Горе от ума презентация конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

(А. А. Бестужев-Марлинский в журнале "Полярная звезда", 1825 г.)

Признаки комедии классицизма

Правила трех единств:

• Единство времени (действие происходит

в течение одних суток).

• Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

• Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Признаки комедии реализма

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

Павел Афанасьевич Фамусов

Софья Павловна, его дочь

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова

Полковник Скалозуб, Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович

Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми

Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка

Антон Антонович Загорецкий

Старуха Хлестова, Репетилов

Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:

Александр Андреевич Чацкий

Двоюродный брат Скалозуба

"Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.«

хотел под­черкнуть, что Фамусов

боится молвы, общественного

мне­ния, но с другой стороны,

Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высо­кой морали, искренний, честный, бес­компромиссный.

Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и мо­ралью.

«Кто служит делу,

  • Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.
  • Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели. Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки.
  • О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?
  • Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят
  • Ни годы их, ни моды, ни пожары.
  • Как платья, волосы, так и умы коротки.
  • Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.

Ум с сердцем не в ладу.

Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист).

Софья о Молчалине:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.

А он безмолвием обезоружит.

От старичков не ступит за порог.

. Молчит, когда его бранят.

? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.

Предлагаю вашему вниманию материалы к урокам литературы в 9 классе по теме "А. С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума"". Здесь созданные мною материалы: презентация к урокам, презентация-тест по комедии, видеоролик о биографии поэта. Также на этой странице вы найдёте записи спектакля, которые нужны для корректной работы презентации, так как по ним предусмотрена работа на уроке. Учащиеся могут протестироваться в режиме он-лайн на знание текста комедии и фактов биографии писателя.

Изучение биографии

В ходе просмотра фильма даём такое задание: записать факты биографии А. С. Грибоедова, черты писателя. После просмотра фильма даём небольшую письменную работу: написать сочинение-миниатюру "Каким я себе представляю Грибоедова". Ребята теперь не перечисляют факты биографии, а пишут, какими чертами обладал писатель, конечно, подкрепляя их фактами.

(Данный фильм можно скачать в архиве с презентацией)

Презентация-тест на знание текста комедии

Система уроков по изучению комедии

В архиве вы найдёте презентацию с фильмом по биографии Грибоедова, фрагментами из спектакля О. Меньшикова, контрольные работы, карточки.

Игра по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Фрагменты из спектакля О. Меньшикова "Горе от ума"

Внимание! Все видеоматериалы есть в архиве с презентацией.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока Грибоедов Горе от ума (Коломиец Т.З.).docx

Коломиец Талшин Зайнушевна

УМК под редакцией Ю.В.Лебедева, Н.А.Вакуленко

Базовый уровень

Задачи урока:

образовательные :

- формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;

- выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала.

2) развивающие :

- развитие исследовательских способностей;

- стимулирование мыслительных процессов в ходе анализа произведения;

- формирование рефлексивных умений.

3) воспитательные :

- воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;

- актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся;

- воспитание читательской культуры учащихся.

Планируемые результаты:

Знать понятия идейное содержание, внутренний конфликт, развитие действия, открытый финал ; текст комедии; з нать особенности комедии как жанра.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты ; у меть определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма, романтизма и реализма, видеть афористичность речи .

Организация урока.

Повторение изученного в 9классе.

Проблемное задание: узнай писателя по словесному портрету

Родился в Москве в 1795 г. Его первые же впечатления показали ему ту затхлую среду старого барства, чьим смелым обличителем он выступил со временем. Ребенком видел он вокруг себя спесивые и самодовольные лица Фамусовых, Хлестаковых, Хрюминых.

1) Тестирование: подтвердить или опровергнуть следующую информацию (слайд 3)

1. Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.

2. В 13 лет поступил в университет.

3. Закончил за 6,5 лет 2 факультета.

4. Знал 4 языка: английский, французский, немецкий, итальянский.

5. Грибоедов – замечательный композитор.

6. Грибоедов – известный дипломат.

7. Участвовал в войне 1812 года

8. В Персию сослан за причастность к восстанию декабристов.

2) Индивидуальное задание.

В 1816 году Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался в Петербурге на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика преклоняется перед всеми иностранцами. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший, и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

В 1828 году автор, отправляясь на Кавказ и далее в Персию, оставил в Петербурге у Ф. В. Булгарина рукопись. Данный текст является основным текстом комедии.

В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправного списка) в Ревеле.

Проверка домашнего задания.

- Расскажите об этапах развития реализма в России (слайд 5):

- просветительский реализм (Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов);

- критический реализм – обличительная направленность , решительный разрыв с романтической традицией ( Гончаров, Тургенев, Некрасов, Островский и др. );

- социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира, близок к классицизму по многим принципам изображения действительности.

V . Актуализация знаний.

- Охарактеризуйте образ Чацкого.

Писатель показал наиболее актуальный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего Х I Х и начала ХХ века.

VI . Практическая работа (слайд 8)

Попробуем в ыделить черты трёх литературных направлений в комедии “Горе от ума”: принципы классицизма и отклонения от них, роль романтических мотивов, реализм Грибоедова.

Правила классической драмы. (слайд 9)

- Единство места, времени, действия

- Вот правила, в соответствии с которыми строили свои произведения писатели-класс и цисты.

Разбить класс на 3 группы. (Группам дать вспомогательные вопросы).

1 группа (слайд 10):

Принципы классицизма и отклонения от них в “Горе от ума”.

Соблюдается ли в комедии “принцип трёх единств”?

Чем это обусловлено?

Разрешается ли конфликт комедии полностью?

Сохраняется единство времени?

Сохраняется ли единство места?

А единство действия сохранено? (Нет, в пьесе уже не один конфликт)

Вы совершенно правильно ответили, что автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности. Среди традиционных классических черт можно также отметить наличие любовного треугольника, присутствие резонера.

- Как построена комедия?

(Анализ построения комедии: композиция, сюжет, завязка, развязка, кульминация)

Примерный вариант ответа 1-й группы:

Требование трёх единств в комедии в целом выполняется – действие происходит в течение суток и только в доме Фамусова. Но единство времени и места вводится не просто как необходимая условность, а содержательно оправдывается. Смысл единства времени виден из реплики Чацкого: “Вы правы: из огня тот выйдет невредим, // кто с вами день прожить успеет, // Подышит воздухом одним, // И в нём рассудок уцелеет”. Таким образом, подчеркивается, что достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт.

Единство времени тоже мотивировано сюжетом и конфликтом: “Что нового покажет мне Москва?” – говорит Чацкий, подразумевая, что его интересует только Софья. Но в то же время особняк Фамусова становится символом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова и других происходящее в доме осмысливается “на уровне Москвы” (“Как все московские, ваш батюшка таков…”, “На всех московских есть особый отпечаток…” и т.д.)

- По законам классицизма в произведении должен быть один конфликт, который полностью разрешается в конце, причем устраняются все недоразумения, окончательно торжествует добродетель и наказывается порок.

В “Горе от ума” ни одно из этих требований не выполняется полностью. В комедии не один, а два конфликта (один социальный, другой – любовный), и полного их разрешения мы не наблюдаем.
Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки.

2 группа (слайд 11):

Роль романтических мотивов в комедии “Горе от ума”.

- Какие черты романтического героя мы видим в Чацком?

- В монологах ещё какого героя мы встречаем отсылки к романтизму?
- Какие черты романтической героини мы находим в Софье?
- Почему, несмотря на романтические черты, нельзя назвать Чацкого и Софью героями романтизма.

(Работа учащихся над анализом 1 действия комедии).

Примерный вариант ответа 2 группы:

Чацкий в комедии разыгрывает роль романтического героя: несчастный влюблённый, бунтарь-одиночка, не понятый “светом”: “все гонят, все клянут, мучителей толпа”, в его монологах присутствует мотив странничества.
В Софье также можно найти черты романтической героини.
“Ей сна нет от французских книг” – говорит Фамусов. Мы можем предположить, что это сентиментальные и романтические французские романы. Кроме них, Софья, по-видимому, воспитана и на таких произведениях как баллада Жуковского “Светлана”. Это видно из сна, придуманного Софьей для Фамусова.
Несмотря на то, что романтические черты присутствуют в образах Чацкого и Софьи, мы не можем воспринимать эти черты всерьёз в комедии. Романтические мотивы снижаются автором, например, в пародийных монологах Репетилова. Из текста мы знаем, что в его компании любят поговорить “о Бейроне”, т. е. черты романтического героя, только уже в пародийном варианте, популярны и в той среде.
Таким образом, автор использует романтические мотивы для того, чтобы дать более полную характеристику внутреннему миру главных героев, но в то же время относится к ним иронически.

3 группа (слайд 12):

- В чем состоит реализм Грибоедова.
- Какие черты реализма мы можем увидеть в комедии?

переосмысление системы персонажей, свойственной романтизму (вершинная – с одним главным героем);

характеры раскрыты глубоко и многосторонне, с учетом противоречий, индивидуализированы с помощью речевых портретов;

мотивирование сюжетных коллизий и поступков персонажей;

построение пьесы на основе двух сюжетных линий (любовная и социально-политическая);

отсутствие крупных переломных событий;

современный конфликт, современный герой, выражающий самую актуальную тенденцию русского общества.

(Анализ III и IV действия комедии)

- Как соблюдается композиционный принцип?

- По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии.

- Как Грибоедов переосмыслил систему персонажей?

- По словам Гончарова, в комедии Грибоедова, “как в зеркале” отразилась Москва того времени, её обычаи, нравы. В высказываниях Фамусова, Чацкого, других возникает образ старой Москвы. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь. Грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии. Известно, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующих года.

- Как раскрыты характеры персонажей?

(слайд 16)
- Героев мы не можем оценить однозначно как положительных или отрицательных.
Даже в Чацком наряду с его прекрасными душевными качествами мы можем обнаружить недостатки, например, отсутствие знаний о человеческой душе, неумение разобраться в чувствах любимой девушки.

Фамусов не только ненавистник просвещения, но и любящий отец, и важный барин, покровитель своих родственников.

Сентиментально настроенная Софья вместе с тем имеет твердый характер и самостоятельна.

Грибоедов запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрываются не только в их общей помещичье - крепостнической сущности, но и как быт и нравы всего московского дворянского общества.

Правдивость и яркость изображения комедии московского дворянского быта 20-х годов XIX в., жизненность языка комедии, тонкость и убедительность психологических характеристик - все это говорит о том, что комедия Грибоедова - подлинно реалистическое произведение.

Все характеры изображены очень точно, мы можем проследить, почему у них сложились те или иные представления о жизни, об обществе, их внутренний мир показан полно и правдиво.

– В чем особенности сюжета?

Построение пьесы на основе двух сюжетных линий (любовная и социально-политическая);

Комедию “Горе от ума” мы можем смело назвать реалистическим произведением.

Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии.

В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

VII . Рефлексия.

Завершая работу над комедией А.С. Грибоедова, вспомним об афористичности языка драматурга. В тексте очень много фраз, которые стали крылатыми выражениями. В заключение урока проведем игру.

- Выбери афоризм своего настроения.

- Какое из этих выражений отражает ваше настроение?

VIII . Домашнее задание:

Чтение статьи об А.С. Пушкине в учебнике. Наизусть любое стихотворение А.С.Пушкина.

Использованная литература:

Учебник: русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. Ю.В.Лебедева – М: Просвещение, 2011

- Добрый день. Сегодня у нас итоговое занятие по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (слайд № 1), прочитать.

  • продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
  • выявить степень усвоения учащимися пройденного материала;
  • способствовать развитию читательского интереса.

(Слайд № 2), прочитать.

- Такую оценку комедии, вы помните, дал известный литературный критик Гончаров в своей статье “Мильон терзаний”, вышедшей спустя почти 50 лет с момента написания комедии (слайд № 3), прочитать.

- Вспомните, пожалуйста, действующие лица комедии (слайд № 4 “Афиша”).

Учащиеся называют персонажей комедии.

- Чей это портрет? (Слайд № 5, 6)

- Вспомните эпизод, который помогает дополнить характеристику Фамусова (можно прочитать монолог).

- Действительно, речь Фамусова - речь неглупого, хитрого, властного барина. Со своими слугами он говорит ворчливо и грубо, ругает их ослами, чурбанами, называет не иначе как Петрушками, Фильками, не считаясь с их возрастом.

- В комедии два конфликта – это любовный, с которого всё и начинается, и который потом перерастает в общественный. Происходит столкновение двух взглядов: старых принципов и новых идей и мыслей (слайд № 13) – века нынешнего и века минувшего.

- Кто является представителем каждого века? (Учащиеся называют)

- В чём расходятся их взгляды, в отношении к чему? (Продолжают работать по слайду № 13, добавляют цитаты)

- Горе от ума… Чьё горе? В чём? В том, что он обладает такими качествами, которые не приветствует фамусовское общество (слайд № 14), перечисляют.

- Общество, изображённое в комедии, не может ужиться с неудобным человеком, который выделяется и своими взглядами, и своим поведением. Фамусовская Москва бросает Чацкому вызов и пытается уничтожить его, объявив сумасшедшим (слайд № 15), прочитать заглавие.

- Кто распространил сплетни о Чацком? (Софья). Почему? (Оскорблена его отношением к Молчалину), прочитать.

- И в чём же, по их мнению, причина сумасшествия Чацкого? (Слайд № 16), прочитать.

- Действительно, такой ум страшен.

- Герой в комедии страдает, потому что мыслит (слайд № 17), прочитать высказывание Пушкина.

- Довольно чего? (Слайд № 18), уч-ся отвечают.

- Вынужден бежать? Но почему? (Слайд №19). Прочитать.

- Могут ли быть и в наше время Чацкие, Фамусовы?

- Выполнение теста с последующей проверкой.

Итог урока.

Домашнее задание: подготовить хронологическую таблицу “Жизнь и творчество Пушкина”.

Читайте также: