Грамотный читатель 4 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Программа предназначена для проведения занятий по факультативному курсу "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению". Основной задачей курса является формирование читательской самостоятельности у учащихся начальной школы

ВложениеРазмер
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_gramotnyy_chitatel._obuchenie_smyslovomu_chteniyu_4_kl.docx 33.43 КБ

Предварительный просмотр:

_____ /Зиборова И. А./

_____ /Гриценко О. Н./

_____ /Стахинюк Е. В./

Приказ №______ от

Рабочая программа педагога

Зиборовой Ирины Анатольевны, I КК

на 2020-2021 уч. год

Чтение как метапредметное учебное действие-основа успешной учебной деятельности. Её качество определяется тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. В качестве целей смыслового чтения называют максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление. Владение ребёнком смысловым чтением лежит в основе развития сначала его устной речи, а затем, как следующей ступени, речи письменной.

Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: техническую и смысловую. Хорошая техника чтения обуславливает быстрое и точное понимание смысла, а лёгкий в смысловом отношении текст читается быстро и без ошибок. Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть происходит зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Поэтому важно развивать технику чтения и речи, её интонационный строй.

Данный курс построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

На занятиях в 4 классе больше времени отводится самостоятельной работе с текстом произведения, беседы носят аналитико –синтетическую направленность, способствуя развитию мышления учащихся и формированию собственного отношения к прочитанному. Чтение занимает важное место на занятиях, все задания и упражнения направлены на формирование полноценного восприятия и усвоения главной мысли произведения. Постепенно вырабатывается алгоритм работы с произведением, осознаётся роль чтения, развивается личностная мотивация к чтению.

Виды и формы организации учебного процесса.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации занятий:

- уроки с элементами мультимедиа

- уроки с использованием интерактивных технологий обучения

В процессе обучения используется фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в технологии формирования правильного типа читательской деятельности.

Конспект урока литературного чтения, составленный для занятия с учащимся, имеющим задержку психического развития, обучающимся индивидуально.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Урок построен в технологии формирования правильного типа читательской деятельности.

На уроке также используются развивающие технологии коррекционного обучения: здоровьесберегающие технологии, информационные компьютерные технологии.

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умения анализировать переживания, внутреннее состояние автора читаемого произведения; определять цель написания произведения и его главную мысль.

Образовательные задачи:

обогащение знаний о поведении людей на войне;

формирование умения характеризовать героев по их поступкам, эмоциональному состоянию;

формирование умения находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально – смысловое содержание произведения;

развитие умения работать с текстом на всех трёх этапах.

Воспитательные задачи:

воспитывать патриотические качества личности; формировать чувство сопричастности к истории своей страны, гордости за свою Родину, народ;

воспитывать интерес к урокам литературного чтения;

воспитывать нравственные качества (уважение, чувство благодарности по отношению к людям, прошедшим войну).

Коррекционно-развивающие задачи:

Формирование (совершенствование) когнитивной деятельности: совершенствование мыслительной активности, воли, внимания.

воспитывать позитивное отношение к критике: корректировать отрицательные реакции на замечания (флегматичность, обидчивость);

устранять навыки некритичности, неустойчивости.

учить последовательности выражения мысли;

учить самостоятельно применять правила построения устной речи.

Формирование УУД

Познавательные:

уметь подбирать прилагательные к заданному существительному;

определять главную мысль текста, цель текста;

учить смысловому восприятию художественного текста, выделять существенную информацию из текста.

Предметные:

извлекать информацию из текста;

уметь расставлять сигналы в тексте: вопрос, ответ, зеркало, проверка;

отвечать на вопросы по тексту, находить в тексте нужный отрывок;

анализировать внутреннее состояние, переживания другого человека;

совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного чтения.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль собственной деятельности;

удерживать цель деятельности на уроке;

ориентироваться в расставленных сигналах;

учить самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные:

корректно строить высказывания при решении коммуникативных задач;

отвечать на поставленные вопросы полными предложениями;

научить формулировать собственное мнение и позицию, описывать собственные чувства и переживания;

адекватно понимать собеседника (автора).

Личностные:

понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств;

формирование познавательной мотивации и интереса к читательской деятельности;

уметь осуществлять самооценку успешности своей деятельности, сопоставлять её с оценкой учителем;

сформировать чувство сопричастности к истории своей страны, гордости за свою Родину, народ.

Структура урока

Этапы урока

Проверка домашнего задания

Постановка задач урока

Формирование нового знания об авторе

Работа с текстом

Строится в 3 этапа

Работа с текстом до чтения

Физкультминутка для органов зрения

Работа с текстом во время чтения

Физкультминутка на снятие общего утомления

Работа с текстом после чтения

Физкультминутка для мелкой моторики пальцев рук

Подведение итогов урока. Рефлексия

Информация о домашнем задании

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.

Рифмованное начало урока

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Проверил? Садись!

И с усердием трудись!

Постарайся все понять

И внимательно читать.

Настраивается на рабочую обстановку, готовится к учебной деятельности.

Регулятивные: навыки саморегуляции

Проверка домашнего задания

Проверяет подготовку домашнего задания

Задает учащемуся фрагмент и контролирует деятельность ученика.

Предлагает оценить успешность выполнения задания

Осуществляет самооценку, используя лесенку успеха.

Сопоставляет свою оценку с оценкой учителем.

Предметные: использует навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.

Личностные: умеет выполнять самооценку и сопоставлять с оценкой учителя, умеет признавать свои ошибки

Постановка задач урока

-Сегодня мы будем читать новый рассказ, а какой – ты узнаешь чуть позже.

Регулятивные: воспринимает слова учителя

Краткая биографическая справка об авторе

Показывает портрет писателя (слайд 1)

Задает вопросы по прочитанному.

Читает сведения о писателе в учебнике.

Отвечает на вопросы, пользуясь текстом учебника.

Познавательные: формирование нового знания об А.Т.Твардовском.

Работа с текстом до чтения

Коррекционно-развивающая работа по развитию внимания

-Прочитай название текста.

-Предположи, о каком времени пойдет речь в произведении?

-Какое слово помогло тебе ответить на этот вопрос?

-Внимательно рассмотри картинку. Учащемуся предлагается по памяти подробно описать картинку.

-Какими синонимами можно заменить это слово?

-Какие прилагательные ты бы поставил рядом с этим словом? Война: какая она?

-Что ты знаешь о Великой Отечественной Войне?

-Как ты думаешь, о чем может быть это произведение? О чем может рассказать нам танкист? (слайд 4)

-Ты хочешь проверить свои предположения и узнать, о чем же рассказывает в произведении танкист?

+О военном времени.

Высказывается на заданную тему.

(Тревога, беспокойство, печаль, ужас, страх)

Работает со слайдом 3 презентации к уроку.

+Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач…

Подбирает имена прилагательные (жестокая, беспощадная, голодная, разрушительная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская и т.п.)

+Она началась в 1941 году 22 июня.

Высказывается на заданную тему.

Коммуникативные: грамотно строит речь при оформлении своих мыслей и чувств в устной форме.

Регулятивные: воспринимает задание учителя

Физкультминутка для органов зрения

Подготовь глазки к активной работе.

Упражнение для глаз

Выполняется сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

- глаза вправо - вверх.

- глаза влево - вверх.

- глаза вправо - вниз, глаза влево - вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. От­дых 10-15 сек.

Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.

Выполняет предложенный комплекс упражнений.

Работа с текстом во время чтения

(Диалог с автором, вычитывание подтекста)

Включает электронный ресурс

- звуковая презентация. (приложение 1)

Выявление совпадений первоначальных предположений с содержанием прочитанного текста.

-Насколько близки оказались твои предположения?

Эмоциональный отклик на прочитанное:

-Оцени своё настроение.

3. Перечитывание текста

Задание перед чтением

-По ходу чтения расставь в тексте сигналы: В – вопрос, О – ответ, З – зеркало, П – проверка.

-В каком месте при чтении текста ты заглянул в волшебное зеркало (пофантазировал)?

-Где тебе удалось проверить свои предположения и фантазии?

4. Беседа по содержанию текста

-Какие чувства, мысли и настроение вызвало у тебя стихотворение?

- Кто из героев привлек тебя? Кто тебе больше понравился в этом произведении? К кому ты испытываешь чувство симпатии?

-Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой.

-Как ты думаешь, зачем (с какой целью, почему) автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?

Найди в тексте четверостишия, соответствующие иллюстрациям и подписям на слайдах 6-11.

По ходу чтения учеником фрагментов учитель прерывает его и комментирует фразы и слова: нынче, спросонку, бедовый, главарь, примостился, вмяли в чернозем. (демонстрирует слайды к отдельным фрагментам текста)

Рассматривает картинки презентации, слушает стихотворение.

Использует кружки трёх цветов, выбирает один: зелёный – так и думал, жёлтый – не совсем близко, красный – далёк от истины.

Выбирает смайлик настроения (эмоции).

Вспоминает, о каких сигналах идёт речь (работа со слайдом 5 )

Читает текст про себя и расставляет сигналы.

+ Чувство страха, гордости, интереса, опасности.

+Он совершил героический поступок.

+ Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.

Рассматривает слайд, находит нужный отрывок, зачитывает отрывок.

Познавательные: формирование нового знания.

Регулятивные: удерживает цель учебной деятельности.

осуществляет самооценку.

Предметные: умеет расставлять сигналы в тексте: вопрос, ответ, зеркало, проверка.

Регулятивные: ориентируется в собственных сигналах.

Коммуникативные:

корректно вести диалог с учителем.

Личностные: определяет и озвучивает свои чувства, мысли, настроение, отношение к героям произведения.

Коммуникативные: грамотно строит высказывания для описания собственных эмоций.

Предметные: умеет находить нужный отрывок в произведении.

Регулятивные: воспринимает комментарии учителя.

Физкультминутка на снятие общего утомления

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь:

Раз, два. Три. Четыре.

Три. Четыре, раз. Два.

Я хожу с осанкой гордой.

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

Раз. Два. Три. Четыре,

Три. Четыре, раз, два.

Я могу и поклониться.

И присесть, и наклониться,

Повернись туда – сюда!

Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре

Три, четыре, раз, два.

Выполнянт следующие движения:

(Ходьба на месте, руки за спину.)

(Наклон вперед.)

(Наклон назад, выпрямиться.)

(Повороты туловища.)

(Наклон вперед и выпрямиться.)

(Повороты туловища.)

(Наклон вперед и выпрямиться.)

(Ходьба на месте, руки за спину.)

(Повороты туловища.)

(Ходьба на месте, руки за спину.)

(Поклон и выпрямиться.)

(Присед, наклон вперед.)

(Повороты туловища направо –налево.)

(Наклон вперед и выпрямиться.)

(Повороты туловища.)

Работа с текстом после чтения

(Понимание авторского смысла)

1. Анализ внутреннего состояния автора.

-Как ты думаешь, как автор относится к своему герою? Зачитай.

- Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственны смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам. Что испытывал танкист во время боя? Докажи словами из текста. Какой будет интонация?

-Какие чувства испытывал мальчик?

- Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажи словами из текста.

2. Работа над выразительным чтением

- В стихотворении несколько раз встречаются многоточия. Они обозначают паузу, которая может быть вызвана какой-то мыслью или переживанием. Давай перечитаем эти строки и объясним, почему они поставлены (пер. – воспоминания о встрече, вт.-внутреннее состояние мальчика: запыхался, волнуется, посл. – переживает воспоминания: восхищается ребенком, звучит благодарность )

-Прочитай четверостишие из произведения. Расставь паузы и логическое ударение.

- Какие литературные приемы использует Твардовский?

- Почему поэт начинает и заканчивает стихотворение одними словами?

- Какой прием использован для того, чтобы выразительней описать предметы?

- Найди приемы сравнения.

-Найди в тексте рифмующиеся слова.

Выразительное чтение стихотворения учащимся

3. Концептуальная беседа по тексту.

-Рассмотри портрет писателя.

-Представь, что автор изображён во время работы над этим произведением.

-Какое у него выражение лица?

-Как ты считаешь, о чём он думает, размышляет?

-В каких словах заключена главная мысль стихотворения?

-За что героям стихотворения можно сказать спасибо?

- С какой целью автор его написал? Какова главная мысль?

-Нельзя забыть подвиг солдата, нельзя забыть трудовой героизм тружеников тыла, но также незабываемо и трудное военное детство детей войны. Украденное войной детство…

-Произведения А.Т.Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом.

+ С уважением, гордостью, мальчик ему нравится.

+ Трудность – прорывались, удовлетворение – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – дети не должны воевать.

+ Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения. Боялся, что враг может сменить свое место расположения.

+ Трудолюбивый - не считает за труд, носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей.

Нежадный, щедрый – сливы сует.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал, где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Я – ЧИТАТЕЛЬ. Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека

– настроить на вдумчивое, внимательное чтение, перечитывание любимых книг;

– получить информацию о литературных вкусах детей, о том, что они любят читать;

– дать установку на изучение, может быть, даже систематизацию своей библиотеки, обмен книгами для чтения и обсуждения с друзьями, приобретение книг.

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Шелест книжных страниц

Нам сопутствует в жизни повсюду,

От бурлящих столиц

До посёлка у тихой запруды,

От горячих низин

До просторов Полярного круга,

От кудрей до седин

Книга – нет у нас лучшего друга.

Мы находим твой след

Даже там, где его и не ищем,

Ты, как солнечный свет,

Проникаешь в любое жилище.

– С чем поэтесса сравнивает книгу, как её называет? (С солнечным

светом, с другом.)

– Откроем учебник на с. 54, прочитаем слова Фрэнсиса Бэкона о книгах.

Материал о Фрэнсисе Бэконе для учителя.

Ф. Бэкон (1561–1626) – известный английский философ и писатель. Он считал, что цель науки – увеличение власти человека над природой, что необходимо очистить науку от предубеждений и заблуждений. Научный метод должен основываться на опытах, экспериментах и обработке их результатов.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

Ι I . Открытие новых знаний.

Работа в учебнике.

Задание 77 .

После заполнения анкеты целесообразно организовать её обсуждение, предложив детям рассказать более подробно о своей первой книге (как она выглядела, какое впечатление произвела); о своей любимой книге, о героях, среди которых ребёнок хотел бы жить (почему он выбрал этих героев, в каких приключениях он хотел бы участвовать). Важно также обратить внимание детей на те книги, которые они хотели бы перечитывать (почему они указали именно эти книги, что в них особенно интересно, привлекательно).

Это обсуждение можно провести в виде игры-презентации (представления) книг. Каждая команда может представить свои любимые книги, а жюри оценит занимательность и точность рассказов о них.

Если дети принесут на этот урок любимые книги из домашней библиотеки, чтобы не только рассказать, но и показать их, то эта игра-обсуждение будет более интересной.

В Германии с XVI века, а в России с XVIII века появились гравированные экслибрисы, таким образом, знаки владельцев книг стали ставиться с помощью специальной печати. Некоторые такие знаки настолько оригинальны и красивы, что могут считаться образцами графического искусства.

В учебнике на с. 55 представлены образцы экслибрисов.

Название каждой книги в библиотеке обычно пишется на отдельной карточке, на которой указывается также адрес (шкаф, номер полки), где можно найти эту книгу. Во многих библиотеках есть электронные каталоги, записанные не на карточках, а в памяти компьютера. Без каталога найти нужную книгу было бы практически невозможно.

После окончания работы с анкетой желательно организовать её обсуждение: попросить детей рассказать о книголюбах, с которыми они знакомы; о своей библиотеке; о том, какие книги им хотелось бы собирать и почему. Важно также обсудить вопрос: может ли ребёнок сам найти нужную ему книгу в домашней библиотеке? Ответ на этот вопрос, возможно, приведёт ученика к выводу о необходимости упорядочить свою библиотеку, поставить книги в алфавитном или другом порядке, а может быть, сделать картотеку.

После урока можно показать детям каталог школьной библиотеки, дать задание найти какую-нибудь книгу по названию или по теме.

Полученный материал может быть использован в других разделах курса, например, по темам: рассказ, описание (описание внешнего вида любимой книги), вежливая оценка (составление отзыва) и др.

Кроме того, этот материал очень полезен в работе с родителями. Если у ребёнка нет любимых книг, домашней библиотеки, желания читать, это серьёзный сигнал для родителей – пора сделать всё возможное, чтобы ребёнок стал активным читателем.

Слова подобраны на тему: библиотека, чтение.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III . Развитие умений. Применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Как важен точный адрес.

У тебя, конечно, есть свои книги. И, наверное, бывало не раз: понадобилась какая-нибудь книга, а где она лежит – неизвестно. Начнёшь искать, перероешь весь шкаф и наконец найдёшь на самой последней полке.

А в Ленинской библиотеке на каждой полке больше книг, чем дома

у любого из нас. И чтобы перебрать все книги по одной, нужно потратить много лет.

А ведь каждый день в Ленинскую библиотеку приходят шесть-семь

тысяч читателей. Всем им нужны разные книги, и не одна, а несколько.

– Подождите годик-другой. Может быть, к тому времени вашу книгу и удастся разыскать.

Но такого случая быть не может. Какая бы книга тебе ни понадобилась, её найдут либо сразу, либо не позже, чем через три часа.

Это возможно только потому, что в библиотеке заведён строгий порядок и каждая из двадцати одного миллиона книг имеет свой постоянный точный адрес – ШИФР.

Улица – это этаж или отделение основного хранилища. Номер дома – это номер шкафа, в котором книга стоит. Номер квартиры – её постоянное место.

Зная точный адрес книги, нетрудно найти и её саму. Библиотекари

быстро разыщут эту книгу среди миллионов её подруг.

Первый и последний абзацы – это сильные позиции текста, по ним

можно предсказать, о чём написан рассказ. Это важно при ознакомительном чтении.

Комарову, любознательному и живому мальчику четырёх лет, надоели бесконечные замечания воспитателя детского сада. Он решил убежать на свободу. По дороге он сделал много замечательных открытий – увидел и потрогал незнакомые ему растения, цветы, насекомых, бабочек, поиграл с водой ручья, послушал пение птиц. Конечно, его стали искать. Воспитатели нашли его и вернули в группу. Так закончились приключения Комарова.

По заголовку статьи часто можно предсказать её содержание. Это очень важно, так как позволяет определить, нужно ли тратить время на её чтение.

Возможное содержание статей.

книголюбах, их экслибрисах и библиотеках.

2. Описывается судьба удивительного клоуна, его цирковые номера, гастроли, приводятся отзывы коллег о нём.

3. Сообщается о спектаклях городских театров, о новых постановках, участии в них известных и молодых артистов, о необычных находках режиссёров, театральных художников.

4. Сообщается о новом мировом рекорде в каком-либо виде спорта или в космосе, авиации и т.д.

5. Рассказывается о необычной школе для творчески одарённых детей, или о новых учебниках, учебных видеофильмах, компьютерных программах, или о новых учебных заведениях для студентов.

6. Описывается необыкновенное достижение в области науки, культуры, спорта, экономики и т.д.

– По каким заголовкам можно более или менее точно предсказать содержание статей? (1, 2, 3, 4.)

Материал для учителя о Стругацких.

Аркадий и Борис Стругацкие – известные писатели-фантасты, наши

В первом абзаце пойдёт речь о нескольких любимых книгах автора

статьи. Во втором абзаце Аркадий Стругацкий называет героев книг, с которыми ему хотелось бы пожить и поработать.

Книга будущего, наверное, будет яркой, красочной, умной. Может быть, она будет написана не на бумаге. Сейчас уже созданы различные справочники, учебники и т.д., которые можно просматривать на компьютере. Мы можем, как бы листая их, разыскать нужную нам информацию. В газете напечатали статью о первом романе, который человек читает и одновременно конструирует на компьютере. По ходу романа компьютер предлагает читателю вопросы о дальнейшем развитии сюжета, читатель отвечает на них, и таким образом происходит развитие действия. Всего таких разных вариантов сюжета в романе предусмотрено 9.

Резервный материал.

Об умных и весёлых людях.

Сейчас многих ребят увлекает телевизор. И часто они откладывают интересную книгу, чтобы смотреть очередную передачу. Меня телевизор совсем не увлекает. Книги – другое дело, без книг я не прожил бы и неделю.

Как будет выглядеть книга будущего? Очень надеюсь, что в ближайшем будущем книга останется такой же, как сейчас: может быть, более прочной, разумеется, на очень хорошей бумаге.

– Наверное, ты спросишь, какие каталоги есть в библиотеке. Если тебе известен автор книги, то лучше искать её в алфавитном каталоге (по первой букве фамилии автора), а если нет – то в тематическом.

Резервный материал.

– Послушайте внимательно, как бы вы назвали автора этих строк?

Если вам удалось найти какие-либо действительно редкие издания,

у вас не может не появиться желания показать их и рассказать о них другим.

Показывайте собранные вами сокровища, как бы скромны они ни были.

Не стесняйтесь, хвастайтесь книгами. Это – единственное нужное и полезное хвастовство. Не ищите какой-то особой и непременно печатной трибуны для рассказов о найденных вами книгах. Вас с великой охотой выслушают на любой читательской конференции, где угодно.

Для этого только узнайте сами о своих книгах всё, что можете узнать, начиная с их содержания и кончая всеми подробностями их появления на свет.

(Автора этих строк можно было бы назвать книголюбом, исследователем книг – библиофилом.)

греческого языка в XV веке.

Однокоренные слова: библия, библиотечный, библиотекарь, библиофил.

Резервный материал.

– Великий писатель и насмешник Марк Твен хотел заставить читателей приостановиться, вчитаться в смысл, обдумать прочитанное. Поэтому в одно своё произведение он включил следующий отрывок.

– Постарайтесь уловить бессмыслицу в этом описании. Какое слово вам непонятно?

Свежее, живительное утро в начале октября. Сирень и золотой дождь, озарённые победными кострами осени, сплетаясь, плыли над землёй, словно волшебный мост, возведённый доброй природой для обитающих на верхушках деревьев бескрылых созданий, дабы они могли общаться друг с другом. Лиственницы и гранаты разливали по лесным склонам искромётные потоки пурпурного и жёлтого пламени. Дурманящий аромат бесчисленных эфемерных цветов насыщал дремотный воздух. Высоко в ясной синеве один-единственный эузофагус застыл на неподвижных крыльях. Всюду

царила тишина, безмятежность, мир божий.

Эузофагус – это латинское название желудка, а в тексте встречаются явные нелепицы, например, сирень и золотой дождь одновременно, осенью; мост, возведённый . для обитающих на верхушках деревьев бескрылых созданий .

Резервный материал (см. ниже).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ι V . Итог урока.

– Что помогает вас почувствовать себя хорошим читателем?

V . Домашнее задание.

В классе обсуждаются количественные данные о скорости чтения. Сама по себе скорость чтения не говорит о вдумчивости, глубине понимания книги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научиться читать и воспринимать пейзажную лирику.

Задачи: содействовать формированию УУД:

1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям, воспитанию любви к Родине.

2. Регулятивных: учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.

3. Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление), работать с информацией, формировать исследовательские умения.

4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в парах и группах, коллективно.

Тип урока: решение частных задач.

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска.

Орг.момент. Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

2. Актуализация знаний .

Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте, посмотрите и ответьте на вопрос :

-Почему эти картинки объединены?

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о России, о Родине)

-Что мы можем узнать о Родине?

3. Постановка целей и задач урока

- А что значит Родина?

- Ребята, а что вы зовете Родиной?

- Как красиво вы рассказали, что вы зовете Родиной: это наша страна, наш край (т. е. область, район, село). Как называется страна, в которой мы живем? область? район? село?

4. Работа по теме урока.

1) Восстановление из деформированных слов пословиц о Родине.

-Сегодня мы работаем в группах, их четыре. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Мы сейчас займемся восстановлением из деформированных слов пословиц о родине и представитель от каждой группы попробует объяснить их смысл.

(Работают четыре группы учащихся по 2 человека. Тянут номера жетонов 1, 2, 3, 4.

1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без Родины – что соловей без песни)

2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)

3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона мать, а чужая мачеха)

4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)

Пословицы зачитываются представителями от каждой группы, объясняется их смысл.)

- Что объединяет эти пословицы? (Они все о Родине)

-Как сказать по-другому о Родине? (Отечество, отчизна, Родина-мать)- Послушайте высказывание К.Д. Ушинского о Родине, которое подготовили ребята первой группы: (“Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, она прикроет наши кости”)

2) Знакомство учащихся с русскими поэтами XIX века

(Вторая группа) Справка о И.С.Никитине. Иван Саввич Никитин родился в 1824 году в Воронеже. Отец его мечтал, чтобы сын стал врачом. Но учиться мальчику пришлось недолго. Отец разорился. Юноше пришлось работать, чтобы поддержать родных. Он урывками читал и пробовал писать стихи. Русь – это первое его стихотворение. Оно сделало поэта известным.

(Третья группа) Справка о Сурикове. Иван Захарович Суриков родился в семье крестьянина в ярославской губернии. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец забрал его с матерью в Москву. Отец занимался торговлей и мечтал из сына сделать торговца. Днем мальчик работал в лавке, а вечером много читал, сам сочинял стихи, мечтал стать поэтом. Постепенно его стихи стали печатать в журналах. Так к нему пришла известность.

(Четвертая группа) Справка о Дрожжине. Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне на Волге. Учился он всего два года, но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями.

5. Закрепление.

Самостоятельная работа групп.

Первая группа … до “гляну к северу…”

Вторая группа … до “у тебя ли нет…”

Третья группа … до “и теперь среди…”

Четвертая группа … до конца.

(Выбор словосочетаний учащимися. На доске составляется схема)


- Какова главная мысль стихотворения Никитина “Русь”?(Уж и есть за что , Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью. Стать за честь твою
Против недруга, За тебя в нужде Сложишь голову!)

А сейчас мы с вами станем маленькими исследователями. Мы будем наблюдать, сравнивать, объяснять, делать выводы.

(Представители от групп тянут жетоны с заданиями)

1. Стихотворение Никитина И.С. “Утро”. Зачитать отрывок, где поэт описывает восход солнца. Словесное рисование картины.

2. Стихотворение Сурикова И. З. “Детство”. Зачитать отрывок, где поэт описывает катание с горы. Словесное рисование картины.

3. Стихотворение Дрожжина С. Д. “Привет”. Зачитать, чем и кем восхищался поэт. Словесное рисование картины.

4. Стихотворение Дрожжина С. Д. “Зимний день”. Прочитать описание зимнего пейзажа. Словесные зарисовки.

- Какова главная мысль прослушанных произведений? (Любовь к Родине, к родной природе)

- Какими словосочетаниями могли бы дополнить схему “Родина”? (Моя деревня, мой дом родной, Божий храм белеет…)

7. Подведение итогов урока.

- А сейчас сыграем в игру «Что отдашь Земле родной?

- У каждого из вас на парте лепесток ромашки. Написать на нем ответ на вопрос «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?.

(дети пишут, что сделают для Родины, когда вырастут, например: посажу дерево, буду строить новые дома… После окончания работы лепестки собрать в цветок)

- Чего не хватает в нашей ромашке?

- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?

- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

8. Рефлексия

- У меня в руках клубок ниток желтого цвета. Сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадется вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание (нить возвращается учителю)

- Что сделала с нами нить? Как вы думаете, хорошо это?

- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна

Читайте также: