Гончарные мастеровые старшая группа конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Продолжать воспитывать у детей любовь к малой Родине через знакомство с народными ремеслами-гончарное искусство .

Познакомить детей с трудом гончара.

Закреплять знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта изготавливаемых из нее.

Обогатить словарь детей словами по теме занятия.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

Развивать стремление к совместной деятельности детей.

Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Выставка изделий народных промыслов (Глечик (кувшин), глиняные тарелки, птичка свистулька).

Мультимедийный проектор, экран, слайды по теме.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Дети посмотрите, что у меня в руках? У меня в руках тарелка, а из чего она сделана? Сделана она из глины. Сейчас я расскажу как ее сделали, слушайте внимательно.

Воспитатель: Давным-давно в Крыму, жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали скот, сеяли хлеб, воспитывали детей. Однажды этим людям в руки попал небольшой кусочек глины. Глина была серой и некрасивой. Для чего она нужна, никто не знал. Но умелец Иван взял в руки глину, брызнул на нее водой, она согрелась, стала теплой и мягкой словно ожила.

Воспитатель: Несколько умелых движений и кусок глины в руках Ивана превратился в глиняный сосуд, чашку, бокал.

Воспитатель: Изделия высушивались на солнце. Вот так ребята, кусок глины оказался волшебным, ведь из него получились такие нужные предметы. Глины было очень много и хватало, что бы изготовить посуду для всех жителей села. Людей, которые стали лепить изделия из глины назвали гончарами. В древности, для того чтобы изготовить самый простой горшок, нужно было потрать очень много времени и сил. Гончары сначала скатывали глину в валики, которые рядами накладывали друг на друга.

Воспитатель: После этого старательно сглаживали все неровности, но все равно изделия получались с неровностями.

Через некоторое время гончары придумали деревянный гончарный круг. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы.

Тогда люди решили для обжига использовать обычные русские печи в избах. Но и в этих печах прокаливалась не вся поверхность, и середина могла остаться сырой.

Гончары делали керамическую посуду, различные сосуды, игрушки из глины, различные глиняные фигурки, детские свистульки. Все эти изделия продавались на сельских ярмарках и очень нравились людям, а дети с удовольствием играли в игрушки и свистульки.

Подвижная музыкальная игра

А сейчас мы с вами отправимся в музей Крымского гончарства.

В музее: горшки из глины, чайники, тарелки, игрушки, птички-свистульки, крымско-татарские расписные тарелки для декора.

В современном Крыму и дальше развивается гончарное ремесло. Есть такие гончары, как Павел Ермоленко живет он в городе Алушта, Айдер Абибулаев в городе Евпатория.

Воспитатель: Теперь изделия из глины изготовляются на современном автоматическом, гончарном круге. Работает он от электричества и крутится сам. Теперь гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия и поэтому оно получается красившее и прочнее чем на старинном круге.

Беседа: Воспитатель: Вот так волшебная глина пришла к нам сквозь года и продолжает радовать нас своей красотой и сегодня.

Тема: Знакомство с мастерами - гончарами и гончарным кругом.

  • Познакомить детей с профессией гончара, с его инструментами для лепки: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка.
  • Развивать у детей представление о труде гончаров в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда.
  • Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончаров.
  • Активизация словаря: горн, гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг.
ВложениеРазмер
ood_znakomstvo_s_goncharami_i_goncharnym_krugom.docx 22.79 КБ

Предварительный просмотр:

в старшей группе

ТЕМА: Знакомство с мастерами - гончарами и

ИСПОЛНЕНО: воспитатель Васильева В. В.

  • Познакомить детей с профессией гончара, с его инструментами для лепки: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка.
  • Развивать у детей представление о труде гончаров в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда.
  • Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончаров.
  • Активизация словаря: горн, гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг.

Подготовка: картинки с изображением работы гончаров, гончарный круг, глина, картинка с изображением горна, изделия гончаров.

Воспитатель: Откуда взялось это слово - "гончар"? Оказывается, все изделия из глины обжигали в специальных печах - горнах. В давние времена мастеров, работающих с глиной, называли "го р нчарами", но со временем звук "р" потерялся и получилось слово "гончар".

Кроме посуды (показ) гончары делают и забавные изделия. Это различные игрушки (показ), украшения (показ).

Но, конечно, самым главным изделием гончара является посуда (показ): чаши, блюда, чайники, кружки, крынки, тарелки. Плоские блюда, чаши гончару лепить легко. А вот для изготовления кувшинов, ваз, крынок гончары используют гончарный круг (показ). В древние времена гончар одной рукой вращал круг, а другой лепил, затем он придумал гончарный круг с педалью, а сейчас есть электрические гончарные круги.

Чтобы получилась вот такая чудесная ваза, гончар вначале брал кусок глины, затем его хорошо мял в руках и бросал с силой на середину гончарного круга. Для чего же он это делал? Для того, чтобы из глины вышел ненужный воздух. А как вы думаете, есть в глине воздух?

Дети: В гинее есть воздух, мы видели его, когда на занятии опускали сухую глину в банку с водой. И в воде появлялись пузырьки.

Воспитатель: Ой, кто это мяукает? А, это моя знакомая кошка Мурка. Заходи. Ты хочешь нам что-то рассказать?

Воспитатель: Мурка расскажет нам, для чего гончар удаляет воздух из глины.

Мурка: Я собралась лепить в подарок своему другу Шарику миску из глины. Но не помяла, не побила глину, а сразу стала лепить. Слепила, поставила миску в горн, чтобы обжечь. Обжигают посуду в горне (показ картинки) для того, чтобы она стала прочной и не пропускала воду. И когда обжиг закончился, я открыла печь и увидела, что моя миска треснула. Я спросила у гончара, почему же моя красивая крепкая миска треснула во время обжига. И гончар объяснил мне: ты, Мурка, не удалила воздух из глины и в печи эти воздушные пузырьки лопнули и появились на миске трещины. Теперь я всегда хорошо мну и бью глину, чтобы из нее вышел воздух и мои изделия получились крепкими.

Мурка (обращается к детям): Ребята! А вы хотите что-нибудь слепить? Тогда возьмите глину в руки и хорошенько её что? (верно, помните), возьмите доску для лепки, положите ваш комок на доску. Расплющьте его ладонью. Слегка смочите пальцы в воде и ими смочите глину. Возьмите скалку, раскатайте комок глины, как ваша мама раскатывает тесто. Теперь возьмите стеку и аккуратно и ровно обрежьте края вашей лепешки, придав ей форму полоски.

Возьмите трафареты (это могут быть бусинки, пуговицы палочки с зубчатыми краями и другое) и украсьте свои полоски узором. (Работа детей по методу словесных указаний)

Мурка: Только не спешите, дети, отделять свою полоску от доски, вы ее испортите. Чтобы аккуратно снять полоску (изделие) с доски, у гончаров есть проволочка для срезания изделия. ( Показ воспитателем, как это делается).

Воспитатель: Спасибо тебе, Мурка, за советы и рассказ, приходи к нам еще в

А вы, дети, аккуратно сложите свои изделия для просушки, а когда они высохнут, мы распишем их красками.

Вот теперь вы знаете, какая интересная и сложная профессия гончара, сколько разных инструментов он использует в своей работе, чтобы получились такие красивые вещи: посуда, игрушки, украшения. Как же нужно относиться к таким вещам из глины?

Ответы детей: бережно, аккуратно, чтобы они не треснули и не разбились, так как они очень хрупкие. И чтобы небрежным отношением не обидеть мастеров.

Воспитатель: Верно, вы все правильно ответили и, надеюсь, так и будете относиться к интересному труду гончаров.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа дополнительного образования "Гончарный круг"; Переспективный план работы кружка с детьми возрастной группы 5-6 и 6-7 лет.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных возможностей , поэтому так важна кружковая работа, программа которой составлена с учетом ранее полученны.

Мастер класс "Сказка по кругу" - коллективное сочинение сказок. развитие речи и подготовка к обучению грамоте.


Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"

Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия".


Предлагаю вам конспект НОД в ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) на тему "Знакомство с квадратом. Сравнение его с кругом". Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей.


Разработка программы дополнительного образования "Гончарный круг"

Разработка программы дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста.


Методическая разработка Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона"

Данное развлечение предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования.


Мастер-класс для родителей "Круги Луллия"

Актуальность: Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это посо.

Упражнять детей в чтении предложений после перестановки каждого слова, в употреблении разных интонаций.

Материал: глиняная посуда, пластилин, иллюстрации к сказкам.

Ход занятия.

На столе выставлена различная глиняная посуда: кувшин, плошка, миска и т. д.

Рассказ воспитателя о гончарном промысле.

Воспитатель: Ребята, а я знаю сказку, где использовался кувшин, а вы не знаете такой?

Воспитатель: А как лиса попала в кувшин?

Воспитатель: Кого же вам жалко в этой сказке?

Воспитатель: Хотелось бы вам помочь лисе?

Воспитатель: А как это можно сделать?

Воспитатель: Как лиса сначала разговаривала с кувшином? (ласково, она его просила)

Воспитатель: Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково.

Воспитатель: А как лиса стала потом разговаривать? Какие слова она говорила?

Воспитатель: Произнесите слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Чем же заканчивается сказка?

Воспитатель: На каком бы месте вам хотелось бы остановить сказку?

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, в какой ещё сказке есть и лиса и кувшин?

Воспитатель: А почему кувшин за собой лису потянул?

Воспитатель: Давайте подумаем, смогла бы лиса сама себе помочь и освободится от кувшина?

По желанию дети пересказывают сказку.

Предложить детям вылепить кувшины для кукольного уголка.

Конспект занятия по математике в старшей группе Конспект занятия по математике. Цели: 1. Закреплять порядковый счет предметов в пределах первого десятка; 2. Закреплять знания детей геом.

Конспект занятия по математике в старшей группе

Конспект занятия по математике в старшей группе Конспект занятия по математике в старшей группе. Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и.

Задачи:

Познакомить детей с профессией гончара.

Развивать у детей представление о труде гончаров в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда.

Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончаров.

Активизация словаря: горн, гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг.

Учить рассказывать сказку без помощи воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином.

Материал: иллюстрации, керамические изделия (кувшин, крынка).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите, на выставку наших изделий, и отгадайте загадки:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

Посуды нет такой давно,

Всё металл и стекло,

А в старину у всех была

Чаще посуда (глиняная)

В земле я родился,

В огне закалился. (Горшок)

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи. (Гончар)

Когда-то, давным-давно в одном старинном русском селе, жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали скот, сеяли хлеб, воспитывали детей. Однажды этим людям в руки попал небольшой кусочек глины. Глина была серой и некрасивой. Никто не знал, для чего она нужна и как ею пользоваться. Но один умелец взял в руки глину, брызнул на нее водой, она согрелась, стала теплой и мягкой словно ожила.

Несколько умелых движений и кусок глины в руках умельцев превратился в глиняный сосуд, чашку, бокал. Изделия высушивались на солнце. Вот так ребята, кусок глины оказался волшебным, ведь из него получились такие нужные предметы. Глины было очень много и хватало, чтобы изготовить посуду для всех жителей села. Людей, которые стали лепить изделия из глины назвали гончарами. В древности, для того чтобы изготовить самый простой горшок, нужно было потратить очень много времени и сил.

Через некоторое время гончары придумали деревянный гончарный круг. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Мастер помещал в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивал руки водой и далее нажатием больших пальцев делал углубление и формировал донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работали, как правило, обеими руками: одна — внутри, другая — снаружи. Руки перемещались от дна вверх. Их необходимо было постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы.

Дети ходят по кругу поют песню:

Трух - трух, трух- трух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит - на весь двор кричит.

Кто услышит – тот бежит.

Воспитатель: С тех пор, как люди нашли первый кусочек глины, прошло очень много лет. Теперь мастера гончары работают на большой фабрике. Они изготавливают изделия, которые покрывают глазурью. Все эти изделия называются керамикой. Теперь изделия из глины изготовляются на современном автоматическом, гончарном круге. Работает он от электричества и крутится сам. Теперь гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия и поэтому оно получается красившее и прочнее чем на старинном круге.

Воспитатель: Вот так волшебная глина пришла к нам сквозь года и продолжает радовать нас своей красотой и сегодня. Вот теперь вы знаете, какая интересная и сложная профессия гончара, сколько разных инструментов он использует в своей работе, чтобы получились такие красивые вещи: посуда, игрушки, украшения. Как же нужно относиться к таким вещам из глины?

Ответы детей: бережно, аккуратно, чтобы они не треснули и не разбились, так как они очень хрупкие. И чтобы небрежным отношением не обидеть мастеров.

Воспитатель: Верно, вы все правильно ответили и, надеюсь, так и будете относиться к интересному труду гончаров.

Воспитатель: Ребята, а я знаю сказку, где использовался кувшин.

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

— Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

— Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Воспитатель: А как лиса попала в кувшин? (Ответы детей)

Воспитатель: Кого же вам жалко в этой сказке? (Ответы детей)

Воспитатель: Хотелось бы вам помочь лисе? (Ответы детей)

Воспитатель: А как это можно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Как лиса сначала разговаривала с кувшином? (ласково, она его просила) (Ответы детей)

Воспитатель: Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково. (Дети имитируют)

Воспитатель: А как лиса стала потом разговаривать? Какие слова она говорила? (Ответы детей)

Воспитатель: Произнесите слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Чем же заканчивается сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, в какой ещё сказке есть и лиса и кувшин? (Ответы детей)

Воспитатель: А почему кувшин за собой лису потянул? (Ответы детей)

2.Тип материала. Сценарий занятия.

3. Для кого предназначен. Для детей дошкольного возраста.
4. Гипотеза исследования . Разработанное занятие будет способствовать

расширению интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края.

Программное содержание: Познакомить детей с гончарным ремеслом.

Расширять у детей познавательный интерес к истории родного края.

Воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям.

Ход занятия.

Воспитатель: Давным-давно в старинном русском селе, которое находилось около нашего города Скопина, жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали скот, сеяли хлеб, воспитывали детей. Однажды этим людям в руки попал небольшой кусочек глины. Глина была серой и некрасивой. Для чего она нужна, никто не знал. Но умелец Иван взял в руки глину, брызнул на нее водой, она согрелась, стала теплой и мягкой словно ожила.

Воспитатель: Несколько умелых движений и кусок глины в руках Ивана превратился в глиняный сосуд, чашку, бокал. (слайд 3, 4, 5)

Воспитатель: Изделия высушивались на солнце. Вот так ребята, кусок глины оказался волшебным, ведь из него получились такие нужные предметы. Глины было очень много и хватало, что бы изготовить посуду для всех жителей села. Людей, которые стали лепить изделия из глины назвали гончарами. В древности, для того чтобы изготовить самый простой горшок, нужно было потрать очень много времени и сил. Гончары сначала скатывали глину в валики, которые рядами накладывали друг на друга.

Воспитатель: После этого старательно сглаживали все неровности, но все равно изделия получались с неровностями.

Через некоторое время гончары придумали деревянный гончарный круг. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы. (слайд 7)

Готовый сосуд срезался с круга ниткой, тонкой медной проволокой или деревянной лопаткой, а иногда просто снимали посуду с круга руками. (слайд 10)

Воспитатель: После того как сосуды снимали с круга, их обжигали на костре.

При обжиге на костре прокаливалась не вся поверхность горшка, как с внешней, так и с внутренней стороны. (слайд 11)

Тогда люди решили для обжига использовать обычные русские печи в избах. Но и в этих печах прокаливалась не вся поверхность, и середина могла остаться сырой. (слайд 12)

Гончары делали керамическую посуду, различные сосуды, игрушки из глины, различные глиняные фигурки, детские свистульки. Все эти изделия продавались на сельских ярмарках и очень нравились людям, а дети с удовольствием играли в игрушки и свистульки. А вы ребята хотите поиграть? (слайд 14)

Дети ходят по кругу поют песню:

Трух - трух, трух- трух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит - на весь двор кричит.

Кто услышит – тот бежит.

Воспитатель: С тех пор, как люди нашли первый кусочек глины, прошло очень много лет. Теперь мастера гончары работают на большой фабрике в городе Скопине. Они изготавливают изделия, которые покрывают глазурью. Все эти изделия называются керамикой.

Воспитатель: Теперь изделия из глины изготовляются на современном автоматическом, гончарном круге. Работает он от электричества и крутится сам. Теперь гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия и поэтому оно получается красившее и прочнее чем на старинном круге.

Воспитатель: Затем мастера в ручную обрабатывают изделия, Некоторые детали (ручки, носики, крылышки) лепятся от руки. Вылепленная форма подсушивается, затем их соединяют при помощи отдельно разведенной глины.

После чего поверхность изделия обильно украшается геометрическим орнаментом.

Воспитатель: Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует блестящий слой желтого, зеленого или коричневого цвета. (слайд 23)

После чего изделие отправляют в современную печь.

Воспитатель: Вот так волшебная глина пришла к нам сквозь года и продолжает радовать нас своей красотой и сегодня.

На фабрике изготавливаются разные изделия и некоторые из них вы можете увидеть в нашем музее . (дети при помощи загадок отгадывают изделие и находят его в музее).

2 Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – С.45 – 46

Читайте также: