Государства древней индии конспект

Обновлено: 06.07.2024

Индостан это полуостров на юге Азии.

Касты это социальные группы, на которые исторически разделялось индийское общество.

Варны это четыре основных сословия древнеиндийского общества.

Брахман это представитель высшей касты в Индии.

Неприкасаемые люди, занимающие самое низкое положение в кастовой системе индуизма.

Вайшьи представители одной из варн древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.

Кшатрии представители одной из варн древнеиндийского общества, состоящей из воинов.

Индуизм это национальная религия индийцев.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь человека проходит в постоянном взаимодействии с природой. И природа оказывает заметное влияние на занятия, устройство общества и весь уклад жизни. А там далеко в глубине веков зависимость человека от природных условий была ещё больше. Индия настолько же разнообразна и красочна, как и её природа.

Индия, располагаясь на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга её границы омывает Индийский океан. От других стран её отделяют Гималайские горы, одновременно защищающие её от холодных северных ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. В западной части полуострова Индостан протекает река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки берут свое начало в Гималаях и впадают в Индийский океан.

Такое положение Индии и создало благоприятные предпосылки для развития земледелия; многие дикие виды полезных растений были окультурены ещё в глубокой древности – рис, сахарный тростник, хлопчатник, бобовые, чай. Издревле индийцы использовали каждый пригодный для земледелия участок земли.

Животный мир Индии также чрезвычайно богат. В густых, труднопроходимых лесах по берегам Ганга – джунглях – водились обезьяны, тигры, пантеры, в саваннах жили носороги, слоны, львы. Многие виды животных имели хозяйственную ценность. Одни были объектами охоты (олени, антилопы, кабаны), другие хорошо поддавались приручению и одомашниванию; в древности индийцы уже одомашнили коров, буйволов, яков, коз, овец, кур, водоплавающих птиц, умели приручать слонов, которые использовались для перевозки тяжелых грузов, а также на войне.

Успешному развитию хозяйственной деятельности способствовало обилие полезных ископаемых. Разнообразные породы камня служили материалом для производства орудий труда. В различных частях Индии найдены грубые каменные орудия, которыми пользовались древнейшие люди.

Индия заселена с глубокой древности. Большая часть населения была представлена дравидами. В первой половине II тысячелетия на территорию Древней Индии прибыли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселялись по полуострову, и постепенно смешались с местными жителями, образовав единый индийский народ.

В Индии цивилизация впервые появилась в долине реки Инд. В I тыс. до н.э. цивилизация сложилась в долине реки Ганг, а затем распространилась на плоскогорье Декан. Учёные раскопали развалины около 100 поселений Индской цивилизации, наиболее известные из них города Мохенджо-Даро и Хараппа.


Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Цитадель, очевидно, предназначена для административных и религиозных построений. В Мохенджо-Даро могло проживать несколько десятков тысяч человек. Улицы шириной до 10 метров, пересекались под прямым углом, и делили город на кварталы. Большая часть городских построек возведена из обожжённого кирпича, дома нередко – высотою в 2 этажа. В городах была совершенная система канализации.

Как не велико было уважение к брахманам, военная сила находилась в руках тех, кто входил в касту знатных воинов. Это были цари, военачальники, воины, сражавшиеся на колесницах, слонах в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи. Знатные воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умели сражаться. Цвет их одежды красный.

Следующая часть тела – ноги, кто же произошёл из них?

Это была каста земледельцев, вайшьи. Согласно мифу, они были созданы из бёдер Брахмы. Земледельцы обрабатывали землю и выхаживали скот, платили налоги, которые шли в государственную казну, служили в царской пехоте. Их цвет жёлтый.

Древние индийцы в основном не носили обуви, поэтому самая грязная часть тела были ступни ног. Как вы думаете, кем же были люди, произошедшие из ступней ног?

Четвертая каста – слуги или шудры, возникли из запыленных ступней ног бога Брахмы. Они должны есть остатки со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Им запрещалось участвовать в жертвоприношениях богам, слушать чтение священных книг. Они носили чёрные одежды.

Существует ещё и пятая группа, представляющая индийские касты, – неприкасаемые. Эти люди занимаются самой тяжёлой и грязной работой. Им запрещалось жить в деревне, заходить в храмы. Они не входили ни в одну из каст.

Почему индийцы так безропотно принимали такое деление общества?

Потому что верили, что душа человека может перерождаться и, если человек смиренно принял свою судьбу, карму, то в следующей жизни он мог попасть в более высокую касту.

Индия занимала территорию в древности больше, чем Финикия, Месопотамия, Египет, чем все они вместе взятые. Огромная страна с удивительной природой и плодородными землями, богатая золотом и драгоценными камнями привлекала завоевателей, хотя немногие могли добраться до неё, благодаря высоким Гималайским горам. Удивительно, но сами индийцы на редкость миролюбивый народ. За многие тысячи лет не известно ни одного случая, когда индийцы первые напали на другую страну. Тем не менее, армия у индийцев была. Она состояла из пехоты, кавалерии, боевых слонов, боевых колесниц, возглавлял же армию царь, у которого обязательно был мудрый, всемогущий советник. Но индийцы предпочитали вести войны на деревянной доске, которая являлась отражением реальной армии, и чтобы отрабатывать тактику боевых действий, они изобрели шахматы.

А ещё в Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Позже арабы позаимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля. Назывался он знаком для обозначения пустоты. Основы современной математики были заложены именно жителями Древней Индии. В наши дни на весь мир прославился индийский чай, но в Древней Индии его не знали, зато умели изготавливать сахар из сахарного тростника. В Древней Индии была создана система духовного и физического совершенствования человека – йога. Она основана на сочетание физического и энергетического воздействия на человеческий организм. Мастера – йоги отличались выносливостью и абсолютным контролем над своим телом.

Индия страна множества традиций, большинство из которых покажутся нам весьма странным. В древности мы могли бы увидеть человека, который ходит с метлой в руке и подметает дорогу впереди себя. И сегодня в Индии никто не смеет потревожить корову, даже если она лежит на дороге.

Как это объяснить?

Индия – это место памятников, несомненно, пленяющих ваш взор. Чарминар – важная архитектурная достопримечательность Хайдарабада, построенная по приказу султана в 1591 году в память об окончании эпидемии чумы в городе.

Кутб-Минар – самый высокий кирпичный минарет в мире, строительство которого было начато в 1193 году, а достраивался несколькими поколениями правителей и представляет собой исторически значимые памятники разных эпох.

Большая ступа в Санчи – старейшее каменное сооружение в Индии, построенная по приказу императора Ашоки в III в. до н. э.

Тадж-Махал – самый известный мавзолей в мире, был построен по приказу падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене в 1653 году. Оно считается жемчужиной мусульманского искусства, одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви.

Аджанта – комплекс 29 буддийских храмов и монастырей, высеченных в течение нескольких столетий с II века до н. э. по V век н. э. в скалах, эти пещеры известны своей настенной росписью, которые иллюстрируют буддийские легенды и мифы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Заполните пропуски в тексте.

Индия расположена на юге материка_______. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы____________. Берега Индии омывает ____________океан. Самые многоводные реки Индии – это _____ и _______. Труднопроходимые леса называются _____.

Ответ: Индия расположена на юге материка Евразия. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы Гималаи. Берега Индии омывает Индийский океан. Самые многоводные реки Индии – это Инд и Ганг. Труднопроходимые леса называются джунгли.

Пояснение: Чтобы успешно выполнить это задание необходимо воспользоваться словами для заполнения пропусков. Пользуясь картой, текстом и географическими знаниями можно правильно выполнить все правильно.

Задание 2. Какой индийский правитель в ІІІ веке до н.э. объединил под своей властью все индийские царства? Выберите один вариант ответа.

Ответ: Ашока

Пояснение: Император Ашока — самый знаменитый и могущественный правитель во всей индийской истории. Император Ашока после ряда военных успехов подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ карточки.doc

Восстановите текст. Вставьте пропущенные слова. Используйте текст параграфа 20

Восстановите текст. Вставьте пропущенные слова. Используйте текст параграфа 20

Восстановите текст. Вставьте пропущенные слова. Используйте текст параграфа 20

Восстановите текст. Вставьте пропущенные слова. Используйте текст параграфа 20

Восстановите текст. Вставьте пропущенные слова. Используйте текст параграфа 20

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать со слов русского советского писателя Александра Трифоновича Твардовского:

Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.

Проверка д/з /Отвечают на вопросы тест самопроверка по эталону/

3. Изучение новой темы.

Учитель: Молодцы ответили на все вопросы, мы можем смело отправляться в путешествие на машине времени.

Вот мы с вами очутились в удивительной стране. Эта страна – родина шахмат, арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать. Послушайте небольшой отрывок из песни. (Звучит индийская музыка).

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь и где мы с вами приземлились? /Индия/

Тема урока: Природа и люди Древней Индии. Откройте тетради и запишите тему урока.

Вопрос: Что мы должны с вами узнать, изучая новое государство?

  • Географическое положение климат
  • Природные условия
  • Занятия населения
  • Религиозные верования древних индийцев.
  • Достопримечательности

1. Географическое положение и природа Древней Индии.

Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но в III тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока.

У нас, путешественников, должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

Откройте учебник на странице 96 работа с картой и определим географическое положение Индии. (3 мин). Индия расположена в Южной Азии на полуострове.

На каком полуострове располагается Индия? На полуострове Индостан.

Что такое полуостров? Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.

Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? (Индийский океан).

На севере Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор. (Гималаи).

Какие реки протекают на ее территории? /Инд и Ганг/

Откуда они берут свое начало? /В горах Гималаях/

Как вы думаете свое название страна получила от названия какой реки? /Инд/

Воды Ганга жители Индии считают священными.

Давайте запишем географическое местоположение Индии.

Вывод: Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. С запада, востока и юга омывается Индийским океаном, с севера её границей служат горы Гималаи. На её территории протекают реки Инд и Ганг свое начало берут в горах Гималаях.

Давайте определим климат. Работа с учебником на странице 96.

Климат: Жаркий. /Запись в тетрадь/

Ребята я приглашаю вас пересесть в лодку и продолжить наше путешествие по реке Ганг. Что мы видим по берегам? /Не проходимые леса Джунгли/

Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. /На экране обучающиеся рассматривают изображение труднопроходимых зарослей/

Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? /бананами, плодами манго, кокосовыми орехами, кореньями).

Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.

Нас могут в Джунглях подстерегать опасности? /Да/

Какие животные обитают в джунглях?

/Работа с текстом/ стр. 98.

/львы, леопарды, тигры, обезьяны, змеи: огромные питоны, ядовитые кобры и гадюки/

Какое животное в индии считается священным? /Слон/

Запишите в тетрадь: обезьяны, змеи, крокодилы, слон и др.

5. Занятия жителей индии.

/Составить кластер/ работа в парах.

- Земледелие /рис, ячмень, пшеницу, сахарный тростник, хлопок/

Учитель: на месте индийских земледельцев, какие бы территории вы заняли? Покажите их на карте.

- Скотоводство /коров, коз/ Какую пользу эти животные приносили?

Мы выяснили основные занятия индийцев.

А каковы были их религиозные представления?

Проведем небольшую исследовательскую работу.

Задача учителя – приводить факты.

Задача учеников – делать выводы из информации, содержащейся в фактах

Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

Вывод: Индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками (иллюстрации на доске, в учебнике)

Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других животных индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а те, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать, никто не смел.

Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству.

Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ.

Прочитать в учебнике (стр.95) рассказ о верованиях древних индийцев.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (13 мин.)

Цели:
– организовать применение нового знания;
– организовать выполнение самостоятельной работы;
– организовать фронтальную проверку, самопроверку;
– организовать самооценку по алгоритму.

Ребята, у меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно его восстановить, вспомните, о чем мы говорили и вставьте слова на месте пропусков. (работа с текстом)

Индия расположена на полуострове ………….. Северной границей Индии служат горы ……………. Самые крупные реки Индии – это …………….

Густые, непроходимые леса Индии называются ………………

Жители Древней Индии выращивали ……………. и делали из него одежду.

Индийцы называли ……………… матерью, божественной кормилицей.

Молодцы, теперь давайте проверим по нашему эталону . (обучающиеся осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (7 мин.)

Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

На доске незаконченные предложения, ученикам предлагается закончить ее.

Цель: организовать выполнение д/з.

Подобно Древнему Египту и Месопотамии, на территориях Южной Азии зародилась индийская цивилизации. Какими были природные условия Древней Индии, когда там возникли первые государства, в чем состояли особенности индийской религии, культуры, искусства – вы узнаете из этого урока.

План урока:

Природные условия Древней Индии

Индия – страна, занимающая полуостров Индостан, расположенный на территориях Южной Азии. На юге, западе и востоке, ее побережья омывают теплые воды Индийского океана. На севере Индию окружает естественная природная граница – признанные самыми высокими в мире Гималайские горы.

karta


Карта

Древнеиндийская цивилизация [1] зародилась примерно в 3 тысячелетии до нашей эры. Центральным местом расселения первых ее жителей стали плодородные долины крупнейших индийских рек – Инда и Ганга. С древних времен, из-за обильных дождей в июле и августе, эти полноводные реки выходили из берегов, заливая все вокруг. Древние индийцы верили, что Инд и Ганг, берущие свое начало в горах Гималаях, являются священными реками, которые снизошли по воле богов с небес на землю.

Климат Индии - жаркий и влажный,способствовал развитию на этих территориях земледелия. Индийцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, многочисленные фрукты и овощи. Из сахарного тростника [2] , растущего вблизи болот, индийцы научились добывать сахар. Богатая природа Древней Индии давала населению растения, из которых изготавливали пряности, лекарства, благовония.

Запоминаем новые слова!

Пряности – это различные виды растений, используемые в кулинарии, обладающие ярко выраженным вкусом и запахом. Например: черный перец, корица, имбирь, тмин, лавровый лист, куркума.

Благовония – это натуральные вещества, обладающие приятным запахом, используемые для ароматизации помещения.

Несмотря на благоприятный индийский климат, далеко не все территории полуострова Индостан были пригодны для земледелия. Большую часть долины Ганга покрывали густые тропические леса – джунгли. Высокие деревья, вечнозеленые кустарники, яркие душистые цветы часто сплетались друг с другом, создавая труднопроходимые заросли. На каждом углу неосторожного путника подстерегали ядовитые змеи и насекомые, многочисленные хищные животные.

Чтобы подготовить участок для поселений, древние индийцы выжигали джунгли огнем, вырубали деревья и кустарники, выкорчевывали пни и глубокие корни растений. Со временем поселения объединялись между собой, образовывая небольшие государства.

В I тысячелетии до нашей эры на территориях Индии сложилось множество разрозненных царств. Объединить их между собой в одно государство смог царь Ашока [3] . Это произошло в 3 веке до нашей эры. Но после смерти правителя государство распалось. Снова началась череда непрерывных войн между царствами, боровшимися за лидерство.

Культура, наука и искусство Древней Индии

Культура Древней Индии - одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).

Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.

Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.

Немалыми были достижения индийцев и в научной области:

Индийская религия

Древнейшая религия индийцев – индуизм, была основана на поклонении сотням богов. Главными среди них считались три бога:

  1. Вишну – создатель всего сущего, верховный повелитель вселенной. Индийцы верили, что по милости бога Вишну происходит создание, поддержание и разрушение бесчисленных миров. Что он спасает людей от страха и горя, дарует успех, обильные урожаи, богатства. Традиционно его изображали в виде синего божества с четырьмя руками и телом человека, лежащего или стоящего на цветке лотоса.
  2. Бог Брахма– сын Вишну, которому Отец поручил создать Землю, людей и законы. Его изображали в виде человека с четырьмя головами, которые символизировали способность контролировать все четыре стороны света. Также индийцы верили, что именно Брахма основал деление общества на касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов-правителей), вайшьев (торговцев и ремесленников) и шудр (рабочих).
  3. Шива – разрушитель вселенной, повелитель духов и демонов. Индийцы верили, что бог Шива в конце каждой эпохи танцует танец разрушения, уничтожающий всю вселенную. Несмотря на это, Шива почитался как милостивый бог, которому поклонялись для исцеления от болезней, победы в битве, обретении власти, освобождении от всех страданий.Чаще всего его изображали многоруким, танцующим священный танец.

Запоминаем новые слова!

Касты – это отдельные общественные группы индийского общества, принадлежность к которым определялась по рождению, передавалась по наследству. Например, сын рабочего становился рабочим, потомки воина наследовали профессию своего отца.

В середине I тысячелетия до нашей эры в Древней Индии зародилось новое религиозно-философское учение – буддизм. Возникновение буддизма связано с именем индийского царевича – Сиддхартхи Гаутамы, который отказался стать царем, чтобы обрести Просветление (освобождение от всех страданий, связанных с рождением и смертью).

Это интересно! Будда – не вымышленный персонаж, а реальная историческая личность.

Согласно легенде, Сиддхартха долгие годы не выходил за стены царского дворца, окруженный заботой слуг и роскошью. Отец скрывал от своего сына все страдания мира, так как ему предсказали, что Гаутама откажется занять престол и уйдет в монахи. Но однажды царевич покинул царский дворец и встретил на своем пути старика, неизлечимо больного человека и похоронную процессию. Так он понял, что в этой жизни всех людей, независимо от их происхождения и богатства, ожидают старость, болезни и смерть. Сиддхартха ушел из дворца и стал странствующим монахом. Через 35 лет он стал Буддой (просветленным, пробужденным) и основал свое учение, с помощью которого все люди могли навсегда прекратить свои страдания.

Разделение индийского общества на касты

Согласно религии – индуизму, индийское общество было разделено на 4 основные касты:

Первая каста - брахманы (жрецы, ученые, учителя) – самые мудрые и почитаемые члены общества. С раннего детства брахманы осваивали священный язык санскрит, читали Веды и другие религиозные тексты, обучались многим наукам. Когда обучение подходило к концу, ученик должен был сделать выбор: завести семью или удалиться от мира и стать отшельником. Традиционно брахманы осуществляли все религиозные обряды, при начале любого важного дела, цари приглашали их в свои дворцы, чтобы брахманы произносили мантры на санскрите (специальные молитвы, которые должны были обеспечить успех в любом начинании). Брахманы, которые обзаводились семьей, могли также становиться учителями или учеными, набирать к себе на обучение учеников.

Вторая каста – кшатрии (воины – цари и остальные военные). Все индийские цари принадлежали к касте кшатриев. В мирное время они правили своим царством, а во время войны лично возглавляли войска. Кшатрии были самыми богатыми среди остальных категорий населения, но в принятии наиболее важных решений они советовались с брахманами, подчинялись им.

Третья каста - вайшьи (торговцы, ремесленники,землевладельцы). Вайшьи занимали промежуточное положение между высшими кастами и низшими, пользовались в обществе уважением.Они зарабатывали себе на жизнь своим талантом, предпринимательской деятельностью. Среди них было немало богатых землевладельцев, которым принадлежали обширные пастбища для скота, участки плодородной земли.

Четвертая каста – шудры (слуги, наемные сельскохозяйственные работники, рабы). Эта категория населения занималась исключительно тяжелым физическим трудом, не пользовалась уважением в обществе. Шудрам было запрещено обучаться грамоте, совершать религиозные обряды, вступать в брак с представителями высших каст.

Это интересно!

Согласно легенде представители разных каст произошли от разных частей бога Брахмы. Брахманы произошли из его рта, поэтому считалось, что они получили способность красиво излагать свои мысли, произносить мудрые речи. Кшатрии появились из рук индийского бога, который наделил их силой, смелостью, способностью защищать слабых и беззащитных. Вайшьи произошли из бедер Брахмы, а шудры из его пыльных ног.

Отдельно от 4 основных каст, в Древней Индии жили неприкасаемые – люди, находившиеся на положении ниже шудр, презираемые всеми членами общества. Согласно учению о карме, индийцы верили, что неприкасаемые совершили в прошлой жизни много грехов и злых дел, поэтому вынуждены теперь терпеть всеобщее неуважение и страдания. Неприкасаемым запрещено был пить воду из общего колодца, приближаться к представителям 4 каст, заходить в храмы. Они селились за пределами города и жили обособленно от других категорий населения.

Словарь

1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.

2. Сахарный тростник – это однолетнее растение, используемое человеком для получения сахара.

3. Царь Ашока – индийский правитель, завоевавший большинство царств Древней Индии, объединивший их в одно государство. Предположительно Ашока правил с 273 по 232 гг. до нашей эры, после его смерти могущественная империя распалась.

Читайте также: