Горе от ума конспект таблица

Обновлено: 05.07.2024

Предлагаю вашему вниманию материалы к урокам литературы в 9 классе по теме "А. С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума"". Здесь созданные мною материалы: презентация к урокам, презентация-тест по комедии, видеоролик о биографии поэта. Также на этой странице вы найдёте записи спектакля, которые нужны для корректной работы презентации, так как по ним предусмотрена работа на уроке. Учащиеся могут протестироваться в режиме он-лайн на знание текста комедии и фактов биографии писателя.

Изучение биографии

В ходе просмотра фильма даём такое задание: записать факты биографии А. С. Грибоедова, черты писателя. После просмотра фильма даём небольшую письменную работу: написать сочинение-миниатюру "Каким я себе представляю Грибоедова". Ребята теперь не перечисляют факты биографии, а пишут, какими чертами обладал писатель, конечно, подкрепляя их фактами.

(Данный фильм можно скачать в архиве с презентацией)

Презентация-тест на знание текста комедии

Система уроков по изучению комедии

В архиве вы найдёте презентацию с фильмом по биографии Грибоедова, фрагментами из спектакля О. Меньшикова, контрольные работы, карточки.

Игра по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Фрагменты из спектакля О. Меньшикова "Горе от ума"

Внимание! Все видеоматериалы есть в архиве с презентацией.

Пока будет существовать стремление к почестям, пока будут водиться охотники угодничать, весело пожить, пока сплетни, безделье и пустота будут частью общественной жизни, будут проявляться черты Фамусовых и Молчалиных.

Без Чацкого не было бы комедии, а была бы картина нравов.

Чацкий умнее прочих и положительно умен. Речь его полна ума и остроумия. У него есть сердце, он честен. Личное горе его не от ума, а от других причин. Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век.

Роль Чацкого страдательная и победительная.

Его идеал заключается в свободе от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей удар количеством силы свежей.

Вот то-то, все вы – гордецы!

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя!

Одни хвалят комедию за то, что в ней точно изображена картина нравов Москвы. Герои комедии напоминают колоду карт. Они изображены четко и строго. Только Чацкий остается самой непонятной картой в этой колоде.

Ценен и язык, которым написано произведение. Он живой и сдобрен сатирой. Комедия передает нравы общества, обрисовывает представителей высшего сословия. И все это сдобрено иронией.

Обстановка, изображенная в комедии, вполне реалистична. Фамусовы и Молчалины не переведутся в обществе до тех пор, пока все будут гоняться за чинами, бездельничать и угодничать.

Чацкому отведена главная роль. Он положительно умен, безукоризненно честен и чувствителен. Он деятель, ведь начинает новый век. В этом и кроется его предназначение, его ум.

Чацкий готовится к переменам, он славно пишет, переводит, набирается мудрости за границей. Но он разочаровывается, не находит ни в ком “сочувствия живого”, поэтому и увозит с собой “мильон терзаний”.

В пьесе образовалось два лагеря: Фамусов, который видит счастье только в богатстве, и Чацкий, приверженец саморазвития и свободной жизни.

Урок №1. Знакомство с героями и фамусовским обществом.

Цель урока: знакомство с действующими лицами комедии и выявление основных конфликтных линий пьесы.

Образовательные технологии: технология критического мышления

Личностные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Регулятивные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Предметные: учащиеся научатся выразительному чтению и навыкам анализа драматического произведения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учащимися собственных целей обучения.

Какие ассоциации вызывает название произведения?

Горе уму Горе от ума

( то, что вне человека; гонят, клянут, ( происходит не только с тобой, но и вокруг тебя)

- Как вы считаете, главный герой умный или глупый?

- Это история неудачной любви?

- Если это комедия, то что высмеивает автор: горе или ум?

3. Осмысление содержания. Получение новой информации.

Работа с текстом.

Записать в тетрадь!

Чтение 1 действия.

Быт московской дворянской семьи. Дом Фамусова.

- Какое впечатление произвели на вас герои?

- Кто показался смешным и нелепым , а кто заслуживает особого внимания, интересен?

Это все он и это всё о нем- о …….!

С какой целью Чацкий приезжает в дом Фамусова? Можно ли установить , откуда он приехал ?

Как Софья относится к Чацкому в начале пьесы? Как меняется её отношение к нему по ходу развития действия ? Какую роль в этом играют её отношения с Молчалиным?

Каково положение Молчалина в доме Фамусова? Как Молчалин относится к Софье ?

У Чацкого ум с сердцем не в ладу. И все-таки он без памяти влюблен в Софью.

Почему Фамусов настороженно относится к приезду Чацкого ? Какие темы поднимаются в их разговорах ? Как реагирует Фамусов на высказывания Чацкого ?

Цель урока : раскрыть суть конфликта комедии.

Обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чацкого перед загадкой!?

Работа над проблемным вопросом . 2 действие. Чтение д.2, явление 1. Монолог Фамусова.

- Чем обеспокоен Фамусов?

Д.2, явление 2. Диалог Чацкого и Фамусова.

- Кто является инициатором спора?

- Это люди одной эпохи или разных?

- А что важно для Чацкого? Зачитать. Кто прав?

. ( Почему оба героя оказываются в комической ситуации?)

Проблемный вопрос: почему Чацкий не принимает фамусовское

( московское, дворянское ) общество?

Служить бы рад , прислуживаться тошно

Нигде не служит .

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары

Поют всё песнь одну и ту же , не замечая о себе: что старее, то хуже

3 . Где? Укажите нам , отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?

Презрение к мундирам, чинам. Предпочитает служить делу , а не лицам

В чем разочарован? Вывод.

Чацкий разочарован в закоснелом фамусовском обществе. Его раздражает чинопочитание, раболепие Фамусова.

Чацкий – сторонник новых взглядов на жизнь, томим желанием перемен к лучшему. Ему скучно с Фамусовым . Пламенный мечтатель.

Возвращаемся от социального конфликта к любовному .

- Нашел ли ответ на свой вопрос Чацкий? ( Нет)

1. Скалозуб ( хрипун, удавленник, фагот..) !?

2. Молчали н ( жалчайшее созданье..) !?

3. Чацкий !? Друг детства

А кем из них я дорожу ?

Хочу – люблю, хочу- скажу.

Молчалин! Будто я себя не принуждала?

- Почему Софья не верит в любовь Чацкого?( Чацкий три года не давал о себе знать…)

Уступчив, скромен , молчалив, тих….

- Чацкий о Молчалине. Жалок и заслуживает презрения. Не воспринимает его всерьез. ( В этом его ошибка. Молчалин проворный делец, удобно устроившийся в жизни)

- Чацкий о любви Софьи к Молчалину.

Чацкий / Молчалин.

Принципы жизни. Кто есть кто? Распределить

Иметь своё мнение

Умеренность и аккуратность

Балы не для знакомств, а для веселий

4… получать чины , награды

6. «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь

3. Любит, мечтает, обманывается

4. Мечтает о любви, семье

Молчалин признается в любви…Целует ей руку.

Итак, Чацкий никак не может разгадать Софью.

Но зато социальный конфликт принимает обороты не в пользу Чацкого.

- Что такое фамусовское ( московское , дворянское ) общество ? Каковы порядки, обычаи , нравы?

Отношение к образованию

« Всю ночь читает небылицы,

Отношение к службе

« Когда же надо подслужиться,

Вывод : Фамусов блюститель старых порядков, нравов!

Представители этого общества:

Фамусов Павел Афанасьевич –

Князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий , что его единственный недостаток – глухота.

Супруги Горичи – Платон Михайлович – спокоен и ленив

Наталья Дмитриевна – властная.

Загорецкий – плут, мошенник, мастер услужить…

Действие №3. Светский раут Бал в доме Фамусова . ( Действие 3, явления 14-21)

Светский раут: гости развлекаются, танцуют, но это маска. Под этой маской скрывается корысть, найти выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство…

Здесь все ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном.

Именно во время бала Чацкий будет объявлен сумасшедшим !

Что же Чацкий? Он не замечает, что его объявили сумасшедшим. Его не слышат. Зачем слушать умалишенного.

Да мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний

А пуще голове от всяких пустяков ..

Нет! Не доволен я Москвой ( Монолог Чацкого «Французик из Бордо….)

Критика русского общества, которое подражает иностранцам.

Но Чацкого никто не слышит и не желает слышать. Он безумец.

t1637432571ae.jpg

Цель : уметь анализировать художественный текст, выразительно читать по ролям и сформировать личностное восприятие к произведению ,

Я считаю, что сумасшедшим Чацкого объявила Софья.

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в ученье.

Чацкого игнорируют из-за шуток и насмешек.

Софья отвечает Чацкому взаимностью и готова с ним хоть на край света.

Лиза принимает ухаживания Молчалина и выходит за него замуж.

Я считаю, в финале комедии Чацкий побеждён лицемерным светским обществом. ?

Осмысливаем содержание 4 действия.

- Развязка любовного конфликта. Явления 10-13.

- Может ли Софья простить Молчалина и выйти за него замуж?

- Монолог Чацкого. Кого и что он обличает ?

- Есть ли победившие в споре между веком минувшим и веком нынешним?

- Как сложится судьба Чацкого, покинувшего Москву ?

Побежденный ? Победитель? ( Распределить высказывания по критериям).

Обличитель лжи, лицемерия.

Не такой, как все.

Вынужден покинуть дом Фамусова.

Изгнан из Москвы.

Итак, Чацкий – идеолог нового поколения, прогрессивного , образованного, тип декабриста. Непонятый, освистанный.

Чацкий положительно умен.

Чацкий породил раскол

Клеймит позором низкопоклонство

Московское общество и Чацкий

Мильон терзаний и горе

Слух о его сумасшествии

Роль Чацкого – роль страдательная.

Александр Чацкий – победитель или побежденный?

1.Герой комедии Грибоедова ….(дать краткую характеристику)

2. Цель его возвращения в дом Фамусова? Какую загадку он пытался разгадать?

3. Почему его Фамусов считает опасным, не признающим властей?

4. Объявлен сумасшедшим. Кем?

Кто такой Молчалин?

В чем видит смысл жизни?

Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с Фамусовым, с Чацким, С Софьей, С Лизой?

Читайте также: