они все карманные - или государственные или каких –нибудь медиа магнатов –олигархов .Сегодня власть держит СМИ под колпаком .

4.. Гражданское общество есть – пример тому волонтеры со всей России, которые телами закрыли город Комсомольск –на- Амуре во время наводнения летом 2013г. И не дали реке Амур затопить его, а вода доходила до 9 метров и люди выстояли и построили поселки для потерявших жилье в Хабаровском, Уссурийском крае, Еврейской автономии на деньги собранные 1 каналом ОРТ разве это не гражданское общество? А как сегодня общество поддерживает президента во внешне политическом курсе. Как доверяет и гордится президентом России!.

6. У нас в городе много рынков, магазинов, частных такси, парикмахерская на каждой улице, в собственности граждан жилье, у нас в городе появился средний класс ,который имеет свой бизнес, хорошее жилье, учит детей за границей , там же 2-3 раза в год отдыхает. Мы свободны в выборе Я считаю,что сейчас идет формирование ГО.

8. нас вертикальные связи закрыты. Элита не впускает чужих-----Сынки чиновников все при власти , все при чинах –простому человеку без связей не обойтись. Поэтому о сформированном ГО говорить рано.

9. У власти всегда будет элита, как самая образованная, активная часть общества – так есть во всем мире. И это не мешает развитию ГО. Но правящей элите нужно определиться, служит ли она российскому народу, или только преследует свои собственные корыстные интересы. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество

10.В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

И еще у нас слабые институты гражданского общества. Посмотрим на общественные организации. Прежде всего, нет реально действующих массовых профсоюзов ,а те что есть занимают позицию власти.. По-настоящему независимые от власти профсоюзы, активно отстаивающие интересы шахтеров, докеров, авиадиспетчеров, летного состава гражданской авиации возникли в начале 90-х годов. Однако стараниями власти им не дали превратиться в реальную силу. Нынешние их последователи малочисленны и не способны защищать интересы наемных работников какой-либо отрасли — их влияние распространяется на одно или несколько предприятий. влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества. Считаю, что ГО проходит стадию становления.

11.Считаю, что в настоящее время интернет является обьединящим началом для формирования гражданского общества. Пример волонтеры которые являются одной из наиболее значимых активных групп общества. Интернет апдекватного, учитывающего интересы всех сторон демократичного открыто гражданского общества. Поэтому формирование гражданского общества идет.

Я считаю. что гражданского общества в России нет .

Причинами отсутствия в чистом виде гражданского общества в России есть:

1.Значительная часть норм, прописанных, закрепленных Конституцией, действуют лишь формально.

2.Часть населения лишена возможности иметь работу или получать достойное вознаграждение за свой труд.

3.Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки и социального обеспечения

А любое правовое государство должно быть демократическим и социальным, стремящееся обеспечить каждому гражданину достойную жизнь.

Оно основано на главных принципах:

Учитель : так существует ли гражданское общество в России ?

Что вы отметили в таблицах? К какому выводу пришли?(2-3 ответа) Обратимся к высказыванию Б.Н.Чичерина

"В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" ) .Вы правильно сказали –когда мы вы давим из себя раба и лакея—вот тогда мы построим правовое государство и гражданское общество.

Рефлексия :1)какой вывод для тебя было более убедительным? 2) Как ты оцениваешь свое участие в дебатах—

Д/ з: ученики получают материалы тренировочных заданий ЕГЭ по данной теме ,эссе тема по выбору.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока: Гражданское общество в период индустриального развития

Развивающая: Способствовать развитию памяти, внимания, речи, образного мышления.

Воспитательная: Воспитывать патриотизм, гуманистические ценности, гражданственность.

Тип урока: комбинированный,

Оборудование: учебник

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Проверка д/з

3. Изучение нового материал

Гражданское общество - система самостоятельных, независимых от государства общественных институтов, инициатив, движений

Элементы гражданского общества

Партии, общественные организации, СМИ, религиозные объединения, семья, профсоюзы, союзы предпринимателей.

Что такое государство? Организация для управления обществом

Каковы признаки государства?законы, армия, правоохранительные органы, налоги

Метод классификации

Распределите: элементы гражданского общества и государства.

Законы 2. Партии 3.налоги 4. Территория 5.общественные организации 6. СМИ 7.армия 8 профсоюзы 9. Религиозные организации 10. Суд 11. Правоохранительные органы 12. Семья

13. союзы предпринимателей .

Гражданское общество

государство

1,3, 4, 7, 10,11

Взаимоотношения государства и гражданского общества

Заполнить схему на основе понятий: контролирует, управляет, создает, подчиняется

ГОСУДАРСТВО управляет создаёт

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА контролируют, влияют

Этапы развития гражданского общества

Работа с таблицей.

Этапы развития гражданского общества

-16-17вв – формирование предпосылок гражданского общества

- 17-19вв - в развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, которое противостоит государству

- 20-21вв – формирование гражданского общества и его развитие

Какой период истории мы рассматриваем?

Какое общество называется индустриальным? Постиндустриальным?

Главные черты развития гражданского общества в 1890-1960гг

Работа по вариантам по тексту учебника

1 вариант – индустриальное общество

2 вариант – постиндустриальное общество

В начале 20 века быстрыми темпами набирало силу общественное движение. Различные организации защищали права рабочих, женщин, боролись за мир. Возникали студенческие, молодёжные и объединяющие бывших фронтовиков сообщества. Первая половина 20 века стала временем развития гражданского общества.

гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Давайте познакомимся с основными чертами развития гражданского общества в первой половине 20 века.

Во-первых, это идеологизация частной и общественной жизни. Профсоюзы стали средством борьбы между политическими партиями и течениями.

Христианские профсоюзы, которые изначально создавались, чтобы затормозить подъем рабочего движения, попали под контроль консерваторов.

Во Франции, Испании, Италии и США возникло такое понятие как анархо-синдикализм. Здесь профсоюзы активно сотрудничали с анархистами. Развивалась идея самоуправления в борьбе за создание лучших условий жизни и расширение прав рабочих. Анархо-синдикалисты выступали за то, что все решения должны приниматься только коллективно.

Все крупные профсоюзы были под руководством социалистических и коммунистических партий.

После первой мировой войны организации бывших фронтовиков стали принимать сторону фашизма. Они были озлоблены и недовольны результатами войны. Часто случались нападения на социалистов и либералов. Либералы обратили своё внимание на женское движение. Идеи суфражисток и феминисток были схожи с либеральной теорией общественного договора.

Второй чертой развития гражданского общества стал конфликт между рабочими и капиталистами. Всю первую половину 20 века рабочий класс преобладал среди других социальных групп. Поэтому во всех крупных индустриальных государствах постоянно вспыхивали стачки и забастовки. Самой крупной забастовкой рабочих в истории Великобритании стала Всеобщая забастовка 1926 года. Она длилась в течение 10 дней, а участие в ней приняли более 5 миллионов человек.

Во Франции в 1936 году к власти пришёл Народный фронт, после чего началась забастовка, охватившая 2 миллиона рабочих. Они захватывали предприятия и требовали изменений в социальном положении. Таким образом, профсоюзное и рабочее движения сыграли немаловажную роль в создании государства благосостояния, появлении социальных гарантий.

Но с 1960-х годов начала падать популярность политических организаций и государственных органов. Сокращалась численность профсоюзов, люди все реже приходили на выборы. Теперь население крупных стран интересовали не политические партии и участие в их деятельности, а различные добровольные объединения.

Стали появляться новые организации. К 1990 году 82 % американцев, 53 % немцев и 39 % французов участвовали в деятельности хотя бы одной гражданской ассоциации. Деньги на благотворительность перечисляли 43 % французов, 44 % немцев и 73 % американцев.

Возникло такое понятие как организации третьего сектора.

Это добровольческие организации, которые не получали прибыль, действовали вне государства, были основаны на добровольные пожертвования, работали в них волонтёры. В 1977 году в США существовало 739 тысяч таких организаций.

Первыми на это отреагировали студенты. Поводом к началу их выступлений послужили попытки ограничить самоуправление в университетах.

Массовые выступления молодёжи показали, что граждане США и европейских стран готовы к новой роли. Они устали от бюрократии, постоянного вмешательства государства и партий в жизнь общества.

В 1970-е годы движение новых левых пошло на спад, но появилось множество других.

Экологическое движение.

В то же время в ФРГ появилась партия зелёных. Им удалось объединить представителей разных общественных движений, за счёт этого они получили места в парламенте.

Чем же это движение привлекает людей и почему оно является самым массовым в мире? Зелёные выступают против загрязнения окружающего мира. Указывают на опасность атомного, химического и биологического производства. Они стремятся к созданию демократического общества и сокращению военного бюджета.

Одной из их главных целей стала борьба за мирное сосуществование и уничтожение всех видов атомного и химического оружия.

В начале 1960-х годов все чаще стали появляться национальные движения. Это было связано с историческим прошлым многих государств, а также вызвано несовершенством их устройства.

В 1991 году начался распад Югославии. На её территории проживали сербы, хорваты, боснийцы, албанцы, словенцы и другие. В 1980-е годы началось националистическое движение сербов, которые хотели отделения и создания своего государства. Затем начались схожие движения среди других народов. В результате Югославия распалась на 6 государств.

В Боснии и Герцеговине проживали православные и мусульмане. Поэтому здесь к национальным различиям добавились и религиозные. В результате в 1992–1994 годах между ними велись военные действия, принёсшие множество жертв.

К мирному пути решения национального вопроса пришли в Чехословакии. Здесь путём референдума, обсуждения и подготовки всех необходимых документов были созданы Чешская Республика и Словацкая Республика.

До сих пор неразрешённым остаётся Ольстерский вопрос. Ольстер – это часть Ирландии, которая находится в составе Великобритании. Здесь возникла не только национальная проблема присоединения Ольстера к Ирландии, но и конфликт между католиками и протестантами.

Обновленчество в церкви.

В 1960-е годы необходимость перемен осознали и представители церкви. В 1962–1965 годах проходил Второй Ватиканский Вселенский собор католической церкви. В ходе него были приняты следующие решения:

отказ церкви от поддержки какой-либо политической системы;

признание законности частной и государственной собственности;

поддержка социальных прав трудящегося населения;

принятие решения об отмене инквизиции;

отказ от отлучений от церкви;

принятие решения о ликвидации индекса запрещённых книг;

отказ от обязательности латыни при ведении богослужений.

В 1978 году папой римским стал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел Второй.

В своих посланиях он:

призывал к преодолению бедности;

утверждению достоинств личности;

упрочению единства всех христиан;

признанию науки в достижении истины;

принёс извинения от имени церкви за действия инквизиции.

Таким образом, общественные движения стали следствием демократизации общества, утверждения прав граждан. С другой стороны, они стали результатом противоречий, возникших при переходе от индустриального общества к информационному.

Франци́ск, до избрания — Хо́рхе Ма́рио Берго́льо (исп.) род. 17 декабря 1936, Буэнос-Айрес, Аргентина), из семьи итальянских эмигрантов — 266-й папа римский. Избран 13 марта 2013 года.

* Стать папой римским может только неженатый мужчина старше 35 лет, имеющий сан кардинала и докторскую степень.

Закрепление и обобщение:

Первая половина 20 века стала временем развития гражданского общества, а во второй половине века оно окончательно утвердилось.

Возникали организации третьего сектора, которые создавались за счёт благотворительных пожертвований.

В государствах Европы и США возникли экологические и национальные движения.

После Второго Ватиканского Вселенского собора католической церкви началось обновленчество в церкви.

Цель: показать сущность и значимость гражданского общества.

образовательные: дать понятие гражданского общества как основного института политической системы; познакомить с его особенностями, признаками и функциями; выяснить взаимосвязь государства и гражданского общества;

развивающие: развивать критическое историческое мышление, формировать навыки работы с различными видами источников (учебник, раздаточный материал), умения находить, критически оценивать и систематизировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи, развивать коммуникативные навыки;

воспитательные: воспитывать правовую культуру учащихся, активную жизненную позицию, самостоятельность суждения.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: технология развития критического мышления, ИКТ.

  • словесный;
  • частично-поисковый;
  • наглядно-иллюстративный.
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

Задача: создание положительной мотивации, включение учащихся в деятельность.

Вопросы: О чем говорит ситуация? Что вы увидели? Какова реакция граждан на это событие?

После обсуждения задает проблемный вопрос: если государственные службы не способны решить проблемы, кто должен взять на себя ответственность?

Составьте таблицу № 1 и заполните первые две колонки.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Составляют и заполняют первые две колонки таблицы № 1 (Приложение 2)

Результаты: побуждение учащихся к активности. Организация деятельности обучающихся по постановке и принятию целей изучения темы урока.

Задача: изучить документы для выявления признаков и типов подсистем гражданского обществ; формировать умения: выделять главное, самостоятельно планировать работу, подводить итог.

1 группа – Признаки гражданского общества

2 группа – Функции гражданского общества

3 группа – Исторические типы гражданского общества

4 группа – Условия существования гражданского общества

Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.

Во время активного чтения (Приложение 4) по документу (Приложение 5) они используют маркировочные значки.

V знаю + новое знание

Результат: восприятие и усвоение полученной информации.

Задача: проверка усвоения материала

1 группа – Признаки гражданского общества

2 группа – Функции гражданского общества

3 группа – Исторические типы гражданского общества

Задача: сформулировать собственное определение понятия “гражданское общество”.

1. Прочесть внимательно определения и выделить особенности каждого определения.

2. Сформулировать свое определение понятию “Гражданское общество”, работая в группах.

Обеспечивает консультирование и координирование работы учащихся.

II. Возвращение к началу урока, мотивационной ситуации.

  1. Для чего нужны объединения людей?
  2. Существует ли в современной России гражданское общество?

Обращает учащихся к слайдовой презентации:

- Выбрать из списка объединения, относящиеся к гражданскому обществу

Возвращает учащихся к таблице № 1 для заполнения последней колонки.

III. Составить свою модель взаимодействия гражданского общества и государства

Учащиеся читают определения, ищут особенности

Составляют своё определение понятия “гражданское общество”.

Зачитывают свои определения.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выбирают из списка объединения (Приложение 6), относящиеся к гражданскому обществу.

Заполняют последнюю колонку таблицы № 1 (Приложение 2)

Составляют собственную модель

5. Домашнее задание

Задача: дать установку на отработку определенных умений. Творческие задания по группам.

1. Прочитать § 18 с.187-192;

2. Придумать проект своей собственной организации, которая может стать составной частью формирующегося гражданского общества России.

Результат: Определение степени соответствия целей, поставленных перед учениками, и достигнутых результатов. Выявление текущих затруднений ученика и класса. Создание психологически комфортной образовательной среды для дальнейшей мотивации ученика к успешной учебной деятельности.

Читайте также: