Государство как политический институт конспект

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_obshchestvoznaniyu_gosudarstvo_kak_politicheskiy_institut.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 11 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель истории – Фролова Татьяна Владимировна

Школа – ГБОУ СОШ №119 г. Санкт-Петербург

Цель : Формирование представления о государстве, как политическом институте общества, его функциях, признаках

  1. Актуализировать знания по теме политика и власть.
  2. Сформировать представление о теориях происхождения государства, основных признаках государства, как политического института общества.
  3. Определить основные функции государства
  1. развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать
  2. развивать умение выделять главное
  1. Воспитывать положительное отношение к своей стране.
  2. воспитывать чувство ответственности перед своим государством .
  3. формировать интеллектуально развитую личность с целостным представлением о государстве

Тип урока – комбинированный

Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Методы обучения – беседа, опрос, использование мультимедийной презентации.

Межпредметные связи: право, история.

Дидактическое оснащение и оборудование:

1. Мультимедийная установка: компьютер, мультимедийный проектор, экран

2. Мультимедийная презентация

3. Раздаточный материал: карточки с заданиями и таблицами.

Подготовка к учебному занятию

  1. Подготовить оборудование и оснащение к уроку.
  2. Спланировать и организовать познавательную деятельность учеников на занятии и во внеаудиторное время.

Хронологическая карта учебного занятия – 45 мин.

Этапы и содержание занятия

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

2. Актуализация темы

3.Организация усвоения нового учебного материала

5. Закрепление материала.

6. Организация домашнего задания.

I. Организационный момент.

ПР: Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть, присаживайтесь. Староста назовите отсутствующих.

СТ: Сегодня отсутствуют….. (Преподаватель отмечает в журнале отсутствующих учеников)

III. Проверка домашнего задания.

1. Что такое политика?

2. Каковы функции политики?

3. Что такое власть?

4. Кто является субъектом политики?

5. Какие виды власти вы знаете?

6. Раскройте, пожалуйста, понятие политическая власть и расскажите ее признаки.

ПР: Молодцы. Теперь мы можем с вами перейти к изучению новой темы.

II. Актуализация темы.

ПР: Спасибо, присаживайся. Урок – это 2700 секунд и предлагаю вам использовать каждую секунду с пользой. Тема нашего занятия: Государство как политический институт. Давайте запишем тему в тетрадях.

VI. Организация усвоения нового материала.

ПР: Сегодня мы с вами будем придерживаться следующего плана:

Мы рассмотрим: 1. Понятие государства

2. Теории происхождение государства.

3. Основные признаки.

4. Функции государства. Запишите его в тетрадях.

И в конце занятия мы постараемся ответить на следующие вопросы:

1. Сумеет ли человечество в будущем обходится без государства,

2. Существует ли идеальное государство

Все вы знаете, что каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все жители нашей страны независимо от социального статуса и национальной принадлежности являются гражданами своего государства. Что же такое государство, каковы его признаки и функции, что такое суверенитет? Об этом сегодня и пойдет речь.

В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Итак, давайте запишем в тетради: Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех граждан, обладающий суверенитетом.

ПР: Рассмотрим основные теории происхождения государства.

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

ПР: Первая теория – теологическая теория. Записываем в тетради.

Ученик выходит к доске и рассказывает про теории.

Название каждой теории записывается в тетрадь, а также краткая ее характеристика.

ПР: Спасибо за ваши ответы. Итак, продолжим. Государство как политический институт обладает рядом специфических признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций. Давайте попытаемся вместе подумать какие признаки могут быть.

Преподаватель вместе со студентами обсуждает какие признаки существуют.

ПР: Первый признак это?

1) наличие территории и границ

(Территория – естественное условие и необходимая предпосылка возникновения и существования государства: именно на этом географическом пространстве действуют законы и распоряжения государственной власти. осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.)

2) публичная власть;

государство осуществляет управление обществом через систему

публичной власти, Она осуществляется профессиональными управленцами, которые действуют от имени государства и при необходимости используют силу принуждения , состоящим из силовых

структур (армия, полиция, спецслужбы). Публичная власть находит свое материальное выражение в государственном аппарате – совокупности государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть, задачи и функции государства.

3) право это совокупность общеобязательных правил установленных и охраняемых государством, с целью регулирования общественных отношений. ; каждое государство характеризуется конкретными нормами права, которые закрепляют существующую власть и обязанности граждан. Без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом

2.) государство формируется и функционирует на основе целостного объединения людей, населяющих данную территорию. Таким образом, население – это признак государства, который определяет принадлежность составляющих его людей к данному сообществу. В качестве формального закрепления устойчивой политико-правовой связи человека и государства выступает гражданство

5.) налоги. Это также обязательный атрибут государства, так как только государство может облагать налогами население. Налоги необходимы государству для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата, для обеспечения обороны страны, для осуществления общественных работ и социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.

6) суверенитет является ключевым фактором, определяющим самостоятельный статус государства.

Выделяют 2 аспекта суверенитета

– внутренний (верховенство власти данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны);

– внешний (независимость государства в отношениях с другими государствами).

ПР: Главное значение государства как политического института состоит в регулировании и гармонизации общественных отношений, в устранении возникающих конфликтов и угрожающих населению опасностей. В связи с этим важно четко структурировать функции государства, т.е. основные направления деятельности государственной власти по решению стоящих перед ней задач.

По сферам деятельности государства функции подразделяются на внутренние, которые заключаются в осуществлении задач внутри страны и внешние, которые связаны с деятельностью государства на международной арене.

Сейчас вы поработаете самостоятельно. Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с текстом и таблицами. Я прошу вас, прочитать текст, выделить внешние и внутренние функции государства и заполнить таблицу. У вас пять минут. И мы проверим вместе правильно ли вы распределили функции государства.

  • · Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
  • · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация
  • · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
  • · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
  • Обеспечение национальной безопасности
  • Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Участие в решении глобальных проблем

Ученики читают и заполняют таблицу.

V. Первичное закрепление материала.

ПР: Спасибо за вашу работу. И теперь давайте попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале нашего занятия:

Государство - важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения с целью совместить разные интересы людей и обеспечить консенсус по значимым вопросам общественно-политической жизни. Основу государства составляют политические институты и организации. К символике государства относятся герб, флаг и гимн.

Основные признаки государства:

- публичная власть, состоящая из системы органов управления и принуждения;
- территория с ее административно-территориальным делением;
- народ, населяющий территорию государства;
- суверенитет, юридически закрепленная независимость на международной арене;
- взимание налогов и др. платежей.

Гражданское общество понимается как сфера реализации частных интересов, индивидуальных и коллективных потребностей (которые не всегда совпадают). Оно представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, которая не противостоит государству, а дополняет его. Основой гражданского общества являются гражданские (негосударственные) объединения и ассоциации. Социальным субъектом здесь выступают отдельные граждане, семья, нация, организации др. Деятельность гражданского общества проявляется в социальной активности граждан, удовлетворяющих потребности и интересы. Индивид в таком обществе - частное лицо и участник общественных отношений, которые формируются в соответствии с этическими нормами и традицией, призванными регулировать взаимоотношения людей в гражданской сфере жизни.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом. Его сущностными характеристиками являются:

- верховенство закона как правовой основы демократически функционирующего государства;
- всеобщность права, сила которого распространяется как на государственные органы, так и на отдельных граждан;
- разделение властей как защитного механизма от сосредоточения власти в одних руках;
- гарантия прав и свобод граждан со стороны государственных органов;
- взаимная ответственность государства и личности.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Государство —политический институт, осуществляющий функции управления обществом.

Признаки государства:
  • суверенитет;
  • наличие территории;
  • система органов и механизмов осуществления публичной власти;
  • публичный характер власти (то есть власть распространяется на всё общество);
  • исключительное право использовать общеобязательные правовые нормы;
  • право законно использовать принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности;
  • исключительное право взимания налогов и иных обязательных платежей.
Функции государства:
Внешние функции государства:
  • обеспечение национальной безопасности страны,
  • участие в решении глобальных проблем,
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества,
  • отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
Внутренние функции государства:
  • политическая – управление государством,
  • законотворческая,
  • экономическая – регулирование экономических процессов,
  • хозяйственная – производство общественных благ,
  • охранительная – обеспечение правопорядка и безопасности, соблюдение прав и свобод граждан;
  • социальная – развитие образования, здравоохранения, поддержка социально незащищённых категорий населения;
  • экологическая – защита и сохранение окружающей среды.
  • культурно-просветительская – создание условий для развития культуры,
  • идеологическая (воспитательная) – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей.

Форма государства.

Форма государства — это структура, внутреннее устройства государства, включающее его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

2. Государство как фундаментальный институт политической системы.

3. Признаки государства.

4. Функции государства.

5. Типы государства.

Сфера политики— социальное пространство, об­разующееся совокупностью организованных дей­ствий и взаимоотношений людей. Одной из форм та­кой организации выступают политические институты. В состав политического института входят:• опре­деленные группы людей, уполномоченных обществом выполнять социально-политически значимые функ­ции; • организации для выполнения людьми тех или иных функций; • совокупность материальных и иных средств деятельности, позволяющих организациям или группам лиц выполнять установленные полити­ческие действия; • совокупность политических ролей и норм, реализация которых имеет важное значение для определенных социальных групп и общества в целом.

Политический институт— система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и дру­гие общественные отношения с помощью материаль­ных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся госу­дарство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. По­литические институты действуют в сфере политичес­ких отношений, обеспечивают осуществление поли­тической власти. Они предназначены для удовлетво­рения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.

Элементы политических институтов;цели, функ­ции и роли, вытекающие из целей, средства, учреж­дения, санкции. Целями политических институтовявляются вопросы, составляющие сферу их деятель­ности. Это могут быть контроль над общественной и политической жизнью, выработка методов удержа­ния, захвата и укрепления власти, формирование по­литического сознания граждан, их политического вы­бора. Средства политических институтовсостав­ляют материальные, идеальные и символические формы управления, имеющие социальную и полити­ческую значимость.

Политические институты изменяются вместе с из­менением общественных структур, с которыми они связаны политическими отношениями. Политические институты пронизаны политическими ценностями(вид социальных ценностей, признаваемых не отде­льными людьми, а большими группами, целыми со­обществами). Объективной основой политических ценностей являются общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов. Политические ценности преиму­щественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации. Одной из форм объективации ценностей служат политические сим­волы.

Политические символы— ценности и признанные в обществе отношения, которые они выражают. Во­площая в себе общественно-исторический опыт, цен­ности выступают объективными элементами полити­ческих институтов. Через ценности устанавливается определенное отношение индивидов к политическим институтам. Приверженность граждан к данным поли­тическим ценностям является необходимым услови­ем стабильной работы политических институтов и способности выполнять свои роли.

Государство— особый политический институт, ка­чественно отличающийся тем, что определяет прави­ла, по которым протекает политическая жизнь, отве­чает за соблюдение и изменение этих правил.

Значе­ниегосударства: • государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества независимо от степени их активности; • любой человек способен участвовать в жизни государства как политической организации, так как его поведение — активное или пассивное — влечет за собой те или иные политичес­кие процессы; • государство обладает суверенитетом или полной независимостью от других политических образований как внутри общества, так и за его преде­лами. Это значит, что оно обладает верховенством по отношению ко всем гражданам, к политическим и не­политическим объединениям; •государство является собственником ресурсов и средств производства. Это право государства может осуществляться в абсо­лютной форме, когда оно выступает в качестве моно­полиста, или частично, когда государственная соб­ственность ограничена другими формами собствен­ности; • государство обладает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно мо­жет осуществлять контроль и регулирование в поли­тической жизни. Средствами контроля и регулирова­ния являются законодательные акты, издающиеся государственными органами; • государство имеет специальный аппарат, который следит за соблюдени­ем положений законодательства и помогает госу­дарству достигать стоящих перед ним целей. К таким органам относятся суд, прокуратура.

Особое внимание уделяется вопросу о происхож­дении государства. В политологии выделяются пять концепций происхождения государства:

• патриархальная теория— концепция происхож­дения государства как продолжения отцовской опе­кунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе. Она зародилась в Древней Греции и полу­чила теоретическое обоснование в XVII в. в работах английского мыслителя Р. Фильмера;

•теологическая концепция— теория, согласно ко­торой государство является священным и непри­косновенным институтом, дарованным Богом для организации жизни людей;

•теория общественного договора— концепция происхождения государства, в соответствии с кото­рой возникновение государства есть результат до­говора находящихся в догосударственном состоя­нии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными пра­вами. Она получил распространение в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо;

В вопросе о сущности государствавыделились две основные линии. Перваявосходит к класси­ческой традиции в истории политической мысли и ее представляют политические теории Аристотеля, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса. Государство рас­сматривается как необходимая форма организации общества, его политического бытия. Вторая линияуделяет внимание институциональной стороне госу­дарства. Государство— политический институт, по­нимаемый как система норм, содержанием которых является определение поведения людей в обществе. Государство есть союз людей, политическая об­щность, подчиненная единой верховной власти. Оно представляет собой организацию, которая управляет обществом на основе системы норм. Они регулируют поведение людей и имеют своей целью обеспечение общих интересов, защиту прав и свобод человека.

Признакамигосударства как политического инсти­тута являются:

•наличие группы людей, осуществляющей верхов­ную власть от имени определенного класса или большинства общества и управляющей общими де­лами;

•монополия на принуждение в отношении членов об­щества в интересах господствующего меньшинства или большинства данной страны;

•право от имени общества осуществлять внутрен­нюю и внешнюю политику;

•исключительное право издания законов и правил, обязательных для всего населения в пределах дан­ной территории, право взимания налогов для соб­ственного содержания и общественных нужд.

Государство — политический институт особого ро­да, представляющий высшую ступень политического сообщества людей. Ему свойственны также другие социально-политические характеристики:

•наличие институтов, обеспечивающих права чело­века и систему социально-политических и правовых ценностей, единого языка как средства общения;

•наличие единого экономического и культурного пространства;

•материально-природной основой политического сообщества является территория. В соединении с государством она превращается в социально-поли­тическое пространство. Ее социальное значение состоит в том, что она составляет среду для жизне­деятельности данного сообщества. Политическое значение ее в том, что она составляет простран­ственные границы действия государства;

•население также имеет значение для государства. Оно представляет собой социальную группу, кото­рая под воздействием государства объединяется в народ, обретающий общие существенные черты образа жизни, общественного сознания и психоло­гии.

Как субъект политической жизни государство от­личается сложной структурой.В ее состав в зави­симости от политического режима, исторических традиций и других факторов могут входить институт президентства, правительство, институты местной власти, институт судебной власти. Они выполняют за­конодательные, исполнительные и судебные функ­ции.

Государство является устойчивой структурой поли­тической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет ряд отличительных функций. Функции государства— обязанности, круг деятельности, назначение и роль государства в об­ществе в наиболее обобщенной форме. Принято вы­делять внутренние и внешние функции.

К внутреннимфункциям государства относятся;

1) политическая функция— действия государства, связанные с осуществлением политической власти, поддержанием политического господства доминиру­ющего в государстве класса, подавлением воли угне­таемых классов, обеспечением политической ста­бильности. Она позволяет устанавливать отношения с политическими партиями, профсоюзами, другими общественными институтами по вопросам формиро­вания государственных структур. Благодаря ей осу­ществляются властные полномочия, вырабатывается программно-стратегические цели и задачи развития общества;

2) правовая функция— действия госу­дарства по осуществлению правотворчества, уста­новлению правовых норм и принятию законов. Она позволяет регулировать общественные отношения и поведение граждан. Правовые нормы — это правила поведения, санкционируемые государством, наруше­ние которых влечет за собой меры наказания;

3) эко­номическая функция— действия государства по выработке и осуществлению налоговой политики, вы­делению кредитов, использованию экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики. Она позволяет влиять на транспорт, энергетику, ис­пользовать долгосрочное планирование и программирование;

4) социальная функция— действия го­сударства, включающие удовлетворение потребно­стей людей в работе, жилье, поддержании здоровья. Она способствует осуществлению социальной защи­ты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхованию жизни, здоровья, собственности;

5) об­разовательная функция— действия государства, направленные на реформирование системы образо­вания, на выработку образовательной политики, ох­ватывающей весь процесс образования от дошколь­ного до университетского. Государство обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставляет людям равные возможности его полу­чения;

6) культурно-воспитательная функция— действия государства, служащие условиями для удовлетворения культурных запросов людей, форми­рования высокой духовности и гражданственности. Для осуществления этой деятельности государство привлекает такие социальные структуры, как церковь, теле- и радиокомпании, печать, издательства, него­сударственные общественные организации.

Внешние функции государствасвязаны с внеш­ней политикой и международными отношениями:

•оборонная функция— действия государства, на­правленные на защиту границ, территории страны;

•военно-агрессивная функция— действия госу­дарства, направленные на вмешательство в дела других государств;

•дипломатическая функция— действия государ­ства по поддержанию и развитию межгосудар­ственных отношений, осуществлению внешней тор­говли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, учас­тие в блоках, союзах.

Государства не однородны и разделяются по раз­ным признакам. По степени устойчивости поли­тической жизни,постоянства и преемственности в основах ее развития государства разделяют на: а) стабильные государства— характеризуются высокой степенью преемственности в политической жизни, постоянством государственных и политиче­ских структур; б) неустойчивые государства— от­личаются частой сменой президентов, парламентов, правительств, конституций, длинной чредой путчей.

В зависимости от того, какой сфере отдается преимуществов государстве, какие государствен­ные функции развиваются в первую очередь, можно выделить: а) государства военного и полицейского типа— преобладают структуры и функции государ­ственного насилия — армии, военно-промышленные комплексы, органы охраны порядка и безопасности, угрозы и репрессии; б) социальное государство— приоритетно развивает социальную сферу и прово­дит активную социальную политику, направленную на улучшение жизни всего населения, на предупрежде­ние и смягчение социальных конфликтов; в) в право­вом государствевсе социально-политические про­цессы подчинены верховенству закона, который на­правлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости.

По существующим в странах политическим ре­жимамвыделяются три типа государства: тоталитар­ное, авторитарное и демократическое. Они различа­ются по степени обеспечения гражданских прав и свобод.

Тоталитарное государство – такой тип государства, для которого характерны насильственное политическое господство обществе, запрещение конституционных прав, тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни, цензура в средствах массовой информации, господство единой, общей для всех идеологии, нетерпимость к инакомыслию.

Авторитарное государство – тип государственной власти, основанный на сильной неограниченной власти одного человека или группы лиц. Главной задачей такого государства является обеспечение безопасности правящей верхушки и установление порядка в обществе, развитие внешней политики и обороны страны.

Демократическое государство – тип государства, характеризующийся тем, что источником власти является народ, он непосредственно или через своих представителей участвует в разработке или принятии законов. В таком государстве гарантируются права и свободы всем гражданам, существует выборность органов.

Читайте также: