Голубая чашка гайдар конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

“Голубая чашка” Рассказ “Голубая чашка” появился в 1936 году в журнале “Пионер”. Работал Гайдар над ним упорно и долго: начал в 1934 году в Арзамасе, продолжал писать в Ленинграде, советуясь с Маршаком, редактировал в 1935 году под Москвою, в Малеевке. Первоначально рассказ начинался с небольшой семейной ссоры. Маруся рассердилась на пятилетнего сына и мужа, подозревая, что они разбили ее любимую чашку.

Она уезжала в город, а отец с сыном Димкой уходили из дому путешествовать.

В поздних вариантах вместо Димки появляется шестилетняя

рыжеволосая Светлана. Это связано с тем, что усложнился конфликт рассказа: вечером к Марусе приезжал ее друг летчик, на следующий день она неожиданно уехала в город. Конфликт вышел за рамки обыденной ссоры и мог привести к серьезному семейному разладу. Но во время совместного путешествия нежная, веселая Светлана так живо напоминала отцу Марусю, что от обиды не осталось следа.

Так появляется лирическая интонация рассказа. Она не звучала бы так, будь на месте Светланы Димка; иными, более сдержанными были бы отношения отца с сыном. Рассказ вызвал споры родителей, учителей, библиотекарей; дискуссии в газетах

Некоторым взрослым рассказ казался написанным не для детей, они говорили, что дети не примут такого “бессюжетного” произведения, будут скучать, читая его. Однако время опровергло эти домыслы.

В рассказе две сюжетные линии. Одна связана с “путешествием” Светланы и отца в поисках “хорошей жизни”. Другая – взрослая – о разладе в семье, обиде, ревности, о победе любви.

Образ Светланы объединяет обе линии сюжета. Лирическое повествование о поисках счастья, “хорошей жизни” находит отклик в детских сердцах. Отец с дочкой мечтали, живя на даче, ловить рыбу, купаться, загорать, собирать грибы и орехи, а хлопотливая Маруся заставила подметать двор, протягивать веревку, чинить забор.

Целых два дня терпели Светлана и отец все новые да новые дела, которые придумывала Маруся, но когда появился полярный летчик, разбилась голубая чашка и Маруся сказала, что виноваты отец со Светланой, они решили, что жизнь “совсем плохая”, и ушли “куда глаза глядят”. Решили идти на поляну, за пруд, в березовую рощу, на гору и, может быть, еще дальше. Многое в рассказе дается через восприятие Светланы: встреча с Санькой, которого бабка за солью послала, а пионер Пашка Букамашкин “драть его хочет” за то, что тот несправедливо обидел девочку Берту; отдых на тихой поляне, где росли высокие цветы и летал смелый чиж.

Отца и Светлану связывает дружба, но Гайдар показывает различие их переживаний. Вот тут и приходят на помощь пейзаж и лирический подтекст. Природа олицетворяется, она активно выражает свое отношение к поступкам, словам, мыслям героев. Когда Светлана поет веселую песню о том, что она храбрая барабанщица и не разбивала голубой чашки, цветы “тихо закивали Светлане своими пышными головками”.

Потом Светлане, соскучившейся по Марусе, кажется, что за нею и отцом прилетел тот самый чиж, которого она видела на даче. Отец не соглашается с нею, потому что еще не простил Марусю. Он поет почти ту же песню, что и Светлана,- о том, что они не разбивали голубую чашку, но добавляет: “И мы решили уйти насовсем далеко”.

И природа оказывается не на его стороне. Она не одобряет мстительных чувств, из-за которых может разбиться счастье троих людей.

Писатель сумел сохранить в одном из самых лирических своих рассказов и мотивы революционного прошлого. Воспоминания о стойкости бойцов гражданской войны естественно вплетаются в повествование. Психологической кульминацией “Голубой чашки” оказываются рассказ отца о первой встрече на войне с Ма-русей, об их любви и разговор со Светланой о том, что Маруся любит его. А. Гайдар приводит своих маленьких читателей к той мысли, что поиски счастья, “хорошей жизни” тесно связаны со способностью самих героев давать счастье, налаживать “хорошую жизнь” для других.

Эта мысль определяет и композицию рассказа, в которой переплетаются реальность и сказка, объединяются “детский” и “взрослый” планы повествования. Умение приносить счастье людям, способность забыть все наносные, мелкие обиды и недоразумения определяют возможность и реальность счастья для самих героев рассказа: “Глаза Маруси были карие, и смотрели они ласково. Видно было, что ждала она нас долго, наконец-то дождалась и теперь крепко рада”.

Миша: От первого лица.

У: А нам известно кто повествует?

Женя: Да, повествование идёт от лица папы маленькой девочки Светланки.

Женя: «После завтрака Маруся вдруг собралась и отправилась в город, а мы сели и задумались.

Вот тебе и на лодке поехали!

У: Попробуем уловить, какое настроение передано в этом отрывке.

Женя: Мне показалось, что настроение папы и дочки совсем не радостное, а во дворе, на улице - солнышко, воробьи прыгают – хорошо.

У: С одной стороны, обида папы и дочки, с другой стороны – солнышко светит, всё во дворе замечательно. А как вы думаете, нам это даёт некий намёк на дальнейшее развитие событий.

Таня: Возможно, им тоже будет весело.

Женя: Думаю, что потом они всё-таки придумают себе весёлое занятие и им не будет скучно.

У: Обратим внимание на то, через какие детали мы смогли это понять.

Таня: Солнце светит, воробьи скачут, цыплята шмыгают на улицу.

У: Несмотря ни на что папа и дочка продолжают радоваться жизни, наслаждаться природой. Их путешествие только началось, и первого, кого они встречают на своём пути это.

У: Звучит угрожающее. Но Светланка знает этого мальчика, знает, что он хороший; почему его так называют?

Костя: Они узнали, что его так называли, потому что он сильно обидел девочку Берту.

Женя: Оказалось, что Берта сама виновата: она нарушила правила игры.

У: Думаю, даже это не даёт мальчику права обижать девочку. Вспомните, хоть об этом и упоминалось вскользь, что сделал Санька, когда путники ушли.

Миша: Саша вернул забытые сандалики.

Кирилл: Может быть ощущение одиночества.

Ксюша: Грустно, чего-то не хватает. Тем не менее, они на природе, и им хорошо.

Женя: Безмятежность в природе. Им даже хорошо, что вокруг нет людей, только коза и коршун.

Костя: И они встречают бабку в телеге.

У: Прочитаем этот отрывок.

Максим: «Захотелось и Светлане заглянуть под землю. Долго, лежа на животе, смотрела она в черную яму. А когда оттащил я ее за ноги, то рассказала она, что видела сначала только темноту. А потом разглядела под землей какое-то черное море, и кто-то там в море шумит и ворочается. Должно быть, рыба акула с двумя хвостиками, один хвост спереди, другой – сзади. И еще почудился ей Страшила в триста двадцать пять ног. И с одним золотым глазом. Сидит Страшила и гудит.

Хитро посмотрел Яна Светлану и спросил, не видела ли она там заодно пароход с двумя трубами, серую обезьянку на дереве и белового медведя на льдине.

У: Как вы думаете, каково настроение героев в этом отрывке, и как вы это поняли?

У: Таня, ты подробно пересказала эпизод, а каково было настроение героев?

Женя: Явно хорошее. Они даже хотят им поделиться с окружающими. И в ответ бабка прибавляет им хорошего настроения: дарит огурцы.

У: На какие детали вы ещё обратили внимание?

Ксюша: То, что дочка решает немного почудить.

У: Мы увидели, что, несмотря на обиду, папа и дочка продолжают радоваться, баловаться и не забывают делиться хорошим настроением с окружающими. Перейдём к следующему отрывку.

У: Есть ли связь между историей о солнышке и историей папы и Светланки? Какая?

Ксюша: Да, настроение папы и дочки немного испортилось, но смогло прорваться сквозь обиду, как солнышко сквозь тучи.

Женя: Я считаю, что у них сначала было плохое настроение, потому что Маруся сказала, что они разбили голубую чашку. Но они пытаются искать в жизни положительные моменты, пытаются радоваться. Это очень похоже на историю про солнце и тучи.

У: Ситуации похожи: как солнышко смогло прорваться сквозь тучи, так и герои смогли перебороть обиду и почувствовать вкус жизни. Кого последним они встретили на своём пути?

Миша: Валентину и её сына Фёдора. Он был толстый.

У: Это его внешний признак. А что мы знаем о его характере?

Ксюша: Сначала он только и делал, что ел малину, потом подарил котёнка.

Женя: Мне кажется, что он поначалу был не очень вежлив: забрал все пряники и не поблагодарил. Ещё он хитрый и сообразительный.

Настя: Они купались, играли с ежом – им хорошо.

Аня: Может быть положительное в том, что, обидевшись, они пошли в путешествие. А если бы не обиделись, то не увидели всего того, что произошло за этот день.

Ксюша: И если бы не ушли, то не поняли бы насколько хорошо дома.

Женя: Если бы не поссорились, то не поняли, что могут сами себе улучшить настроение – и обида пройдёт.

У: Т.е. случай с чашкой заставил их задуматься о том, насколько важно для них семейное счастье. Решим, что быть всем вместе – это лучше всего.

Женя: И мама это тоже поняла, т.к. сначала она им не разрешила делать вертушку, а потом сама укрепила её на крыше. Это значит, что Маруся их уже простила.

Миша: Это предмет, из-за которого всё произошло.

Ксюша: Конфликт в семье произошёл из-за чашки.

Настя: Из-за неё случилась эта история.

У: Так, голубая чашка – первопричина всего произошедшего. Важно и то, что история с голубой чашкой заставила эту семью задуматься над их отношениями друг к другу. Ведь из-за глупых обид – мышей семейное счастье, как голубая чашка, могла разбиться.

Женя: Гайдар хочет показать, что люди важнее предметов: чашка разбилась – Маруся обиделась на папу и Светланку, а когда они вернулись, поняла, что родные ей дороже.

У: Думаю, это подводит итог нашим размышлениям над мудрым рассказом Гайдара. Давайте сейчас, вслед за героями рассказа попробуем найти положительную сторону в, казалось бы, совсем грустных ситуациях из своей жизни.

Запись можно сделать также в форме таблички. (через три минуты)

Аня: Я получила плохую отметку, но потом очень хорошо выучила урок.

Женя: У меня умерла маленькая черепашка. Но потом из детского сада мне принесли большую черепашку. Конечно же, жалко было первую, зато мама согласилась на большую.

Ксюша: Летом я была на даче. Там речка, хорошо. Но тогда я этого не понимала и постоянно просилась в город. Меня увезли, и в городе началась аллергия на пыль. Поняла, что надо наслаждаться каждым моментом.

Женя: Я тоже хотела сказать нечто похожее, что, когда мы приехали к родственникам на Украину, было в этом и положительное, и отрицательное. Но я поняла, что в любом моменте надо искать хорошее.

Костя: Я заболел и не пошел в школу.

У: Т.е., за время болезни ты отдохнул от уроков и вернулся в школу с новыми силами.

Маша: Однажды поссорилась с подругой и поняла, что она мне дорога.

Женя: Один раз после болезни меня освободили от физкультуры, а я её очень люблю. Но за время урока я сделала часть домашнего задания – дома осталось делать меньше.

Миша: Я разбил колено, когда катался на скейте и понял, что надо отработать технику катания, и отработал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством известного детского писателя Аркадия Гайдара, расширения круга чтения, расширения кругозора.

Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие

I.Вступительное слово библиотекаря.

Дорогие ребята! Сегодняшний библиотечный урок посвящен известному детскому писателю Аркадию Петровичу Гайдару, 22 января 2014года ему бы исполнилось 110 лет .

Вначале немного об авторе.

Родился в рабочем посёлке при сахарном заводе под Льговом в семье народного учителя в 1904г. Аркадий Голиков встретил Великий Октябрь тринадцатилетним учеником реального училища в тихом купеческом городке Арзамасе. В 14 лет вступил в Красную Армию. В 15 был тяжело ранен в бою. А в 17 командовал полком, громившим контрреволюционные банды. С какими только людьми не сводила в те годы юношу Голикова переменчивая солдатская судьба, каким опасностям не подвергала, в какие края необъятной страны не забрасывал его непреложный военный приказ! Украина, Тамбовщина, Сибирь…

Последствия тяжёлых ранений помешали этой мечте осуществиться. Но и уволенный в запас по состоянию здоровья, А.Гайдар не признал себя демобилизованным. Он был бойцом по натуре, по духу, солдатом в великом сражении за светлое будущее. Он лишь сменил род оружия, Винтовку со штыком заменило отточенное перо. Меткий выстрел – меткое и горячее, как летящая в цель пуля, слово журналиста, писателя.

В разные годы Гайдар был корреспондентом разных газет.

Любимый жанр Гайдара-журналиста – фельетон. Внешне фельетоны и очерки Гайдара мало напоминают его прозу. Гайдар-журналист писал по горячим следам событий, о сиюминутном. Очерки, фельетоны вмешивались в жизнь непосредственно. В литературе А.П.Гайдару было суждено проработать всего 15 лет. А в книгах его отразилась вся жизнь, которой он был свидетелем и участником.

Любимый писатель советских ( и не только!) ребят Аркадий Петрович Гайдар был сражён фашистской пулей туманным октябрьским утром 1941г. возле украинского села Леплява. Ему шёл 38 год.

Для нас этот писатель – самый детский. Не потому, что он писал не о серьезных вещах. Напротив, он писал для детей, но о самом важном. С ним и его героями мы учились быть Человеком, Патриотом, Гражданином. Пишем с большой буквы, потому что Аркадий Гайдар и сам был таким: все делал с большой буквы. Выбрав такую активную позицию, человек делает нелегкой свою судьбу, но, читая книги Гайдара, поражаешься его силе, честности и цельности.

Давайте познакомимся с его произведениями.

II.Основная часть

Дореволюционный Арзамас, Арзамасское реальное училище, первая мировая война, как она воспринималась в российской провинции, революция, гражданская война – всё описано так, как запомнилось будущему писателю Гайдару. Но конечно, автобиографическая повесть не биография. Это художественное произведение. Подобно тому как фамилия главного героя – Гориков – отличается на одну букву от подлинной фамилии автора, так и само повествование не во всём соответствует фактам личной судьбы Арк.Голикова. Есть здесь и элементы вымысла, которые усиливают рассказ Бориса Горикова, придают его судьбе ещё более обобщённый, типичный характер.

Перейдём к следующему произведению – повесть

Эта книга была одной из самых любимых книг советских ребят. В ней рассказывается о том, как Тимур и его друзья Женя, Гейка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков, Таня и Нюрка жили летом в подмосковном посёлке. Как эта дружная команда простых и смелых, отзывчивых ребят заботилась о семьях красноармейцев, занималась с малышами, помогала старшим по хозяйству, как боролась с хулиганами - садовыми ворами Мишкой Квакиным и Фигурой. Свои добрые дела ребята превратили в увлекательную романтическую игру, окружив тайной заботой тех, чьи отцы и братья были на фронте.

Вопрос детям: А в вашей школе существует тимуровское движение?

Повесть, о которой я вам хочу сегодня рассказать, написана легко – легко она и читается, хотя создавалась в трудное для писателя время. А потому мне кажется, что вам, ребята, она понравится. Ведь это повесть о мальчишках, которые жили очень давно, еще до Великой Отечественной войны, но детство во все времена одинаково, и в них, я надеюсь, вы узнаете самих себя, своих друзей или братьев.

Звали наших героев Чук и Гек. Братья были совсем разные по характеру, разные у них были привычки, но когда, провинившись, пытались избежать наказания, тут уж они были исключительно единодушны.

В общем, история, рассказанная Аркадием Гайдаром, повествует о самом большом приключении в жизни этих двух братьев. Новый Год, как известно, семейный праздник, а потому каким бы замечательным городом не была Москва, мальчишки очень хотели к отцу, к его Синим – пресиним горам. Их ждали тысячи километров поездом, затем – на санях через тайгу… А там медведи, волки, сугробы, мороз…

Итак, главными темами в литературе тех лет были революция и гражданская война, социалистическое строительство, защита Родины от врагов.

Перу Гайдара принадлежат:

А теперь я вам предлагаю вспомнить о викторине, вопросы которой вам уже известны.

Где и в каком году родился Аркадий Петрович Гайдар?

(в рабочем посёлке при сахарном заводе под Льговом в семье народного учителя в 1904г).

2. Назовите настоящую фамилию писателя.

4.Сколько лет проработал Аркадий Гайдар в литературе?

5. Что является сердцевиной гайдаровского творчества?

(человечность)

7.Перечислите произведения А.П.Гайдара.

8.Как называется сказка, написанная Гайдаром?

9.Про кого написал писатель эту книгу?

(…про себя. Про свою жизнь.)

10. Что было написано на камне?

11. Как зовут главного героя этой сказки?

( Ивашка Кудряшкин)

12. О чём эта сказка?

( Известная сказка Гайдара о смысле жизни, о том, что такое подлинная красота и счастье.)

13. Какая из известных повестей А.Гайдара автобиографическая?

14. В каком году она была написана?

15. Как звали главного героя этой повести?

( Борис Гориков)

17. Кем был написан сценарий для Одесской киностудии по ней?

( самим А.Гайдаром.)

19. Как вначале автор хотел назвать этот рассказ?

21. Какая фамилия была у Чука и Гека?

22. Как звали собаку сторожа?

( красноармейца Сергеева )

24. К чему тщательно готовились Жиган и Димка?

( к побегу в Красную Армию )

25. Какую повесть Гайдар написал в 1940году?

26. В каком из произведений вставлена сказка о Мальчише-Кибальчише?

27. Что ещё кроме рассказов и повестей писал А.П.Гайдар?

(сказки, публицистика: фельетоны, газетные очерки)

III.Заключение

Подведение итогов викторины и награждение победителя.

Ребята, к следующему уроку предлагаю вам выполнить творческое задание: нарисовать иллюстрации к понравившимся вам произведениям Аркадия Гайдара.

Это очень светлый и теплый рассказ, который учит быть добрее друг к другу, с пониманием относиться к родным и близким.

История создания рассказа Аркадия Гайдара

Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович (Голиков)Гайдар (1904-1941)

После публикации рассказ получил неоднозначную оценку. Было много негативных отзывов, некоторых критиков не устраивала проблема ревности и любви, затронутая в произведении, написанном для детей.

В исходном варианте рассказа повествование начинается с семейной ссоры. Маруся сердится на своего мужа и маленького сына Димку. Мама уезжает в город, а Димка с отцом идут гулять.

Позднее вместо Димки появилась шестилетняя озорная девочка с рыжими волосами, которую звали Светлана.

Главные герои и их характеристика

Герои Голубая чашка

Маруся - мудрая жена и заботливая мать, иногда она бывает слишком строгой и принципиальной, но, несмотря на это, она очень любит свою семью и дорожит ею.

Светлана – маленькая девочка, открытая, веселая, добрая и непосредственная.

Отец Светланы. Он бывший военный, это добрый и мягкий человек.

Пересказ произведения для читательского дневника: семья Маруси летом приехала на дачу. Они хотели провести время вместе, планировали рыбачить, гулять, собирать ягоды, наслаждаться природой. Но их планам не суждено было сбыться, пришлось наводить в доме порядок, чинить забор.

К Марусе пришел ее знакомый летчик, с которым она долго разговаривала, а потом вообще пошла его провожать.

Светлана с отцом остались одни, они решили смастерить флюгер. Когда вернулась мама, ей это не понравилось, к тому же она нашла свою любимую голубую чашку разбитой.

Маруся обвинила Светлану и ее папу в том, что это они разбили кружку, хотя это не так. Происходит ссора.

Светлана с отцом

Папа рассказывал Светлане о том, как они познакомились с мамой, вспоминал теплые мгновения, проведенные с ней. Они прополоскали одежду, искупались в речке и резвились, пока она сохла.

В конце концов муж понял, как сильно любит Марусю, и как мелочны все ссоры и обиды по сравнению с этим чувством. Вечером они вернулись домой. Их с нетерпением ждала Маруся, которая уже забыла и простила им все обиды. А разбитая мамина кружка, как оказалось, - вина мышки.

Главная мысль произведения: семья – самое важное в жизни человека.

Чему учит произведения Гайдара

Смысл рассказа в том, что незаслуженные обвинения способны очень обидеть и ранить близкого человека. Если в семье царит любовь и взаимное уважение, то никакие преграды не разрушат счастья.

Прощение

В жизни не всегда все проходит гладко, бывают ссоры и размолвки, иногда разбиваются стаканы, появляются тайны. Главное – доверие и понимание родных и близких людей.


Читайте также: