Государство на берегах нила 5 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Государство на берегах Нила. Древний Египет. Учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 72 г. Красноярск Каравайская Екатерина Георгиевна 29 ноября 2015 г. Повторение пройденного

Что такое хронология?

Хронология – наука о времени

Какое летоисчисление было у римлян и египтян?

Древние римляне вели отсчёт от основания Рима

в 753 г. до н.э. Древние египтяне, начинали отсчёт

лет заново каждый раз с правлением нового фараона

Расшифруйте значение словосочетания

Время от рождения Христа до наших дней – наша эра.

Время до рождения Христа – до нашей эры

100-й год до нашей эры.

Первое упоминание в летописи о Москве относится

год. Подсчитайте, сколько лет исполнилось Москве

в 1997 году.

В 1997 году Москве исполнилось 800 лет

Задание на вычисление

Какой год был раньше и на сколько раньше –

65 год до нашей эры или 40 год нашей эры.

65 год до н.э. был раньше на 105 лет

В 1985 году были найдены останки двух захоронений,

которые пролежали в земле 784 года – первое

и 920 лет – второе. Какое из них было сделано

раньше и на сколько раньше?

Второе захоронение было сделано раньше на 136 лет

  • От первобытности к цивилизации
  • Страна Египет
  • Разливы Нила
  • Объединение Египта

Появления неравенства в обществе

Земледелие –

главное занятие

государства более

Цивилизация

Не все в одинаковой мере пользовались результатами хозяйственных достижений

высокий урожай

Успехи в хозяйственной деятельности

Объединения

людей связанных

общей культурой,

языком, традициями

Переход от первобытности

к цивилизации

Первобытное общество не могло больше существовать

Переход от первобытности к цивилизации

Главное условие перехода от первобытности к

Цивилизации – появление более 5.000 лет назад

государства.

ГОСУДАРСТВО – политическая организация

общества, распространяющая свою власть

на страну и населения с помощью особого

аппарата управления.

Обстоятельства возникновения государства

Возникновения государства обусловлено необходимостью в управлении обществом, а также успехами в хозяйственной деятельности.

Первые государства стали возникать на территории Африки, Южной и Восточной Азии.

Но, одним из первых древневосточных государств было государство на берегах Нила – Древний Египет

Нил – главная водная артерия Египта

Истоки Нила находятся в Центральной Африке. Каждый год в июле начинался разлив Нила. После разлива на полях оставалась влага, и плодородный ил. Следовательно, почва в долине реки мягкая, жирная и пригодная для земледелия.

Мог ли Египет не стать единым государством? Объединения Египта

Данная разработка предназначена для учебника А.А.. Вигасина, Г.И. Годера , И.С. Свенцицкой. Она поможет познакомить учащихся с появлением первой цивилизации - Древним Египтом. Используются различные виды работы



Целевая аудитория: для 5 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

1. Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.

2. Цель урока.

3. Изучение новой темы.

    От первобытности к цивилизации.
  1. Страна Египет.
  2. Разливы Нила.
  3. Объединение Египта.

4. Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.

Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.

А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.

– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?

На слайде ученики читают определение:

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

5. – Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!

Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе), а каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист.

Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей – символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.

Ваша первая задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Для этого вы должны прослушать небольшую лекцию (диск), прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).

  • Ответы учащихся.
  • Заполнение таблицы.
  • Работа по карте.

Слайд-вывод: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

6. Работа с историческим документом.

Диодор Сицилийский (греческий историк). Историческая библиотека.

П. 36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лето еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет.

– О каком явлении идёт речь?

– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни. Диск – “Хвалебные песни Нилу”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Государство на берегах Нила.docx

Лавренкова Елена Викторовна

учитель истории и обществознания

Цели: дать представление о местоположении Египта на карте мира и особенностях природных и климатических условий, процессе образования единого государства в Древнем Египте; объяснить значение понятий цивилизация, речные пороги, оазис, рельеф, фараон, столица.

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Методы работы : Коллективная, групповая.

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные : умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Образовательная среда урока:

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Учитель: представьте, что вы заблудились в лесу, связь со взрослыми потеряна. В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи? (Подвести к пониманию, что это – река). Что же такое река для человека?

Вывод: Река – это важнейшее условие для выживания.

Учитель: Река это еще место человеческих созерцаний и откровений. Вспомните те переживания, которые вы испытывали, всматриваясь в ее покой и глубину. (дети вспоминают).

Учитель (на фоне записи шума воды): Речной характер склонен из величавого движения переходить к веселью пробивающихся глубинных потоков, рождающих бурные переливы и мощь все сметающих паводков. Река так похожа на человеческую жизнь, а в переживании непрерывности прошлого и настоящего и будущего она, как человек, имеет свою судьбу. Две судьбы открылись, созерцая друг друга, – судьба реки и судьба человека. Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль сыграла река в истории одного из древнейших государств

Тема Записывается на доске и в тетради учеников.

Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …

В результате совместных действий на доске записывается план урока.

План урока

Страна Египет. Разливы Нила

Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала?

III . Первичное усвоение новых знаний.

Страна Египет. Разливы Нила

-- Прочитайте вступительную статью на с. 34 учебника. Назовите какие изменения в жизни наших предков произошли?

Учитель. Примерно 5 тыс. лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. С одним из них мы сегодня начнем знакомиться. Это государство возникшее на берегах реки Нил.

Для того, что бы нам было удобно работать, мы распределимся на группы.

Участники групп получают раздаточный материал для организации своей работы.

После подготовки по двум первым вопросам группы делают мини-доклад.

Беседа по прочитанному материалу .

Что называется цивилизацией?

Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

речные пороги

оазис

рельеф

Работа с историческим источником (желателен раздаточный материал - это возможно, если вырезать работу и размножить ее на копировальной технике).

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека (Приложение №4)

Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте

- Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)

Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)

Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)

Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)

Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)

О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)

Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)

Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)

Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)

Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)

Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтянемогли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)

Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)

Учитель. А сейчас вы должны слушая рассказ третьей группы составить план. То есть, выделить главные мысли. Задание выполнить в тетради.

Проверка задания.

40 государств вели войны.

Выделение Южного и Северного царств.

Победа Южного царства и создание единого государства.

3 000 лет до н.э.

Повелители Египта –фараоны.

Фараон, столица

Физминутка 2 минуты: упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями - "веселые человечки". На карточках, которые показывает учитель или на слайде презентации, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения).

IV . Закрепление изученного материала.

Выполнение теста (Приложение №5) .

Самостоятельная работа с самопроверкой. А сейчас я предлагаю вам открыть свои рабочие тетради и выполнить по выбору задания № 22 или №23. Работа учащихся с использованием рабочей тетради. Стр. 19-20, Задания № 22 и № 23 (по выбору).

V . Подведение итогов урока.

Выставление оценок с учетом работы в группах.

Домашнее задание.

1 уровень: Прочитать§ 6, вопросы 1-4

2 уровень: Задание в рабочей тетради № 25 и 26.

3 уровень: подготовить презентацию о пирамидах и фараонах.

Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира.- М.. 1988.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987.

Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира 5 класс. – М.,2013.

Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. – М., 1986.

Приложение №1

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения.

Открой учебник на странице 32-33. Внимательно прочитайте материал на с.32 и пункт 1 на с.33.

Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.

Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней те области и географические понятия , о которых идёт речь в тексте учебника.

Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.

Приложение №2

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения.

Открой учебник на странице 33-34. Внимательно прочитайте материал пункта 2 .

Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней реку Нил и основные районы земледелия.

Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при заполнении таблицы.

На основании изученного материала заполните таблицу.

Благоприятные условия для развития сельского хозяйства

Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства.

Приложение №3

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения.

Открой учебник на странице 34-35. Внимательно прочитайте материал пункта 3 .

Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.

Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.

Приложение №4

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31… .Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий – 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.

32… .Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота… Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Читайте также: