Города урала и сибири 4 класс планета знаний конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Урок посвящён знакомству с регионами, городами России и их достопримечательностями, с народами, населяющими страну и их историей.

Глоссарий по теме:

Путешествие – Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь. местам, странам

Достопримечательности – Место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания.
Традиции - То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Словарь С.И.Ожегова.

Ключевые слова: Россия; родина; путешествие; достопримечательности; история; народы, традиции.

Обязательная литература:

1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература:

2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2017

Как велика моя Россия,

Как велики просторы,

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю – весна,

В другом – снега и вьюга.


В любом уголке огромной России мы непременно найдём что-то новое, неизвестное для нас. Масса удивительных городов и деревень, древних и совсем ещё молодых, и у каждого из них своя замечательная история.

Не одно столетие с запада на восток навстречу солнцу шли землепроходцы, осваивая и заселяя нашу страну.

Высокими горами и бескрайними равнинами, множеством озёр и рек знаменита наша Родина.

Что вы знаете о своей стране?

Какие народы населяют Россию?

Какие достопримечательности вам известны?

Каких выдающихся людей нашей страны вы знаете?

Сегодня на уроке мы совершим большое виртуальное путешествие по самой большой стране в мире – России. В этом путешествии мы

познакомимся с равнинами, горами, реками, морями, озёрами, с народами, населяющими нашу страну, с городами и выдающимися людьми нашей страны.

Посмотрите на карту России. Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря до Тихого океана.

Каждый уголок России славится своей удивительной природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

Первыми встречают новый день жители Дальнего Востока. Отсюда и начинает солнце свой путь над территорией нашей страны. Вместе с ним с востока на запад мы начинаем путешествие по России.




Современный Дальний Восток — это не только удивительная природа, но и красивые большие города.

На Тихом океане находится город-порт Владивосток. Его называют морскими воротами России.

Владивосток – центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали.

Жизнь Владивостока тесно связана с морем. Издавна из порта города на промыслы выходят рыболовецкие суда.


Продвигаемся по просторам Сибири.

Посмотрите, как раскинулись просторы Сибири.

Коренные народы этого края – якуты, буряты, хакасы, тувинцы, алтайцы, ненцы и другие.

Что можно увидеть в Сибири? Самые высокие горы в России. В горах Южной Сибири берут начало самые крупные реки в стране: Обь, Енисей, Лена, Колыма.

Одно из замечательных озёр – озеро Байкал.


Вот мы и добрались до Урала. На три тысячи километров тянутся Уральские горы.

Уральские горы разделяют Восточно-Европейскую равнину от Западно-Сибирской. Эти горы протянулись с севера на юг, через всю страну. Они довольно низкие: в высоту не достигают и двух километров.


Урал славится своими самоцветами.

В горах можно найти малахит.

Наверняка вы слышали произведения великого русского композитора П.И.Чайковского. Родина композитора – г.Воткинск. Здесь открыт Дом-музей П.И.Чайковского.


Урал называют ещё краем металлургов. Около 300 лет назад возникли на Урале металлургические заводы, которые во время Великой Отечественной войны поставляли фронту военную технику, танки, самолеты, артиллерийские установки.

Известный в русской истории батюшка-Урал. Здесь стоят старинные русские города Златоуст (ныне Трехгорный), Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Оренбург. Оренбург известен во всём мире своими пуховыми платками. Это настоящее искусство и народное ремесло местных мастериц.


Продолжаем наше путешествие по северу европейской части России и по Волге.

Север славится своими мастерами-плотниками. Чудом этих мастеров является Преображенская церковь. Она стоит на острове Кижи в Онежском озере. В этой постройке нет ни одного гвоздя!


В конце XVI века велел царь Иван Грозный построить порт на берегу Северной Двины. Таким образом возник будущий Архангельск. До возникновения Петербурга Архангельск был главным морским портом страны.

На славной реке Вологде стоит старинный русский город с таким же названием-Вологда. Этот город основан в том же году, что и Москва. Гордость Вологды – кремль и Софийский собор.

Младшим братом Великого Новгорода называли в старину город Псков. Главная достопримечательность города – мощный Псковский кремль. Под Псковом расположено село Михайловское. Это место навеки связано с именем А.С.Пушкина.

За полярным кругом расположен город-герой Мурманск. В годы Великой Отечественной войны его стойко обороняли советские солдаты и мурманчане. Город не сдался врагу.

Как драгоценный пояс окружают Москву старинные русские города: Владимир, Суздаль, Дмитров, Рязань, Звенигород, Серпухов, Коломна, Тула, Тверь, Углич, Калуга, Ростов Великий, Сергиев Посад.

О славном прошлом Суздаля и Владимира говорят их гербы. На гербе Суздаля – сокол в великокняжеской короне. А на гербе Владимира изображён золотой лев в короне с длинным серебристым крестом в лапе. Короны напоминают о том, что когда-то Владимир был столицей Владимиро-Суздальской Руси, а Суздаль – главным центром Суздальской земли.

Украшением Владимирской земли является жемчужина древнерусского зодчества – церковь Покрова на Нерли. Как прекрасная лебедь отражается в реке изящная белая церковь.


Многие наслышаны о знаменитых тульских пряниках и тульских самоварах. Здесь же находится усадьба Ясная Поляна, где жил великий русский писатель, любимец многих детей и взрослых Л.Н.Толстой.


Легендами овеяна история Казани – столицы Татарстана. Из поколения в поколение передаются сказания о татарской царице Сююмбике. Башня Сююмбике стала символом города Казани.


И завершим своё путешествие на юге России. Издавна живут на юге России на реках Дон и Кубань казаки. Казаки верно служили царю, охраняя границы России.

Интересные обычаи сложились у казаков. Когда рождался в семье мальчик, дед и отец стреляли из ружей – это был знак о том, что родился будущий воин, защитник родной земли.

На юге России расположены живописные города: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа. Прекрасный город Новороссийск – порт на берегу Чёрного моря. Новороссийск получил звание города-героя.

Неописуемо красива природа Северного Кавказа: суровые горные вершины, покрытые снегом, быстрые горные реки, чистый горный воздух. Кавказ богат минеральными водами, которые помогают при многих болезнях.

Давайте посмотрим, какие города здесь находятся: Нальчик, Пятигорск, Кисловодск, Владикавказ, Грозный, Назрань, Махачкала. Этот край славится своими замечательными здравницами.

Более тридцати народов бок о бок живут на Северном Кавказе не одно столетие. Это чеченцы, ингуши, осетины, адыгейцы, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, аварцы, ногайцы и многие другие.

ТЕМА: "Города России: прошлое и настоящее" (обобщающий урок)
УМК "Планета знаний", авторы Е.В.Саплина и А.И.Саплин
На протяжении всего урока составляется кластер. Детям очень нравится такой вид работы. Данный материал можно использовать и при работе по другим УМК.

Оценить 2388 0

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 4-А КЛАССЕ

(УМК «Планета знаний, авторы Е.В.Саплина и А.И.Саплин)

ЗАДАЧИ УРОКА:

обобщение пройденного материала

систематизация полученных знаний

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Работа по карте Российского государства : северные, центральные, южные города России и города Урала и Сибири.

Коллективное составление КЛАСТЕРА.

Историческая РАЗМИНКА.(северные города России):

Город, где родился М.В.Ломоносов. (Архангельск)

Этот город славится своими кружевами. (Вологда)

Родина Деда Мороза. (Великий Устюг)

Изовикторина: изделия мастеров народных промыслов.

Исторический МАРАФОН(центральные города России)

Задание на карточках: соединить города с их особенностями.

Город-заповедник, музей русского зодчества

Город, который в XVI веке был завоеван Иваном Грозным и присоединен к Русскому государству

Город, ставший центром кораблестроения

Город, основанный Владимиром Мономахом в XII веке

БЛИЦ-ТУРНИР(города Урала, Сибири и Дальнего востока)

Город, богатый пушниной и рыбой, где жил изобретатель радио А.С.Попов. (Пермь)

Крупный научный центр России. (Новосибирск)

Этот город находится на берегу озера Байкал. (Иркутск)

Город с крупной гидроэлектростанцией. (Братск)

Город с развитой горной промышленностью, монетным двором, месторождением алмазов. (Екатеринбург)

Имя этого города связано с именем путешественника-землепроходца. (Хабаровск)

Крупный порт на Тихим океане в бухте Золотой Рог. (Владивосток)

Купеческий город, где расположен Ботанический сад. (Ростов-на-Дону)

Южная крепость России, строительство которой инспектировал А.Суворов. (Ставрополь)

Город-курорт с минеральными водами. (Пятигорск)

Самый южный город, столица Дагестана. (Дербент)

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание: посмотри на герб и узнай название города.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТЕТРАДИ

(страницы 54-55 задание № 93: разгадай кроссворд)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДИ

(страница 58 №100 и №101:

Подготовить маршрут экскурсии о достопримечательностях города Воскресенска:

а) о памятниках архитектуры;

б) о памятниках истории и культуры.

ВИКТОРИНА ОТВЕТЫ

Город , в котором родился М.В.Ломоносов.

Этот город славится своими кружевами.

Родина Деда Мороза.

Город ,ставший центром кораблестроения.

Город-заповедник, музей русского зодчества.

Город, основанный Владимиром Мономахом в XII веке.

Город , который в XVI веке был завоёван Иваном Грозными присоединён к Русскому государству.

Город, в котором развита горная промышленность, есть

монетный двор, месторождения алмазов.

Город, богатый пушниной и рыбой, где жил изобретатель

Город, где в годы Великой Отечественной войны

Крупный научный центр России.

Этот город находится на берегу озера Байкал.

Имя города связано с именем путешественника.

Крупный порт на Тихом океане в бухте Золотой рог.

Купеческий город, где расположен Ботанический сад.

Южная крепость России, строительство которой

Город с минеральными водами.

Самый южный город, столица Дагестана.

Город с крупной гидроэлектростанцией.

Город , в котором родился М.В.Ломоносов. (Архангельск)

Этот город славится своими кружевами. (Вологда)

Родина Деда Мороза. (Великий Устюг)

Город оружейников. (Тула)

Город ,ставший центром кораблестроения.(Воронеж)

Город-заповедник, музей русского зодчества. (Суздаль)

Город, основанный Владимиром Мономахом в XII веке.

Город , который в XVI веке был завоёван Иваном Грозными присоединён к Русскому государству. (Казань)

Город, в котором развита горная промышленность, есть

монетный двор, месторождения алмазов. (Екатеринбург)

Город, богатый пушниной и рыбой, где жил изобретатель

Радио А.С.Попов. (Пермь)

Город, где в годы Великой Отечественной войны

Крупный научный центр России. (Новосибирск)

Этот город находится на берегу озера Байкал. (Иркутск)

Имя города связано с именем путешественника. (Хабаровск)

Крупный порт на Тихом океане в бухте Золотой рог.

Купеческий город, где расположен Ботанический сад.

Южная крепость России, строительство которой

Инспектировал А.Суворов. (Ставрополь)

Город с минеральными водами. (Пятигорск)

Самый южный город, столица Дагестана. (Дербент)

Город с крупной гидроэлектростанцией. (Братск)

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Одна из трудных тем в обществознании. Разработка интересная. Носит практический характер. Можно испо. Подробнее.

При проведении классного часа, распечатали ваши буклеты, разобрали и поместили в классный уголок. Сп. Подробнее.

В предверии недели ПДД воспользовалась вшим материалом при проведении классного часа у младших школь. Подробнее.

Очень хороший сценарий. Обязательно воспользуюсь данным материалом при проведении мероприятия для де. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. - строить монологическое высказывание.

Личностные результаты

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и культур.

На три тысячи километров тянутся с севера на юг Уральские горы. Ещё в первобытные вре­мена жили здесь люди. Из тех далеких времён дошли до нас рисунки на стенах Каповой пе­щеры. Они представляют большую ценность для науки.

Первыми из русских людей узнали об Урале предприимчивые новгородцы. В конце XI века смельчаки дошли до предгорий Северного Урала.

Прославлен в русской истории батюшка-Урал. Стоят здесь старинные русские города Зла­тоуст, Челябинск, Екатеринбург. Издавна зна­мениты искусные уральские мастера. Урал — это край металлургов. Триста лет назад возникли на Урале первые металлургические заводы. В годы Великой Отечественной войны Урал снабжал фронт военной техникой, танками, самолётами, артиллерийскими установками, орудиями. Вся страна знала о Танкограде — производстве тан­ков в городе Челябинске.


Екатеринбург. Горная аптека

На весь мир знамениты уральские самоцветы. Великолепные вазы, светильники, шкатулки из яшмы, малахита, родонита украшали особняки знати и царские дворцы. Удивительные сказы об Урале, о его богатствах сложил писатель П. П. Бажов, который был родом из Екатерин­бурга. Многим полюбилась написанная им исто­рия про Данилу-мастера и Хозяйку Медной го­ры. Немало сокровищ в уральских кладовых, но главное богатство этого края — люди, такие, как добрый и искусный Данила-мастер.

На уроках музыки вы изучали произведения великого русского композитора Петра Ильи­ча Чайковского. Родина композитора — город Воткинск неподалёку от реки Камы. Здесь от­крыт Дом-музей П. И. Чайковского. Волшебная музыка Чайковского завораживает. Кажется, что ты вместе с отважным Щелкунчиком сражаешь­ся со страшным Мышиным королём или танцу­ешь на балу вместе со Спящей красавицей. Музыку П. И. Чайковского исполняют во всём мире. В Москве один раз в четыре года про­ходит Международный музыкальный фестиваль имени П. И. Чайковского, на который съезжаются талантливые музыканты из многих стран.

Сегодня Воткинск — один из городов совре­менной Удмуртии (столица Ижевск).


Уфа. Вид на город и реку Белую

На Южном Урале живут башкиры. Столица Башкирии — Уфа.

Старинный русский город Оренбург распо­ложен на границе между Европой и Азией. Об этом напоминает обелиск на берегу реки Урал. На весь мир славится Оренбург своими пухо­выми платками. Русские мастерицы превратили народное ремесло в настоящее искусство.


Уральские горы. Красота ближе, чем Вы думаете.

Город русского булата Златоуст. Урал. Россия.

Челябинск. Города России.

Екатеринбург. Города России.

Город Воткинск

Уфа. Достопримечательности города и окрестностей.

Оренбург. Достопримечательности города и окрестностей

Источники информации:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) сформировать представления учащихся о подземных богатствах ; ознакомить детей с полезными ископаемыми Челябинской области, их применением, свойствами и способами добычи, охраной подземных богатств;

2) развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом – определителем, коллекционным материалом; развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;

3)убедить детей в том, что подземные богатства надо беречь и экономно их использовать.

Ход урока:

Хозяйка подземных богатств

В своё царство не пустит нас,

Пока о водоёмах

Не услышит подробный рассказ.

II.Проверка домашнего задания

1. Фронтальная работа.

- Что мы называем водоёмами? (Водоёмы – это хранилища воды, которая нужна всему живому).

- Какие водоёмы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)

- Как делятся водоёмы по происхождению? (На искусственные и естественные).

- О каких значениях водоёмов мы ещё не сказали?

- Почему люди должны охранять водоёмы?

- Какие опасности угрожают водоёмам?

- Как борются с загрязнением водоёмов?

1.Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называют:

а) балка; б) холм; в) овраг.

2. Возвышенность, имеющую вершину, высотой 200 метров, называют:

а) холм; б) гора; в)плоскогорье.

3. Хранилища воды называют:

а) низменности; б) водоёмы; в)плато.

4. К естественным водоёмам относятся:

а) пруд, озеро, канал;

б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.

5. С водоёмами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

в) орлы, аисты, кедровки.

Проверка в парах (выставление оценок)

3. Водоёмы Челябинской области.

Какое озеро самое высокогорное? (Зюраткуль)

Какое озеро самое интересное? (Инышко)

Какое озеро самое пресноводное? (Зюраткуль)

Какое озеро самое холодное и чистое? (Тургояк)

Какие озёра объявлены памятником природы? (Тургояк, Кисегач, Зюраткуль, Увильды )

Самое курортное озеро? (Кисегач)

Самое крупное озеро? (Увильды)

III Работа над новой темой

О водоёмах много знаете вы,

Ответы достойны похвалы,

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдёте вы.

1.Легенда о каменном поясе.

- Сегодня на уроке Вы узнаете о полезных ископаемых Челябинской области, но сначала послушайте легенду.

Было это очень давно. Жило на Севере большое и богатое племя богатырей. Оно мирно трудилось. Но однажды из-за дальних морей пришло с огнем и мечом другое племя. И вспыхнула жаркая битва.

Когда иссякли силы северных богатырей, вождь призвал к себе самого сильного и ловкого юношу. Он дал ему пояс, в котором хранились сокровища племени, добытые за 1000 лет.

- Здесь богатство нашего народа, - сказал вождь, - оно не должно достаться врагу. Унеси, спрячь, сохрани.

Дни и ночи шел юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в погоню.

Не пристало богатырю бежать от боя! – сказал себе юноша. Он взял пояс могучей рукой, размахнулся широко и забросил сокровища за глухие дремучие леса, в неприступные горы. Потом богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой.

А пояс с несметными сокровищами враги так и не нашли и уплыли обратно за моря.

Вот такая легенда. Казалось бы, сказка, но ведь сказок без вымысла не бывает. И слово “Урал” обозначает именно “пояс”, и часто каменным поясом называют Уральские горы. А легенда сказала правду о несметных сокровищах каменного пояса.

Трудно перечислить все сокровища уральской земли, но мы сегодня узнаем о полезных ископаемых только Челябинской области.

2.Работа в группах:

- Сейчас вы внимательно прочитаете текст в учебнике, в атласе определителе, рассмотрите полезные ископаемые, образцы которых лежат у вас на партах и заполните таблицу в тетради на с.52. Работаем коллективно, затем каждая группа расскажет о своих полезных ископаемых

Детям раздаются полезные ископаемые (раздаточный материал)

Рассказы детей по группам. На карте появляются карточки с названиями П.И.

Известняк – Миасс, Магнитогорск, Еманжелинск.

Гранит – Челябинск

Песок и глина – Повсеместно

Торф – Миасс

Каменный уголь – Бреды, Варна

Бурый уголь – Копейск, Коркино, Еманжелинск

Нефть – почти отсутствует

Природный газ - почти отсутствует

3. Рассказ учителя о рудных полезных ископаемых.

Железо есть везде. Оно есть в воде, в растениях, но его там очень мало. Есть железо и в человеческом организме, и если его будет недостаточно, то человек заболеет.

Больше всего этого металла на земле и в земле. Из земли человек и добывает его.

Шагаете вы по лесной тропинке, под ногами попадаются камни. Они разного цвета – тяжелые темно-серые, желто-бурые, похожие на твердую глину. а ведь это железо, но в соединении с другими веществами. Таких соединений в природе много, те которые содержат много металла, называют рудой.

Свойства: прочные, твердые, тяжелые, плавятся. Место, где добывают железную руду, называют рудником.

В нашей области большие запасы железной руды в г. Бакале. Непросто извлечь из руды металл. Получают его в огромной печи, высотой с десяти этажный дом, которая называется домной.

В домнах выплавляют металл при высокой температуре – 3 тысячи градусов. Поэтому котлы, в которых плавят руду, изготавливают из магнезита, твердой и прочной породы, главное свойство которой – выдерживать высокую температуру. Единственное, крупное месторождение магнезита находится в нашей области в городе Сатка. Сначала из руды получают чугун, затем, добавляя различные металлы, получают сталь.

С давних времен в нашей области добывали медь. Но медь тоже встречается в соединении с другими веществами. Эти соединения называют медной рудой. В нашей области добывают медную руду, которую называют – медный колчедан. Медь – мягкий металл, его употребляют в разных сплавах с другими металлами.

Медную руду обнаружили в районе Кыштыма и в районе Карабаша. Сейчас медь и ее сплавы используются в электротехнической промышленности, из нее делают провода. Без медных сплавов и чистой меди не обходится автомобилестроение, авиация, приборостроение, производство ЭВМ.

- Кто из вас догадался, почему подземные богатства называют полезными ископаемыми?

(Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.)

Читайте также: