Горький о работе неумелой небрежной конспект

Обновлено: 06.07.2024

О работе неумелой, небрежной, недобросовестной и т. д

по А.Э. Брему в переработке В.И. Язвицкого и М.А. Гремяцкого

под редакцией профессора Н.С. Понятского.

Несколько ниже напечатано ещё четыре слова:

Допушено Государственным Учёным Советом.

Язвицкий и Гремяцкий при всей их поразительной малограмотности любят точность и проявляют её в форме весьма оригинальной, например, на странице 675 они сделали такое примечание:

У нас не хватает бумаги. Вследствие этого пятилетний план Госиздата не выполнен в 1929–1930 годах, не выполняется и в 1931 году. По плану, в эти годы должен был выйти ряд ценнейших книг иностранной и русской литературы. В 1929–1930 годах издано несколько десятков книг вне плана, и большинство их совершенно не оправдывается. Ненужные и даже бездарные книги. Что издаёт ГИХЛ в 1931 году?

Роман Нар-Доса показывает нам, что и литературе Армении знаком этот унылый тип. Историко-литературное значение романа неоспоримо, хотя роман слабый; может быть, он кажется таким потому, что перевод сделан плохо, как вообще у нас за последнее время принято делать переводы с иностранных языков. Перевод романа Нар-Доса не редактирован. На одной странице встречаются такие, например, штуки:

Почти в каждом переводе иностранных авторов можно подобрать такие и подобные демонстрации малограмотности, небрежности — и вообще недобросовестной работы. Чем же заняты, что делают редакторы издательств? И — наконец — кто они? Почему они редакторы?

Я мог бы назвать не один десяток таких же пустых книжек, но не стоит. Следует отметить, что у нас образовалась весьма обширная группа людей, которые, выхватывая из действительности анекдоты, уже не характерные для неё, обрабатывают их в тоне более или менее усмешливом и дают полную свободу своему скептицизму невежд. Эти выходки свойственны и многим из тех писателей, которые присваивают себе наименование пролетарских. У некоторых скептицизм и глупенькие гримаски возникают, очевидно, на почве своеобразно понятого значения самокритики и являются не чем иным, как рабским подчинением работника материалу, над которым он работает. Но самокритика — это критика созданного с точки зрения желаемого: самокритика — стремление к совершенству, именно такова самокритика рабочих в лице передовой, активной их массы, которая творит социалистическую революцию. Эта масса не боится материала, который она перерабатывает, она ему не подчиняется, а лепит из него всё, что хочет. Эта масса чувствует, думает, работает, как целостная, могучая сила, творящая новую историю человечества.

В наши дни масса революционно активнее личности. Я думаю, что гражданам редакторам пора бы обратить должное внимание на требования и настроения массы. Но изучать её настроение следует не по анкетам, не по словесным отзывам массового читателя о книгах, потому что наш читатель пока ещё косноязычен и укладывает свои мысли чаще всего в чужие слова. Изучать его настроение нужно по всей сумме его активной социалистической деятельности. Читатель наш стал неимоверно жаден на книгу, он поглощает все, что предлагают ему издательства, он покупает миллионы экземпляров книг, написанных малограмотно, неинтересно, равнодушно. Эти сочинения равнодушных ремесленников, высасывая его свободное время, засоряя его мозг, нимало не могут способствовать его культурному росту.

Известно, что время познаётся только посредством движения, истину эту знают даже тараканы. Когда часы не идут, они показывают одно и то же время; в этом случае часы вполне подобны мозгам, которые засорены пылью какого-то определённого момента и, отметив его, остановились на нём. Крайне трудно понять, на каком именно моменте остановилось развитие мозговой деятельности редакторов советских издательств, но работа их имеет очень мало общего с культурно-революционными запросами непрерывно текущей действительности и с тою жаждой познания, которая волнует массового читателя. В колхозах быстро растут миллионы читателей, они понимают, что нужно учиться, им необходимо знать прошлое для того, чтоб избегать его заразных влияний, они обладают свободным временем в большем объёме, чем горожане, и обладают уже хорошей покупательной способностью.

Философия воспитывает интеллект, но плохо действует на социальные эмоции, на чувство органической связи единицы с массой. Философам свойственно изображать себя сверхчеловеками. Критика? Она действует приблизительно так же. Критик воображает себя слишком учителем, а учителя в огромном большинстве — это люди, которые, поучая, забывают необходимость учиться самим. Они слишком часто глохнут и слепнут от словесного шума нахватанных знаний, от мишурного блеска мысли, которую они наскоро усвоили. Это очень относится к нашим критикам.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувство. Именно влиянием художественного образа надобно объяснить тот факт, что икона действовала на массу всегда более сильно, чем молитва.

[Ответ на анкету американского журнала]

Статья не закончена; по содержанию и внешним признакам рукописи она датируется концом 1928 — началом 1929 года.

В авторизованные сборники статья не включалась.

…убийство Сакко и Ванцетти. — Итальянские рабочие Сакко и Ванцетти, работавшие в США, 5 мая 1920 года были арестованы в штате Массачусетс по ложному обвинению в ограблении и убийстве, сфабрикованному американскими охранниками. В следующем году американский суд приговорил их к смертной казни. Приговор вызвал возмущение трудящихся всего мира. В течение нескольких лет честные люди всех стран требовали отмены приговора. Тем не менее приговор был приведён в исполнение: 23 августа 1927 года Сакко и Ванцетти были казнены на электрическом стуле

Написано в конце 1928 — начале 1929 года.

Печатается по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с рукописью и другими авторизованными текстами (Архив А. М. Горького).

Статья написана не позднее 20 февраля 1929 года, о чём свидетельствует письмо М. Горького к одному из его корреспондентов (Архив А. М. Горького).

Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги. Текст сверен с рукописью, авторизованными машинописями (Архив А.М. Горького) и печатным текстом.

Когда Советская власть предложила… — В 1927 году на подготовительной Комиссии к конференции по разоружению в Женеве Советским правительством был предложен проект всеобщего, полного и немедленного разоружения. Правительства Европы отклонили предложение СССР; последующее предложение Советского правительства — принять решение о частичном (до 50%) всеобщем разоруженнии — было также отвергнуто империалистами

Макар Девушкин — главный персонаж романа Ф.М. Достоевского.

Президиуму Серпуховского вечернего рабфака имени М. Горького

В авторизованные сборники не включалось.

См. также письмо М. Горького серпуховским рабфаковцам.

[Речь на открытии II Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников]

Впервые напечатано в стенографическом отчете Всесоюзного съезда воинствующих безбожников в 1930 году.

Речь произнесена М. Горьким 10 июня 1929 года в Москве.

В авторизованные сборники не включалась.

Печатается по тексту первой публикации.

Предисловие [к брошюре о дне индустриализации]

Впервые напечатано в 1929 году.

Под статьей имеется дата: 10/VII 1929.

В авторизованные сборники статья не включалась.

Печатается по рукописи (Архив А.М. Горького).

Рабочий класс должен воспитать своих мастеров культуры

В авторизованные сборники не включалось.

Печатается по тексту указанной книги, сверенному с правленными автором двумя рукописями, авторизованными машинописями и корректурой (Архив А.М. Горького).

Печатается по тексту указанной книги. Текст сверен с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).

Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги. Текст сверен с авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).

В авторизованные сборники не включалось.

В авторизованные сборники не включалось.

О Викторине Арефьеве

В авторизованные сборники статья не включалась.

В авторизованные сборники не включалось.

Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги.

Текст сверен с рукописью и авторизованными машинописями (Архив А.М. Горького).

В авторизованные сборники не включалось.

Печатается по тексту указанной книги, сверенному с правленными автором двумя рукописями, авторизованными машинописями и корректурой (Архив А.М. Горького).

[Предисловие к книге писем и речей крестьян о Советской власти]

Впервые напечатано в 1929 году.

В авторизованные сборники не включалось.

Печатается по тексту первой публикации, сверенному с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).

Молодая литература и её задачи

Статья написана в виде предисловия к сборнику рассказов молодых авторов (издание не было осуществлено).

По содержанию датируется 1929 годом.

В авторизованные сборники статья не включалась.

Печатается по тексту авторизованной машинописи (Архив А.М. Горького).

По содержанию предположительно датируется 1929–1930 годами.

В авторизованные сборники не включалось.

Печатается по рукописи (Архив А.М. Горького).

Цели нашего журнала

Человек, уши которого заткнуты ватой

В статье имеется в виду дискуссия по вопросам детской литературы, происходившая, в конце 1929 года.

Письма начинающим литераторам

Печатаются по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с рукописями (письма I, III и V) и авторизованной машинописью (письма I–XI) (Архив А.М. Горького).

Письма из редакции

В авторизованные сборники не включались.

Печатается по тексту, подготовленному М. Горьким для второго издания указанной книги.

Текст сверен с рукописью (Архив А.М. Горького).

О безответственных людях и о детской книге наших дней

Печатается по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).

Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги. Текст сверен с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).

Освещать быт, обнажать скрытую в нём политику!

Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги.

Текст сверен с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А. М. Горького)

Датируется на основании авторской пометки: Сорренто, 13 сентября 1930 года.

В авторизованные сборники не включалось.

Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги. Текст сверен с рукописью (Архив А.М. Горького).

В авторизованные сборники не включалось.

Переписка с читателями

Печатается по тексту, просмотренному автором при подготовке второго издания указанной книги. Текст сверен с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).

Если враг не сдаётся, — его уничтожают

К рабочим и крестьянам

Печатается по тексту, просмотренному автором при подготовке второго издания указанной книги (Архив А.М. Горького).

Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги. Текст сверен с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).

В авторизованные сборники не включалось.

Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги (Архив А.М. Горького).

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "О работе неумелой, небрежной, недобросовестной и т. д."

Описание и краткое содержание "О работе неумелой, небрежной, недобросовестной и т. д." читать бесплатно онлайн.

О работе неумелой, небрежной, недобросовестной и т. д.

Жизнь животных

по А. Э. Брему в переработке В. И. Язвицкого и М. А. Гремяцкого

под редакцией профессора Н. С. Понятского.

Несколько ниже напечатано ещё четыре слова:

Допушено Государственным Учёным Советом.

Язвицкий и Гремяцкий при всей их поразительной малограмотности любят точность и проявляют её в форме весьма оригинальной, например, на странице 675 они сделали такое примечание:

Конец ознакомительного фрагмента.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О работе неумелой, небрежной, недобросовестной и т. д."

Книги похожие на "О работе неумелой, небрежной, недобросовестной и т. д." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Жизнь животных по А.Э. Брему в переработке В.О. Язвицкого и М.А. Гремяцкого под редакцией профессора Н.С. Понятского

Несколько ниже напечатано еще четыре слова:

Допущено Государственным ученым советом.

Язвицкий и Гремяцкий при всей их поразительной малограмотности любят точность и проявляют ее в форме весьма оригинальной, например, на странице 675 они сделали такое примечание:

У нас не хватает бумаги. Вследствие этого пятилетний план Госиздата не выполнен в 1929-1930 годах, не выполняется и в 1931 году. По плану, в эти годы должен был выйти ряд ценнейших книг иностранной и русской литературы. В 1929-1930 годах издано несколько десятков книг вне плана, и большинство их совершенно не оправдывается. Ненужные и даже бездарные книги. Что издает ГИХЛ в 1931 году?

Почти в каждом переводе иностранных авторов можно подобрать такие и подобные демонстрации малограмотности, небрежности — и вообще недобросовестной работы. Чем же заняты, что делают редакторы издательств? И — наконец, кто они? Почему они редакторы?

Я мог бы назвать не один десяток таких же пустых книжек, но не стоит. Следует отметить, что у нас образовалась весьма обширная группа людей, которые, выхватывая из действительности анекдоты, уже не характерные для нее, обрабатывают их в тоне более или менее усмешливом и дают полную свободу своему скептицизму невежд. Эти выходки свойственны и, многим из тех писателей, которые присваивают себе наименование пролетарских. У некоторых скептицизм и глупенькие гримаски возникают, очевидно, на почве своеобразно понятого значения самокритики и являются не чем иным, как рабским подчинением работника материалу, над которым он работает. Но самокритика — это критика созданного с точки зрения желаемого: самокритика — стремление к совершенству, именно такова самокритика рабочих в лице передовой, активной их массы, которая творит социалистическую революцию. Эта масса не боится материала, который она перерабатывает, она ему не подчиняется, а лепит из него все, что хочет. Эта масса чувствует, думает, работает, как целостная, могучая сила, творящая новую историю человечества.

В наши дни масса революционно активнее личности. Я думаю, что гражданам редакторам пора бы обратить должное внимание на требования и настроения массы. Но

изучать ее настроение следует не по анкетам, не по словесным отзывам массового читателя о книгах, потому что наш читатель пока еще косноязычен и укладывает свои мысли чаще всего в чужие слова. Изучать его настроение нужно по всей сумме его активной социалистической деятельности. Читатель наш стал неимоверно жаден на книгу, он поглощает все, что предлагают ему издательства, он покупает миллионы экземпляров книг, написанных малограмотно, неинтересно, равнодушно. Эти сочинения равнодушных ремесленников, высасывая его свободное время, засоряя его мозг, нимало не могут способствовать его культурному росту.

Известно, что время познается только посредством движения, истину эту знают даже тараканы. Когда часы не идут, они показывают одно и то же время; в этом случае часы вполне подобны мозгам, которые засорены пылью какого-то определенного момента и, отметив его, остановились на нем. Крайне трудно понять, на каком именно моменте остановилось развитие мозговой деятельности редакторов советских издательств, но работа их имеет очень мало общего с культурно-революционными запросами непрерывно текущей действительности и с тою жаждой познания, которая волнует массового читателя. В колхозах быстро растут миллионы читателей, они понимают, что нужно учиться, им необходимо знать прошлое для того, чтоб избегать его заразных влияний, они обладают свободным временем в большем объеме, чем горожане, и обладают уже хорошей покупательной способностью.

Философия воспитывает интеллект, но плохо действует на социальные эмоции, на чувство органической связи единицы с массой. Философам свойственно изображать себя сверхчеловеками. Критика? Она действует приблизительно так же. Критик воображает себя слишком учителем, а учителя в огромном большинстве — это люди, которые, поучая, забывают необходимость учиться самим. Они слишком часто глохнут и слепнут от словесного шума нахватанных знаний, от мишурного блеска мысли, которую они наскоро усвоили. Это очень относится к нашим критикам.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувство. Именно влиянием художественного образа надобно объяснить тот факт, что икона действовала на массу всегда более сильно, чем молитва.

Печатается по изданию: Горький М. Собр. соч. В 30 т. — М, 1949-1955. — Т. 25. — С. 484-470.


Жизнь животных

по А. Э. Брему в переработке В. И. Язвицкого и М. А. Гремяцкого

под редакцией профессора Н. С. Понятского.

Несколько ниже напечатано ещё четыре слова:

Допушено Государственным Учёным Советом.

Язвицкий и Гремяцкий при всей их поразительной малограмотности любят точность и проявляют её в форме весьма оригинальной, например, на странице 675 они сделали такое примечание:

У нас не хватает бумаги. Вследствие этого пятилетний план Госиздата не выполнен в 1929–1930 годах, не выполняется и в 1931 году. По плану, в эти годы должен был выйти ряд ценнейших книг иностранной и русской литературы. В 1929–1930 годах издано несколько десятков книг вне плана, и большинство их совершенно не оправдывается. Ненужные и даже бездарные книги. Что издаёт ГИХЛ в 1931 году?

Роман Нар-Доса показывает нам, что и литературе Армении знаком этот унылый тип. Историко-литературное значение романа неоспоримо, хотя роман слабый; может быть, он кажется таким потому, что перевод сделан плохо, как вообще у нас за последнее время принято делать переводы с иностранных языков. Перевод романа Нар-Доса не редактирован. На одной странице встречаются такие, например, штуки:

Почти в каждом переводе иностранных авторов можно подобрать такие и подобные демонстрации малограмотности, небрежности – и вообще недобросовестной работы. Чем же заняты, что делают редакторы издательств? И – наконец – кто они? Почему они редакторы?

Я мог бы назвать не один десяток таких же пустых книжек, но не стоит. Следует отметить, что у нас образовалась весьма обширная группа людей, которые, выхватывая из действительности анекдоты, уже не характерные для неё, обрабатывают их в тоне более или менее усмешливом и дают полную свободу своему скептицизму невежд. Эти выходки свойственны и многим из тех писателей, которые присваивают себе наименование пролетарских. У некоторых скептицизм и глупенькие гримаски возникают, очевидно, на почве своеобразно понятого значения самокритики и являются не чем иным, как рабским подчинением работника материалу, над которым он работает. Но самокритика – это критика созданного с точки зрения желаемого: самокритика – стремление к совершенству, именно такова самокритика рабочих в лице передовой, активной их массы, которая творит социалистическую революцию. Эта масса не боится материала, который она перерабатывает, она ему не подчиняется, а лепит из него всё, что хочет. Эта масса чувствует, думает, работает, как целостная, могучая сила, творящая новую историю человечества.

В наши дни масса революционно активнее личности. Я думаю, что гражданам редакторам пора бы обратить должное внимание на требования и настроения массы. Но изучать её настроение следует не по анкетам, не по словесным отзывам массового читателя о книгах, потому что наш читатель пока ещё косноязычен и укладывает свои мысли чаще всего в чужие слова. Изучать его настроение нужно по всей сумме его активной социалистической деятельности. Читатель наш стал неимоверно жаден на книгу, он поглощает все, что предлагают ему издательства, он покупает миллионы экземпляров книг, написанных малограмотно, неинтересно, равнодушно. Эти сочинения равнодушных ремесленников, высасывая его свободное время, засоряя его мозг, нимало не могут способствовать его культурному росту.

Известно, что время познаётся только посредством движения, истину эту знают даже тараканы. Когда часы не идут, они показывают одно и то же время; в этом случае часы вполне подобны мозгам, которые засорены пылью какого-то определённого момента и, отметив его, остановились на нём. Крайне трудно понять, на каком именно моменте остановилось развитие мозговой деятельности редакторов советских издательств, но работа их имеет очень мало общего с культурно-революционными запросами непрерывно текущей действительности и с тою жаждой познания, которая волнует массового читателя. В колхозах быстро растут миллионы читателей, они понимают, что нужно учиться, им необходимо знать прошлое для того, чтоб избегать его заразных влияний, они обладают свободным временем в большем объёме, чем горожане, и обладают уже хорошей покупательной способностью.

[Закрыть] . Лучшие романы огоньковской программы выпущены в совершенно диком и безобразном сокращении, непозволительном ни с какой стороны.

Философия воспитывает интеллект, но плохо действует на социальные эмоции, на чувство органической связи единицы с массой. Философам свойственно изображать себя сверхчеловеками. Критика? Она действует приблизительно так же. Критик воображает себя слишком учителем, а учителя в огромном большинстве – это люди, которые, поучая, забывают необходимость учиться самим. Они слишком часто глохнут и слепнут от словесного шума нахватанных знаний, от мишурного блеска мысли, которую они наскоро усвоили. Это очень относится к нашим критикам.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувство. Именно влиянием художественного образа надобно объяснить тот факт, что икона действовала на массу всегда более сильно, чем молитва.

Создание

Значение работы

Годы показали, что предостережения писателя не были замечены. С Россией и ее народом произошло то, о чем он предупреждал. Но стоит отметить, что и сам Горький не был однозначен в своих высказываниях, его взгляды на революцию менялись с течением времени.


Структура

Народ русский

В своих заметках Горький высказывает личное мнение о войне, революции, судьбах людей, которые целиком и полностью зависят от культуры и знаний. Его смелые высказывания, полемика, противоречащая государственному аппарату правления, стали причинами того, что газету закрыли. Но слова Горького уже были написаны, пускай и не в полном объеме, но они прозвучали и продолжают звучать.

Основная идея

В своих статьях Максим Горький призывает уничтожить невежество и злобу, ведь на прогнившей почве невозможно будет зародиться новой культуре. Писатель замечает, что для русского человека работа — проклятие его жизни, а потому он не понимает ее великого смысла. Улучшить условия труда, сделать его легким и приятным можно при помощи науки. Только в любви к деятельности человек сможет достигнуть великой жизненной цели.

Выход из кризиса автор видит в бережном отношении к культурной собственности народа и в объединении работников науки и искусства для духовного воспитания масс и развития страны. Заметки Горького являются по жанру фило­софско-публицистическими эссе.

Лютые враги

Нужно воспитывать в себе отвращение к убийству и бороться, ежедневно бороться с лютыми врагами – глупостью и жестокостью.

Правда и зверства

Проблематика произведения

Одной из наиболее значимых тем в произведении является судьба русского народа. Ссылаясь на свой жизненный опыт и годы, посвященные защите порабощенных граждан, автор уверяет, что имеет полное право говорить горькую правду о народе. Ведь, по мнению писателя, людям так будет лучше, чем если им истину скажут враги, которые только и могут, что копить по отношению к ним злобу.

Другая проблема, привлекшая внимание Горького, — это то, что пролетариат выступает творцом культуры и революции. Автор с первых страниц начинает кратко предупреждать, что граждан не ждет ничего хорошего, и пытается объяснить, почему нельзя в один миг сделать социалистическим 85% населения страны, которое было крестьянским.

Культура

Основным источником культуры Горький считает книгу. Она – чистый родник духовной пищи и знаний. Но в стране уничтожаются ценные библиотеки, а книгопечатание почти прекратилось. Автор пишет, что старая власть была бездарной, но инстинкт самосохранения подсказал ей, что ее злейший враг — это человеческий мозг. Поэтому она всеми средствами пыталась затруднить интеллектуальное развитие страны. Максим Горький активно призывает своих читателей возродить интеллектуальное, культурное и духовное наследие страны.

Разочарование

Совет

В двух словах:

В переломный исторический этап 1917–1918 гг. автор в газетных заметках высказывается о войне, революции, судьбе русского народа, духовное спасение которого полностью зависит от культуры и знания.

Угасание духа обнаружила война: Россия немощна перед лицом культурного и организованного врага. Люди, кричавшие о спасении Европы от ложных оков цивилизации духом истинной культуры, быстро смолкли:

Убийство и насилие — аргументы деспотизма, … убить человека не значит… убить идею.

Говорить правду — искусство труднейшее из всех. Она неудобна для обывателя и неприемлема для него. Горький рассуждает о зверствах войны. Война — бессмысленное истребление людей и плодородных земель. Искусство и наука изнасилованы милитаризмом. Несмотря на разговоры о братстве и единстве интересов человечества, мир погрузился в кровавый хаос. Автор отмечает, что в этом виновны все и каждый. Сколько полезного для развития государства смогли бы сделать убитые на войне, работая на благо страны.

Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение.

Главнейшим проводником культуры является книга. Однако ценнейшие библиотеки уничтожаются, книгопечатание почти прекращено.

Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас…

Культура, в первую очередь европейская, может помочь ошалевшему россиянину сделаться человечнее, научить мыслить, ведь даже для многих грамотных людей не видно разницы между критикой и клеветой.

Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый в добре и зле, опоённый водкой, изуродованный цинизмом насилия… и, в то же время, непонятно добродушный, — в конце всего — это талантливый народ.

Правительство может поставить себе в заслугу то, что самооценка русского человека повышается: моряки кричат, что за каждую их голову они будут снимать не сотни, а тысячи голов богачей. Для Горького это крик трусливых и разнузданных зверей:

Разумеется, убить проще, чем убедить.

Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.

Автор считает, что женщина обаянием любви может превратить мужчин в людей, в детей. Для Горького дикость, что женщина-мать, источник всего хорошего вопреки разрушению, требует перевешать всех большевиков и мужиков. Женщина — мать Христа и Иуды, Ивана Грозного и Макиавелли, гениев и преступников. Русь не погибнет, если женщина вольёт свет в этот кровавый хаос этих дней.

Горький возмущён долей солдат на войне: они гибнут, а офицеры получают ордена. Солдат — подстилка. Известны случаи братания русских и немецких солдат на фронте: видимо, здравый смысл подтолкнул их к этому.

Автор пишет, что в Обуховской больнице находятся более ста голодающих, 59 из них — моложе 30-ти лет. От голода умирают и выдающиеся люди России, которые много сделали для родины.

Автор говорит о необходимости объединения интеллектуальных сил опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции. Тогда возможно возродить духовные силы страны и оздоровить её. Это путь к культуре и свободе, которые должны встать над политикой:

Политика, кто бы её ни делал, всегда отвратительна. Ей всегда сопутствует ложь, клевета и насилие.

Ужас, глупость, безумие — от человека, как и сотворённое им прекрасное на земле. Горький взывает к человеку, к его вере в победу добрых начал над злыми. Человек грешен, но он искупает свои грехи и грязь невыносимыми страданиями.

Осуждение

Горький осуждает деспотичные методы Троцкого и Ленина, что полностью прогнили от власти. При них нет свободы слова, а народ – это лишь механизм, что позволяет строить социализм. Вожди вели к гибели и революцию, и людей. По книжкам они знали, как можно поднять народ, но самого народа не знали никогда. Революция должна была принести демократию, а на деле стала эпицентром насилия.

Общий характер выступлений Горького-публициста — протестующий, обличительный. Его материалы свидетельствуют о глубоком недовольстве автора всем строем жизни помещичье-буржуазного государства. Фельетоны писателя с необычайной смелостью вскрывали многие язвы провинциальной жизни: издевательство над человеческим достоинством, бесправие женщины, дикость, бескультурье, внутреннюю пустоту жизни обывателей и пр.

русской литературы книга, возникшая из коротких газетных откликов писателя

на злобу дня. Статьи Горького появлялись чуть ли не ежедневно в

революции и закрыта после Октябрьской. Она жила с 1 мая 1917 по 16 июня

1918 года, т. е. в самое переходное, переломное время.

Путь между двумя революциями — буржуазной и социалис-тической —

выработать свою позицию, свое отношение к действи- тельности, развивающимся

Правда, увидев революцию а действии, столкнувшись с откровенными

братоубийственными схватками, Горький пришел в ужас и больше не вспоминал

Он понял, как опасно призывать народ к буре, к разрушению, возбуждать

ненависть представителей одних классов к представителям других. «Вражда

Две злобы, считает Горький, у текущего дня: борьба партий и культурное

строительство. Что победит? По какому пути пойдет Россия? Из статьи в

статью он подчеркивает опасность увлечения классовой борьбой («это

наличии некоторых особенностей, как считает он, «русской психики —

Только искусство, уверен Горький, «открывает в человеке

«нужно бороться не друг с другом за хлеб и власть, а с природой, отвоевывая

Выход из состояния ненависти, возбужденной злобы друг к другу, как

считает он, один: «возбуждение в народе рядом с возбужденными в нем

эмоциями политическими — эмоций этических и эстетических. Художник должен

Горький не только полностью отрицает разрушенный строй, но и отрицает

положительные качества самого народа, рассматривая его как носителя

негативных свойств, присущих этой системе.

Противопоставление некультурного, звероподобного крестьянина

культурному промышленному рабочему — главное на страницах публицистических

Социалистическая революция еще более заострила выступления Горького.

Закрытие ряда газет, расстрелы, самосуды вызвали у него чувство глубокого

возмущения. Он один из первых заметил утопизм программы В. И. Ленина и

Он не может согласиться с ограничением демократии, свободы слова.

предупреждает Горький рабочий класс, что насилие над демократией приведет к

тому, что в конце концов «рабочий класс должен будет заплатить за ошибки и

горечью предсказывает Горький кровавые схватки, гражданскую войну,

окончательное падение нравственности.

Обозначив симптомы болезни, указав на ее тяжелый характер, Горький

оказался не в состоянии понять ее причины и найти правильный метод лечения.

И художник-реалист все более побеждается романтиком-утопистом. Как

наивны обращения Горького к крестьянам, которые должны будут осознать свое

несоответствие социализму и перевоспитаться. Он даже сам не замечает, как

превращается в наивного мечтателя, пытающегося увидеть в разрушенной России

будущую страну чудес. «Если мы заставим энергично работать всю массу мозга

газеты, 17 мая 1918 года. Так романтик 90-х годов, даже пройдя школу

реализма, превращается в утописта в 1918 году.

Статьи Горького этого периода становятся все более не отвечающими

помощи. Голос его последних статей звучит тихо. Он не требует, не

настаивает, не возмущается, не кричит. Он тихо просит, обращаясь неизвестно

к кому: «Надо что-то делать, необходимо бороться с процессом физического и

духовного истощения интеллигенции, надо почувствовать, что она является

И снова, как когда-то, когда Горький не принимал эгоизма крестьянского

собственника, летом 1918 года, перейдя на позиции откровенного утопического

социализма, он обрушивается и на рабочих, и на ремесленников, и на мещан,

не способных выработать в себе новые формы мышления, чувств. Уже

предлагается создавать новых людей — «необходимо ускорить рост и развитие

новых сил, необходимо тотчас же создавать условия для воспитания нового

Конечно, и сегодня иные мысли Горького вызывают желание спорить с

писателем, да и история не во всем оправдывает его, но, читая книгу,

преклоняешься перед его самоотверженным, бесстрашным умом. Перед нами

великий человек, восставший против великого времени- Буревестник, который

Раб и вождь

Тот, кто нужен миру

Единственное хорошее, что принесла революция – это равноправие евреев. Наконец люди, которые могут работать лучше, будут это делать. Горький изумляется тому, что евреи больше любят Россию, чем многие русские.

Выводы

Максим Горький считает, что для социально-эстетического воспитания народа этому самому народу нужно читать европейскую литературу, французские комедии и греческие трагедии. Он знает потребности рабочего класса, поэтому предлагает именно то, что они поймут и усвоят.

Горький уверен – нужно объединить интеллектуальные силы интеллигенции с силами молодых крестьян, только тогда можно будет возродить духовное богатство страны. Это есть истинный путь к свободе и культуре, над которыми политика не должна иметь власти. Ведь политика всегда отвратительна. Кто бы ее ни делал, ей всегда будут сопутствовать ложь, насилие, клевета. Автор взывает к каждому читателю, к его добрым началам, которые должны победить тьму. Только тогда возможна в стране демократия и свобода.

Расхождение взглядов с большевиками

В стране, отягощённой национальным и религиозным гнётом, только что пережившей войну и государственный переворот, первоочередными были задачи, представленные лозунгами:

  • Владимира Ленина;
  • Льва Троцкого;
  • Анатолия Луначарского;
  • Григория Зиновьева.

Писатель, упоминая своих оппонентов, стоящих у власти, обращается к пролетариату с предупреждением, что его ведут на гибель и используют как материал, ведь в глазах вождей рабочий — это не человек.

Читайте также: